3 е склонение имен существительных 4 класс конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Цели: познакомить с признаками имён существительных 3-го склонения; формировать умение распознавать имена существительные 3-го склонения; повторить правила написания мягкого знака на конце существительных после шипящих.

Формируемые УУД: п. - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; выдвижение гипотез и их обоснование; к. - инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль,коррекция, оценка действий партнера; р.- постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: познакомить учащихся с существительными третьего склонения.

Развивать умение классифицировать имена существительные по типу склонения, Развитие умение самостоятельно искать правильное решение, применять полученные знания на практике, обогащение словарного запаса.

развивать познавательные процессы: память, внимание, логическое мышление, речь.

воспитывать аккуратность, интерес к русскому языку;

умение работать в коллективе.

1. Орг. момент.

Добрый день, добрый час.

Как я рада видеть вас.

Прозвенел уже звонок,

Друг на друга поглядели

И тихонько дружно сели.

2. Минутка чистописания.

Соня Зине прин.сла бузину в корзине.

Что такое бузина? ( Кустарник. У него ядовиты листья, цветки и незрелые плоды.Препараты применяют в медицине в виде настоев, отваров, в косметологии)

Спишите предложение в тетрадь.

Проверка. Учащиеся объясняют, какие буквы они вставили.

Работа с предложением.(Нахождение главных и второстепенных членов предложения).

Что называется склонением имен существительных?

Определите падежи имен существительных.

3. Словарная работа.

Распознавание слов с проверяемыми и непроверяемыми гласными в корне.

Называется по 2 слова - записать только то, написание которого нельзя проверить.

Дерево, берёза; стакан, ведро; зерно, пшеница; ягода, черника; овца, заяц.

-На какие 2 группы можно разделить эти слова?

-Какие существительные относятся к 1 склонению?

Ко 2 склонению? Приведите примеры.

-Что надо знать, чтобы правильно определить, к какому склонению относится имя существительное?

-С какой целью каждому из вас необходимо хорошо и быстро научиться узнавать, к какому склонению относится имя существительное?

4. Актуализация знаний учащихся (постановка проблемы).

Распределение имён существительных в 2 столбика, учитывая тип склонения.

Работа в группах. Карточка №1 со словами, которые нужно распределить на 2 группы, учитывая тип склонения. В каждом конверте 3 слова лишних (3 склонения).

Улыбка, сынишка, сын, дядя, карась, зверь, остров, ночь, солнце,

храбрость, Витя, ладонь, бабочка.

-У каких слов не определили склонение?

Как вы думаете, относятся они к какому-нибудь другому склонению?

Правильно. Сегодня мы с вами будем говорить о третьем склонении имён существительных.

Значит, что мы сегодня узнаем на уроке?

Чему будем учиться?

Как вы думаете, какие существительные относятся к 3-му склонению?

5.Формирование новых знаний

-Проверим ваши предположения и узнаем, какие существительные относятся к 3 склонению.

Откройте учебники на стр. 97.

Прочитайте в учебнике, какие имена существительные относятся к 3 склонению.

Что нужно знать, чтобы определить, относятся ли имена существительные к 3 склонению?

6.Первичная проверка понимания.

Распознавание склонения имён существительных, имеющих одинаковые окончания

Учебник упр.172 самостоятельно(1 у доски)

- К какому склонению могут относиться имена существительные с ь на конце?

Ещё раз вспомним. Какого рода существительные 3 склонения?

Какое окончание имеют имена существительные третьего склонения?

7. Первичное закрепление. Взаимопроверка

Перед вами слова, 5 существительных, одно из которых 3 склонения.

Ваша задача : из каждой цепочки слов выписать только существительное 3-го склонения

1.Пчела, бабочка, дедушка, лошадь, билет

2. Дыня, адрес, степь, стрела, сеялка

3.Вокзал, рожь, трава, речка, дорога

4.Юноша, пыль, багаж, берёза, судья

5.Дядя, сестра, мышь, мышка, вагон

лошадь, степь, рожь, мышь, пыль.

6. Физкультминутка.

Называются имена существительные. Если существительное 1-ого склонения все хлопают, 2-ого – приседают, 3-его – спокойно стоят.

Морковь, словарь, телефон, ласточка, метель, мыло, облако, поле, лошадь, лошадка, ладонь, ладошка, метро, кисточка, кисть.

7.Самостоятельная работа с проверкой. Загадки

Пышный хвост торчит с верхушки.

Что за странная зверушка?

Щёлкает орехи мелко.

Ну, конечно, это … (белка)

Он высокий, он огромный,

Он похож на кран подъемный.

Только это кран живой,

С настоящей головой.

Тот из вас будет прав,

Кто ответит нам - … (жираф)

3. Шубка – иголки,

Свернётся он – колкий.

Рукой не возьмёшь.

4. Лесники её котят

Взять домой не захотят.

Потому что это … (рысь)

5. Всех зверей она хитрей,

Шуба рыжая на ней,

Пышный хвост – её краса,

Это рыжая … (лиса)

6. Кто там, в норке возле дома?
В тёмном уголке укромном?
Нарушает писком тишь
Только серенькая . (мышь).

8.Итог урока.

- С чем познакомились сегодня на уроке? (Мы познакомились с существительными, которые относятся к 3 склонению).

- И какие же существительные относятся к 3 склонению? (Имена существительные ж.р. имеющие в начальной форме нулевое окончание)

- Приведите примеры существительных 3 склонения

9. Рефлексия.

Если вам было спокойно и комфортно, нарисуйте солнышко, а если не совсем комфортно и спокойно нарисуйте облачко.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ рус.яз наглядность1.docx

Выбранный для просмотра документ рус.яз наглядность2.docx

hello_html_2c995a2e.jpg

Выбранный для просмотра документ рус.яз наглядность3.docx

[й ’ эл’] [пыл’]

Выбранный для просмотра документ рус.яз наглядность4.docx

Чтобы узнать склонение имени существительного в предложении, нужно его поставить в начальную форму – именительный падеж, единственное число.(И.п.,ед.ч.)

Выбранный для просмотра документ русский язык.doc

Русский язык 4 класс

Дата проведения:

познакомить с признаками имён существительных 3-го склонения, расширить знания детей о 1 и 2 склонениях имён существительных;

формировать умение распознавать имена существительные 3-го склонения;

развивать связную речь учащихся, логическое мышление.

Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,

- Давайте улыбнемся и пожелаем друг другу удачи! Тихо садимся.

Проверка домашнего задания.

Какие имена существительные можно отнести к 1-му склонению?

Имена существительные женского и мужского рода с окончанием –а, -я, принято относить к 1-му склонению.

Кто приведет примеры имен существительных 1-го склонения?

Какие имена существительные можно отнести ко 2-му склонению?

Имена существительные мужского и среднего рода с окончанием –о, -е или нулевым окончанием можно отнести к существительным 2-го склонения.

Давайте проверим, как вы просклоняли заданные вам имена существительные: зеркало, хозяин, солнце, индюк.

о зеркал е

о хозяин е

об индюк е

Актуализация знаний.

Даны слова : береза, на пригорке, одна, росла. Составьте предложение .

На пригорке росла одинокая береза.

Разберите предложение по членам предложения.

На пригорке росла одинокая береза .

Разберите слово (на) пригорке по составу.

Работа по теме урока.

Перед вами две группы слов. Прочитайте их.

В чем их сходство?

Они с мягким знаком на конце.

Чем отличаются слова в столбиках?

Слова записанные во втором столбике, что их объединяет?

Это существительные женского рода без окончания.

К какому склонению они относятся?

Не к 1-му и не ко 2-му.

Сегодня на уроке мы познакомимся с 3-м склонением имён существительных, узнаем, какие слова относятся к этому склонению, научимся находить их в предложениях и, конечно же, вспомним 1 и 2 склонения .

Запишите данные слова буквами: [й’эл’],[пыл’],[ноч’],[мыш],[дв’эр].

Укажите их род, выделите окончание.(ученик работает у доски).

Мы записали имена существительные 3-го склонения.

Правило: Имена существительные женского рода с нулевым окончанием в именительном падеже единственного числа относятся к 3 – му склонению: мебель, морковь, вещь.

Выполним упражнение. Запишем ряд слов.

Хитрость, шалость, скупость, жестокость, искренность, скромность, стыдливость, жадность, достоинство, справедливость, лживость, совесть, благородство, упрямство.

Какие из этих слов вы могли бы поставить рядом со словом совесть?

Стыдливость, скромность.

Подчеркните имена существительные 3-го склонения .

По каким признакам вы их определили?

По роду и окончанию.

Физкультминутка.

Мы осанку исправляем

Спинки дружно прогибаем

Вправо, влево мы нагнулись,

До носочков дотянулись.

Плечи вверх, назад и вниз.

Улыбайся и садись.

Закрепление изученного материала.

Прочитайте с доски стихотворение.

Золотой метелю

Мчиться желтый лист.

Жалобной свирелью

Слышен ветра свист.

Являются ли выделенные слова именами существительными 3-го склонения?

Как это определить ?

Поставить слово в начальную форму, именительный падеж единственное число.

Выполним еще одно интересное упражнение. Докажите, что данные слова имена существительные 3-го склонения.

Например: Сельдь(3-е скл.) — селедк а (1-е скл.)

Метель – метелица, пыль – пыльца, ночь – ночка, цепь – цепочка, кость – косточка, ель – ёлка.

Чем мы занимались на сегодняшнем уроке русского языка?

Повторяли 1-е и 2-е склонение.

Изучали 3-е склонение.

Склоняли слова, искали слова 3-го склонения в тексте.

Подведение итогов.

Давайте вспомним, какие имена существительные относятся ко 3-му склонению?

Имена существительные женского рода с нулевым окончанием в именительном падеже единственного числа относятся к 3 – му склонению .

Как определить склонение имен существительных.

Чтобы определить склонение имен существительных, необходимо поставить его в начальную форму - именительный падеж, единственное число.

Домашняя работа.

Упражнение 171 страница 98. Прочитать текст и выписать имена существительные третьего склонения.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 203 человека из 54 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 606 359 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 30.01.2017 6225
  • ZIP 144.2 кбайт
  • 143 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Кубединова Эдие Шевкетовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Дидактическая цель: создать условия для создания и осмысления блока новой учебной информации, применении её в знакомой и новой учебной ситуации, проверки уровня усвоения системы знаний и умений.

Тип урока: комбинированный.

  • познакомить учащихся с существительными 3 склонения, ввести термин "третье склонение";
  • развивать умение определять склонение имён существительных в косвенных падежах, внимание, память, логическое мышление;
  • воспитывать умение работать в коллективе, самостоятельность и дисциплинированность.

Методы обучения: проблемный.

  • индивидуальная,
  • парная,
  • групповая,
  • коллективная.

- Здравствуйте, дети. Сегодня у нас необычная встреча. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем гостей. Улыбнитесь им, теперь друг другу. Пожалуйста, повернитесь ко мне и подарите вашу улыбку мне. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Только это настроение нам понадобится сегодня для работы.

II. Подготовка к основному этапу урока (Целеполагание и мотивация)

Игра "Будь внимательным"

Распознавание слов с проверяемыми и непроверяемыми гласными в корне.

Учитель называет по 2 слова, дети записывают только то, написание которого нельзя проверить. (1 ученик работает на переносной доске)

Дерево, берёза; стакан, ведро; зерно, пшеница; ягода, черника; овца, заяц; автомобиль, водитель; командир, боец.

- На какие 2 группы можно разделить эти слова? (1 склонения и 2 склонения)

- Какие существительные относятся к 1 склонению? 2 склонению? Приведите примеры.

- Что надо знать, чтобы правильно определить, к какому склонению относится имя существительное?

- С какой целью каждому из вас необходимо хорошо и быстро научиться узнавать, к какому склонению относится имя существительное? (Чтобы правильно писать окончания существительных).

III. Актуализация знаний учащихся (постановка проблемы).

Распределение имён существительных в 2 столбика, учитывая тип склонения.

Работа в парах. У детей - конверты с набором карточек со словами, которые нужно распределить на 2 группы, учитывая тип склонения. В каждом конверте 1 слово лишнее (3 склонения).

- У каких слов не определили склонение? Почему? Как вы вы думаете, относятся они к какому-нибудь другому склонению? К какому? (В ходе обсуждения дети выясняют, что есть существительные 3 склонения, называют их признаки).

IV. Усвоение новых знаний.

- Проверим ваши предположения и узнаем, какие существительные относятся к 3 склонению. Откройте учебники на стр. 77. Прочитайте в учебнике, какие имена существительные относятся к 3 склонению. Что нужно знать, чтобы определить, относятся ли имена существительные к 3 склонению?

V. Первичная проверка понимания.

Распознавание склонения имён существительных, имеющих одинаковые окончания (проверка проводится с помощью сигнальных карточек).

Лагерь, картофель, вермишель, гвоздь, прорубь, местность, корабль, пристань, зритель.

- К какому склонению могут относиться имена существительные с ь на конце?

VI. Первичное закрепление.

Найди и запомни.

Учитель поочерёдно показывает карточки, на каждой из них - 5 существительных, одно из которых 3 склонения. Задача детей: прочитав на карточке все 5 слов, найти существительные 3 склонения, запомнив всю цепочку слов 3 склонения, записать её (приложение 2)

Ученики записывают: лошадь, степь, рожь, мышь, пыль.

Оздоровительная минутка "Хождение по камушкам" (используются массажные коврики)

Дети собирают пословицы из половинок (работая в группах), находят слова 3 склонения, записывают 1 пословицу (приложение 3)

Используя цитаты, составьте и запишите 2 предложения с прямой речью.

В предложении с существительным 3 склонения слова автора должны стоять перед прямой речью, во втором предложении - наоборот.

Поведение - это зеркало, в котором каждый показывает свой лик. И. Гёте.

Зависть - это сожаление о чужом благе. Плутарх

Оздоровительная минутка (коррекция зрения)

VII. Контроль ЗУН.

Тестирование разноуровневое, 3 варианта (приложение 1)

VIII. Рефлексия (итог урока)

- С чем познакомились сегодня на уроке? (Мы познакомились с существительными, которые относятся к 3 склонению).

- И какие же существительные относятся к 3 склонению? (Имена существительные ж.р. с мягкой и твёрдой основой, имеющие в начальной форме нулевое окончание)

Читайте также: