Жаргонизмы в речи современных школьников доклад

Обновлено: 30.06.2024

Объектом моей исследовательской работы является речь современных школьников.

Предметом исследования степень засорённости речи школьников жаргонами и жаргонизмами и их влияние на формирование культуры общения. Выясним как часто и какие именно жаргоны используют в моем окружении одноклассники и друзья.

Актуальность данной темы заключается в следующих показателях:

  • Первый показатель культуры – это наша речь, но наблюдается утрата понимания ценностей родного языка, многими школьниками.
  • Существует необходимость формирования культуры речи, обучающихся для адаптации и самовыражения в современном мире.

Цель данной работы:

  • Изучение жаргонной лексики у одноклассников и друзей.
  • Проанализировать речь современных школьников с точки зрения, как количественного, так и качественного использования ими жаргонизмов.
  • Выяснить причины употребления школьниками большого количества жаргонизмов.
  • Пробудить интерес к красоте русского языка.

Для достижения поставленных целей, я поставил для себя следующие задачи:

  • Изучить понятия жаргона, выявить его положительные и отрицательные стороны.
  • Провести анкетирование учащихся, чтобы исследовать их речь с целью:
    • выделения наиболее употребляемых жаргонных слов
    • частотности использования жаргонизмов
    • причины их употребления одноклассниками и друзьями.

    Сделать выводы о необходимости употребления жаргонов одноклассниками и определить степень их влияния на русский язык и культуру общества.

    Подводя итог, хочется сказать, что школьный жаргон, к сожалению, — это неотъемлемая часть речи современного подростка, жаргон был, есть и будет в школьной лексике, негативно влияя на культуру речи и засоряя русский литературный язык.

    Но, опять же хочется обратить внимание, что это возрастное явление, которое характерно для данного возраста, дальнейшее употребление либо не употребление жаргонов будет завесить от каждого человека отдельно, кто в какой сфере находится, какой деятельностью занят и какой круг общения его окружает, и на сколько человек образован и наполнен словарным запасом.

    Если бы в выборном направлении мне предложили провести еще одну исследовательскую работу, я бы обязательно попытался найти пути формирования культуры речи школьников для адаптации и самовыражения в современном мире без использования жаргонов и жаргонизмов.

    • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
    • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

    Молодежный жаргон в речи современных школьников

    Гаврикова Виктория, Заболотская Виктория, 7Б класс,

    МБОУ Школа № 137

    Калининского района ГО г. Уфа РБ

    Руководитель: Гималетдинова Л.Р.,

    учитель русского языка и литературы

    Актуальность темы заключается в активном использовании жаргона в речи учащихся школы во все времена, повышенном интересе школьников к нему как к кодифицированному языку. Из темы вытекает проблема, с которой столкнулся русский язык на современном этапе: засилье жаргонных выражений в речи нынешних подростков. Оказалось, что жаргон стал неотъемлемой частью общения школьников в конце XX века, да и сейчас без него не могут обойтись учащиеся нашей школы.

    При написании исследовательской работы мы использовал следующие методы : сбор информации и материалов по данной теме, анализ собранных материалов, опрос одноклассников и учащихся нашей школы.

    Мы провели наблюдение среди учащихся нашей школы, подразделяя их на звенья. В результате опроса нам удалось выяснить, какие жаргонизмы употребляют в речи учащиеся разных возрастных групп .

    Мы предполагали, что в речи учащихся преобладает ограниченная в употреблении лексика: сленг, жаргонизм - часто употребляемые в речи школьников, их употребление связано с желанием выделиться среди людей, быть современными. Жаргонные слова составляют смысловые группы, связанные с жизнью и деятельностью школьников. В результате исследования гипотеза подтвердилась. Подтвердилась и вторая гипотеза, учащиеся среднего звена чаще употребляют жаргонные слова, чем младшие школьники и старшеклассники.

    2. Основная часть

    2.1. Жаргон. История возникновения жаргона ……………………………4
    2.2. Сферы употребления жаргона ………………………………………………5
    2.3. Молодёжный жаргон и его функции …………………………………….…5
    3. Заключение ……………………………..……………………………………..10
    4.Литература…………………………………..……………………………..…..12
    5. Приложение
     Статистические данные социологического опроса …………………….13
     Толковый словарик молодёжного жаргона……………………………. 15

    В работе поднимается проблема употребления в русском языке жаргонных слов, сленга.

    Новизна работы обуславливается тем, что исследование проводилось на базе средней школы №137, полученный материал характеризует среду, в которой происходит взаимодействие между людьми разных возрастных групп.

    Актуальность темы заключается в активном использовании жаргона в речи учащихся школы во все времена, повышенном интересе школьников к сленгу как к кодифицированному языку. Из темы вытекает проблема, с которой столкнулся русский язык на современном этапе: засилье сленговых выражений в речи нынешних подростков. Оказалось, что жаргон стал неотъемлемой частью общения школьников в конце XX века, да и сейчас без него не могут обойтись учащиеся нашей школы.

    Любовь к русскому языку, интерес к научно – практической деятельности, стремление оказать пользу сверстникам в плане культуры речи вызвали желание исследовать данную тему.

    Цель нашей работы – изучить особенности речи современных школьников.
    Задачи исследования:

    Объект исследования – языковая среда учащихся, литература, посвященная жаргонам, данные интернета.

    Предмет исследования – молодёжный жаргон.

    Гипотеза: в речи учащихся преобладает ограниченная в употреблении лексика: сленг, жаргонизм - часто употребляемые в речи школьников, их употребление связано с желанием выделиться среди людей, быть современными. Жаргонные слова составляют смысловые группы, связанные с жизнью и деятельностью школьников.

    Методы исследования: поисковый, исследовательский.

    Основные этапы исследования.

    Исследование проводилось с октября 2017 года по ноябрь 2017 года, имело несколько этапов.

    На первом этапе изучалась литература по теме исследования.

    На втором этапе проводился опрос школьников, анализировались полученные результаты.

    2.1. Жаргон. История возникновения жаргона

    Жаргон – речь какой-нибудь социальной группы, объединённой общими интересами, отличающаяся от общенародного языка словами, выражениями преимущественно искусственного образования.

    В России жаргоны также существовали издавна. Они возникли ещё в феодальной Руси на основе русского языка в особых исторических и социальных условиях. На них говорили люди, принадлежавшие к какой-либо социальной группе и ставившие своей целью скрыть что-либо от окружающих, например, профессиональные секреты. К ним можно отнести лошадиных барышников, портных, шаповалов, жестянщиков, условные языки которых сохранялись и в конце XIX века, и даже в начале XX века. Ярким примером этому явлению будет жаргон офеней – мелких торговцев, который состоял из исковерканных до неузнаваемости форм и слов литературного русского языка. Таким способом офени обменивались информацией, не предназначенной для чужих ушей. Другая причина появления жаргона – скрыть, замаскировать преступный характер своих замыслов и действий (такова речь преступников).

    От обычной речи всех говорящих по-русски жаргон отличается, главным образом, своим словарным составом – лексикой.

    2.2. Сферы употребления жаргонов

    Сфер употребления жаргонов очень много. И каждая сфера употребления своеобразна, в каждой есть свои жаргонизмы, не употребляемые в других.

    Основной принцип различения жаргонов – это профессиональная деятельность людей. В этой сфере употребляются профессионализмы как разновидность жаргона. Свой жаргон у студентов, у врачей, у учителей, у милиционеров, у военных и у многих других групп людей, объединённых по профессиональному признаку. Употребляя жаргонизмы, свойственные их профессии, представители данных социальных групп не ставят своей целью зашифровать свою информацию, а стремятся облегчить взаимопонимание и ускорить обмен информацией.

    Вот некоторые примеры профессиональных жаргонизмов:

     окно – на языке учителя это означает промежуток в расписании;

     пара – на языке студента это сдвоенное занятие;

     дух – на языке военных это солдат-новобранец.

    Употребляется жаргон не только среди людей определённой профессии. Распространяется он и среди определённых слоёв населения.

    Особенный жаргон в криминальном мире. В нём жаргонные слова употребляются как раз для того, чтобы обособиться от других социальных групп, сделать свой язык как можно более непонятным для окружающих.

    Не менее интересен в этом плане и молодёжный жаргон, который стремится к тому же, но не с целью скрыть какие-то противоправные деяния, а с целью обрести свободу выражения.

    Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что основными сферами употребления жаргонизмов являются профессиональные объединения и социальные группы общества.

    2.3. Молодёжный жаргон и его функции

    Молодёжный жаргон – это особый язык молодых людей, с помощью которого они общаются.

    Мы провели анкетирование среди учащихся 4,9 и 11 классов и выяснили, что употребляется молодёжный жаргон как в неформальной обстановке: в клубе, на дискотеке, на улице, в компании друзей, среди молодёжи, так и в официальной, например, в школе. Причём 10% девятиклассников и 18% одиннадцатиклассников считают, что пользоваться молодёжным сленгом можно везде.

    Из 51 человека опрошенных только один (2%) не употребляет в своей речи жаргонизмы, объясняя это тем, что хочет быть культурным человеком. Остальные 98% находят причины для употребления молодёжного жаргона. Девятиклассники основными причинами употребления жаргона называют следующие:

     все так говорят – 47%

     так проще и удобнее – 43%

     так интереснее – 5%

    У одиннадцатиклассников более широкий спектр причин:

     такая компания – 11%

     такое время – 5,5%

     без них трудно – 5,5%

     вынуждает круг общения – 5, 5%

     это слова-паразиты – 5, 5%

    Из этого перечня причин можно сделать следующие выводы: 14-15-летние подростки воспринимают молодёжный жаргон как нечто само собой разумеющееся и позитивное, подростки 16-17 лет оценивают это явление не столь однозначно и не столь позитивно: только 11% подростков этого возраста считают молодёжный жаргон модным и приносящим радость. Другие – 44,4% - пользуются им по инерции (привыкли – и не хочется ничего менять), а третьи – 33% - вынуждены так говорить, потому что этого требует время, молодёжная компания, потому что жаргонизмы – это слова-паразиты.

    Таким образом, мы можем сделать следующий вывод: чем старше становится подросток, тем меньше у него желание употреблять молодёжный сленг. Ведь одиннадцатиклассники не только называют причины, по которым они употребляют жаргонизмы, но и вместе с тем объясняют, почему они не могут не употреблять их.

    глаголы, несущие в себе значение общения:

    Но экспрессивная функция в молодёжном жаргоне выходит на первый план. Собранный языковой материал позволяет нам со всей уверенностью заявить, что все слова и выражения, используемые носителями молодёжного жаргона, имеют экспрессивную окраску, то есть передают определённые чувства говорящих. В качестве примера будет интересен семантико-стилистический анализ наречий, слов состояния, устойчивых выражений, присущих молодёжному сленгу.

    Среди наречий можно выделить всего одну группу по значению: это наречия образа действия:

    Наибольший интерес представляют собой устойчивые выражения, использующиеся в молодёжном жаргоне. Их довольно много. И оценки, которые они несут в себе, более разнообразны.

    Примеры грубой фамильярности и лихости:

    Популярность именно этих языковых средств, на наш взгляд, объясняется тем, что с их помощью можно эмоционально, кратко и точно обрисовать не только состояние человека, но и целую ситуацию. А такое многообразие значений устойчивых выражений молодёжного сленга можно объяснить желанием его носителей разнообразить свой язык, сделать его более выразительным и, наконец, проявить свою индивидуальность.

    И здесь уместно рассмотреть приёмы формирования жаргонной лексики.

    Приёмов такого формирования несколько: 1) семантическая специализация, то есть сужение смыслового значения слов обычного языка; 2) переносное, метафорическое употребление общелитературных слов и выражений; 3) сокращение, усечение и упрощение слов.

    Из данных приёмов молодёжный жаргон активно использует один приём:

    Использование именно этого приёма (а он используется в художественном стиле речи с целью создания ярких, эмоциональных образов) в формировании молодёжного жаргона ещё раз подтверждает установленный нами факт, что основной функцией молодёжного сленга является экспрессивная функция.

    Молодёжный сленг активно пользуется этой функцией. Напомним, что при опросе подростков 90% девятиклассников объяснили причину употребления ими молодёжного жаргона тем, что все так говорят и что так проще и удобнее общаться.

    Почему тинэйджеры куда проще находят общий язык со своими сверстниками, нежели чем взрослые? Потому, что говорят на своём языке, языке, понятном только им и, как следствие, объединяющим их. К тому же молодёжный жаргон, как и литературный язык, имеет свои фразы-клише, устанавливающие контакт.

    -Здравствуй, друг. – Привет, чувак (перец)!

    -Как я рад Вас видеть. – Хорошо, что нарисовался (припёрся).-Как Ваше здоровье? – Чего колбасит (таращит, плющит)?

    -О чём разговор? – О чём базар?

    Итак, мы установили функции молодёжного жаргона, объяснив тем самым и причины его употребления. Молодёжь активно использует в своей речи жаргон, так как он передаёт эмоции говорящих – экспрессивная функция, так как он помогает установлению контакта между собеседниками – фатическая функция, так как он помогает быстрому обмену информацией – коммуникативная функция.

    Главной целью нашей работы стало изучение особенностей молодёжного общения. Основной задачей - выяснение того, что такое молодёжный жаргон и каковы его функции.

    Мы выяснили, что молодёжный жаргон – это особый язык молодого поколения. Нами был составлен краткий словарь молодёжного сленга, который позволил нам сделать вывод об экспрессивности молодёжной лексики.

    Также мы выявили сферы употребления молодёжного жаргона. Определённый сленг присущ любому профессиональному объединению и некоторым социальным группам общества.

    Установлены причины употребления молодёжного жаргона: во-первых, все так говорят, во-вторых, так проще и удобнее, в-третьих, просто нравится, в-четвёртых, по привычке, в-пятых, окружение обязывает. И, наконец, выявлены функции молодёжного языка. В первую очередь, это экспрессивная функция. Все слова и выражения, используемые носителями молодёжного жаргона, имеют экспрессивную окраску, то есть передают определённые чувства говорящих. Весьма важна для молодёжного жаргона и фатическая функция, цель которой установление контакта с собеседником. Коммуникативная функция тоже присуща молодёжному жаргону.

    Каков же прогноз на будущее для молодёжного жаргона? Социологический опрос, проведённый нами, позволил сделать следующие выводы: 14-15-летние подростки активно употребляют молодёжный жаргон, подростки 16-17 лет также являются его носителями, но только малая часть подростков этого возраста считают молодёжный жаргон модным. Большая их часть пользуется им по привычке. А ещё часть подростков вынуждена так говорить, потому что этого требует их окружение.

    Таким образом, мы можем сделать следующий вывод: чем старше становится подросток, тем меньше у него желание употреблять молодёжный жаргон. Ведь одиннадцатиклассники не только называют причины, по которым они употребляют жаргонизмы, но и вместе с тем объясняют, почему они не могут не употреблять их. Как только изменится их окружение, изменятся условия их существования, отпадёт и надобность в употреблении жаргонизмов.

    Также в нашей работы мы выдвинули гипотезу исследования: сленговые выражения являются показателем низкой речевой культуры учащихся, они засоряют и огрубляют речь. Используя различные методы исследования, мы доказали, что жаргонизмы засоряют нашу речь, обедняют ее. Литературный язык делает речь ярче, красочней, богаче.

    Нам кажется, что у сверстников данная работа вызовет интерес. Возможно, поняв комичность, нелепость употребляемых слов, многие задумаются о неуместности их употребления, что будет способствовать повышению речевой культуры учащихся. Дополнительно мы учились применять исследовательские подходы и методы.

    Исследовательская работа убедила нас, что необходимо бороться с грубыми словами в школьном жаргоне, как с проявлением насилия на речевом уровне. Жаргон школьников – дурная привычка, от которой очень трудно избавиться.

    Как бы банально это не звучало, но завершить данную работу хочется напоминанием о том, что основой речи любого человека (и молодого тоже) должен быть всё-таки литературный русский язык!

    Для того, чтобы обогащать свою речь нужно читать художественную литературу. Мы всегда берём пример с родителей и нашего окружения, поэтому за своей речью нужно следить каждому.


    СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




    Жаргонизмы и слова-паразиты в речи современных школьников

    1 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Основная общеобразовательная школа имени М.Ю. Козлова"

    1 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Основная общеобразовательная школа имени М.Ю. Козлова"


    Автор работы награжден дипломом победителя III степени

    Текст работы размещён без изображений и формул.
    Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

    Слово – это важнейшая нормативная единица языка, являющаяся строительным материалом для предложения (высказывания). Высказывание строится из слов, смысл высказывания - из значений этих слов. Для правильного осмысления высказывания необходимо не только знание значений всех слов, но и знание речевой ситуации. Согласно правилам языка, в высказывании не должно быть ни одного слова, которое бы не принимало участия в выражении смысла высказывания. Появление таких слов есть нарушение правил языка.

    Основная масса современных нарушений чистоты речи связана с употреблением грубых, просторечных слов, жаргонизмов, а также лишних, сорных слов. Наиболее часто встречаются в речи, особенно подростков и молодежи, жаргонные слова и слова-паразиты. Именно они и стали объектом внимания моей научно-исследовательской работы.

    Актуальность моей работы заключается в том, что многие школьники считают жаргонизмы и слова - паразиты необходимыми словами своей речевой культуры, не понимая, что они засоряют и огрубляют наш язык. Неужели без них действительно нельзя обойтись? Почему эти слова так вошли в нашу жизнь? Почему молодежь предпочитает говорить неправильно? Можно ли вылечить от жаргонных слов и слов-паразитов наш язык?

    Гипотеза. Основная причина употребления стилистически сниженной лексики - привлечение внимания к себе и речевая скудость. Но повысить свою речевую культуру может каждый.

    Цель моей работы: изучение проблемы засоренности речи учащихся 5- 9 классов жаргонной лексикой и словами-паразитами и поиски путей решения данной проблемы.

    1. Изучить теоретический материал о жаргонизмах и словах-паразитах.

    2. Проанализировать речь современных школьников с точки зрения использования ими в речи жаргонных слов и слов-паразитов.

    3. Провести собственный эксперимент по улучшению качества речи своих одноклассников.

    4. Сформулировать выводы и дать рекомендации, направленные на преодоление чрезмерного употребления учащимися в речи жаргонной лексики и слов-паразитов.

    Объект исследования: школьная языковая среда, разговорная речь школьников

    Предмет исследования - использование жаргонных слов и слов-паразитов современными школьниками в повседневной жизни.

    База исследования: МБОУ ООШ 20.

    Методы исследования:

    - метод сбора информации (изучение научно-популярной литературы);

    1. Теоретическое содержание исследования.

    1.1 Жаргон как особая разновидность лексики.

    Судьба русского языка - тема, которая не может остаться без внимания. Очевидно, что язык существенно меняется в связи с преобразованиями и изменениями в жизни общества. Это в первую очередь находит отражение в лексике. Особую группу слов в русском языке составляют жаргонизмы.

    Жаргон развивается в среде более или менее замкнутых коллективов: школьников, студентов, военнослужащих, различных профессиональных групп. Жаргон представляет собой специализированную разновидность языка, используемую отдельной, относительно устойчивой социальной группой, объединяющей людей по признаку профессии, положения в обществе, интересов или возраста. В современном языке жаргон получил широкое распространение, особенно в языке молодёжи (молодёжный сленг). Речь современной молодёжиприводит в негодование учителей, родителей, представителей старшего поколения, остро реагирующих на режущие ухо выражения. В самом деле, есть о чем беспокоиться: по данным последних исследований, в подростковой среде степень жаргонизации речи превышает 50% для юношей и 33% для девушек.

    Жаргонная лексика уступает литературной в точности, что определяет ее неполноценность как средства общения. Выделяются следующие основные виды жаргонизмов: школьный, профессиональный, сетевой, армейский, геймерский, уголовный.

    В данной работе объектом нашего исследования стал школьный жаргон, с помощью которого общаются современные дети.

    Особенно часто человек, имеющий в своем активном словаре паразитов, начинает употреблять их, когда волнуется или торопится произнести свою речь. В этом случае слова-сорняки говорят о психологических особенностях человека – о том, что он нервный, беспокойный, торопливый.

    Слова-паразиты - это пустые слова, которые сильно искажают нашу речь. Присутствие в нашей речи слов-паразитов нарушает четкое, ясное и правильное произношение и восприятие устной речи, делает наш язык малопонятным и невыразительным.

    2. Практическая часть

    2.1. Анкетирование учащихся и анализ полученных результатов.

    К сожалению, ненормированная лексика встречается у современных школьников и является на сегодняшний день устойчивым развивающимся явлением. И поэтому я решила выяснить, как учащиеся моей школы относятся к жаргонизмам и словам-паразитам, какие слова и обороты чаще употребляют и с какой целью они это делают. Я составила вопросы и провела анкетирование.

    В анкетировании - опросе приняло участие 95 обучающихся МБОУ ООШ № 20 п. Никель. Это ребята 5,6,7,8,9 классов (Вопросы к анкете № 1 в Приложении № 1).

    - Надо больше читать книг

    - Общаться с умными людьми

    Таким образом, опрос обучающихся показал, что они активно используют в своей речи и жаргонную лексику, и слова - паразиты, особенно в общении друг с другом. Они считают эти слова и выражения необходимыми в своей речи, и многие даже не задумываются о том, чтобы от них избавиться.

    2.2 Словарь самых распространенных жаргонизмов и слов - паразитов.

    На основании полученных анкет я составила словарь самых распространенных жаргонизмов и слов - паразитов, употребляемых ребятами из моей школы (словарь жаргонизмов и слов-паразитов в Приложении № 2). Слов и выражений ограниченной лексики оказалось очень много, но для проекта я выбрала самые нейтральные и безобидные.

    1. Каждый день они должны были прочитывать вслух какое-то небольшое произведение или отрывок из него. Предпочтение отдавалось художественным произведениям классической литературы (Примерный список произведений я составила, смотреть Приложение № 3).

    2. Каждый день ребята должны были сочинять небольшой рассказ на определенную тему и записывать себя на диктофон, а потом слушать себя, отмечая ошибки в речи ( Список тем смотреть в Приложении № 4)

    3. С целью контроля за своей речью вести дневник наблюдений, записывая туда свои достижения, ошибки, какие-то понравившиеся фразы из прочитанных произведений.

    4. За случайно произнесенное непотребное слово « наказывать « себя приседаниями по 10 раз.

    6. В течение установленного времени пропевать одну известную песню (Список песен в Приложении № 5).

    По истечении 10 дней я собрала ребят и провела повторное исследование. Результат эксперимента меня порадовал. Своим одноклассникам я предложила новую анкету (Анкета № 2 в Приложении № 6)

    - Мне понравилось и читать, и петь каждый день. Думаю, именно это позволило мне увидеть и почувствовать красоту и богатство русского языка.

    - После чтения лучших произведений художественной литературы мне стало стыдно употреблять в своей речи совершенно пустые, ненужные слова.

    - Я один из тех, кто не изменил особого отношения к жаргонизмам и словам - паразитам, так как считаю: они часть речевой поведения современного человека, и тем не менее, после каждодневного контроля за собой я решил стремиться быть культурным человеком.

    - В первые дни приходилось приседать по несколько раз в день, но это пошло мне на пользу. Я укрепил свое здоровье и научился следить за собой.

    Таким образом, проведенная мною работа показала, что стать культурным человеком можно, побеждая в себе лень и применяя силу воли, было бы желание, а также вполне вероятно и избавиться от жаргонизмов и от слов - паразитов. Все ребята после практической деятельности, однозначно, задумались о качестве своей речи. А самое главное: у многих появилось желание продолжать начатое дело, работать над своей речью, добиваясь её чистоты и правильности.

    Современный язык школьника весьма разнороден. Непринужденный молодёжный сленг стремиться уйти от скучного мира взрослых, родителей, учителей. Чаще всего он резкий, громкий, дерзкий. Язык отражает внутренние устремления подростков ярче и сильнее, чем одежда, причёска, образ жизни. Их привлекает в жаргонной лексике необычность звучания, эмоциональная окраска. Причинами употребления ненормированной лексики являются:

    - желание выражаться модно, оригинально, современно;

    - стремление быть похожими на большинство сверстников, потому что так говорят все;

    - возможность выражаться иносказательно, так, чтобы не поняли старшие: родители, учителя;

    - невозможность выразить свои мысли посредством литературного языка;

    - эмоциональная разгрузка, ликвидация агрессии;

    - желание казаться более взрослым.

    В результате кропотливого труда по исследованию современной речи школьников моя гипотеза подтвердилась. В процессе неформального общения учащиеся школы активно используют жаргонную лексику, что является устойчивым и активно развивающимся языковым явлением и снижает речевую культуру подростков.

    Основная причина употребления стилистически сниженной лексики - привлечение внимания к себе и речевая скудость.

    Школьники употребляют ненормированную лексику, чтобы выделиться, привлечь внимание к себе, быть, как все. Бравируют языком, упрощают слова, используют для ненужной связки слов - сорняки. Поступая так, школьники приобретают дурную, вредную привычку, от которой избавиться о том можно только усилиями разума и воли.

    Использование жаргонизмов и слов-паразитов делают нашу речь непонятной и небрежной. Они, действительно, засоряют и огрубляют нашу речь. Очень многими слова из данной лексики можно оскорбить человека, задеть за живые чувства. Эти слова и выражения мешают людям понимать друг друга, а зачастую и сильно раздражают. И без них вполне можно обойтись.

    Список литературных источников.

    1. Головин Б.Н. Как говорить правильно -М.: Просвещение, 1988.- 106с.

    2.Ильяш М.И. Основы культуры речи. Киев/ М.И.Ильяш. - Одесса, 1984.-254 с.

    4. Д. С. Лихачев. Письма о добром и прекрасном.- Москва,1996

    6.О.Л.Соболева Справочник школьника 5-11 классы. Русский язык /М.: АСТ. 2003г.

    7.В.В.Соколова.Культура речи и культура общения. - М.: Просвещение, 1995.

    Опрос-анкетирование для исследования современной речи школьников

    1)Употребляете ли вы жаргонные слова в своей речи? Приведите примеры.

    (Жаргон - нелитературная разговорная речь, это упрощенные слова нередко с грубой, иронической окраской, например, училка- учитель, телек-телевизор, зубрила- умный человек, скатать-списать, комп-компьютер и т. п.)

    2)Употребляете ли вы слова - паразиты в своей речи? Приведите примеры .

    (Слова-паразиты – это слова - сорняки в нашей речи. Ничего не обозначают , не несут смысловой нагрузки, являются лишними и засоряют речь, например, как бы, в натуре, короче, в принципе ,типа того, значит, блин и др .

    -так говорят все, и я буду

    -так легче общаться

    -мне всё равно, как я говорю

    -сейчас так модно

    -помогают преодолеть недостаток слов

    -свой вариант ответа

    4)Считаете ли вы, что употребление подобной лексики – вредная привычка?

    5)А нужно ли избавляться от ненормированной лексики? Почему?

    6)Как же вылечить наш язык от жаргонизмов и слов-паразитов? Ваши предложения, советы.

    2.Словарь наиболее распространенных жаргонизмов в речи современных школьников


    Хорошие слова способны лечить, скверные же работают как убийцы.

    Цель исследование: изучение жаргонной лексики у детей в возрасте 9–11 лет.

    Объект исследования: младшие школьники в возрасте от 9–11 лет.

    Работая над этой темой, я обращался к различным источникам таким, как газеты, журналы, словари, энциклопедии и интернет-ресурсы.

    Прежде чем начать мое исследование я обратился к толковому словарю Ожегова, чтобы узнать значение слова жаргон.

    Жаргон — это речь, какой-нибудь социальной или иной объединенной общими интересами группы, содержащая много слов и выражений, отличных от общего языка.

    Когда я прочитал этот термин, я понял, что слово жаргон синонимично к слову сленг. И обратился к толковому словарю Ефремовой. Сленг — совокупность слов и выражений, употребляемых представителями определенных групп, профессий и составляющих слой разговорной лексики, не соответствующей нормам литературного языка.

    Общешкольный жаргон — это жаргон, понятный любому человеку в данном классе, а часто и общий для всего учебного заведения.

    В своей работе я хочу остановиться на первой группе (общешкольный жаргон).

    Примеры общешкольных жаргонов:

    Я проводил исследование в своей школе. В исследовании принимали участие 3, 4 классы. В анкетировании принимали участие 53 человека. Мне важно было выяснить, для чего мои сверстники употребляют жаргонные слова, какие слова более распространенные в речи школьников.


    Из чего можно сделать вывод, что все 53 школьника употребляют в речи жаргонную лексику, но по разным причинам.

    После анкетирование были выявлены следующие тематические группы жаргонизмов

    1. Наименование людей по качеству их характера: овца, козел, лох, тормоз, шестерка, ботаник, дятел, дебил.
    2. Наименование людей по родству: предки, маманя, браток, братан, сеструха, папаня, папаша.
    3. Бытовая техника: комп, мобила, телик, ящик, видак.
    4. Наименование людей по профессии: мент, бомжара, водила, училка.
    5. Состояние, оценка: клёво, классно, супер, ништяк.

    Из чего можно сделать вывод, что почти все группы людей употребляют жаргонную лексику.

    Жаргоны объединяют людей разных групп, в том числе и школьников.

    В ходе исследования мною были выявлены основные причины употребления жаргона у младших школьников.

    Так же были выявлены тематические группы жаргонизмов (наименование людей, бытовой техники, состояния).

    Жаргоны — это уже часть русского языка. Они прочно вошли в нашу речь. Употреблять или не употреблять жаргонизмы — это дело каждого. Но давайте не будем забывать, что человека судят по его речи. Давайте не будем загрязнять великий русский язык. Мы должны сохранить великую русскую речь.

    Основные термины (генерируются автоматически): жаргон, жаргонная лексика, наименование людей, общешкольный жаргон, слово, бытовая техника, литературный язык, русский язык, толковый словарь, тематическая группа жаргонизмов.

    Похожие статьи

    «Жаргон — это речь социальной группы, полная слов и выражений, свойственных только

    «Сленг — это сложная и живая форма языка, интересная лингвистам не только для ее форм.

    Употребление средствами массовой информации нелитературной.

    Военный жаргон, журналистский жаргон, компьютерный сленг, игровой жаргон, сетевой жаргон, молодёжный сленг и др.

    Ключевые слова: молодёжный сленг, речь студентов, жаргонная лексика, жаргонизмы. В современном русском языке выделяют молодёжный.

    Особенности студенческого жаргона | Статья в сборнике.

    Что такое жаргон? Жарго́н (фр. jargon) — социолект; отличается от общеразговорного языка специфической лексикой и фразеологией, экспрессивностью оборотов и особым использованием словообразовательных средств, но не обладающий собственной.

    Сопоставительный анализ единиц русского и китайского.

    Ключевые слова: жаргон, молодёжный жаргон, китайский и русский молодёжный жаргон, тематическое описание, сопоставительный анализ. В социолингвистике язык рассматривается как явление социальное, возникновение и развитие которого выступает неотъемлемой частью.

    Особенности современного молодежного сленга

    Сленг — совокупность слов и выражений, употребляемых представителями определенных групп, профессий и составляющих слой разговорной лексики, не соответствующей нормам литературного языка. После того, как я узнал, что такое жаргон и сленг.

    Употребление сленговой лексики в курсантской среде

    Ключевые слова: сленг, военный жаргон, курсантский сленг. Одной из основных функций языка является коммуникативная функция.

    Сленг, также, как и литературный язык, отражает образ жизни, нравы, привычки и обычаи, той языковой общности, продуктом которой он является.

    сленг, слово, устная речь, литературный язык, термин.

    Печатный язык постоянно развивается и совершенствуется. Литературный язык не может в короткие сроки подстроиться под современные реалии. Постоянно меняющиеся действительность вынуждает литературный язык заимствовать из сленга и жаргонизмов.

    К вопросу о молодёжном сленге (на примере молодёжного сленга.

    Ключевые слова: молодёжный сленг, речь студентов, жаргонная лексика, жаргонизмы.

    В современном русском языке выделяют молодёжный жаргон, или сленг(от англ. slang — слова и выражения, употребляемые людьми определенных профессий или возрастных групп).

    Студенческий сленг в историческом контексте | Статья в журнале.

    Читайте также: