Значение романа преступление и наказание в мировой литературе доклад

Обновлено: 03.07.2024

Смысл названия Преступление и наказание

Названием книги, автор хотел подчеркнуть, что если было совершенно преступление — будет выполнено и наказание. По другому невозможно.

Смысл произведения Преступление и наказание

Также, в то время были популярны различные теории, по большей части вызванные Великой французской революцией, из-за которых происходили разнообразные общественные беспорядки, бунты и перевороты. На примере собственного произведения Достоевский показал глупость и ошибочность всех подобных теорий.Писатель продемонстрировал во всей красе одну из собственных мыслей: принятый правительством закон и наказание не пугают преступников, не являются весомой угрозой для них. Достаточно легко избежать правосудия, поэтому в системе наказания государством столь много недостатков и помех.

В конце своего романа Достоевский оставляется Раскольникова на пороге духовного перелома. Медленного, но верного перерождения.

Во время суда и в первые дни на каторге Раскольников не ощущает раскаяния и свое преступление он видел только в том, что не выдержал этой ноши и во всем признался.

Таким образом, смысл финала в том, что гордыня, которую осознал Раскольников, становится той благодатной почвой, из которой вырастает главное преступление героя — преступление против собственной человечности. Внутри него происходит столкновение рационального с чувственным, человечным. И этот разум заглушил его совесть и привел Раскольникова к трагедии.

Главная цель Достоевского (изобразить трагедию сознания) была достигнута. Разум, наряду с тем, что был раскрепощающей силой, стал порабощающей, исказившей все правильные человеческие чувства, задуманные Богом.

Жизнь Сони в финале

Соня стала жить иначе. И это её путь становления. Её любовь к миру, чистота — помогли не опуститься, не сломаться, не погрязнуть в грехах. Её вера и идеи оказались не просто правдой, а истиной, которая была сильнее теории Раскольникова.

Вместо заключения

Роман имеет композиционную незавершенность. Открыть финала помогает понять, что жизнь героев может сложиться как угодно.

Но надежда есть на то, что дальнейшая жизнь каждого из героев будет счастливой, поскольку каждый из них прошел путь очищения через страдание.

Роман Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" считают одним из самых сложных произведений в мировой литературе. Это произведение можно было бы отнести к детективу, но главный герой здесь не сыщик. Главным героем у нас является сам преступник, и мы знаем его с первых страниц романа. И это, возможно, может показаться странным, но, с другой стороны, именно это и помогает нам понять и проанализировать причины, чувства и терзания различных героев произведения.

В романе встречаются люди разного социального положения, образа жизни и отношения к ней. Мы видим беззащитную девушку, которая стала проституткой из-за бедности своей семьи, бедного бывшего студента, который убил ради того, чтобы проверить "тварь ли я дрожащая или право имею", барина, который позволяет себе всё, даже убийства, но чувствуя уже скуку и видя бесконечность как комнатушку с пауками. В течение романа можно увидеть изменение героев, их мыслей и мировоззрения. сегодня мы часто слышим в новостях что-то вроде "мужчину убили трое неизвестных" и ахаем с надеждой на то, что это никогда не коснется нас. И не коснётся, если у нас имеется твёрдый моральный стержень. Но насколько остро стоит проблема убийств? порой даже в семье бывает такое, не говоря о конфликтах из вне. Все мы переживаем о том, что преступник наносит вред окружающим, но никто не думает о том, что человек сам себя убил, совершая преступление. в романе мы четко видим этот момент "переступления" через себя, видим внутренний конфликт.

Актуальной сегодня является проблема не только убийства, но и нигилизма. в наше время мы часто можем встретить людей, которые не верят в Бога. На примере Раскольникова мы видим, что только вера приведёт человека к спасению; на примере Сони мы видим, что именно она дает возможность человеку оставаться чистым и невинным в любых жизненных обстоятельствах; на примере Свидригайлова мы видим, что безверие в конечном итоге приведет человека к тупику, насколько богат и тщеславен ни был человек.

Свидригайлов был самолюбив, развращен и безнадежен. именно таких людей Раскольников относил к "право имеющим", ведь ему приписывают 3 убийства: глухонемой девочки, слуги Фильки и жены Марфы Петровны. Он от злых и от добрых поступков испытывает одинаковые чувства, в его сознании нет грани между добром и злом. он представляет бесконечность как комнатушку с пауками. Из-за того, что искупление для него уже не возможно и он никогда не обратится к Богу, Свидригайлов заканчивает свою жизнь самоубийством. этот герой показывает все то, чего всякий человек должен сторониться и всячески избегать.

Убийства, как я уже отметила, не последнее дело в 21 веке. часто убийцей является человек из обеспеченной семьи, у которого возник внутренний конфликт. У Раскольникова обстоит все сложнее: он был студентом, бросившим учебу из-за безденежья, но в то же время мама души не чаяла в своем сыне. все дело в том, что у Раскольникова возник внутренний конфликт на почве своей теории о разделении людей на "право имеющих" и тех, кто право не имеет. мысль о том, чтобы убить старуху-процентщицу, подпитывалась бедностью, интересом узнать "тварь ли я дрожащая или право имею" и монологом студента в трактире, который рассуждал о том, что во имя высоких целей старуху-процентщицу можно и убить. Раскольников, убедившись окончательно в том, что она имеет право, идёт убивать. Автор нам ярко показал сцену убийства Алены Ивановны и случайно оказавшейся там Лизаветы, её сестры. нам алегорично показывается это "переступление" через все моральные ценности ради теории Раскольникова. именно в этот миг, казалось бы, умер его моральный стержень. Но, к счастью, к его жизни появляется такая светлая, невинная и любящая Соня, которая благодаря вере в Бога не поддалась разврату петербургской жизни. Ей, как никому другому, доверял Раскольников, именно ей признался в содеянном преступлении, рискуя потерять Соню навсегда. но добрая и великая душа Сони смогла не только не возненавидеть его, она лишь пожалела его, а вскоре ещё и сумела помочь ему, привести к спасению. Соня показывает то, каким должен быть каждый высокоморальный человек. Соня настолько предана правде и людям, которых она любит, что готова практически на всё: она даже стала жить по жёлтому билету, чтобы помочь своей семье, не говоря уж о том, что Соня заставила Раскольникова признаться в убийстве. и даже после этого Соня не бросила того, кого любила, ведь она поехала на каторгу за Раскольниковым и всячески поддерживала там его.

Свидригайлов показывает все те качества, которые не приведут к счастью и никогда не приведут к спасению, ведь Свидригайлов — высшая степень тщеславия, разврата и самолюбия. Соня, на мой взгляд, — моральный идеал любого столетия и поколения, любого социального положения и образа жизни. в то же время Раскольников показывает чувства и переживания любого отчаянного и запутавшегося человека. к счастью, Раскольникову встретилась Соня, иначе жизнь Раскольникова была бы похожа на жизнь Свидригайлова. Мне кажется, что Раскольников — идеальное доказательство того, что люди могут изменить свою жизнь к лучшему, даже тогда, когда человек почти уничтожил свой моральный стержень. Соня показывает, что таких преступников, как Раскольников, нужно спасать и лечить, а не ставить крест на человеке. Я горжусь тем, что узнала про такого героя, который смог научить меня относиться к людям с большим вниманием к их внутренним конфликтам. Соня научила меня мыслить по-другому и меньше судить людей. моральные уроки важны были как в 19 веке, так и сейчас, ведь в наше столетие существует ещё больше разврата, преступлений и внутренних конфликтов.

Глубина мысли, психологизм и ярко выраженные нравственные идеалы произведений Ф. Достоевского. Основная фигура "Преступления и наказания" - Раскольников, его описание. Образ олицетворения безграничного добра – Сонечка. Мораль романа, его поучения.

Рубрика Литература
Вид сочинение
Язык русский
Дата добавления 25.09.2014
Размер файла 12,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Сочинение-рассуждение на тему:

В противовес герою в романе выведен другой образ, олицетворение безграничного добра, которому абсолютно чужда гордость и близко смирение. Этот образ - Сонечка Мармеладова. К ней не пристает никакая грязь, несмотря на то, что Сонечка тоже великая грешница, как и Раскольников. Герой переступил через другого человека ради своей теории. Сонечка же переступила через себя ради близких, отдав на поругание свое тело. Соня борется и за Раскольникова, чтобы воскресить его для будущей жизни. Главная ее цель в этой борьбе - убедить Родиона покаяться.

Она становится по-настоящему близкой Раскольникову, идет с ним до конца, приводит его к вере, а значит, по мнению Достоевского, и к спасению. В этом плане примечателен эпизод чтения ими главы из Евангелия, истории о воскрешении Лазаря. Введя эту легенду в свой роман, Достоевский хотел показать, что возрождение возможно для любого человека, даже для самого падшего грешника.

Так заканчивается роман Достоевского. Основную мысль, которую автор проводит в финале - возрождение человека через веру в Христа.

Подобные документы

Актуальность произведений Достоевского в наше время. Стремительный ритм романа "Преступление и наказание". Противоречивость и живость образа Родиона Раскольникова, изменение его внутреннего мира, повлекшее ужасный поступок - убийство старухи–процентщицы.

реферат [46,3 K], добавлен 25.06.2010

История написания романа "Преступление и наказание". Главные герои произведения Достоевского: описание их внешности, внутренний мир, особенности характеров и место в романе. Сюжетная линия романа, основные философские, моральные и нравственные проблемы.

реферат [32,2 K], добавлен 31.05.2009

История создания "Преступление и наказание". Творческая история романа. Смысл заглавия. Психологизм романа. Психологические приемы. Главный герой. Двойники Раскольникова.

реферат [51,5 K], добавлен 13.06.2007

Раскрытие психологизма романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". Художественное своеобразие романа, мир героев, психологический облик Петербурга, "духовный путь" героев романа. Психическое состояние Раскольникова с момента зарождения теории.

реферат [87,7 K], добавлен 18.07.2008

Литературоведение и религиозно-философская мысль о мировоззренческой позиции Ф.М. Достоевского и романе "Преступление и наказание". Раскольников как религиозно-философский стержень романа. Роль Сони Мармеладовой и притчи о воскресении Лазаря в романе.

Семенихина Елена Васильевна

По словам Достоевского, в его произведении есть намек на мысль, что налагаемое юридическое наказание за преступление гораздо меньше устрашает преступника, чем думают блюстители закона, главным образом потому, что он и сам это наказание нравственно требует. Достоевский поставил цель наглядно выразить эту мысль на примере молодого человека – представителя нового поколения. Материалы для истории, положенной в основу романа "Преступление и наказание", по свидетельству автора, можно было найти в любой газете, издаваемой в то время. Достоевский был уверен, что сюжет его произведения отчасти оправдывал современность.

Сюжетные линии романа (Раскольников, истории Мармеладовых, матери и сестры Раскольникова, Лужина и Свидригайлова) развиваются параллельно, соотносясь с историей главного героя.

В первой части романа прослеживаются социальные истоки преступления Раскольникова, подготовка к убийству и само преступление; дополняют картину история Дуни (письмо матери) и судьба Сони (исповедь Мармеладова).

Во второй частиописывается болезнь Раскольникова. Автор сравнивает идею Раскольникова с теорией Лужина. Смерть Мармеладова и кровь, которой запачкался Раскольников, сопоставляются в романе с кровью старухи-процентщицы и Лизаветы, пролитой Раскольниковым.

Третья часть романа посвящена философскому обоснованию теории героя в поединке со следователем Порфирием Петровичем.

В четвертой части теория Раскольникова отражена во взгляде на мир Свидригайлова. Раскольников выдерживает вторую психологическую дуэль с Порфирием Петровичем, происходит разговор с Соней. Явным становится противостояние безверия Свидригайлова и веры Сони.

В пятой части романа страсти накаляются до предела. Здесь совершается объяснение героя с Соней, где он признается в преступлении и объясняет суть своей теории. Уличное представление, устроенное Катериной Ивановной, и ее смерть также соотнесены с теорий Раскольникова. Идея Мессии, спасителя униженных и обездоленных, оказалась несостоятельна — мир не изменился. Ни спасти Катерину Ивановну, ни облегчить упасть детей Раскольников не смог.

Анализ образов главных героев в романе

Родион Раскольников

Бедный, но способный петербургский студент Родион Раскольников одержим идеей, которая берёт истоки в гуманизме и общечеловеческом смысле бытия: будут ли оправданы нарушения закона, если они сделаны во имя человечества? Внешние обстоятельства (нищета и вынужденное решение сестры выйти замуж по расчёту) толкают Родиона на то, чтобы проверить собственную теорию на практике: он убивает старуху-процентщицу и её сестру Лизавету, которая была на тот момент времени беременной. Именно с этого момента начинаются мытарства бедного Раскольникова:

Поддержку Родион находит в семье и любви — именно эти две ценности Достоевский ставит во главу угла: только благодаря матери, сестре Авдотье и Сонечке, в которую Родион влюбляется, он всё-таки приходит к выводу, что за каждое преступление человек обязан претерпеть наказание. Он сам приходит к следователю и признаётся в убийстве. После суда Сонечка едет за ним на сибирскую каторгу. От него не отказываются ни родные, ни друзья — вот та жертвенность и то всепрощение, которое возвышает человека. Прийти к осознанию собственной вины и решиться на добровольное признание помогает Родиону Сонечка Мармеладова.

Сонечка Мармеладова

Разные женские образы встречаются в русской литературе, но Соня Мармеладова — самая трагичная и одновременно с тем самая возвышенная героиня:

  • вместо презрения, которое должна вызывать проститутка, Соня симпатична и восхитительна в своём самопожертвовании: ведь она идёт зарабатывать своим телом ради семьи;
  • вместо вульгарной и грубой уличной продажной женщины читатель видит скромную, кроткую, тихую девочку, которая стыдится собственного занятия, но ничего изменить не может;
  • Раскольников поначалу ненавидит её, так как чувствует, что его влечёт к ней неудержимо: влечёт так сильно, что он вынужден ей первой рассказать о своём злодеянии, но потом понимает, что именно Сонечка — то спасение, которое Господь послал ему в утешение.

Сонечка идёт рука об руку с Родионом на протяжении всего романа. Её вера, жертвенность, кротость и светлая, чистая любовь помогает понять главному герою смысл человеческого бытия. Понять страшную ошибку, которую совершил Раскольников, позволяет ещё один центральный образ романа — Свидригайлов.

Аркадий Свидригайлов

Свидригайлов является идейным двойником Раскольникова, на примере которого Достоевский показывает, что сделала с человеком теория Родиона, когда ему всё дозволено:

  • Свидригайлов — развратный и пошлый, хоть и дворянин;
  • подозревается в убийстве;
  • шантажист.

И вместе с тем он одинок и не выдерживает тяжести собственных грехов: он заканчивает жизнь самоубийством. Вот от чего Сонечка спасает своего Родиона.

Образ семьи Мармеладовых

Образ старухи- процентщицы - один из самых противоречивых и ярких.

Как известно, старая процентщица принимала драгоценности и ценные вещи под залог у бедного населения. Среди ее клиентов был и главный герой романа - Родион Раскольников.
Образ старухи-процентщицы вызывает у большинства читателей противоречивые эмоции: с одной стороны, ее, конечно, жалко, потому что она погибает от рук Раскольникова. И к ней нельзя не испытывать сострадание.
С другой стороны, образ злой и жадной старухи-процентщицы вызывает неприятие и отторжение у читателя.
В романе не часто встречается описание старухи-процентщицы, но все-таки у читателя есть возможность представить и внешний вид старушки, и черты ее характера.

Один из самых заметных второстепенных персонажей романа "Преступление и наказание" - сестра Родиона Раскольникова, Дуня.
Дуня - Авдотья Романовна Раскольникова - является одним из ведущих персонажей в романе, представляя собой образ женщины цельной и умной, с характером и, при этом, с душой.
Дуня - младшая сестра Родиона Раскольникова. их разница в возрасте - 2-3 года. У Дуни с братом замечательные теплые отношения, как и с их матерью - Пульхерией Александровной. Отца у них нет - он умер.

Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” глубоко символичен. Он является, с одной стороны, социальным фоном, на котором разворачиваются события произведения, с другой — сам выступает действующим лицом, соучастником страшного преступления Раскольникова, а также и его раскаяния, возвращения в мир людей.В этом фантастическом образе города, враждебного человеку и природе, воплощен протест писателя-гуманиста против господствующего зла, против ненормально устроенного современного ему общества.его.Автор пытается понять жизнь столичного “дна”, мир “униженных и оскорбленных”, мир “бедных людей”.

Система главных образов в романе такова, что герои дополняют друг друга и вносят свои коррективы в идейную структуру романа: не будь одного из них — система бы разрушилась. Нельзя категорично делить всех на хороших и плохих: сердце каждого человека — арена, где ежедневно сражаются добро и зло. Кто из них победит, решать только самому человеку. Именно эта борьба показана в романе с помощью главных героев, помогающих читателю правильно понять мысль великого Достоевского.

Наказание Раскольникова

Наказание Раскольникова началось еще до свершения преступления. Нравственные мучения Раскольникова, приведшие его к признанию: ужас от сознания, что он убийца, и от мысли, что люди узнают об этом; ощущение, что он отрезал себя от всех честных людей и сомкнулся с людьми без совести и чести: неспособность опровергнуть собственную теорию и презрение к себе; невозможность нести в себе нравственную муку и нежелание смириться, принять законы и мораль того мира, который он глубоко презирает.

Читайте также: