Жанр робинзонады в мировой литературе доклад

Обновлено: 01.06.2024

Подобный синтез образовал новую разновидность авантюрно-приключенческого романа, названную позднее робинзонадой — по имени главного героя романа Дефо. Унаследованными от жанров-предшественников чертами нового жанра явились:

— сюжет и фабула, подразумевающие выпадение главного героя из привычной ему среды и изоляцию в другой, весьма непривычной (но не вполне незнакомой) среде.

— повествовательная структура, выполненная в виде сочетания мемуаров и дневника. Точки зрения персонажа и автора идентичны, а, точнее, точка зрения персонажа является единственной, поскольку автор от текста полностью абстрагирован.

— совмещение хроникального и ретроспективного аспектов повествования.

Среди основных способов достижения иллюзии правдоподобия К. Н. Атаровой выделялись:

— прием самоустранения автора;

— полное отсутствие литературности (простота);

Таким образом, прием перемещения в прошлое открыл перед робинзонадой новые горизонты. Благодаря синтезу робинзонады и перемещения в прошлое, роль дикой природы в исторической робинзонаде могла быть отведена человеческому обществу. Герои исторической робинзонады, подобно тому, как Робинзон перестраивал в соответствии со своими нуждами природную среду, вслед за героем Марка Твена начали предпринимать попытки перестройки не только окружающей природной среды, но и нового для них социума.

Итак, к концу XX века историческая робинзонада приобрела следующие определяющие жанр черты:

— шаблон, подразумевающий выпадение главного героя из современности и долговременную его изоляцию в прошлом (при этом в последнее время герой часто оказывается способен в любой момент прервать изоляцию, но не делает этого, оставаясь в прошлом по собственной воле);

— точка зрения главного героя является единственной, поскольку автор, как правило, полностью абстрагирован от текста (точнее, главный герой и есть воплощение автора и выразитель его идей и взглядов, причем эти взгляды также должны быть узнаваемы и разделяемы массовым читателем);

— главный герой перестраивает окружающую среду (прошлое) в соответствии со своей (точнее, автора и вместе с ним — массового читателя) точкой зрения на то, как она должна быть организована для комфортного (как в материальном, так и в духовном смысле) существования;

— прошлое, настоящее и будущее главного героя описывается при помощи стандартных, однозначно опознаваемых массовым читателем наборов стереотипов, что укрепляет достоверность, правдоподобие произведения в глазах массового читателя;

— образ главного героя — это образ простого, ничем не выдающегося современника читателя и автора, однозначно узнаваемого массовым читателем как таковой; при этом образ героя всегда положителен.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

КРИЗИС ЖАНРА. Радищев

Специфика романтической фантастической повести и ее генезис

Специфика романтической фантастической повести и ее генезис Самой продуктивной формой фантастической прозы оказалась повесть, поскольку именно средний объем текста был наиболее пригоден для создания и поддержания атмосферы тайны, напряженности и занимательности

Генезис практик себя: Платоновская модель

Генезис

Генезис Чаадаев рано начал понимать лояльность как трагедию. Он делал приличную карьеру, служил адъютантом Васильчикова, командира гвардейского корпуса, и именно от него был послан в октябре 1820 году в Троппау, где собрались представители Священного Союза — обсуждать

ДЖОН ОБРИ И ГЕНЕЗИС «MONIMENTA DRITANNICA«309 310 (1982)

ДЖОН ОБРИ И ГЕНЕЗИС «MONIMENTA DRITANNICA«309310 (1982) Уместить Джона Обри в пределы краткого эссе – задача не из легких. Как описать гения, который никогда ничего так и не смог завершить? Который оставил не только все свои труды, но и все свое потомство в абсолютной неразберихе. Кто

Самосознание и понимание жанра

Самосознание и понимание жанра Ранее я отмечал, что одним из путей не сделать ваших персонажей глупыми является спросить себя, что бы вы сделали на их месте.Чтобы вы подумали в первую очередь, дорогой читатель, обнаружив себя загадочным образом перенесенным в магический

7. Внутренний и внешний генезис эротического образа

7. Внутренний и внешний генезис эротического образа Горестное недоумение, пропитывающее повесть Ган, заставляет нас вернуться к вопросу о том, откуда, собственно, является или должен явиться к романтику его воплощенный эротический идеал. Теоретически тут вырисовываются

2. Театральный генезис

2. Театральный генезис Исторически воспитанное сознание естественным образом исходит из того, что театра когда-то не было, а потом он стал и теперь продолжает быть. Известно, что театр есть не во всех культурах, не у всех народов, но там, где он родился, он продолжает

КРИЗИС ЖАНРА. Радищев

1 Генезис литературного творчества

1 Генезис литературного творчества § 1. Значения термина Слово генезис (от др. — гр. genesis) означает происхождение, возникновение, процесс образования и первоначального становления того или иного предмета (явления), способного к развитию (эволюции). Применительно к

Первые два романа Даниэля Дефо о моряке Робинзоне Крузо. Общие признаки всех произведений, входящих в поджанр робинзонад. Робинзон Крузо и его прототип. Наиболее популярные английские робинзонады XVIII в. Влияние романа Дефо на европейскую литературу.

Рубрика Литература
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 25.05.2015
Размер файла 35,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Тема робинзонады в мировой литературе

Даниэль Дефо - знаменитый английский писатель-романист и публицист, популярный не только у взрослого, но и у детского читателя. Мировая слава его основывается, прежде всего, на одном романе - "Приключения Робинзона Крузо". Даже на могильной плите писателя он обозначен как "автор "Робинзона Крузо". Однако творчество Дефо в целом более разнообразно: он был талантливым публицистом, автором острых памфлетов - в стихах и прозе, исторических трудов, книг о путешествиях, сочинил семь романов.

Роман впервые появился в России в 1762-1764 годах в переводе с французского языка в сокращении, а полвека спустя был переведен с английского подлинника. Эта книга сразу же получила признание среди русских читателей не только по причине возрастающего в конце XVIII - начале XIX веков интереса к иностранной литературе, но и в связи с характерным для эпохи Просвещения вниманием к общечеловеческим проблемам, поднимаемым в ней, в том числе к проблеме взаимоотношения человеческой личности и окружающей его среды.

В контексте сказанного актуальность данной работы заключается в возможности выявить и систематизировать признаки, позволившие выделить в мировой литературе такой поджанр, как робинзонада, и определить роль в этом романа Даниэля Дефо.

Целью данной курсовой работы является исследование вопроса, в чем же состоит притягательная сила романа английского писателя Даниэля Дефо о Робинзоне Крузо, чем так примечателен главный герой романа, что дал название целому поджанру в мировой литературе. Это в свою очередь предполагает решение следующих задач:

§ анализ произведений на подобную тему до и после Дефо;

§ определение понятия робинзонады;

§ выявление общих свойств и признаков произведений, входящих в поджанр робинзонады;

дефо робинзон европейский литература

Будучи близкой к романам авантюрно-приключенческого типа, составляя как бы отдельный вид этого рода произведений, робинзонада имеет свою отличительную сюжетную характеристику. В то время как авантюрно-приключенческий роман строится на конфликте между людьми, робинзонада имеет своим сюжетным стержнем борьбу обособленного человека с противостоящей ему природой.

Тем не менее, становится определенно ясно: общими признаками всех произведений, входящих в поджанр робинзонад, являются следующие:

· сюжет и фабула подразумевают выпадение главного героя (или героев) из привычной ему (им) среды и изоляцию в другой, весьма непривычной (но не вполне незнакомой) среде;

· повествовательная структура выполнена в виде сочетания мемуаров и дневника;

· придание произведению максимальной достоверности, правдоподобия;

· полное отсутствие литературности (простота);

До Робинзона Крузо

Робинзон Крузо и его прототип

Я заброшен на унылый, Но я остался в живых, хо-

необитаемый остров, и у тя мог бы утонуть, как все

меня нет никакой надежды мои спутники.

Я удален от всего чело- Но я не умер с голоду и

вечества; я пустынник, из- не погиб в этой пустыне.

гнанный навсегда из мира

У меня мало одежды, и Но климат здесь жаркий,

скоро мне нечем будет при- и можно обойтись без одеж-

крыть наготу. ды.

Я не могу защитить себя, Но здесь нет ни людей, ни

если на меня нападут злые зверей. И я могу считать

люди или дикие звери. себя счастливым, что меня

не выбросило на берег Африки, где столько свирепых

Мне не с кем перемол- Но я успел запастись

виться словом, некому обо- всем необходимым для жизни

дрить и утешить меня. и обеспечить себе пропита-

ние до конца своих дней.

В своих описаниях Дефо всегда до мелочи точен. Мы узнаем, что доску для полки Крузо делает 42 дня, лодку -- 154 дня, читатель вместе с ним продвигается шаг за шагом в работе и как бы вместе с ним преодолевает трудности и терпит неудачи: «Крупные изделия из глины вышли у меня неудачными. Гораздо лучше удавалась мне выделка мелкой посуды: маленьких круглых горшочков, тарелок, кувшинчиков, кружек, чашек и тому подобных вещей. Мелкие вещи легче лепить; кроме того, они ровнее обжигались на солнце и потому были более прочными. Но все же моя главная задача оставалась невыполненной. Мне нужна была такая посуда, в которой можно было бы стряпать: она должна была выдерживать огонь и не пропускать воду, а для этого сделанные мною горшки не годились.

Но вот я как-то развел большой огонь, чтобы испечь на угольях мясо.

Изображая деятельность Робинзона на необитаемом острове, Дефо нарисовал символическую картину общественного развития, как он себе его представлял. Робинзон последовательно проходит через стадии охотничьего, пастушеского и земледельческого быта. Появление Пятницы начинает собой рабовладельческий период. Однако необходимо учесть, что Робинзон начинает деятельность на острове, уже обладая известными запасами знаний, привычек и навыков культурного человека, представляющих собой продукт долгого общественного развития; он, наконец, обладает припасами и инструментами, также являющимися продуктами общественного развития.

Тема робинзонады в мировой литературе

А. Аникст в статье, посвященной герою Даниэля Дефо и робинзонаде в целом, указывает, что беспримерный успех романа Дефо в среде буржуазных читателей вызвал длинный ряд переводов, переделок и подражаний. Так в XVIII веке появились Робинзоны бранденбургский, берлинский, богемский, франконский, силезский, лейпцигский, французский, датский, голландский, греческий, английский, еврейский, ирландский, швейцарский, мюнхенский (обозначенные так по месту происхождения или по языку, на котором написано подражание). Были робинзонады, касавшиеся самых разнообразных профессий, вплоть до робинзонады книгопродавческой и медицинской; появились также девушка-Робинзон и Робинзон-невидимка. По сведениям немецкого библиографа Коха в одной Германии до 1760 появилось 40 робинзонад.

Из единственного зернышка, найденного в кармане, поселенцы выращивают колос, а затем - поляну и, наконец, целое пшеничное поле. Колонисты строят мельницу и дома для себя, шьют из шерсти теплую одежду и одеяла и вскоре уже не испытывают нужды ни в чем. Впрочем, некий таинственный покровитель время от времени выручает их из тех или иных затруднительных ситуаций…

Кстати, к теме робинзонады Жюль Верн обращался неоднократно. Так, в его малоизвестном читателю романе "Школа Робинзонов" главный герой не только попадает на необитаемый остров (правда, не один, а со спутником), но и полностью повторяет путь Крузо, включая спасение Пятницы. Правда, позднее выясняется, что и кораблекрушение, и визит "каннибалов" были всего лишь искусной постановкой. Таким замысловатым образом дядя главного героя пытался проверить его на зрелость и научить жизни.

Знаковым романом, открывшим новый своеобразный поджанр в литературе - фантастическую робинзонаду, стал "Остров доктора Моро" Герберта Уэллса. Впоследствии в этом жанре работали многие писатели-фантасты, появились в числе прочего и разнообразные космические робинзонады.

Доктор Моро - гениальный ученый, занимающийся экспериментальной зоологией. Однако научную ценность своих опытов он ставит куда выше моральных норм и человечности. За жестокие опыты над животными и бесчеловечное обращение с ними он изгнан на уединенный остров. Однако Моро и здесь продолжает свои эксперименты, и, в конце концов, ему удается воплотить свою мечту. Он населяет остров полуразумными зверолюдьми морлоками. В конечном счете, одно из творений Моро убивает безумного демиурга.

«-- Пока нас спасут, мы тут отлично проведем время.

Он широко раскинул руки.

Тут все закричали наперебой:

-- “Ласточки и амазонки”!

Повелитель мух" был написан как иронически-аллегорический комментарий к приключенческому роману Роберта Баллантайна "Коралловый остров", идеализированно - оптимистичной подростковой робинзонаде. Даже имена ключевых героев заимствованы именно из него. Однако "Коралловый остров" так и не вышел за рамки поучительной истории в духе своего века, а вот "Повелитель мух" стал признанной классикой.

Перечислять произведения, в которых, так или иначе, находит своё отражение робинзонада, можно бесконечно. Сегодня имя Робинзона Крузо стало нарицательным, его образ нещадно эксплуатируется где угодно. Образ Робинзона Крузо остаётся невероятно популярным и по сей день, особенно в век беллетристики и массовой литературы, когда само творение Даниэля Дефо уже давно возведено в ранг классики мировой литературы.

1. Даниэль Дефо. Избранное. - М.,1971

5. Rogers, Pat. The Oxford History of English Literature. Page 257

6. Литературная энциклопедия. -- В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929--1939

9. У. Шекспир. Буря. - СПб.: Азбука-классика. 2009

10. Стивенсон Р. Л. Остров Сокровищ. Черная стрела. Москва, 2000

Размещено на Allbest.ur

Подобные документы

Краткая биография Даниеля Дефо. История создание романа "Робинзон Крузо". Построение романа по мотивам книги Бытия и события, толкнувшие создать его этот роман: желание обобщить свой жизненный опыт, история шотландца, чтение религиозной литературы.

реферат [9,8 K], добавлен 15.05.2010

Роман Даниэля Дефо "Робинзон Крузо" в оценке зарубежных и отечественных критиков. Смешение жанров как одна из особенностей повествования. Образ героя-рассказчика. Философские отступления как особенность повествования. Речь как форма повествования.

курсовая работа [36,7 K], добавлен 28.06.2015

"Робинзон Крузо" как сюжетная модель мировой робинзонады, генезис данного жанра, его отличительные особенности. Классификация по идейно-тематическим принципам. Роман-притча "Повелитель Мух" У. Голдинга как пародия романа Баллантайна "Коралловый остров".

курсовая работа [53,0 K], добавлен 13.11.2016

История, положенная в основу сюжета. Краткое содержание романа. Значение творчества Дефо-романиста для становления европейского (и прежде всего английского) психологического романа. Проблемы жанровой принадлежности. Роман "Робинзон Крузо" в критике.

курсовая работа [48,8 K], добавлен 21.05.2014

Даниэль Дефо и его герой Робинзон Крузо, история написания данного произведения. "Естественный" человек в романе "Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо": определение правды и вымысла. Крузо как любимый герой автора, буржуа и труженик.

Гост

ГОСТ

Робинзонада — это поджанр приключенческой литературы, в котором описываются перипетии выживания героя на необитаемом острове.

История возникновения и развития жанра робинзонады

Жанр робинзонады появился на рубеже 17-18 вв. Окончательно он сформировался в 1719 году после выхода в свет романа Д. Дефо о Робинзоне Крузо. Это произведение на многие годы вперед определило черты жанра.

Роман Д. Дефо в себя вобрал черты путевых записок и очерков рубежа 17-18 вв., а также черты литературных источников:

Такой синтез образовал новую разновидность романа – робинзонаду. Чертами нового жанра, унаследованными от предшествующих жанров, стали:

Новаторство Д. Дефо заключается в том, что писатель впервые в европейской литературе в качестве героя выбирает самого обыкновенного человека, и впервые в романе Дефо была описана его ежедневная трудовая деятельность.

По этим причинам, как бы многочисленны и разнообразно не были источники романа Дефо, произведение было глубоко новаторским. Писатель создал оригинальное художественное произведение, в котором органически сочеталось авантюрное начало и мнимая документальность, мемуарный жанр и философская притча.

Готовые работы на аналогичную тему

Прием перемещения во времени открыл перед робинзонадой новые возможности. Благодаря соединению перемещения во времени робинзонады в исторической робинзонаде роль дикой природы могла быть отведена человеческому обществу. Герои исторической робинзонады стали предпринимать попытки перестройки не только новой природной среды, но и социума.

В 20 веке модели преобразования социума не отличались большим разнообразием. Герои советских исторических робинзонад, созданных по схеме романа М. Твена, использовали достижения технического прогресса для демонстрации преимущества коммунистического строя. В отличие от героя Твена, который в прошлом строил свое настоящее, герои этих робинзонад строили в прошлом свое будущее.

Герои советских робинзонад свое настоящее и будущее воспринимали положительно, в связи с этим им не присущи эскапистские настроения, в отличие от героев современных робинзонад.

Особенности робинзонады в современной литературе

Массовая литература – это отражение картины мира массового читателя. В то же время она является средством формирования картины мира массового читателя.

В силу кризисной, специфической ситуации современного мира, нестабильной экономической, политической, социальной системы происходит трансформация образов прошлого, будущего, настоящего в сознании читателя.

Основные жанровые черты исторической робинзонады с конца 20 века остались по сути неизменными. Однако шаблон, который подразумевает выпадение героя из современности и изоляцию его в прошлом, стал разнообразнее и предельно упростился. Если в советской массовой литературе способ переноса героя в прошлое имел научно-фантастический характер, то в современной литературе способы переноса во времени описываются просто. Средством переноса может быть не только машина времени, но и автокатастрофа, удар шаровой молнии шаг сквозь дверь или любое другое событие.

Точка зрения героя как воплощения точки зрения автора стала значительно разнообразнее. Современная массовая литература допускает любую модель, предпочитаемую автором. Но на практике цель героя робинзонады сводится к повышению материального благосостояния. Робинзон 21 века не стремиться к глобальным преобразованиям социума, старается сохранить монополию на технические достижения с целью повышения личного благосостояния.

В современной робинзонаде изменились и наборы стереотипов при описании настоящего, прошлого и будущего. Соотношение образов трех эпох в современных робинзонадах кардинально изменилось. В современных произведениях этого жанра нет образа будущего. Герой если и изменяет ход истории, то только в той мере, в какой Робинзон Крузо преобразовывал свой остров. А любые изменения истории направлены на достижении духовного комфорта и благосостояния героя.

Образ настоящего в современной робинзонаде отрицателен. Настоящее для героя является враждебной средой, которая не позволяет ему самореализоваться.

Образ прошлого тоже не предоставляет благоприятных условий для самореализации, но там самореализация становится возможной ввиду меньшей деградации общества прошлого в сравнении с настоящим.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Робинзонада.doc

Введение.

Настоящая работа посвящена теме робинзонады в русской литературе XX – XXI века.

Роман Д. Дефо вдохновил многих зарубежных и отечественных писателей на создание собственных оригинальных робинзонад.

В связи с многоаспектным изучением произведения Дефо возникли две главные проблемы: изучение источников, послуживших писателю материалом для романа о приключениях человека на необитаемом острове, а также исследование развития темы робинзонады в творчестве современником и потомков Дефо.

Источники романа Дефо делят на фактологические и чисто литературные. Наиболее достоверными среди них считают историю о моряке Александре Селькирке и книги арабского писателя Ибн-Тофаиля.

Недостаточное изучение развития темы робинзонады в русской литературы обосновывает актуальность данного исследования.

Основная цель исследования следующая – изучение темы робинзонады в русской литературе XX – XXI веков.

Поставленная цель предполагает решение ряда задач:

Объект исследования – мировая приключенческая литература.

Предмет исследования – черты преемственности иностранных и русских робинзонад.

Основные методы исследования: аналитический,

Научная новизна работы состоит в попытке систематизировать русские произведения, посвященные данной теме.

Практическая значимость исследования заключается в возможности дальнейшего изучения темы робинзонады в русской литературе и расширении классификации.

Материал исследования – тексты зарубежных и русских робинзонад.

Глава I.

Тема робинзонады: источники и основные черты

1. 1. Обзор основных литературоведческих работ

Книга об отважном Робинзоне Крузо не теряет своей привлекательности уже на протяжении почти трех столетий. Она оказала влияние на мировую приключенческую литературу, вызвав волну подражаний, а также оригинальных интерпретаций и трактовок известного сюжета.

При этом Дефо не был первым, кто рассказал эту занимательную историю. Однако в кругу как юных, так и взрослых читателей мало кто задумывается о прообразах и происхождении романа.

В научной литературе творчеству Даниэля Дефо посвящены многочисленные книги, монографии, статьи и эссе отечественных ученых. Тем не менее к анализу самого известного его произведения, как это ни странно, обращалось не так много исследователей. Можно выделить следующие основные труды:

Указанные и иные работы, однако, не содержат единого мнения по многим вопросам, касающимся романа Д. Дефо (например, в отношении того, в чем состоят структурные особенности романа, его аллегорический смысл, какова степень иносказательности и стилистического оформления). Большинство работ были посвящены распространенным аспектам: проблематике, характеристике системы образов и анализу философской и социальной основы романа.

Зарубежные литературоведы, изучая творчество Дефо, больше внимания уделяли аллегоричности его произведения (Дж. Старр, Карл Фредерик, Э. Циммерман); документальности (Ч. Диккенс, Д. Найджел); достоверности изображаемого (Й. Уотт, А. Уэст); проблематике романа и системы его образов.

По мнению большинства исследователей – приверженцев трудовой концепции появления феномена Робинзонов как плода деятельности общества 20-х гг. XVIII в., в этой книге Дефо иносказательно повествует о судьбе отдельной личности в условиях свободной конкуренции.

Робинзон Даниэля Дефо последовательно проходит через стадии охотничьего, пастушеского и земледельческого быта. Появление Пятницы начинает собой рабовладельческий период. Матросы, которые пытаются заставить колонистов острова работать на себя, символизируют феодализм. Робинзон начинает деятельность на острове, уже обладая известными запасами знаний, привычек и навыков культурного человека, представляющих собой продукт долгого общественного развития; он, наконец, обладает припасами и инструментами, также являющимися продуктами общественного развития. Каждый автор, в той или иной степени формулировал свое отношение к вопросу о возможности существования и развития производства отдельно взятого индивида и почти всегда в положительном смысле, но глубокого развития в художественной литературе этот вопрос не получил.

Трактуя роман в просветительском ключе, ученые воспринимали его как историю перехода человечества от варварства к цивилизации и в качестве своеобразного гимна человеческому труду и разуму. Жизнь Робинзона на острове противоречит принятой модели поведения людей в такой ситуации, а именно исключает деградацию, безумие, примитивизм. Ведь герой Дефо совершенствуется не только физически, но и, в первую очередь, нравственно. Дефо подтверждает тем самым концепцию просветителей о сознательной изоляции индивида не от достижений научно-технического прогресса, а от достижений общественных. Так, независимый от влияния общественных противоречий, он свободно развивается.

Дефо был человеком своей эпохи. Его актуальный роман нашел широкий отклик среди читателей-современников, потому что сочетал авантюрно-приключенческое и социально-философское начало. Дефо провел просветительский эксперимент над человеческой природой, что привлекло интерес широкого круга людей. Его история замечательна тем, что герой – осколок цивилизации, имеющий кое-какие навыки и выживающий в первобытных условиях с определенным запасом знаний.

Но вместе с тем, будучи прагматиком по своей природе, Робинзон доказывает мысль автора о роли труда. Зная всему цену и рассчитывая на себя, пользу можно извлечь из всего. Автор опоэтизировал историю многовековой борьбы человека за существование, прославил несокрушимую силу его мысли, познающей и покоряющей природу, воспел стихию свободного созидательного труда. Труд и напряженная работа мысли помогают герою не только выжить, но и не одичать, не впасть в безумие, сохранить человеческий облик. Именно труд и творческая деятельность разума составляют, по убеждению писателя, основу преобразования мира и духовного возвышения человека. В этом состояли воззрения писателя.

1.3 Истоки темы робинзонады.

Однако тема выживания человека на необитаемом острове была известна мировой литературе задолго до публикации романа Д. Дефо.

Источники, послужившие фабульной основой романа, можно разделить на фактологические и литературные. К первым относится группа авторов путевых очерков и записок конца XVII – начала XVIII вв., среди которых К. Атарова [Атарова 1990: 10] выделяет двух основных:

001

002


Леонид Куравлев и актер Евгений Жариков в фильме "Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо"

В основу первого "подлинно английского романа" и родоначальника жанра легла история шотландского матроса Александра Селкирка, который 1 февраля 1709 года был обнаружен на одном из островов архипелага Хуан Фернандес в Тихом океане и проведший в полном одиночестве на необитаемой земле более четырех лет.

Вот только Селкирк вовсе не попадал ни в какую беду, а его корабль целым и невредимым добрался до пункта назначения. Просто моряк отличался скверным характером, и позволял себе перечить самому капитану судна. Во время одной из таких ссор он потребовал немедленно высадить себя на берег, что тотчас и было исполнено. Правда, поняв, что земля необитаема, Селкирк очень быстро передумал, но уставший от его неповиновения капитан был уже непреклонен.

Матросу оставили необходимые для жизни вещи, инструменты и семена, после чего корабль отправился дальше по своему маршруту, а Селкирку оставалось лишь обдумывать свое поведение и искать пути, чтобы выжить. Однако если прототип Робинзона попал на остров, по сути, по собственной воле, то литературному персонажу пришлось пережить кораблекрушение.

В книге Дефо корабль, нелегально направлявшийся в Африку за рабами, попал в бурю и сел на мель неподалеку от острова. Робинзон оказался единственным выжившим членом экипажа. Автор обошелся со своим героем куда суровее, чем сама судьба обошлась с матросом Селкирком: Робинзону Крузо пришлось прожить на острове целых 28 лет!

"Таинственный остров" - роман Жюля Верна, опубликованный в 1874 году

003

Это продолжение книг "Дети капитана Гранта" и "20 000 лье под водой". Главные герои книги - пять человек, бежавших из США во время гражданской войны на воздушном шаре, потерпели крушение над океаном. Каждый из пятерых обладает тем или иным талантом, и, действуя сообща, они основывают целую колонию.

Это наверное моё самое любимое произведение Жюля Верна, на которое, к моему глубочайшему удивлению, нет ни одной достойной этой книги экранизации

"Остров доктора Моро" Герберта Уэллса

004

Знаковый роман, открывший новый своеобразный поджанр в литературе - фантастическую робинзонаду. Впоследствии в этом жанре работали многие писатели-фантасты, появились в числе прочего и разнообразные космические робинзонады (надо будет сходить на "Марсианина")

"Рыцари сорока островов" Сергея Лукьяненко

005

Один из любимейших романов Лукьяненко. dr_piliulkin в нём, как мне показалось, продолжил лучшие традиции Стругацких и Крапивина.

Это что касалось литературы. Теперь кино. В нём тема робинзонады нашла самое широкое отражение. Помимо многочисленных экранизаций и адаптаций, немало снималось и снимается и оригинальных произведений в этом жанре

006

В основу фильма легла одноименная повесть Генри де Вер Стэкпула. Книга экранизировалась неоднократно, однако наибольшую известность приобрела картина 1980 года и продолжение фильма 1991 года "Возвращение в Голубую лагуну" с Милой Йовович и Брайаном Краузе в главных ролях

"Остаться в живых"

007

Телесериал "Lost", завоевавший множество телевизионных премий и наград, получил в свое время статус практически культового. Очень увлёк по началу. Но досмотреть, если честно, я его не смог - надоело. И даже не в курсе чем там у них дело закончилось

008

Классическая робинзонада в современном антураже от Роберта Земекиса. Герой Тома Хэнкса вполне близок и понятен зрителю XXI века, в отличие от Робинзона Крузо, чья картина мира уже слишком архаична для многих. И, тем не менее, Ноланд вынужден проживать все те же тяготы и испытания, что и его далекий прообраз, включая и изнурительную работу ради выживания, и изматывающее одиночество. Он поет песни у костра и разговаривает с мячом по имени Уилсон, чтобы не забыть звук человеческой речи…

А по возвращении домой спустя четыре года ему предстоит узнать, что в нормальном мире ему уже нет места. Одна из лучших работ Хэнкса, по моему скромному мнению

009

Список был бы неполон, если не включить в него "Жизнь Пи". Очень красивая картина о выживании в открытом море. И с очень интересным финалом, где предлагают сделать выбор того, что случилось на самом деле.

Читайте также: