Живопись золотого века доклад
Обновлено: 16.05.2024
2. Русская живопись XVIII века. История и основные направления.
3. Живопись в России в XIX веке.
4. История создания Эрмитажа и Русского музея в Петербурге.
6. Список литературы.
1. Введение.
Русское искусство XVIII – XIX веков – период взлёта русского искусства, на который повлияли реформы Петра Великого. Русская живопись этих столетий приобретает самостоятельность; время ученичества у Европы – это уже пройденный этап. Во второй половине восемнадцатого столетия наступает небывалый расцвет национального искусства. Открытие Академии художеств, рождение крупнейших и оригинальных портретистов, утверждение светскости, – всё это выводит державу на новый культурный уровень.
Активно развиваются жанры: портрет, пейзаж, исторический и бытовой жанры. Тематика художественных произведений варьируется от остро-выраженной социальности до глубокого психологизма и освещению вопросов, связанных с общечеловеческими проблемами. Завершается этот период утверждением индивидуальности в искусстве. В целом, живопись XIX века характеризуется как искусство народное, гуманистическое, стремящееся к демократизму.
2. Русская живопись XVIII века. История и основные направления.
В XVIII веке в русской живописи происходит множество перемен. Начинает приобретать всё большее значение гравюра, в технике которой запечатлевались события из истории, эпизоды дворянской и царской жизни, крупнейшие придворные инициативы. Самым крупным и талантливым гравёром петровского времени был А.Ф. Зубов (1682 – 1744), который своё образование получал у мастеров Оружейной палаты. На тот период она являлась центром культуры и искусства страны. Произведением, наиболее прославившим Зубова-гравёра, является огромная, располагающаяся на восьми листах, панорама Петербурга, на которой изображены дворцы, парки, Нева и другие сооружения, стоящие на её берегах. Кроме того, А.Ф. Зубов в гравёрной технике изобразил городские развлечения и исторические события.
Эволюционировал и портретный жанр. В его развитии отразились коренные переломы в стране, иное восприятие важности личности, а также роли человека в общественных деяниях. Творчество художников-портретистов, выявило и запечатлело лучшие черты деятелей эпохи Петра Великого. Под этими чертами принято понимать твёрдость характера, целеустремлённость, интеллектуальную одарённость и активность. Самыми выдающимися портретистами XVIII века стали выходцы из народа: И.И. Никитин (1690 – 1741) и А.М. Матвеев (1701 – 1789).
Важнейшим созданием зрелого этапа деятельности И.И. Никитина явился портрет Петра I (1721, Русский музей). На этом полотне образ императора чужд ложному пафосу, в нём ощущается непреклонная воля, мудрая решительность в осуществлении преобразований, очевидная способность осуществлять свою политику силой. Живописный язык этого художника отличается лаконичностью и выдержанностью: чёткая композиция, отсутствие второстепенных деталей, сосредоточенное внимание автора на лице и личности своей модели.
В XVIII веке сформировалась тенденция к усилению социального значения дворянства, что привело к формированию придворного искусства в стиле модных западноевропейских течений, относящихся к позднему барокко. Дарование и умение живописцев реализовывалось в основном для внешнего, декоративного оформления городских объектов.
В середине столетия формируется иное направление, основанием для которого оказывается всеобщий национальный подъём. На трон взошла Елизавета Петровна (1709 – 1752), чьё влияние на умы подданных было существенным. В эти годы улучшаются условия для формирования русской художественной школы, во главе которой стоял М.В. Ломоносов (1711 – 1756), разработавший технику изготовления мозаики, создал совместно с учениками несколько мозаичных картин, что было неожиданным и необычным явлением для русского искусства.
В официальной академической живописи рассматриваемого периода оформляются следующие жанры: монументально-декоративный, исторический, портрет и театрально-декорационное искусство. В Академии художеств рос интерес к историческим полотнам на темы российского прошлого. В этой сфере выделяется имя А.П. Лосенко (1737 – 1773), написавшего значительные исторические картины.
А.П. Антропов (1716 – 1795), И.П. Аргунов (1727 – 1802) – представители реалистического направления. Интересно, что XVIII век второй половины с его подъёмом, расцветом и бурной энергией неодолимо тянуло к юности. Если у Антропова мы встречаем замечательные портреты старух, то у Ф.М. Рокотова, Д.Г. Левицкого (1735 – 1822), В.Л. Боровиковского (1757 – 1825) их очень мало. Это обстоятельство – примета времени.
Далее русский лирический портрет становится всё лиричнее и глубже, это хорошо прослеживается в творчестве Рокотова (1735 – 1808), художника, который с трудом поддаётся определениям, общие дефиниции и рассуждения о нём идут зачастую по касательной к нему, не задевая его.
Вторая половина столетия – заложение основ жанра пейзажа, который зарождается вместо утвердившихся ранее гравюр – как панорамных, так декоративно-видовых. Жанр пейзаж в русской живописи основал С.Ф. Щедрин (1745 – 1804) – автор великолепных видов Петергофа и Гатчины в романтическом исполнении.
3. Живопись в России в XIX веке.
В начале XIX века в Россию приходит романтизм, охвативший все сферы искусства и культуры, в том числе, и живопись. Развитие переживает станковая живопись, претерпевающая интерес к героическому прошлому своего народа, что обуславливает главную тему в этом жанре – тему героическую, раскрывающую воинскую доблесть, славу, патриотизм; несущую гуманистический и свободолюбивый пафос.
Продвижение романтизма, а затем и реализма подрывным образом действовала на идейные основы академической живописи, которые всё более устаревали и конфликтовали с действительными проблемами и социальными задачами искусства.
По содержанию и народному характеру творчества А.Г. Венецианов (1780 – 1847) примыкал к художникам пушкинской поры. Вне стен академического искусства он отобразил жизнь и быт русской деревни, создал галерею правдивых крестьянских образов. Школа реалистической живописи Венецианова – знаменательное явление художественной жизни России.
Созданию подобных полотен способствовала историческая ситуация. Это время было началом царствования Александра II. Тогда и возникло особое направление, которое можно назвать как реально-национальное, получившее активное развитие. Для этого было несколько предпосылок, таких как небывалый подъём общественного сознания, а так же пришедшая внезапно свобода в искусство. Руководство Академии более не подавляло художников. Изменилась и сама организации художественного образования. Теперь, вместо учеников И.И. Бецкого, которые боялись свободы и самовыражения, в Академии собралась активная молодёжь со всей России. Они хорошо знали жизнь народа, у них был высокий уровень национального самосознания. К тому же их не страшила свобода и творческая реализация, даже если она шла вразрез с устоявшимися традициями.
Таким образом, рост и всё увеличившаяся перспектива художественного осознания воссоздаётся через возникновение большого количества художественных сообществ; заведений, где учили живописи и рисованию. Характерно для этого времени открытие музеев и частных галерей, причём не только в Москве и Санкт-Петербурге. Особой приметой времени оказывается введение в школах уроков рисования.
Итак, все эти факторы приводят к блестящим результатам. В России появляется целая плеяда талантливых и оригинальных художников, выросших на национальной почве. Так и русской искусство делается национальным. Его главным отличием от искусства предшествующего периода является воплощение в живописи всех социальных проблем и нравственных язв общества.
Наиболее это очевидно в области бытового жанра. Когда проходит первая когорта художников-жанристов, творивших в 50-х годах XIX века и творивших скорее в сатирико-юмористическом ключе, возникает вторая плеяда. Это происходит уже в следующем десятилетии – в 60-х годах. Это художники-жанристы, работающие в другом направлении – социально-тенденциозном. Теперь художники желали не только изображать, но и направлять, обучать, изобличать.
Наследие художников-передвижников – это величайший прорыв в отечественном и мировом искусстве. Каждый из них в меру своего самобытного таланта внёс неоценимый вклад в культуру, став событием мирового значения.
Таковы разнообразные процессы, проходящие в искусстве XVIII – XIX веков, благодаря которым российское искусство обрело свою неповторимость, яркость и гениальность.
4. История создания Эрмитажа и Русского музея в Петербурге.
В величайшее событие для русской культуры превратилось возникновение двух крупнейших музеев – Эрмитажа и Русского музея. Первый их них был основан в 1764 году, второй – в 1898 году.
Прошло пять лет, прежде чем Екатерина Вторая приобрела новые полотна. Они были закуплены в Дрездене. Коллекция отличалась высокой художественной ценностью. Среди прочих, в неё входили картины великих мастеров – Б.Ф.П.Э. Беллотто (1721 – 1780) и Тициана (1477 – 1576). Далее, в 1772 году, императрица пополнила свою коллекцию уникальными работами, которые в дальнейшем явились визитной карточкой того Эрмитажа, который сегодня известен всем. Новая коллекция включала в себя картины Рембрандта (1606 – 1669), К. Лоррена (1600 – 1682), Рафаэля (1483 – 1520), Н. Пуссена (1594 – 1665), П.П. Рубенса (1577 – 1640), Тициана (1477 – 1576), А. Ватто (1684 – 1721), А. Ван-Дейка (1599 – 1641).
Уже на этот момент собрание Екатерины можно было смело причислять к уникальным, но она, тем не менее, продолжала его пополнять. Бесценные шедевры Ван-Дейка и Рембрандта появляются в коллекции императрицы в 1779 году. Более того, она обращает своё внимание не только на живопись, но и графику, в результате чего её собрание обогащается графическими работами в количестве не менее пятисот экземпляров. Это же касается и скульптуры. Благодаря Екатерине можно увидеть в Эрмитаже образцы античной скульптуры и даже такого титана, как Микеланджело (1475 – 1564).
Смерть Екатерины Второй не приостановила расширение собрания. Эпохи последующих правителей – Александра I, Николая I приносят новые, не менее ценные экземпляры в эту коллекцию. Решением Николая I музей становится публичным (1852). После 1917 года Эрмитах, подобно другим учреждениям культуры, переходит к государству. Пополнение собрания происходит за счёт конфискованных частных коллекций. В ХХ веке Эрмитаж получает в своё владение полотна В. Ван Гога (1853 – 1890) и импрессионистские шедевры.
Советская эпоха принесла не только увеличение коллекций, но и существенные утраты. Так, Бриллиантовая комната стала собственностью Алмазного Фонда. Немалое количество экземпляров старинной живописи отправилось в другие музеи. Великая Отечественная война, блокада Ленинграда так же не способствовало расцвету музея. Вынужденная эвакуация всех коллекций за Урал, устройство в самом здании музея бомбоубежища – всё это было тяжёлым испытанием. Проведённая после войны реставрация явилась для Эрмитажа открытием второго дыхания. Возвращённые экспонаты заняли свои места в музее. Большая часть коллекция осталась неповреждённой.
Итак, 50-е годы становятся для музея временем обновления и расширения фондов. В 1957 году открывается для экскурсантов третий этаж Зимнего дворца. Сегодня экспозиции Эрмитажа – это собрание колоссальных коллекций, охватывающей практически все эпохи: от каменного века до всего наилучших творений современности. Аналогов коллекциям Эрмитажа в мире больше не существует.
Основание Государственного Русского музея произошло в 1895 году. Доступным для посетителей он стал в 1898 году. Костяком его коллекции сделались живописные и скульптурные произведения русских авторов. Обеспечение музея происходило за счёт фондов Эрмитажа, Академии художеств, а также частных собраний. На начальный период формирования Русского музея его собрание характеризовалось как частичное: не были представлены произведения многих заслуживающих того художников, отсутствовали целые периоды истории искусства России.
Подобно Эрмитажу, после революции 1917 года в Русском музее также произошли изменения. Происходит возрастание коллекций в существенные разы. Сотрудники распределили коллекции по историко-монографическому принципу с соблюдением хронологии, принадлежности к эпохе, школе и направлениям. Теперь Русский музей имеет отделы: древнерусской живописи, искусства, относящегося к XVIII и XIX вв.; отдел искусства советского времени; отдел современного искусства.
В ХХ веке Русский музей окончательно утвердился в статусе одного из самых грандиозных собраний национальных шедевров. Сотни тысяч экспонатов содержатся в его стенах. По картинам, представленным в музее, можно изучать всю историю отечественного искусства в полном объёме.
Музей является обладателем одной из наилучших коллекций отечественной гравюры и скульптуры, а также впечатляющим собранием образцов народного и декоративного творчества. По своему строению он занимает целый комплекс зданий, центральным из которых является Михайловский дворец. Он построен по проекту крупнейшего архитектор XIX века К.И. Росси (1775 – 1849). В Михайловском дворце и корпусе, к нему примыкающему, расположена коллекция дореволюционного искусства.
В 1916 году был достроен новый корпус по проекту Л.Н. Бенуа (1856 – 1928), архитектором которого был С.О. Овсянников (1880 – 1937). Второй этаж этого корпуса будет в дальнейшем отдан для живописных экспонатов, относящихся к периоду второй половины XIX – начала ХХ века, в то время как первый этаж посвящён искусству советскому. Оба корпуса – Михайловский дворец и корпус Бенуа связаны специальным переходом, позволяющий посетителям осматривать экспозиции с максимальным удобством.
Оба музея – Эрмитаж и Государственный Русский музей – относятся к достоянию Россию, активно функционируют и принимают в год не менее полутора миллионов человек.
5. Заключение.
Искусство первой половины XVIII века отразило в себе созидательный характер реформ Петра I, новые представления о ценности человека, победы русского оружия. Со второй половины столетия художественная культура России выходит на ведущее место Европы, благодаря масштабному вкладу в общую сокровищницу и совершенству художественных решений. В области живописи эти решения воплотили идеи высокого нравственного предназначения человека. В портретном жанре реалистическое изображение человека нашло одно из самых выдающихся воплощений.
История русской культуры XIX века является национальным духовным богатством. Живопись, подобно всей художественной культуре, запечатлело в себе народную память о великих свершениях, произошедших в России. Примечательно, что и творческая интеллигенция, и граждане страны к началу ХХ века мыслили совсем иначе, чем россияне 50 – 60-х гг., что и отразилось в живописи данного периода.
6. Список литературы.
1. Варшавский С.П., Рест Б.И. Эрмитаж, 1764—1939: Очерки из истории Государственного Эрмитажа /С.П. Варшавский, Б.И. Рест. – Л.: Искусство, 1939. – 252 с.
2. Воскобойников В.Н. История мировой и отечественной культуры/В.Н. Воскобойников. – М.: МГУК. 1995. – 288 с.
3. История русского искусства: В 2-х томах. – М.: Белый город, 2007. – 889 с.
4. История русского искусства. В 2-х т. Т. 2. Кн. 1. / Под ред. М.Г. Неклюдовой. – М.: Изобразительное искусство, 1980. – 634 с.
5. Русский музей. Проспект. Составитель и автор текста А.И. Кий. – Л.: Лениздат, 1982. – 28 с.
6. Сарабьянов Д. В. История русского искусства второй половины XIX века: Курс лекций/Д.В. Сарабьянов. — М.: Изд-во МГУ. 1989. – 337 с.
Золотым веком русской живописи называют в истории XIX столетие. Это было время, когда впитав и творчески переосмыслив мировые тенденции в искусстве, русские художники стали авторами величайших произведений, по всем оценкам не уступающих знаменитым образцам европейской живописи.
Портретный жанр
В обществе в то же время расцветали гуманистические тенденции, воспевался героизм народа, преследовались идеи его духовного пробуждения, проявлялось внимание к жизни простых людей и обличалась крепостная система России.
Раскрытию таковых тем и было посвящено изобразительное искусство XIX века.
А.С.Пушкин, худ. О.Кипренский
Поэтому на смену классическому приходит романтический портрет. Черты романтизма предугадывали в своем творчестве еще портретисты ХVIII века. Но особого расцвета этот жанр достиг в творчестве О.А. Кипренского. Самые знаменитые его работы — портреты:
- А. К. Швальбе;
- супругов Ростопчиных;
- портрет мальчика А.А.;
- супругов Хвостовых;
- Е. С. Авдулиной;
- полковника Евграфа Давыдова;
- А.С. Пушкина.
Художник для создания неповторимых индивидуально-характерных образов использовал следующие выразительные средства:
- драматичный светотеневой строй,
- пейзажный фон,
- символические детали,
- постоянно экспериментировал с цветовыми и светотеневыми контрастами и переходами.
В центре его внимания стоит прежде всего личность человека, его эмоции, а уже вслед за этим и подчеркивается нравственный идеал времени. В жанре романтического портрета работали также К. Брюллов, Н. Ге и А. Иванов.
Русская графика 19 века
Помимо портретного жанра широко представлена в творчестве Кипренского и графика. Он был замечательным рисовальщиком. Его графическая манера легка и эмоциональна. Образцы ее – это прежде всего бытовые картины:
Пейзажный жанр в 19 веке
Пейзаж стал для русской живописи XIX века тем, чем был портрет в XVIII жанром, который обогатил как русскую, так и всю мировую культуру замечательными образцами изобразительного искусства. Как Пушкин в литературе, так и мастера-пейзажисты воспевали красоту родной земли, выражая в картинах природы свои чувства и переживания.
В русской пейзажной живописи 19 века выделились три направления:
Берег моря ночью, худ. И.Айвазовский
Романтические пейзажи писали: А. Венецианов, С. Щедрин, А.Крылов, А. Иванов.
В этом же направлении писал свои морские пейзажи И. Айвазовский, творчество которого выделяют в отдельное течение – маринизм.
Cо второй половины ХIХ века пейзажи в русской живописи становятся реалистичными. Художники старались изобразить окружающую русского человека природу такой, какой она была на самом деле, без излишнего лиризма и искажений, свойственных романтизму.
Представителями этого жанра стали:
А. Саврасов, И. Шишкин, М. Клодт, Ф. Васильев, И.Левитан, А. Куинджи, И. Остроухов, А.Киселев, С. Светославский и другие.
Талантов неподражаемых и оригинальных среди пейзажистов было так много, что время расцвета их творчества по праву названо золотым веком в русской живописи.
Натюрморт
К концу XIX века как отдельный жанр выделяется натюрморт. До этого его использует в составлении своих живописных композиций А. Венецианов. Непосредственно в этом жанре работал И. Хруцкий, который воплощал любовь к природе в изображениях фруктов, цветов, овощей.
Особо выделяются натюрморты конца столетия:
Живопись ХIХ века в России стала воплощением русского гения. Используя вышеупомянутые жанры, работая в разных стилевых направлениях, русские мастера сделали свои произведения ярчайшим выражением передовых взглядов своего времени. Изобразительное искусство этого периода нашей страны отразило самые наболевшие социальные проблемы русского общества и наряду с литературой подготовила благодатную почву для перемен.
Не стоит отрицать того, что русская живопись долгое время не была самостоятельным явлением, а базировалась на идеях, а иногда и мастерстве, европейских художников. Но для отечественного менталитета характерна одна интересная черта: взять чужое, переосмыслить и сделать чужим. То же самое произошло с живописью, что привело к возникновению Золотого века русской живописи, который пришелся на 19 век. В этот период картины российских художников стали в один ряд с лучшими работами европейских мастеров, и получили признание во всем мире. Главным учебным заведением этого периода была Петербуржская академия художеств, что привело к главенству академической школы в российской живописи, особенно в первой половине 19 века. Для классицизма главным жанром был портрет. Это, главным образом, парадные портреты В. Боровиковского и И. Аргунова, их дело было продолжено С. Щукиным и В. Серовым.
В 1840-х годах на смену классицизму приходит романтизм, и тогда на первый план выходят портреты О. Кипренского. Его перу принадлежат портреты А.С. Пушкина, полковника Евграфа Давыдова, Е. С. Авдулиной и многие другие. Искания в жанре романтического портрета были продолжены К. Брюлловым, Н. Ге и А. Ивановым.
Во второй половине 19 столетия важную роль в российском искусстве стало играть Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), которое во многих вопросах выступало в противовес Петербуржской академии, а значит и классицизму. Именно в этот момент главным живописным жанром становится натюрморт. Искусствоведы выделяют три главных направления в отечественном пейзаже: романтический или итальянский пейзаж, городской пейзаж и русский реалистический пейзаж. Главными мастерами романтического пейзажа считаются А. Крылов, А. Венецианов, А. Иванов, а также И. Айвазовский, но его творчество принято относить к отдельному жанру – маринизму. Но самым важным явлением Золотого века русской живописи стал реалистический пейзаж. Простая идея – изображать окружающую нас природу так, как она есть, без прикрас, стал настоящим прорывом в живописи. Мастеров пейзажной живописи так много, что даже отметив самых ярких, наберется не менее 10 имен: И. Шишкин, А. Куинджи, И. Левитан, П. Клодт, А. Саврасов, Ф. Васильев, И. Остроухов, С. Светославский, А. Киселев, В. Поленов.
Какой период русской культуры называют “Золотым веком”? Ответом на этот вопрос служат небывалые вершины в архитектуре, музыке, живописи, театре, достигнутые Россией в XIX веке. Наиболее крупный вклад в мировую культуру в этот век внесла русская литература.
Архитектура “Золотого века русской культуры”
После победы в Отечественной войне 1812 г. ведущим в России становится стиль, названный русским ампиром.
Ампир (от франц. – “империя”) – стиль позднего классицизма, для которого характерна предельная монументальность и использование военной эмблематики.
Самые известные архитектурные сооружения Золотого века русской культуры XIX века:
В 30-50-е гг. XIX века на смену классицизму приходит “историзм” или “эклектика”.
которые читают вместе с этой
Эклектика – направление в архитектуре, использующее сочетание различных исторических архитектурных стилей.
В России эклектика ярче всего представлена русско-византийским архитектурных стилем:
- Храм Христа Спасителя;
- Большой кремлевский дворец;
- Здания железнодорожных вокзалов в Москве и Петербурге.
Музыка “Золотого века русской культуры”
Становление русской классической музыки и национальной музыкальной школы связано с именем М. И. Глинки. Он стал автором первых русских опер: “Жизнь за царя” и “Руслан и Людмила”.
В XIX веке русская музыка прославилась и другими великими композиторами:
- Н. А. Римский-Корсаков;
- П. И. Чайковский;
- М. П. Мусоргский.
Живопись “Золотого века русской культуры”
В начале XIX века изобразительное искусство в России было представлено двумя основными направлениями: классицизм и романтизм.
На классических полотнах использовались библейские и мифологические сюжеты:
- “Медный змий” Ф. А. Бруни;
- “Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора” А. А. Иванова.
Романтизм представлен работами О. А. Кипренского и С. Ф. Щедрина.
Сплав классицизма и романтизма представляет собой творчество знаменитого русского художника – К. П. Брюллова.
На картине “Последний день Помпеи” изображен и сам К. П. Брюллов (с ящиком красок).
Рис. 2. Последний день Помпеи. К. П. Брюллов.
Во второй половине XIX века ведущим направление в живописи становится реализм.
Самые известные работы этого периода:
- “Охотники на привале” В. Г. Петрова;
- “Бурлаки на Волге” И. Е. Репина;
- “Боярыня Морозова” В. И. Сурикова.
Театр в эпоху Золотого века
В 1824 г. была образована труппа Малого театра в Москве. В 1832 г. начал действовать Александринский театр в Петербурге.
Романтизм и сентиментализм постепенно уступают ведущую роль реализму. Основоположником реализма на русской театральной сцене является знаменитый актер – М. С. Щепкин.
Театр являлся одним из самых доступных видов искусства и пользовался большой популярностью в русском обществе. Реалистические традиции в актерском искусстве развивали следующие выдающиеся актеры:
- М. П. и О. О. Садовские;
- Г. Н. Федотова;
- М. Н. Ермолова.
Литература “Золотого века русской культуры”
В XIX веке появилась и поднялась на недосягаемую высоту классическая русская литература. Сентиментализм (Н. М. Карамзин) и романтизм (В. А. Жуковский) в 30-е гг. сменяется реализмом. У истоков русского реализма стоят А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь.
Рис. 3. Портрет А. С. Пушкина, худ. О. А. Кипренский.
Парадоксальным образом начало “Золотого века” в литературе приходится на годы реакции и жестокой цензуры Николая I.
Вторая половина XIX века – расцвет русской литературы с ее горячей проповедью христианской нравственности, справедливости и правды. Кратко о Золотом веке русской культуры XIX века в литературе говорят знаменитые имена русских писателей:
- Л. Н. Толстой;
- Ф. М. Достоевский:
- А. П. Чехов;
- И. С. Тургенев.
Что мы узнали?
XIX век стал Золотым веком русской культуры, были созданы настоящие шедевры в живописи, скульптуре, архитектуре и музыке. Русские поэты и писатели, архитекторы, композиторы и художники внесли огромный вклад в развитие мировой культуры. Важная особенность русской культуры Золотого века – тревога за судьбы родины и всего человечества.
В течение Золотого века ( который на самом деле длился менее девяноста лет) в Нидерландах творили более тысячи художников. Они создали бесчисленные шедевры — закалённые трудом голландцы буквально обожали живопись. Большинству из нас знакомы имена таких колоссов , как Рембрандт ван Рейн и Ян Вермеер, однако это движение в искусстве — гораздо больше , чем они. Откройте для себя десятку самых значимых из старых голландских мастеров.
Рембрандт ван Рейн (1606-1669)
Рембрандт — возможно , величайший и самый известный портретист всех времён — был мастером наблюдательности , светотени и , что , пожалуй , наиболее важно , предельной честности. Это видно из самых известных его работ — автопортретов. Историки и искусствоведы расходятся во мнениях о том , сколько из них нам известны. Но независимо от точного количества , эта ошеломляющая коллекция состоит из примерно 45 картин , 30 офортов и семи рисунков. Они без какого-либо тщеславия отображают разрушительное действие времени на лице художника и наводят грусть , если просматривать их подряд. Библейские сцены и офорты Рембрандта также великолепны , но именно эти портреты — его наследие.
Ян Вермеер (1632-1675)
Франс Хальс (1580-1666)
Ян Стен (1626-1679)
Якоб ван Рёйсдал — самый важный ландшафтный живописец Нидерландов XVII века. Он дал пейзажному искусству новое измерение , изображая природу как метафору тёмных аспектов человеческой психологии. Если до него голландские художники использовали деревья лишь как декоративные элементы , то Рёйсдал сделал их героями своих картин и добавил почти человеческие личностные качества. Леса были его любимой темой , хотя он писал ландшафты практически всех типов — пляжи , морские , заснеженные и городские виды. Творчество Рёйсдала на протяжении веков оказывало огромное влияние на пейзажистов ( таких как Томас Гейнсборо и Густав Курбе) и проложило путь популярному романтическому стилю XVIII века.
Питер Клас (1597-1661)
Читайте также: