Зоны свободные от ядерного оружия доклад

Обновлено: 30.06.2024

Одним из направлений противодействия распространению ядерного оружия и снижения опасности ядерной войны является создание безъядерных зон. Суть этой меры заключается в том, что отдельные государства или группы соседних стран декларируют запрет на хранение, испытание, использование и создание ядерных вооружений на своей территории.

Юридически процесс создания безъядерных зон базируется на самой первой резолюции, принятой в 1946 году Генеральной Ассамблеей ООН. Резолюция призывала к исключению из арсеналов государств ядерного оружия и иных видов вооружений, которые могут быть применены для целей массового уничтожения.

Ныне в мире существует пять регионов, свободных от ядерного оружия. Условия создания каждой зоны во всех случаях различаются, однако все из них запрещают разработку, производство, владение, испытание, приобретение и принятие ядерных вооружений. Первая в мире безъядерная зона была создана в Латинской Америке (Договор Тлателолко), затем последовало подписание Договора Раротонга, объявившего безъядерной зоной южную часть Тихого океана, Бангкокского договора о создании безъядерной зоны в Юго-Восточной Азии, Договора Пелиндаба о безъядерной зоне в Африке и, наконец, Договора о безъядерной зоне в Центральной Азии.

Национальные безъядерные зоны создаются путем принятия деклараций или внесения соответствующих изменений в законодательства отдельных государств. Впервые по этому пути пошло государство Палау, расположенное в Тихом океане, которое в 1982 году внесло подобное положение в свою конституцию. Некоторые страны, такие как

164 Монголия и Австрия, объявили о своем неядерном статусе, не заключая

дополнительных соглашений с другими государствами, Новая Зеландия и Филиппины

сначала присоединились к региональному международному соглашению, а после этого

объявили о создании безъядерных зон на своей территории.

Австрия и Монголия декларировали свой безъядерный статус, введя особый закон,

запретивший производство, хранение, транспортировку и испытания ядерного оружия.

Монголия дополнительно ввела запрет на транспортировку и хранение ядерных отходов.

Новозеландское законодательство пополнилось нормой, которая запрещает заход в

территориальные воды страны любого судна, имеющего ядерную энергетическую

установку или оснащенного ядерным оружием. Новая Зеландия также запрещает

приземляться на своих аэродромах самолетам, несущим ядерное оружие. Филиппины

дополнили национальную конституцию соответствующей статьей.

Наряду с вышеизложенным, существуют ряд международных соглашений, которые

де-факто делают безъядерными определенные части нашей планеты и ближнего космоса.

Так, в 1959 году был заключен Договор об Антарктике, запрещавший, в частности,

проводить там ядерные испытания и хранить радиоактивные отходы. В 1967 году был

подписан Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию

космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, согласно которому

запрещалось выводить на орбиту вокруг Земли любые объекты с ядерным оружием или

любыми другими видами ОМУ, устанавливать такое оружие на небесных телах и размещать

его в космическом пространстве. В 1971 году был заключен Договор о запрещении

размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов ОМУ.

На сегодняшний день совокупная зона, свободная от ядерного оружия, охватывает

более половины всей сухопутной территории Земли.

Одним из направлений противодействия распространению ядерного оружия и снижения опасности ядерной войны является создание безъядерных зон. Суть этой меры заключается в том, что отдельные государства или группы соседних стран декларируют запрет на хранение, испытание, использование и создание ядерных вооружений на своей территории.

Юридически процесс создания безъядерных зон базируется на самой первой резолюции, принятой в 1946 году Генеральной Ассамблеей ООН. Резолюция призывала к исключению из арсеналов государств ядерного оружия и иных видов вооружений, которые могут быть применены для целей массового уничтожения.

Ныне в мире существует пять регионов, свободных от ядерного оружия. Условия создания каждой зоны во всех случаях различаются, однако все из них запрещают разработку, производство, владение, испытание, приобретение и принятие ядерных вооружений. Первая в мире безъядерная зона была создана в Латинской Америке (Договор Тлателолко), затем последовало подписание Договора Раротонга, объявившего безъядерной зоной южную часть Тихого океана, Бангкокского договора о создании безъядерной зоны в Юго-Восточной Азии, Договора Пелиндаба о безъядерной зоне в Африке и, наконец, Договора о безъядерной зоне в Центральной Азии.




Национальные безъядерные зоны создаются путем принятия деклараций или внесения соответствующих изменений в законодательства отдельных государств. Впервые по этому пути пошло государство Палау, расположенное в Тихом океане, которое в 1982 году внесло подобное положение в свою конституцию. Некоторые страны, такие как

164 Монголия и Австрия, объявили о своем неядерном статусе, не заключая

дополнительных соглашений с другими государствами, Новая Зеландия и Филиппины

сначала присоединились к региональному международному соглашению, а после этого

объявили о создании безъядерных зон на своей территории.

Австрия и Монголия декларировали свой безъядерный статус, введя особый закон,

запретивший производство, хранение, транспортировку и испытания ядерного оружия.

Монголия дополнительно ввела запрет на транспортировку и хранение ядерных отходов.

Новозеландское законодательство пополнилось нормой, которая запрещает заход в

территориальные воды страны любого судна, имеющего ядерную энергетическую

установку или оснащенного ядерным оружием. Новая Зеландия также запрещает

приземляться на своих аэродромах самолетам, несущим ядерное оружие. Филиппины

дополнили национальную конституцию соответствующей статьей.

Наряду с вышеизложенным, существуют ряд международных соглашений, которые

де-факто делают безъядерными определенные части нашей планеты и ближнего космоса.

Так, в 1959 году был заключен Договор об Антарктике, запрещавший, в частности,

проводить там ядерные испытания и хранить радиоактивные отходы. В 1967 году был

подписан Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию

космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, согласно которому

запрещалось выводить на орбиту вокруг Земли любые объекты с ядерным оружием или

любыми другими видами ОМУ, устанавливать такое оружие на небесных телах и размещать

его в космическом пространстве. В 1971 году был заключен Договор о запрещении

размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов ОМУ.

На сегодняшний день совокупная зона, свободная от ядерного оружия, охватывает

Ядерный удар: какие потенциальные цели выбраны США и Россией в случае эскалации конфликта

Проведение операции по демилитаризации Украины привело к существенному обострению отношений между США и Россией. Риск обмена ядерными ударами приблизился к периоду Карибского кризиса. Не случайно, по приказу президента Владимира Путина на особый режим несения боевого дежурства переведены ядерные силы. Если все-таки обмен ударами между нашими странами случится, куда их будут наносить? Само собой, детали подобной информации – военная и государственная тайна. Но ее общие контуры периодически приоткрывают общественности.

Куда ударит Россия

И у США, и У России есть разные сценарии ведения ядерной войны – от ограниченного обмена ударами до полного уничтожения противника всей накопленной мощью. Так вот, если, скажем, причиной конфликта станут поставки оружия и самолетов из стран НАТО бандеровцам, то, безусловно, удары будут нанесены, в первую очередь, по Западной Европе. Это Рамштайн (база ВВС США в Германии), также Гамбург и Висбаден в ФРГ, французский Тулон, Лондон, Брюссель, итальянские Авиано и Виченца, бухта Суда (Греция), Рота (база США в Испании), авиабаза Морон в Испании, Гибралтар, британские авиабазы Менвиз Хилл и Милденхолл.

Ракеты полетят и в США. В списке Сан Диего, Блаффдейл, Альбукерке, Лос Аламос, Уайт Сэндз, Сан Антонио, Даллас, Хьюстон, Форт Худ, Пантекс, Мемфис, Омаха, Минот, Мальмстром, Тампа, Мэйпорт, Норфолк, Филадельфия, Финикс, Пентагон/Лэнгли, Манхэттэн (центр Нью-Йорка), Чикаго Лос-Анджелес, Кэмп-Дэвид и Кэмп-Пэри.


Фиолетовые точки и треугольники - зоны поражения при ограниченном ударе. Черные - при расширении конфликта.

Затем будут уничтожен города, где расположены крупнейшие авиабазы американцев, где базируются стратегические бомбардировщики, носители ядерных боеголовок и крылатых ракет. К таковым относятся: Дайс (Штат Техас), Эндрюс (штат Вашингтон), Эдвардс (штат Калифорния), Ванденберг (штат Калифорния).

В случае перехода конфликта в стадию, при которой речь идет не об уничтожении военных баз и финансовых центров, а о полной ликвидации противника, то будут атакованы и нестандартные цели. Например, взрыв сверхмощных боеголовок на глубине океана напротив крупных городов побережий. Цель – мощное цунами, которое просто снесет все на своем пути.


Йеллоустоунский вулкан.

Куда ударят США

Специалисты считают, у США есть четыре базовых сценария ядерной войны (Major Attack Option, МАО), которые отличаются по масштабу применения боеприпасов.

При МАО-1, ракетно-ядерные удары будут нанесены по пунктам дислокаций наших дивизий РВСН, стационарным наземным носителям, районам базирования шахт с российскими боеголовками, которые известны Вашингтону. Удары придутся на российские регионы, в которых расположены основные системы ПВО и станции ДРЛО: Иркутск, Красноярск, Армавир, Мурманск, Калининград, Санкт-Петербург. Также ядерные удары обрушатся на крупные промышленные города России, среди которых Екатеринбург, Новосибирск, Челябинск. Следом пострадают военно-морские базы: Севастополь, Владивосток, Вилючинск, Североморск, Калининград.


Цели США в центре России.

В МАО-2 к этим целям прибавляются обычные военные базы и крупные аэродромы. Оба эти варианта намеренно щадят политиков — чтобы было с кем договариваться о капитуляции.

При MAO-3, наоборот, главной целью становится столица России. Задача – уничтожить военно-политическое руководство нашей страны, а также – подорвать психологический дух армии и населения, склонить их к капитуляции. Этот вариант подразумевает до 30 ядерных ударов по Москве.

МАО-4 — самая масштабная атака: ко всему предыдущему ядерные удары наносятся по экономическим мишеням — топливно-энергетическому комплексу и крупным, прежде всего оборонным, производствам. Всего такой удар рассчитан на 1000–1200 целей.

Итак, что атакуют и чем.

Части ПВО - крылатыми ракетами:
Санкт-Петербург
Москва
Петрозаводск (Респ Карелия)
Шлисельбург (Ленингр обл)
Котлас( Арханг обл)
Рыбинск (Ярославская обл)
Сафоново(Смоленская обл)
Брянск
Тула
Калуга
Самара
Ульяновск
Рязань
Владимир
Воронеж
Казань
Серпухов(Моск обл)
Ростов-на-Дону
Волгоград
Каменск-Шахтинский (Ростовск обл)
Сарапул (Удмуртская респ)
Соликамск (Пермская обл)
Нижний Новгород
Пермь
Уфа


Цели США на юге европейской части России.

Подольск(Моск обл)
Ярославль
Екатеринбург
Стерлитамак(Башкортостан)
Ижевск (Удмуртская респ)
Кыштым (Челябинская обл)
Челябинск
Тюмень
Курган
Верхняя Сальда(Свердловская обл)
Омск
Кемерово
Барнаул
Бийск (Алтайский край)


В-2А и В-52Н - стратегические бомбардировщики США.

Телекомуникационные центры и ретрансляторы - крылатыми ракетами:

Гусь-Хрустальный (ком.центр космич)
Хабаровский (ком.центр космич)
Ретрансляторные станции
Зарайск
Владимир
Улан-Уде
Сыктывкар
Сургут
Сковородино
Салехард
С.Петербург
Петушки 1-2
Петропавлоск-Камчатский
Новосибирск
Николаевск на Амуре
Наука
Москва 1-2-3
Находка
Магадан
Краснокаменск
Хабаровск
Кемерово
Иркутск
Дубинка
Дубна 1-2-3-4
Архангельск


МБР “Трайдент”.

в первую очередь
Анадырь -Угольные копи\Ленинка\Угольный Аэродром
Энгельс
Казанский Авиационный завод
Куйбышевский Авиационный завод
Раменское-Жуковский
Рязань-Дягилево
Тикси
Украинка
Воркута
вторая очередь:
Артем\Владивосток\Кневичи -Межд Аэропорт
Бада
БалтийскБелая
Боргов
Борзая
Черняковск
Чита
Чита\Кадала
Чкаловск\Проверен\Калининград-Межд Аэропорт
Домна
Галенки
Горелово
Иркутск\Устинов-Межд Аэропорт
Каменка
Хабаровский-Межд Аэропорт
Кипелово
Клин
Комсомольск Южный
Корсаков
Краскино
Кубинка\Тучково
Лахта\Холм
Североморск 3
Мариновка
Морозовск
Моздок
Николаевка
Нивенское
Оленья\Оленегорс
Остров\Гороховка
Петропавловск-Камчатский\Велизово-Межд Аэропорт
Романовка
Североморск 1\Североморск
Шаталово\Починок
Чайковка\Городище
Советская гавань
Улан-Уде
Унасши
Верино\Переяславка
Воронеж
Воздвиженка\Уссурийск
Возжаевка
Ейск
Завитинск

Северный флот:
в первую очередь:
Бухта Нерпичья
Бухта Ягельная
вторая очередь:
Мурманск
Сафоново
Североморск
Окольная
Полярная
Оленья
все базы вокруг Мурманска в 13-25 км
Большая и Малая лопатки
Печенга
Северодвинск
Беломорск


Крылатая ракета США.

Несколько ударов по одному городу

Можно заметить, что в этом списке некоторые города включены в число целей несколько раз. Например, Воронеж. Это означает, что ядерный удар по этому городу будет наноситься неоднократно.


Воронеж. "Балтимор".

Кроме того, в регионе под удар могут попасть танковая часть в Богучаре, воинская база в Острогожске, Россошанский химзавод, способный кроме минудобрений производить взрывчатку и город Лиски – крупнейший железнодорожный узел региона.

По аналогии с Воронежем и областью жители других регионов также могут прикинуть, какие объекты рядом с ними могут стать потенциальными целями. Ну, и потом постараться заблаговременно уехать как можно дальше от них.

Что касается Москвы, то в чрезвычайной ситуации покинуть столь густонаселенный город будет непросто. Если вы живете не в центре и не рядом с секретным военным институтом, возможно, более эффективной тактикой будет поиск убежища рядом с домом. Тем более, не стоит забывать: уровень защищенности Москвы от ракет и самолетов противника абсолютно уникальный. И шанс, что столица не будет поражена весьма высок.


Комплекс ПВО С-400 "Триумф".

На протяжении последних десятилетий проблема ядерного разоружения неизменно стоит среди наиболее неотложных и назревших международных проблем. Появление ядерного оружия, мощность которого не сравнится ни с какими другими средствами ведения войны, сегодня несет угрозу уничтожения всего живого на земле. Опасность усугубляется также нарастающей террористической угрозой и возможностью появления новой, имеющей жизненное значение задачи - борьбы с ядерным терроризмом.

Работа состоит из 1 файл

Курсач по МП.docx

Глава 2. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПО РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ НЕРАСПРОСТРАНЕНИЯ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ.

2.1. Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО).

К сожалению далеко не все государства вошли в этот Договор. Ирак, Корейская Народная Демократическая Республика, Пакистан, Индия, Иран - страны, имеющие достаточный потенциал для создания ядерного оружия до сих пор не подписали этот Договор и в данный момент ведут активные исследования в данной области.

Основная задача Договора сформулирована в статье III/I : “не допустить переключения ядерной энергии с мирного применения на ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства” 21 . В этом заметно определенное отличие от Устава МАГАТЭ (статья III.A.5), не разрешающего аналогичного переключения на любые военные цели.

Главные статьи Договора о нераспространении (I и II) запрещают ядерным державам “передавать кому бы то ни было” ядерное оружие, а неядерным - “принимать передачи от кого бы то ни было” этого оружия и контроля над ним ни прямо, ни косвенно. Для целей Договора государством, обладающим ядерным оружием, является то, которое произвело и взорвало ядерное оружие или другое ядерное взрывное устройство до 1 января 1967 года (статья IX.3), то есть США, СССР Англия, Франция, КНР.* Формула “кому бы то ни было” исключила возможность передачи контроля над ядерным оружием не только неядерным государствам, но и отдельным лицам, группам, партиям, организациям, прежде всего - многонациональным ядерным силам НАТО, создание которых планировалось в 60-е годы.

Вторая часть статьи I вызывает вопросы в настоящее время, поскольку обязывает лишь ядерные державы “никоим образом не помогать, не поощрять и не побуждать” неядерные государства к производству или приобретению ядерного оружия и контроля над ним. Между тем сегодня на мировом рынке активно действуют сотни ядерных поставщиков из неядерных стран, в том числе из государств третьего мира.*

Статья IV.2 Договора обязывает участников “способствовать возможно самому полному обмену оборудованием, материалами, научной и технической информацией об использовании ядерной энергии в мирных целях” 22 . Этот раздел воспринимался как “пряник”, стимулирующий присоединение к Договору о нераспространении новых участников, особенно из числа развивающихся государств.

Ряд положений Договора (статья V и два абзаца преамбулы) затрагивают проблему ядерных взрывов в мирных целях. Участники Договора обязались обеспечить неядерным государствам при соблюдении соответствующих условий “потенциальные блага от любого мирного применения ядерных взрывов” при максимально низкой стоимости таких благ.

Сердцевиной Договора о нераспространении является соглашение между государствами, обладающими ядерным оружием, и неядерными государствами. Ядерные державы обязуются:

      • не помогать неядерным странам в приобретении ядерного оружия;
      • передавать заинтересованным странам ядерную технологию для мирных целей;
      • предпринимать реальные шаги по сокращению своих запасов ядерного оружия;
      • требовать, чтобы продукты их ядерного экспорта в неядерные страны ставились под гарантии;

      В свою очередь, неядерные государства соглашаются:

          • не стремиться приобретать и развивать ядерное оружие;
          • ставить под гарантии продукты их ядерного экспорта в неядерные страны;
          • принять условие постановки под гарантии всех ядерных материалов, как импортированных, так и произведенных в стране (полномасштабные гарантии);
          • передавать заинтересованным странам ядерную технологию для мирных целей.

          Договор о нераспространении занимает центральное место в режиме нераспространения, многие элементы которого сложились в ходе реализации положений этого документа. Вслед за вступлением Договора в силу в 1970 была разработана полномасштабная система гарантий МАГАТЭ (INFCIRC/153) 23 , начал работу Комитет ядерных экспортеров (“Комитет Цангера”).Договор является главной опорой в стремлении людей всего мира ограничить распространение ядерного оружия. Не существует более значимого символа установившегося режима нераспространения, который бы позволил внедрить в международную и внутригосударственную жизнь столь много норм и правил нераспространения.

          Проведенный анализ рассматриваемой проблемы дает основание утверждать, что главным пробелом существующих соглашений о зонах, свободных от ядерного оружия, является отсутствие в них положений, запрещающих транзит через территорию зоны ядерного оружия, принадлежащего государствам, не участвующим в договорах. Данный факт не совместим с задачами создания безъядерных зон, так как под предлогом транспортировки ядерное оружие может находиться внутри зоны. Необходимо запретить транзит ядерного оружия через территории государств-участников соглашений о безъядерных зонах. Это обстоятельство необходимо учитывать при разработке новых договоров о безъядерных зонах. Урегулировать эту проблему в рамках уже существующих безъядерных зон возможно путем принятия.

          2.2 Международные конвенции в области нераспространения ядерного оружия.

          Наряду с соглашениями о гарантиях МАГАТЭ и других региональных агентств, а также Международной конвенцией о ядерной безопасности, существует один очень важный инструмент, специально созданный для предотвращения незаконного переключения ядерного материала. Конвенция о физической защите ядерного материала накладывает на государства-участников обязательства принимать надлежащие меры для обеспечения того, чтобы во время международной перевозки ядерный материал был бы защищен на соответствующем уровне. Государства-участники также берут на себя обязательства не экспортировать и не импортировать ядерный материал, если не получена гарантия того, что такой материал будет должным образом защищен на всех этапах перевозки. В случае возникновения в процессе перевозки ядерного материала нештатной ситуации государства-участники Конвенции обязуются информировать друг друга о происшедшем, с тем чтобы содействовать возвращению такого материала. Конвенция призывает принять соответствующие шаги, с тем чтобы действия, направленные на срыв подобных перевозок по национальному законодательству, стали бы наказуемым правонарушением. Депозитарием Конвенции, которая была подписана 3 марта 1980 года и вступила в силу в 1987 году, является Генеральный директор МАГАТЭ.

          2.3 Роль МАГАТЭ в вопросах нераспространения ядерного оружия.

          Еще в начале 50-х годов выяснилось, что государствам-импортерам ядерных материалов и оборудования было легче согласиться на контроль за их невоенным использованием со стороны служащих иностранной державы. Осуществление контрольных функций в области безопасности, или гарантий, было делегировано Международному агентству по атомной энергии (МАГАТЭ) 28 , основанное в 1957 году как организационный центр Программы Эйзенхауэра “Атом за мир”. МАГАТЭ является в настоящее время наиболее значимой в мире межправительственной ядерной организацией, насчитывающей 122 государства-участника.

          Устав агентства был принят 26 октября 1956 года на международной конференции в Нью-Йорке и вступил в силу после ратификации его 18 государствами-участниками 29 июля 1957 года. Устав МАГАТЭ - международный договор суверенных государств, заключенный независимо от их членства в ООН и других обязательств.* Вместе с тем по соглашению МАГАТЭ и ООН от 14 ноября 1957 года Агентство заняло положение, во многом сходное с положением специализированных учреждений ООН.

          В соответствии с Уставом целями МАГАТЭ являются: стремиться к достижению более быстрого и широкого использования атомной энергии для поддержания мира; способствовать мирному использованию ядерной энергии; помочь оградить от переключения гражданских ядерных материалов в область военного применения; содействовать и развивать то, что может дать ядерная энергетика для поддержания мира, здоровья и благосостояния.

          Во исполнение своего мандата МАГАТЭ разработало гарантии с тем, чтобы материал не был бы переключен с использования в мирных целях на создание ядерного оружия или ядерных взрывных устройств. Все гарантии МАГАТЭ требуют от соответствующего государства представления в МАГАТЭ для анализа:

          проектную документацию, касающуюся его ядерных объектов, как уже имеющихся, так и планируемых;

          правильную и полную информацию, касающуюся ядерного материала, подпадающего под гарантии;

          специальные доклады при возникновении необычных событий или нештатных ситуаций, предусматриваемых соглашением о гарантиях.

          Чрезвычайно важным является положение о том, что государства, заключившие всеобъемлющее соглашение о гарантиях, должны создать национальную организацию, отвечающую за учет ядерных материалов и контроль за их использование. На руководителей объектов это накладывает обязанность через соответствующие органы своего государства представлять отчеты в соответствии с требованиями МАГАТЭ. Это к тому же способствовало развитию национального законодательства в части, касающейся ядерного материала и его учета. Еще одним моментом, свойственным всей системе гарантий МАГАТЭ, является требование предоставления официальным представителям Агентства доступа на объекты для проведения инспекций.


          После многолетних споров вокруг некоторых положений Договора о ЦАЗСЯО четыре из пяти ядерных государств предоставили центральноазиатским республикам негативные гарантии безопасности. Таким образом они подтвердили, что сохраняют приверженность принципам ядерного нераспространения и разоружения даже в периоды обострения противоречий по мировым проблемам. Но снизятся ли риски безопасности Центральной Азии после юридического признания безъядерной зоны в регионе?

          На проходившей в Нью-Йорке с 27 апреля по 22 мая 2015 г. Обзорной конференции по выполнению Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) Россия и Китай заявили, что ратифицировали Протокол к Договору о зоне, свободной от ядерного оружия в Центральной Азии (ЦАЗСЯО). Президент Барак Обама представил Протокол на ратификацию в Сенат США. Ранее документ ратифицировали парламенты Великобритании и Франции. После многолетних споров вокруг некоторых положений Договора о ЦАЗСЯО четыре из пяти ядерных государств предоставили центральноазиатским республикам негативные гарантии безопасности. Таким образом они подтвердили, что сохраняют приверженность принципам ядерного нераспространения и разоружения даже в периоды обострения противоречий по мировым проблемам. Но снизятся ли риски безопасности Центральной Азии после юридического признания безъядерной зоны в регионе?

          Сложности интерпретации

          При ратификации Протокола к Договору о ЦАЗСЯО Россия, еще в 1997 г. поддержавшая идею создания безъядерной зоны в регионе, а также Великобритания и Франция не стали настаивать на принятии поправок к документу. Однако в мае 2014 г., когда на третьей сессии Подготовительного комитета Обзорной конференции по ДНЯО Протокол был подписан, эти три страны сделали интерпретирующие заявления, чтобы избежать двусмысленности в его толковании. В соответствии с российской интерпретацией страна откажется следовать положениям Договора в случае военного нападения на нее и ее союзников. Другими причинами возможного отказа могут стать заход в порты, посадка или транзит в аэродромы центральноазиатских республик иностранных военных судов и летательных аппаратов с ядерным оружием. Интерпретационные оговорки Великобритании и Франции сводятся к следующему: статьи 3 и 4 Договора о ЦАЗСЯО, запрещающие странам региона разрабатывать, производить, накапливать ядерное оружие, будут строго исполняться, а статья 12, гласящая, что документ не влияет на права и обязанности республик по другим договорам, не станет основанием для размещения в регионе российского ядерного оружия в соответствии с Договором о коллективной безопасности (ДКБ) (1, 2). Принципиальная позиция Пекина заключалась в подписании Протокола без каких-либо оговорок с тем, чтобы подчеркнуть китайскую поддержку центральноазиатской безъядерной зоны.


          В США интерпретирующие заявления делаются, как правило, в Сенате при ратификации подобных договоров. По-видимому, это произойдет и с Протоколом к Договору о ЦАЗСЯО. Одновременное и согласованное подписание Протокола ядерной пятеркой в 2014 г. позволяет надеяться, что американские сенаторы не будут медлить с его ратификацией, хотя не исключен и другой вариант развития событий. Так, протоколы к договорам о создании безъядерных зон в Африке (Договор Пелиндаба) и в южной части Тихого океана (Договор Раротонга), направленные в Сенат США еще в 2011 г., до сих пор не ратифицированы. Очевидно, что ядерное нераспространение и контроль над вооружениями – не самые приоритетные вопросы для нынешнего состава американских сенаторов. К тому же внутриполитическая ситуация, когда большинство в Конгрессе составляют республиканцы, не желающие утверждать то, что делает Б. Обама, может надолго затянуть процесс ратификации Протокола к Договору о ЦАЗСЯО в Соединенных Штатах.

          Медлительность американцев при ратификации протоколов о создании безъядерных зон в том или ином регионе мира связана во многом с тем, что им не нравятся международные документы, ограничивающие их возможности применять силу. В условиях резкого обострения отношений с Россией из-за украинского кризиса конфронтация может распространиться и на другие страны постсоветского пространства. Опасаясь очередного усиления Москвы в центральноазиатских государствах после завершения международной военной операции в Афганистане и снижения собственной вовлеченности в дела региона, Вашингтон может вспомнить о претензиях к статье 12 Договора о ЦАЗСЯО. Эта статья интерпретируется Западом как предоставляющая России возможность разместить в Центральной Азии ядерное оружие.

          Безъядерная зона в Центральной Азии vs ОДКБ


          Инициатива о создании в Центральной Азии безъядерной зоны, выдвинутая в середине 1990-х годов государствами региона, была поддержана ядерными державами. Однако пока республики согласовывали между собой принципы функционирования зоны, в 2002 г. к ней появились претензии у Франции, Великобритании и США [1].

          Главное недовольство ядерной тройки вызвала статья 12 Договора о ЦАЗСЯО, согласно которой он не влияет на права и обязанности его участников по ранее заключенным международным договорам. Опасения Вашингтона, Лондона и Парижа связаны с тем, что Договор о коллективной безопасности (ДКБ) 1992 г. оставляет России возможность размещать ядерное оружие в республиках Центральной Азии, которые в большинстве своем состоят в ОДКБ. Так, в статье 4 ДКБ содержится следующая оговорка: агрессия со стороны государства или группы государств в отношении участников Договора будет рассматриваться как агрессия против всех подписавших его стран; стране, подвергшейся агрессии, будет оказана помощь, в том числе и военная.

          США настаивали на исключении статьи 12 из текста Договора, но для России и стран Центральной Азии это было неприемлемо. Для Москвы важность этой статьи заключается в сохранении своего влияния в регионе. К тому же статья 12 уравновешивает возможности России и сил НАТО, которые потенциально могли через свои военные базы в странах Центральной Азии усилить присутствие в регионе. Важность сохранения статьи 12 Договора для центральноазиатских республик обусловлена тем, что большинство из них в случае возникновения серьезных угроз безопасности в той или иной степени ориентируются на поддержку Москвы как в рамках ОДКБ, так и на основе двустороннего сотрудничества.

          Безопасность в обмен на безъядерный статус

          Опасения Вашингтона, Лондона и Парижа связаны с тем, что Договор о коллективной безопасности (ДКБ) 1992 г. оставляет России возможность размещать ядерное оружие в республиках Центральной Азии.

          Значимость военной поддержки Москвы для республик Центральной Азии в случае возникновения угроз безопасности подтверждает история отказа Казахстана от ядерного статуса. В 1991 г. власти не рассматривали всерьез идею создания ЗСЯО в регионе. Скорее, наоборот, Казахстан рассчитывал оставить за собой ядерный статус, сохранив после распада СССР 1040 ядерных боеголовок. Нурсултан Назарбаев заявил, что имеет право быть членом ядерного клуба в связи с тем, что ядерные испытания в казахстанском городе Семипалатинск начались за 18 лет до подписания ДНЯО [2].

          Только в мае 1992 г. после Ташкентского саммита, на котором Россия, Казахстан, Армения, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан подписали ДКБ, Н. Назарбаев получил гарантии национальной безопасности, и Казахстан присоединился к ДНЯО как неядерное государство. Иными словами, власти Казахстана согласились сменить ядерный статус на безъядерный во многом из-за подписания ДКБ. Н. Назарбаев даже заявил тогда, что готов рассмотреть вопрос о предоставлении Москве разрешения на размещение в республике ее ядерных ракет, так как после подписания ДКБ считает Россию своей политической и военной союзницей [2].

          Инициатива ЦАСЯО была выдвинута президентом Узбекистана Исламом Каримовым в 1993 г., т.е. через год после подписания ДКБ. Но возможно ли было создание безъядерной зоны в регионе, если бы годом ранее не был подписан ДКБ, в соответствии с которым Россия обязалась поддерживать союзников?

          Санитарный кордон от опасного атома


          Заинтересованность центральноазиатских государств в юридическом признании ядерной пятеркой безъядерной зоны в регионе, но не в ущерб другим ранее заключенным договоренностям часто критикуется за потакание Москве. Тем не менее критика не помешала республикам Центральной Азии подписать Договор о ЦАЗСЯО в г. Семипалатинск в 2006 г., а уже в 2009 г. ратифицировать его в парламентах. Это положило начало официальному функционированию безъядерной зоны в регионе. Было подчеркнуто, что значимость зоны перевешивает все претензии к ней со стороны ядерных держав.

          Республики Центральной Азии окружены признанными (Россия, Китай) и непризнанными (Индия, Пакистан) странами-обладателями ядерного оружия. Кроме того, они граничат с Ираном, которого подозревают в разработке ЯО. Такое соседство создает дополнительные риски для региональной безопасности. ЦАЗСЯО гарантирует, что ядерные страны не разместят в регионе ядерное оружие сами и не допустят его размещения иными государственными и негосударственными субъектами.

          Инициатива ЦАСЯО была выдвинута президентом Узбекистана Исламом Каримовым в 1993 г., т.е. через год после подписания ДКБ.

          Другой риск для Центральной Азии связан с сохранением угрозы терроризма. Доступ к ядерным материалам, подверженным незаконному обороту, могут получить террористические группировки, преследующие деструктивные цели. Вместе с тем все вышеперечисленные попытки незаконного оборота ядерных материалов были пресечены органами правопорядка стран региона. Это подтверждает позитивный эффект Договора о ЦАЗСЯО, в соответствии с которым республики обязались не допускать получения, хранения или обладания ядерными взрывчатыми веществами.

          Таким образом, ЦАЗСЯО стала своего рода санитарным кордоном, защищающим от неспокойного ядерного соседства, от возможных планов сопредельных ядерных государств размещать ядерное оружие вблизи территории региона и от угрозы распространения ядерных материалов террористическими группировками.

          Особенности ЦАЗСЯО


          Безъядерная зона в Центральной Азии имеет свои особенности, не характерные для аналогичных безъядерных зон.

          Во-первых, ЦАЗСЯО – это первая зона, появившаяся в Северном полушарии. Во-вторых, никогда ЗСЯО не создавалась в регионе, где ранее располагалось ядерное оружие (Казахстан). В-третьих, в Договоре впервые упоминается проблема урановых хвостохранилищ [4], весьма ощутимая почти для всех центральноазиатских стран, а также важность возмещения экологического ущерба, нанесенного проведенными ранее ядерными испытаниями. В-четвертых, Договор о ЦАЗСЯО впервые обязывает всех участников в течение 18 месяцев после его вступления в силу заключить с МАГАТЭ Дополнительный протокол о гарантиях и полностью выполнять обязательства по Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний.

          Вместе с тем становление центральноазиатской безъядерной зоны проходило с оговорками, с которыми можно поспорить. В связи с этим некоторые эксперты полагают, что ЦАЗСЯО – не самый лучший пример, способный придать импульс инициативам по формированию ЗСЯО, например, на Ближнем Востоке или Корейском полуострове.

          Выводы

          В заключение можно сделать следующие выводы.

          1. Интерпретирующие заявления, сделанные Россией, Великобританией и Францией при подписании Протокола о негативных гарантиях, позволили сгладить сохраняющиеся вокруг центральноазиатской безъядерной зоны противоречия.

          2. Процесс ратификации Протокола к Договору о ЦАЗСЯО в американском Сенате может затянуться из-за неприоритетности данной проблематики для сенаторов в условиях имеющихся у Соединенных Штатов более важных внутриполитических проблем и обострения отношений с Москвой.

          Договор о ЦАЗСЯО – один из немногих договоров, к которому присоединились все республики Центральной Азии.

          3. Центральноазиатские республики хотели бы получить юридическое признание безъядерной зоны в регионе от всех государств ядерной пятерки, но не в ущерб ранее заключенным договоренностям (в частности, ДКБ). Отсутствие ратификации Протокола к Договору о ЦАЗСЯО со стороны США не препятствует функционированию зоны.

          4. С одной стороны, ЦАЗСЯО защищает регион от ядерного соседства с Индией и Пакистаном, от террористических угроз, исходящих в том числе и из Афганистана, а также дает гарантии, что пятерка официально признанных ядерных государств не разместит в Центральной Азии ядерное оружие. С другой стороны, центральноазиатские страны, большинство из которых (Узбекистан, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан) входят в ШОС, весьма чувствительны к процессу присоединения к этой организации Индии и Пакистана. Не исключено, что участники ядерной тройки – Великобритания, Франция, США – начнут задаваться вопросом: так ли уж эффективна ЦАЗСЯО, если республики региона соглашаются на вхождение в неоднозначную для Запада ШОС двух ядерных государств в дополнение к двум уже имеющимся? Участие ядерных Индии и Пакистана в ШОС вряд ли создаст угрозу ЦАЗСЯО, но неприятные для стран Центральной Азии дискуссии, ставящие эффективность зоны под сомнение, будут иметь место.

          5. Создание ЦАЗСЯО в целом способствует повышению региональной безопасности, усилению режима ядерного нераспространения. Вместе с тем экологические проблемы (в частности, серьезные проблемы урановых хвостохранилищ) по-прежнему весьма остро стоят перед Кыргызстаном, Казахстаном и Узбекистаном. Несмотря на то, что в Договоре о ЦАЗСЯО зафиксировано намерение республик реабилитировать загрязненные территории, эффективного решения проблемы пока не выработано.

          6. Договор о ЦАЗСЯО – один из немногих договоров, к которому присоединились все республики Центральной Азии. Ежегодное обсуждение вопросов соблюдения положений документа, о котором договорились страны региона в рамках ЦАЗСЯО, могло бы стать основой для диалога республик по проблемам, касающимся не только безъядерной зоны, но и в целом региональной безопасности и развития.

          1. Кутнаева Н. Проблемы и перспективы развития центральноазиатской зоны, свободной от ядерного оружия. Бишкек, 2014. С. 134–135.

          2. Там же. С. 83.

          3. Там же. С. 104–105.

          4. Хвостохранилища – специальные сооружения, предназначенные для хранения или захоронения радиоактивных, токсичных и других отвальных отходов обогащения полезных ископаемых, именуемых хвостами, которые образовались в республиках Центральной Азии в результате активной добычи урана в период существования СССР.

          Читайте также: