Женщина в науке доклад

Обновлено: 05.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Роль женщины в науке

До семнадцатого и восемнадцатого веков женщин высмеивали и тщательно изучали, если они решали заниматься наукой. Мужчины доминировали в науках, и поэтому, когда женщины пытались внедриться в эту область, против них возникало определенное клеймо позора. Традиционно считалось, что роль женщины заключается в доме и на кухне. Ожидалось, что женщины будут воспитывать и рожать детей, а не ученых и астрономов. В течение семнадцатого и восемнадцатого веков существовали различные взгляды и реакции как против, так и за женщин в науке. Часто отношение мужчин заключалось в том, что женщины были ниже, а отношение женщин заключалось в том, что эти женщины выходили за рамки. Кроме того, некоторые из реакций были негативными по отношению к женщинам, в то время как другие считали, что они бросают вызов существующему положению вещей, и поддерживали их. На протяжении всего времени женщинам говорили оставаться дома и заботиться о детях, а не работать. Однако в семнадцатом и восемнадцатом веках некоторые женщины решили пойти против этого предположения, что привело к тому, что мужчины нападали на них, а женщины не одобряли их. Мужчины долгое время считали женщин неполноценными и утверждали, что им нечего делать в обществе. Сэмюэл Пепис, английский автор дневников, рассказывал о герцогине Ньюкасл и говорил, что она была хорошей женщиной, но как только она начала говорить о науке, он проигнорировал все, что она сказала, так как она действительно была женщиной. (2) Записывая это в своем дневнике, Сэмюэль демонстрирует свое непредвзятое мнение и показывает, что он действительно считал, что женщины не имеют значения с точки зрения науки и абсолютно ничего не внесли. Это клеймо и мыслительный процесс возмутили многих женщин, одной из которых, в частности, была сама герцогиня Маргарет Кавендиш.

Кавендиш в своих многочисленных статьях, таких как "Наблюдение за экспериментальной философией" и "Основания естественной философии", нападала на людей и утверждала, что теология находится за пределами научных исследований. Кроме того, многие мужчины считали, что женщины могут заниматься только одной работой, и это забота. Как говорил Иоганн Эберти, описывая Мари Кунитц, женщины, которые не спят по ночам, чтобы любоваться звездами, часто пренебрегают своими домашними обязанностями из-за усталости. (1) Мужчины считали, что, когда женщины пытаются заниматься наукой, они пренебрегают своими домашними обязанностями и не выполняют того, что от них требуется. Теперь, несмотря на то, что большинство мужчин в этот период времени негативно относились к женщинам в науке, была небольшая горстка, которая поддерживала женщин. Например, немецкий математик и философ Готфрид Лейбниц утверждал, что, хотя участие отвлекает женщин от домашнего хозяйства, это хорошо, потому что им больше нечего делать. Лейбниц считал, что женщинам следует разрешить участвовать, поскольку они не обременены другими общественными делами. (4) Помимо множества различных взглядов мужчин в этот период времени, у женщин также были различные взгляды. Женщины знали, что есть много людей, которые сомневаются в них и их способности участвовать в науках. Таким образом, они считали, что им нужно работать в десять раз усерднее, чтобы добиться успеха. Это видно из работы Марии Сибиллы Мериан "Чудесные метаморфозы и особое питание гусениц". Мериан была немецким энтомологом, которая всю свою жизнь изучала насекомых. Очарованная гусеницами, она часто удалялась от общества, чтобы изучать их и их метаморфозы. (3) Кроме того, мы можем видеть ту же идею у маркизы Эмиль дю Шатле, которая была французской аристократкой и ученым. Она написала письмо маркизу Жану Франсуа ду Сен-Ламберу, в котором сказала, что она вкладывает столько же труда, сколько и мужчины, поэтому не дискредитируйте ее или

ее работа. Она рассказывает о том, как она работает долгие часы без сна, просто чтобы не отставать от мужчин. (7) Мы можем видеть как по Мериан, так и по Шатле, что у женщин, занимающихся наукой, сложилось впечатление, что они должны делать больше и быть более преданными, просто чтобы не отставать от мужчин. В семнадцатом и восемнадцатом веках существовали различные взгляды и уровни поддержки как за, так и против участия женщин в науках. Как только женщины начали все больше и больше заниматься наукой, это вызвало различную реакцию как у мужчин, так и у женщин. У мужчин была негативная реакция, но, к удивлению некоторых женщин, она была такой же. Были также те, кто поддерживал женщин и их стремление участвовать в научных исследованиях. Иоганн Теодор Яблонски был секретарем Берлинской академии наук, который в письме президенту Академии выступил против заявления Марии Винкельманн о приеме в члены. Яблонски объясняет, что Академию высмеяли из-за того, что их календарь был подготовлен женщиной, и он опасался, что если это будет продолжаться и дальше, то университет сильно пострадает. Будучи секретарем, он воочию видел успех академии и не хотел быть тем, кто также увидит ее падение. Как бизнес, академия нуждается в хорошей посещаемости, чтобы поддерживать хорошую репутацию. Без достаточного количества студентов, подающих заявки, их репутация может ухудшиться, и в конечном итоге они могут выйти из строя. Таким образом, Яблонски полагал, что, отклонив заявление Винкельмана, он спасет академию от закрытия. (5) Здесь мы видим, что многие европейцы считали, что женщины не должны участвовать в науках, и считали, что кто-либо или что-либо, что их поддерживает, ненадежно. Кроме того, мы также можем видеть негативную реакцию с точки зрения женщин. Женщины выросли с предвзятым представлением о том, что они могут помогать обществу только из-за кулис и на кухне, и для некоторых это было прекрасно, но для других они хотели большего. Для тех женщин, которым было хорошо оставаться в тени, они чувствовали, что, когда женщины пытались участвовать в науках, они меняли роли женщин. Доротея Эркслебен была первой женщиной, получившей степень доктора медицины в Германии в Университете Галле, и в качестве первой она постоянно подвергалась тщательному изучению.

Мужчины разглядывали ее, потому что чувствовали, что она ниже их, а женщины разглядывали ее, потому что думали, что она считает себя лучше их. Что касается того, чтобы быть первым, кто что-то сделал, Эркслебен был поражен со всех сторон. Те, кто не хотел, чтобы она добилась успеха, начали принижать ее, а те, кто, как она думала, поддержат ее, отвернулись от нее. Бросая вызов традиционной домашней роли женщин, Эркслебен чувствовала давление и насмешки, но она сделала это, потому что хотела выразить свою страсть, которая была медициной. (6) Это также восходит к Марии Мериан и ее исследованию гусениц. Мериан знала, что все шансы были против нее, когда она проводила свое исследование, но она все равно сделала это. Она сделала это, потому что это была ее страсть, это было то, что будило ее утром, и то, что заставляло ее терять сон по ночам. И она, и Эркслебен бросили вызов существующему положению вещей, потому что хотели делать то, что любили, и им было все равно, что скажут другие. В семнадцатом и восемнадцатом веках у каждого было свое мнение о том, должна ли женщина участвовать в науках, и, как мы видим, некоторые из этих мнений не соответствуют нашим ожиданиям, а другие - именно то, что мы ожидали. Отношение и реакция на участие женщин в научных исследованиях различались, но в целом мы можем разделить их на два спектра. Те, кто выступал против, и те, кто поддерживал. Мужчины в ответ притесняли женщин из-за того, что считали их неполноценными и принадлежащими к домашнему хозяйству и детям. Женщины угнетались, потому что они чувствовали, что эти женщины действовали не в соответствии со своей традиционной домашней ролью. С другой стороны, другие открыто относились к женщинам в науке и восхищались их целеустремленностью и целеустремленностью. Мы можем сравнить стремление женщин в науке с движением ЛГБТК. Обе группы подвергались угнетению со стороны своих сверстников и стремились к равенству и возможности иметь те же права, что и их сверстники. Движение ЛГБТК стремилось к компромиссу точно так же, как женщины стремились к компромиссу со своими сверстниками в семнадцатом и восемнадцатом веках. В конце концов, может показаться, что обе группы получили больше равенства, чем то, с чего они начинали, но им обоим предстоит пройти путь, прежде чем они достигнут общего равенства.

Сейчас женщины-учёные встречаются по всему миру, и этим уже никого не удивить. Вот совсем недавно – весной 2019 – женщине была даже присуждена Абелевская премия по математике.

Но было ли так всегда? Первые высшие женские курсы начали появляться в России примерно в одно время с Европой, в 1870-е годы, но полностью право женщин на высшее образование наравне с мужчинами было реализовано только в 1920-е годы. Несмотря на это, примеры таких ученых, как Зинаида Ермольева, Софья Ковалевская, Лина Штерн, Ольга Ладыженская и Фатима Бутаева, показывают, что даже в самые трудные времена женское стремление к науке находило способ пробиться.

Во время эпидемии холеры 1922 г. Зинаида едва не умерла в результате эксперимента над собой: исследуя пути заражения инфекцией, она намеренно выпила воду, содержащую холероподобные вибрионы. Благодаря ее смелому эксперименту были созданы современные нормы хлорирования воды.

В 1939 году ее командировали в Афганистан, где она изобрела методы экспресс-диагностики холеры и эффективный препарат не только против этой болезни, но еще и против брюшного тифа и дифтерии. А во время Второй Мировой войны Зинаида смогла предотвратить распространение эпидемии холеры под Сталинградом. Болезнь началась среди немецких войск и грозила жителям города и советским военным, но благодаря Ермольевой было развернуло производство бактериофага, проведены массовые прививки и хлорирование колодцев, что помогло остановить эпидемию.

Одной из важнейших заслуг советского микробиолога стало изобретение первого отечественного антибиотика “Крустозина”, аналога пенициллина. Создатель последнего Говард Флори был в СССР с делегацией в 1944 году, чтобы сравнить два препарата. Оказалось, что крустозин не только не хуже, но даже эффективнее. Впечатленный Флори прозвал Ермольеву “Госпожой Пенициллин”.

2. Софья Ковалевская, первая женщина-математик

Первая в мире женщина-профессор и первая женщина-математик в России Софья Васильевна Ковалевская (1850-1891) познакомилась с математикой в раннем детстве. Легенда гласит, что из-за нехватки обоев стены ее детской были оклеены лекциями математика Михаила Остроградского о дифференциальном и интегральном исчислении. Первые уроки она получила от домашнего наставника, но получить высшее образование она смогла только за границей. В то время доступ в университет женщинам был закрыт, поэтому Софья организовала фиктивный брак и уехала с мужем-молодым ученым в Германию. Там она слушала лекции сначала в Гейдельбергском университете, потом в Берлинском университете, а в 1874 получила степень доктора философии Гёттингенский университета.

3. Лина Штерн, первая женщина-академик СССР

Под ее руководством был разработан электроимпульсный метод прекращения фибрилляции желудочков сердца и создана первая установка для электротерапии сердца. Благодаря ей была разработана методика лечения травматического шока, которая широко использовалась в военных госпиталях во время Второй Мировой войны. А в 1947 г. Штерн предложила эффективный метод лечения туберкулезного менингита введением в спинно-мозговую жидкость стрептомицина, прямо сквозь черепную коробку.

Наука однажды спасла Штерн жизнь: в 1949 году ее арестовали по делу Еврейского антифашистского комитета, но единственная избежала расстрела, сказав на суде, что не хочет умирать, потому что еще не все сделала для науки. Тем не менее следующие несколько лет до 1953 года Штерн провела в ссылке в Казахстане, а затем вернулась в Москву, где возглавляла отдел физиологии Института Теоретической и Экспериментальной Биофизики РАН.

4. Ольга Ладыженская, математик

Выдающийся математик XX века Ольга Александровна Ладыженская (1922-2004) родилась в небольшом городе Кологриве Костромской области. Ее отец, Александр Иванович — школьный учитель математики и бывший офицер царской армии — рано привил дочери любовь к своему предмету (уже в 10 лет она легко справлялась с задачами из высшей математики), но дорога к науке была нелегка. В 1937 г. отец был репрессирован и вскоре расстрелян, а клеймо “дочери врага народа” мешало Ольге поступить на математико-механический факультет Ленинградского университета (ЛГУ).

Только в 1943 году она смогла поступить на мехмат МГУ, а в 1947 — в аспирантуру ЛГУ, где впоследствии получила звание доктора физико-математических наук и стала профессором кафедры высшей математики и математической физики Физического Факультета ЛГУ. Известная своей строгостью, пытливостью ума и прямолинейностью Ладыженская стала автором более 200 работ, которые охватывают широкий спектр задач и проблем теории дифференциальных уравнений в частных производных. Например, ее работа по теории гидродинамики помогает в разработках, связанных с движением судна, торпеды, крови в сосудах и жидкости в насосах.

Как и ее отец, Ольга была разносторонним человеком и любила не только науку, но и живопись, поэзию и музыку. Среди ее друзей были многие деятели культуры: она дружила с Анной Ахматовой и входила в круг избранных, кому поэтесса доверяла свои стихи в годы репрессий. Ольга также одна из 257 "Свидетелей архипелага", чьи рассказы, письма, мемуары и поправки были использованы Александром Солженицыным при создании книги "Архипелаг ГУЛАГ".

5. Фатима Бутаева, изобретатель люминесцентных ламп

Родом из маленького осетинского городка, где мало кто умел даже писать, Фатима Асланбековна Бутаева (1907-1992) начала карьеру преподавателем математики в Куйбышеве, сразу после окончания Второго Московского государственного университета в 1932 г. В Москву Фатима вернулась в том же году и два года работала преподавателем теоретической механики в техникуме Учебного комбината Метростроя. В 1934 г. перешла на работу во Всесоюзный электротехнический институт (ВЭИ) в лабораторию источников света, сначала как инженер, а потом и как руководитель кафедры.

Благодаря своим трудам Фатима впоследствии стала известна как соавтор изобретения первых люминесцентных ламп, за что в 1951 г. была удостоена Сталинской премии второй степени. В тот же год Бутаева совместно с коллегами оформили заявку на изобретение нового принципа усиления света, используемого сейчас во всех лазерах. Это изобретение опередило свое время и только через восемь лет получило признание и было внесено в Государственный реестр научных открытий СССР.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Женщины в науке. Презентация на заданную тему содержит 28 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

11 февраля – всемирный день женщины в науке В декабре 2015 года Генеральная ассамблея ООН приняла резолюцию, в которой 11 февраля было признано "Международным днем женщин и девушек в науке". В этот день ООН призывает все государства мира, всех людей и организации способствовать равному участию мужчин и женщин в образовании, продвижении науки и других областях, связанных с развитием научных знаний.

11 февраля – всемирный день женщины в науке Еще в 1903 году женщины-ученые пробили главный научный "стеклянный потолок" – Нобелевскую премию. За последние сто лет лауреатами самой престижной научной награды мира стали 17 женщин-ученых, совершавших открытия в области физики, химии и медицины, а еще 31 женщина удостаивались этой награды в области литературы, экономики и поддержания мира на Земле. И все же женщины непропорционально мало представлены в науке даже сегодня, особенно в астрономии и других естественнонаучных дисциплинах. Несмотря на равный интерес к ним при поступлении в университеты и колледжи, женщины составляют менее четверти выпускников американских вузов в так называемых STEM-дисциплинах, а в некоторых областях, таких как математика и астрономия, их доля всего около 10%, а их зарплата в среднем ниже на 20-30%. Как надеются ученые из "Инициативы 11 февраля", появление ролевых моделей из числа уже успешных женщин-ученых поможет школьницам и студенткам обрести себя на пути науки и сохранять уверенность в том, что у них все получится.

Женщины-ученые Древней Греции В Древней Греции – женщины могли свободно посещать философские школы и становиться математиками, физиками, докторами или просто философами.

Международный день женщин и девушек в науке

Международный день женщин и девушек в науке

Теперь каждый год – 11 февраля – прекрасная половина человечества, связанная с научной деятельностью, полноправно отмечает свой профессиональный праздник.

Сегодня большинство современных женщин и девушек с интересом погружаются в мир науки и технологий. Они придумывают сложнейшие схемы моделирования, решают глобальные вопросы в экосистеме, применяют на практике полезные разработки и не останавливаются на достигнутом.

Общемировую славу получили великие женщины-учёные, чьи открытия известны буквально каждому человеку. Это Софья Васильевна Ковалевская, Амалия Эмми Нётер, Мария Склодовская-Кюри, Наталья Петровна Бехтерева, Зинаида Виссарионовна Ермольева, Ольга Александровна Ладыженская, Магдалина Петровна Покровская, Лина Соломоновна Штерн – все те женщины-учёные, которые заложили основы в развитии современной науки.

В Международный день женщин и девочек в науке расскажем о тех женщинах-учёных, чьи имена мало кому известны, но их открытия также занимают важнейшую позицию в науке.

Хеди Ламарр (1914-2000)

Хеди Ламарр (1914-2000)

Система шифрования Хеди Ламарр

Жизнь этой умной и редкой красоты женщины была настолько увлекательна, что другие могли только позавидовать. Голливудская актриса – она нашла себя именно в науке. Её выдающиеся достижения в области высоких технологий получили широкую популярность. Неслучайно в Германии день рождения Хеди Ламарр (09.11.1914)официально празднуется как День изобретателя. С чем это связано? Она вместе со своим другом-композитором Джорджем Антейлом придумали уникальную систему шифрования, которая гарантировала безопасную передачу секретных данных. Позже именно эта разработка стала основой для появления беспроводных сетей Bluetooth и Wi-Fi, чьё изобретение носит имя голливудской актрисы Хеди Ламарр.

Ада Лавлейс (1815-1852)

Ада Лавлейс (1815-1852)

Программист Ада Лавлейс

Благородного происхождения девушка, дочь лорда Байрона, с детства отличалась необычайным интеллектом. Её повышенный интерес был ко всему, особенно к математике. Родители с осторожностью поддерживали нестандартное увлечение дочери, так как не предполагали, чем всё обернется. Уже в более взрослом возрасте Ада Лавлейс погрузилась в серьёзную научную деятельность. В своё время её знакомство с математиком и изобретателем логарифмической машины (прообраз современных компьютеров) Чарльзом Бэббиджем сыграло знаковую роль. Ада Лавлейс прописала для логарифмической машины алгоритм и закрепила за собой имя первого в мире программиста.

Наталья Владимировна Малышева (1921-2012)

Наталья Владимировна Малышева (1921-2012)

Ракетно-космическая деятельность Натальи Малышевой

Уже после войны Наталья Владимировна продолжила учёбу в МАИ. Она успешно окончила институт и сразу получила должность конструктора ракетных двигателей в НИИ-88 в Королёве.

Анна Ильинична Межлумова (1914-2007)

Анна Ильинична Межлумова (1914-2007)

Анна Межлумова – изобретатель 95-го бензина

Мало кто может в это поверить, но 95-й бензин получила именно женщина. Учёный-химик Анна Ильинична Межлумова всегда мечтала о профессии учителя, но жизненные обстоятельства изменились, и Анна Межлумова поступила в Грозненский нефтяной институт, который впоследствии успешно окончила впоследствии.

Работая заведующей лабораторией в Грозненском научно-исследовательском институте нефтяной промышленности, Анна Ильинична проводила исследования по поиску способа получения бензина с наиболее высоким октановым числом, одним из основных показателей высококачественного топлива. Именно так Анна Ильинична Межлумова вошла в историю науки как женщина, придумавшая бензин-95.

Ольга Ивановна Скороходова (1911-1982)

Ольга Ивановна Скороходова (1911-1982)

Советский учёный-дефектолог, педагог, литератор, кандидат педагогических наук Ольга Ивановна Скороходова была единственным в мире слепоглухим научным сотрудником Научно-исследовательского института дефектологии Академии педагогических наук СССР.

В 5 лет после менингита маленькая девочка ослепла, а к подростковому возрасту утратила способность слышать. Несмотря на это Ольгу Скороходову отправили на лечение в клинику слепоглухих в Харькове, где её выздоровлением занимался выдающийся дефектолог, профессор Иван Афанасьевич Соколянский. Доктор смог восстановить разговорные навыки юной пациентки, которая спустя время вернулась к полноценной жизни и посвятила свою деятельность лечению подобных проблем.

Читайте также: