Жанр диалогической речи выберите один ответ a адвокатская речь b доклад c прения d лекция

Обновлено: 14.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Нельзя понимать человека с полуслова, слушая его вполуха. Сергей Федин

Монолог демонстрирует умение говорить, а диалог - умение слушать. Игорь Карпов

Диалог - самая естественная, природная форма речи.

Основная функция диалогической речи - коммуникативная.

Диалогическое речевое развитие рассматривается, как развитие умений понимать и пользоваться языком: развитие фонематического слуха и звукового анализа, словаря, формирование грамматических категорий, развитие коммуникативных умений, умений и навыков связной речи.

Диалог - сложная форма социального взаимодействия.

Участвовать в диалоге иногда труднее, чем строить монологическое высказывание. Потому что осмысление своих замечаний, вопросов происходит одновременно с восприятием чужой речи.

Участие в диалоге требует сложных навыков аудирования и правильного понимания мыслей, выраженных собеседником; формулировки ответа на их собственное суждение, правильное выражение его средствами языка.

Бедность словаря мешает полноценному общению, а следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи.

Учащиеся школ должны уметь легко переходить в разговоре на новую тему, используя языковые средства с учетом ситуации общения. Недостаточная беглость, случайные неточности и неадекватное использование языковых средств не должны препятствовать естественному речевому общению [Программа обучения иностранным языкам. , 2002].

В методике обучения иностранным языкам сложились два пути обучения диалогической речи — дедуктивный и индуктивный.

При дедуктивном подходе обучение начинается с образца диалогического высказывания, рассматриваемого в качестве структурно-интонационного эталона, для построения подобных вариантов. Диалог-образец является диалогическим комплексом, он состоит из нескольких диалогических единств. Обучение начинается с того, что диалог прослушивается или прочитывается целиком, заучивается наизусть, затем происходит варьирование его лексического наполнения, отработка элементов, и, наконец, учащиеся подводятся к умению ведения диалогов на ту же тему, что и разучиваемый, то есть по аналогии с образцом.

Сторонники такого подхода ссылаются на то, что в естественных условиях ребенок усваивает систему языка „сверху вниз”: от крупных интонационно-синтаксических блоков к их элементам, развитие идет путем вычленения элементов из целого, принадлежность к целому облегчает припоминание и т.п. (Верещагина И.Н.). Недостаток этого подхода в том, что он не развивает умение самостоятельно использовать языковой материал в речи.

Путь от целого диалога к усвоению его элементов приводит к тому, что наступает преждевременная автоматизация элементов в той взаимосвязи, в которой они употреблены в целом диалоге. Это ведет к его механическому заучиванию и ограничивает возможности свободного разговора в новых условиях.

Второй подход — индуктивный — предполагает путь от усвоения элементов диалога к самостоятельному его ведению на основе учебно-речевой ситуации. Этот подход приобретает все больше сторонников благодаря тому, что с первых же шагов направлен на обучение взаимодействию, лежащему в основе диалогической речи; становление речевых умений и навыков при таком пути происходит в процессе общения.

В соответствии с индуктивным путем обучения подготовка к ведению диалога включает: совершенствование психических механизмов диалогической речи; формирование навыков использования языкового материала, типичного для диалогической речи; овладение умением взаимодействовать с партнерами в условиях речевой ситуации.

Теперь остановимся на анализе частно-методических основ обучения диалогической речи. Более широкое освещение данное исследование получило в работах Пассова Е.И.

Ряд исследований полагает выделение следующих принципов обучения иноязычной речи в средней школе:

1. Принцип параллельного и взаимосвязанного формирования и совершенствование речевых лексико-грамматических навыков и элементарных умений диалогической речи;

2. Принцип ситуативно-тематической организации обучения диалогической речи;

3. Принцип поэтапности развития умений диалогической речи;

4. Принцип взаимосвязанного обучения диалогической и монологической речи;

5. Принцип максимальной активизации всех обучаемых;

1. Принцип параллельного и взаимосвязанного формирования и совершенствования речевых лексико-грамматических навыков и элементарных умений диалогической речи.

Формой организации условно - коммуникативных упражнений, целью которых является формирование и совершенствование навыков, может быть микродиалог. Многократное повторение микродиалогов внутри каждого упражнения и от упражнения к упражнению ведет не только к автоматизации языковых средств, но и развитию умений диалогической речи.

Существует 2 подхода к обучению говорения – индуктивный и дедуктивный.

Также ряд ученых выделяют следующие принципы обучения иноязычной речи в средней школе:

1. Принцип параллельного и взаимосвязанного формирования и совершенствование речевых лексико-грамматических навыков и элементарных умений диалогической речи;

2. Принцип ситуативно-тематической организации обучения диалогической речи;

3. Принцип поэтапности развития умений диалогической речи;

4. Принцип взаимосвязанного обучения диалогической и монологической речи;

5. Принцип максимальной активизации всех обучаемых;

Для развития умений диалогической речи большое значение имеют речевые упражнения. Они обеспечивают овладение подготовленной речью, с тем, чтобы позднее учащийся мог перейти к речевым упражнениям. Основная цель речевых упражнений применительно к обучению диалогу – овладение структурами вопроса, ответа, необходимыми клише и умением переносить их в другие ситуации.

типы упражнений для обучения диалогической речи.

Подготовительные упражнения – направлены на выработку элементарных умений, отработку клишированных фраз, которые помогут успешно выполнять речевые упражнения.

микробеседа. Это упражнение создает ситуацию естественного общения и даёт возможность запомнить аутентичную речь, а также помогает автоматизировать навыки грамматически правильной речи.

Князев А.А. Энциклопедический словарь СМИ. — Бишкек: Издательство КРСУ . А. А. Князев . 2002 .

Полезное

Смотреть что такое "Диалогическая речь" в других словарях:

ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ — ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ. Форма речи, при которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами (ср. монологическая речь). Условия, в которых протекает Д. р., определяют ряд ее особенностей (см. диалог). Единицей… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

диалогическая речь — условия, в которых протекает диалогическая речь, определяют ряд ее особенностей, к которым относятся: краткость высказываний (особенно в вопросно ответной форме диалога, в меньшей степени при смене предложений реплик), широкое использование… … Толковый переводоведческий словарь

Диалогическая речь — (от греч. διάλογος беседа, разговор двоих) форма (тип) речи, состоящая из обмена высказываниями репликами, на языковой состав которых влияет непосредственное восприятие, активизирующее роль адресата в речевой деятельности адресанта. Для Д. р.… … Лингвистический энциклопедический словарь

ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ И МОНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ — ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ И МОНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ, основные типы речевой коммуникации. Субъективно окрашенные и характеризующие ее носителей Д. р. и м. р. становятся организующим началом многих словесных текстов, и в частности произведений художественной… … Литературный энциклопедический словарь

монологическая и диалогическая речь — Виды речевой деятельности по характеру участия говорящего и адресата в ситуации речевого общения. В М.р. активным является говорящий или пишущий. Адресат может не принимать непосредственного участия в речевом акте: он может быть отдален в… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

монологическая и диалогическая речь — Виды речевой деятельности по характеру участия говорящего и адресата в ситуации речевого общения. В М.р. активным является говорящий или пишущий. Адресат может не принимать непосредственного участия в речевом акте: он может быть отдален в… … Синтаксис: Словарь-справочник

РЕЧЬ ДИАЛОГИЧЕСКАЯ — РЕЧЬ ДИАЛОГИЧЕСКАЯ. См. диалогическая речь … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Речь — (общеславянск. rekti – говорить) использование языка в процессах коммуникации. Считают, что вне речи невозможно функционирование отвлечённого мышления или даже формирование структур сознания (см. Бессознательное). Различают речь устную,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

речь — безглагольная (Сологуб); благоуханная (Пушкин); бойкая (Горький, Тургенев); буйная (Сологуб); вдохновенная (Надсон); властная (Елпатьевский); восторженно пылкая (Чюмина); выспренняя (Блок); ветряная (Пушкин); гордая (П.Я.); горячая… … Словарь эпитетов


Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного использования. Администрация сайта не проверяет возможные ошибки, которые могут встретиться в тестах.

Список вопросов теста

Вопрос 1

Какой вид спора носит наиболее острый характер?

  • обсуждение
  • дискуссия
  • диспут
  • полемика
Вопрос 2

Как называется дискуссия на политическую тему?

  • обсуждение
  • дебаты
  • диспут
  • прения
Вопрос 3

Что характерно для диалогов-споров в отличие от диалогов-бесед?

  • конфликтность
  • частое включение монологических высказываний
  • непринужденность
  • спонтанность
Вопрос 4

Что характерно для дискуссии?

  • цель - достижение согласия
  • тема предполагает формулирование тезиса и антитезиса
  • произносится в рамках суда
  • цель - победа над противником любой ценой
Вопрос 5

Что, по мнению Д.С. Лихачёва, является признаком пустого спора? (по упр. 43)

  • участник спора заботится не об истине, а о победе над противником
  • участник спора не умеет выслушать противника, стремится его "перекричать", испугать обвинениями
  • участник спора в своей речи использует тропы и фигуры
Вопрос 6

Как, по мнению Д.С. Лихачёва, ведет себя "умный и вежливый спорщик"? (по упр. 43)

  • внимательно выслушивает своего противника
  • задает дополнительные вопросы противнику, если что-то непонятно
  • допускает правоту противника, даже если это касается нравственных принципов
Вопрос 7

Каких целей, по мнению Д.С. Лихачева, может достичь спорящий, который задает дополнительные вопросы? (по упр. 43)

  • противник не сможет возразить тем, что его "неправильно поняли", что он "этого не утверждал"
  • спорящий завоевывает симпатии среди тех, кто наблюдает за спором
  • спорящий выигрывает время, чтобы обдумать возражения, уточнить свои позиции в споре
  • спорящий проникает в мотивы убеждений противника
Вопрос 8

Что, по мнению Д.С. Лихачева, является "одним из самых больших интеллектуальных удовольствий"? (по упр. 43)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Найдите ошибки в оформлении предложений (на доске записаны схемы диалогов).

- Конструкции каких предложений были предложены вам? (передача чужой речи)

- Можете ли вы сформулировать тему нашего урока? (Диалог)

- По толкованию определите, о каких словах идёт речь в данных утверждениях:

1) Диалог, в котором аргументированно опровергается противоположное мнение (спор)

2) Спор, направленный на достижение истины (дискуссия).

3) Спор, направленный на победу над противоположной стороной (полемика).

5) Прения, обсуждение вопроса (дебаты).

- Спор, дискуссия, прения, полемика, дебаты – это диалогические жанры речи. (Запись темы урока в тетрадях).

- Познакомьтесь с определениями диалогических жанров речи с 43-44 (работа с учебником).

Учитывая правила формулирования аргументов в упр. 58, обоснуйте взгляд на ситуацию, предложенную в упр. 59.1.

Упр. 61. В упр. 62.3 Предложите свои варианты речевого оформления реплик, ориентированного на поиск истины.

Дискуссия. Класс делается на 4 группы.

Группа 1 приводит аргументы в защиту.

Группа 2 – аргументы против.

Группа 3 готовит 5 вопросов, уточняющих их позицию, первой группе.

Группа 4 – 5 вопросов второй группе.

Выступает лидер группы 1, излагает аргументы. Затем группа отвечает на вопросы группы 3.

Выступает лидер группы 2. Группа отвечает на вопросы группы 4.

Темы дискуссии на выбор из упр. 65.

Правила проведения дискуссии:

- Дать слово всем желающим.

- Обосновать свое мнение.

- Не отступать от темы.

- При обсуждении распределить роли.

- Стремиться к установлению многостороннего взгляда на проблему.

- Помнить о некорректных приемах и недопустимых аргументах при ведении дискуссии.

Рекомендации участникам дискуссии:

Чтобы ваше выступление было кратким и ясным, воспользуйтесь ПОПС-формулой:

П – позиция (Я считаю, что…).

О – обоснование (…потому, что).

П – пример (Например,…).

С – следствие (…поэтому…).

Вопросы для коллективной рефлексии:

- Отклонялись ли мы от темы в ходе дискуссии?

- Принимал ли участие в обсуждении каждый участник группы?

- Были ли случаи монополизации обсуждения?

- Достигли ли вы цели, поставленной в начале рока?

Домашнее задание. Параграф 7, упр.64, 66 – составить памятку для спорящего.

Монолог, монологическая речь (от моно и греч. lygos – слово, речь). Вид речи, полностью или частично не связанный (в отличие от диалогической речи) с речью собеседника в содержательном и в структурном контексте.

Монологическая речь обладает гораздо большей степенью традиционности при выборе языковых, композиционных и других средств, имеет, как правило, более сложное синтаксическое построение по сравнению с репликами в диалоге. В бытовом общении монологическая речь встречается крайне редко. Основные коммуникативные ситуации ее употребления - сфера искусства, ораторские выступления, общение по телевидению и радио, ситуации обучения (речь учителя в классе, преподавателя в вузе).

По своей языковой и структурно-композиционной организации монологическая речь гораздо сложнее, чем другие виды речи. Эти ее особенности - проблемы сложного синтаксического целого, абзаца и т.п. изучает наука лингвистика (текста).

Монологическая речь, имеющая внешнего адресата, характеризуется такими общими признаками, как наличие в ней обращений, а также местоимений и глаголов второго лица, глаголов повелительного наклонения и других форм волеизъявления. Речевые типы монолога обусловлены присущими монологу коммуникативными функциями (рассказ о событии, рассуждение, исповедь, самохарактеристика и т.п.). Выделяют следующие типы монологов:

- монолог повествовательного типа, для которого характерно соединение глагольных фраз, в которых выражена последовательность событий. В нем всегда имеется композиционная схема повествования:

Для овладевания МР необходимо развить следующие умения:

2. Понять и запомнить образец высказывания в процессе аудирования.

Диалогическая речь – жанр, состоящий из регулярного обмена высказываниями-репликами, на языковой состав которых влияет непосредственное восприятие речевой деятельности говорящего собеседником.

Диалог предполагает свободное владение речью, чуткость к невербальным сигналам, способность отличать искренние ответы от уклончивых. В основе диалога – умение задавать вопрос себе и другим. Вместо того, чтобы произносить безапелляционные – монологи, гораздо эффективнее преобразовать свои идеи в форму вопросов, апробировать их в беседе с коллегами, посмотреть, поддерживаются они или нет. Уже сам факт вопроса демонстрирует желание участвовать в общении, обеспечивает его дальнейшее течение и углубление.

Основными разновидностями диалогической речи являются:

Культура ведения диалога:

Читайте также: