Живопись золотого века доклад

Обновлено: 16.05.2024

2. Русская живопись XVIII века. История и основные направления.

3. Живопись в России в XIX веке.

4. История создания Эрмитажа и Русского музея в Петербурге.

6. Список литературы.

1. Введение.

Русское искусство XVIII – XIX веков – период взлёта русского искусства, на который повлияли реформы Петра Великого. Русская живопись этих столетий приобретает самостоятельность; время ученичества у Европы – это уже пройденный этап. Во второй половине восемнадцатого столетия наступает небывалый расцвет национального искусства. Открытие Академии художеств, рождение крупнейших и оригинальных портретистов, утверждение светскости, – всё это выводит державу на новый культурный уровень.

Активно развиваются жанры: портрет, пейзаж, исторический и бытовой жанры. Тематика художественных произведений варьируется от остро-выраженной социальности до глубокого психологизма и освещению вопросов, связанных с общечеловеческими проблемами. Завершается этот период утверждением индивидуальности в искусстве. В целом, живопись XIX века характеризуется как искусство народное, гуманистическое, стремящееся к демократизму.

2. Русская живопись XVIII века. История и основные направления.

В XVIII веке в русской живописи происходит множество перемен. Начинает приобретать всё большее значение гравюра, в технике которой запечатлевались события из истории, эпизоды дворянской и царской жизни, крупнейшие придворные инициативы. Самым крупным и талантливым гравёром петровского времени был А.Ф. Зубов (1682 – 1744), который своё образование получал у мастеров Оружейной палаты. На тот период она являлась центром культуры и искусства страны. Произведением, наиболее прославившим Зубова-гравёра, является огромная, располагающаяся на восьми листах, панорама Петербурга, на которой изображены дворцы, парки, Нева и другие сооружения, стоящие на её берегах. Кроме того, А.Ф. Зубов в гравёрной технике изобразил городские развлечения и исторические события.

Эволюционировал и портретный жанр. В его развитии отразились коренные переломы в стране, иное восприятие важности личности, а также роли человека в общественных деяниях. Творчество художников-портретистов, выявило и запечатлело лучшие черты деятелей эпохи Петра Великого. Под этими чертами принято понимать твёрдость характера, целеустремлённость, интеллектуальную одарённость и активность. Самыми выдающимися портретистами XVIII века стали выходцы из народа: И.И. Никитин (1690 – 1741) и А.М. Матвеев (1701 – 1789).

Важнейшим созданием зрелого этапа деятельности И.И. Никитина явился портрет Петра I (1721, Русский музей). На этом полотне образ императора чужд ложному пафосу, в нём ощущается непреклонная воля, мудрая решительность в осуществлении преобразований, очевидная способность осуществлять свою политику силой. Живописный язык этого художника отличается лаконичностью и выдержанностью: чёткая композиция, отсутствие второстепенных деталей, сосредоточенное внимание автора на лице и личности своей модели.

В XVIII веке сформировалась тенденция к усилению социального значения дворянства, что привело к формированию придворного искусства в стиле модных западноевропейских течений, относящихся к позднему барокко. Дарование и умение живописцев реализовывалось в основном для внешнего, декоративного оформления городских объектов.

В середине столетия формируется иное направление, основанием для которого оказывается всеобщий национальный подъём. На трон взошла Елизавета Петровна (1709 – 1752), чьё влияние на умы подданных было существенным. В эти годы улучшаются условия для формирования русской художественной школы, во главе которой стоял М.В. Ломоносов (1711 – 1756), разработавший технику изготовления мозаики, создал совместно с учениками несколько мозаичных картин, что было неожиданным и необычным явлением для русского искусства.

В официальной академической живописи рассматриваемого периода оформляются следующие жанры: монументально-декоративный, исторический, портрет и театрально-декорационное искусство. В Академии художеств рос интерес к историческим полотнам на темы российского прошлого. В этой сфере выделяется имя А.П. Лосенко (1737 – 1773), написавшего значительные исторические картины.

А.П. Антропов (1716 – 1795), И.П. Аргунов (1727 – 1802) – представители реалистического направления. Интересно, что XVIII век второй половины с его подъёмом, расцветом и бурной энергией неодолимо тянуло к юности. Если у Антропова мы встречаем замечательные портреты старух, то у Ф.М. Рокотова, Д.Г. Левицкого (1735 – 1822), В.Л. Боровиковского (1757 – 1825) их очень мало. Это обстоятельство – примета времени.

Далее русский лирический портрет становится всё лиричнее и глубже, это хорошо прослеживается в творчестве Рокотова (1735 – 1808), художника, который с трудом поддаётся определениям, общие дефиниции и рассуждения о нём идут зачастую по касательной к нему, не задевая его.

Вторая половина столетия – заложение основ жанра пейзажа, который зарождается вместо утвердившихся ранее гравюр – как панорамных, так декоративно-видовых. Жанр пейзаж в русской живописи основал С.Ф. Щедрин (1745 – 1804) – автор великолепных видов Петергофа и Гатчины в романтическом исполнении.

3. Живопись в России в XIX веке.

В начале XIX века в Россию приходит романтизм, охвативший все сферы искусства и культуры, в том числе, и живопись. Развитие переживает станковая живопись, претерпевающая интерес к героическому прошлому своего народа, что обуславливает главную тему в этом жанре – тему героическую, раскрывающую воинскую доблесть, славу, патриотизм; несущую гуманистический и свободолюбивый пафос.

Продвижение романтизма, а затем и реализма подрывным образом действовала на идейные основы академической живописи, которые всё более устаревали и конфликтовали с действительными проблемами и социальными задачами искусства.

По содержанию и народному характеру творчества А.Г. Венецианов (1780 – 1847) примыкал к художникам пушкинской поры. Вне стен академического искусства он отобразил жизнь и быт русской деревни, создал галерею правдивых крестьянских образов. Школа реалистической живописи Венецианова – знаменательное явление художественной жизни России.

Созданию подобных полотен способствовала историческая ситуация. Это время было началом царствования Александра II. Тогда и возникло особое направление, которое можно назвать как реально-национальное, получившее активное развитие. Для этого было несколько предпосылок, таких как небывалый подъём общественного сознания, а так же пришедшая внезапно свобода в искусство. Руководство Академии более не подавляло художников. Изменилась и сама организации художественного образования. Теперь, вместо учеников И.И. Бецкого, которые боялись свободы и самовыражения, в Академии собралась активная молодёжь со всей России. Они хорошо знали жизнь народа, у них был высокий уровень национального самосознания. К тому же их не страшила свобода и творческая реализация, даже если она шла вразрез с устоявшимися традициями.

Таким образом, рост и всё увеличившаяся перспектива художественного осознания воссоздаётся через возникновение большого количества художественных сообществ; заведений, где учили живописи и рисованию. Характерно для этого времени открытие музеев и частных галерей, причём не только в Москве и Санкт-Петербурге. Особой приметой времени оказывается введение в школах уроков рисования.

Итак, все эти факторы приводят к блестящим результатам. В России появляется целая плеяда талантливых и оригинальных художников, выросших на национальной почве. Так и русской искусство делается национальным. Его главным отличием от искусства предшествующего периода является воплощение в живописи всех социальных проблем и нравственных язв общества.

Наиболее это очевидно в области бытового жанра. Когда проходит первая когорта художников-жанристов, творивших в 50-х годах XIX века и творивших скорее в сатирико-юмористическом ключе, возникает вторая плеяда. Это происходит уже в следующем десятилетии – в 60-х годах. Это художники-жанристы, работающие в другом направлении – социально-тенденциозном. Теперь художники желали не только изображать, но и направлять, обучать, изобличать.

Наследие художников-передвижников – это величайший прорыв в отечественном и мировом искусстве. Каждый из них в меру своего самобытного таланта внёс неоценимый вклад в культуру, став событием мирового значения.

Таковы разнообразные процессы, проходящие в искусстве XVIII – XIX веков, благодаря которым российское искусство обрело свою неповторимость, яркость и гениальность.

4. История создания Эрмитажа и Русского музея в Петербурге.

В величайшее событие для русской культуры превратилось возникновение двух крупнейших музеев – Эрмитажа и Русского музея. Первый их них был основан в 1764 году, второй – в 1898 году.

Прошло пять лет, прежде чем Екатерина Вторая приобрела новые полотна. Они были закуплены в Дрездене. Коллекция отличалась высокой художественной ценностью. Среди прочих, в неё входили картины великих мастеров – Б.Ф.П.Э. Беллотто (1721 – 1780) и Тициана (1477 – 1576). Далее, в 1772 году, императрица пополнила свою коллекцию уникальными работами, которые в дальнейшем явились визитной карточкой того Эрмитажа, который сегодня известен всем. Новая коллекция включала в себя картины Рембрандта (1606 – 1669), К. Лоррена (1600 – 1682), Рафаэля (1483 – 1520), Н. Пуссена (1594 – 1665), П.П. Рубенса (1577 – 1640), Тициана (1477 – 1576), А. Ватто (1684 – 1721), А. Ван-Дейка (1599 – 1641).

Уже на этот момент собрание Екатерины можно было смело причислять к уникальным, но она, тем не менее, продолжала его пополнять. Бесценные шедевры Ван-Дейка и Рембрандта появляются в коллекции императрицы в 1779 году. Более того, она обращает своё внимание не только на живопись, но и графику, в результате чего её собрание обогащается графическими работами в количестве не менее пятисот экземпляров. Это же касается и скульптуры. Благодаря Екатерине можно увидеть в Эрмитаже образцы античной скульптуры и даже такого титана, как Микеланджело (1475 – 1564).

Смерть Екатерины Второй не приостановила расширение собрания. Эпохи последующих правителей – Александра I, Николая I приносят новые, не менее ценные экземпляры в эту коллекцию. Решением Николая I музей становится публичным (1852). После 1917 года Эрмитах, подобно другим учреждениям культуры, переходит к государству. Пополнение собрания происходит за счёт конфискованных частных коллекций. В ХХ веке Эрмитаж получает в своё владение полотна В. Ван Гога (1853 – 1890) и импрессионистские шедевры.

Советская эпоха принесла не только увеличение коллекций, но и существенные утраты. Так, Бриллиантовая комната стала собственностью Алмазного Фонда. Немалое количество экземпляров старинной живописи отправилось в другие музеи. Великая Отечественная война, блокада Ленинграда так же не способствовало расцвету музея. Вынужденная эвакуация всех коллекций за Урал, устройство в самом здании музея бомбоубежища – всё это было тяжёлым испытанием. Проведённая после войны реставрация явилась для Эрмитажа открытием второго дыхания. Возвращённые экспонаты заняли свои места в музее. Большая часть коллекция осталась неповреждённой.

Итак, 50-е годы становятся для музея временем обновления и расширения фондов. В 1957 году открывается для экскурсантов третий этаж Зимнего дворца. Сегодня экспозиции Эрмитажа – это собрание колоссальных коллекций, охватывающей практически все эпохи: от каменного века до всего наилучших творений современности. Аналогов коллекциям Эрмитажа в мире больше не существует.

Основание Государственного Русского музея произошло в 1895 году. Доступным для посетителей он стал в 1898 году. Костяком его коллекции сделались живописные и скульптурные произведения русских авторов. Обеспечение музея происходило за счёт фондов Эрмитажа, Академии художеств, а также частных собраний. На начальный период формирования Русского музея его собрание характеризовалось как частичное: не были представлены произведения многих заслуживающих того художников, отсутствовали целые периоды истории искусства России.

Подобно Эрмитажу, после революции 1917 года в Русском музее также произошли изменения. Происходит возрастание коллекций в существенные разы. Сотрудники распределили коллекции по историко-монографическому принципу с соблюдением хронологии, принадлежности к эпохе, школе и направлениям. Теперь Русский музей имеет отделы: древнерусской живописи, искусства, относящегося к XVIII и XIX вв.; отдел искусства советского времени; отдел современного искусства.

В ХХ веке Русский музей окончательно утвердился в статусе одного из самых грандиозных собраний национальных шедевров. Сотни тысяч экспонатов содержатся в его стенах. По картинам, представленным в музее, можно изучать всю историю отечественного искусства в полном объёме.

Музей является обладателем одной из наилучших коллекций отечественной гравюры и скульптуры, а также впечатляющим собранием образцов народного и декоративного творчества. По своему строению он занимает целый комплекс зданий, центральным из которых является Михайловский дворец. Он построен по проекту крупнейшего архитектор XIX века К.И. Росси (1775 – 1849). В Михайловском дворце и корпусе, к нему примыкающему, расположена коллекция дореволюционного искусства.

В 1916 году был достроен новый корпус по проекту Л.Н. Бенуа (1856 – 1928), архитектором которого был С.О. Овсянников (1880 – 1937). Второй этаж этого корпуса будет в дальнейшем отдан для живописных экспонатов, относящихся к периоду второй половины XIX – начала ХХ века, в то время как первый этаж посвящён искусству советскому. Оба корпуса – Михайловский дворец и корпус Бенуа связаны специальным переходом, позволяющий посетителям осматривать экспозиции с максимальным удобством.

Оба музея – Эрмитаж и Государственный Русский музей – относятся к достоянию Россию, активно функционируют и принимают в год не менее полутора миллионов человек.

5. Заключение.

Искусство первой половины XVIII века отразило в себе созидательный характер реформ Петра I, новые представления о ценности человека, победы русского оружия. Со второй половины столетия художественная культура России выходит на ведущее место Европы, благодаря масштабному вкладу в общую сокровищницу и совершенству художественных решений. В области живописи эти решения воплотили идеи высокого нравственного предназначения человека. В портретном жанре реалистическое изображение человека нашло одно из самых выдающихся воплощений.

История русской культуры XIX века является национальным духовным богатством. Живопись, подобно всей художественной культуре, запечатлело в себе народную память о великих свершениях, произошедших в России. Примечательно, что и творческая интеллигенция, и граждане страны к началу ХХ века мыслили совсем иначе, чем россияне 50 – 60-х гг., что и отразилось в живописи данного периода.

6. Список литературы.

1. Варшавский С.П., Рест Б.И. Эрмитаж, 1764—1939: Очерки из истории Государственного Эрмитажа /С.П. Варшавский, Б.И. Рест. – Л.: Искусство, 1939. – 252 с.

2. Воскобойников В.Н. История мировой и отечественной культуры/В.Н. Воскобойников. – М.: МГУК. 1995. – 288 с.

3. История русского искусства: В 2-х томах. – М.: Белый город, 2007. – 889 с.

4. История русского искусства. В 2-х т. Т. 2. Кн. 1. / Под ред. М.Г. Неклюдовой. – М.: Изобразительное искусство, 1980. – 634 с.

5. Русский музей. Проспект. Составитель и автор текста А.И. Кий. – Л.: Лениздат, 1982. – 28 с.

6. Сарабьянов Д. В. История русского искусства второй половины XIX века: Курс лекций/Д.В. Сарабьянов. — М.: Изд-во МГУ. 1989. – 337 с.

Золотым веком русской живописи называют в истории XIX столетие. Это было время, когда впитав и творчески переосмыслив мировые тенденции в искусстве, русские художники стали авторами величайших произведений, по всем оценкам не уступающих знаменитым образцам европейской живописи.

Портретный жанр

В обществе в то же время расцветали гуманистические тенденции, воспевался героизм народа, преследовались идеи его духовного пробуждения, проявлялось внимание к жизни простых людей и обличалась крепостная система России.

Раскрытию таковых тем и было посвящено изобразительное искусство XIX века.

А.С.Пушкин, худ. О.Кипренский

А.С.Пушкин, худ. О.Кипренский

Поэтому на смену классическому приходит романтический портрет. Черты романтизма предугадывали в своем творчестве еще портретисты ХVIII века. Но особого расцвета этот жанр достиг в творчестве О.А. Кипренского. Самые знаменитые его работы — портреты:

  • А. К. Швальбе;
  • супругов Ростопчиных;
  • портрет мальчика А.А.;
  • супругов Хвостовых;
  • Е. С. Авдулиной;
  • полковника Евграфа Давыдова;
  • А.С. Пушкина.

Художник для создания неповторимых индивидуально-характерных образов использовал следующие выразительные средства:

  • драматичный светотеневой строй,
  • пейзажный фон,
  • символические детали,
  • постоянно экспериментировал с цветовыми и светотеневыми контрастами и переходами.

В центре его внимания стоит прежде всего личность человека, его эмоции, а уже вслед за этим и подчеркивается нравственный идеал времени. В жанре романтического портрета работали также К. Брюллов, Н. Ге и А. Иванов.

Русская графика 19 века

Помимо портретного жанра широко представлена в творчестве Кипренского и графика. Он был замечательным рисовальщиком. Его графическая манера легка и эмоциональна. Образцы ее – это прежде всего бытовые картины:

Пейзажный жанр в 19 веке

Пейзаж стал для русской живописи XIX века тем, чем был портрет в XVIII жанром, который обогатил как русскую, так и всю мировую культуру замечательными образцами изобразительного искусства. Как Пушкин в литературе, так и мастера-пейзажисты воспевали красоту родной земли, выражая в картинах природы свои чувства и переживания.

В русской пейзажной живописи 19 века выделились три направления:

Берег моря ночью, худ. И.Айвазовский

Берег моря ночью, худ. И.Айвазовский

Романтические пейзажи писали: А. Венецианов, С. Щедрин, А.Крылов, А. Иванов.

В этом же направлении писал свои морские пейзажи И. Айвазовский, творчество которого выделяют в отдельное течение – маринизм.

Cо второй половины ХIХ века пейзажи в русской живописи становятся реалистичными. Художники старались изобразить окружающую русского человека природу такой, какой она была на самом деле, без излишнего лиризма и искажений, свойственных романтизму.

Представителями этого жанра стали:

А. Саврасов, И. Шишкин, М. Клодт, Ф. Васильев, И.Левитан, А. Куинджи, И. Остроухов, А.Киселев, С. Светославский и другие.

Талантов неподражаемых и оригинальных среди пейзажистов было так много, что время расцвета их творчества по праву названо золотым веком в русской живописи.

Натюрморт

К концу XIX века как отдельный жанр выделяется натюрморт. До этого его использует в составлении своих живописных композиций А. Венецианов. Непосредственно в этом жанре работал И. Хруцкий, который воплощал любовь к природе в изображениях фруктов, цветов, овощей.

Особо выделяются натюрморты конца столетия:

натюрморт 19 века

Живопись ХIХ века в России стала воплощением русского гения. Используя вышеупомянутые жанры, работая в разных стилевых направлениях, русские мастера сделали свои произведения ярчайшим выражением передовых взглядов своего времени. Изобразительное искусство этого периода нашей страны отразило самые наболевшие социальные проблемы русского общества и наряду с литературой подготовила благодатную почву для перемен.

Не стоит отрицать того, что русская живопись долгое время не была самостоятельным явлением, а базировалась на идеях, а иногда и мастерстве, европейских художников. Но для отечественного менталитета характерна одна интересная черта: взять чужое, переосмыслить и сделать чужим. То же самое произошло с живописью, что привело к возникновению Золотого века русской живописи, который пришелся на 19 век. В этот период картины российских художников стали в один ряд с лучшими работами европейских мастеров, и получили признание во всем мире. Главным учебным заведением этого периода была Петербуржская академия художеств, что привело к главенству академической школы в российской живописи, особенно в первой половине 19 века. Для классицизма главным жанром был портрет. Это, главным образом, парадные портреты В. Боровиковского и И. Аргунова, их дело было продолжено С. Щукиным и В. Серовым.
В 1840-х годах на смену классицизму приходит романтизм, и тогда на первый план выходят портреты О. Кипренского. Его перу принадлежат портреты А.С. Пушкина, полковника Евграфа Давыдова, Е. С. Авдулиной и многие другие. Искания в жанре романтического портрета были продолжены К. Брюлловым, Н. Ге и А. Ивановым.

Во второй половине 19 столетия важную роль в российском искусстве стало играть Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), которое во многих вопросах выступало в противовес Петербуржской академии, а значит и классицизму. Именно в этот момент главным живописным жанром становится натюрморт. Искусствоведы выделяют три главных направления в отечественном пейзаже: романтический или итальянский пейзаж, городской пейзаж и русский реалистический пейзаж. Главными мастерами романтического пейзажа считаются А. Крылов, А. Венецианов, А. Иванов, а также И. Айвазовский, но его творчество принято относить к отдельному жанру – маринизму. Но самым важным явлением Золотого века русской живописи стал реалистический пейзаж. Простая идея – изображать окружающую нас природу так, как она есть, без прикрас, стал настоящим прорывом в живописи. Мастеров пейзажной живописи так много, что даже отметив самых ярких, наберется не менее 10 имен: И. Шишкин, А. Куинджи, И. Левитан, П. Клодт, А. Саврасов, Ф. Васильев, И. Остроухов, С. Светославский, А. Киселев, В. Поленов.


Какой период русской культуры называют “Золотым веком”? Ответом на этот вопрос служат небывалые вершины в архитектуре, музыке, живописи, театре, достигнутые Россией в XIX веке. Наиболее крупный вклад в мировую культуру в этот век внесла русская литература.


Архитектура “Золотого века русской культуры”

После победы в Отечественной войне 1812 г. ведущим в России становится стиль, названный русским ампиром.

Ампир (от франц. – “империя”) – стиль позднего классицизма, для которого характерна предельная монументальность и использование военной эмблематики.

Самые известные архитектурные сооружения Золотого века русской культуры XIX века:

В 30-50-е гг. XIX века на смену классицизму приходит “историзм” или “эклектика”.

которые читают вместе с этой






Эклектика – направление в архитектуре, использующее сочетание различных исторических архитектурных стилей.

В России эклектика ярче всего представлена русско-византийским архитектурных стилем:

  • Храм Христа Спасителя;
  • Большой кремлевский дворец;
  • Здания железнодорожных вокзалов в Москве и Петербурге.

Музыка “Золотого века русской культуры”

Становление русской классической музыки и национальной музыкальной школы связано с именем М. И. Глинки. Он стал автором первых русских опер: “Жизнь за царя” и “Руслан и Людмила”.

В XIX веке русская музыка прославилась и другими великими композиторами:

  • Н. А. Римский-Корсаков;
  • П. И. Чайковский;
  • М. П. Мусоргский.

Живопись “Золотого века русской культуры”

В начале XIX века изобразительное искусство в России было представлено двумя основными направлениями: классицизм и романтизм.

На классических полотнах использовались библейские и мифологические сюжеты:

  • “Медный змий” Ф. А. Бруни;
  • “Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора” А. А. Иванова.

Романтизм представлен работами О. А. Кипренского и С. Ф. Щедрина.

Сплав классицизма и романтизма представляет собой творчество знаменитого русского художника – К. П. Брюллова.

На картине “Последний день Помпеи” изображен и сам К. П. Брюллов (с ящиком красок).

Последний день Помпеи. К. П. Брюллов

Рис. 2. Последний день Помпеи. К. П. Брюллов.

Во второй половине XIX века ведущим направление в живописи становится реализм.
Самые известные работы этого периода:

  • “Охотники на привале” В. Г. Петрова;
  • “Бурлаки на Волге” И. Е. Репина;
  • “Боярыня Морозова” В. И. Сурикова.

Театр в эпоху Золотого века

В 1824 г. была образована труппа Малого театра в Москве. В 1832 г. начал действовать Александринский театр в Петербурге.

Романтизм и сентиментализм постепенно уступают ведущую роль реализму. Основоположником реализма на русской театральной сцене является знаменитый актер – М. С. Щепкин.

Театр являлся одним из самых доступных видов искусства и пользовался большой популярностью в русском обществе. Реалистические традиции в актерском искусстве развивали следующие выдающиеся актеры:

  • М. П. и О. О. Садовские;
  • Г. Н. Федотова;
  • М. Н. Ермолова.

Литература “Золотого века русской культуры”

В XIX веке появилась и поднялась на недосягаемую высоту классическая русская литература. Сентиментализм (Н. М. Карамзин) и романтизм (В. А. Жуковский) в 30-е гг. сменяется реализмом. У истоков русского реализма стоят А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь.

Портрет А. С. Пушкина, худ. О. А. Кипренский

Рис. 3. Портрет А. С. Пушкина, худ. О. А. Кипренский.

Парадоксальным образом начало “Золотого века” в литературе приходится на годы реакции и жестокой цензуры Николая I.

Вторая половина XIX века – расцвет русской литературы с ее горячей проповедью христианской нравственности, справедливости и правды. Кратко о Золотом веке русской культуры XIX века в литературе говорят знаменитые имена русских писателей:

  • Л. Н. Толстой;
  • Ф. М. Достоевский:
  • А. П. Чехов;
  • И. С. Тургенев.

Что мы узнали?

XIX век стал Золотым веком русской культуры, были созданы настоящие шедевры в живописи, скульптуре, архитектуре и музыке. Русские поэты и писатели, архитекторы, композиторы и художники внесли огромный вклад в развитие мировой культуры. Важная особенность русской культуры Золотого века – тревога за судьбы родины и всего человечества.

В течение Золотого века ( который на самом деле длился менее девяноста лет) в Нидерландах творили более тысячи художников. Они создали бесчисленные шедевры — закалённые трудом голландцы буквально обожали живопись. Большинству из нас знакомы имена таких колоссов , как Рембрандт ван Рейн и Ян Вермеер, однако это движение в искусстве — гораздо больше , чем они. Откройте для себя десятку самых значимых из старых голландских мастеров.

10 самых значимых художников Золотого века голландской живописи

Рембрандт ван Рейн (1606-1669)

Рембрандт — возможно , величайший и самый известный портретист всех времён — был мастером наблюдательности , светотени и , что , пожалуй , наиболее важно , предельной честности. Это видно из самых известных его работ — автопортретов. Историки и искусствоведы расходятся во мнениях о том , сколько из них нам известны. Но независимо от точного количества , эта ошеломляющая коллекция состоит из примерно 45 картин , 30 офортов и семи рисунков. Они без какого-либо тщеславия отображают разрушительное действие времени на лице художника и наводят грусть , если просматривать их подряд. Библейские сцены и офорты Рембрандта также великолепны , но именно эти портреты — его наследие.

Рембрандт Харменс ван Рейн. Автопортрет

Рембрандт Харменс ван Рейн. Автопортрет в латном нашейнике

Рембрандт Харменс ван Рейн. Блудный сын в таверне (Автопортрет с Саскией на коленях)

Рембрандт Харменс ван Рейн. Автопортрет в возрасте 34 лет

Рембрандт Харменс ван Рейн. Автопортрет в возрасте 51 года

Рембрандт Харменс ван Рейн. Автопортрет с двумя кругами

Рембрандт Харменс ван Рейн. Автопортрет в образе смеющегося Зевксиса

Ян Вермеер (1632-1675)

Ян Вермеер. Девушка с жемчужной серёжкой

Ян Вермеер. Женщина, держащая весы

Ян Вермеер. Молочница

Ян Вермеер. Астроном

Ян Вермеер. Стакан вина

Ян Вермеер. Мастерская художника (Аллегория живописи)

Ян Вермеер. У сводни

Франс Хальс (1580-1666)

Франс Хальс. Смеющийся кавалер

Франс Хальс. Молодой мужчина и женщина в гостинице (Юнкер Рамп и его возлюбленная)

Франс Хальс. Портрет Виллема Хейтхессена

Франс Хальс. Смеющийся мальчик

Франс Хальс. Групповой портрет офицеров стрелковой роты св. Георгия

Франс Хальс. Групповой портрет регентш приюта для престарелых в Гарлеме

Франс Хальс. Малле Баббе

Франс Хальс. Мальчик с лютней

Ян Стен (1626-1679)

Ян Стен. Распутное семейство

Ян Стен. Дети завтракают

Ян Стен. Расстроенное хозяйство (Кавардак)

Ян Стен. Танцующая пара

Якоб ван Рёйсдал — самый важный ландшафтный живописец Нидерландов XVII века. Он дал пейзажному искусству новое измерение , изображая природу как метафору тёмных аспектов человеческой психологии. Если до него голландские художники использовали деревья лишь как декоративные элементы , то Рёйсдал сделал их героями своих картин и добавил почти человеческие личностные качества. Леса были его любимой темой , хотя он писал ландшафты практически всех типов — пляжи , морские , заснеженные и городские виды. Творчество Рёйсдала на протяжении веков оказывало огромное влияние на пейзажистов ( таких как Томас Гейнсборо и Густав Курбе) и проложило путь популярному романтическому стилю XVIII века.

Якоб Исаакс ван Рейсдал. Еврейское кладбище

Якоб Исаакс ван Рейсдал. Мельница в Вейк-Бей-Дуурстеде

Якоб Исаакс ван Рейсдал. Пшеничные поля

Якоб Исаакс ван Рейсдал. Вид на Эгмонд-ан-Зее

Якоб Исаакс ван Рейсдал. Лесистый пейзаж с рекой, пастухом и овцами

Хендрик Янс Тербрюгген. Мальчик с трубкой

Хендрик Янс Тербрюгген. Лютнист

Хендрик Янс Тербрюгген. Флейтист

Хендрик Янс Тербрюгген. Призвание Матфея

Хендрик Янс Тербрюгген. Концерт

Питер Клас (1597-1661)

Читайте также: