Жемчужина русского языка доклад

Обновлено: 02.07.2024

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Жемчужины русской речи. Презентация на заданную тему содержит 19 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Для ответа на него необходимо разобраться: ►Что такое пословицы? ►Как появились пословицы? ►Кто их сочиняет? ►Какие бывают пословицы? ►Зачем они нужны сегодня? ►Чему нас учат пословицы?

Методы исследования: ► Опрос ► Изучение литературы по теме ► Сбор данных для создания книги пословиц ► Анкетирование ► Размышление

Этапы работы: ►анкетирование учителей школы ►опрос родителей ►сбор пословиц по темам ►иллюстрирование пословиц ►написание сочинений по пословицам

Что такое пословицы? ►наиболее древний жанр народного творчества ►краткие народные изречения к различным явлениям жизни ►образные выражения

Как появились пословицы? ►русский народ в мудрых изречениях отражал свои традиции, обычаи ►смеялся над своими врагами ►высмеивал отрицательные черты: злость, жадность, зависть, лень и т.д. ►более поздние пословицы появились из различных литературных произведений

Форма пословиц ► пословица обычно состоит из двух частей: первая часть – меткое описание вторая – выразительная оценка ►пословица кратка, в ней нет лишних слов, каждое слово весомо, точно ►пословице свойственно особое звуковое оформление

Результатом нашего исследования стали следующие выводы: ♦ Пословицы стремятся научить и воспитать ♦ Пословицы доходчивы, конкретно выражают общие суждения. ♦ Пословицы легко запоминаются, передаются от одного к другому, переходят из поколения в поколение, становятся традиционными. ♦ Пословицы украшают нашу речь ♦ Пословицы отражают уровень воспитанности и культуры человека

актуальные методики преподавания, новые технологии и тренды в образовании, практический педагогический опыт.

Главная | Для учителей и преподавателей иностранного языка | “Жемчужина русской речи”: организуем работу с фразеологизмами


Одним из лучших украшений речи являются особые обороты, устойчивые выражения, которые называются фразеологизмами.

Работа с фразеологическими оборотами на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе направлена на обогащение словарного запаса обучающихся, расширение кругозора, привития чувства любви и уважения к русскому языку.

Интересные задания, игры, истории, викторины, загадки-шутки с фразеологизмами поддерживают интерес (мотивацию) к учебной деятельности в течение урока и развивают познавательные способности детей.

К сожалению, заданий с фразеологизмами в учебниках русского языка и литературного чтения мало, на уроках не отводится специальное время на их изучение, поэтому учителю самому нужно включать дополнительный материал в урок. Собственный опыт показывает, что задания с фразеологическими оборотами всегда интересны ученикам. Они с удовольствием включаются в работу, объясняют их значение, но почему-то быстро забывают их объяснение или путают.


Например, организовать знакомство можно с обложки книги – дать подержать, полистать, рассмотреть.
А потом показать как с ней работать на примере фразеологического оборота.

Таким образом, учитель должен особое значение придавать этимологическому анализу фразеологизмов. Ведь обращаясь к прошлому слова, обучающиеся точнее поймут его значение. А значит больше вероятности того, что ученик запомнит и сам фразеологизм, и его объяснение, и что важнее всего, будет употреблять его в своей речи в подходящей жизненной ситуации.

Кроме этого важно, чтобы учитель вводил в уроки фразеологизмы, опираясь на их классификацию, понимал, что эта должна быть систематической.

Чтобы дать учащимся представление о фразеологическом богатстве русского языка, достаточно начать знакомство с фразеологических оборотов, которые часто употребляются в речи и, наверняка, дети уже слышали их в своей жизни. Например, со словом рука или глаз.


Учитель может предложить школьникам интересные задания и игры на уроках и во внеурочной деятельности.

На уроке русского языка обращается внимание ещё на правильность и аккуратность записанных слов, к одному и тому же слову может быть несколько фразеологизмов. Игру можно провести между отдельными учениками или между командами.

1. Вам даны 10 фразеологических оборотов. Распределите их по их значению на две группы. Например, 1 группа – хорошо работать (засучив рука, в поте лица…), 2 группа – бездельничать (палец о палец не ударить, пальцем не пошевелить и др.)


Несомненно, знание фразеологии – необходимое условие глубокого овладения родным языком. Материал с фразеологическими оборотами можно предлагать параллельно с основными темами, включая и в задания. Этот материал позволит не только закрепить пройденную тему, но и возбудить у школьников интерес к уроку, создаст условия для постепенного овладения навыками пользования фразеологическим богатством.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Охвачены пословицы, поговорки, пословицы. Много творческих заданий.

Урок развития речи

Жемчужины русского языка Фразеологизмы Пословицы Поговорки В них индивидуальные особенности народа. Это неоценимый источник информации о культуре, истории. Образные выражения, обогащающие нашу речь

Жемчужины русского языка

  • 1) Воспитывать через пословицы, поговорки, фразеологизмы любовь к русскому языку, к своему народу; прививать интерес к их изучению;
  • 2) Научить правильно употреблять пословицы и поговорки в различных жизненных ситуациях, правильно определять смысл фразеологизмов, пословиц и поговорок.
  • 3)Развивать речевые умения, совершенствовать коммуникативные умения ;
  • 5)Развивать творческие способности.

Фразеологизмы


Творческая работа – сочинение с использованием фразеологизмов

Творческая работа – сочинение с использованием фразеологизмов

Фразеологический Аукцион

Фразеологический Аукцион

 Пословицы Вам выражения знакомы: Про первый блин, что вечно комом, Про сор, что из избы несут… Как их в народе все зовут? В краткой, образной форме они отражают все стороны человеческой жизни. В них заключены вековая мудрость, красота и сила русской речи.

Пословицы

Творческая работа – сочинение по пословице

  • Вам слова выданы не зря,Несложен их секрет.Из них составьте вы, друзья,На мой вопрос ответ!
  • 1. Оно не воробей, вылетит – не поймаешь.2. Когда она есть, ума не надо.3. Им лучше в грязь не ударять.4. Кто и во сне кур считает?5. Паршивая, она все стадо портит.6. В сказке был чудесный пир,Что на нем я с медом пил?

Лентяй отдыхает, а время идет.

Бывает частенько, что слово одно,

Но очень по-разному служит оно.

Примеры тут можно найти без труда:

Сказать болтуну мы порою не прочь:

Вот был я мальчишкой, да детство прошло

Не прочь и другому сказать невзначай:

Работать впустую. Что скажут потом?

О смелом мы вправе сказать наперед

А гуси и утки сухие всегда,

Стихи я пишу не жалея труда,

Случалось с тобою, ты правил не знал,

Вопросы – шутки

  • 1.Они ненавидели друг друга
  • 1. В каком фразеологизме даже враги именуются друзьями?
  • 2.Есть ли ноги у газеты, книги?
  • 3. В каком фразеологизме упоминается действие из таблицы умножения?
  • 4. Есть ли у земли лицо?
  • 5.Может ли вопрос заболеть? Есть ли у него ребро?
  • 6. В какой поговорке насекомое превращается в млекопитающее?
  • 7. Из какой поговорки можно заключить, что дрова заготовляют не в лесу?
  • 5.В фразеологизмахбольной вопрос, поставить вопрос ребром.
  • 6.Делать из мухи слона.

Исследовательская работа

Пословицы о правде Правда – свет разума; Правда – светлее солнца; Правда чаще ясного солнца; Все минется, одна правда останется; доброе дело – правду говорить смело; Кто правдой живет, тот добро наживет; Без правды не житье, а вытье; За правду не судись: скинь шапку да поклонись; Правда суда не боится; На правду нет суда; Завали правду золотом, затопчи ее в грязь – все наружу выйдет; Правда – что шило в мешке: не утаишь; В ком правды нет, в том добра мало и др.

Пословицы о правде

  • Правда – свет разума; Правда – светлее солнца; Правда чаще ясного солнца; Все минется, одна правда останется; доброе дело – правду говорить смело; Кто правдой живет, тот добро наживет; Без правды не житье, а вытье; За правду не судись: скинь шапку да поклонись; Правда суда не боится; На правду нет суда; Завали правду золотом, затопчи ее в грязь – все наружу выйдет; Правда – что шило в мешке: не утаишь; В ком правды нет, в том добра малои др.

Пословицы и поговорки связаны с историей, обычаями наших предков, с их бытом. Они обогащают нашу речь, делают её выразительной. Чем больше знает их человек, тем он интереснее. Наш долг – беречь этот мудрый чистый родник.

Слайды и текст этой презентации Открыть в PDF

Жемчужины русской речиНад проектом работали

Жемчужины русской речи

Над проектом работали
ученики 2-А класса

Главный вопрос нашего исследования:Почему пословицы живут и поныне?

Главный вопрос нашего исследования:

Почему пословицы живут и поныне?

Для ответа на него необходимо разобраться:►Что такое пословицы?►Как появились пословицы?►Кто их сочиняет?►Какие бывают пословицы?►Зачем они

Для ответа на него необходимо разобраться:

►Что такое пословицы?
►Как появились пословицы?
►Кто их сочиняет?
►Какие бывают пословицы?
►Зачем они нужны сегодня?
►Чему нас учат пословицы?

Методы исследования:► Опрос► Изучение литературы по теме► Сбор данных для создания книги пословиц► Анкетирование► Размышление

► Опрос
► Изучение литературы по теме
► Сбор данных для создания книги пословиц
► Анкетирование
► Размышление

Этапы работы:►анкетирование учителей школы►опрос родителей►сбор пословиц по темам►иллюстрирование пословиц►написание сочинений по пословицам

►анкетирование учителей школы
►опрос родителей
►сбор пословиц по темам
►иллюстрирование пословиц
►написание сочинений по пословицам

Что такое пословицы?►наиболее древний жанр народного творчества►краткие народные изречения к различным явлениям жизни►образные выражения

Что такое пословицы?

►наиболее древний жанр народного творчества
►краткие народные изречения к различным явлениям жизни
►образные выражения

Как появились пословицы?►русский народ в мудрых изречениях отражал свои традиции, обычаи►смеялся над своими врагами►высмеивал отрицательные

Как появились пословицы?

►русский народ в мудрых изречениях отражал свои традиции, обычаи
►смеялся над своими врагами
►высмеивал отрицательные черты: злость, жадность, зависть, лень и т.д.
►более поздние пословицы появились из различных литературных произведений

Форма пословиц► пословица обычно состоит из двух частей: первая часть – меткое описание

► пословица обычно состоит из двух частей:
первая часть – меткое описание
вторая – выразительная оценка
►пословица кратка, в ней нет лишних слов, каждое слово весомо, точно
►пословице свойственно особое звуковое оформление

Пословицы охватывают все стороны жизни народа:РодинаТрудСемьяЛюбовьДружбаУчебаДобро и злоЯвления природыЖивотные

Пословицы охватывают все стороны жизни народа:

Родина
Труд
Семья
Любовь
Дружба
Учеба
Добро и зло

Любимые пословицы наших родителей:

Любимые пословицы наших родителей:

Любимые пословицы учителей начальной школы

Любимые пословицы учителей начальной школы

Любимые пословицы учителей-предметников

Любимые пословицы учителей-предметников

Наши рисунки:Виноградова Д.

Срубил дерево – посади два (Федоров Я.)

Срубил дерево – посади два (Федоров Я.)

Тише едешь – дальше будешь. ( Дегодюк Е.)

Тише едешь – дальше будешь. ( Дегодюк Е.)

Наши сочинения:Поспешишь – людей насмешишь. Один мальчик по имени Дима так спешил

Пословицы, используемые на уроках чтения:

* Порядок – душа всякого дела
* У лодыря, что ни день, то лень
* Не мил и свет, когда друга нет
* Добрый человек добру и учит

♦ Пословицы стремятся научить и воспитать♦ Пословицы доходчивы, конкретно выражают общие суждения. ♦ Пословицы легко

♦ Пословицы стремятся научить и воспитать
♦ Пословицы доходчивы, конкретно выражают общие суждения.
♦ Пословицы легко запоминаются, передаются от одного к другому, переходят из поколения в поколение, становятся традиционными.
♦ Пословицы украшают нашу речь
♦ Пословицы отражают уровень воспитанности и культуры человека

Читайте также: