Женские образы в прозе куприна доклад

Обновлено: 30.06.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

А.И. Куприн – мастер символического образа. Писатель создает в своих произведениях цветовые и звуковые образы, которые несут особое эмоциональное значение. При их использовании внутренний мир персонажей раскрывается глубже, помогает более широко осмыслить идейную глубину произведения в целом.

Портрет Г.С. Желткова богат цветовой гаммой, но красный цвет используется в его образе только один раз: Я кр a снею [2, 239]…

Не менее устойчивая ассоциация с любовью передается в повести зеленым цветом : Это весьма редкий сорт гр a н a т a — зеленый гр a н a т [2, 238].

Василий Львович показывает гостям портрет, удачно исполненный цветными карандашами [4, 242]. Яркие цвета не присущи Желткову.

В облике героя чувствуется незащищенность, видно, что его терзают сомнения: …пальцы Желтков a забегали по борту коричневого короткого пидж a чк a [2, 253]. В портрете героя писатель указывает на коричневый пиджачок не как на знак обыкновенности, совершенной невыразительности, а наоборот, скромности и сдержанности наряда.

В образе героя следует отметить блеклые цвета, характеризующие глубину души и человеческого порыва героя. Они сопутствует изображению любви, привязанности, симпатии, при этом обрекают героя непонимание окружающих и гибель.

Бледные цвета автор использует для того, чтобы передать цвет лица. У чиновника казенной палаты – это постоянное явление, а не реакция на какое-либо явление: … очень бледный,…губы у него были белые и не двиг a лись, как у мертвого [2, 255].

Даже такой цвет, как рыжий, не использован автором в полном колористическом объеме. Этот цвет он осветляет, превращая его из яркого в тусклый: …светлые рыжев a тые усы [2, 253 – 254]…

Природа в желтых оттенках, словно предчувствуя что-то нехорошее, сопровождает княгиню: … на их колючей желтой щетине з a блестел a слюдяным блеском осенняя п a утина. … Деревья роняли желтые листья [2, 226 – 227].

В повести писатель использует большое количество названий цветов: отцветающие м a хровые гвоздики, левкой, розовые кусты…. З a то пышно цвели своей холодной, высокомерной кр a сотою георгины, пионы и a стры [2, 227]. Цветы символизируют увядание души княгини, проводящую свою жизнь обыденно и однообразно. Например, гвоздика является символом жгучих чувств [1, 11], которые когда-то княгиня испытывала к своему мужу. Неземная любовь Желткова, помогает Вере очнуться от душевного равнодушия, посмотреть на мир по-другому. Об этом свидетельствует большая красная роза, оставленная княгиней покойному чиновнику: …и сейч a с же вынул a большую кр a сную розу [2, 259]… Это единственный подарок княгини безнадежно влюбленному Желткову. Красный цвет розы – цвет беды и любви, угасшей и вспыхнувшей вновь в сердце героини .

Обстановка, в которой живут эти герои, также дана в темных тонах: …в темных сенях [2, 177]…

Благодаря темным цветам, автор старается отразить грубые нравы и необразованность крестьян. Писатель попадает в атмосферу нищеты, бездуховности, непонимания, поэтому все окружающее он описывает в тусклых и мрачных тонах.

Полной противоположностью полесских крестьян является Олеся. Весь ее образ создан из противоречивых колоритных зарисовок, где в каждой портретной детали автор отмечает особенности характера героини: …высокая брюнетка. ;…бел a я руб a х a свободно; …в этих больших, блестящих, темных гл a з a х…; в смугло-розовом тоне кожи [2, 182]….

Следующее свидание героев происходит при многоцветной весенней палитре, отражающей гармонию в природе. Любовь главных героев повести развивается на фоне природы, которая обладает звуками, изменяющими свою тональность в зависимости от происходящих событий: … бурливые, коричневые, сверк a ющие ручейки…; в огромных луж a х воды отр a зилось голубое небо с белыми обл a к a ми [2, 184]. …бурыми прошлогодними листьями. .. м e ртвую ж e лтизну, лиловые головки [2, 190]…. С дальнейшим развитием отношений природа оживляется еще сильнее: …громч e ст a н o в u лся з a д o рный кр u к в o р o бь e в…; сильнее благоухали клейкие коричневые почки тополя [2, 198]. В самом финале звуки нарастают, обретают зловещее выражение: o т р a ск a т o в гр o м a др o ж a ли и зв e н e л u ст e кл a [2, 224]…

Куприн использует прием звукописи для того, чтобы читатель смог не только увидеть, но и услышать песню радостного чувства, которое переполняло героев, и вместе с ними пережить их горе.

Радость жизни, быстрые и легкие движения Олеси передаются яркими и насыщенными оттенками: Но O л e ся уже н a к u нул a н a г o л o в y кр a сный к a шем u ровый плат o к [2, 189]…

При изображении юной ведьмы, Куприн использует прием контрастности: Кр a сн a я юбк a , выд e ляясь ярк u м пятн o м н a o сл e п u т e льн o e л o м, р o вн o м ф o н e сн e г a [2, 184] . Два огромных синих пятна резко выделялись на белой нежной коже [2, 220].

На лице девушки нельзя не заметить волнение, описанное с помощью красного оттенка: … покраснела вдруг она. … и еще больше краснея [2, 188]; … вспыхнула густым румянцем [2, 181].

В данном случае красный цвет выражает символическое значение сильной и жгучей любви, страстного любовного чувства. Отсылки к красному цвету наблюдаются во время заговаривания крови девушкой. Здесь цвет крови символизирует агрессию, беду: Кровь тотчас же выступила [2, 190]…

В финале повести мы вновь видим темные тона, которые предупреждают о приближающейся беде. Мы видим борьбу темного со светлым: Полнеба закрыла черная туча , но солнце еще светило, , и в этом смешении света и надвигающейся тьмы было что-то зловещее [2, 223].

Повесть завершается интересной цветовой гаммой: Это была нитка дешевых красных бус, известных в Полесье под названием «кораллов [2, 225]… Красные бусы всегда будут напоминать герою о страстной и великодушной любви Олеси, а также о боли и разлуке.

Геральдика указывает, что цветы, выбранные автором для описания царя, имеют следующее значение: красный цвет олицетворяет силу, храбрость; пурпурный – достоинство, власть; золотой – богатство; серебряный – мудрость; черный – постоянство, покой; белый – чистоту, невинность: Руки царя были нежны, белы… …носил Соломон гемму из кроваво-красного астерикса, извергавшего из себя шесть лучей жемчужного цвета [2, 265]. …с серебряными столпами, с золотыми локотниками в виде лежащих львов, с шатром из пурпуровой тирской ткани [2, 264]…

Особого внимания заслуживает портрет царя: Бледно лицо, губы — алая лента; волосы черны иссиня, блестела седина, подобно серебряным нитям горных ручьев…; седина сверкала и в его черной бороде… Глаза темны, как самый темный агат, как небо в безлунную летнюю ночь, а ресницы походили на черные лучи вокруг черных звезд [2, 264 – 265].

Оригинальной цветовой гаммой обладает портрет девушки. При описании ее образа часто используется не только красный цвет, но и его оттенки, например, алый, рыжий. Рыжий – цвет огня и солнца, он, согласно Обухову, ассоциируется с кровью [4]. Алый цвет обозначает кровь, силу , власть, любовь вплоть до жертвенности : … темно-рыжие волосы, в которые она воткнула два цветка алого мака , и пламенеют , как золотой пурпур. Самодельное ожерелье из каких-то красных сухих ягод [2, 269]… Губы твои алы… … от света зари и от пыли кажется таким же красным и таким же волнистым, как твои кудри [2, 270] .

Также для создания образа используется прием метафоричности: Щеки твои — точно половинки граната под кудрями твоими. Глаза твои глубоки, как два озера Есевонских у ворот Батраббима [2, 270].

Трагично заканчивается любовь героев. Смерть девушки сопровождается алым цветом: … он стоял на , не замечая, что его колени купаются в ее крови и что руки его обагрены алою кровью [2, 299].

Зеленый цвет, используемый в зарисовках пейзажей и в высказываниях героев, символизирует свободу, радость, ликование, надежду, здоровье: серебряно-зеленые листы олив [2, 268]. Темно-зеленые малахитовые ступени [2, 281].

Такие цвета, как голубой и розовый цвета вызывают ассоциации с прекрасной, сильной и возвышенной любовью героев: …тело Суламифи казалось пенно-розовым, и любовная усталость окружала голубыми тенями ее прекрасные глаза [2, 289]…

Цветы, которые упоминаются в повести, также имеют символическое значение. Нарцисс – символ весны и юношеской смерти [1, 222]. Лилия – символ чистоты и невинности [1, 78]. Виноград – символ плодородия.

Авторская гамма красок и звуков уникальна и разнообразна. Цветовые и звуковые решения составляют неповторимость пейзажа, раскрывают характеры и образы героев, предоставляют читателям право проникнуть в авторский мир настолько, чтобы суметь постичь его глазами художника. Таким образом, читатель воспринимает символический мир произведений, созданный воображением писателя, именно так, как и хотел этого автор.

Список использованной литературы:

Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. – М.: Типография А.А. Карцева, 1913. – 272 с.;

Куприн А.И. Избранное. – Алма-Ата: Мектеп, 1984. – 368 с.;

Фарино Е. Введение в литературоведение: Учебное пособие. – Спб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. – 639 с.;

Ооржак Айдысмаа Борисовна

Извечная незащищенность истинного возвышенного чувства перед миром, все ценности купринского мира любви тает в себе высокие страдания, и трагические, бескомпромиссный исход служит верной мерой глубины и силы любви, так редко встречающийся и оказывающийся сильнее смерти.

В ходе исследовательской работы мы ознакомились с научными трудами, посвященными биографии к творческому наследию А. И. Куприна, таких авторов, как В. Н. Афанасьев, А. А. Волков, А. А. Качаева, Ф. И. Кулешов, О. Н. Михайлов, Л. А. Смирнова и другие.

В качестве дополнительного материала использованы учебники по истории и теории русской литературы, таких авторов, как Л. И. Левина, А. Г. Соколов, М. Б. Харпченко, Л. И. Тимофеев, В. Е. Хализев, а также статьи. Размещенные в Интернет сайте.

Новизна исследования. В попытке выявить и обосновать присущее только героиням купринского произведения о любви внешние и внутренние качества как характерные для реалистических и романтических женских образов, покоряющих трогательной чистотой своего чувства .

Объект исследования. Женские образы А. И. Куприна о любви.

В соответствии с поставленной целью предстоит решить следующие задачи:

-проанализировать основные художественные приемы, позволяющие автору наиболее точно показать душевные переживания героев, в которых и раскрываются индивидуальные особенности их личности, их мировоззрения;

-показать действенную, созидательную силу любви как чувства, абсолютизированного в одной душе и ставшего символом для возрождения или перерождения другой.

Методы исследования: описательный, сравнительно-сопоставленный, филологический.

Практическая значимость: работа может быть использовано на практических занятиях и на семинарах по творчеству Куприна, на факультативных занятиях в школе.

Структура работы: работа состоит из введения одной главы, заключения и списка литературы.

Предварительный просмотр:

Уже ранее творчестве А. И. Куприна в основном своем русле продолжает традиции критического реализма: Куприн изображает своих героев в типических обстоятельствах, обличая социальный уклад, подавляющий в человеке искренние чувства, противоречащий естественному праву человека на счастье.

Беспредельные человеческие возможности и неспособность человека их реализовать – вот что более всего волновало писателя. В купринской прозе много рассказов и любви – писателя. В купринской прозе много рассказов о любви – писатель создал очень разных любовных историй, изображая интимные переживания как естественное, раскованное проявление духовной сущности человека. Разгадка неожиданных психологических смещений всегда влекла Куприна. В центре его произведений не просто события или герои, а взрывная коллизия, открывающая подспудные душевные движения.

Избрав в одной из основных тем своего творчества тему любви, А. И. Куприна создал целую галерею живых образов. Обнаружив большую способность к художественному перевоплощению вхождению в образ, что позволяло ему создавать удивительно живые характеры, с большой правдивостью передавать сложный ход мыслей и переживаний своих героев. Силы Куприна художника и психолога обнаружились в раскрытии психолога женских образов. Героини его рассказов чаще всего поставлено в такие жизненные ситуации, в которых и появляются их мужество, благородство, чистота духа и самоотверженность.

Тема любви стала для писателя как бы прибежищем от всего низменного, циничного, меркантильного. Произведение, посвященное любви, не только, не увлекательны по сюжету, но и драматически насыщены, обладают психологический правдой.

Возвышенное и героическое в женском образе неотделимо от идеи достоинство и величия человека, проявляющихся в его страдании.

Извечная незащищенность истинного возвышенного чувства перед миром, все ценности купринского мира любви тает в себе высокие страдания, и трагические, бескомпромиссный исход служит верной мерой глубины и силы любви, так редко встречающийся и оказывающийся сильнее смерти.

В ходе исследовательской работы мы ознакомились с научными трудами, посвященными биографии к творческому наследию А. И. Куприна, таких авторов, как В. Н. Афанасьев, А. А. Волков, А. А. Качаева, Ф. И. Кулешов, О. Н. Михайлов, Л. А. Смирнова и другие.

В качестве дополнительного материала использованы учебники по истории и теории русской литературы, таких авторов, как Л. И. Левина, А. Г. Соколов, М. Б. Харпченко, Л. И. Тимофеев, В. Е. Хализев, а также статьи. Размещенные в Интернет сайте.

Новизна исследования. В попытке выявить и обосновать присущее только героиням купринского произведения о любви внешние и внутренние качества как характерные для реалистических и романтических женских образов, покоряющих трогательной чистотой своего чувства .

Объект исследования. Женские образы А. И. Куприна о любви.

В соответствии с поставленной целью предстоит решить следующие задачи:

-проанализировать основные художественные приемы, позволяющие автору наиболее точно показать душевные переживания героев, в которых и раскрываются индивидуальные особенности их личности, их мировоззрения;

-показать действенную, созидательную силу любви как чувства, абсолютизированного в одной душе и ставшего символом для возрождения или перерождения другой.

Методы исследования: описательный, сравнительно-сопоставленный, филологический.

Практическая значимость: работа может быть использовано на практических занятиях и на семинарах по творчеству Куприна, на факультативных занятиях в школе.

Структура работы: работа состоит из введения одной главы, заключения и списка литературы.

Портретные характеристики и психология женских образов в

В основе творческих исканий А. И. Куприна лежит бесконечное постижение сущности человеческой личности, особенно личности яркой, незаурядной, способной на искренние душевные порывы.

Человеческие способности и скрытые возможности Куприн считал беспредельными и стремился доказать то своими произведениями.

Куприна называют писателем психологом, знатоком души человеческой, умеющим остро ощущать целую гамму чувств, переживаемую его героями.

Подобного мастерства писатель достиг, благодаря неиссякаемому стремлению постичь жизнь во всей её противоречивости и сложности, выявит все мельчайшие подробности эволюции человека сообразно окружающему его миру, который так далек от совершенства.

Внутренний облик человека в творчестве Куприна всегда соотнесен с объективным содержанием целостной жизни. А жизненный опыт самого писателя был чрезвычайно богат и разнообразен. Все его произведения – это собственные художественно обобщенные впечатления. Купринская проза отразила непреходящую потребность писателя видеть в мире красоту и совершенство, а в человеке, помимо этих двух так привлекавших писателя качеств, - силу духа и благородства, возвышенность чувств.

И носителями всех этих человеческих качеств, стол привлекавших внимание писателя, является женские образы, поражающие своей реалистичностью и выразительностью и выписанные с необыкновенным мастерством.

Среди многочисленных женских образов, созданных А. И. Куприным, много ярких, сильных, незаурядных личностей, способных любить самоотверженно, отважно и бескорыстно, находя счастье у неё в самой возможности любить.

Самоотверженно, отважно и бескорыстно, находя счастье у неё в самой возможности любить.

Кто бы ни были эти женщины, чьи образы нашли свое воплощение в купринской прозе, они – правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах.

1.1. Портретные детали в романтической

Куприн высоко ценил прекрасное в жизни и приклонялся перед красотой, будь то красота природы, красота человеческого духа или тела. Писателя утонченные души, их глубокое понимание в жизни и печалило сознание, что так часто одухотворенное и прекрасное остается невостребованным.

Образ Олеси – один из самых романтических в богатой галерее женских образов произведений Куприна. Природа щедро наградила девушку красотой и гордой силой.

Автор дает подробный, развернутый портрет героини с тем, чтобы показать животворную силу природы.

Представленный ранее портрет бабушки Олеси – приновской ведьмы Мануйлихи являет собою разительный контраст внешнему облику девушки.

Старуха прожила трудную жизнь, много натерпелась от людской злобы и теперь пуще всего боится, как бы не знающая людей Олеся по своей доверчивости не стала жертвой людской ненависти.

Необычайное волнение старухи, заслышавшей голос приближавшейся Олеси, выразившееся в её движениях и речи мастерски передано автором и как бы подготавливает читателя к трагическому исходу лесной сказки.

Ну, иди, иди теперь, соколик, - тревожно засуетилась старуха, отстраняя меня от стола. – Нечего тебе по чужим хатам околачиваться. Иди, куда шел…

Страх перед людьми и неприязнь к ним испытывает и Олеся, встретившая Ивана Тимофеевича явным недовольством, которое прослеживается и в её поведении, и в речи:

- Это у тебя все ручные птицы? – спросил я…

И далее она торопливо объясняет дорогу до Ириновского шляха, не скрывая своего желания поскорее расстаться с барином.

Первое впечатление, вынесенное Иваном Тимофеевичем от встречи с таинственной поллесской колдуньей – восхищение внешней красотой девушки, её независимым поведением, свободной суждений, граничащее с изумлением, откуда в этой полудикой, не получившей никакого образование.

На протяжении всего повествования писатель дополняет внешнюю характеристику героини все новыми деталями, штрихами, создавая поэтический образ подлинно прекрасного человека, сохраняющего истинно человеческие качества в любых, даже самых драматических обстоятельствах жизни.

Описывая внешность Олеси, её жесты, мимику, манеру говорить, писатель использует яркие эпитеты, сравнения, позволяющие создать колоритный, живой и в то же время романтической образ.

Первоначально перед нами предстает задорно смеющаяся, сильная, стройная девушка.

Куприн, чтобы подчеркнуть, выделить прекрасное, использует контрасты.

На протяжении всего повествования писатель будет дополнять описание внешнего облика Олеси все новыми деталями, штрихами, создавая поэтический образ подлинно прекрасного человека, сохраняющего истинно человеческие качества в любых, даже самых драматических обстоятельствах эхины.

Звонкий и свежий голос Олеси, её лукавая улыбка или громкий смех, её стремительные ловкие и грациозные движения, милое, с очаровательными чертами, лицо, на котором, как в зеркале, отражаются все оттенки настроений и переживаний девушки, врожденный такт и благородная

Умеренность в выражении чувств – вот основные составляющие внешнего облика героини повести и наивной и светлой любви.

Радостные светлые тона, краски и интонации преобладают в описании внешности Олеси, какою она предстает в момент нашего знакомства с нею и по море развития сюжета.

В светлый мир Олеси врываются звериная дикость и подлость, и гаснут яркие, теплые, светлые краски, на мгновение уродливое, страшное празднует торжество. Радость уступает место страху, тоске, ощущению беспомощности. Тема недостижимого счастья, постоянно звучащая в творчестве Куприна, в повести Олеся обретает особую актуальность.

Действующие лица в повести скованы законами определенной социальной среды, которые воспринимаются ими как необходимые и требующие исполнения.

Одна Олеся, выросшая вдали от фальшивых общественных устоев, сохраняет в чистом виде изначально присущие человеку способности. Её

образ – идеал человека, в котором соединились красота внешняя и красота внутренняя, проявляющая в редкой и очень ценимой писателем способности любить искренно, бескорыстно и жертвенно.

В первозданном и целомудренном царстве природы Олеся предстает перед нами как драгоценность в великолепной оправе.

Первая же попытка её приблизиться к внешнему, заведомо враждебному миру оборачивается трагедией.

Совсем другой предстает перед нами Олеся в последнем свидании с Иваном Тимофеевичем:

Нарастают ощущения тоски и тревоги, расставания с удивительно светлой и радостной атмосферой чистых и возвышенных чувств, которых коснулись и грозят разрушить невежество, грубость и зло.

1.2. Художественные приемы изображения

Прекрасная, как сама природа полесья, Олеся предстает перед нами, словно выйдя из сказки. Но и само происхождение девушки, и процесс формирования ее характера писатель окутывает тайной. Мы ничего не узнаем о ее родителях, о том, где она жила со своей бабкой до того, как они поселились в Полесье. Сам писатель, подчеркивая, что воспитывала Олесю темная, не грамотная старуха, убеждает читателя - девушка получилась такой замечательной именно потому, что выросла в лесу, не зная разлагающего влияния цивилизации.

Большую силу художественной выразительности обретает едва обозначенные в начале повести портретные черты девушки, передавая малейшие оттенки ее чувств и переживаний.

Куприн мастерски использует детали, чтобы наиболее полно показать психологию людей, их внутреннее состояние, отражающееся в мимике, жестах, словах и поступках.

Пейзажи в произведении тоже создаются с целью подчеркнуть то или иное состояние души героев, их настроение.

Все эти чувства совершенно незнакомы Олесе, звонко распевающей песни в заснеженной лесной глухомани, где деятельная жизнь не прекращается ни на минуту: «Жизнь вдали от цивилизации обеспечивается каждодневным нелегким трудом, а все свободное время Олеся ожидает прогулкам в лесу, заботе об его обитателях.

Эта лесная девушка наделена необычными качествами, какой-то особой силой интуиции, прозрения, теми обостренными чувствами, которые давно утратил житель городов.

С удивительной прозорливостью она раскроет герою его же собственный характер, разгадав в нем натуру слабую, легко поддающуюся влиянию, неуверенную в своих силах.

Девушка раскрывает не самые лучшие черты характера, обнажает слабости человека, которого готова полюбить. В конце гадания она предсказывает собственную судьбу:

Олеся твердо верит, что от судьбы не уйдешь, но предпринимает попытку преодолеть зарождающееся чувство.

Встревоженной такой переменой отношения к нему, герой приписывает это уязвленному самолюбию гордой девушки, вынужденной принять ею помощь. Но Олеся, предчувствуя, что любовь принесёт ей больше страдания, пытается заглушить в себе все более властно заявляющее о себе чувство:

В описаниях сцен любви писатель вновь показывает себя глубоким психологом и большим художником, с глубоким тактом рисуя переживания влюбленных:

И вновь Куприн обращается к приему контраста, сопоставляя внутренние переживания двух героев. Решив для себя, что она не в силах отказаться от своей любви, чистая и искренняя в душевных проявлениях Олеся отдается своему чувству радостно и всецело. Любовь её нетребовательна и великодушна.

Герой же, искренне и глубоко любит Олеся, но сомнение и беспокойство не покидают его в самые счастливые минуты. Мысли о женитьбе на Олесе неизменно переплетаются с мыслями о том, как посмотрит на это сообщество, с мнением которого он не может не считаться, как это выросшая среди природы, свободная от всяких условностей девушка будет чувствовать себя в модном платье в гостиной городского дома? Наконец, куда девать старуху, которая не вызывает никаких симпатий?

Любовь героя к Олесе искренна и глубока, у него достаточно ума и сердца, чтобы попытаться преодолеть свои сомнения, но все же, увлеченной своим чувством, он закрывает глаза на будущее, вполне сознавая при этом, что может причинить Олесе боль. Олеся другая. Её любовь – любовь жертвенная и великодушная, больше всего она боится причинить горе любимому.

Олеся с присущей ей проницательностью предвидит, что столь неравный брак не может осложнить жизнь герою, сделать его несчастным:

В этих словах – вся Олеся, с её врожденным умом, чистой душой, великодушным сердцем.

В своем стремлении сделать что-нибудь особенно приятное для любимого Олеся решилась пойти в церковь, несмотря на свой страх перед Богом и уверенность в своем таинственном и роковом призвании.

В любви, в счастливых и трагических её мгновениях проявляется характер героини, её чувства, мировосприятие.

Олеся, взлелеянная матерью – природой, выросшая вдали от фальшивых общественных устоев, сохраняет в чистом виде от рождения присущие человеку качества и способности. Её поведение психологически тонко мотивировано. Наделенная небывалой силой душа вносит гармонию в заведомо противоречивые отношения людей. И этот, столь редкий дар, выражается в любви девушки к Ивану Тимофеевичу. Силой своего чувства Олеся, к сожалению, ненадолго, но возвращает герою утраченную им естественность переживании:

Изображая внутреннее состояние героев, их переживания, Куприн часто использует параллели состоянием природы. Это и описательный и символический параллелизм.

Сказочный мотив, раз звучав, уже не исчезает.

Подчеркивая сказочную атмосферу, окружающую влюбленных, автор стремится выразить основную мысль: только в такой первозданной среде может вырасти человек столь целомудренный и чистый, как Олеся. Умеющий принимать дар любви, как бесценный, наслаждаться своим чувством, отдаваясь ему, без тени сомнения, без опасений и колебаний.

Нетребовательная в любви, Олеся стремилась ничем не обидеть, ничем не огорчить любимого человек. Она даже в самые трагические минуты своей жизни думала только о том, чтобы не причинить ему боль и страдание.

И действительно, даже в самые тяжелые моменты Олеся не пожалело о том, что не отказалась от своей, заведомо обреченной на несчастье, любви.

Олеся исчезла из жизни героя так же таинственно, как и появилась в ней. Ушла, не оставив в его душе обиды или разочарования. Последним подарком Олеси стала нитка коралловых бус – напоминание о нежной великодушной любви Олеси, о её чистом и чутком сердце.

Образ Олеси – один из самых поэтических образов в произведении Куприна на тему любви. В нем воплотилась мечта писателя о совершенном человеке, в котором прекрасны и душа, и тело. Автор явно романтизирует образ дочери лесов, но это нисколько не вредит его целостности и самобытности.

Красота героини, не только физическая, но и духовная, достигает небывалого расцвета и гармонии в условиях Полесья, вдали от тлетворного влияния цивилизации.

Олеся не только красива и обаятельна. Она обладает решительным и гордым нравом, соединенным с удивительной отзывчивостью, чуткостью, бескорыстием и чистотой души. Особенно отчетливо видны эти свойства характера на фоне душевной лености, нерешительности и не посредства характера Ивана Тимофеевича.

Противопоставление этих двух характеров позволяет писателю показать тончайшие оттенки чувств и мыслей героини, мотивы её поступков и поведения.

Природа в повести активно воздействует на мысли и чувства героев: зимний пейзаж, сказочная летняя ночь, жестокая гроза связаны с самыми значительными в развитии сюжета событиями, с самыми искренними счастливыми и драматическими переживаниями героев.

2.Куприн А. И. Повести и рассказы – М.: Олимп; Издательство АСТ, 1997-с 688 (Статьи:

Крутикова Л. В. Куприн А. И. ; Паустовский К. Г. Поток жизни. Заметки о прозе).

5.Петрова Т. А. Рождение урока. //Литература в школе. – 1998. - №3. – с. 135.

Вера Николаевна Шеина – княгиня, жена князя Василия Львовича
Шеина, возлюбленная Желткова.
Живя в, казалось бы, благополучном браке, прекрасная и чистая В. Н.
угасает, ведя однообразный, дремотный образ жизни.
Он основывается на привычных и удобных связях, занятиях, обязанностях.
Все эмоции героини давно притупились. Она "была строго проста, со всеми
холодна и немного свысока любезна, независима и царственно спокойна".
В жизни В. Н. нет настоящей любви. С мужем она связана глубоким
чувством дружбы, уважения, привычки. Впрочем, во всем окружении
княгини нет человека, награжденного этим чувством.
Царское спокойствие В. Н. разрушает Желтков.
Героиня испытывает пробуждение нового душевного настроя.
Внешне ничего особенного не происходит: съезжаются гости на
именины В. Н. , ее муж с иронией рассказывает о странном поклоннике
княгини, возникает и осуществляется план посещения Желткова.
Но все это время нарастает внутреннее напряжение героини.
Самый напряженный момент - прощание В. Н. с умершим Желтковым,
их единственное "свидание". "В эту секунду она поняла, что та любовь,
о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее".

Своеобразным контрастом образу главной героини является её
младшая сестра Анна Фриессе.
Автор показывает женщину, во внешне благополучной жизни в которой
не нашлось места любви.
Сестра княгини, Анна, замужем за человеком, которого терпеть не может.
Вера жалеет её,но не одобряет её поведения.
Анне Николаевне были по душе всякого рода светские развлечения.
Она обожала ездить на балы и приемы. Она никогда не стеснялась
своего тела, и надевала наряды, которые в некоторых кругах могли
посчитать неприличными. На балах и приемах Анна часто безобидно
флиртовала с мужчинами, при этом оставаясь верной своему мужу.
Ей очень нравились азартные игры. Анне Николаевне все казалось
интересным, и эта её любознательность проявлялась в общении с
людьми. Можно было бы назвать её болтушкой, но нельзя было
отрицать тот факт, что она всегда умела поддержать тему разговора,
какой бы она ни была.
Анна очень любила свою сестру. Несмотря на явные различия в их
поведении и отношение к окружающей действительности, сестры
всегда хорошо ладили и были всецело преданы друг другу.
Время, которое они проводили вместе,
на прогулке или за чашкой чая, всегда пролетало незаметно.


Глава 1. Краткое описание жизни и творчества писателя

Глава 2. Женские образы в произведениях А.И. Куприна

2.2 Гранатовый браслет

2.6 Ночная фиалка

2.9 Синяя звезда

Глава 3. Наследие А.И. Куприна и современный литературный процесс

Классика русской литературы не уходит в небытие: она продолжает воздействовать на становление духовного самосознания последующих поколений, участвуя в литературных баталиях наравне с живущими писателями. Об этом всякий раз вспоминается, когда речь заходит о мастере прозы, А.И. Куприне. Трудно себе представить состояние культуры в стране без книг русского классика. Хорошо, что Александр Иванович Куприн с нами, что не охладело к его творчеству общество, живущее в постсоветский период.

1. Александр Карасев. Завещание поручика Куприна // Новый мир. 2010. № 4.

3. Горланов Г. Е. Наследие А. И. Куприна и современный литературный процесс. // Личность и творчество А. И. Куприна в контексте русской культуры XXI вв. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Пенза, 5 сентября 2013 г. (PDF) 11-17 (2013).

4. Заманская В. В. Экзистенциальная традиция в русской литературе XX века. Диалоги на границах столетий: [учебн. пособ.] / В. В. Заманская. - М. : Флинта; Наука, 2002. - 304 с.

5. Колобаева Л. А. Концепция личности в русской литературе рубежа XIX-XX веков / Л. А. Колобаева. - М. : МГУ, 1990. - 333 с. 4. Куприн А. И. Психея / А. И. Куприн // Собр. соч. : в 9 т. - М. : Художественная литература, 1970. - Т. 1. - С. 119-135. 5. Лосев А. Ф. Диалектика мифа / А. Ф. Лосев. - М. : Академический проект, 2008. - 303 с. 6. Силантьев И. В. Поэтика мотива / И. В. Силантьев. - М. : Языки славянской культуры, 2004. - 295 с.

6. Кулунчаковы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПБ., 1890-1907.

7. Куприна К. А. Куприн - мой отец. Изд. 2-ое, исправленное и дополненное. - М.: Художественная литература. 1979. - С.5.

8.Рассказова Л. Последние страницы жизни А. И. Куприна: спорное и бесспорное

Читайте также: