Земли лесного и водного фонда доклад

Обновлено: 02.07.2024

Земля - один из компонентов окружающей среды, важнейший природный ресурс, на протяжении всей истории используемый людьми для удовлетворения разнообразных потребностей - ведения сельского хозяйства, размещения жилых и производственных объектов, получения доступа к другим природным объектам (недрам, лесам и т.д.).
Понятие земли в земельном праве - это часть окружающей природной среды, элемент природы, охватывающий поверхностный слой земной коры на глубину почвенного покрова в пределах РК.

Содержание

2.Правовой режим лесного фонда

3.Лесной кодекс РК

4.Понятие и состав лесного фонда

5.Управление лесным фондом

6.Организация лесного хозяйства

7.Право землепользования на землях лесного фонда

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

Минестерство образование и науки Республики Казахстан

Костанайский Государственный Университет

Дисциплина Экологическое право

Специальность Юриспруденция 050301

Выполнила: Каволева А.М., студентка 2 курса

Заочной формы обучения, 10-413-16 группа

Руководитель: Тажибаева Айжан Халилуллаевна

Костанай 2011 год

2.Правовой режим лесного фонда

3.Лесной кодекс РК

4.Понятие и состав лесного фонда

5.Управление лесным фондом

6.Организация лесного хозяйства

7.Право землепользования на землях лесного фонда

Земля - один из компонентов окружающей среды, важнейший природный ресурс, на протяжении всей истории используемый людьми для удовлетворения разнообразных потребностей - ведения сельского хозяйства, размещения жилых и производственных объектов, получения доступа к другим природным объектам (недрам, лесам и т.д.).

Понятие земли в земельном праве - это часть окружающей природной среды, элемент природы, охватывающий поверхностный слой земной коры на глубину почвенного покрова в пределах РК.

Основное назначение земель лесного фонда - использование в качестве средства производства в лесном хозяйстве. Земельное законодательство рассматривает земли лесного фонда в качестве самостоятельной категории по отношению к лесному фонду. Отношения, связанные с использованием земель лесного фонда, являются разновидностью земельных отношений и регулируются земельным и лесным законодательством.

Для того чтобы иметь представление о правовом режиме земель лесного фонда, необходимо уяснить наиболее важные положения лесного законодательства и его соотношение с земельным законодательством.

Прежде всего, речь идёт о соотношение юридических понятий "лес" и "земли лесного фонда". Между тем, биологические и иные естественнонаучные характеристики природных объектов не закрепляются в праве автоматически. Для права имеют значение лишь юридически значимые признаки природных ресурсов. Поэтому казахстанское законодательство о природных ресурсах построено на принципе разграничения предметов регулирования соответствующих отраслей. Земельное законодательство регулирует отношения, связанные с определением порядка использования и охраны земель, т.е. земельные отношения. Предмет лесного законодательства - лесные отношения, т.е. отношения по поводу эксплуатации лесов, защите их от пожаров, вредителей, болезней и воспроизводству.

Признавая экологическую связь земли, леса и других природных объектов, следует подчеркнуть, что лес и земля представляет собой природные объекты, правовое регулирование которых имеет различный характер. Объединение земли и лесов в единое понятие "лесной фонд" создаёт неправильное представление о действительных площадях, занятых лесами, площадь которых при этом ассоциируется с площадью земель лесного фонда, в состав которых входят и непокрытые лесом земли.

К землям лесного фонда относятся лесные земли (покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для её восстановления - вырубки, гари, редины, прогалины и др.) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, болота, дороги и пр).

Внутренняя структура земель этой категории детализирована.

К землям лесного фонда относятся:

лесные земли, т.е. покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для её восстановления (вырубки, гари, редины, погибшие древостои, пустыри, прогалины, площади, занятые питомниками, несомкнувшимися лесными культурами, и иные);

нелесные земли, т.е. земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (земли, занятые просеками, дорогами, сельскохозяйственными угодьями и другие земли), а также иные земли расположенные в границах лесного фонда (земли занятые болотами, каменистыми россыпями, и другие неудобные для использования земли.

Закрепление в законодательстве такой структуры земель лесного фонда обусловлено разным целевым назначением двух указанных видов земель . Лесные земли предназначены для выращивания лесов, рационального и эффективного их использования и воспроизводства. Для этих же целей используются и участки лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (вырубки, гари и т.п.) они также предназначены для лесовосстановления, поэтому относятся к лесным землям.

Нелесные земли - земли, которые не только не заняты лесом, но и не предназначены для его выращивания. Целевое назначение этих земель состоит в обслуживании нужд лесного хозяйства - устройство просек, дорог и т.п. к нелесным землям относятся также сельскохозяйственные угодья, находящиеся в составе правовой категорией, самостоятельным объектом правового регулирования по отношению к такой категории, как лесной фонд. Отношения, связанные с использованием земель лесного фонда, - разновидность земельных отношений как предмета земельного права. В силу этого все нормы, регулирующие отношения по поводу земель лесного фонда, носят земельно-правовой характер независимо от того, содержатся ли они в земельном законодательстве или в Лесном кодексе. Земельное законодательство определяет общие положения, касающиеся регулирования использования и охраны земель лесного фонда. Лесное законодательство отражает специфику регулирования этих отношений. Принимая во внимание целевое назначение земель лесного фонда, их правовой режим закрепляется в земельном и лесном законодательстве.

2.Правовой режим лесного фонда

Лесной фонд РК образуют не все леса. из его состава исключены леса, расположенные на землях обороны и землях населённых пунктов (поселений). Разграничение территории этих лесов производится в порядке лесо- и землеустройства государственными проектными организациями по решению органов власти РК.

Такое деление лесов Лесной Кодекс РК предусматривает для того, чтобы возложить основное бремя забот о ведении лесного хозяйства и охраны лесов, не входящих в лесной фонд, соответственно, на органы обороны и городские власти.

В лесной фонд и в состав других лесов не входят также так называемые "древесно-кустарниковая растительность" , расположенная на:

землях сельскохозяйственного назначения, в т. ч. землях предоставленных для садоводства и личного подсобного хозяйства;

землях транспорта (на полосах отводов железнодорожных магистралей и автомобильных дорог);

землях населённых пунктов (поселений), в т. ч. предоставленных для дачного, жилищного и иного строительства (за исключением городских лесов);

землях водного фонда (на полосах отвода каналов);

землях иных категорий (промышленности, природоохранного назначения и др.).

Закон устанавливает различия в порядке использования земель для нужд лесного хозяйства и для других нужд российской экономики. Границы лесного фонда определяются путём отграничения земель лесного фонда от иных земель . Включение земель в состав лесного фонда и их изъятие из него осуществляется в порядке, установленном лесным и земельным законодательством РК. Изъятие земель, занятых лесами первой группы, для государственных или муниципальных нужд допускается только в исключительных случаях.

В зависимости от группы лесов и категории защитности лесов устанавливается порядок ведения хозяйства в них, режим использования лесов и соответствующих земель, а также изъятия земель лесного фонда для государственных и общественных нужд. В связи с этим важное значение для обеспечен6ия сохранности лесов имеет определение порядка перевода лесных земель в нелесные.

Перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и перевод земель лесного фонда в земли иных категорий допускается только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, и осуществляются в соответствии с материалами лесоустройства, в отношении участков лесного фонда, перевод которых запланирован материалами лесоустройства или незапланирован, но необходим для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учётом территориальных комплексных схем градостроительного планирования развития соответствующих территорий или их частей.

Порядок перевода лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, устанавливается Правительством РК. Оно же осуществляет перевод земель лесного фонда в земли иных (других) категорий.

Состав и порядок подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий определяется также Правительством РК.

При переводе лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, а также при переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий граждане и юридические лица, в интересах которых осуществляется перевод, возмещают потери лесного хозяйства. Порядок расчёта и возмещения потерь лесного хозяйства при данных переводах устанавливаются Правительством РК.

Перевод земель лесного фонда в земли иных (других) категорий осуществляется в случаях невозможности их дальнейшего использования по целевому назначению в силу утраты лесами их полезных природных свойств, прекращения нужд лесного хозяйства, а также в случае необходимости обеспечения обороны страны, безопасности государства, нужд сельского хозяйства, энергетики и размещения в установленном порядке объектов здравоохранения, объектов культурного, жилищно-коммунального, социально-бытового назначения и в иных установленных земельным и лесным законодательством РК случаях.

Перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, осуществляется соответствующим лесхозом федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства с разрешения территориального органа федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства в субъекте РК.

В решении территориального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства в субъекте РК о переводе лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, указываются место нахождения земельного участка лесного фонда, его площадь, цель, срок на который осуществляется перевод, перечень разрешённых к выполнению работ на данном участке, мероприятия по рекультивации этого участка после истечения срока перевода.

3.ЛЕСНОЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Лесное законодательство Республики Казахстан основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Кодекса и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

Общественные отношения в области использования и охраны растительного (кроме лесов) и животного мира, водных объектов, недр, земли, атмосферного воздуха, особо охраняемых природных территорий регулируются специальным законодательством Республики Казахстан.

Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Кодексе, то применяются правила международного договора.

Лесной Кодекс регулирует общественные отношения по владению, пользованию, распоряжению лесным фондом, а также устанавливает правовые основы охраны, защиты, воспроизводства, повышения экологического и ресурсного потенциала лесного фонда, его рационального использования. Регулирование лесных правоотношений осуществляется исходя из того, что лес является одним из важнейших компонентов биосферы, имеющий глобальное экологическое, социальное и экономическое значение.

Лесное законодательство Республики Казахстан основывается на следующих принципах:

1) признания общегосударственного значения лесов, выполняющих климаторегулирующие, средообразующие, поле- и почвозащитные, водоохранные и санитарно-гигиенические функции;

2) устойчивого развития лесов (постоянное увеличение лесистости территории Республики Казахстан);

3) сохранения биологического разнообразия лесов, объектов государственного природно-заповедного фонда, культурного и природного наследия;

4) многоцелевого использования лесов;

5) рационального, непрерывного, неистощительного пользования лесными ресурсами;

6) государственного регулирования и контроля в области охраны, защиты, пользования лесным фондом, воспроизводства лесов и лесоразведения;

7) разграничения функций регулирования лесопользования и функций осуществления рубок главного пользования и переработки полученной древесины;

8) возмещения ущерба, причиненного нарушением лесного законодательства Республики Казахстан;

Земля — важнейший для человека объект материального мира. Не будь земли — не было бы человечества со всеми его проблемами. Всегда самым гениальным явлением будет земля, и ее морально не состарит никакой промежуток времени. Никакой иной объект материального мира никогда не заменит человечеству землю. Земля является предметом регулирования значительного числа отраслей российского права: конституционного — при определении на ней государственных границ; административного — при разграничении территорий между субъектами

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….. 3
1. Понятие и общая характеристика правового режима земель лесного фонда……………………………………………………………………………
6
1.2. Право пользования землями лесного фонда……………………………. 16
2. Понятие и общая характеристика правового режима земель водного фонда……………………………………………………………………………
30
2.1. Государственный мониторинг водных объектов и государственный водный кадастр……………………………………………………………….
42
2.2. Право пользования землями водного фонда……………………………. 43
Заключение…………………………………………………………………….. 54
Список использованной литературы………………………………………… 56

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

Введение………………………………………………………… …………….. 3
1. Понятие и общая характеристика правового режима земель лесного фонда………………………………………………………………… …………
6
1.2. Право пользования землями лесного фонда……………………………. 16
2. Понятие и общая характеристика правового режима земель водного фонда………………………………………………………………… …………
30
2.1. Государственный мониторинг водных объектов и государственный водный кадастр…………………………………………………………… ….
42
2.2. Право пользования землями водного фонда……………………………. 43
Заключение…………………………………………………… ……………….. 54
Список использованной литературы………………………………………… 56

Земля — важнейший для человека объект материального мира. Не будь земли — не было бы человечества со всеми его проблемами. Всегда самым гениальным явлением будет земля, и ее морально не состарит никакой промежуток времени. Никакой иной объект материального мира никогда не заменит человечеству землю. Земля является предметом регулирования значительного числа отраслей российского права: конституционного — при определении на ней государственных границ; административного — при разграничении территорий между субъектами РФ; гражданского — при совершении сделок с земельными участками; семейного — при решении споров о разделе собственности супругов; финансового — при земельном налогообложении; аграрного — при использовании земель сельскохозяйственного назначения для выращивания сельскохозяйственных культур и т.д. Однако еще в XIX в. юридическая мысль России пришла к выводу, что земельное право должно быть самостоятельной отраслью права 1 . В каждой из перечисленных отраслей предметом правового регулирования выступают различные аспекты земельных отношений: пространственно-базисные, имущественные, земельно-производительные и т.д. Для земельного же права как самостоятельной отрасли права специфичным является экономический характер земельных отношений, т.е. использование земли в хозяйственных целях. В связи с этим главные элементы земельно-правового регулирования — это подразделение всего земельного фонда на определенные категории земель и сочетание единого правового режима земельного фонда с правовым режимом этих категорий.

Такое построение земельно-правового регулирования в российском земельном праве обусловлено тем, что оно осуществляется с учетом объективно существующих свойств и особенностей земель. Эти свойства настолько многообразны, что их необходимо типизировать в правовом плане. Типизация земель осуществлена по категориям: земли сельскохозяйственного назначения, земли специального назначения, земли поселений и др.

Целью данной курсовой работы является исследование правового режима земель лесного и водного фонда.

Земли лесного и водного фонда являются самостоятельными категориями земель и регулируются, помимо Земельного кодекса РФ, Лесным кодексом РФ и Водным кодексом РФ, соответственно. В соответствии с действующим земельным законодательством - к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие) 2 . Лесные земли призваны выполнять функцию пространственно- территориального базиса лесного хозяйства.

Специфической особенностью земель лесного фонда является то, что в пределах лесного фонда гражданам и юридическим лицам предоставляются не земельные участки, а участки лесного фонда, границы которых должны быть обозначены в натуре с помощью лесохозяйственных знаков и указаны в планово-картографических материалах (лесных картах). К участкам лесного фонда и правам пользования ими применяются положения гражданского законодательства об объектах гражданских прав, а также положения земельного законодательства о земельных участках, если иное не установлено Лесным кодексом РФ.

В соответствии со ст. 102 ЗК РФ в состав земель водного фонда входят земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах; занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах.. Земли водного фонда могут использоваться для строительства и эксплуатации сооружений, обеспечивающих удовлетворение потребностей населения в питьевой воле, а также для водохозяйственных, сельскохозяйственных, природоохранных, промышленных, рыбохозяйственных, энергетических, транспортных и иных государственных или муниципальных нужд при соблюдении установленных требований.

Земли водного фонда, обладая неоднородным составом и структурой, имеют единый правовой режим, который находится в прямой зависимости от режима использования и охраны водных объектов. Земли водного фонда предназначены для организации рационального использования, восстановления и охраны водных ресурсов. В соответствии с водным законодательством подавляющая часть водных объектов находится в государственной собственности. В частную собственность допускается передавать небольшие по площади и непроточные искусственные водоемы, не имеющие гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами. Водные объекты используются комплексно, т.е. одновременно для многих целей и многими субъектами. Вместе с тем ряд вопросов, касающихся земель водного фонда, регулируется ЗК РФ. Например, вопросы целевого использования земель водного фонда, управления собственностью и некоторые другие, которые не отражены в водном законодательстве либо не имеют отношения к режиму использования и охраны водных объектов.

1. Понятие и общая характеристика правового режима земель лесного фонда

Как уже упоминалось, согласно ст. 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). В состав земель лесного фонда входят лесные и нелесные земли в соответствии с Лесным Кодексом РФ.

Правовой режим земель лесного фонда — это установленный законом порядок их учета, мониторинга, использования и охраны 3 . Лес — это составная часть природной среды, важнейший элемент глобального экологического значения, состоящий из совокупности земли, деревьев, древесно-кустарниковой растительности и иных видов растительности, микроорганизмов, других компонентов природы, в своем развитии биологически взаимосвязанных и влияющих на окружающую среду. Лес — один из важнейших элементов, имеющий климаторегулирующее, почво- и водозащитное значение. Леса играют важную роль в сохранении почв и воды. Они восстанавливают атмосферу, поддерживают биологическое разнообразие растительного и животного мира, а также создают условия для удовлетворения как материальных, так и культурных потребностей человека. Однако государственное управление лесами, являющимися федеральной собственностью, в настоящее время практически не ведется. Произошло резкое ухудшение состояния лесного хозяйства России. Прежняя система, основанная на ЛК РФ, разрушена, а новая не создана. До сих пор не решен вопрос о статусе низового управленческого звена — лесхозов, которые по-прежнему совмещают функции государственного управления с предпринимательской деятельностью 4 .

Лес имеет огромное санитарно-гигиеническое и целебное значение. Велико эстетическое, а также рекреационное и научно-познавательное значение лесов.

К лесным относятся земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, погибший древостой, редины, пустыри, прогалины, площади, занятые питомниками, несомкнувшимися лесными культурами, и иные).

К нелесным землям относятся земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (земли, занятые просеками, дорогами, сельскохозяйственными угодьями и др.), а также земли, расположенные в границах лесного фонда (земли, занятые болотами, каменистыми россыпями и другие неудобные для использования земли).

Согласно ЛК РФ к участкам лесного фонда относятся участки леса, а также участки лесных земель, не покрытых лесной растительностью, и участки нелесных земель. Границы участков лесного фонда должны быть обозначены в натуре с помощью лесохозяйственных знаков и (или) указаны в планово-картографических материалах (лесных картах).

К участкам лесного фонда и правам пользования применяются положения гражданского законодательства об объектах гражданских прав, а также положения земельного законодательства РФ о земельных участках, если иное не установлено ЛК РФ. Эти же правила применяются к участкам лесов, не входящих в лесной фонд.

К участкам лесов, не входящих в лесной фонд, применяются требования ЛК РФ, если иное не предусмотрено федеральными законами. Не входят в лесной фонд земли, на которых хотя и произрастает лесная растительность, но они имеют иное целевое назначение. ЛК РФ исключает из лесного фонда древесно-кустарниковую растительность, расположенную на землях сельскохозяйственного назначения, в том числе землях, предоставленных для садоводства и личного подсобного хозяйства; землях транспорта (на полосах отводов железнодорожных магистралей и автомобильных дорог); землях населенных пунктов (поселений), в том числе предоставленных для дачного, жилищного и иного строительства (за исключением городских лесов); землях водного фонда (на полосах отвода каналов); землях иных категорий.

Земли лесного фонда представляют собой один из элементов экологических систем лесов, участвующих в природном функционировании всей экосистемы. Земля выступает здесь в двояком значении: как пространственный базис, на котором произрастает лесная растительность, и как средство производства, питающее корневую систему лесов почвенными компонентами (влагой, питательными веществами и др.).

Целевое назначение лесных правоотношений заключается в создании правового и экономического механизма для обеспечения комплексного и рационального использования лесных ресурсов, а также охраны и воспроизводства лесов с учетом их экологического значения 5 .

Перевод земель лесного фонда первой группы в земли других категорий для целей, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, осуществляется в соответствии с законодательством. Включение земель в состав лесного фонда и их изъятие из него осуществляются в порядке, установленном лесным и земельным законодательством РФ. При переводе лесных земель в нелесные одновременно решается вопрос об условиях изъятия и предоставления земельного участка, оплате за перевод лесных земель в нелесные, а также о размерах убытков, связанных с изъятием земель лесного фонда2.

Перевод и (или) изъятие земель лесного фонда осуществляются по инициативе юридических лиц или граждан с согласия территориальных органов лесного хозяйства через Федеральное агентство лесного хозяйства.

Земельные участки лесного фонда, находящиеся в границах сельскохозяйственных организаций и предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств, могут предоставляться в собственность, постоянное бессрочное пользование, пожизненное наследуемое владение или аренду для комплексного ведения сельского и лесного хозяйства.

Земли лесного фонда, не используемые для нужд лесного хозяйства, органами управления лесным хозяйством могут передаваться органам местного самоуправления с их согласия для использования в интересах населения муниципальных образований. Условия использования таких земель и ограничения на их использование устанавливаются договорами.

Сенокосные, пастбищные и другие пригодные для ведения сельского хозяйства земли в лесном фонде распределяются между муниципальными образованиями органами исполнительной власти субъектов РФ по согласованию с органами ведения лесного хозяйства. Передача лесных участков частным лицам для сельскохозяйственных целей органами лесного хозяйства не допускается.

В местах проживания малочисленных народов органы исполнительной власти или органы местного самоуправления могут предоставлять земли лесного фонда родовым общинам и семьям этих народов в пользование для ведения традиционных видов хозяйственной деятельности.

В ЛК РФ предусматривается порядок перевода лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, а также порядок в переводе земель лесного фонда в земли иных категорий. ЛК РФ определяет порядок перевода лесных земель в нелесные для использования их в целях, связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом.

ЛК РФ закрепляет права собственности на лесной фонд и на леса, не входящие в лесной фонд, и другие права пользования их участками.

В ЛК РФ сказано, что содержание права собственности на лесной фонд и права собственности на леса, не входящие в лесной фонд, определяется гражданским и земельным законодательством РФ. Собственник имеет право на затраты на охрану, защиту, воспроизводство и организацию рационального использования принадлежащих ему объектов лесных отношений и имеет право на получение доходов от использования лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд.

Согласно действующему законодательству каждой категории земель в Российской Федерации установлен определенный статус.

Особенностью земель лесного и водного фондов является то, что процедуры, связанные с их использованием, требуют дополнительно, к положениям Земельного кодекса, руководствоваться статьями Лесного и Водного кодексов, соответственно.

В России земли лесного фонда занимают 839 млн.га, что составляет около 60% всей ее территории. Площадь земель водного фонда – 27 млн.га.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-29-87 . Это быстро и бесплатно !

Общая информация о видах и принадлежности участков

Собственником всех земель лесного фонда является государство. Однако любой гражданин имеет право пользования землями такого фонда, например: охотиться, соблюдая требования действующего в данной сфере законодательства; заниматься сбором даров леса – ягод, грибов, орехов, лекарственных трав и других растений.

Большинство земель водного фонда также находятся в государственной собственности, но встречаются небольшие водоемы и пруды, собственником которых являются юридические, физические лица либо муниципалитеты.

О видах земельных фондов смотрите видео:

Виды лесных территорий

Лесной фонд составляют земли лесного и нелесного массивов. Если на территории произрастает любая лесная растительность (кустарники, древесина либо травянистая растительность), то она относится к лесным участкам.

Также к этому виду земель лесного фонда относятся участки без растительности, но требующиеся для решения задач по ее восстановлению (участки с вырубкой, гарью и погибшими деревьями, молодой лес, не прошедший еще процедуру смыкания крон и др.).

Прочие участки лесного фонда относятся к нелесным землям (просеки, дороги, болота и т.д.).

Важно! Согласно действующему российскому законодательству у граждан есть возможность оформить лесные земли в собственность, лишь переведя их в категорию не лесных.

Виды водных наделов

Существует лишь два вида земель водного фонда – общего пользования и особо охраняемые.

Возможность перевода в другую категорию

Перевод земель лесного фонда в другую категорию возможен только в целях:

  • обеспечения сельскохозяйственных нужд;
  • планируемого использования данных земель для обороны и безопасности;
  • строительства культурных и общественно значимых объектов;
  • развития объектов энергетики и транспортной логистики.

Проблемы при переводе лесных земель:

  1. Грамотное заполнение и представление в полном объеме всей необходимой документации.
  2. Три уровня рассмотрения предоставленной документации (местный, региональный и федеральный).
  3. Публичное обоснование причин для перевода земель в другую категорию.
  4. Возмещение заявителем государству всех убытков от перевода земель.

Как изменить назначение земельного участка узнаете из полезного видео:

Способы получения прав на использование участков

При этом у лесопользователя появляется ряд обязательств. Например, он должен будет гарантировать своевременную рекультивацию почвы, придерживаться установленных законодательством условий пользования лесными угодьями, осуществлять своевременное и качественное восстановление лесного фонда, заботиться о сохранности представителей растительного и животного миров, обитающих на выделенной территории.

Наряду с вышеперечисленными обязанностями, лесопользователь имеет следующие права:

  • производить вырубку древесины;
  • заниматься посадкой и выращиванием молодых деревьев и кустарников;
  • заготавливать сено;
  • с учетом ограничений по срокам, охотиться на диких животных и птиц;
  • заниматься пчеловодством;
  • заниматься сбором растительных даров леса;
  • организовывать туристические маршруты, физкультурные мероприятия;
  • при условии получения соответствующего разрешения, строить сооружения, используемые для развития лесного хозяйства.

О законном использовании земельных фондов расскажет специалист на видео:

Как арендовать лесные территории?

Победителем считается тот заявитель, который за пользование земельным участком в процессе проведения конкурсных процедур предложит наибольшую цену.

При этом следует учесть необходимость своевременной и полной оплаты в дальнейшем закрепленной в заключенном договоре суммы арендной платы.

Существует также возможность оформить земельный участок лесного фонда в аренду на более короткий срок – от 1 до 5 лет, однако, как показывает практика, экономически нецелесообразно заключать подобные договоры аренды.

Безвозмездное использование территорий лесного фонда ограничено десятилетним сроком. Решение о данном виде использования принимается региональными органами исполнительной власти.

Заинтересованными лицами, желающими получить земли лесного фонда в данный вид пользования, могут выступать, например, физические лица, желающие заниматься пчеловодством, сельским хозяйством и т.д.

Некоммерческие организации, деятельность которых связана с возведением жилья и дачным хозяйством, не могут использовать участки, относящиеся к лесному фонду.

Законодательно закреплена возможность заключения бессрочного договора пользования лесными землями по итогам проведения аукциона. Она носит заявительный характер, то есть любое заинтересованное лицо обязано обратиться с заявлением в уполномоченный орган, указав кадастровый номер интересующего его земельного участка.

В двухмесячный срок после подачи заявления проводятся торги. С участником торгов, признанным победителем, не позднее 10 дней после проведения торгов, заключается договор на предоставление земельного участка в бессрочное пользование.

Как арендовать лесные участки смотрите на видео:

Типы использования водных объектов

Существует два типа использования водных объектов – общее и специальное. Общее водопользование не требует получения лицензии и не предполагает применение сооружений, технических средств и устройств.

При специальном водопользовании на основании лицензии заключается соответствующий договор на право пользования землями водного фонда.

Таким образом, пользование землями лесного и водного фондов имеют значительные отличия от иных видов землепользования. И, если при использовании земель водного фонда возможно стать собственником земельного участка под небольшим водоемом, то земли лесного фонда принадлежат только государству.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:

8 (800) 350-29-87 (Москва)
8 (800) 350-29-87 (Санкт-Петербург)

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Правовой режим земель лесного фонда. Презентация на заданную тему содержит 23 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

1. Понятие и общая характеристика лесного фонда и земель лесного фонда Основными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения по использованию земель лесного фонда, являются Земельный кодекс РФ (ст. 101) и регулирующий особенности имущественных отношений, связанных с оборотом лесных участков и лесных насаждений, Лесной кодекс РФ, принятый 4 декабря 2006 г.

В статье 5 Лесного кодекса РФ в целях использования, охраны, защиты и воспроизводства ЛЕС понимается как экологическая система или как природный ресурс. В статье 5 Лесного кодекса РФ в целях использования, охраны, защиты и воспроизводства ЛЕС понимается как экологическая система или как природный ресурс. Как экологическая система лес выступает основой жизни и деятельности народов, проживающих на территории РФ, и нуждается в охране, обеспечиваемой экологическим законодательством. Как природный ресурс лес является объектом гражданского оборота (лесным насаждением) и выступает предметом гражданско-правовых договоров и иных сделок с учетом ограничений, налагаемых требованиями охраны лесов. И, поскольку использование лесов невозможно без использования земель, на которых они расположены, лесопользование юридически связано с землепользованием. Эта взаимосвязь, проявляющаяся в особенностях правового регулирования лесов, и подлежит выяснению.

К землям лесного фонда на основании ст. 101 Земельного кодекса РФ относятся: К землям лесного фонда на основании ст. 101 Земельного кодекса РФ относятся: 1. Лесные земли: а) земли, покрытые лесной растительностью; б) земли, не покрытые лесной растительностью, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, редины, прогалины и другие); 2. Нелесные земли, предназначенные для ведения лесного хозяйства (просеки, дороги, болота и др.).

Современное лесное законодательство в целях расширения объема оборотоспособности в лесных отношениях и введения рыночных механизмов разделило понятие леса как единой системы на две составляющие: лесной участок и лесные насаждения. Современное лесное законодательство в целях расширения объема оборотоспособности в лесных отношениях и введения рыночных механизмов разделило понятие леса как единой системы на две составляющие: лесной участок и лесные насаждения. В связи с этим ст. 3 Лесной кодекс РФ устанавливается и разделение имущественных отношений на: - имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков; - имущественные отношения, связанные с оборотом лесных насаждений.

Статьей 7 лесного кодекса РФ определяется понятие лесного участка как земельного участка, границы которого определяются в соответствии с правилами лесоустройства, проектирования и государственного кадастрового учета. Статьей 7 лесного кодекса РФ определяется понятие лесного участка как земельного участка, границы которого определяются в соответствии с правилами лесоустройства, проектирования и государственного кадастрового учета. Лесной кодекс не содержит четкого понятия лесных насаждений, но из смысла статей этого Закона следует, что в качестве таковых следует понимать деревья, кустарники, лианы и иные древесные и кустарниковые насаждения естественного и искусственного происхождения, произрастающие на лесных участках. Иными словами, это лесная растительность.

В соответствии с п. 5 ст. 27 ЗК РФ лесные участки из состава земель лесного фонда ограничиваются в обороте. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Лесные участки из состава земель лесного фонда могут предоставляться только на праве: В соответствии с п. 5 ст. 27 ЗК РФ лесные участки из состава земель лесного фонда ограничиваются в обороте. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Лесные участки из состава земель лесного фонда могут предоставляться только на праве: постоянного (бессрочного) пользования; ограниченного пользования чужим лесным участком (сервитут); аренды; безвозмездного срочного пользования.

Лесные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставляются только государственным или муниципальным учреждениям и только для научно-исследовательской, образовательной либо рекреационной деятельности (ч. 2 ст. 40, ч. 4 ст. 41 ЛК РФ). Предоставление лесных участков для тех же целей, но юридическим лицам других организационно-правовых форм допускается только в аренду. Лесные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставляются только государственным или муниципальным учреждениям и только для научно-исследовательской, образовательной либо рекреационной деятельности (ч. 2 ст. 40, ч. 4 ст. 41 ЛК РФ). Предоставление лесных участков для тех же целей, но юридическим лицам других организационно-правовых форм допускается только в аренду. В соответствии со ст. 47 ЗК РФ право безвозмездного срочного пользования земельным участком прекращается по решению лица, предоставившего земельный участок, или по соглашению сторон по истечении срока, на который земельный участок был предоставлен, а также по основаниям, предусмотренным для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования.

Право ограниченного пользования чужим лесным участком (лесной сервитут) регулируется ст. 9, ч. 3 ст. 38 ЛК РФ, ст. 23 ЗК РФ и ст. 274 ГК РФ. В соответствии с ними сервитут может быть публичным и частным. Право ограниченного пользования чужим лесным участком (лесной сервитут) регулируется ст. 9, ч. 3 ст. 38 ЛК РФ, ст. 23 ЗК РФ и ст. 274 ГК РФ. В соответствии с ними сервитут может быть публичным и частным. Сервитут может быть срочным или постоянным. Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для лесного участка, в отношении которого он установлен. Частный сервитут устанавливается по письменному соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником (пользователем) соседнего участка. Наиболее часто применяемым правом на лесные участки является право аренды лесных участков. На основании договора аренды лесные участки предоставляются гражданам и юридическим лицам в целях заготовки древесины, живицы, недревесных лесных ресурсов, пищевых лесных ресурсов, сбора лекарственных растений и для других целей, предусмотренных ЛК РФ.

Лесной кодекс РФ установил разделение лесов в пределах лесного фонда РФ по целевому назначению на: Лесной кодекс РФ установил разделение лесов в пределах лесного фонда РФ по целевому назначению на: защитные; эксплуатационные; резервные. К защитным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

Выделяются следующие категории защитных лесов (ст. 102 ЛК РФ): 1) леса, расположенные на ООПТ; 2) леса, расположенные в водоохранных зонах; 3) ценные леса: а) государственные защитные лесные полосы; б) противоэрозионные леса; в) леса, расположенные в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах; г) леса, имеющие научное или историческое значение; д) орехово-промысловые зоны; е) лесные плодовые насаждения; ж) ленточные боры.

4) леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов: 4) леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов: а) леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; б) защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования; в) зеленые зоны, лесопарки; г) городские леса; д) леса, расположенные в первой, второй и третьей зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов;

К эксплуатационным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов. К эксплуатационным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов. К резервным лесам относятся леса, в которых в течение двадцати лет не планируется осуществлять заготовку древесины. Использование резервных лесов допускается после их отнесения к эксплуатационным лесам или защитным лесам. В резервных лесах осуществляются авиационные работы по охране и защите лесов.

Государственное управление в сфере лесного фонда и земель лесного фонда Под государственным управлением в сфере лесных отношений понимается деятельность государственных органов по обеспечению рационального использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов. Оно подразделяется на общее и специальное государственное управление. Общее управление осуществляется государственными органами исполнительной власти: Президентом РФ, Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ. В систему специальных (ведомственных) органов входят Министерство природных ресурсов РФ и находящиеся в его ведении Федеральное агентство лесного хозяйства и Федеральная служба в сфере природопользования.

Основными функциями государственного управления лесными отношениями являются: Основными функциями государственного управления лесными отношениями являются: распределение и перераспределение лесов между лесопользователями; планирование в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов; государственная инвентаризация лесов; государственный лесной реестр; государственный кадастровый учет лесных участков; государственная регистрация прав на лесные участки и сделок с ними; государственный лесной контроль и надзор; лесоустройство; воспроизводство лесов и лесоразведение; охрана и защита лесов.

Особыми функциями государственного управления лесными отношениями, непосредственно связанными с землями лесного фонда, являются государственный кадастровый учет лесных участков, а также государственная регистрация прав на лесные участки и сделок с ними. Особыми функциями государственного управления лесными отношениями, непосредственно связанными с землями лесного фонда, являются государственный кадастровый учет лесных участков, а также государственная регистрация прав на лесные участки и сделок с ними. С 1 марта 2008г. государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с ФЗ от 24 июля 2007г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". В соответствии с п. 2 ст. 7 данного Закона в государственный кадастр недвижимости вносятся такие дополнительные сведения об объекте недвижимости, как сведения о лесах, расположенных в пределах земельного участка, если объектом недвижимости является земельный участок.

Особенности изменения правового режима земель лесного фонда Перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, в земли других категорий разрешается в случае: 1) организации особо охраняемых природных территорий; 2) установления или изменения черты поселения; 3)размещения объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов. Перевод земель лесного фонда, на которых расположены зеленые зоны, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в случае размещения линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также по решению Правительства Российской Федерации в случае размещения аэродромов.

Читайте также: