Здоровье это движение доклад в доу

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Физкультурно – оздоровительный проект

Инструктор по ФК: Шихова Е. С.

Актуальность проекта

Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и в целом физическому развитию детей, как фундаментальной составляющей общечеловеческой культуры.

Одним из традиционных общепринятых методов профилактики и оздоровления является закаливание. В основном это воздушные и водные процедуры с постепенным понижением температуры. В результате закаливания ребенок становится менее восприимчив не только к резким изменениям температуры, но и к инфекционным болезням. Закаленные дети обладают хорошим здоровым аппетитом, они спокойны, уравновешены, отличаются бодростью, жизнерадостностью, высокой работоспособностью.

Лучшими средствами закаливания являются естественные силы природы - солнце, воздух и вода в сочетании с достаточным двигательным режимом.

Выбор средств и способов закаливания определяется педагогом соответствующими условиями в дошкольном учреждении, состоянием здоровья и подготовленностью ребенка. Педагог комплексно применяет закаливающие процедуры в различных вариантах и сочетаниях. Закаливание осуществляется только при хорошем самочувствии и положительном эмоциональном настрое ребенка.

Проект раскрывает эффективные формы взаимодействия ДОУ с семьей по формированию потребности воспитанников в здоровом образе жизни, которые основываются на формах совместной деятельности детей и родителей.

Цель проекта: Создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих а также создание условий для физкультурно-оздоровительного развития детей с использованием инновационных и здоровьесберегающих технологий.

Задачи проекта:

- сохранять и укреплять здоровье детей посредством внедрения в физкультурно-оздоровительную работу инновационных здоровьесберегающих технологий;

- развивать сенсорные и моторные функции;

- формировать потребность в двигательной активности;

- совершенствовать функции организма, повышать его защитные свойства и устойчивость к заболеваниям средствами движения, дыхательной гимнастики, массажа, йоги, закаливания;

- формировать правильную осанку, гигиенические навыки;

- развивать интеллектуальные функции (мышление, память, воображение, восприятие, ориентировку в пространстве).

Продолжительность проекта : сентябрь 2018 г. - май 2020 г. Участники проекта : дети старшей группы 5-6 лет, инструктор по физической культуре, воспитатели, родители.

Вид проекта : долгосрочный, практико-ориентированный.

Образовательная область : физическое развитие.

Области интеграции: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Новизна и оригинальность: заключается в осуществлении нетрадиционного подхода в проведении различных форм работы с детьми, в создании инновационной здоровьесберегающей среды в соответствии с ФГОС ДО.

Материалы и оборудование: музыкальный центр, компьютер, фотоаппарат, записи фонограмм для выполнения упражнений соответствующие сюжету и теме встречи, познавательная литература, художественная литература, спортивное оборудование.

4.Т. П. Колодяжная, Е. А. Чекунова - «Сохранение здоровья детей и педагогов в условиях детского сада – Ростов- на- Дону 2009 год.

Содержание проекта

Основные формы реализации проекта:

 работа с познавательной литературой

 прогулки в двигательной активности

 неделя здоровья, дни здоровья

 участие в соревнованиях

 посещение спортивных мероприятий

Этапы реализации проекта

Основной этап

Заключительный этап

2. Распределение материала на блоки, составление плана работы.

3. Изучение компетентности родителей по теме проекта

1. Планирование работы.

2. Создание условий для реализации проекта: пополнение и подбор

материала для реализации проекта, проведение сбора необходимых материалов и литературных источников по соответствующим тематикам

3. Оказание информационной и методической помощи педагогам,

4. Организация тематических выставок, создание мини-презентаций.

5. Проведение итогового спортивного мероприятия.

1. Подведение итогов проведенной работы.

2.Размещение информации о проекте на сайте ДОУ.

План работы

Постановка цели, задач, определение актуальности и значимости проекта.

Подбор методической литературы для реализации проекта.

Инструктор по физической культуре, воспитатели группы

Инструктор по физической культуре, воспитатели группы

Разработка бесед с детьми.

Разработка рекомендаций для родителей.

Организация развивающей среды.

Инструктор по физической культуре, воспитатели группы

Инструктор по физической культуре, воспитатели группы

Организация работы с педагогическим

коллективом. Анкетирование родителей

Инструктор по физической культуре, воспитатели группы, воспитанники, родители.

Инструктор по физической культуре

Инструктор по физической культуре, воспитатели группы

Инструктор по физической культуре

Спортивные игры на воздухе.

Беседа об истории Олимпийских игр

Инструктор по физической культуре, воспитатели

Инструктор по физической культуре

Инструктор по физической культуре, воспитатели, родители

Инструктор по физической культуре

Игры на формирование правильной осанки:

Инструктор по физической культуре, воспитатели, родители

Инструктор по физической культуре, воспитатели

Дыхательная гимнастика по А.Н. Стрельниковой.

Инструктор по физической культуре, воспитатели, родители

Инструктор по физической культуре, воспитатели.

Инструктор по физической культуре, воспитатели, родители

Инструктор по физической культуре

Инструктор по физической культуре, воспитатели

Инструктор по физической культуре

Туристический поход в осенний лес.

Инструктор по физической культуре, воспитатели, родители

Инструктор по физической культуре, воспитатели

Инструктор по физической культуре, воспитатели.

Инструктор по физической культуре, воспитатели.

«Спортивный праздник с участием родителей,

Инструктор по физической культуре, воспитатели.

Инструктор по физической культуре, воспитатели.

Инструктор по физической культуре, воспитатели.

Инструктор по физической культуре, воспитатели

Инструктор по физической культуре

Инструктор по физической культуре

Инструктор по физической культуре

Инструктор по физической культуре

Фотовыставка спортивных достижений.

Инструктор по физической культуре,

Инструктор по физической культуре

Папа, мама, я-спортивная семья.

Инструктор по физической культуре,

Инструктор по физической культуре,

Инструктор по физической культуре,

Инструктор по физической культуре,

Здоровьесберегающие технологии, которые будут использованы на занятиях, спортивных мероприятиях и досугах с детьми.

Закаливающие процедуры

Нельзя проводить закаливающие процедуры, которые не нравятся малышу. Они должны вызывать радость.

Воздушные ванны для тела

- Дети ежедневно в любое время года 15-20 мин. играют босиком в одних трусиках в простые подвижные игры.

- Ребенок сам растирает сухой салфеткой или рукавичкой руки, ноги, плечи, грудь.

- Воспитатель растирает раздетого ребенка сухой салфеткой, слегка пощипывает и похлопывает кожу, позволяет малышу расслабленно повисеть у себя на вытянутых руках.

- Поглаживающий массаж во время приема воздушных ванн.

Контрастные ванночки для рук и ног с последующим самомассажем пальцев ног и стоп.

- Проводятся при температуре воды в ванночках 18ºС и 30ºС.

- Растирание рук и ног снегом или охлажденной водой до ощущения сильного тепла с последующим вытиранием насухо и самомассажем.

Солевые дорожки.

Стопа должна быть предварительно разогрета. С этой целью используют массажеры для стоп, пуговичные и палочные дорожки, корригирующие упражнения для стоп, прыжки и т.д. Эффект солевых дорожек заключается в том, что соль раздражает стопу ребенка, богатую нервными окончаниями. Солевой раствор: на 1 л воды 90 г соли.

Закаливание носоглотки. Полоскание рта и горла

- Полоскание горла минеральной водой.

Комплекс оздоровительных упражнений для горла

Точечный массаж.

- Воздушные ванны продолжительностью до 5 мин. во время переодевания ко сну.

- Ходьба и бег в трусиках, босиком ежедневно в течение 10-15 мин. с последующим растиранием сухой салфеткой.

- Контрастные ванночки для рук и ног (температура воды 18ºС и 35ºС) с последующим массажем пальцев ног и стоп.

- Самостоятельное обливание и обтирание тела.

- Водный массаж стопы, солнечного сплетения, позвоночной области.

Утренняя гимнастика , является одним из важных компонентов двигательного режима, её организация направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей.

Ежедневное выполнение физических упражнений способствует проявлению определённых волевых усилий, вырабатывая полезную привычку у детей начинать день с утренней гимнастики.

Дыхательная гимнастика , проводится в различных формах физкультурно – оздоровительной работы. Она применяется для того, чтобы эффективней решать задачи укрепления дыхательной мускулатуры детей с целью повышения их сопротивляемости к простудным и другим заболеваниям, а так же выносливость при физических нагрузках. От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Ещё древние восточные мудрецы придавали большое значение дыхательным упражнениям. Считалось, что кроме кислородного питания с помощью дыхания происходит и энергетическая подпитка организма.

Гимнастика для глаз. Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они лишь во время сна. Вот почему выполнение гимнастики для глаз полезно для гигиены и профилактики нарушения зрения.

Босохождение по массажным дорожкам . Дорожки составлены из пособий и предметов, способствующих массажу стопы (ребристая дорожка, резиновые коврики, дорожка из капсул от киндер – сюрпризов).

Релаксация – упражнения и игровые задания на расслабление. Элементы релаксации, активизируя деятельность нервной системы, регулируют настроение и степень психического возбуждения, позволяют ослабить или нейтрализовать вызванное стрессом психическое и мышечное настроение. Релаксация проводится во время заключительной части занятий. Для этого используется спокойная классическая музыка, звуки природы.

Игровой самомассаж является основой для закаливания и оздоровления организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребёнка сознательного стремления к здоровью, развитие навыков собственного оздоровления.

Подвижные игры – служат методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков и воспитание физических качеств.

Активное участие в подвижных играх обогащает детей новыми впечатлениями.

Фитонцидотерапия . Фитонциды – это образуемые растениями вещества. Фитонциды чеснока, лука убивают многие виды простейших.

Данстерапия (танцевальная терапия) для дошкольников предполагает осуществление спонтанного танцевального действия, что способствует выработке свободы и выразительности движений, развивает общую подвижность и повышает физические и психические возможности организма детей.

Ритмопластика. Музыка, игра и разнообразие движений создают благоприятные условия для формирования двигательных, психомоторных функций.

Психогимнастика помогает формировать у детей дошкольного возраста возможность управлять своими эмоциями и действиями; умение моделировать и приводить в соответствие свои чувства и мысли, желания и возможности; способности поддерживать гармонию душевного и физического состояния.

Цветотерапия (хромотерапия) – это направление, при котором используется воздействие цветовой гаммы на психоэмоциональное состояние дошкольника, на его самочувствие. Цвет может помочь снять стресс или нервное возбуждение, успокоить или же наоборот – он может активизировать работоспособность, поднять жизненный тонус организма.

Игровой стретчинг – это творческая деятельность, при которой дети живут в мире образов. Эффективность подражательных движений заключается ещё в том, что через образы можно осуществлять частую смену двигательной деятельности из различных исходных положений и с большим разнообразием видов движений, что даёт хорошую физическую нагрузку на все группы мышц.

Стретчинг – это система статических растяжек.

Игрогимнастика служит основой для освоения ребёнком различных видов движений, обеспечивающих эффективное формирование умений и навыков, необходимых при разучивании танцевальных движений: на укрепление осанки; на расслабление мышц; мимические упражнения.

Партерная гимнастика – это комплекс специально подобранных физических упражнений, основной особенностью которых является то, что они выполняются на полу. То есть партерная гимнастика включает в себя различные упражнения, в положении сидя, лёжа, лёжа на боку, что обеспечивает отсутствие компрессионной нагрузки на суставы.

Музыкально – подвижные игры содержат упражнения, применяемые практически на всех занятиях, и является ведущим видом деятельности дошкольника. Здесь используются приёмы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования.

Игротерапия – идеальное средство от детских неврозов. Неврозами чаще страдают дети дошкольного и младшего школьного возраста. Невроз возникает под влиянием жизненных событий, которые оказали на ребёнка отрицательное, травмирующее воздействие. Появление неврозов связано с поступлением в детский сад, в школу, с не сложившимися отношениями ребёнка со сверстниками, учителями, воспитателями.

Игры – путешествия. Они включают все виды подвижной деятельности, используя средства всех разделов программы. Данный материал служит основой для закрепления умений и навыков, приобретённых ранее, помогает сплотить детей, даёт возможность стать, кем мечтаешь, побывать, где захочешь и увидеть, что пожелаешь. Такие занятия отличаются от классических высоким эмоциональным фоном, способствующим развитию мышления, воображения, эмоционально – двигательной сферы и творческих способностей детей.

Весёлый тренинг – это упражнения способствующие координации движения и осанки, дают нагрузку для определённых групп мышц, развивают гибкость, подвижность суставов, улучшают кровообращение. Наблюдение за выполнением упражнений даёт возможность оценить у каждого ребёнка уровень физической восприимчивости тех или иных мышечных нагрузок, и тем самым, индивидуализировать объём и количество повторений. Качественно выполнить и запомнить упражнения детям помогают их названия, символизирующие подражание каким – либо действиям различных персонажей из произведений и сказок, а также предметов, птиц, рыб, зверей, деревьев и т. д

Доклад для выступления на пед. совете на тему:

Темп современной жизни очень высок, каждому человеку многое хочется узнать, всему научиться. Сегодня люди каждый день находятся в относительно неподвижном состоянии 6-8 часов. Кровь в организме замедляет движение за счет сужения сосудов, питание клеток головного мозга и других органов уменьшается. Появляется усталость, недомогание, ломота, головные боли.

Много веков назад человеку приходилось активно двигаться, чтобы добыть пищу, построить жилище, изготовит одежду и т. д. Поэтому говорят, что наше тело создано для движения.

Движение – это здоровье! Физическая активность – это обязательное условие нормального функционирования организма человека. Недостаток движения также опасен для человека, как и недостаток витаминов, минеральных веществ, кислорода.

Движение помогает нашему организму быть здоровым – развивает мышцы, укрепляет опорно-двигательный аппарат, сердце, нервы, сосуды. Кроме этого движение помогает нам быть стройными и красивыми.

Физическая активность нужна всем: больным — чтобы быстрее выздороветь, здоровым — чтобы оставаться таковыми долгие годы, детям – чтобы правильно развиваться и расти, молодым людям и людям среднего возраста – чтобы надолго сохранить молодость, пожилым людям – чтобы жить полноценной жизнью вне зависимости от возраста.

Природа создала наше тело для движения. Только двигаясь, мы чувствуем, что живём. А как именно мы это чувствуем? И что делать. Если большую часть своего времени мы проводим в положении сидя, а движение при этом приносит боль и дискомфорт.

Сейчас можно наблюдать совершенно противоположную картину, которая характеризуется снижением физической активности за счет упрощения передвижения, условий работы. Нужно заметить, что в большей степени сегодня развитие направлено на активизацию мыслительных процессов. Максимум комфорта и минимум движений – жизненное кредо многих людей, живущих в нынешнее время. Ограждая себя от лишних шагов, люди совершают огромную ошибку, полагая, что тем самым они себя оберегают. Соответственно, наше тело постоянно находится в спокойном состоянии. И с годами оно теряет свою гибкость, атрофируется мышечная масса. Всё это можно назвать гиподинамией. Гиподинамия – это малоподвижный образ жизни и болезнь современного человечества двадцать первого века. Она является результатом избавления человека от физических нагрузок и труда. В течение долгих веков человечество не знало этой напасти, но три-четыре последних поколения страдают от недостатка двигательной активности, получая в результате букет разнообразных болезней: нарушение опорно-двигательного аппарата, дыхания, кровообращения, пищеварения. Плюс ко всему, гиподинамия негативно отражается на психической деятельности: появляется вялость, сонливость либо бессонница, снижается умственная работоспособность. Хоть на улице новый век, человек все так же нуждается в физических нагрузках, ведь это заложено самой природой и с ней не нужно спорить. Необходимо реализовывать потребность в движении, прислушиваться к своему организму.

Что произойдёт, если человек не будет двигаться?

Можно привести наглядный пример, который покажет важность предназначения движения. Даже дети знают, что птицы умеют летать. А вот если птенец не получит возможности летать, сможет ли он осуществлять этот процесс, став взрослой птицей? Нет. А если запереть птицу в клетке, какое состояние здоровья у нее будет? Конечно, ничего хорошего из этого не получится. Или, к примеру, если поймать лесную птицу, которая жила на свободе, бороздила просторы, и посадить ее в клетку, но при этом поить, кормить, всячески опекать, что с нею станет? Ей такая неволя не понравится, пусть даже человек приложит массу усилий и заботы. Через какое-то время птица заболеет и даже может умереть. Почему? Потому что у нее есть прирожденное свойство – летать, без которого ее жизнь становится неполноценной.

Для человека движение не менее важно, к тому же у людей оно более разнообразное: бег, прыжки, ходьба, занятия гимнастикой, плавание. Все это и есть двигательная активность, если ее ограничить, то это для человека будет настоящим наказанием.

Более того, это касается не только слабости мышц рук, ног, недостаток движения влияет на работу миокарда, причем очень негативно. Это значит, что люди, которые любят проводить много времени на диване, оказываются в зоне риска, ведь им грозит инфаркт, инсульт, нарушение сердечного ритма.

Что касается опорно-двигательного аппарата, то здесь влияние малоподвижности вполне очевидное : искривление позвоночника, плохая осанка, остеохондроз. А еще постоянные ноющие боли в спине, прострелы, существенное ограничение подвижности позвоночника. То есть человек буквально превращается в робота, которому уже пора на свалку: каждое движение дается с трудом и приносит болезненные ощущения.

Плюс ко всему, недостаток нагрузок на опорно-двигательный аппарат приводит к ослаблению других компонентов:

• ослабевает связочный аппарат – появляются частые вывихи, растяжения связок;

• из костей вымывается кальций – в результате у человека часто случаются переломы, причем возникают они не по причине чрезмерного физического воздействия;

• суставы плохо функционируют.

Это еще не весь перечень последствий недостатка двигательной активности, поэтому нужно понимать, что без движения человек не может полноценно жить. Жизнь превращается в существование, болезненное, безрадостное, серое и не очень длительное. Человек как птица, пусть он не умеет летать, но движение ему подарила природа, а от такого щедрого дара нельзя отказываться!

Современный темп жизни, как правило, не дает нам заниматься физическими занятиями даже в минимальных количествах. Но это только на первый взгляд. Ведь в большинстве своем мы просто боимся. Боимся, что физическая активность – это обязательно изнурительные тренировки, а это совершенно не так! Мы забываем про пешеходные прогулки, про занятия танцами, про велопрогулки, про активные игры на свежем воздухе, про плавание. А ведь все это и многое другое приносит нам удовольствие и является прекрасной тренировкой для нашего организма. Занятия физкультурой должны обязательно приносить человеку удовлетворение и радость. И начинать нужно хотя бы с малого.

Современная женщина порой загружена работой и домашними делами, что выделить время на занятия спортом кажется просто не реальным. Пусть так, но посвятить себе полчаса 2-3 раза в неделю наверняка сможет каждая, даже самая занятая. Тем более, что современные спортивные центры предлагают массу интересных занятий - любая женщина сможет подобрать себе занятие по душе. Нет времени посещать тренажерный зал или бассейн, не беда, гимнастика перед телевизором не менее эффективна для профилактики гиподинамии, чем занятие в группе.

Если все же желание заниматься спортом у вас отсутствует напрочь, не стоит расстраиваться. Бороться с гиподинамией вполне можно и в повседневной жизни, не прилагая ни каких особых усилий. Например, откажитесь от лифта. Вы увидите каких результатов вы добьетесь, всего-навсего поднимаясь и спускаясь каждый день пешком на несколько этажей. Идете в магазин? Не садитесь в автобус и не берите такси. Небольшая прогулка пешком, да еще с некоторой нагрузкой в виде сумок – отличная профилактика гиподинамии.

Включите дома музыку и просто с удовольствием двигайтесь под любимые ритмы. Танцуйте в одиночестве или привлеките к этому занятию родных - главное, чтобы движение приносило вам радость. Больше гуляйте. Замечательно, если у вас есть ребенок, ходите на прогулку вместе. Бегайте, играйте в снежки или мячик, подобное времяпровождение принесет пользу всей семье. Если же у вас нет детей, или они просто уже выросли, заведите собаку. С собакой необходимо гулять как минимум два раза в день, а это в общей сложности не менее полутора часов в день.

Регулярная физическая активность вскоре принесет свои плоды — вы сами почувствуете, как ваши мышцы станут более крепкими, а тело — подтянутым и привлекательным, наладится работа внутренних органов. Уйдет лишний вес, а с ним и желание лежать на диване. А отдых пусть станет приятной наградой за проделанную работу по сохранению собственного здоровья.

В итоге, хочется сказать: вряд ли найдется такой человек, который не хотел бы быть здоровым, не хотел себя всегда прекрасно чувствовать и быть полным энергии. Но почему желание иметь здоровое тело в корне расходятся с тем, что люди для этого делают, а точнее говоря не делают Прогулки, утренняя зарядка, прыжки через скакалку – всё это позволяет держать тело в отличной форме, дарит бодрость и энергию.

Темп современной жизни очень высок, каждому человеку многое хочется узнать, всему научиться. Сегодня люди каждый день находятся в относительно неподвижном состоянии 6-8 часов. Кровь в организме замедляет движение за счет сужения сосудов, питание клеток головного мозга и других органов уменьшается. Появляется усталость, недомогание, ломота, головные боли.

Много веков назад человеку приходилось активно двигаться, чтобы добыть пищу, построить жилище, изготовит одежду и т.д. Поэтому говорят, что наше тело создано для движения.

Движение – это здоровье! Физическая активность – это обязательное условие нормального функционирования организма человека. Недостаток движения также опасен для человека, как и недостаток витаминов, минеральных веществ, кислорода.

Движение помогает нашему организму быть здоровым – развивает мышцы, укрепляет опорно-двигательный аппарат, сердце, нервы, сосуды. Кроме этого движение помогает нам быть стройными и красивыми.

Физическая активность нужна всем: больным — чтобы быстрее выздороветь, здоровым — чтобы оставаться таковыми долгие годы, детям – чтобы правильно развиваться и расти, молодым людям и людям среднего возраста – чтобы надолго сохранить молодость, пожилым людям – чтобы жить полноценной жизнью вне зависимости от возраста.

Природа создала наше тело для движения. Только двигаясь, мы чувствуем, что живём. А как именно мы это чувствуем? И что делать. Если большую часть своего времени мы проводим в положении сидя, а движение при этом приносит боль и дискомфорт.

Сейчас можно наблюдать совершенно противоположную картину, которая характеризуется снижением физической активности за счет упрощения передвижения, условий работы. Нужно заметить, что в большей степени сегодня развитие направлено на активизацию мыслительных процессов. Максимум комфорта и минимум движений – жизненное кредо многих людей, живущих в нынешнее время. Ограждая себя от лишних шагов, люди совершают огромную ошибку, полагая, что тем самым они себя оберегают. Соответственно, наше тело постоянно находится в спокойном состоянии. И с годами оно теряет свою гибкость, атрофируется мышечная масса. Всё это можно назвать гиподинамией. Гиподинамия – это малоподвижный образ жизни и болезнь современного человечества двадцать первого века. Она является результатом избавления человека от физических нагрузок и труда . В течение долгих веков человечество не знало этой напасти, но три-четыре последних поколения страдают от недостатка двигательной активности, получая в результате букет разнообразных болезней: нарушение опорно-двигательного аппарата, дыхания, кровообращения, пищеварения. Плюс ко всему, гиподинамия негативно отражается на психической деятельности: появляется вялость, сонливость либо бессонница, снижается умственная работоспособность. Хоть на улице новый век, человек все так же нуждается в физических нагрузках, ведь это заложено самой природой и с ней не нужно спорить. Необходимо реализовывать потребность в движении, прислушиваться к своему организму.

Что произойдёт, если человек не будет двигаться?

Можно привести наглядный пример, который покажет важность предназначения движения. Даже дети знают, что птицы умеют летать. А вот если птенец не получит возможности летать, сможет ли он осуществлять этот процесс, став взрослой птицей? Нет. А если запереть птицу в клетке, какое состояние здоровья у нее будет? Конечно, ничего хорошего из этого не получится. Или, к примеру, если поймать лесную птицу, которая жила на свободе, бороздила просторы, и посадить ее в клетку, но при этом поить, кормить, всячески опекать, что с нею станет? Ей такая неволя не понравится, пусть даже человек приложит массу усилий и заботы. Через какое-то время птица заболеет и даже может умереть. Почему? Потому что у нее есть прирожденное свойство – летать, без которого ее жизнь становится неполноценной.

Для человека движение не менее важно, к тому же у людей оно более разнообразное: бег, прыжки, ходьба, занятия гимнастикой, плавание. Все это и есть двигательная активность, если ее ограничить, то это для человека будет настоящим наказанием.

Более того, это касается не только слабости мышц рук, ног, недостаток движения влияет на работу миокарда, причем очень негативно. Это значит, что люди, которые любят проводить много времени на диване, оказываются в зоне риска, ведь им грозит инфаркт, инсульт, нарушение сердечного ритма.

Что касается опорно-двигательного аппарата, то здесь влияние малоподвижности вполне очевидное: искривление позвоночника, плохая осанка, остеохондроз. А еще постоянные ноющие боли в спине, прострелы, существенное ограничение подвижности позвоночника. То есть человек буквально превращается в робота, которому уже пора на свалку: каждое движение дается с трудом и приносит болезненные ощущения.

Плюс ко всему, недостаток нагрузок на опорно-двигательный аппарат приводит к ослаблению других компонентов:

  • ослабевает связочный аппарат – появляются частые вывихи, растяжения связок;
  • из костей вымывается кальций – в результате у человека часто случаются переломы, причем возникают они не по причине чрезмерного физического воздействия;
  • суставы плохо функционируют.

Это еще не весь перечень последствий недостатка двигательной активности, поэтому нужно понимать, что без движения человек не может полноценно жить. Жизнь превращается в существование, болезненное, безрадостное, серое и не очень длительное. Человек как птица, пусть он не умеет летать, но движение ему подарила природа, а от такого щедрого дара нельзя отказываться!

Современный темп жизни, как правило, не дает нам заниматься физическими занятиями даже в минимальных количествах. Но это только на первый взгляд. Ведь в большинстве своем мы просто боимся. Боимся, что физическая активность – это обязательно изнурительные тренировки, а это совершенно не так! Мы забываем про пешеходные прогулки, про занятия танцами, про велопрогулки, про активные игры на свежем воздухе, про плавание. А ведь все это и многое другое приносит нам удовольствие и является прекрасной тренировкой для нашего организма. Занятия физкультурой должны обязательно приносить человеку удовлетворение и радость. И начинать нужно хотя бы с малого.

Современная женщина порой загружена работой и домашними делами, что выделить время на занятия спортом кажется просто не реальным. Пусть так, но посвятить себе полчаса 2-3 раза в неделю наверняка сможет каждая, даже самая занятая. Тем более, что современные спортивные центры предлагают массу интересных занятий - любая женщина сможет подобрать себе занятие по душе. Нет времени посещать тренажерный зал или бассейн, не беда, гимнастика перед телевизором не менее эффективна для профилактики гиподинамии, чем занятие в группе.

Если все же желание заниматься спортом у вас отсутствует напрочь, не стоит расстраиваться. Бороться с гиподинамией вполне можно и в повседневной жизни, не прилагая ни каких особых усилий. Например, откажитесь от лифта. Вы увидите каких результатов вы добьетесь, всего-навсего поднимаясь и спускаясь каждый день пешком на несколько этажей. Идете в магазин? Не садитесь в автобус и не берите такси. Небольшая прогулка пешком, да еще с некоторой нагрузкой в виде сумок – отличная профилактика гиподинамии.

Включите дома музыку и просто с удовольствием двигайтесь под любимые ритмы. Танцуйте в одиночестве или привлеките к этому занятию родных - главное, чтобы движение приносило вам радость. Больше гуляйте. Замечательно, если у вас есть ребенок, ходите на прогулку вместе. Бегайте, играйте в снежки или мячик, подобное времяпровождение принесет пользу всей семье. Если же у вас нет детей, или они просто уже выросли, заведите собаку. С собакой необходимо гулять как минимум два раза в день, а это в общей сложности не менее полутора часов в день.

Регулярная физическая активность вскоре принесет свои плоды — вы сами почувствуете, как ваши мышцы станут более крепкими, а тело — подтянутым и привлекательным, наладится работа внутренних органов. Уйдет лишний вес, а с ним и желание лежать на диване. А отдых пусть станет приятной наградой за проделанную работу по сохранению собственного здоровья.

В итоге, хочется сказать: вряд ли найдется такой человек, который не хотел бы быть здоровым, не хотел себя всегда прекрасно чувствовать и быть полным энергии. Но почему желание иметь здоровое тело в корне расходятся с тем, что люди для этого делают, а точнее говоря не делают Прогулки, утренняя зарядка, прыжки через скакалку – всё это позволяет держать тело в отличной форме, дарит бодрость и энергию.


Здоровье, здоровый образ жизни – та ценность, которая остается неиссякаемой на протяжении всей жизни человека. Привычка к здоровому образу жизни может стать тем условием, которое позволит расти и развиваться каждому ребенку. Меняются времена, программы методики, но формирование привычки к ЗОЖ остается лучшей традицией и главным условием воспитания дошкольников. И формирование этого ценностного качества личности возможно только при условии его целенаправленного формирования как в детском саду, так и в семье. Поэтому именно на этапе дошкольного возраста приоритетным являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на ЗОЖ

Содержимое разработки

Здоровье, здоровый образ жизни – та ценность, которая остается неиссякаемой на протяжении всей жизни человека. Привычка к здоровому образу жизни может стать тем условием, которое позволит расти и развиваться каждому ребенку. Меняются времена, программы методики, но формирование привычки к ЗОЖ остается лучшей традицией и главным условием воспитания дошкольников. И формирование этого ценностного качества личности возможно только при условии его целенаправленного формирования как в детском саду, так и в семье. Поэтому именно на этапе дошкольного возраста приоритетным являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на ЗОЖ

Наблюдающееся в последние годы значительное ухудшение здоровья населения России, особенно детей, стало общегосударственной проблемой. Решить ее поможет валеология – наука о здоровье. Волеология утверждает, что здоровье каждого человека прежде всего зависит от усилий, которые он прилагает для укрепления своего здоровья, и никакие враги, никакие лекарства не помогут, если сам человек нарушает нормы ЗОЖ.

ЗОЖ определяется правильными взаимоотношениями человека с самим собою, с другими людьми, с обществом и природой.

Валеологическая воспитательная работа должна осуществляться в следующих направлениях:

Приоритетным направлением валеологического воспитания должно быть формирование нравственных качеств ребенка, которые являются фундаментом здоровья.

Для этого необходимо развивать в нем доброту, дружелюбие, выдержку, целеустремленность, смелость, оптимистическое отношение к жизни, чувство радости существования, способность чувствовать себя счастливым, верить в свои собственные силы и доверять миру.

Необходимо формировать у ребенка нравственное отношение к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым вести ЗОЖ, он должен осознать, что здоровье человека важнейшая ценность, главное условие любой жизненной цели, что каждый сам имеет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. Чтобы мотивировать его на здравоохранительное поведение, необходимо заинтересовать, создать положительные эмоции, при освоении знаний, дать почувствовать удовольствие от методов оздоровления, использовать положительные примеры из окружающей жизни, личный пример родителей.

Здоровый образ жизни - один из важнейших факторов сохранения здоровья и благополучия ребенка, он определяет качество жизни, а дошкольный возраст – это важнейший период, когда формируется человеческая личность.

Формирование основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста является одной из самых эмоциональных проблем, дошкольного возраста, т.к. заботясь о здоровье и в всестороннем развитии детей, мы приучали прививаем, поддерживаем у них бодрое, жизнерадостное настроение, воспитываем бережное отношение к своему здоровью именно с дошкольного возраста.

Работу по здоровому образу жизни я начала со средней группы целью моей работы было:

1. Научить детей любить себя и свой организм, любить окружающих людей.

2. Знать, что от хороших и плохих поступков зависит их здоровье, здоровье окружающих.

3. Следить за своей речью, не произносить плохих слов.

- охрана и укрепление здоровья.

- создание благоприятных санитарно – гигиенических условий.

- организация полноценного питания.

- систематически во все времена проводить утреннюю гимнастику.

- пребывание на свежем воздухе.

- проведение физкультурных упражнений в игровой форме и подвижных играх.

Большое внимание в работе с детьми уделяла формированию навыков самообслуживания. Важно научить детей правильно одеваться и раздеваться. Обращала внимание детей, что очень важно одеваться в соответствии с временем года, чтобы сохранять свое здоровье. Одежда должна быть свободной, не стеснять движений, обувь должна соответствовать размером ноги. Ведь неудобная спадающая с ноги или слишком тесная обувь может стать причиной травм. Рассматривая одежду, выясняя, для чего надеваем носки, колготки, шарф, шапку, варежки. Все эти беседы помогают обогатить знания детей, словарь, развивают знание беречь свое тело.

Большую работу по ЗОЖ проводила в разных видах в играх, на прогулке, в трудовой деятельности, на занятиях.

Рассказывая об устройстве и работе организма, обращала внимание детей на хрупкость и сложность, а также необходимость бережного отношения к своему телу, уходу за ним. Проводила беседы:

Беседуя с детьми, обращала внимание на то, как важно беречь свое здоровье, заботиться о нем, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью.

Учила соблюдать осторожность в обращении с режущими предметами, нельзя принимать никаких лекарств и витаминов без контроля со стороны взрослых, а также брать угощенье и подарки от незнакомых людей. Также приучала быть осторожными при контакте с незнакомыми и тем более с бездомными животными, обучала основным правилам безопасного поведения на улицах.

Все игры, задания позволяют формировать у детей правильного отношения к своему здоровью. Считаю, что в формировании здоровья детей особое значение имеет режим дня с его составляющими: пребывания на свежем воздухе, сон, занятия, игровая деятельность, отдых, прием пищи, личная гигиена, занятия физкультурой. Большое внимание уделяла закаливанию детей. Ежедневно провожу утреннюю гимнастику, послесоновую гимнастику, гимнастику для глаз, мытье рук и лица прохладной водой, самомассаж по А. М. Уманской, физкультурные минутки, подвижные игры в помещении и на воздухе, физкультурные занятия.

Каждый ребенок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: кататься на велосипеде, хорошо плавать, бегать не уставая, не мучится головными болями. Плохое самочувствие, болезни являются причинами отставания в росте, неуспеваемости, глухого настроения. Поэтому каждый должен думать о своем здоровье, знать свое тело, научится заботиться о нем, не вредить своему организму и т.д. думаю, задачи, предусмотренные программой были выполнены, т.к. посещаемость детей в группе хорошая.

Надеюсь, что полученные знания будут способность развитых навыков и умений, которые позволяет детям успешно взаимодействовать с окружающей средой. Дети научаться понимать, при каких условиях среда обитания (среда, жилище) безопасны для, жизни и здоровья. Поэтому, и родители и воспитатели должны дать детям качественные знания, а также сформировать сознательную установку на здоровый образ жизни, научить их жить с молодых лет в гармонии с собой и окружающим миром.

ЗОЖ создает у детей мотивацию и стремление быть здоровыми, ценить хорошее настроение, самочувствие, уметь защитить себя своих сверстников от вредных влияний среды и нежелательных контактов.


Педсовет

pedagogicheskij-doklad-zdorove-detej-eto-glavnoe

Здоровьесбережение ребенка – ведущая задача концепции модернизации российского образования, в том числе его первой ступени – дошкольной.

К сожалению, по данным экспертов, состояние здоровья дошкольников России вызывает большую тревогу: число детей с ограниченными возможностями здоровья растет с каждым годом. Все чаще встречаются дети, имеющие 5 и более морфофункциональных отклонений.

Детский садик – это универсальная образовательная среда, которая призвана, в том числе, помочь ребёнку в самом начале его жизни обрести элементарную культуру здоровья. Культура здоровья у детей раннего и дошкольного возраста это результат целенаправленного взаимодействия взрослого и ребёнка, результат всего воспитания.

Основная задача нашего дошкольного образовательного учреждения как учреждения компенсирующего вида — осуществление квалифицированной коррекции отклонений физического и психического развития детей.

Одним из важнейших направлений развития и оздоровления детей является грамотная высокоэффективная организация здоровьесберегающего процесса. Физическое воспитание в этом направлении играет главную роль.

Основу методологии формирования здорового образа жизни у детей составляют:

  • системный подход, с позиции которого, здоровье человека можно рассматривать как целостное состояние организма, характеризующейся определенной стабильностью гомеостаза;
  • аксиологический подход, с позиций которого, здоровье понимается как ценность личности и общества;
  • педагогический подход, в соответствии с которым, процесс выработки у человека ценностного отношения к собственному здоровью подчиняется закономерностям обучения и воспитания,
  • положения теории и методики физического воспитания о связи целенаправленной двигательной деятельности с психическим развитием и формированием навыков здорового образа жизни.

Приобщение детей к здоровому образу жизни предполагает использование эффективных педагогических технологий.

Педагогическая технология формирования здорового образа жизни дошкольников реализуется по двум взаимосвязанным и взаимообусловленным направлениям — здоровьесберегающему и здоровьеформирующему. Эффективное физическое воспитание становится компонентом здорового образа жизни.

Индивидуализация физического воспитания обеспечивается за счет следующих обязательных видов деятельности сотрудников нашего детского сада:

  • Диагностики и прогнозирования индивидуальных показателей здоровья, физического и двигательного развития детей.
  • Проектирования индивидуальных оздоровительных коррекционно-развивающих программ.
  • Коррекции индивидуальных отклонений в развитии детей в процессе совместной деятельности педагогов и родителей.
  • Обеспечения психологического комфорта каждому из детей, индивидуализации распорядка дня, двигательного режима, закаливания.
  • Мониторинга индивидуального уровня развития здоровья, физического и двигательного развития от поступления ребенка в ДОУ до перехода в школу.

Индивидуальный подход предполагает не только учет всех особенностей данного ребенка, но и решение его проблем всеми воспитывающими его взрослыми, совместно и взаимосвязано. Только при этом условии возможна реализация единой линии развития и оздоровления ребенка.

-дыхательная гимнастика А. Стрельниковой. Б. Толкачева;

-музыкальная психорегуляция М.Лазарева,

-методы коррекции зрения,

— фонопедический метод развития голоса В.Емельянова;

-программа развития коммуникативной сферы Е.Рыбак;

-психогимнастические этюды М. Чистяковой и др.

Решение проблемы оздоровления детей, сохранения и укрепления их здоровья осуществляется в различных формах:

  • Медико-профилактической, направленной на профилактику заболеваемости, осуществляемой медицинской службой нашего детского сада.
  • Физкультурно-оздоровительной, которую осуществляют педагоги в виде занятий по физическому воспитанию, гимнастики, физминуток, динамических пауз и пр.
  • Информационно-просветительной работой с родителями и персоналом, беседами с детьми о ценности здорового образа жизни.
  • Коррекционной, исправляющей уже имеющиеся недостатки и нарушения физического и психического развития.
  • Спортивно — досуговой, позволяющей более активно приобщать детей к спорту и активному образу жизни.

Здоровьесберегающее физическое воспитание предполагает интегрированный подход, который проявляется в освоении детьми интеллектуальных ценностей физической культуры и формированию у них стойких стимулов к выполнению упражнений.

Примером интегрированного подхода может быть включение в различные формы работы решение задач речевого, математического, экологического, музыкального воспитания детей.

Для развития познавательной деятельности в разных формах работы по физическому воспитанию используются проблемные, занимательные образовательные ситуации, стимулирующие творческий потенциал ребенка в плане безопасного экспериментирования с физкультурным оборудованием и собственным телом.

Главное действующее лицо, осуществляющее интеграцию — воспитатель, успешность деятельности которого возможна только при условии наличия у него глубоких разносторонних теоретических знаний, умения перевести их на язык практики и проявить творчество.

Успешность физического воспитания во многом зависит от создания развивающей среды, насыщенной недорогим, нестандартным, многофункциональным оборудованием и инвентарем, отвечающим гигиеническим, анатомическим, психическим, эстетическим, эргономическим и другим требованиям.

Для оздоровления воздушной среды используются лампы для кварцевания, аэрофитоионизатор, в группах нашего детского сада и вестибюлях созданы фитоинтерьеры — подобраны растения, выполняющие роль живого фильтра.

Мебель подобрана по росту детей. В детском саду создаются комфортные условия для детей с учетом положительного воздействия на здоровье цвета, света, растений, развивающей среды.

Одним из направлений оздоровительной работы является использование простейших тренажеров, тренажерных устройств. Кроме использования тренажеров в оздоровлении детей в качестве оздоровительных средств используются: водные процедуры в гидромассажных ваннах — соляно-хвойные ванны, джакузи, водные дорожки, прием гомеопатических средств.

Необходимо отметить важную роль педагога-психолога в оздоровлении воспитанников с проблемами в психическом развитии.

Психологическая помощь заключается в проведении

  • Психодиагностики (обследовании с помощью психологических методик и тестов для уточнения особенностей уровня развития, черт характера)
  • Психокорреции (сочетание психологических средств и приемов, используемых психологом для изменения нежелательного поведения, улучшения памяти, внимания)
  • Психологического консультирования (метод психологического взаимодействия психолога и родителей, педагогов)

Создание комфортного психологического микроклимата является одним из главных направлений работы с детьми.

В нашем детском саду создан кабинет психологической разгрузки со светильниками, цветомузыкальной приставкой, мягкими, удобными креслами, и большим ковром. В этом кабинете проходят занятия, здесь дети могут послушать сказку, музыку, посмотреть мультипликационные фильмы.

Психолог проводит специальные занятия по коррекции поведения детей, используя сказкотерапию, песчаную терапию, двигательный коррекционный тренинг. На занятиях дети обучаются азбуке выражения эмоций.

В психогимнастике большое значение уделяется общению со сверстниками, что очень важно для психоэмоционального развития ребенка.

Занятия с психологом помогают детям изжить невротические проявления (неуверенность, различного рода страхи) и способствуют выработке положительных черт характера (уверенности, доброжелательности, честности, смелости, доброты и т.п.)

Каждый педагог включает в свою работу игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы и игры — тренинги на подавление отрицательных эмоций. Воспитатели используют стихи, приговорки, пальчиковые игры для создания игровых ситуаций при проведении режимных процессов

Здоровье ребенка во многом зависит от обстановки, которая окружает его дома. Доброжелательные семейные отношения определяют эмоциональное состояние ребенка, его психическое здоровье. Положительный результат оздоровительной работы возможен только при поддержке родителей. Поэтому коллектив детского сада не жалеет сил и времени для того, чтобы родители стали соратниками, относились с пониманием к тому, что делается для оздоровления детей в ДОУ и продолжали выполнять рекомендации врачей и педагогов дома. Большое внимание уделяется индивидуальному консультированию родителей врачами и другими специалистами, когда идет беседа, в центре которой находится ребенок со всеми его особенностями и в соответствии с ними даются рекомендации по оздоровлению данного ребенка.

Таким образом, проектирование и осуществление системы работы по формированию здорового образа жизни детей в дошкольном учреждении в совместных усилиях логопедов, психологов, дефектологов, медицинского персонала, педагогов и родителей позволяет повысить качество образовательного процесса по формированию здоровья и здорового образа жизни дошкольников на основе индивидуального, дифференцированного подхода к каждому ребенку.

Литература:

1. Голицина Н.С., Шумова И.М. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей. Москва, 2007.

4. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. Аркти. Москва. 1998.

5. Маханева М.Д. Индивидуальный подход к ребенку в ДОУ. Организационно — методический аспект. Творческий центр Сфера. Москва, 2007.

6. Овчинникова Т.С. Организация здоровьесберегающей деятельности в ДОУ. Издательство КАРО, Санкт — Петербург. 2006.

7. Формирование здорового образа жизни дошкольников. Санкт — Петербург. 2007.

8. Приходько О. Г. Ранняя помощь детям с двигательной патологией. Издательство КАРО. Санкт — Петербург. 2006

9. Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой и др. Москва. 2007г.

10. Кулик Г.И., Сергиенко Н.Н. Школа здорового человека. Программа здорового человека. Творческий центр Сфера, Москва, 2006

11. Развитие научных идей педагогики детства в современном образовательном пространстве (сборник научных статей по материалам международной практической конференции) Санкт- Петербург, 2007

13. Радуга здоровья. Программа оздоровления дошкольников методами арт — терапии и натуртерапии. Санкт — Петербург. 2006.

14. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Психология детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата.

Автор: Афанасьева Далила Леонидовна, заведующий ГБДОУ детский сад № 101 Фрунзенского района Санкт-Петербурга, г. Санкт-Петербург, Россия.

Читайте также: