Женщины в истории средневековой россии доклад

Обновлено: 03.05.2024

И вновь нам предстоит погрузиться в область легенд. История Средневековой Руси таит немало женских биографий, но не всегда легко отличить, где в них правда, а где предание. Особенность ситуации заключается в том, что если в Европе в Х в. языческие верования вошли в христианство и пропитали его, как подливка пропитывает кусок хлеба, то на Руси в ту же эпоху язычество представляло собой самостоятельную силу, и языческая символика была очень значима, особенно если дело касалось женщин.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Глава 4. Становление Средневековой Европы

Глава 4. Становление Средневековой Европы Основные понятия главы: • Средние века. • Феодальные отношения. • Феод. • Феодальная рента. • Аллод. • Бенефециарий. • Великое переселение народов. • Натуральное хозяйство. • Вассально-ленная система. • Священная Римская

ГЛАВА ПЯТАЯ Древнейшая история восточных славян. — Образование Русского государства на севере и на юге. — Утверждение христианства на Руси. Раздробление Руси на уделы. — Русские князья и половцы. — Суздаль и Новгород. — Появление Ливонского ордена. — Внутреннее состояние Руси до конца XII в

ГЛАВА ПЯТАЯ Древнейшая история восточных славян. — Образование Русского государства на севере и на юге. — Утверждение христианства на Руси. Раздробление Руси на уделы. — Русские князья и половцы. — Суздаль и Новгород. — Появление Ливонского ордена. — Внутреннее

ГЛАВА ПЯТАЯ История северо-восточной Руси с начала XIII до конца XIV в. Положение русских княжеств на северо-востоке и юго-западе Руси перед нашествием монголов. — Первое появление татар. — Нашествие Батыя. Покорение Руси монголами. — Общие бедствия. — Александр Невский. — Дмитрий Донской. — Деятель

ГЛАВА ПЯТАЯ История северо-восточной Руси с начала XIII до конца XIV в. Положение русских княжеств на северо-востоке и юго-западе Руси перед нашествием монголов. — Первое появление татар. — Нашествие Батыя. Покорение Руси монголами. — Общие бедствия. — Александр

Д. Феннел Кризис средневековой Руси 1200–1304 (М., 1980)

Д. Феннел Кризис средневековой Руси 1200–1304 (М., 1980) «…Каковы были непосредственные результаты татарского нашествия? Как это часто бывало в ранней русской истории, письменные источники содержат поразительно мало сведений, позволяющих сделать какое-либо обоснованное

Л. Е. Морозова Великие и неизвестные женщины Древней Руси Предисловие

Л. Е. Морозова Великие и неизвестные женщины Древней Руси Предисловие Тема данной книги теснейшим образом связана с вопросом о роли женщин в становлении и развитии русской государственности и культуры. Внимание исследователей она привлекла сравнительно недавно, хотя

Глава 21. Право средневековой Франции

Глава 21. Право средневековой Франции Источники права. В истории французского права нашли свое наиболее полное отражение типические черты средневекового права Западной Европы. В течение всей эпохи средневековья множественность и партикуляризм источников права,

Глава 22. Право средневековой Германии

Глава 22. Право средневековой Германии Источники и система. В период с V по XI в. архаическое "народное" право восточных франков имело племенной характер, и в его основе лежали такие принципы, как святость обычая, коллективная "совесть" и ответственность сородичей, кровная

Школа в средневековой Руси

8.1. Общая характеристика средневековой Руси

8.1. Общая характеристика средневековой Руси В истории Российского государства и культуры периоду с IX по XVII в. принадлежит особое место. Именно в средние века определились в основном границы государства, были заложены этнокультурные основы будущих наций и национальных

8.4. Система ценностей средневековой Руси. Духовная культура

8.4. Система ценностей средневековой Руси. Духовная культура Языческое мировоззрение земледельцев Восточной Европы сложилось задолго до возникновения славянской государственности. Как и другие языческие религии, религия славян основывалась на мистическом отношении к

Рассмотрение правового положения женщины в X-XV веках. Определение места древнерусских женщин в политической и культурной жизни общества. Приведение некоторых фактов из биографии Княгини Ольги и дочерей Ярослава Мудрого Елизаветы, Анастасии и Анны.

Рубрика История и исторические личности
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 24.01.2016
Размер файла 19,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Реферат на тему:

Женщины в истории средневековой России

1. Древнерусские женщины в политической и культурной жизни общества

2. Правовое положение женщины в X-XV вв.

1. Древнерусские женщины в политической и культурной жизни общества

женщина древнерусский ольга ярослав

Ольга (в крещении Елена) (около 890 -- 969), великая княгиня киевская.

Родом псковитянка, жена князя Игоря, мать князя Святослава.

После убийства мужа (945 г.) осталась в Киеве с маленьким сыном.

Подавив восстание древлян, Ольга княжила ещё 20 лет, показав себя мудрой правительницей. Она путешествовала по стране, строя дороги и перевозы между речными системами, устанавливая единый оброк и устав княжьего суда в определённых местах -- погостах.

Предмет особой гордости летописцев -- рассказ о поездке Ольги в Константинополь (955 или 957 г.), где она посрамила хитроумных византийцев, доказав, что ни в чём не ниже императора; обновила торговый договор и приняла христианство (по другой версии, княгиня крестилась ещё до поездки).

Обменялась Ольга посольствами и с германским императором Оттоном I. Повзрослевший Святослав не стал ей помощником в правлении, ибо беспрерывно воевал за границами Руси.

В 968 г. Ольгу с тремя внуками осадили в Киеве печенеги. Призвав на помощь воевавшего в Болгарии сына, она уже не отпускала его до самой своей смерти, наказав не совершать по себе языческой тризны.

Канонизирована Русской православной церковью как святая.

Дочери Ярослава Мудрого

Ярослав Владимирович или Ярослав Мудрый (родился 19 или 20 февраля 1054, Вышгород) -- сын крестителя Руси князя Владимира Святославича (из рода Рюриковичей) и полоцкой княжны Рогнеды Рогволодовны, являлся отцом, дедом и дядей многих правителей Европы.

Князь Ярослав был женат на дочери шведского короля Олафа Ингигерде (Ирине), от которой имел шестерых сыновей и трёх дочерей. Сыновей и дочерей князь воспитывал среди книг, и они выросли действительно образованными людьми.

Ярослав Мудрый был не только просветителем русских земель, он проводил активную внешнюю политику и сумел породниться с множеством правящих династий Европы, что свидетельствовало о широком международном признании Руси в европейском христианском мире.

Видную роль в политической жизни стран Европы сыграли Ярославны, будучи супругами иностранных королей.

Детство Елизаветы, Анастасии и Анны прошло в Киеве, при дворе отца, правление которого стало периодом всеобщего расцвета страны. Киев строился, расширялась его территория, возводились замечательные здания. Делом государственной важности стало переписывание и хранение книг, все больше появлялось школ и библиотек. Двор Ярослава привлекал поэтов, писателей и артистов; частыми гостями в Киеве были иностранные послы. Среди развлечений того времени - многочисленные праздники, охоты и пиры. Огромное внимание уделялось церкви - росло количество епархий, а пышные церковные службы собирали в храмах значительное количество людей.

Девочки жили с матерью на женской половине дворца до тех пор, пока их не выдавали замуж. Юные княжны росли в атмосфере уважения к родителям и почитания церковных догм. Они получили замечательное по тому времени образование - их учили грамоте, истории, иностранным языкам, рисованию, пению, а также арифметике. Девушки должны были знать придворный церемониал и правила этикета, разбираться в ведении домашнего хозяйства и даже уметь прясть, шить и вышивать. Знати полагалось также уметь ездить верхом и владеть оружием.

Все три дочери киевского князя - Елизавета, Анастасия и Анна - стали королевами европейских стран.

Княжна Елизавета Ярославна (Эллисив) покорила сердце норвежского принца Харальда, в юные годы служившего Ярославу, и сталакоролевой Норвегии, а во втором замужестве - королевой Дании.

Когда князь Ярослав дал согласие на брак своей дочери с Харольдом, Елизавета с мужем уехала на его родину, где он вскоре завоевал себе королевский престол. Норвежский король участвовал во многих походах викингов, поэтому в древних скандинавских сагах его прозвали Харольд Смелый и Харольд Грозный. Елизавета Ярославна оставалась норвежской королевой более двадцати лет -- с зимы 1043/44 г. до гибели своего мужа Харальда Сигурдарсона 25 сентября 1066 г. в битве при Стамфордбридже.

Елизавета овдовела, имея двух дочерей. Ингерда и Мария стали образованными людьми и сделали немало для поддержания добрых отношений Норвегии и Киевской Руси. Со временем Елизавета вышла замуж за датского короля Свена 11 - так у Киевского государстве появилась еще одна дружественная страна - Дания.

Анастасия Ярославна (Агмунда) (ок. 1030 - после 1074) в 1046 г. стала женой короля Венгрии Андрея I. После смерти мужа в 1061 г.она с тринадцатилетним сыном Шаламоном была вынуждена бежать в Германию, опасаясь преследований со стороны захватившего венгерский престол короля Белы I. Анастасия попросила своего родного брата, великого киевского князя Изяслава Ярославича, не оказывать поддержку политическим противникам ее сына-королевича.

В 1063 г. Шаламон вернул себе престол и стал венгерским королем. Последующие одиннадцать лет Анастасия Ярославна провела при дворе своего сына. С именем Анастасии Ярославны связывают основание двух православных монастырей в Венгрии - в Вышеграде и в Тормове.

Память о русской княжне Анастасии, известной в Венгрии под именем Агмунды, сохранилась в этой стране до сих пор. На озере Балатон существует королевская усыпальница, в которой, как полагают, были похоронены король Андрей I и его жена - русская княжна Анастасия Ярославна.

Существует также точка зрения, что у Ярослава Мудрого была ещё одна дочь по имени Агата, которая стала женой Эдуарда Изгнанника, наследника престола Англии. В Софийском соборе, в Киеве на одной из лучших фресок изображены четыре дочери Ярослава Мудрого.

Сыновьям своим князь тоже нашел хороших жен:

Изяслав был женат на Гертруде, сестре польского короля Казимира I; Святослав - на австрийской принцессе Оде, дочери графа Леопольда; Всеволод - на греческой царевне Ирине Мономах (плодом этого брака стал князь Владимир Мономах);

Вячеслав - на Оде, дочери графа Леопольда Штаденского из рода Бабенбергов, которые правили Австрией до Габсбургов;

Игорь - на германской принцессе Кунигунде, рафине Орламиндской.

Так Ярослав ухитрился породниться со всей Европой и весь Запад привязал к славянским землям самыми прочными узами - семейными. Такая его династическая политика способствовала процветанию княжества, позволяла основывать города, строить соборы и монастыри, обороняя восточные границы государства, поскольку западные границы были в безопасности.

Анна-Янка и Евпраксия-Адельгейда Всеволодовны

Княжна Анна родилась и воспиталась в благочестивой и образованной семье.

Великая княжна постриглась в 1086 г., в монастыре при церкви св. Андрея в Киеве, "построенной великим князем Всеволодом.

Приняв обитель в свое ведение, она употребила все меры к ее внешнему и внутреннему благоустройству.

Желая познакомиться с монастырскою жизнью на Востоке, она ездила в 1089 г. в тогдашнюю столицу православия -- Константинополь, откуда возвратилась в 1090 г. с новым митрополитом, Иоанном-скопцом.

Живя в монастыре по всем иноческим правилам, княжна Анна привлекла к себе множество монахинь.

В 1106 г. ее примеру последовала сестра -- княжна Евпраксия, тоже принявшая иночество.

С именем Анны Всеволодовны связаны легенды более позднего происхождения о её высоком искусстве врачевания.

Похоронена в Андреевском (Янчином) монастыре, впоследствии разрушенном Батыем.

Время канонизации неизвестно.

2. Правовое положение женщины в X-XV вв.

Положение женщины в русском феодальном обществе X--XV вв. не может быть обрисовано с достаточной полнотой без исследования дееспособности представительниц различных классов и социальных групп имущественно-правовой сфере. Эта проблема не только связана с историей развития древнерусского права в целом и семейного в частности, но и помогает найти ответы на такие важнейшие вопросы, как, например, истоки неравноправия женщин, их имущественные права в соотношении с проблемой феодальной стратификации, сопоставление нормативов древнерусского феодального законодательства и реального социального положения женщин, возможности и широта имущественно-правовой и социальной самостоятельности представительниц господствующего класса и т. п.

Подобные документы

Исследование положения женщины в Древней и Средневековой Руси и России Нового времени. Правовой статус женщины: право на владение и распоряжение имуществом, земельной собственностью. Эволюция имущественного положения женщины и брачно-семейных отношений.

курсовая работа [210,2 K], добавлен 22.04.2010

Роль и положение женщины в семье и в браке. Положение афинской женщины в социуме. Детали жизни женщин в обществе, их участие в политической жизни на территории Спарты. Сравнение положения женщин в Афинах и Спарте. Проблемы уважения прав женщин.

дипломная работа [102,9 K], добавлен 07.06.2017

Политико-правовой статус женщины в обществе XIX века, новые тенденции в образовании и факторы социализации женщин. Женская благотворительность как форма проявления социальной активности. История становления движения за гендерное равноправие в России.

дипломная работа [139,1 K], добавлен 03.06.2017

Исследование жизни женщин в Древнем Египте с точки зрения социального, правового положения, причастности к политике, религии, искусству. Отношение к женским божествам в древнеегипетском обществе. Карьера женщины. Женщины на троне в период Нового Царства.

дипломная работа [1,5 M], добавлен 24.11.2014

Историко-культурный контекст проживания семьи Ярослава Мудрого. История формирования личности Ярослава Мудрого. Изучение вопроса о развитии женских образов в семье Ярослава Мудрого. Династические браки как форма налаживания политических отношений.

курсовая работа [113,0 K], добавлен 20.08.2017

Период княжения Ярослава Мудрого – это период наибольшего расцвета Киевской Руси. Характеристика внешней и внутренней политики Ярослава Мудрого. Брак Ярослава Мудрого и Ингигерд, дочери шведского конунга. "Русская Правда" - сборник норм древнего права.

реферат [58,9 K], добавлен 18.11.2010

Знакомство с общественной ролью женщин Древней Руси. Общая характеристика системы управления, созданной княгиней Ольгой. Анализ биографии Анны Ярославны, особенности политической деятельности. Софья Фоминична как вторая жена Ивана III Васильевича.

Сегодня мы поговорим о русских женщинах, которые оказали большое влияние на внутреннюю и внешнюю политическую жизнь нашей страны с X до XVIII века.

Вы наверняка догадались, кто будет нашей первой героиней? Конечно, княгиня Ольга.

1. Княгиня Ольга

Фотография: образ Святой равноапостольной княгини Ольги. Западная Европа, Франция, Марсель (?). 2000-е (?). ГИМ

Фотография: образ Святой равноапостольной княгини Ольги. Западная Европа, Франция, Марсель (?). 2000-е (?). ГИМ

Хитрость и прозорливость

Ольга была простой девушкой скандинавского происхождения, ставшая женой князя Игоря. Её муж жестоко обошёлся с древлянами, за что представители племени убили Игоря. После смерти князя Ольга фактически стала регентом при малолетнем наследнике – Святославе, и стала руководить делами из Киева. Княгиня хотела отомстить за супруга и придумала очень элеганстный способ это сделать. Придя с огромным войском к городу Искоростень – столице древлян, Ольга приказывает в качестве дани отдать от каждого двора по несколько птиц. После того, как дань был получена, Ольга приказала привязать к лапке каждой птицы по горящему пруту и отпустить. И всё. Искоростень сгорел. Месть оказалась не самым холодным блюдом.

Не только хитростью, но и прозорливостью правления прославилась княгиня Ольга. При ней были установлены уроки и погосты – количество дани, места и время её сбора. Такая система, с одной стороны, устраняла произвол властей и бунты населения, с другой.

Как отшить императора

Скорее всего, эта история лишь вымысел, но она ещё раз подчёркивает ум и тактичность княгини Ольги.

Переходим из X века в XI, где правит правнук Ольги – Ярослав Мудрый. С Ярославом Мудрым связана фраза о том, что он является тестем для всей Европы. Действительно, многих своих детей князь сосватал за европейских монархов. Самой знаменитой партией считается брак его дочери Анны с французским королём Генрихом I из династии Капетингов.

2. Анна Ярославовна

Точных сведений о детстве и юности Анны нет, но считается, что княжеская дочь была хорошо образована. Она будучи французской королевой, писала своему отцу, что во Франции очень много невежд, даже при дворе. Многие придворные и члены царской семьи не умеют ни читать, ни писать.

Законодательница мод

А теперь мы перемещаемся в XIV век и знакомимся с супругой Дмитрия Донского.

3. Евдокия Дмитриевна

Евдокия Дмитриевна вышла замуж в 13 лет. Эта свадьба стала важным политическим шагом в устранении распрей между Московским и Нижегородско-Суздальским княжеством. Евдокия была одной из самых просвещенных женщин своего времени, и на протяжении всех 22 лет совместной жизни с Дмитрием Ивановичем помогала супругу мудрым советом.

Зачем ты умер, жизнь моя, дорогой мой, меня вдовою оставив? Почему я не умерла прежде тебя? Погас свет очей моих. Где ты сейчас, сокровище жизни моей? Почему не поговоришь со мной, прекрасный свет очей моих? Почему так рано увял, виноград многоплодный? Уже не подашь плода сердцу моему и сладости души моей! Почему не посмотришь на меня, не промолвишь мне какого-нибудь слова? Ужели забыл меня? Почему не смотришь на меня и на детей своих, почему не отвечаешь им? На кого ты меня оставил? Солнце мое, рано ты зашло, месяц мой прекрасный, рано ты померк. Звезда восточная, зачем на запад уходишь?

После смерти Дмитрия Донского Евдокия осталась управительницей Московского княжества при взрослеющих сыновьях. Отчасти её усилиями была защищена Москва от войска Тамерлана, при её правлении появились несколько монастырей и церквей, и был установлен день памяти Куликовской битвы.

Перескакиваеи из XIV века в XVI, где поговорим про жену Василия III и мать Ивана Грозного.

4. Елена Глинская

Елена Глинская была родом из Литвы и стала второй женой князя Василия III. После его смерти она нордически холодно отстранила от власти семь опекунов, назначенных Василием III, и стала правительницей Русского государства. Она не пользовалась популярностью ни у бояр, ни у обычных людей из-за иноземных нравов и воспитания, хотя в её политической деятельности она сделала много важных вещей. Например, при ней была окончена Стародубская война – война между Россией и Литвой, длившаяся с 1534 по 1537 года, и заключен договор с большой выгодой для Москвы.

Последняя, но не по значению, женщина из нашего списка.

5. Царевна Софья Алексеевна

Царевна Софья была дочерью Алексея Михайловича и после смерти старшего брата Фёдора Алексеевича (1682) заняла место регента при малолетних царевичах Иване и Петре. И если до этого мы с вами наблюдали за тем, что мать становится правительницей до совершеннолетия наследника, то с таким положением сестры мы ещё ни разу не встречались. Тем не менее, в такой расстановке Софью ничего смущало. Она заключила Вечный мир с Польшей, с которой Россия воевала почти весь XVII век, и собрала несколько походов на Крымское ханство. Но из-за неудачного завершения этих походов рейтинг Софьи среди населения стал постепенно падать.

К этому прибавлялось и её чрезмерно честолюбие, о чём писал Вольтер:

Глава II. Социокультурные факторы изменения положения женщины в XVII – XVIII вв.

2.1 Эволюция имущественного положения женщины

2.2 Трансформация брачно-семейных отношений

2.3 Развитие женского образования и досуга

Глава III. Женский вопрос в России в первой половине XIX в.

3.1 Семья и имущественные отношения женщины первой половины XIX в.

3.2 Женское образование в первой половине XIX в.

Список использованных источников и литературы

Введение

Актуальность темы исследования определяется ее научно-практической и теоретической значимостью. История повседневности представляет собой одно из наиболее перспективных направлений, получивших свое развитие в отечественной историографии с конца XX столетия. Тема актуальна на фоне возросшего на рубеже XX – XXI вв. интереса к исследованию статуса российской женщины в современном обществе, для чего необходимо изучение и осмысление экономического и социально-политического положения женщины в России на протяжении длительного исторического периода.

Изучение социальной истории России порождает интерес к повседневной жизни женщин разных сословий, поскольку, несмотря на значительное количество исследований, посвященных различным аспектам социально-экономических и культурных процессов, наблюдается недостаток работ, где был бы объединен материал по различным направлениям исторических исследований. Период IX в. – 1861 г. в России отмечен кардинальными реформами во всех сферах жизни общества. Они затронули и повседневную жизнь женщины. В результате чего стали меняться бытовые привычки и образ жизни. Исследование проблемы помогло оценить масштабы модернизации общества и их результаты за столь длительный период.

Всесторонний анализ жизни и деятельности женщин, начиная с древнейших времен, позволяет вернуться к истокам процесса вхождения женщины в социум, где и произошло осознание важности и необходимости присутствия женщин в жизни общества. Изучение проблемы взаимоотношений женщины и социума обеспечит понимание значимости активной деятельности женщин в становлении правового государства, а также будет содействовать повышению статуса женщины.

Предметом исследования выступает повседневная жизнь женщин в период IX в. – 1861 г.

Объектом исследования является русская женщина рассматривающиеся в качестве отдельной социокультурной общности, для которой характерен жизненный стиль, определяемый правовым статусом женщины в семье и обществе, установленные нормы поведения, а также определенные способы реализации в обществе.

Хронологические рамки исследования относятся к IX в. – 1861 г., которые соответствуют основным периодам становления и развития политики государства по отношению к женщинам. Перемены, происходящие в повседневной жизни женщин, были обусловлены целым комплексом реформ в политической, социальной, экономической и культурной сферах жизни.

Накопление фактического материала о положении женщины в русском обществе было начато русскими учеными в конце XVIII – начале XIX вв. Участники академических экспедиций конца XVIII в. – П. П. Паллас, И. П. Фальк, И. И. Лепехин и другие путешественники по Сибири – оставили отрывочные впечатления о семейном быте русского крестьянства этого региона, прежде всего – о традициях и ритуалах, связанных со свадебными торжествами, а также с семейной обрядностью, в том числе касавшейся вынашивания, рождения и воспитания детей[1].

Начало XIX в. в России было отмечено подъемом национального самосознания, патриотическим порывом в годы Отечественной войны 1812 г. В прямой связи с ними и с возникшим в 1820 – 1850-е гг. славянофильством был пробудившийся интерес к истории средневековой России, ее быта, повседневности, обычаев традиций.

Одним из первых отметил перемены в бытовой жизни русской женщины, историк XIX века, Н. М. Костомаров[4]. В своей работе он выделил отличительной черты быта русского населения XVI и XVII вв., в результате чего оказалась подробно освещена материально-вещественная сторона повседневной жизни русской женщины.

Следует учитывать, что подобные выводы рождались в эпоху бурной либерализации общественной жизни России, которая сопровождала буржуазные реформы1860 – 1870-х гг. К этому времени относятся первые попытки найти решения женского вопроса[6].

Обращали внимание на проблему женского вопроса и литераторы. Разнообразные по жанрам произведения – статьи, рецензии, в которых рассматривались проблемы женского вопроса, были представлены широким кругом авторов. Среди них – Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Т. Г. Шевченко, Н. А. Некрасов, М. Л. Михайлов, А. Н. Пыпин, Н. П. Суслова, А. Я. Панаев, К. Д. Ушинский и многие другие. В ходе дебатов и журнальной полемики становилось все более ясным, что важнейшим залогом изменения социального, экономического, семейного положения женщин является просвещение[7].

В советской науке проблематика исследований сосредоточилась на изучении социально-экономической и политической истории. Переориентация научного мышления происходит с начала 1970-х. гг.

Что касается собственно исторических исследований, то в основном они представляли собой работы этнографического характера, предмет изучения которых – брачная обрядность, эволюция русского женского костюма и исследования по истории духовной и материальной культуры русского общества в канун петровских преобразований[10].

Таким образом, в советской исторической науке, касаемо изучаемой проблематики, превалировали исследования этнографического характера. Некоторые аспекты жизни русской женщины освещены в работах¸ посвященных изучению бытовой культуры.

Свидетельством роста популярности данного направления становится появление центров гендерных исследований в крупных городах – Москве, Иванове, Тамбове, на базе которых ведутся научно-исследовательские работы, проходят конференции и семинары. Вопросами проблематики и методологии исторической феминологии и гендерной истории в России занимается Л. П. Репина[15].

При этом подавляющее большинство авторов разрабатывало тему женской повседневности в русле исследования частной и общественной жизни в рамках конкретного региона. Необходимо отметить отсутствие исследований краеведческого характера, посвященных изучению повседневности женщин в указный период.

Допетровский период истории положения женщины в семье и обществе (X – XVII вв.) исследован сравнительно полно. Социально-правовой и семейный статус древнерусских женщин, особенности их быта раскрыты в монографиях Пушкаревой Л. Н[19]. Необходимо отметить статью Назарова В. Д.[20], в которой он описывает сферу частной жизни женщин допетровского времени.

Следует также особо отметить работу Цимбаев Н. П., которая представляет собой комплексное исследование по политической и социальной истории России периода правления Екатерины II. Для настоящего исследования ценным представляется глава, посвященная изучению процесса развития малой семьи и демократизации семейных отношений различных категорий населения, в том числе, дворянства на протяжении XVIII – начала XIX вв[21].

Говоря о работах ученных посвященных рассмотрению женской проблемы в первой половине XIX века, стоит отметить тот факт, что большинство монографий и статей посвящено представительницам высших сословий, была предпринята попытка проникнуть в духовный мир наиболее образованных женщин[22].

Подводя итог выше сказанному, следует отметить, что в последнее десятилетие российские ученые, обращаясь к изучению женской истории, использовали новые методологические подходы, согласно которым перемены в статусе женщины трактовались как результат социальных процессов и динамических изменений жизненного уклада населения.

Таким образом, в различных работах нашло свое отражение изучение некоторых аспектов положения женщины в России, однако, как показывает анализ научной литературы, системного исторического исследования по данной проблематике охватывающим указанный период не предпринималось, что и обуславливает актуальность этой проблемы.

Целью исследования является комплексное изучение эволюции статуса женщины различных сословий в системе семейных и общественных отношений в IX в. – 1861 г. Для достижения указанной цели предполагается решить следующие задачи:

– дать характеристику положения женщины в системе имущественных и семейных отношений в Древней и Средневековой Руси;

– дать оценку положения женщины в общественных отношениях;

– проанализировать социокультурные факторы приведшие к изменениям в системе семейно-имущественных правоотношений женщин в XVII – XVIII вв.;

– рассмотреть систему общественных представлений относительно женщины и обосновать их роль и значение при формировании поведенческой модели;

– охарактеризовать изменения, произошедшие в положении женщины, благодаря включению ее в образовательный процесс, и влияние просвещенности барышень на культурный уровень населения страны в первой половине XIX в.

Источниковая база исследования. В первую очередь в работе были использованы источники нормативного характера[25], изучение которых позволяет выявить роль государства и основные направления государственной политики, в рамках которых изменился статус женщины различных сословий. Ряд средневековых памятников светского права содержат установленные нормы, определяющие правовой статус женщины в семье и обществе в указанный период.

Законодательные нормы о владельческих, наследственных и распорядительных правах женщины в допетровский период представлены в своде Соборного Уложения 1649 г. Для характеристики социально-правового статуса женщины на рубеже XVII – XVIII вв. особенно ценными представляются законы и нормативные акты, опубликованные в Полном собрании законов Российской империи. Ряд законодательных актов регулирует имущественную и брачно-семейную сферу отношений, что позволяет определить основные направления государственной политики начала XVIII в. в отношении женщин высших сословий.

Для получения информации о нормах супружеских отношений, поведения супругов в браке привлечены источники канонического права – Кормчая книга[26], Номоканон, Митрополичье правосудие.

Изменения в поведенческой модели и жизненной стратегии представительниц высших сословий, а также самоидентификации женщины в период реформ возможно благодаря исследованию анализа Полного собрания законов Российской империи, касающихся постановлений о женской образовании[28].

В совокупности данный материал дал необходимый документальный базис для написания исследования.

Методология исследования. Дипломная работа типологически относится к историческому исследовательскому полю – женской повседневности, что предполагает использование методов как собственно исторических, так и заимствованных из других наук. Исследование проведено в соответствии с принципами историзма и объективности, использовались сравнительный, аналитический методы исследования. Применен метод выделения понятий, образов и анализ символических форм, а также метод психологической интерпретации текста и изображений.

Научная новизна исследования. Впервые всестороннему изучению подвергается повседневная жизнь женщин различных сословий России в период масштабных преобразований IX в. – 1861 г. В данной работе предпринята попытка проведения историографического анализа изучаемой темы с учетом специфики методологии исследования.

Практическая значимость исследования заключаются в том, что его основные положения могут быть использованы в трудах по истории повседневности, гендерной истории, при создании обобщающего труда по истории женщин России и Отечественной истории в целом. Работа может быть полезна при разработке и преподавании общеисторических и специальных курсов в средней и высшей школе. Кроме того, данные, полученные в исследовании, могут быть использованы при разработке гендерно-ориентированных, а также социально-политических программ женских организаций и объединений.

Структура работы включает в себя введение, три главы в составе восьми параграфов, заключение и список использованных источников и литературы.

Глава I . Положение женщины в Древней и Средневековой Руси ( IX – XVI вв.)

Великие женщины древней Руси XI-XIII века.

Великий князь Ярослав Владимирович Мудрый, правивший русскими землями в середине XI века, имел многочисленное потомство, в том числе и трех дочерей. Его старшая дочь Елизавета стала женой норвежского короля Гарольда Смелого. Анна Ярославна, выйдя замуж за короля Генриха I, стала королевой Франции. Венгерский король Андрей был женат на Анастасии Ярославне. О двух последних и будет наш рассказ.

Анна Ярославна (1024/1028 – около 1075) – средняя дочь великого князя киевского Ярослава Владимировича Мудрого, родилась в Киеве. Мать Анны – великая княгиня Ингигерда (в крещении Ирина), дочь норвежского короля Олафа. Анна получила прекрасное образование, занималась переписыванием книг в библиотеке киевского собора Святой Софии.

Несколько лет у Анны не было детей. И тогда она, вспомнив обычай родной страны, обратилась к заступнику французов святому Викентию. Королева дала обет, что воздвигнет в честь этого святого монастырь, если он осчастливит ее рождением сына. Наконец в 1053 г. Анна родила сына, долгожданного наследника французского престола, которому дала греческое имя Филипп. Потом у Анны родилось еще два сына – Роберт и Гуго. 4 сентября 1060 г. король Генрих скоропостижно скончался от сердечного приступа. На престол взошел семилетний Филипп I. Анна Ярославна стала опекуншей юного короля и правительницей Франции. После смерти мужа она вместе с сыновьями удалилась в резиденцию Санлис, которая представляла собой наиболее безопасное место для воспитания юного короля и его братьев.

Королева Венгрии

Младшая сестра Анны, Анастасия Ярославна (ок. 1030 – после 1074), тоже родилась в Киеве в семье великого князя Ярослава Владимировича и норвежской принцессы Ингигерды (Ирины). В 1046 г. она стала женой короля Венгрии Андрея I. После смерти мужа в 1061 г. Анастасия с тринадцатилетним сыном Шаламоном была вынуждена бежать в Германию, потому что опасалась преследований со стороны захватившего венгерский престол короля Белы I. Анастасия просила своего родного брата, великого киевского князя Изяслава Ярославича, не оказывать поддержку политическим противникам ее сына-королевича. В 1063 г. Шаламон вернул себе престол и стал венгерским королем. Последующие одиннадцать лет Анастасия Ярославна провела при дворе своего сына. Дальнейшая ее судьба неизвестна.

С именем Анастасии Ярославны связывают основание двух православных монастырей в Венгрии – в Вышеграде и в Тормове. В последнем монастыре нашли убежище монахи чешского Сазавского монастыря, изгнанные из Чехии католиками в 1055 г. за принадлежность к православию.
Память о русской княжне Анастасии, более известной в Венгрии под именем Агмунды, сохранилась в этой стране до сих пор. На озере Балатон до наших дней существует королевская усыпальница, в которой, как полагают, были похоронены король Андрей I и его жена, русская княжна Анастасия Ярославна.

Первая игуменья

Вошли в историю не только дочери, но и внучки великого князя Ярослава Владимировича Мудрого. Одна из них, Янка (Анна) Всеволодовна (1054/1055 – 1113), сохранила о себе память как основательница и игуменья первого на Руси женского Андреевского монастыря и школы для девочек.

Янка Всеволодовна была дочерью великого князя киевского Всеволода Ярославича от его первого брака с византийской принцессой Марией. Янка родилась и провела детские годы в Переяславле, где в 1054 г. Ярослав Мудрый установил самостоятельный стол для своего третьего сына Всеволода Ярославича. Вместе со старшим братом Владимиром Мономахом Янка воспитывалась в атмосфере книжности и высоких духовных интересов. С раннего возраста княжну обучали славянской грамоте, греческому языку, философии, риторике, истории и Священному Писанию.

В юности Янка была помолвлена с византийским царевичем Дукой Старшим. Однако предполагавшийся брак не состоялся, так как жениха насильно постригли в монахи. Янка побывала в Византии, познакомилась с женскими монастырями и женским образованием. Вернувшись на родину, она стала убеждать отца и русского митрополита открыть первый женский монастырь на Руси. С 1076 г., когда Всеволод Ярославич стал великим князем киевским, Янка жила в стольном граде, где целиком посвятила себя осуществлению этого замысла. Идею сестры горячо поддерживал ее брат Владимир Мономах. Вклад Янки Всеволодовны в отечественную культуру отмечен во многих русских летописях, в частности, в Лаврентьевской и Ипатьевской.

Янка Всеволодовна умерла в 1113 г. и была похоронена в основанном ею женском Андреевском монастыре в Киеве.

Императрица Германии

И еще одна внучка великого князя Ярослава Мудрого сохранила о себе благодарную память. Речь идет о Евпраксии (Адельгейде) Всеволодовне (1071–9.07.1109) – дочери великого князя киевского Всеволода Ярославича от второго брака с половецкой княжной, получившей в крещении имя Анна.

Евпраксия родилась в Переяславле, а в 1076 г. ее перевезли в Киев. В 1082 г. она была сосватана за маркграфа Северной Саксонии Генриха Штаденского Длинного. В 1083 г. двенадцатилетняя княжна с большим приданым была отправлена в Германию. Три года княжна жила в Кведлинбургском женском монастыре, где обучалась латинскому и немецкому языкам, книжным знаниям и придворному этикету. Перед свадьбой Евпраксия перешла в католичество и получила новое имя – Адельгейда. В 1086 г. Генрих Штаденский обвенчался с пятнадцатилетней Евпраксией-Адельгейдой, но через год умер.

На молодую красавицу вдову обратил внимание император Германии Генрих IV. Он надеялся, что брак с Евпраксией-Адельгейдой поможет ему установить союз с Русью в борьбе против Римского Папы Урбана II. Летом 1089 г. состоялось венчание императорской четы и коронация новой императрицы Германии.

К концу 1089 г. стало ясно, что надежды Генриха IV на русскую помощь не оправдались: константинопольский патриарх и русский митрополит поддержали Римского Папу. Война между Римом и Генрихом продолжилась с еще большим ожесточением. В отношениях Генриха и его русской жены наступил разлад. В начале 1090 г. Евпраксия переехала в итальянский город Верону и жила здесь под охраной в Веронском замке. В конце 1090 г. у нее родился сын-первенец, но в 1092 г. он погиб.

В 1093 г. на сторону Римского Папы перешел сын Генриха IV от первого брака Конрад. Он был коронован в Милане как король Италии и вскоре организовал побег Евпраксии из Вероны. Бежавшую из веронского заточения Евпраксию Конрад встретил с почестями – как императрицу. В 1095 г. на церковном соборе в Пьяченце обсуждалась жалоба Евпраксии на мужа-императора, который подвергал ее жестоким унижениям. Генрих IV был осужден собором, отрешен от престола и умер в бесславии через одиннадцать лет.

Евпраксия два года жила при дворе Конрада, затем переехала в Венгрию, к родственникам своей тетки – венгерской королевы Анастасии Ярославны. В 1097 г. она вернулась в Киев.

В 1106 г., узнав о смерти Генриха IV, Евпраксия приняла постриг в Андреевском монастыре, настоятельницей которого была ее сводная сестра Янка Всеволодовна. После смерти в 1109 г. Евпраксия была похоронена в Киево-Печерском монастыре. Над ее могилой была поставлена часовня.
Трагической судьбе русской красавицы Евпраксии, носившей корону императрицы Германии, посвящены немецкие и итальянские хроники, исторические труды, романы и поэмы.

Византийская Императрица

После смерти великого князя Владимира Всеволодовича Мономаха киевский престол занял его старший сын Мстислав Владимирович. У него в браке со шведской принцессой Христиной было несколько детей, в том числе дочь, названная при рождении славянским именем Добродея, а в крещении получившая имя Евпраксия (ок. 1106 – 1172).

Новобрачные жили дружно, но детей у них долго не было. Обеспокоенная слабым здоровьем супруга, Добродея-Зоя возобновила в Византии свои занятия медициной в обществе греческих ученых и медиков и в 1129 г. родила дочь. Однако сын-наследник так и не появился.

Добродея-Зоя умерла в Константинополе и была погребена в императорской усыпальнице рода Комнинов, рядом с могилой мужа.

Первая русская святая

В XII столетии на Руси впервые канонизировали женщину. Преподобная Евфросиния Полоцкая, носившая в миру имя Предслава Святославна (ок. 1110 – 23.05.1173), была основательницей и игуменьей женского Евфросиньевского Спасо-Преображенского монастыря в Полоцке.

Когда киевский князь Мстислав Владимирович сослал отца Евфросинии в Византию, она взяла на себя всю полноту власти по управлению Полоцким княжеством. Так, найдены свинцовые печати с погрудным изображением монахини-княжны Евфросинии. Около 1150 г. полоцкий зодчий Иоанн воздвиг в Евфросиньевском монастыре Спасо-Преображенский собор, сохранившийся до наших дней. В 1161 г. мастер-ювелир Лазарь Богша изготовил по заказу Евфросиньи крест, который она подарила этой церкви. Полуметровый крест Евфросинии Полоцкой – ценное произведение прикладного искусства. Он был окован золотыми пластинами, изукрашен перегородчатыми эмалями, дорогими камнями и жемчугом. На боковых пластинах были помещены надписи на деловом и церковнославянском языках. Крест был похищен в 1941 г. немецко-фашистскими захватчиками. Кроме каменного Спасо-Преображенского собора, Евфросиния построила вторую каменную церковь в честь Пресвятой Богородицы и основала при этой церкви мужской монастырь.

В 1173 г., во время паломничества в Константинополь и Иерусалим, Евфросиния заболела и скончалась. Ее тело погребли в Палестине. Но уже вскоре ей стали поклоняться как святой, и преподобная Евфросиния Полоцкая была канонизирована. В 1187 г. мощи святой перенесли на Русь, в Киев, где они находятся и теперь в пещерах Киево-Печерского монастыря. День памяти преподобной – 23 мая (5 июня н. ст.).

Суздальская чудотворица

В страшные годы монголо-татарского нашествия многие русские семьи прославились своими подвигами, но история одной из них была поистине удивительна. Речь идет о семье князя Михаила Всеволодовича Черниговского. Необычность этой семьи заключается в том, что трое ближайших родственников были прославлены Русской Православной Церковью за свои подвиги во имя истинной веры. Князь Михаил Всеволодович Черниговский принял мученическую смерть в Орде. Его зять – князь Василько Константинович Ростовский – убит татарами после сражения на реке Сите. Дочь князя Михаила известна всему православному люду под именем Евфросинии Суздальской.

В феврале 1237 г., когда на Суздаль обрушились орды Батыя, Евфросиния осталась в монастыре. Вскоре она занялась врачеванием в монастырской больнице, спасая от телесных и душевных недугов многих людей.

Евфросинию погребли в Суздале в Ризоположенском монастыре. Сразу же после этого началось церковное почитание инокини. В 1570 г. было найдено древнее Житие Евфросинии Суздальской.

В 1571 г. она была официально причислена к лику святых, а в 1699 г. были обретены ее святые мощи. День памяти преподобной совершается 25 сентября (8 октября н. ст.).

Княгиня-летописица

Вполне возможно, что мы бы так ничего и не узнали о великом подвиге князя Михаила Черниговского, да и вообще о событиях губительного для Руси татарского нашествия, если бы в это время в Ростове не княжила Мария Михайловна.

В 1227 г. четырнадцатилетнюю Марию выбрал себе в жены рано осиротевший семнадцатилетний ростовский князь Василько Константинович, объехавший до этого в поисках невесты всю Русь. Венчание состоялось в Чернигове 10 января 1227 г. В феврале молодожены прибыли в Ростов Великий. Город со времени княжения отца Василька, Константина Всеволодовича Мудрого, переживал культурный подъем. Дело отца продолжил сын, помогала ему в этом его жена княгиня Мария. В 1230 г. князь Василько закончил строительство Успенского собора, которое начал его отец. Княгиня Мария присутствовала при его освящении. В 1231 г. у княжеской четы родился сын Борис, в 1236 г. – сын Глеб.

Мария Михайловна скончалась 9 декабря 1271 г. и похоронена в ростовском монастыре Спаса-на-Песках. С этого времени систематические записи ростовского летописца прекратились.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Читайте также: