А гайдар тимур и его команда смысл произведения конспект

Обновлено: 05.07.2024

Повесть показывает, что творить добрые дела под силу не только взрослому, а даже детям. Не смотря на идеологические моменты, произведение очень глубокое и сильное в воспитательном плане. Автор выделил все самые важные высокие моральные качества человека и создал условия, в которых они могли проявиться в полной мере. Главная мысль “Тимур и его команда” – делать добро способен каждый, и большой и маленький, главное принять решение и быть ему верным.

Тайная организация

Герои повести стремятся помочь семьям фронтовиков, пожилым людям, тем, кто нуждается в поддержке. Компания ребят делает добро без огласки, не требуя благодарности и всеобщего признания. Восхищает их организованность, по-взрослому сознательное и мудрое поведение, ответственность и самостоятельность.

Основная идея повести зачастую звучит в диалогах ребят о добре и справедливости, правде и лжи. Гайдар создал по-настоящему сильное в идейном плане произведение, оно побуждает читателя меняться в лучшую сторону, показывает пример, как можно изменить мир в лучшую сторону, если делать это вместе.

Тимур Гараев

Главный герой – Тимур Гараев – кумир тысяч ребят-сверстников, основоположник будущего движения волонтёров. Именно этот образ в литературе самый запоминающийся и самый вдохновляющий. Он создан автором мастерски, умело, с любовью. 13-летний предводитель своей команды не возрасту смел, справедлив, умён и самоотвержен. Эти качества – основа патриотизма, любви к родине, к своим близким.

Материал статьи содержит полезную информацию для понимания главной мысли рассказа “Тимур и его команда”.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Известный советский детский писатель, участник Гражданской и Великой Отечественной войн.

Настоящее имя - Аркадий Петрович Голиков

Дата рождения: 9 (22) января 1904 года

Место рождения: город Льгов, Курская губерния, Российская империя

Дата смерти: 26 октября 1941 (37 лет)

Место смерти: близ села Лепляево, Каневский район, Черкасская область

Награды: Орден Отечественной войны I степени,

1. Назовите фамилию Жени и Ольги? (Александрова) 2. сколько лет было Ольге (18) 3. Сколько лет было Жене ( 13) 4. какое воинское звание было у отца Жени? ( полковник) 5. Какой экзамен должна была сдавать Ольга ( математику)

1. Назовите фамилию Жени и Ольги?

2. сколько лет было Ольге

3. Сколько лет было Жене

4. какое воинское звание было у отца Жени?

5. Какой экзамен должна была сдавать Ольга

6. Что запустила в небо Женя из рогатки?

8. Как звали собаку Тимура?

9. Кто обтряс яблоню по Кривому переулку дом 34, сломал ветки и помял клумбу?

2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).

3. Название произведения и его смысл.

4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

Повествование ведется от третьего лица, что позволяет сделать картину более достоверной.

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

Писатель поднимает проблемы неравнодушного и бережного отношения к другим. Команда Тимура помогает людям, защищает их от беды. А. П. Гайдар учит поддерживать тех, кто в этом нуждается, и никогда не быть эгоистом, а, наоборот, нужно быть неравнодушным ко всему окружающему.

Поднимается автором и проблема дружбы. Тимур имеет свою команду, они соединились в единое целое. Только вместе ребята сильны и храбры.

6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

Но дела Тимура и его команды не одобрялись их взрослыми родственниками. Для них было ерундой все то, что ребята делали для других. Дети кололи дрова, приносили воду, оберегали территории. Причем делали они это не ради благодарности, для ребят это было настоящим долгом.

Сглаживание конфликта, который сталкивал мир реальным и мир идеальный, проходит от непонимания взрослыми детей до возникновения между ними дружеских отношений.

7. Система образов произведения.

Центральным персонажем повести является Тимур, который оказывается олицетворением лучших качеств пионера, готового бескорыстно оказывать помощь другим людям.

Все его друзья – Женя, Гейка, Нюрка, Коля, Сима – настоящие патриоты, которые любят Родину, несмотря ни на что.

Этим образам противопоставлены ребята из шайки Квакина, которые являются настоящими хулиганами.

8. Композиция произведения.

Композиционно произведение строится на основе конфликтов: между командой Тимура и шайкой Квакина, а также между детьми и взрослыми.

А.П. Гайдар описывает лишь один день из жизни ребят. Остается неизвестным, сколько еще таких добрых дел было выполнено тимуровской командой.

9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

Писатель использует прием противопоставления, который видно на протяжении всего повествования в разных вариантах. Также А.П. Гайдар использует юмористические приемы, позволяющие вспомнить, что Тимур и его команда – все еще дети.

10. Отзыв о произведении.


Краткое содержание для читательского дневника

1) Девочка Женя, приехавшая летом на дачу, обнаружила штаб таинственной организации в старом сарае.

3) Помимо помощи семьям ветеранов, тимуровцы пытаются защитить местных жителей от набегов на их сады воришек под предводительством Фигуры.

4) Разрешить конфликт с воришками мирным путем не удалось; после столкновения тимуровцев с хулиганами, последние оказались заперты в будке на базарной площади так, чтобы все видели своих обидчиков.

5) Ольга сначала настроена против дружбы сестры с Тимуром, но изменила свое мнение после того, как он отвез Женю на встречу с отцом.

6) Сразу после проводов дяди Григория на фронт Тимура должна забрать мама, но после отъезда лидера дело тимуровцев не умрет – мальчик уверен, что его друзья продолжат помогать нуждающимся.

Начало произведения

Действие повести происходит летом 1939 года. Три месяца полковник Александров, который командовал бронедивизионом, отсутствовал дома. По всей видимости, его отправили на фронт. Своим дочерям, Жене и Оле, отец выслал телеграмму, в которой предписал, чтобы девочки проводили остаток каникул на их подмосковной даче.

Первой туда отправилась Ольга, старшая дочь. Вечером она взяла свой аккордеон, который ей подарил отец, и принялась играть на нём. Вдруг она неожиданно увидела неизвестного молодого мужчину, который подслушивал игру девушки. Удивлённой Ольге он представился Георгием Гараевым и сказал, что он тоже имеет отношение к артистам. Парень вызвался проводить её на вокзал, поскольку вечерним поездом на дачу должна была прибыть Женя. Однако по каким-то причинам она так и не приехала.

Главные герои

1) Тимур – 13 лет, лидер отряда мальчишек, оказывающих помощь тем, кто в ней нуждается. Честный, добрый, справедливый, благородный.

2) Женя Александрова – 13 лет, дочь полковника Александровна, находящегося на фронте.

3) Ольга – старшая сестра Жени, 18 лет. Приняла Тимура за хулигана и запретила Жене с ним общаться.

5) Григорий Гараев – дядя Тимура, инженер-механик автозавода, спокойный, рассудительный человек.

6) Гейка, Сима Симаков, Коля Колокольчиков – тимуровцы, отважные, бескорыстные подростки.

Читайте по теме:

Полный список рассказов Гайдара для читательского дневника, в т.ч. краткое содержание, главные герои и т.п.

Образец оформления читательского дневника для 1, 2, 3, 4 класса

Образец оформления читательского дневника для 5, 6, 7 класса

Анализ и рассуждения

Образы всех персонажей просты и понятны. Команда ребят под руководством Тимура — это положительные герои. Они по мере сил помогают людям в трудное время. И пусть для взрослых действия мальчишек и девчонок кажутся какой-то непонятной и странной игрой, цель у неё благородная.

Компания подростков-хулиганов во главе с Мишкой Квакиным — отрицательные персонажи. Они обворовывают сады, хулиганят и обижают младших. С современной точки зрения, это обычные невоспитанные мальчишки. Но нужно помнить тот факт, что действия повести разворачиваются прямо перед началом войны. Немец ещё не вошёл вглубь страны, но уже близко подобрался к рубежам родины.

Подростки уже понимают, что такое гибель на фронте, несмотря на то что в центре страны жизнь ещё более или менее спокойная. Именно поэтому тимуровцев возмущает такое поведение друзей Квакина. Так представляет читателям эти взаимоотношения писатель, но тут же делает отступления, как бы давая шанс хулиганам на исправление. Он не раз описывает фрагменты, где у Мишки Квакина пробуждается совесть, значит, он ещё не безнадёжен, в отличие от своего друга Фигуры.

Весь образ этого хулигана описан в его словах и поступках. Автор, как бы подчёркивает, что именно он тут главный отрицательный персонаж. Все его действия направлены только на зло, причиняемое другим людям.

Особенно подчёркиваются такие его черты как:

  • озлобленность;
  • глупость;
  • жестокость.

Подробно описывая образы главных героев, автор подчёркивает разницу между добром и злом.

Неслучайно Гайдар делает акцент на взаимоотношении обычных подростков. Читатель поневоле переносит их поступки на себя, анализируя собственное поведение.

Главная мысль

Кинга о бескорыстии, дружбе и благородстве. Гайдар уверен, что главное предназначение человека – приносить пользу людям, помогать старикам и беззащитным, делать добрые дела. Главная мысль произведения озвучена в конце повести Ольгой: она уверяет, что когда-нибудь люди отплатят Тимуру добром за его дела.

Дополнительно смотрите списки для читательского дневника для 2 класса, 3 класса, 4 класса, 5 класса, 6 класса.

Герои повести стремятся помочь семьям фронтовиков, пожилым людям, тем, кто нуждается в поддержке. Компания ребят делает добро без огласки, не требуя благодарности и всеобщего признания. Восхищает их организованность, по-взрослому сознательное и мудрое поведение, ответственность и самостоятельность.

Основная идея повести зачастую звучит в диалогах ребят о добре и справедливости, правде и лжи. Гайдар создал по-настоящему сильное в идейном плане произведение, оно побуждает читателя меняться в лучшую сторону, показывает пример, как можно изменить мир в лучшую сторону, если делать это вместе.

Повесть показывает, что творить добрые дела под силу не только взрослому, а даже детям. Не смотря на идеологические моменты, произведение очень глубокое и сильное в воспитательном плане. Автор выделил все самые важные высокие моральные качества человека и создал условия, в которых они могли проявиться в полной мере.

Главная идея повести Аркадия Гайдара “Тимур и его команда” заключается в том, что всегда можно найти себе полезное дело, важно помогать людям, уметь дружить и научиться этому с детства.

Важно видеть рядом с собой людей, которым нужна твоя помощь, делать добро способен каждый – и большой, и маленький, главное принять решение и быть ему верным. Даже в форме игры, как в команде Тимура, можно организовать что-то очень важное и нужное людям.

Отзыв

Повесть рассказывает о давно прошедших временах, но она кажется современной, например, в ней описываются тимуровцы – в наше время их называли бы волонтерами. Очень понравился главный герой – он не хвалился своей добротой, не давал пустых обещаний, а просто делал то, что считал необходимым. Иногда казалось, что его поступки – поступки взрослого мудрого человека, а не ребёнка. Мальчик делал добрые дела по велению совести, не ожидая благодарности. Считаю, что Тимур – это самый достойный литературный герой, на него можно равняться и считать своим кумиром.

История создания

Изначально рассказ не задумывался как полноценное литературное произведение. Гайдар писал сценарий к фильму, который был должен выйти на экраны в 1940 году. Однако сюжет так захватил писателя, что он решил сделать из него повесть и с успехом водворил свою идею в жизнь.

Автор назвал героя именем сына, так как хотел видеть в мальчике все те черты, которыми наделил своего персонажа.

Однако многие утверждают, что прототипом Тимура стал сам Гайдар. Именно он обладал теми качествами, что и главный герой. Достоверно известно, что уже в 15 лет писатель стал командовать ротой солдат, а такой ответственный пост не получить без определённого рода заслуг.

Драка с Квакиным

Гайдар тимур и его команда драка

Тимур старается мирно решить проблему с Квакиным, понимая, что физической силой он вызовет только массовое побоище, от которого никому не будет лучше. Но беседа один на один не даёт результата. Кроме того, Ольга замечает парней вместе и решает, что Гараев входит в шайку Квакина. Она не хочет, чтобы Женя больше встречалась с ним.

Тимур со своими друзьями решает положить конец бесчинствам Квакина и его хулиганов. Он выставляет им ультиматум, но те отвергают его и берут в плен двух его друзей — Колю Колокольчикова и Гейку. Гараев понимает, что медлить в этом вопросе больше нельзя. Он хочет проучить хулиганов.

Случается схватка, в ходе которой тимуровцы запирают злодеев в небольшой будке на краю базарной площади так, что те не могут сами выбраться. На здание тимуровцы вешают кусок картонки, где крупным почерком указывают, что тут сидят негодяи, которые, будучи трусами, по ночам ходят по садам мирных жителей и разворовывают их.

Тимур и его команда главные герои

Гараев катает Ольгу на мотоцикле и рассказывает ей, что в местной опере он исполняет роль старика-инвалида, который раньше был партизаном. Именно поэтому многие соседи часто видели его в стариковском гриме. У него для роли был ещё и бутафорский револьвер, из которого Женя произвела случайный выстрел.

Женя нарвала букет цветов для дочери Павлова. Тимур принёс ночью его домой девочке, а также сделал у них в саду качели.

Наступает годовщина победы Красной Армии в бою под Хасаном. В её честь в парке устраивают гулянье и концерт. Там выступает Георгий, и он просит Ольгу аккомпанировать ему. Вместе они исполняют несколько композиций. После этого они прогуливаются и случайно встречают Тимура и Женю. Гараев признаётся Ольге, что мальчик — его племянник.

Она расстроилась, потому что думала, что Тимур тоже состоит в шайке Квакина и может отрицательно воздействовать на Женю. В ответ на это Георгий строго запретил племяннику приближаться к даче Александровых, в противном случае мальчик будет отправлен с дачного посёлка к матери.

Читайте также: