014 тургенев с и отцы и дети конспект

Обновлено: 08.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

I. Беседа с учащимися по вопроса м:

3. Расскажите о русской общественной жизни 60-х годов XIX века.

(В 60-е годы XIX века началась новая эпоха русской жизни. Определились враждующие силы общества: консерваторы, защищающие старые порядки, либералы, выступающие за постепенные изменения в общественно-политической жизни России (сам Тургенев – сторонник постепенных реформистских преобразований в стране), и демократы, настроенные на немедленное разрушение старых и установление новых порядков (герой Тургенева – Базаров – относится к этим силам.)

II. Реализация индивидуального задания.

история написания романа

В период работы над книгой Тургенева постигли разочарования. Одним за другим следовали разрывы с людьми, которых он ценил.

Затем возник конфликт с И. А. Гончаровым, что привело к разрыву отношений, вслед за этим (летом 1861 г.) произошла ссора с Л. Н. Толстым, чуть не закончившаяся дуэлью.

Рушилась вера Тургенева в силу дружеских чувств.

В характере Николая Петровича Тургенев запечатлел очень много автобиографического, отношение писателя к этому герою сочувственное.

У Павла Петровича Кирсанова оказались прототипы: Алексей Аркадьевич Столыпин, офицер, друг и родственник М. Ю. Лермонтова; братья Александр, Аркадий и Климентий Россет, гвардейские офицеры, близкие знакомые Пушкина.

Вопросы и задания :

1. Когда происходят события? Прочитайте начало романа.

2. Кто приезжает вместе с Аркадием? (Николай Петрович Кирсанов ожидает приезда сына, но Аркадий приезжает вместе с Базаровым, демократом-разночинцем, героем новой эпохи.)

3. Анализ пейзажа (описан в 3-й главе романа), представшего глазам Аркадия и Базарова по дороге в Марьино.

4. Каково положение крестьян? Какие детали пейзажа об этом говорят?

8. Кто же будет осуществлять необходимые преобразования? (Конечно же, новые люди новой эпохи, такие как Базаров, разночинец по происхождению и убеждениям.)

Домашнее задание.

1. Чтение романа (11–15-я главы).

2. Составить характеристику Н. П. Кирсанова.

3. Анализ поведения Е. Базарова в гостях. Его взаимоотношения с Аркадием и П. П. Кирсановым.

Урок №2.
Е. БАЗАРОВ В СРЕДЕ КИРСАНОВЫХ. ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ
И СОЦИАЛЬНЫЕ РАЗНОГЛАСИЯ ГЕРОЕВ

I. Опрос учащихся.

2. Есть ли прототипы у героев романа? Кто они?

4. Какова позиция писателя в споре либеральных дворян и разночинцев-демократов?

5. В чем суть основного конфликта романа? Как это отражено в произведении?

6. Как вы понимаете смысл названия романа?

7. Расскажите об эпохе 60-х годов XIX века (на материале романа).

II. Анализ содержания II главы романа. Встреча Евгения Базарова с Николаем Петровичем Кирсановым (чтение в лицах).

4. Почему при встрече с Николаем Петровичем Базаров не сразу подал ему руку? (А вдруг рука его повиснет в воздухе? Ведь аристократ Николай Петрович мог бы и не подать руки.)

III. Анализ содержания IV главы романа. Приезд Базарова в Марьино.

1. Какое впечатление производит усадьба Марьино?

2. Как ведет себя Базаров? Николай Петрович? (Николай Петрович старается не замечать развязные манеры гостя.)

3. Павел Петрович Кирсанов. Его внешность, манеры. (Внешность поражает изысканностью.) Тургенев сочувствует герою или иронизирует над ним?

4. Какую оценку братьям Кирсановым дал Базаров?

7. Как относятся к Базарову простые люди?

IV. Содержание и анализ X главы романа.

(В главе преобладает диалог. Тургенев – мастер диалогов.)

1. Выразительное чтение диалогов героев в лицах.

3. Взгляды на природу и искусство. Выявление авторской позиции. Присоединяется ли Тургенев к заявлению Базарова о том, что природа не храм, а мастерская? Отрицает ли он полностью кредо Базарова? Каким описанием природы заканчивает автор роман и почему?

В поединках Е. Базарова с П. Кирсановым истина не рождалась. Участниками спора двигало не стремление к ней, а взаимная нетерпимость. Оба героя были не вполне справедливы по отношению друг к другу.

Домашнее задание.

2. Ответить на вопрос ы:

1) Отношение героев к любви, женщине вообще.

2) Е. Базаров и Анна Сергеевна Одинцова.

3) История любви П. П. Кирсанова к княгине Р.

4) Счастливы ли Аркадий и Катя?

2. Как в этих словах характеризует Базаров жизнь революционеров?

4. Искренне ли А. Кирсанов вначале разделяет взгляды Базарова?

7. Какова роль Кукшиной и Ситникова в раскрытии идей нигилизма?

Для Тургенева способность человека любить – критерий его состоятельности. Своих героев писатель обязательно проводит через это испытание.

Примерные вопросы для обсуждения:

1. Какими изображает автор чувства Николая Петровича, их силу и глубину?

3. Одна из проблем романа – конфликт Базарова с миром дворянства. Взаимоотношения героя с Одинцовой – лишь разветвление этого конфликта. Каковы взгляды Базарова на любовь и женщин вообще? (У Базарова преобладает цинически-потребительский взгляд на женщину. До встречи с Анной Сергеевной Одинцовой Базаров никого не любил, поэтому у него сложилось превратное представление об этом чувстве.)

4. Что привлекло Евгения Базарова в Одинцовой? Как он себя ведет? (Анна Сергеевна очаровала Базарова своей красотой, женским обаянием, умением держаться с достоинством. Но настоящая любовь возникла тогда, когда Базаров увидел в Одинцовой умного собеседника и человека, способного его понять. Базарову необходимо духовное общение! Чувства Евгения Базарова глубоки.)

5. Цель жизни Одинцовой? Каково ее отношение к Базарову? (Цель жизни Анны Сергеевны – материальная обеспеченность, комфорт и спокойствие. Одинцова не отвечает на любовь Базарова. Ей просто хотелось увидеть у своих ног человека интересного, умного, не похожего на других. В политическом отношении Базаров был человеком, не верившим в те основы жизни, которые казались ей привычными. По социальному положению Базаров – бедняк, будущий лекарь, в лучшем случае – ученый. По характеру тургеневский герой резок и прямолинеен. Любовь Базарова к Одинцовой – событие, потрясающее основы его убеждений, ставящее под сомнение его философскую систему.)

8. Счастливы ли Аркадий и Катя? (Их чувства естественны, а потому прекрасны.)

9. Как следует понимать слова Тургенева о любви в эпилоге романа?

Домашнее задание.

1. Перечитать 27-ю главу и эпилог.

2. Ответить на вопрос ы:

1) Отношение Базарова к родителям.

2) Проанализировать сцену болезни и смерти Базарова. Какие качества героя проявились в последние часы жизни?

3) Поразмыслить над судьбой Базарова, если бы он остался жив. Почему роман не закончился смертью героя?

Цели : показать эмоциональное воздействие последних глав романа; помочь учащимся представить безысходное положение, в котором оказался Базаров, случайна ли болезнь героя и его смерть, каково отношение Тургенева к своему герою; раскрыть положительные качества Базарова, с особой силой проявившиеся в последние часы жизни (мужество, сила воли, верность своим убеждениям, любовь к жизни, женщине, родителям, таинственной Родине).

2. Какую роль сыграли родители в воспитании сына? Как они смотрят теперь на его деятельность? (Они помогали Евгению чем могли, чувствовали его необыкновенность.)

II. Выразительное чтение отрывка о смерти Базарова (с небольшими сокращениями).

III. Беседа с учащимися по вопросам :

1. Какие мысли и чувства вызывает Базаров в сцене смерти? (Восхищение силой характера, душевной стойкостью, мужеством, умением держаться до конца.)

2. Установите причину болезни и гибели героя. (Кажется, что заражение при вскрытии трупа – случайность, на самом деле это не так. На работе, в стремлении к познанию еще не познанного Базарова настигает смерть.)

Согласны ли вы с такими утверждениями Чехова и Писарева?

4. Каково отношение Тургенева к своему герою?

5. Расскажите, как в столкновении с окружающими людьми постепенно растет одиночество Базарова. (По мнению М. М. Жданова, Тургенев, рисуя превосходство Базарова над окружающими, психологически очень тонко и убедительно показывает его одиночество. Разрыв с Кирсановыми произошел по идеологическим разногласиям, с Анной Сергеевной – на почве неразделенной любви, Кукшину и Ситникова герой презирает, Аркадий по своему характеру не способен на большие дела, старики Базаровы и их сын – люди разных поколений, да и разница в их развитии велика, с простыми людьми – отчуждение [7].

Таким образом, автор показывает Базарова изолированным от окружающей среды, одиноким, показывает обреченность героя.)

7. Как могла бы сложиться его судьба?

8. Какие качества Базарова с особой силой проявились в последние часы его жизни? С какой целью он попросил родителей послать за Одинцовой? (Наверное, можно сказать, что Базаров умирает от одиночества. Находясь в состоянии глубокого душевного кризиса, он допускает небрежность при вскрытии трупа и не предпринимает вовремя ничего, чтобы уменьшить возможность заражения. Мужество, с которым тургеневский герой встречает свою смерть, свидетельствует об истинной незаурядности его натуры. Все наносное, внешнее исчезает в Базарове, и нам открывается человек с любящей и даже поэтической душой. Одинцовой Базаров восхищался, с чувством любви он уже не считает нужным бороться.

В образе Базарова Тургенев типизирует такие прекрасные качества новых людей, как воля, мужество, глубина чувств, готовность к действию, жажда жизни, нежность.)

9. Почему роман не кончается смертью героя?

Взволнованный голос автора! Тургенев говорит о вечных законах бытия, которые не зависят от человека. Писатель убеждает нас, что идти против этих законов – безумство. В романе побеждает то, что естественно: возвращается в родительский дом Аркадий, создаются семьи… А непокорного, жесткого, колючего Базарова и после его смерти по-прежнему помнят и любят стареющие родители.)

Домашнее задание.

2. После прочтения статьи ответить на вопросы :

1) Каковы коренные свойства базаровского типа?

2) Каково, по мнению Писарева, отношение автора к базаровскому типу вообще и к смерти героя в частности?

3) Что, с точки зрения Писарева, управляет поведением Базарова?

4) Как соотносится Базаров с героями предшествующей эпохи?

4. Выпишите интересные высказывания о романе литературных критиков Н. Н. Страхова, В. Ю. Троицкого. Какие из них, на ваш взгляд, ближе к точке зрения Тургенева на своего героя? С какими следует поспорить?

I. Повторение изученного.

2. Какие события романа вы считаете главными?

3. В чем суть основного конфликта?

6. В чем суть базаровского нигилизма?

7. Какова роль Одинцовой в выявлении основного конфликта романа?

9. Что, на ваш взгляд, в романе устарело и что современно?

10. Каково ваше отношение к тургеневскому роману и его героям?

Беседа с учащимися по вопроса м:

3) Как соотносится Базаров с героями предшествующей эпохи?

5) Какие высказывания русского критика представляются вам интересными?

Уж много лет без утомленья

Ведут войну два поколенья,

И в наши дни в любой газете

Разят друг друга те и эти,

Как прежде, в старину.

Мы проводили, как умели,

Двух поколений параллели

Сквозь мглу и сквозь туман.

Но разлетелся пар тумана:

Лишь от Тургенева Ивана

Дождались нового романа –

Наш спор решил роман.

И мы воскликнули в задоре:

Которое ж из двух?

Кто победил? Кто лучших правил?

Кто уважать себя заставил:

Базаров ли, Кирсанов Павел,

Ласкающий наш слух?

В его лицо вглядитесь строже:

Какая нежность, тонкость кожи!

Как свет, бела рука.

В речах, в приемах – такт и мера,

Ведь без духов, без несессера 2

И жизнь ему тяжка.

А что за нравственность! О боги!

Он перед Фенечкой в тревоге,

Как гимназист, дрожит;

За мужика вступаясь в споре,

Он иногда при всей конторе,

Рисуясь с братом в разговоре,

Свое воспитывая тело,

Он дело делает без дела,

Пленяя старых дам;

Садится в ванну, спать ложася,

Питает ужас к новой расе,

Как лев на Брюлевской террасе

Вот старой прессы представитель.

Вы с ним Базарова сравните ль?

Едва ли, господа!

Героя видно по приметам,

А в нигилисте мрачном этом

С его лекарствами, с ланцетом,

Геройства нет следа.

Как циник самый образцовый,

Он стан madame де Одинцовой

К своей груди прижал.

И даже, – дерзость ведь какая, –

Гостеприимства прав не зная,

Однажды Феню, обнимая,

В саду поцеловал.

Кто ж нам милей: старик Кирсанов,

Любитель фресок и кальянов,

Российский Тогенбург 3 ?

Иль он, друг черни и базаров,

Лягушек режущий Базаров,

Неряха и хирург?

Ответ готов: ведь мы недаром

Имеем слабость к русским барам –

Несите ж им венцы!

И мы, решая все на свете,

Вопросы разрешили эти…

Кто нам милей – отцы иль дети?

Беседа с учащимися по вопросам :

1) Какова позиция автора, Д. Д. Минаева, поэта-пародиста?

Максим Алексеевич Антонович – публицист, литературный критик и естествоиспытатель, принадлежал к революционно-демократическому лагерю, был учеником Н. А. Добролюбова и Н. Г. Чернышевского. Благоговейное отношение к Чернышевскому и Добролюбову пронес через всю жизнь. С Некрасовым у Антоновича были сложные отношения.

По воспоминаниям дочери, Антонович обладал очень самолюбивым и нетерпимым характером, что усугубляло драматизм его судьбы в журналистике.

Некоторые выдержки из статьи.

«С первых же страниц… Вас обдает каким-то мертвящим холодом; вы не живете с действующими лицами романа, не проникаетесь их жизнью, а начинаете холодно рассуждать с ними или, точнее, следить за их рассуждениями… Это показывает, что новое произведение г. Тургенева крайне неудовлетворительно в художественном отношении… в новом произведении нет… психологического анализа, нет… художественных изображений картин природы…

…в романе… нет ни одного живого лица и живой души, а все только отвлеченные идеи и разные направления… Главного своего героя и его приятелей он [Тургенев] презирает и ненавидит от всей души…

В спорах он [Базаров] совершенно теряется, высказывает бессмыслицы и проповедует нелепости, непростительные самому ограниченному уму…

О нравственном характере и нравственных качествах героя и говорить нечего; это не человек, а какое-то ужасное существо, просто дьявол, или, выражаясь более поэтически, асмодей. Он систематически ненавидит и преследует всех, начиная от своих добрых родителей, которых он терпеть не может, и оканчивая лягушками, которых он режет с беспощадной жестокостью. Никогда ни одно чувство не закрадывается в его холодное сердце; не видно в нем и следа какого-нибудь увлечения или страсти…

[Базаров] не живая личность, а карикатура, чудовище с крошечной головой и гигантским ртом, с маленьким лицом и пребольшим носом, и притом карикатура самая злостная…

Как же представляет себе современное молодое поколение г. Тургенев? Он, видимо, не расположен к нему, относится к детям даже враждебно; отцам он отдает полное преимущество…

Роман есть не что иное, как беспощадная и разрушительная критика молодого поколения…

На доске записываются некоторые высказывания из статьи Антоновича, учащимся предлагается оспорить мнение критика.

III. Реализация домашнего индивидуального задания.

Домашнее задание.

2) Русское дворянство в изображении Тургенева.

3) В чем сила и художественная привлекательность Базарова?

4) Что я люблю и чего не принимаю в Базарове?

6) Отношение к женщинам героев романа.

Конфликт — специфически художественная форма отражения противоречий в жизни людей, воспроизведение в искусстве острого столкновения противоположных человеческих поступков, взглядов, чувств, стремлений, страстей.

Контраст — резко выраженная противоположность черт, качеств, свойств одного человеческого характера, предмета, явления другому.

Композиция литературного произведения предусматривает следующие части: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, спад действия, развязка.

Роман — литературный жанр, чаще прозаический, зародившийся в средние века у романских народов как рассказ на народном языке и ныне превратившийся в самый распространенный вид эпической литературы, изображающий жизнь человека с её волнующими страстями борьбой, социальными противоречиями и стремлениями к идеалу.

Система образов — совокупность и принципы организации образов автора, персонажей, повествователя, рассказчика.

Сюжет— совокупность действий, событий, в которых раскрывается основное содержание художественного произведения.

Основная литература по теме урока

Лебедев Ю. В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. М.: Просвещение, 2015.

Дополнительная литература по теме урока

Е. А. Маханова, А. Ю. Госсман, Н. Д. Киосе. Цитаты из произведений по литературе. 9-11классы. Р.-на-Д.: Феникс, 2017.

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Но рациональная жизнь Базарова меняется в один миг, когда он встречает Анну Одинцову. Он не в силах противостоять сильному чувству.

Вторая любовная линия в романе — это неудачные отношения Павла Петровича Кирсанова и княгини Р.

Тургенев подчёркивает, что эта любовная интрига была самым ярким событием в жизни Павла Петровича. После разрыва он чувствует себя несчастным и погружается в воспоминания, живя лишь ими, оторванный от реальной действительности. В настоящем героя ничего не происходит. Таким образом, любовь уничтожила Кирсанова, он утратил жажду жизни.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля.

Единичный / множественный выбор

Какой поступок совершил Павел Петрович Кирсанов из-за страстной любви к княгине Р.?
Он оставил карьеру и уехал за границу к любимой;
Он сражался на дуэли;
Много работал.

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

Он оставил карьеру и уехал за границу к любимой.

Ребус – соответствие.

Соотнесите героев и их высказывания.

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):


Цель: дать анализ политических и эстетических взглядов героев и одновременно их психологии; продолжить работу по формированию навыков выразительного чтения и монологической речи.

Ход урока

I. Беседа

- Как вы думаете, являются ли споры отцов и детей просто расхождением поколений или размежеванием сил в сложный исторический период?

- Назовите две противоположные силы, действующие в романе.

- Для того чтобы осознать конфликт романа надо понять, в чем расходятся главные герои. Каким образом обнаруживаются их разногласия, как выявляются? (В спорах, в диалогах)

- Выясним основные темы спора? (Об отношении к дворянству, аристократии и её принципам, о нигилизме, об отношении к народу, о взглядах на искусство и природу. )

- После сравнительно нейтральных тем о науке, искусстве, природе, к рассмотрению чего мы ещё вернёмся, спор переходит на вопросы политического характера. Наша задача – выяснить, как содержание споров дополняет наше представление о нигилизме? Чем обогащаются наши знания о российской действительности 60-х гг. XIX века? Какую позицию в этих спорах занимает автор? Что помогает нам ее выяснить?

- Составить какое-то представление о программной деятельности нигилистов мы можем, объединяя разные реплики и суждения по одной и той же теме.

- Кто же такие нигилисты? (Нигилизм, т. е. революционное настроение в России по понятиям Базарова, есть направление глубоко историческое, рожденное многими противоречиями общественного устройства, устаревшими нормами сословной морали, низким уровнем жизни русского крестьянина).

II. Работа в группах.

- Читаем отрывок из 6 главы. Павел Петрович задаёт вопрос Базарову (после разговора о науке)

- Попытайтесь определить подтекст разговора. О чём спрашивает Павел Петрович?

- Какие же слова страшно вымолвить Павлу Петровичу? (Реплики всех участников спора свидетельствует о том, что все: и Аркадий, и Павел Петрович, и Базаров – увязывают эту не называемую в подцензурном романе тему с темой положения народа и отношения к нему спорящих сторон).

- Найдите и выделите в 10 главе отрывки, выявляющие отношение героев к народу.

III. Домашнее задание.

Полную информацию смотрите в файле.

Содержимое разработки

Цель: дать анализ политических и эстетических взглядов героев и одновременно их психологии; продолжить работу по формированию навыков выразительного чтения и монологической речи.

- Как вы думаете, являются ли споры отцов и детей просто расхождением поколений или размежеванием сил в сложный исторический период?

- Назовите две противоположные силы, действующие в романе.

- Для того чтобы осознать конфликт романа надо понять, в чем расходятся главные герои. Каким образом обнаруживаются их разногласия, как выявляются? ( В спорах, в диалогах)

- Выясним основные темы спора? (Об отношении к дворянству, аристократии и её принципам, о нигилизме, об отношении к народу, о взглядах на искусство и природу.)

- После сравнительно нейтральных тем о науке, искусстве, природе, к рассмотрению чего мы ещё вернёмся, спор переходит на вопросы политического характера. Наша задача – выяснить, как содержание споров дополняет наше представление о нигилизме? Чем обогащаются наши знания о российской действительности 60-х гг. XIX века? Какую позицию в этих спорах занимает автор? Что помогает нам ее выяснить?

- Составить какое-то представление о программной деятельности нигилистов мы можем, объединяя разные реплики и суждения по одной и той же теме.

- Кто же такие нигилисты? (Нигилизм, т. е. революционное настроение в России по понятиям Базарова, есть направление глубоко историческое, рожденное многими противоречиями общественного устройства, устаревшими нормами сословной морали, низким уровнем жизни русского крестьянина).

II. Работа в группах.

- Читаем отрывок из 6 главы. Павел Петрович задаёт вопрос Базарову (после разговора о науке)

- Попытайтесь определить подтекст разговора. О чём спрашивает Павел Петрович?

- Какие же слова страшно вымолвить Павлу Петровичу? (Реплики всех участников спора свидетельствует о том, что все: и Аркадий, и Павел Петрович, и Базаров – увязывают эту не называемую в подцензурном романе тему с темой положения народа и отношения к нему спорящих сторон).

- Найдите и выделите в 10 главе отрывки, выявляющие отношение героев к народу.

III. Домашнее задание.

I. Повторение

II. Образ Н.П. Кирсанова

- А теперь познакомимся с главными героями произведения. Один из них - Н.П.Кирсанов.

-Расскажите о его прошлом (Подготовленный ученик).

-Зачем так последовательно рассказывает Тургенев о детстве, о годах учебы, о женитьбе Н.П. Кирсанова? К чему точность в художественном произведении? (Н.П. Кирсанов - дитя своего времени, он жил, как многие лучшие люди той поры. Он не гонится за славой, блестящая военная карьера не пленяет его, он оставляет при первой возможности гражданскую службу. Выгода, расчет не согласуются с его нормами жизни, он женится по любви на дочери простого чиновника.)

- Н.П. Кирсанов, безусловно, порядочен - вот к какому выводу можно прийти, прочитав коротенький отрывок. Но это с одной стороны.

III. Чтение описания сельского кладбища (Выразительное чтение на фоне музыки)

- Как вы приняли Базарова по внешнему впечатлению?

- Действительно ли Базаров безразличен к своему внешнему виду?

- Ставит ли Тургенев целью унизить своего героя, создавая его портрет? А для этого сравним тексты двух изданий романа.

- Сделаем выводы на основе сравнения.

В первом случае чувствовалось желание снизить образ. Не внося ничего существенного в оценку героя, эта деталь вызывала неприятное брезгливое чувство. Но в тех колебаниях, какие были у писателя в отношении к герою, победило доброжелательное чувство и оно выражено эстетически.

- Итак, с первого же нашего знакомства с героем- нигилистом вы понимаете, как сложно к нему отношение автора. И в этом нам ещё предстоит разобраться.

- А почему Тургенев не выделил биографию героя в отдельную главу, подобно биографиям Кирсановых?

- Давайте понаблюдаем и над характером Аркадия.

- Вспомните некоторые детали его предыстории, известной из биографии Н.П. Кирасанова

- Как характеризуют Аркадия первые главы?

- Какую роль играет А. в сюжетном развитии этих глав?

IV. Анализ III главы.

- Нами 3-я глава прочитана, как осуществляется связь эпизодов только что прочитанной и последующих глав (Уверенность в необходимости перемен и вопрос о путях преобразований, поднятый в 3-й главе, является той главной проблемой, которая вызовет споры и расхождения героев романа и в 4-й и в последующих главах).

- Мы уже наблюдаем с вами начавший проявляться антагонизм главных героев, а теперь, при анализе 4-й главы обратим внимание на детали, рисующие поведение этих героев.

- Не преувеличены сетования Н.П. Кирсанова о неприятностях с крестьянами, не обманывает Аркадия насчет напряженности момента - воочию наблюдают приехавшие равнодушие дворовых, нарушающих издавна существующий обычай - встречать господ поклонами и хлебом солью.

- Проанализируйте этот отрывок.

- А как ведет себя Базаров? Он обижен? Оскорблен? Раздосадован?

- Что обозначает это действие Базарова? Каковы мысли героя в этот момент?

V. Анализ психологического метода Тургенева.

- Итак, внутреннего монолога в тургеневском тексте нет, но можно догадаться о мыслях героя по одной детали.

- Выявляя эту особенность творческой манеры Тургенева - маленькой внешней деталью передавать глубинные переживания героя, обратим внимание на только что изученные главы.

- Чтение отрывка из 2-й главы – встреча и знакомство Базарова и Н.П. Кирсанова (Н.П. Кирсанов быстро обернулся…)

- Какие думы, вероятно, предшествовали замедленному жесту Базарова?

VI. Чтение сценки из 3-й главы – встреча отца и сына после разлуки.

- Объясните причину происшедшей перемены.

- Мы стремились собрать вместе эти наблюдения, чтобы доказательнее прозвучал вывод о психологическом анализе у Тургенева.

VII. Домашнее задание:

1. Значение детали в раскрытии психологии героев (ответ подкрепить собственными примерами)

2. Перечитать 10 главу:

• Почему спор начинается с вопроса об аристократии. Какова точка зрения спорящих?

• Прав ли П.П. Кирсанов, упрекая молодежь в беспринципности?

• Каково отношение спорящих к существенному строю?

• Каково отношение героев к народу?

• Как ведет себя А. в споре? Есть ли у него свои принципы?

-Как через отношения с хозяевами и жителями с. Марьино раскрывает личность Базарова? (его впечатление о семье Кирсановых, как меняется Базаров в зависимости от того, с кем и о ком он говорит).

Нажмите, чтобы узнать подробности

воспитывать у обучающихся нравственные качества, возможность существования различных точек зрения в рамках общечеловеческих ценностей.

1. Орг. момент

1. Проблемная ситуация

Учащиеся получают задание самостоятельно изучить высказывания современников Тургенева о Базарове и мнение самого писателя о герое и объяснить, в чем же сложность и неоднозначность личности Евгения Базарова, почему его фигура вызывает столько споров. Необходимо заострить внимание на полемичности и эмоциональности оценок современников И.С. Тургенева: отставной генерал и писательница Л. Нелидова.

Материалы для справок:

Что Тургенев вывел Базарова не для того, чтоб погладить по головке, - это ясно; что он хотел что-то сделать в пользу отцов - и это ясно. Но в соприкосновении с такими жалкими и ничтожными отцами, как Кирсановы, крутой Базаров увлек Тургенева, и, вместо того чтоб пресечь сына, он выпорол отцов.

А. Герцен – Огареву.

Базаров нравственно – выше последующих базароидов. Он у Тургенева храбр, умен, не вор, не доносчик, не вонючий клоп.

Американец из Филадельфии. Беседа с Тургеневым ( КолбасинЕ. Из воспоминаний об И.С. Тургеневе ).

Л.Нелидова ( настоящее имя – Л.Ф. Ламовская ), писательница ( Нелидова Л.Ф. Из воспоминаний об И.С. Тургеневе ).

Разве не ясно, что такой, как он есть, Базаров головой выше всех окружающих! И разве не поразительно, что именно он, Тургенев, которого все, начиная с него самого, постоянно упрекали в слабости и бесхарактерности, мог создать Базарова, этот образец настоящего мужского характера, каких в литературе, как и в жизни, у нас меньше всего!

И.С. Тургенев о Базарове

И.С. Тургенев – М.Н. Каткову о Базарове. 1 октября 1861 г.

Я надеюсь, что вследствие моих поправок – фигура Базарова уяснится Вам и не будет производить на Вас впечатление апотеозы, чего не было в моих мыслях.

И.С. Тургенев – М.Н. Каткову о Базарове. 30 октября 1861 г.

… он сам пуст и бесплоден.

И.С. Тургенев – К.К. Случевскому. 14 апреля 1862 г.

Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью, - если он его не полюбит… я виноват и не достиг своей цели…

И.С. Тургенев – А.П. Философовой. 18 августа 1874 г.

Базаров – это мое любимое детище, из-за которого я рассорился с Катковым, на которого я потратил все находящиеся в моем распоряжении краски, Базаров – этот умница, этот герой – карикатура?

И.С. Тургенев – А. Фету. 6 апреля 1862 г.

Хотел ли я обругать Базарова, или его превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю ли я его или ненавижу!

Проблемное задание для учащихся: составьте вопросы о характере Базарова после знакомства с высказываниями современников И.С. Тургенева.

2. Задание для учащихся (технология развития критического мышления): сформулировать вопросы о личности Базарова после знакомства с мнениями современников (элемент рефлексии, регулятивные УУД).

Возможные варианты вопросов:

Надо ли Базарова любить или ненавидеть?

Почему так много мнений о Базарове?

Хотел ли Тургенев показать своего героя как идеала или антиидеала?

Кто же Базаров – герой или карикатура?

Понимает ли Базарова кто-либо из критиков?

Цельный ли характер у Базарова?

Можно ли до конца понять Базарова?

Можно ли одновременно любить и ненавидеть Базарова?

Возможно ли существование человека с чертами Базарова?

3. Словарная работа: деятельностный подход к изучению теоретического и литературоведческого материала

Каждый урок литературы должен включать в себя словарную работу, тем более, если речь идет о произведении, созданном в далекую уже от нас историческую эпоху. Здесь необходим и исторический комментарий, дающий ученикам представления об общественно-политических и социальных реалиях тех лет.

В помощь ученику на уроке предлагается справочный материал, причем для анализа привлекаются тексты как художественных, так и публицистических статей (статья Добролюбова и роман Тургенева), что позволяет расширить читательский кругозор учащихся. Таким образом, ученики используют метод проблемного изложения материала, поскольку не только принимают и осмысливают предложенную информацию, но и выдвигают собственную гипотезу, разрабатывают систему доказательств ее достоверности.

Материалы для справок:

Демократия – политический строй, основанный на признании принципов народовластия, свободы и равноправия граждан

Демократ – человек демократического образа жизни, взглядов.

Разночинец – в дореволюционной России выходец из непривилегированных сословий, из мелкого чиновничества, занимающийся умственным трудом, обычно носитель демократической идеологии ( по материалам словаря С.И. Ожегова).

Нигилизм – безобразное и безнравственное учение, отвергающее все, что нельзя ощупать ( Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка ).

Материал для справок: познакомьтесь с творческой историей романа, высказываниями Добролюбова и текстом романа.

Прочитайте параллельно отрывки из текстов Добролюбова и Тургенева. Найдите сходства и различия в тех определениях, которые даются в этих текстах нигилисту.

- Что такое Базаров? - Аркадий усмехнулся. - Хотите, дядюшка, я вам скажу, что он собственно такое?

- Сделай одолжение, племянничек.

- Как? - спросил Николай Петрович, а Павел Петрович поднял на воздух нож с куском масла на конце лезвия и остался неподвижен.

- Он нигилист, - повторил Аркадий.

- Нигилист, - проговорил Николай Петрович. - Это от латинского nihil, ничего, сколько я могу судить; стало быть, это слово означает человека, который. который ничего не признает?

- Скажи: который ничего не уважает, - подхватил Павел Петрович и снова принялся за масло.

- Который ко всему относится с критической точки зрения, - заметил Аркадий.

- А это не все равно? - спросил Павел Петрович.

- Нет, не все равно. Нигилист - это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип.

5. Домашнее задание:

Сформулировать вопрос, который вы задали бы Евгению Базарову (элемент рефлексии).

Возможные варианты вопросов:

Всегда ли вы искренни?

Из-за чего вы стали нигилистом?

Удобно ли быть нигилистом?

В чем смысл вашего существования?

Легло ли жить при постоянном конфликте сердца с разумом?

Вы смогли бы полюбить снова – другую женщину?

Как себя чувствуешь, когда понимаешь, что твои убеждения сломаны?

Довольны ли вы тем, как прожили жизнь, следуя своим убеждениям?

Легко ли переносить конфликт разума с сердцем?

Таким образом, урок активизирует самостоятельную познавательную деятельность учеников и развивает такие учебно-интеллектуальные компетенции, как анализ и выделение главного, сравнение, обобщение и систематизация, определение понятий, конкретизация, доказательство и опровержение.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение романа И.С.Тургенева "Отцы и дети" в 10 классе.

Тема урока: И.С. Тургенев – создатель русского романа.

История создания романа "Отцы и дети"

Лекция учителя

Роман написан в 1861 году. Время действия – 1855-1861 гг. – период, сложный для России. Роман посвящен памяти русского разночинца В.Г. Белинского и был создан в период отмены крепостного права. Россия переживала основательную ломку социальных, политических, духовных и нравственных отношений, это были годы бурных споров о будущем России.

Композиция в романе кольцевая: Тургенев дважды проводит Базарова по кругу: Марьино – Никольское – дом родителей. Создается великолепный эффект: к тем же людям в схожие ситуации во второй половине романа приходит новый Базаров, познавший сомнение, мучительно старающийся сохранить свою теорию, спрятаться за ней от нарастающей сложности реального мира.

Комментированное чтение

- Как вы думаете, почему автор посвятил свой роман В.Г. Белинскому? (Белинский был для Тургенева не только авторитетным критиком, отличавшимся резкостью, верностью, глубиной суждений, но и весьма характерным представителем демократического общества 40-х гг. Тургенев очень ценил Белинского).

I глава. Зачитайте начало главы. Уже в первых строчках романа точно указывается год, месяц, число, когда начинается действие. Почему? Назовите основные моменты 1-3 гл.

Домашнее задание

Тема: Базаров – герой своего времени. Духовный конфликт героя (10 класс).

Цели: дать понятие о “нигилизме ”; сравнить понятие “нигилизм” и взгляды Базарова; развивать умение анализировать изучаемое.

Слово учителя

Базаров – нигилист

Николай Петрович даёт определение слову нигилист - “…который ничего не признаёт”. Для Павла Петровича нигилист — это, прежде всего, тот, кто “не склоняется” ни перед каким опытом. Однако люди, отказывающиеся от прошлого, по его мнению, обречены “существовать в пустоте, в безвоздушном пространстве”. Аркадия, невольного возмутителя спокойствия, больше занимает не смысл того, о чем он говорит, а собственно бунтарский характер произносимых им слов.

Сравним, определения, данные в словарях.

Учитель открывает доску:

Нигилизм - это..

(от лат, nihil - “ничто”) отрицание общеприняты: идеалов, моральных норм, культуры, форм об жизни. (Большой энциклопедический словарь)

“безобразное и безнравственное учение, отвергаю го нельзя ощупать”. (Толковый словарь В.Даля)

“голое отрицание всего, логически не оправданный скептицизм”. (Толковый словарь русского языка)

Запись первого определения нигилизма, сравнение определений и высказываний в тексте.

Работа над следующими вопросами:

Прав ли был автор, причисляя Базарова к нигилистам?

Идентичны ли его убеждения с нигилистическими?

Характеристика Базарова.

Отношения с окружающими

Примерное заполнение

Лицо выражает самоуверенность и ум, длинные волосы, красная рука, одет в балахон с кистями

Разночинец, отец – полковой лекарь

Домашнее, родители давали полную свободу. “Человек должен сам себя воспитывать”

Университет, естественные науки, будущий доктор

Нигилист (всё отрицает). “Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”, “Рафаэль гроша медного не стоит”, “Порядочный химик в 20 раз лучше всякого поэта”

Отношения с окружающими

Общается с крестьянами как с равными. С аристократами вступает в спор

Резкость в суждениях, нет иностранной речи

- Мы встречаемся первый раз с Базаровым во второй главе.

Первая встреча с Николаем Петровичем и Павлом Петровичем.

1. Чтение эпизодов (с. 62, 64, 70).

Работа над следующими вопросами:

Что особенно автор выделил в портрете Базарова?

Что дает портрет для понимания характера этого человека?

Как представляется Базаров? Почему?

Чем занимается Базаров?

Как встретили Базарова Николай Петрович и Павел Петрович?

Идеологический конфликт

Спор об аристократии. Павел Петрович в аристократах видит основную общественную силу, когда-то она Англии дала свободу. Базаров - от аристократов нет никому никакой пользы, их основное занятие — ничегонеделание

Спор о принципах нигилистов. Базаров – “…в теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем”. Строить на разрушенном листе он не считает своим делом.Позднее в этом споре Павел Петрович стоит за сохранение старых порядков. Ему страшно представить разрушение “всего” в обществе.

Спор о русском народе. По мнению Павла Петровича, русский народ — патриархальный, ценит предания, не может жить без религии. Базаров видит неблагополучие во всех областях народной жизни. Он видит необразованность, суеверие народа. Эти недостатки он презирает. Однако Базаров видит не только забитость, но и недовольство народа.

Расхождение во взглядах на искусство и природу. Базаров же отрицает и старое, и новое искусство: “Рафаэль гроша медного не стоит, да и они не лучше его”. Его интересовала только наука, так как он видел в науке силу. “Порядочный химик в 20 раз лучше всякого поэта”. В природе видит только источник и поле человеческой деятельности. “Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”.

Противником в этом споре становится Николай Петрович. Он особенно благоприятствует искусству, но не осмеливается вступить в спор. Это делает сам Тургенев, показывая ощущение органического влияния стихов Пушкина, весенней природы, сладостную мелодию игры на виолончели.

Работа над следующими вопросами:

Каковы ваши первые впечатления об Одинцовой?

Как отнеслись к ней Базаров и Аркадий?

Кто же такая Одинцова?

Любовь к Одинцовой.

С самого начала между Базаровым и Одинцовой немного общего. Она - “герцогиня”, он - “лекарь”; она - холодная и безмятежная, он, как покажет история любви к этой женщине, — неравнодушный и страстный. В нём происходит что-то не базаровское: “что-то другое. чего он никак не допускал”. Испытание любовью становится для героя рубежным. Только любовь обнаруживает в нем глубокого в эмоциональном переживании человека, самосгорающего в своем чувстве. Обновленного Базарова мы встречаем в сцене с родителями.

Работа над следующими вопросами:

Как относятся к Евгению его отец и мать и как их чувства переданы автором?

Как же Евгений Базаров относится к своим родителям?

Отношение к родителям.

Тургенев показывает, с какой большой любовью родители Базарова относятся к сыну. Мать ласково называет его “Енюшкой”; “…от волнения она пошатнулась…”; “…старик Базаров глубоко дышал и щурился пуще прежнего…”. Базаров любит своих родителей, прямо говорит Аркадию: “Люблю, Аркадий!”

Смерть Базарова

Базаров умирает от случайного пореза пальца. Перед смертью к нему приехала Одинцова, привезла доктора, но помочь больному уже было невозможно.

Работа над следующими вопросами:

Какое чувство вызывает эта сцена? Почему же умер Базаров?

Остаётся ли он нигилистом?

Базаров, отрицающий внешний романтизм, по своей духовной сути романтическая личность. Смерть дала Базарову право быть таким, каким, возможно, он был всегда - сомневающимся, не боящимся быть слабым, возвышенным, умеющим любить. Неповторимость Базарова заключается в том, что через весь роман он пройдет во многом не таким человеком и тем обречет себя на единственно возможную, роковую, трагическую - базаровскую судьбу.

Домашнее задание

Подготовиться к анализу образов главных героев.

Беседа по теме урока

Базаров прав:
Надо делать дело. Надо проверять любую истину

Павел Петрович прав:
Нужна связь во времени, т. е. преемственность

Базаров не прав:
В отношении к прошлому: в принципах объяснения жизни через отрицание любви, природы, красоты, мечты (любовь — физиология, природа — мастерская, красота — польза, мечта — гниль)

Павел Петрович не прав:
В отрицании необходимости проверки жизни; в абсолютизации ряда истин; в постановке принципов во главу угла


II. Итог урока.

В раскрытии социального аспекта конфликта романа Базаров остается один, один и Павел Петрович, так как Николай Петрович в спор почти не вступает. Если говорить об общечеловеческом, семейном значении заглавия, то в системе образов обнаруживается противостояние семьи Кирсановых и семьи Базаровых. Первая продолжает жить, а вторая постепенно уходит. Дети — это будущее, но только в том случае, если они усваивают традиции прошлого. Для Тургенева важнее семейные отношения, построенные по законам понимания, уважения. Только в семье передаются традиции из поколения в поколение. Человек, лишенный этого, не способен понять других. Базаров и Павел Петрович одиноки, а Аркадий и Николай Петрович близки друг другу, у них семьи, их жизнь продолжается.

Домашнее задание

Выписать цитаты, объясняющие отношение главных героев к любви

Цели: рассмотреть четыре любовных сюжета, четыре взгляда на эту проблему: любовь Павла Петровича к княгине Р., любовь Базарова к Одинцовой, любовь Аркадия к Кате и любовь Николая Петровича к Фенечке.

Проверка домашнего задания

Учащиеся читают выписанные цитаты из текста романа.

Работа по теме урока

Групповая работа с карточками.

Читайте также: