Звено судебной системы доклад

Обновлено: 05.07.2024

Суд — орган государственной власти, который осуществляет правосудие в форме рассмотрения и разрешения, уголовных, гражданских, административных и иных категорий дел в установленном законом процессуальном порядке.

Определение понятия “судебная система”

Суд — орган государственной власти, который осуществляет правосудие в форме рассмотрения и разрешения, уголовных, гражданских, административных и иных категорий дел в установленном законом процессуальном порядке.

Судебная система представляет собой систему специализированных органов государственной власти (иначе, судов), осуществляющих правосудие на территории того или иного государства.

В Российской Федерации судебная система устанавливается следующими нормативно-правовыми актами:

Все законы подкрепляются нормативными актами, постановлениями Правительства и указами Президента.

Нужна помощь в написании работы?

Написание учебной работы за 1 день от 100 рублей. Посмотрите отзывы наших клиентов и узнайте стоимость вашей работы.

Виды судов в России

В Российской Федерации существует четыре вида судов:

  • суды общей юрисдикции,
  • военные суды,
  • арбитражные суды,
  • конституционные суды.

Рассмотрим каждый из этих судов подробнее.

Суды общей юрисдикции

Суды общей юрисдикции осуществляют правосудие по гражданским, уголовным делам и делам, возникающим из административных правонарушений, а также иным делам, подсудность которых относится к судам общей юрисдикции.

К федеральным судам общей юрисдикции относятся:

  • кассационные суды общей юрисдикции;
  • апелляционные суды общей юрисдикции;
  • верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов;
  • районные суды, городские суды, межрайонные суды (далее — районные суды);
  • военные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом;
  • специализированные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом.

К судам общей юрисдикции субъектов Российской Федерации относятся мировые судьи.

Суды общей юрисдикции подразделяются на четыре звена.

Первое (низшее) звено составляют мировые судьи, которые действуют на судебных участках соответствующего судебного района и рассматривают дела только по существу.

Второе (основное) звено составляют районные суды, рассматривающие в пределах своих полномочий дела по существу. Также суды второго звена пересматривают судебные решения мировых судей в апелляционном порядке.

Третье (среднее) звено включает в себя верховные суды республик, краевые, областные суды городов федерального значения, суды автономной области, автономных округов. Суды, составляющие третье звено, пересматривают дела по существу в апелляционном и кассационном порядке в рамках своих полномочий.

Четвертое (высшее) звено составляет Верховный Суд Российской Федерации. Он является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делами, подсудным судам общей юрисдикции.

Верховный Суд осуществляет судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и дает разъяснение по вопросам судебной практики.

Военные суды

Военные суды представляют собой официальный подвид судов общей юрисдикции. Однако, они имеют отдельную структуру и отличаются особой сферой деятельности. В основном в военных судах разбирают споры, связанные с прохождением военной службы.

Система военных судов состоит из трех звеньев:

  • первое (основное) звено составляют гарнизонные военные суды;
  • второе (среднее) звено — окружные (флотские) военные суды;
  • третье (высшее) звено образует Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации.

Стоит отметить, что в системе военных судов нет мировых судей, в связи с чем, дела, подсудные мировым судьям, рассматриваются гарнизонными военными судами.

Подчеркнем, что районные и гарнизонные военные суды относятся к звену федеральных судов общей юрисдикции, так как ими рассматривается большинство судебных дел.

Арбитражные суды

Арбитражные суды разрешают споры с участием субъектов хозяйственной деятельности (юридические лица), которые возникают из гражданских, административных правоотношений, а также другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, а также дела о банкротстве.

Арбитражные суды РФ подразделяются на четыре звена.

Первое (основное) звено образуют федеральные арбитражные суды в субъектах Российской Федерации. Они рассматривают подсудные им дела в экономической сфере, а также дела, связанные с осуществлением предпринимательской иной экономической деятельности только по существу.

Второе звено составляют арбитражные суды апелляционной инстанции. Они создаются на определенной экономико-географической территории соседних субъектов РФ.

Основное полномочие этих судов заключается в проверке законности и обоснованности решений арбитражных судов субъектов Федерации, которые не вступили в законную силу.

Третье звено представлено арбитражными судами округов (кассационная инстанция). Полномочие данного вида судов состоит в проверке законности вступивших в законную силу решений нижестоящих арбитражных судов.

Четвертое звено образует Высший Арбитражный Суд Российской Федерации. Это высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассмотренных арбитражными судами.

Он осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью нижестоящих судов и дает разъяснение по вопросам судебной практики.

Исключительное место среди арбитражных судов занимает Суд по интеллектуальным правам. Данный суд занимается рассмотрением по существу подсудных ему дел, а также проверяет законность и обоснованность вступивших в законную силу решений, принятых им самим, в том числе по делам о защите интеллектуальных прав, рассмотренным судами субъектов РФ и апелляционными судами.

Конституционный Суд Российской Федерации

Судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации представляет собой орган судебной системы, создаваемый субъектом федерации для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта, нормативно-правовых актов органов государственной власти субъекта и органов местного самоуправления субъекта конституции (уставу) субъекта Российской Федерации.

Также Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации призван толковать конституцию (устав) субъекта Российской Федерации.

Суды по процессуальной компетенции

Помимо вышепредставленной градации судов в судебной системе России, суды разделяются по их процессуальной компетенции на:

  • суды первой инстанции;
  • суды второй инстанции (суд апелляционной инстанции);
  • суды кассационной инстанции;
  • суды надзорной инстанции.

Любой правовой спор сначала попадает в суд первой инстанции. Как правило, это суды нижних звеньев судебной системы. Суд первой инстанции должен рассмотреть дело в рамках судебного заседания и вынести решение.

Затем сторонам-участникам процесса дается время на обжалование вынесенного судом первой инстанции решения. Если решение не было обжаловано в установленный срок, то оно вступает в законную силу и подлежит исполнению.

В случае неудовлетворения одной из сторон решением суда первой инстанции она может подать апелляционную жалобу. В этом случае вступление в законную силу вынесенного ранее решения суда откладывается, и дело переходит в суд второй инстанции или суд апелляционной инстанции.

Задача суда апелляционной инстанции состоит в проверке судебного решения, не вступившего в законную силу, с фактической и правовой позиций. В итоге он может вынести свое решение или оставить без изменения решение суда первой инстанции, которое незамедлительно вступает в законную силу.

Тем не менее, стороны все еще могут обжаловать решение, подав кассационную жалобу в суд кассационной инстанции. Суд кассационной инстанции проверяет вступившее в законную силу судебное решение с правовой точки зрения. Однако следуют отметить, что не все жалобы могут быть рассмотрены судом кассационной инстанции.

Если судья, предварительно изучив жалобу, посчитает ее бесперспективной, он отказывает заявителю в ее рассмотрении.

Также решение можно обжаловать в надзорную инстанцию, которая представляет собой Президиум Верховного Суда РФ. Постановление Президиума Верховного Суда РФ вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.

Вывод

Судебная система Российской Федерации довольно обширна и включает в себя:

  • суды общей юрисдикции,
  • военные суды,
  • арбитражные суды,
  • конституционные и уставные суды.

Суд является единственным органом власти, уполномоченным в установленном законом порядке признать лицо виновным в совершении преступления, а в некоторых случаях и административного правонарушения, применить к нему меру уголовного наказания или административного воздействия либо разрешить правовой спор между гражданами и юридическими лицами.

Суды работают в рамках единой судебной системы, поэтому они имеют организационную и функциональную связь.

Что касается однотипности, судов одного звена, то она заключается в равной территориальной дислокации, структуре, компетенциях и составе. Компетенция здесь представляет собой территориальную подсудность (все категории дел рассматривает только суд этого звена) и судебные инстанции (полномочия).

Мировые судьи занимаются решением уголовных дел, которые предусматривают до 3 лет лишения свободы). Районными судами решаются дела о преступных деяниях, для которых характерна средняя степень тяжести, а областными и соответствующими судами дела о тяжких и особенно тяжелых преступных деяниях.

В любой стране судебная система включает несколько звеньев. Это дает возможность оспаривать решения нижестоящих судов в вышестоящих судах.

Суды отличаются от других органов страны тем, что не имеют отношений подчинения. Так, мировые судьи не должны подчиняться районному суду. Он же, в свою очередь, не должен подчиняться областному, краевому и верховному суду республики.

Понятие и особенности судебной инстанции

При рассмотрении функциональных (процессуальных) связей судов, отметим, что они характеризуются взаимодействием судебных инстанций.

Сущность функциональных связей любого суда состоит в возможности обжаловать постановление нижестоящего суда в порядке закона в вышестоящий суд.

Судебная инстанция — это суд, который осуществляет соответствующий вид судебной деятельности. Она обладает определенными судебными полномочиями. Понятие считается судопроизводственным, поскольку характеризует процессуальные взаимоотношения, проявляющиеся между судами.

Сегодня в нашей стране предусмотрены суды нескольких инстанций:

  • первая,
  • апелляционная,
  • надзорная,
  • кассационная.

Суды играют роль одной судебной инстанции (суды, находящиеся на первом звене: воинский суд, арбитражный суд в субъектах РФ, мировой судья). Также они имеют иногда значение нескольких инстанций (районные суды представлены первой и апелляционной, областные суды включают апелляционную и кассационную, Верховный Суд представлен всеми четырьмя инстанциями).

Инстанции судов обладают особенностями, которые касаются перечня организаций, имеющих судебные полномочия. Для них характерны судебные составы компетенции и соответствующие процедуры рассмотрения дел.

Суд первой инстанции представлен судебным органом. Он занимается рассмотрением дела по существу. Его цель представляет собой назначение наказания для виновных субъектов, оправдание (реабилитация) для не виновного субъекта. Если суд рассматривает гражданские дела, то цель представлена разрешением гражданско-правовых споров.

Такие суды представлены всеми судами, наделенными общей юрисдикцией, арбитражами, федеральными арбитражными судами в округах, специализированными арбитражами.

Если суд на этой инстанции занимается уголовным и гражданским судопроизводством, то для этого присуще несколько особенностей.

  1. доказано ли, что было совершено деяние, которое должно рассматриваться в уголовном судопроизводстве;
  2. есть ли доказательства, что подсудимый совершил уголовное преступное деяние;
  3. виновность подсудимого лица.

Когда суд рассматривает дело по существу, он должен выслушать доводы всех сторон, включая обвинение и защиту. Далее доказательства должны быть оценены в зависимости от внутреннего убеждения судьи, который в этом процессе руководствуется знанием законов и совестью.

После изучения и анализа совокупности доказательств, судья выносит оправдательный, обвинительный приговор (определяет, назначить наказание или нет). Также он может прекратить дело в соответствии с основаниями, которые есть в действующих законах.

В ходе гражданского судопроизводства происходит установка фактических обстоятельств, выслушиваются мнения сторон, представленных истцом и ответчиком. Далее суд может определить окончательное решение, а иск может быть удовлетворен частично или в полной мере. В удовлетворении иска может быть отказано.

Для рассматриваемого суда характерен следующий состав:

  • мировые судьи (судьи федерального суда);
  • судья федерального суда и коллегия, которая включает 12 присяжных заседателей (необходимо ходатайство обвиняемого субъекта, касающееся дел о тяжких преступлениях);
  • коллегия, включающая трех судей федерального суда;
  • коллегия, которая состоит из судьи и 2 арбитражных заседателей.

Жалобы или представления на любой судебный приговор формируются в течение 10 дней. Если они подаются на решения по гражданскому процессу, который проходил в судах общей юрисдикции и в арбитражных судах субъекта, то срок составляет 1 месяц с того времени, когда они были приняты.

Важно отметить, что суды первой инстанции работают с судебными актами, не вступившими в законную силу. Тем не менее, есть возможность их обжалования в ходе апелляционной инстанции в суде.

Суды апелляционной и кассационной инстанций

Суд апелляционной инстанции производит проверку степени законности, обоснованности постановлений, которые вынес суд первой инстанции. Они не вступили в законную силу. Это производится посредством повторного рассмотрения дела по существу.. По уголовным делам происходит также проверка справедливости

В качестве основания для рассмотрения дел в суде апелляционной инстанции выступает апелляционная жалоба участников судебного процесса. Также это может быть апелляционное представление прокурора, подаваемое через суд, который принял решение.

Еще недавно в Российской Федерации апелляционный порядок осуществления проверки судебных актов был доступен только для приговоров, решений и иных судебных актов мировых судей. В рамках подсистемы арбитражных судов это было возможно только в отношении судебных актов арбитражных судов субъектов.

Сейчас судами апелляционной инстанции могут являться:

  • районный суд по части приговоров и решений мировых судей;
  • верховный суд, работающий в краях и республиках, по части приговоров и решений районных судов;
  • окружной (флотский) военный суд по части приговоров и решений гарнизонного военного суда;
  • судебная коллегия Верховного Суда РФ в области актов верховного суда, работающего в республиках, областях, краях, включая соответствующие суды, принимаемые по первой инстанции;
  • Судебная коллегия по делам военнослужащих, работающая в рамках Верховного Суда по части актов флотских и окружных военных судов, принимаемых в системе первой инстанции;
  • Апелляционная коллегия Верховного Суда по части его решений, которые принимались в рамках первой инстанции.

В соответствии с результатами рассмотрения дел суды апелляционной инстанции вправе осуществлять следующие полномочия:

  • приговор остается не измененным;
  • происходит отмена обвинения в виде приговора, в дальнейшем выносится оправдательный приговор;
  • отменяется оправдательный приговор и назначается обвинение;
  • приговор отменяется полностью, а дело передается с целью начала нового разбирательства в суд первой инстанции (дело возвращается прокурору;
  • уголовное дело прекращается, приговор отменяется;
  • происходит изменение приговора.

Если рассмотрению подлежат гражданские дела, то суд апелляционной инстанции имеет полномочия на отмену или изменение решений судов первой инстанции. Он вправе принять новое решение или изменить старое.

Апелляционной инстанцией производится проверка судебных постановлений при использовании непосредственного исследования доказательств. По этой причине законом не предусмотрен возврат дела для нового разбирательства в суд первой инстанции в случае отмены судебного акта.

Апелляционные суды также имеют полномочия самостоятельного исправления любых ошибок, которые допускаются в процессе рассмотрения дел в судах первой инстанции.

Рассмотрение дел в суде апелляционной инстанции завершается вынесением апелляционного приговора (решений, определений или постановлений).

После того, как была произведена проверка судебного акта в апелляционной инстанции, судебные постановления, вступившие в силу, можно обжаловать в суд кассационной инстанции (исключения представлены судебными постановлениями Верховного Суда РФ).

Суд кассационной инстанции представляет собой суд, который осуществляет, в первую очередь, документальную проверку степени законности, обоснованности (справедливости по уголовным делам) судебных актов, которые вынесли суды первой и апелляционной инстанций.

В качестве основания для рассмотрения дел в таких судах выступает кассационная жалоба участника одного из судебных процессов. Также это может быть кассационное представление прокурора.

Как представление, так и жалобы в рамках кассационной инстанции может быть подано непосредственно в следующие органы:

  • верховный суд;
  • окружной (флотский) военный суд;
  • Верховный Суд РФ;
  • арбитражный суд округа (Судебная коллегия, рассматривающая споры, которые возникают из гражданских правоотношений; Судебная коллегия, решающая споры в области административных правоотношений).

В целом кассационная инстанция проводит документальную проверку. Она проверяет, правильно ли принято нижестоящим судом постановление, но не исследует непосредственно доказательства. Суд, как правило, не принимает новые доказательства.

Суд кассационной инстанции по уголовным делам характеризуется использованием принципа недопущения поворота к худшему в отношении осужденных лиц. Это выражено тем, что в ходе пересмотра дел здесь нельзя усилить наказание или использовать закон о более тяжком преступлении.

Доклад кассационной жалобы, представления, которые рассматриваются в соответствии с кассационным порядком в президиуме соответствующих судов, производят председатели суда, его заместители или иные члены президиума (другие судьи этого суда) по их поручению. Ранее они не должны были принимать участие в рассмотрении дела.

Судья-докладчик осуществляет изложение обстоятельств дела, содержание судебного постановления, которое было принято ранее. Он же приводит доводы кассационной жалобы или представления.

При рассмотрении дела суды кассационной инстанции могут принимать следующие виды решений:

  • оставление судебного постановления без изменения;
  • отмена постановления (дело передается для рассмотрения в нижестоящие суды или возвращается прокурору в случае уголовного судопроизводства);
  • в приговор или определение вносятся изменения;
  • принимается другое постановление (гражданские дела), при этом дело не может быть передано на новое рассмотрение (например, ошибки в использовании и толковании материальных норм права);
  • отмена судебного постановления (производство по делу прекращается).

Суд кассационной инстанции в ходе уголовного судопроизводства вправе облегчить наказание, которое назначено осужденному. Также он вправе использовать закон о менее тяжком преступлении.

Суд может не обращать внимание на доводы, приведенные в кассационной жалобе (представлении). Он имеет право провести проверку производства в полном объеме.

В области гражданских дел в кассационном порядке суды проверяют правильность толкования и использования правовых норм материального и процессуального права судами, которые ранее рассматривали дело. Это производится в рамках доводов, которые указаны в представлении или жалобе. При наличии интересов законности суды кассационной инстанции могут выходить за их рамки.

Сегодня для судов общей юрисдикции предусмотрено 2 уровня, на которые происходит проверка актов. Ее проводит кассационная инстанция в составе:

  • президиумов судебных органов, находящихся в субъектах России; военных судов округов (флота);
  • судебной коллегии Верховного Суда России.

Судебные акты в этой сфере могут становиться законными с того времени, как были провозглашены. Они также проходят проверку в судах надзорной инстанции.

Суд надзорной инстанции представлен судом, который осуществляет пересмотр определений, приговоров и решений, которые вступили в силу закона и составлены нижестоящими судебными органами.

В настоящее время в состав судов надзорной инстанции включен лишь Президиум Верховного Суда РФ.

В нем в качестве судебного надзора могут быть обжалованы:

  1. принятые на первой инстанции постановления верховных судов областей, республик, краев; окружных (флотских) судов. Это предусмотрено для ситуаций, когда они представляют собой предмет апелляционного рассмотрения Верховного Суда;
  2. выступающие в качестве предмета апелляционного рассмотрения и принятые на первой инстанции судебные постановления Верховного Суда;
  3. определения, принятые Апелляционной коллегией в рамках Верховного Суда;
  4. определения, которые выносятся как апелляция и кассация, которые приняла судебная коллегия Верховного Суда РФ;
  5. действующие акты, принимаемые арбитражными органами.

Президиум Высшего Арбитражного Суда принимает к рассмотрению жалобы на судебные акты арбитражных судов, которые уже вступили в законную силу

Основанием, по которому суд надзорной инстанции начинает рассмотрение дела, являются надзорные жалобы. Их подачу производят субъекты процесса и другие субъекты в тех случаях, когда их права, свободы и законные интересы нарушаются действием этих постановлений.

Наделены правом обращаться в Президиум Верховного Суда РФ Генеральный прокурор, включая его заместителей (должно быть представление о пересмотре судебных постановлений).

Подача надзорных жалоб, представлений осуществляется напрямую в Верховный Суд РФ, при этом его судья должен изучить надзорную жалобу, представление и вынести определение, касающееся отказа или передачи их для рассмотрения Президиумом Верховного Суда РФ (передачи на рассмотрение в порядке судебного надзора).

Как и в судах кассационной инстанции, дела здесь рассматриваются, главным образом, на основе представленной документации. Если лица, участвующие в деле и извещенные необходимым образом о времени и месте рассмотрения дела, не явились, то это не должно создавать препятствий рассмотрению дела в порядке надзора.

Здесь судьей-докладчиком оглашаются обстоятельства дела, состав сделанных постановлений, которые уже принимались по делу. Также приводиться должны доводы, касающиеся жалоб и представлений.

После того, как Президиум Верховного Суда РФ рассмотрел определенное дело, он принимает соответствующее постановление.

Рассматривая надзорные жалобы и кассационные жалобы, Президиум вправе принять решение с помощью большинства голосов. При наличии равного числа голосов, которые поданы за и против пересмотра дела, надзорную жалобу (представление) считают отклоненной.

Президиум при рассмотрении надзорной жалобы (представлений) в порядке надзора, имеет право на:

  • оставление постановлений судов первой, апелляционной или кассационной инстанции без изменений (надзорной жалобы без удовлетворения);
  • отмену постановлений судов первой, апелляционной или кассационной инстанции (частично или полностью), направление дела для нового рассмотрения в соответствующие суды;
  • отмену судебного постановления и прекращение производства по делу;
  • оставление в силе одного из судебных постановлений, которое было принято;
  • принятие нового судебного постановления, без передачи дела для еще одного рассмотрения в случае, когда допущена ошибка в использовании (толковании) норм материального права.

Для соблюдения интересов законности Президиум может выходить за рамки доводов надзорных жалоб и представлений, но он не вправе осуществлять проверку законности судебных постановлений по той части, в которой их нельзя обжаловать. Также он подвергает проверке законность судебных постановлений, которые еще не подлежали обжалованию.

Рассматривая дела в надзорном порядке, он не может установить или считать доказанными не установленные обстоятельства, которые отвергли другие судебные инстанции.

Что касается постановлений Президиума, то с момента принятия они вступают в законную силу и не могут быть обжалованы.

Судебная система Российской Федерации — система специализированных органов государственной власти (судов), осуществляющих правосудие на территории Российской Федерации.

Суды общей юрисдикции

Верховный Суд

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные федеральные суды.

Верховный Суд Российской Федерации в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, — также и в качестве суда первой инстанции.

Верховный Суд Российской Федерации является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, военным судам военных округов, флотов, видов и групп войск.

Верховный Суд Российской Федерации дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Полномочия, порядок образования и деятельности Верховного Суда Российской Федерации устанавливаются федеральным конституционным законом.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации (ПВС РФ; лат. plenum — полное) — орган Верховного суда РФ, представляющий собой собрание всех судей Верховного суда России. ПВС РФ правосудие не осуществляет, а обеспечивает правильное и единообразное применение законов судами и дает разъяснения и толкования норм права посредством принятия постановлений.

Пленум Верховного Суда РФ действует в составе Председателя Верховного Суда РФ, заместителей Председателя и членов Верховного Суда РФ. В заседаниях Пленума участвуют Генеральный прокурор РФ и Министр юстиции РФ. Участие Генерального прокурора РФ в работе Пленума обязательно. В заседаниях Пленума по приглашению Председателя Верховного Суда РФ могут участвовать судьи, члены Научно-консультативного совета при Верховном Суде РФ, представители министерств, государственных комитетов, ведомств, научных учреждений и других государственных и общественных организаций.

Районные суды

Районный суд — основное звено судов общей юрисдикции, в котором рассматриваются дела по первой и второй (по отношению к мировым судьям) инстанции и в апелляционном порядке. Он является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного органа. Рассматривает более сложные дела, чем мировые судьи. Районные суды образуются в соответствии с федеральными законами в районах, районах в городах (в крупных городах), а также в городах (в последнем случае они называются городскими судами).

Районный суд состоит из профессионалов-судей, количество которых должно определяться нагрузкой на судей по разрешению дел.

Мировые судьи

уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее трех лет лишения свободы;

дела о выдаче судебного приказа;

дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества, при стоимости имущества, не превышающей 50 000 рублей;

иные дела, возникающие из семейно-правовых отношений, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка;

дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей 50 000 рублей;

дела об определении порядка пользования имуществом;

дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях либо законами субъектов Федерации.

Военные суды

Военные (флотские) окружные суды это суды РФ, действующие в Вооруженных Силах РФ, входящие в единую судебную систему РФ, осуществляющие задачи правосудия. Ранее именовались военными трибуналами. Система военных судов состоит из военной коллегии Верховного суда России (высшее звено); военного суда Вооруженных Сил, округов, групп войск (второе звено); военных судов армий, соединений, флотилий, гарнизонов (первое звено).

Военные суды рассматривают уголовные дела:

а) о преступлениях, совершенных военнослужащими Вооруженных Сил, военнообязанными во время прохождения ими учебных сборов, а также лицами офицерского состава, прапорщиками, мичманами, сержантами и матросами органов Федеральной службы безопасности;

б) о преступлениях, совершенных рабочими и служащими Вооруженных Сил в связи с исполнением служебных обязанностей или в расположении воинской части, военном учреждении, заведении, предприятии и военной организации (ст.ст.9, 12 Положения о военных трибуналах). Система военных судов занимается также разрешением гражданских дел между военнослужащими и Министерством обороны (иными федеральными органами, где предусмотрена военная служба) и рассмотрением дел об административных правонарушениях военнослужащих, подведомственных согласно КоАП РФ судам общей юрисдикции.

Арбитражные суды

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. В состав Высшего арбитражного суда входит Пленум.

Федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды)

Осуществляют проверку решений, принятых арбитражными судами субъектов Федерации и арбитражными апелляционными судами, входящих в данный округ.

Например: Федеральный арбитражный суд Уральского округа (ФАС УО) - осуществляет проверку решений, принятых арбитражными судами Республики Башкортостан, Коми-Пермяцкого автономного округа, Курганской области, Оренбургской области, Пермской области, Свердловской области, Удмуртской Республики, Челябинской области и соответствующими арбитражными апелляционными судами; Федеральный арбитражный суд Приволжского округа (ФАС ПО) - осуществляет проверку решений, принятых арбитражными судами Астраханской области, Волгоградской области, Пензенской области, Самарской области, Саратовской области, Республики Татарстан, Ульяновской области, апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции.

Арбитражный апелляционный суд действует в составе

— президиума арбитражного апелляционного суда; — судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений; — судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений,

Кроме этого, в составе арбитражного апелляционного суда по решению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации могут быть образованы иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел, а также постоянные судебные присутствия, расположенные вне места постоянного пребывания арбитражного апелляционного суда.

Арбитражные суды субъектов Российской Федерации

Рассматривают и разрешают споры между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, а также между ними и государственными органами по вопросам гражданского и административного судопроизводства; рассматривают дела, возникающие из экономических и иных предусмотренных законом правоотношений в качестве суда первой инстанции.

Конституционный Суд

Конституционный Суд Российской Федерации — высший судебный орган, осуществляющий контроль за соответствием законов и иных нормативных актов с действующей Конституции. Имеет и иные полномочия, предусмотренные Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом "О Конституционном суде РФ".

Одной из ветвей государственной власти является судебная власть. Субъектом, осуществляющим эту власть, может являться лишь суд, который обладает присущими только ему возможностями и способностями воздействия на поведение людей и на процессы, происходящие в обществе. Следовательно, судебную власть можно было бы определить как возможность и способность занимающего особое положение в государственном аппарате органа (суда) воздействовать на поведение людей и социальные процессы. Среди полномочий судебной власти доминирующую роль играет правосудие , также она включает ряд других полномочий:

- контроль за законностью и обоснованностью решений и действий органов государственной власти и органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц;

- обеспечение исполнения приговоров и иных судебных решений;

- дача разъяснений по вопросам судебной практики;

- участие в формировании судейского корпуса и содействие органам судейского сообщества.

Неотъемлемое свойство судебной власти, как сказано выше, заключается в том, что её осуществление доверяется только специально учрежденным государственным органам – судам. Специфика суда состоит в порядке формирования судейского корпуса, а также в том, что для его деятельности установлен особый порядок (процедура). К настоящему времени сложилось несколько вариантов процедур осуществления судебной власти, которые принято именовать видами судопроизводства:

Судебная система

Судебная система – совокупность судов, построенная в соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними задачами и целями.

Конституция РФ является основополагающим актом, в общих чертах определяющим суть российской судебной системы. В частности, в статье 118 сказано:

1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного производства.

3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Важное значение имеют также положения статей 125-127 Конституции РФ. Они четко определяют место, занимаемое высшими судами в судебной системе в целом, а вместе с этим и место всех других подчиненных им судов.

В целом структура судебной системы определяется предписаниями не только Конституции РФ, но и ряда других законодательных актов: Закона о судебной системе, Закона о судоустройстве, Закона об арбитражных судах, Закона о военных судах, Закона о мировых судьях.

В частности, в статье 3 Закона о судебной системе РФ говорится, что единство судебной системы Российской Федерации обеспечи­вается путем:

¨ установления судебной системы Российской Федерации Кон­ституцией Российской Федерации и Федеральным конституци­онным законом о судебной системе РФ;

¨ соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроиз­водства;

¨ применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также кон­ституций (уставов) и других законов субъектов Российской Фе­дерации;

¨ признания обязательности исполнения на всей территории Рос­сийской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;

¨ законодательного закрепления единства статуса судей;

¨ финансирования федеральных судов и мировых судей из феде­рального бюджета.

Всю совокупность федеральных судов можно сгруппировать в три подсистемы:

1. Конституционный Суд РФ

2. Верховный Суд РФ и суды общей юрисдикции

3. Высший Арбитражный Суд РФ и поднадзорные ему суды.

Статус Конституционного Суда определен в ст.125 Конституции РФ, в ней также сформулированы его задачи и цели (как судебного органа, призванного контролировать конституционность законов и иных правовых актов). Конституционный суд занимает обособленное положение среди федеральных судов, ему напрямую не подчиняются никакие суды (в т.ч. уставные (конституционные) суды субъектов РФ), хотя его решения в целом могут иметь существенное значение для всех судов страны и тем самым влиять на судебную практику.

В ст.126 и 127 Конституции РФ говорится о Верховном Суде РФ и Высшем Арбитражном Суде РФ. У этих судов есть свои подсистемы судов, в отношении каждой из них они осуществляют судебный надзор за их деятельностью и дают разъяснения по вопросам судебной практики.

Наибольшее количество федеральных судов именуются Судами общей юрисдикции (ст.126 КРФ). К ним относятся:

¨ Верховный Суд РФ (высшая судебная инстанция);

¨ Верховные суды республик (21), краевые (6) и областные (49) суды, суды городов федерального значения (2: Москва, Санкт-Петербург), суд автономной области (1) и автономных округов (11);

¨ Военные специализированные суды.

Суды общей юрисдикции (термин закреплен в Законе о судебной системе) рассматривают основную массу дел: гражданские, уголовные, дела об административных правонарушениях. Однако Суды общей юрисдикции не могут заниматься рассмотрением экономических споров, а также не могут осуществлять конституционный контроль (эти дела находятся в ведении Арбитражного и Конституционного судов).

Основным звеном судов общей юрисдикции является районный суд. В районных судах рассматриваются дела об административных правонарушениях и большинство уголовных (за исключением дел об особо тяжких преступлениях) и гражданских дел (93-95%). В число гражданских (общих) судов входит 2456 районных судов и судов, равных им.

В систему арбитражных судов входят:

- Высший Арбитражный Суд РФ;

- Арбитражные суды субъектов РФ (суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов);

- Федеральные арбитражные суды округов.

Каждая из 3-х подсистем судебной системы имеет свою компетенцию и не вмешивается в дела друг друга.

Законом о судебной системе предусмотрена возможность образования судов субъектов Российской Федерации. К ним относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Федерации и мировые судьи. В ч.1 ст.27 Закона о судебной системе обозначены полномочия конституционных (уставных) судов субъектов Федерации, к ним отнесено рассмотрение вопросов о соответствии конституции (уставу) субъектов Федерации:

¨ Принятых в нем законов;

¨ Нормативных правовых актов органов государственной власти;

¨ Нормативных правовых актов органов местного самоуправления;

¨ Вопросов толкования конституции (устава).

Решение конституционного (уставного) суда, принятое в пределах предоставленных ему полномочий, не может быть отменено никаким другим судом (ч.4 ст.27 Закона о судебной системе).

Компетенция мировых судей определена достаточно широко. Они должны единолично рассматривать по первой инстанции:

¨ Уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее 2-х лет лишения свободы;

¨ Дела о выдаче судебного приказа;

¨ Дела о расторжении брака (если нет спора о детях);

¨ Дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества;

¨ Иные дела, возникающие из семейно-правовых отношений, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка;

¨ Дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на момент подачи заявления;

¨ Дела возникающие из трудовых отношений (кроме восстановления на работе);

¨ Дела об определении порядка пользования земельными участками, строениями и другим недвижимым имуществом;

¨ Дела об административных правонарушениях, отнесенные КоАП к компетенции мирового судьи.

Звено судебной системы

Звено судебной системы – суды, занимающие одинаковое положение в судебной системе. Это понятие является одной из важнейших характеристик судебной системы.

С учетом этого гражданские суды общей юрисдикции подразделяются на суды трех звеньев:

- Основное звено – районные суды;

- Среднее звено - верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области и автономных округов;

- Высшее звено – Верховный Суд РФ.

- Основное звено – гарнизонные военные суды;

- Среднее звено – окружные (флотские) военные суды;

- Высшее звено – Военная коллегия Верховного Суда РФ.

Подсистема арбитражных судов:

- Основное звено – арбитражные суды субъектов РФ;

- Среднее звено – федеральные арбитражные суды округов (10);

- Высшее звено – Высший Арбитражный Суд РФ.

Данное положение вошло в действие с 1 июля 1995г., до этого подсистема было двухзвенной.

Поскольку конституционные (уставные) суды и учреждаемые там мировые судьи не являются взаимосвязанными или взаимоподчиненными органами, суды субъектов Российской Федерации не образуют подобного рода подсистем.

Вся судебная система РФ – единое целое. Как было сказано выше, обеспечение этого единства определяется в ст.3 Закона о судебной системе. Также для обеспечения единства принципиальное значение имеет порядок создания и упразднения конкретных судов. Как сказано в ст.17 Закона о судебной системе, этот порядок предполагает, что создание и упразднение судов должно происходить путем принятия федеральных законов или законов субъектов Федерации, а не произвольно. Коротко этот порядок можно было бы изложить следующим образом:

· высшие судебные органы (Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ И Высший Арбитражный Суд РФ), созданные на основании предписаний Конституции РФ, могут быть упразднены только путем внесения поправок в нее.

· все другие федеральные суды создаются и упраздняются только федеральными законами

· суды субъектов Федерации (конституционные (уставные) суды субъектов Федерации и должности мировых судей) создаются и упраздняются с соблюдением требований федеральных законов и законов соответствующих субъектов Федерации.

Судебные инстанции

На инстанции суды разделяются в зависимости от про­цессуальной компетенции, при которой один суд - вышестоящий - имеет право проверять решения нижестоящего и в случае их необоснованности и незаконности изменять и отменять эти решения. Итак, судебной инстанцией считается суд (или его структурное подразделение), выполняющий(-щее) конкретную судебную функцию, связанную с разрешением судебных дел (принятие решения по существу дела, проверка законности и обоснованности решения, вступившего или не вступившего в законную силу). В соответствии с процессуальной компетенцией суды разделяются на:

¨ суды первой инстанции;

¨ суды второй (кассационной) инстанции;

¨ суды надзорной инстанции.

Суд первой инстанции – суд, уполномоченный принимать решение по существу тех вопросов, которые являются основными для данного дела (по уголовным делам – вопросы о виновности или невиновности подсудимого, в случае признания виновным – о применении или неприменении уголовного наказания, конкретной меры; по гражданским делам - доказанность или недоказанность предъявляемого иска и о его юридических последствиях). При рассмотрении гражданских и уголовных дел судами первой инстанции могут быть почти все суды в пределах предоставленных им полномочий. Исключение – федеральные арбитражные суды округов. Основное количество уго­ловных и гражданских дел по первой инстанции рассматривают районные суды. Наиболее сложные или особого общественного зна­чения судебные дела рассматривают по существу вышестоящие суды вплоть до Верховного Суда Российской Федерации (ст.38 УПК РФ). Принять дело к производству Верховный Суд РФ может как по соб­ственной инициативе, так и по инициативе Генерального прокуро­ра РФ при наличии ходатайства обвиняемого.

Процесс разбирательства дела заключается в анализе судьей (судьями, народными заседателями, присяжными) доказательств и установлении истины. В результате разбирательства по уголовно­му делу суд выносит приговор, а по гражданскому делу — реше­ния, которые не могут быть ни изменены, ни отменены этим судом.

Решения и приговоры большинства судов в течение установ­ленного законом срока (7 дней для приговора, 10 дней для реше­ния) не вступают в законную силу и могут быть обжалованы в кас­сационном порядке подсудимым, потерпевшим, истцом или ответ­чиком либо опротестованы прокурором в суд второй инстанции.

Суд второй (кассационной) инстанции – проверка законности и обоснованности приговоров и других судебных решений, как правило, не вступивших в законную силу. В системе судов общей юрисдикции (как гражданских, так и военных) в этом качестве могут выступать все суды (исключение – гарнизонный военный суд), в подсистеме арбитражных судов – федеральные арбитражные суды округов. В общих судах среднего уровня и Верховном Суде РФ образуются коллегии, одной из задач которой является проверка законности и обоснованности приговоров и других судебных решений нижестоящих судов, не вступивших в законную силу. Такую проверку осуществляет кассационная палата (с участием присяжных заседателей), образуемая в составе Судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда РФ.

По итогам кассационного разбирательства дела суд второй ин­станции выносит определение, которое вступает в законную силу немедленно и не подлежит ни обжалованию, ни опротестованию в кассационном порядке. Оно может быть опротестовано лишь в по­рядке судебного надзора.

Суд надзорной инстанции – его задача проверка законности и обоснованности всех видов судебных решений, вступивших в законную силу с соблюдением особого порядка производства (надзорного). Пересмотр дел в порядке надзора осуществляется в президиу­мах судов субъектов Российской Федерации, в судебных коллегиях по гражданским и уголовным делам, в Военной коллегии, в Президиуме Верховного Суда Российской Федерации и Высше­го Арбитражного Суда Российской Федерации.

Эти же инстанции в гражданских судах общей юрисдикции проверяют законность и обоснованность вступивших в законную силу приговоров и иных судебных решений по уголовным делам в порядке, называемом производством по вновь открывшимся обстоятельствам.

Разбирательство осуществляется без участия народных заседа­телей; в судебном заседании, как правило, не участвуют лица, за­интересованные в деле. В зависимости от результатов рассмотре­ния дела надзорная судебная инстанция может оставить без изме­нения опротестованные судебные акты или отменить (изменить) их (в случае несоответствия их закону) с передачей дела на новое рассмотрение с любой состоявшейся стадии процесса, например со стадии рассмотрения дела в суде первой инстанции, либо прекра­тить дело. Судебные акты надзорных инстанций (постановления президиумов или определения коллегий) вступают в законную силу немедленно.

Апелляционная инстанция - такого рода инстанции есть в подсистеме арбитражных судов (Закон об арбитражных судах от 28 апреля 1995г.) По закону – это суды, уполномоченные повторно и в полном объеме рассматривать дела, решение по которым еще не вступило в законную силу, и какая-то из сторон не согласна с решением и подала апелляционную жалобу. В таких случаях проходит новое разбирательство дела и выносится новое решение. Такую функцию могут выполнять только арбитражные суды субъектов РФ для решений, вынесенных этими же судами по первой инстанции.

Читайте также: