Путевой очерк примеры кратко

Обновлено: 30.06.2024

Этим летом мы ездили в гости к бабушке и дедушке, которые живут очень далеко от нас. Папа с мамой готовились к этому дню заранее, купили билеты и подарки родственникам, а я собирала свои вещи. Так как наш путь будет долгим, мы с мамой приготавливали еду с собой в поезд. И вот этот день настал. Рано утром нас всех разбудила мама, и мы пошли завтракать, в спешке собирали последние вещи, проверяли документы. Нас пришла провожать бабушка Валя, это мама папы. Мы сели на автобус и поехали в другой город. Наш путь длился около двух часов, мы ехали через огромную Беловежскую пущу. По пути я успела рассмотреть большое количество деревьев и цветов. Мы проезжали маленькие села и большие города. Дорога была не длинная.

Далее в 13.00 у нас был поезд. Мы с родителями зашли в наш вагон, разложили вещи, приготовили документы, так как дорого проходила через границу. И вот мы отправились в путь. Какие же красивые города и села, мы проезжали, я любовалась восхитительной природой. Спустя 12 часов мы прибыли в пункт назначения. Там нас встретила тетя, это мамина сестра. Сделала не большую экскурсию по городу лично для меня. Последний раз я была тут еще совсем маленькой и ничего не помню. Я видела огромные памятники, театры и парки.

Погуляв немного по городу и осмотрев все его достопримечательности, у нас на назначенное время был автобус к бабушке. Еще 2 часа и мы на месте. Как давно я этого ждала. Дорого показал мне очень быстрой. И вот, наконец, мы в гостях.

Вариант 2

Мой отец - большой любитель пеших походов. Не редко я, проснувшись рано утром, пока еще все спят, наблюдал, как папа, вооружившись большим рюкзаком, удочкой и счастливой улыбкой, уходил из дома, тихо прикрывая за собою дверь. И вот однажды, из разговора отца с мамой, я понял, что следующим утром, он тоже сбирается уйти в грибной поход на несколько дней.

Мы выпили чая и это был самый вкусный чай, который я когда то пробовал, он был из разных трав и совсем без сахара, а после, отец со своими друзьями взяли мешки и ружья, и куда-то двинулись. Я тоже встал, но отец сказал, что мне с ними нельзя, попросил, чтобы я остался в лагере и помогал тете Лене готовить ужин, так я и сделал. Я отлично провел там время, но не дождавшись папу и его друзей, уснул.

Утром я проснулся от того, что мой отец кричит и трясет меня, я ничего не понял! Немного проснувшись, я стал понимать, что он говорит и меня тоже охватил ужас. Папа вспомнил, что уходя из дома, мы не предупредили маму, что я тоже поехал с папой. В тот же миг я оделся и совсем позабыв со всеми попрощаться, я даже забыл свой рюкзак, побежал с папой назад на электричку. Дома мама нас конечно стала ругать за то, что мне не предупредили ее, но она совсем за меня не переживала, сказала, что из того, что я так сильно позавчера уговаривал папу взять меня с собой, она догадалась, что я поехал с ним. Мы с папой долго смеялись.

Вот так вот я первый раз отправился в путь со своим отцом.

Сочинение в жанре путевых заметок 9 класс

Выезжаем. Ура! Даже не верится, что я способен проснуться в половину пятого. Но ради приятного путешествия – с удовольствием. Вчера ещё не получилось пораньше лечь, хотя мама советовала, но мне нужно было кое-какие дела доделать, собрать чемодан. Всё равно отосплюсь в машине!

Сегодня мы сходили в музей. Было интересно! Немного всё намешано, правда. Музей до шести, но в половину шестого все его работники стояли уже в куртках и осуждающе смотрели на нас.

Вот мы добрались до главного города области. Тут размах! И суши-бары, и дискотеки. Пышные здания, много машин, народ-народ. Мы погуляли по улицам, по набережной. Вот только уже осень, там никого особо нет, кафе закрыты. Но и в этом какая-то особая атмосфера.

Сегодня, наоборот, день мы провели в станице. Ходили на речку! Смотреть, конечно, не купаться. Погуляли в лесу – даже грибов собрали, а отец ловил рыбу. Тут ещё столько хризантем.

Станица большая, зажиточная. Много кирпичных домов, виноградники, огороды. Народ веселый.

Опять в дорогу. Каникулы скоро заканчиваются… Жаль, я б ещё недельку тут погулял.

Мы ехали намеренно мимо городов – всё по окружным, но проехали, конечно, через много деревень. Деревянные домики, не очень яркие, как и природа.

Вот мы и дома! Столько впечатлений привезли, гостинцев. Хорошо, что мы в те выходные дома всё сделали, теперь не нужно даже уже в школу на завтра собираться. А там мы, наверняка, напишем сочинение, как я провёл каникулы. Хорошо!

Про путешествие в форме путевого очерка

Несколько интересных сочинений

Родители Базарова являются практически полной противоположностью сына. Его мать, Арина Власьевна, типичная русская женщина того времени – добрая, несколько суеверная

В поэме Слово о полку Игореве природа является одним из главных героев, автор её изображает живой, способной чувствовать и помогать. Природа, наравне с другими, участвует в битве

Не хотелось бы сравнивать всех, но большинству людей в наше время, присуща бестактность. И единицы из нас, умеют вести себя правильно и уместно в каждой из ситуаций. Согласна, конкретно, нас этому не учат

Одним из главных персонажей произведения Шекспира Ромео и Джульетта выступает Кормилица. Это уже немолодая женщина, которая работает в доме синьоров Капулетти и с самого рождения воспитывала их дочь Джульетту.

Путево́й очерк — очерк, в основе которого лежит описание каких-либо событий, происшествий, встреч с людьми, которые происходят во время путешествия автора.

Содержание

История появления очерка в России

Путевой очерк — один из самых старых видов очерковых форм журналистики. В России очерк зарождается в 18 веке, так как именно этот период ставит перед публицистами задачу показать панораму развивающихся событий. Меняется отношение к действительности, а, следовательно, необходимы новые формы ее отражения. Во время путешествия автор, основываясь на личных впечатлениях, начинает фиксировать формы жизни, обычаи и нравы, социальные контрасты. Так появляются Путешествие из Петербурга в Москву А. Н. Радищева и Письма русского путешественника Н. М. Карамзина.

Черты

У путевого очерка может быть несколько самых разных целей — исследование хобби населения какого-либо города, показ решения какой-либо проблемы в разных населенных пунктах (создание приютов для детей, забота о инвалидах и бездомных, сохранение памятников старины, охрана достопримечательностей и т. п.), знакомство с участниками Великой Отечественной войны, которые имеют орден Славы и многие другие.

Известные очеркисты и их очерки

Путевой очерк относится к наиболее раним формам текстов, которые появились в те времена, когда зарождалась журналистика. Путевые очерки писали А. Н. Радищев (Путешествие из Петербурга в Москву), А. С. Пушкин (Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года), А. П. Чехов (Остров Сахалин), Ильф и Петров (Одноэтажная Америка) , И. Эренбург (сборник очерков Белый уголь, или Слезы Вертера), Камило Хосе Села (книги очерков Путешествие в Алькарию и Новое путешествие в Алькарию), Шатобриан Франсуа Рене (Американское путешествие).

Жанр путевой очерк

Путевой очерк возник из популярного в прошлом жанра — литературного путешествия. На протяжении многих столетий жажда к новым впечатлениям, любознательность и интерес к другим народам и странам побуждали людей к путешествиям.

Журналисты прибегали и до сих пор активно применяют возможности данного жанра. Путевой очерк позволяет автору в непринужденной и свободной форме рассказывать читателям о своих впечатлениях, об интересных человеческих типажах, о том новом, что происходит в современной действительности, делиться своими мыслями об увиденном и пережитом.

В статье вы узнаете:

• что такое очерк, и его основные виды;
  • что такое путевой очерк;
  • жанровые признаки и черты, присущие путевому очерку;
  • особенности написания путевого очерка;
  • предметы отображения;
  • чем привлекателен данный жанр для публициста;
  • примеры путевого очерка.

Очерк — это одна из самых разносторонних и многогранных литературных форм.

Что такое очерк

Очерк — это повествовательное произведение небольшого объема, в котором кратко описаны реальные события, факты, люди.

Очерк считается одной из разновидностей рассказа, в которой сочетаются элементы художественной литературы и публицистики. Такой тип текста относится к особому виду журналистики — к авторской или писательской журналистике, которая считается вершиной журналистского мастерства.

В очерке журналист не просто описывает проблему, событие или портрет человека, основываясь на фактических данных, но и применяет художественные методы выразительности.

Минутка рекламы. Создавайте запоминающиеся, яркие, интересные публикации, фотоколлажи, инфографику, открытки, плакаты, визитки, оформляйте документы в визуальном редакторе Canva! После регистрации по ссылке каждый подписчик получит 30-дневный бесплатный пробный период Canva Pro.

Виды очерков

Выделяют 4 основных вида очерков:

Например: журналист ставит перед собой цель изучить, какие традиции сохранились у людей, проживающих в разных населенных пунктах или же исследует, каким образом государство решает те или иные социальные проблемы в различных городах страны.

. В таком очерке автор в хронологическом порядке излагает исторические факты и события, связанные с предметом исследования. Анализирует исторические сведения и дает им собственное толкование.

Что такое путевой очерк

Путевой очерк — это очерк, основой которого является описание событий, встреч, происшествий, которые произошли с автором во время его творческого путешествия.

Путевой очерк — многообразный жанр, это одновременно и путевые заметки, зарисовки, и путевой дневник автора. Поэтому очень часто по своей структуре путевой очерк напоминает дневниковые записи: события описываются последовательно, по мере знакомства с ними автором.

Помимо того, что путевой очерк позволяет читателю познакомиться с реальными событиями и людьми, а также увидеть происходящее глазами автора, в очерке присутствует анализ увиденного и узнанного.

Перед автором путевого очерка стоит задача — целостно воссоздать картину действительности. Чаще всего путевой очерк отражает достаточно длительный временной процесс.

Путевой очерк помимо литературной формы активно применяется в рекламной журналистике и на телевидении (телевизионная журналистика о путешествиях). Большинство передач о путешествиях составлено именно в виде путевого очерка.

Путевой очерк: жанровые особенности и признаки

Жанровые особенности, присущие путевому очерку:

• художественная образность;
  • эмоциональная насыщенность;
  • динамизм и авантюрность;
  • присутствие элементов публицистического и художественного стиля речи;
  • наличие авторского мнения;
  • описываемые события и персонажи взяты из реальной действительности;
  • структура путевого очерка похожа на структуру дневниковых записей;
  • актуальность и злободневность исследуемой проблемы;
  • встречаются сленговые и жаргонные слова, применяется специфическая терминология;
  • для подтверждения своей точки зрения автор использует факты, свидетельства, цитаты, конкретные данные и пр.
  1. Во-первых, это выраженная позиция автора. Все повествование связано с авторским мнением и взглядом на ситуацию. Нередко, автор очерка выступает в роли действующего лица, взаимосвязанного с главным героем.
  2. Диалог с читателем. Используя различные стилистические приемы, автор стремится к тому, чтобы вызвать у читателя интерес и эмоционально вовлечь его в сюжет своего очерка, сделав таким образом читателя участником описываемых событий.

Написание путевого очерка: особенности

Процесс написания очерка достаточно трудоемкий. Чтобы написать очерк недостаточно просто выбрать тему, собрать и проанализировать информацию.

Основная задача автора заключается в том, чтобы полученную информацию переосмыслить и преобразовать в особую очерковую форму.

Таким образом, в каждом очерке должны присутствовать и художественное творчество, и факты — в различных пропорциях (в зависимости от цели и тематики) .

Часто сам материал для сюжета настолько насыщенный, непредсказуемый и сенсационный, что журналисту остается лишь изложить в очерке всю полученную информацию, не прибегая при этом к дополнительной художественной обработке.

В первую очередь, данный жанр привлекателен для публициста тем, что дает возможность высказаться практически по любому поводу — от изучения культуры русской глубинки до глобальной демографической проблемы.

Кроме этого, путевой очерк рассчитан на массовую аудиторию, и благодаря своему стилю написания, а также убедительности и достоверности эффективно воспринимается публикой.

Путевой очерк — это не развлекательное чтиво. Дело в том, что в данном жанре в центре сюжета обязательно будет изучение автором в ходе своего путешествия какой-то социально-значимой проблемы.

Предметы отображения в путевом очерке

Предметом отображения в путевом очерке выступают: человеческий характер, различные конфликтные ситуации, а также общественно-значимые явления.

При написании путевого очерка используются такие методы сбора информации, как интервью, наблюдение, беседа, анализ личных документов.

Путевой очерк вобрал в себя элементы и науки, и искусства: это документы, цифры, статистика, и, одновременно, художественно-предметный мир автора с портретами, пейзажами, интерьерами.

Примеры путевых очерков

P. S.: Понравилась статья? Поделитесь ссылкой в социальных сетях, спасибо!

Как-то летом мы с мамой поехали отдыхать за границу. Это была обычная семейная поездка на две недели. Я, если честно, всегда равнодушно относился к подобным мероприятиям, но из-за уважения и любви к своей родной маме, мы поехали в Швейцарию. Слишком долгим и тяжелым оказался перелет, я уже много раз пожалел о том, что не остался в своем родном городе, в своей любимой и уютной комнате. Но стоило мне только взглянуть на счастливое и беззаботное лицо моей матери, что вся тягучая неприязнь и раздражимость заменяли месту теплу и любви.

И вот мы на месте. Много народу, все куда-то спешат, суматоха, люди пропихиваются со своими чемоданами в узкие проемы, сбивая людей вокруг. Я молча шел с чемоданом в руках, направляясь к нашему автобусу и стараясь не замечать всей суеты вокруг. Наконец-то заветное место в самом дальнем углу автобуса у окна. Наконец-то появилась возможность посидеть в тишине и подумать о своем, что я так люблю делать по своему обыкновению.

Мы тронулись. Я долгое время просматривал новостную ленту в своем телефоне, совершенно не обращая внимания на то,что творится за окном. Мне было это неинтересно. Но вдруг я почувствовал легкий толчок в бок. Я поднял голову, сам того не ожидая, открыл рот и непроизвольно сказал:"Ого." Моему взору предстало огромное зеленое поле, которое плавно переходило в голубую полоску-небо. По бокам располагались горы и холмы, на которых стояли маленькие домики. Такие одинокие и ветхие. Где-то вдалеке можно было заметить блестящую ниточку, которая на солнце отдавала болезненным серебром- ручеек.

Сердце протяжно заныло, мне так захотелось выбежать из автобуса, побежать к этому ручейку, зачерпнуть рукой воду, прислушаться к пению птиц. Я убрал телефон в сумку, устроился на сидение поудобнее и все оставшееся время наблюдал за удивительным и волшебным пейзажем за окном, прислушиваясь к мирному сопению моей мамы. Я счастлив. Да, действительно. В тот момент я был счастлив!

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+