А с пушкин руслан и людмила отрывок конспект урока 5 класс

Обновлено: 06.07.2024

Оборудование урока: мультимедийная установка; презентация Microsoft PowerPoint.

Ход урока

Рассматривание портрета Пушкина.

I. Вступительное слово учителя.

Поэма имела громадный успех. Она раскупалась нарасхват.

прекрасным. Одновременно пролог стал своего рода художественным исследованием волшебной сказки.

II. Прослушивание учащимися пролога.

III. Обмен мнениями о прослушанном.

  1. Каково общее настроение этого текста?
    (Радостное, так как читатель встречается со сказками, а сказка для народа - такой же праздник, как нарядно расшитый костюм, ярко расписанная игрушка).
  2. Кто же рассказывает читателю сказки? (Поэт рассказывает сказки, переданные ему чудесным котом.)

IV. Словарная работа.

Лукоморье - старинное народное название изогнутого морского берега. Берег, словно лук, изогнулся..

Неведомые (дорожки) – незнакомые.

Невиданные (звери) – неизвестные, такие, которых никто не видел.

Брег песчаный - (устар.). То же, что и берег.

Витязь – В Древней Руси: отважный, доблестный воин.

Чредой – (устар.). То же, что очередь.

Пленяет – взять в плен.

Темница – место заключения.

Над златом чахнет – над золотом сохнет.

Дети объясняют с помощью учителя значение данных слов.

V. Работа учащихся по вопросам, раскрывающим тематическое, композиционное и языковое своеобразие пролога.

VI. Конкурсное чтение учащимися пролога по заданию.

Первое, что бросается в глаза, - мозаичность. Весь сказочный мир дробится на ярки кусочки. Маленькими отрывочками мы и будем читать текст, передавая таинственный мир сказки.

VП. Знакомство с произведениями художников, иллюстрирующих пролог. Рассматривание картин художников: Б.Парилова, В.Дудорова.

Мозаичное построение пролога уже на протяжении полутора веков привлекает внимание художников. Дайте название картинам словами из текста.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Технологическая карта по уроку литературы в 5 классе по программе Г.С. Меркина

- сформировать у учащихся умения реализовывать способы действия, помогающие анализировать поэтический текст

- способствовать развитию навыков выразительного чтения, речевых умений;

- способствовать развитию внимания, коммуникативных навыков, умению анализировать информацию и делать выводы;

- содействовать формированию осознанного интереса к изучению литературы;

- совершенствовать диалогическую и монологическую речь учащихся.

Планируемые результаты

- формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы;

- понимание авторской позиции и выражение своего отношения к ней;

- понимание ключевых проблем произведение русской литературы XIX века;

- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих ценностей и современного их звучания;

- умение анализировать литературное произведение;

- создавать устные монологические высказывания.

Метапредметные:

- целеполагание и планирование своей деятельности;

- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, подбирать аргументы в пользу собственного решения;

- принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров;

- умение оценивать свою деятельность, определять сферу своих интересов;

-умение находить информацию, анализировать, использовать ее в самостоятельной деятельности

- умение строить речевые высказывания

- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры

- совершенствование духовно-нравственных качеств личности;

- воспитание чувства любви к Отечеству;

- воспитание уважительного отношения к культуре и истории страны и народа;

- использование для познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и т.д.).

Межпредметные связи: история, ИЗО, культуроведение

Ресурсы урока:

Информационно-методические:

учебник литературы под редакцией Г.С.Меркина, методическое пособие, рабочая тетрадь к учебнику под редакцией Ф.Е.Соловьёвой

аудиохрестоматия по литературе 5 класса.

карточки со словами, таблица (раздаточный материал),

Материально-технические:

Содержание деятельности ученика

Содержание деятельности учителя

Мотивация познавательной деятельности
Проверка домашнего задания

Читает эпиграф к уроку:

Для вас, души моей царицы,
Красавицы, для вас одних
Времен минувших небылицы,
В часы досугов золотых,
Под шепот старины болтливой,
Рукою верной я писал;
Примите ж вы мой труд игривый!
Ничьих не требуя похвал,
Счастлив уж я надеждой сладкой,
Что дева с трепетом любви
Посмотрит, может быть украдкой,
На песни грешные мои.

- Как вы понимаете смысл высказывания А.С.Пушкина? (Л)

Актуализация познавательной деятельности

Учащиеся строят предположения и делают вывод: эпиграфа недостаточно для точного ответа.

Определяют связь между словами на карточках:

сказка кот Леший дорожки царевна волк

Возможны разные варианты: сказка о царевне, волк на дорожке, Леший у кота, сказка про кота, волк и царевна и т.д.


- В эпиграфе поэт говорит о произведении, в котором будет описано много материалов из прошлого

- Достаточно ли эпиграфа к уроку, чтобы понять, какова его тема? (Р)

- Для того чтобы понять, как связан эпиграф с темой нашего урока, обратимся к карточкам на ваших столах. Слова, написанные на них, служат разгадкой к определению темы нашего урока. (Р)

- Найдите в парах найти связь между словами. Ответить можно в виде словосочетания. (К)

- Работа в парах завершена. Поблагодарите друг друга за работу! (К)

- Как связан эпиграф со словами, данными вам? (Р)

- В каком произведении А.С.Пушкина повествуется о Лешем, царевне, коте? (Р)

Определение темы и постановка целей урока

Учащиеся формулируют цели урока:

- узнать об истории создания поэмы,

- уметь определять тему и идею произведения,

- развивать навыки анализа произведения.

- Сформулируйте тему урока. (Р)

- Исходя из эпиграфа и темы урока, определите цели, поставленные сегодня на уроке. Можно начать со слов:

- развивать… (Р)

Организация познавательной деятельности

III. Просмотр отрывка из мультипликационного фильма

-Серый волк, царевна, Баба Яга, кот ученый, Леший, русалка, избушка на курьих ножках, 30 морских витязей и их дядька, царь Кощей

-Чудеса, которые там происходят


IV. Словарная работа.

-Соедините линией слова и их определения.

крупное стихотворное произведение с сюжетно-повествовательной организацией; повесть или роман в стихах; многочастное произведение, в котором сливаются воедино эпическое и лирическое начала

излучина морского берега

Учащиеся сверяют ответы с эталоном на доске и оценивают свою работу.

- читает 1 хорошо читающий ученик


VI. Беседа с учащимися по тексту стихотворения .

-мимоходом –

- пленять

-эпитеты: неведомых дорожках, невиданных зверей, из вод ясных

VIII. Работа со статьей учебника

Рифма – созвучные окончания стихотворных строк.

IX. Работа с иллюстрациями.

-Иллюстрации Н.А. Рамазанова , Г.Г.Гагарина, К.В.Изенберга, Р.Л.Белоусова, И.Н.Крамской, В.М.Васнецова, И.Я.Бибилина

X. Рефлексия. (Р)

Учащиеся называют цели, которых достигли.

Работа по таблице. Выступления учащихся.

- Молодцы! Теперь обменяйтесь карточками со своим другом по парте. Устно ответив на вопросы, запишите ответы в третью колонку. (П, К)

- Снова обменяйтесь карточками. Оцените ответы друг друга, поставив плюсы в четвертой колонке. Поблагодарите друг друга за работу! (Р, К)

Физкультминутка.
Руки вверх поднять пора,
Дружно ловим комара.
Вдох глубокий, выдох полный.
Разгулялись в море волны.
В синем небе звёзды блещут,
Раз - подняться на носки и улыбнуться.
В синем море волны хлещут
Два - руки вверх и потянуться.
Туча по небу идёт,
Три - согнуться, разогнуться
Бочка по морю плывёт
Повернуться и друг другу улыбнуться.

III . Просмотр отрывка из мультипликационного фильма

-Какие персонажи русских народных сказок действуют в отрывке? Запишите в рабочую тетрадь (задание №1).

-Назовите сказки, в которых действуют эти персонажи, запишите ответ в рабочую тетрадь(задание№2).

-Что вам запомнилось более всего в этих сказках?


IV. Словарная работа. (П,Р)

-Какие слова из пролога вам были не совсем понятны?

-Соотнесите слова из левого столбика и значение из правого.

- Проверьте себя. Внимание на доску. Оцените свою работу, поставив плюс, если ответ является верным. (Р)

Предлагаю конспект урока по литературе А.С. Пушкин. Руслан и Людмила. История создания; пролог. Разработка для 5 класса. Программа литературного образования под редакцией Т.Ф. Курдюмовой (4 урока на эту тему; данный урок – 1).

ВложениеРазмер
ku_po_lit-re._pushkin._ruslan_i_lyudmila.doc 44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе

5 класс. Программа литературного образования под редакцией Т.Ф. Курдюмовой (4 урока на эту тему; данный урок – 1).

Обучающая: показать связь пролога с УНТ.

Развивающая: развивать речь и воображение учащихся.

Воспитательная: любовь к Родине, любовь к поэзии Пушкина.

Тип урока – комбинированный .

Организационный момент – 2 минуты

Проблемный вопрос – 1 минута

Формулировка темы – 2 минута

Выступление заранее подготовленных учеников – 9 минут

Физминутка – 2 минуты

Рефлексия – 3 минуты

Подведение итогов, домашнее задание – 3 минуты.

Организационный момент : запись числа.

Проблемный вопрос : на экране – портрет А.С. Пушкина. Вопрос для учащихся: кого они видят на экране? Что учащиеся знают о нем?

Формулировка темы : А.С. Пушкин (о нем).

Задача : подробнее (больше) узнать о жизни Пушкина

Выступление заранее подготовленных учеников (презентация, сопроводительный текст к слайдам). Класс делает краткие записи важных или интересных событий из жизни А.С. Пушкина, на которые обращает внимание или докладчик, или учитель помогает верно расставить акценты докладчику, также следит за своевременной записью в тетрадях учащихся.

Примерное содержание презентации, приведенное ниже, было заранее обговорено с учащимися.

А.С. Пушкин родился в семье отставного майора, в Москве. Отец Пушкина (Сергей Львович) принадлежал к старинному, но обедневшему дворянскому роду. Мать поэта, Надежда Осиповна, была внучкой любимца Петра Великого арапа Ганнибала. Родители мало занимались детьми, но уже в детстве у Пушкина была возможность приобщиться к литературе: в Московском доме Пушкина бывали известные литераторы (Карамзин, Жуковский, Батюшков).

Воспитание в семье Пушкина было в духе того времени: дети получали первоначальное домашнее образование у гувернеров (воспитатель, обычно иностранец, нанимаемый в буржуазных семьях для воспитания и начального образования детей) и учителей-французов (языком общения дворян был французский язык).

Яковлева Арина Родионовна – няня А. Пушкина – настоящий кладезь русской народности. В год, когда родился Александр Пушкин, его отец дал Арине Родионовне вольную, но она отказалась и до конца жизни оставалась ангелом-хранителем для своего любимца.

Заранее подготовленный ученик читает наизусть отрывок из стихотворения :

…в вечерней тишине

Являлась ты веселою старушкой,

И надо мной сидела в шушуне,

В больших очках и с резвою гремушкой.

Ты, детскую качая колыбель,

Мой юный слух напевами пленила

И меж пелен оставила свирель,

Которую сама заворожила.

Чтение еще одного отрывка:

Мастерица ведь была

И откуда что брала!

А куды разумны шутки,

Слушать, так душе отрадно.

И не пил бы, и не ел,

Всё бы слушал да сидел.

Кто придумал их так ладно?

Вопросы к классу : Какие слова непонятны? О чем стихотворение?

Словарная работа : шушун – женская верхняя короткополая одежда или кофта. (На экране, ребята записывают в тетрадь).

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня.

Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах,

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.

Глядишь в забытые вороты

На черный отдаленный путь:

Тоска, предчувствия, заботы

Теснят твою всечасно грудь.

То чудится тебе.

Б) Прослушивание аудиозаписи выразительного чтения пролога актером.

Словарная работа (в тетради):

Лукоморье – это морской залив, бухта, изгиб морского берега; ученый – выученный, наученный чему-нибудь; неведомый – необъяснимый, таинственный, неизвестный; видение – это призрак, что-нибудь, возникшее в воображении; витязь – это отважный, доблестный воин в Древней Руси; чредой – по очереди; пленяет – берет в плен; чахнуть – становиться слабым, болезненным, хилым.

В) Беседа (+ устное словесное рисование) :

Если бы нам пришлось изобразить чудесный мир, описанный в пушкинском прологе, на холсте, с чего бы вы начали?

Хорошо ли вы себе представляете героев, местность? Опишите.

Отвечая на эти вопросы, пятиклассники рассказывают о том, что на картине сначала нарисуют огромный дуб на берегу моря и сказочного кота.

Выразительное чтение пролога учащимися (2-3 ученика).

Рефлексия : тест по биографии Пушкина, стихотворениям, которые были озвучены на уроке, и по вопросам беседы. Выполняется в тетради, оценку ребенок выставляет себе самостоятельно в виде смайла (веселый – 5, легкое недоумение – 4, досада – 3). Критерии: все верно – 5, 1-2 ошибки – 4, 3 ошибки – 3.

Подведение итогов и выставление оценок .

Список использованной литературы

Учебник-хрестоматия по литературе для 5 класса (Текст)/ под.ред Т.Ф. Курдюмовой. – М, 2008.

Поурочные разработки по литературе. Издание 2-е, дополненное. Программы и учебники Т.Ф. Курдюмовой (102 часа) и В.Я. Коровиной (68 часов). 5 класс (Текст). – М., 2004. С. 84-88.

Благой, Д.Д. Пушкин А.С. (Текст)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Методическая разработка урока по поэме А.С. Пушкина "Руслан и Людмила"


Фрагмент урока литературы в 5 классе. Итоговый урок по поэме А.С. Пушкина "Руслан и людмила"

Интегрированный урок литературы. Показана взаимосвязь искусства слова с музыкой и живописью.

Открытый урок и презентация по литературе " А.С.Пушкин."Руслан и Людмила"-"Пролог"



Использование устаревших слов в русской классике увязывается с изучением этой темы на уроках русского языка и помогает учащимся максимально полно усвоить тему.


Презентация к уроку по предмету "Музыка" 4 класс. Тема урока "М.И.Глинка Опера "Руслан и Людмила". История создания оперы."


Конспект урока литературы в 5 классе на тему "А. С. Пушкин. “Руслан и Людмила” (пролог) как собирательная картина народных сказок".



Данная разработка конспекта урока предназначена для учителей литературы в 5 классе. Материал позволяет провести интересный урок с просмотром отрывков из мультфильмов. Конспект является авторским. Урок апробирован в МОУ СШ 48 в 5 в классе.
Цели и задачи: вызвать у учеников 5 класса интерес к произведению А. С. Пушкина "Руслан и Людмила"; сформировать знание о стихотворении "У лукоморья. " как об отрывке из единой поэмы; сформировать умение анализировать не только стихотворный текст, но и видео; развивать литературные компетенции.

Планируемые образовательные результаты
Предметные
Умение анализировать литературное произведение с точки зрения связи с народными традициями, определять элементы композиции, в том числе и сказочной, понимание авторской позиции, формирование собственной посредством анализа текста и отрывков мультипликационных фильмов, умение отвечать на вопросы по прочитанному тексту.

Метапредметные
Умение подбирать аргументы для подтверждения собтвенной позиции, формулировать выводы.
Личностные
Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Вид используемых на уроке средств ИКТ: видео (отрывок из мультфильма по произведению А. С. Пушкина, современное видео)

Методическое назначение средств ИКТ: развитие умения анализировать мультипликационные фильмы с точки зрения выраженности/ невыраженности авторской позиции (как пушкинской так и режиссерской), видения образов.

-Как вы думаете, может ли человек в таком возрасте создать что-то интересное?
Чем интересна для нас сказка, написанная 20-ти летним Пушкиным?

- Ребята, как вы полагаете, в этом послании Жуковского звучала гордость за ученика или горькое сожаление? Почему?

Читайте также: