Зависимость стиля общения от свойств темперамента доклад

Обновлено: 17.06.2024

Функция "чтения" служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!

Цель исследования -изучение зависимости стиля общения от свойств темперамента.

Гипотеза курсовой работы состоит в следующем утверждении: стиль общения являются индивидуальной характеристикой человека, и определяется темпераментом и характером личности.

Экспериментальной базой исследования является АМК”Высший Пилотаж”. В исследовании принимали участие испытуемые 23- 35 лет в количестве 40 человек.

Исходя из цели, были сформулированы следующие задачи исследования:

1. Ознакомление с литературой по теме исследования.

. Исследование психодинамических особенностей (темперамент) и стилей общения людей.

Предметом исследования является влияние темперамента на выбор стиля общения.

Объект исследования - личность.

Теоретическое значение выполненного исследования заключается в систематизировании и анализе полученных данных для выявления закономерности стилей общения и свойств темперамента.

Практическая значимость работы состоит в том, что результаты и материалы данной работы могут использоваться в практике практического психолога, работающего на предприятии, в организации; при подготовке к лекциям и практическим занятиям по специальным дисциплинам и дисциплинам специализации.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений. Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ЗАВИСИМОСТИ СТИЛЯ ОБЩЕНИЯ ОТ СВОЙСТВ ТЕМПЕРАМЕНТА .1 Общение: сущность, структура, формы и виды общения Тема общения является одной из стержневых в современной психологии личности. Природа общения, его индивидуальные и возрастные особенности, механизмы протекания и изменения стали предметом изучения философов и социологов, психолингвистов, специалистов по социальной, детской и возрастной психологии.

Общение - сложный процесс взаимодействия людей, которое заключается в обмене информацией между ними, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга [Андреева,1997,с.43] Общение - специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества; в общении реализуются социальные отношения людей. Общение свойственно любым живым существам, но лишь на сознание человека может сделать процесс общения связанным вербальными и невербальными актами. Общение - процесс взаимодействия людей, социальных групп, общностей, в которой происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами деятельности.

Г.М. Андреева определяет общение как взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижений общего результата[Андреева,1997,с.104]. Как отмечает автор, помимо взаимной направленности действий людей при общении наиболее важной его характеристикой служит то, что каждый его участник активен, т.е. выступает как субъект.

На всем протяжении развития психологии как науки большое внимание теоретиков и практиков психологии уделялось вопросам индивидуальной особенности человека, проявлениям индивидуальности человека. В работах исследователей развивались идеи о влиянии как наследственных, так и социальных факторов на развитие человека. Проблемы индивидуальности личности и соответственно темперамента привлекали внимание ученых. Подходы ученых позволяют создавать научно обоснованные предпосылки для выявления как причин, так и проявлений индивидуальных особенностей индивидуумов, проявлений темперамента и характера. Каждому человеку присущ целостный стиль общения, который накладывает вполне узнаваемый, характерный отпечаток на его поведение и общение в любых ситуациях. Причем этот стиль не может быть выведен только из каких-то индивидуальных особенностей и личностных черт людей. Он отражает именно особенности общения человека, характеризующие его общий подход к построению взаимодействия с другими людьми. Вместе с тем стиль общения и темперамент определяет то, как человек должен строить и понимать различные ситуации. Оказывает огромное влияние на его жизнь, формируя его отношение к людям, способы решения проблем и его личность.

В данной работе раскрывается зависимость стиля общения и свойств темперамента.

Глава 1. Общение и его психологические особенности.

1.1. Общение: сущность, структура .

1.2. Формы и виды общения. В жизни человека практически нет периода, когда он находится вне общения. Общение классифицируется по содержанию, целям, средствам, функциям, видам и формам. Специалисты выделяют следующие формы общения.

Непосредственное общение является исторически первой формой общения людей друг с другом. Оно осуществляется с помощью органов, данных человеку природой (голова, руки, голосовые связки и т. д.). На основе непосредственного общения на более поздних этапах развития цивилизации возникли различные формы и виды общения. Например, опосредованное общение, связанное с использованием специальных средств и орудий (палка, след на земле и т.п.), письменности, телевидения, радио, телефона и более современных средств для организации общения и обмена информацией.

Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах. Оно подразумевает знание индивидуальных особенностей партнера и наличие совместного опыта деятельности, сопереживания и понимания.

Массовое общение – это множественные связи и контакты незнакомых людей в обществе, а также общение с помощью средств массовой информации (телевидение, радио, журналы, газеты и т. д.).

Специалисты в сфере торговли и обслуживания в своей повседневной деятельности сталкиваются с проблемами межличностного общения.

В психологии выделяют три основных типа межличностного общения: императивное, манипулятивное и диалогическое.

  1. Диалогическое общение является альтернативной императивному и манипулятивному типам межличностного общения. Оно основано на равноправии партнеров и позволяет перейти от фиксированной на себе установки к установке на собеседника, реального партнера по общению.

Диалогическое общение предполагает внимательное отношение к собеседнику, к его вопросам. По своему назначению общение многофункционально. В психологии выделяется пять основных функций:

  1. Прагматическая функция общения реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности.
  2. Формирующая функция проявляется в процессе развития человека и становления его как личности.
  3. Функция подтверждения состоит в том, что только в процессе общения с другими мы можем понять, познать и утвердить себя в собственных глазах. К знакам подтверждения можно отнести знакомства, приветствия, оказание знаков внимания.
  4. Функция организации и поддержания межличностных отношений. В ходе общения мы оцениваем людей, устанавливаем эмоциональные отношения, причем один и тот же человек в разных ситуациях может вызвать различное отношение. Эмоциональные межличностные отношения встречаются в деловом общении и накладывают на деловые отношения особый отпечаток.
  5. Внутриличностная функция общения – это диалог с самим собой. Благодаря этой функции человек принимает решения и совершает значимые постуки.

Кроме того, выделяются несколько видов общения, среди которых можно отметить следующие.

Изучение процесса общения показало, насколько это сложное, многообразное явление и позволило выделить структуру общения, состоящую из трех взаимосвязанных сторон:

  1. коммуникативной, которая проявляется во взаимном обмене информацией между партнерами по общению, передаче и приеме знаний, мнений, чувств;
  2. интерактивной, заключающейся в организации межличностного взаимодействия, т. е. когда участники общения обмениваются не только знаниями, идеями, но и действиями;
  3. перцептивной, которая проявляется через восприятие, понимание и оценку людьми друг друга.

В ходе общения человек стремится не просто воспринять собеседника, а познать его, понять логику его поступков и поведения. Познание и понимание людьми других и себя происходит в соответствии с психологическими механизмами восприятия.

Зависимость стиля общения от свойств темперамента Содержание 1. Введение… 2. Общение… 3. Стиль общения… ….4. Темперамент в структуре личности….….5. Заключение… 6. Список использованной литературы….…… 10 Введение В настоящее время существует устойчивое мнение, что личностью человек не рождается, а становится.С этим согласно большинство психологов и социологов. Однако их точки зрения на то, каким законам подчиняется развитие личности, значительно расходятся.

Потребности, интересы, идеалы, установки и ценности личности определяют, что хочет человек, его способности — что он может. Но остается еще вопрос о том, что, же он есть — каковы основные, стержневые, наиболее существенные свойства человека, которые определяют его общий облик и его поведение. Это вопрос о характере. Тесно связанный с направленностью личности, характер человека вместе с тем имеет своей предпосылкой его темперамент.

Темперамент взрослого человека связан с типом нервной системы, последний хотя и определяется наследственностью, но не является абсолютно неизменным. Достаточно условно многообразие общения можно свести к двум основным видам. К первому относятся контакты, организуемые в разных видах профессиональной деятельности, где необходимо скоординировать усилия ее участников для решения тех или иных общих задач. Ко второму виду общения относятся случаи, когда люди вступают в контакт не с целью решить задачи какой-либо деятельности, а для выяснения сложившихся между ними отношений, типа симпатия и антипатия, доверие и недоверие, уважение и презрение.

В настоящее время уже не приходится доказывать, что межличностное общение — совершенно необходимое условие бытия людей, что без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом. Поскольку общение — это взаимодействие людей и поскольку в нем всегда развертывается взаимопонимание ими друг друга, устанавливаются те или иные взаимоотношения, имеет место определенное взаимообращение.

И межличностное общение оказывается таким процессом, которые при условии, если мы хотим постичь его суть, должен рассматриваться как система человек — человек во всей многоаспектной динамике ее функционирования. Целью нашей работы является изучение зависимости стиля общения от свойств темперамента. Объектом исследования является личность.

Волевые процессы личности человека

В сущности, каждому человеку есть, что защищать от воздействия. Коммуникация — это влияние; следовательно, в случае успеха коммуникации должно произойти какое-то изменение в представлениях о мире того, кому она адресована. Между тем не всякий человек хочет этих изменений, так как они могут нарушить его представление о себе, его образ мыслей, его отношения с другими людьми, его душевное спокойствие.

Естественно, что человек будет защищаться от такой информации, и будет делать это твердо и решительно. Интересное и оригинальное понимание механизмов, которые создают барьеры, предложил выдающийся психолог Б.Ф. Поршнев. Он пришел к выводу, что речь является способом внушения или суггестии, самым мощным из средств воздействия, имеющихся в арсенале человека. Об этом он писал так: «Хотя всякий говорящий внушает, однако далеко не всякое словесное внушение приемлется как таковое, ибо в подавляющем большинстве случаев налицо их встречная психологическая активность, называемая контрсуггестией, противовнушением, которая содержит в себе способы защиты от неумолимого действия речи. Именно контрсуггестия и является главной причиной возникновения тех барьеров, которые появляются на пути коммуникации.

Б.Ф.Поршнев выделил три вида контрсуггестии: избегание, авторитет и непонимание. Избегание и авторитет — это защита от источника коммуникации, а непонимание — от самого себя. Избегание.

Невербальное общение в процессе межкультурной коммуникации

. работы - раскрытие сущности и проблем невербального общения в процессе межкультурной коммуникации. Объект работы - процесс невербального общения между людьми двух разных культур на примере России и . итог проделанной работы, формулируются выводы. 1. Невербальная коммуникация в культурах России и Китая Специалистами по общению подсчитано, что современный человек произносит за день около 30 тысяч .

Авторитет. Действия авторитета как вида контрсуггестии заключается в том, что, разделив всех людей на авторитетных и неавторитетных, человек доверяет только первым и отказывает в доверии вторым. Понятно, что, только учитывая характер формирования представлений об авторитете у собеседника, можно надеяться на реальную эффективность общения. Непонимание. Далеко не всегда имеется возможность определить источник информации как опасный, чужой или неавторитетный и, таким образом, защититься от нежелательного воздействия.

В этом случае, слушающий — пассивная сторона, а говорящий — активная. Между тем эффективность общения — дело общее: и говорящий, и слушающий могут внести свой вклад в повышение эффективности общения. Каждому человеку присущ свой стиль общения, который накладывает характерный отпечаток на его действия в любых ситуациях. Стиль общения зависит от очень разных составляющих — жизненного опыта, отношения к людям, а также от того, какое общение наиболее предпочтительнее в обществе, в котором живут определенные люди. Вместе с тем стиль общения оказывает огромное влияние на жизнь человека, формирует его отношение к людям, способы решения проблем и в итоге его личность.

Стиль общения существенно детерминирует поведение человека при его взаимодействии с другими людьми. Конкретный выбор стиля общения определяется многими факторами: личностными особенностями человека, его мировоззрением и положением в обществе, характеристиками этого общества и многим другим.

Стиль общения — это большая готовность человека к той или иной ситуации. Существует три основных стиля общения: ритуальный, манипулятивный, гуманистический. Ритуальный стиль порождается межгрупповыми ситуациями, манипулятивный — деловыми, а гуманистический — межличностными. Стиль общения — это скорее предрасположенность к определенному общению, направленность, готовность к нему, которая проявляется в том, как человек склонен подходить к большинству ситуаций.

Темперамент в структуре личности

ТЕМПЕРАМЕНТ (лат. Temperamentum — надлежащее соотношение черт от tempero — смешиваю в надлежащем состоянии) — характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т.е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состояний.

Связь темперамента человека с его поведением в экстремальных ситуациях

. себе, но несколько ленивым и безразличным. Людей этого темперамента отличают медлительность, неторопливость, уравновешенность, инертность. В общении с флегматиком легче всего почувствовать позитивные . отличить свойства темперамента от всех других психических свойств личности [1]. Создателем учения о темпераментах считается древнегреческий врач Гиппократ. Он утверждал, что люди различаются .

Темперамент — качество личности, сформировавшееся в личном опыте человека на основе генетической обусловленности его типа нервной системы и в значительной мере определяющее стиль его деятельности.

Темперамент относится к биологически обусловленным подструктурам личности. Различают четыре основных типа темперамента: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик. Анализ внутренней структуры темперамента представляет значительные трудности, обусловленные отсутствием у темперамента единого содержания и единой системы внешних проявлений. Попытки такого анализа приводят к выделению трех главных, ведущих, компонентов темперамента, относящихся к сферам общей активности индивида, его моторики и его эмоциональности.

Каждый из этих компонентов, в свою очередь, обладает весьма сложным многомерным строением и разными формами психологических проявлений. Особое значение в структуре темперамента имеет тот его компонент, который обозначается как общая психическая активность индивида. Сущность психической активности заключается в стремление личности к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней действительности; конечно при этом направление, качество и уровень реализации этих тенденций определяется другими особенностями личности: ее интеллектуальными и характерологическими особенностями, комплексом ее отношений и мотивов.

Степень активности распространяется от вялости, инертности и пассивного созерцательства на одном полюсе до высшей степени энергии, мощной стремительности действий и постоянного подъема — на другом. К группе качеств, составляющих первый компонент темперамента, вплотную примыкает группа качеств, составляющих второй — двигательный, или моторный компонент, ведущую роль в котором играют качества, связанные с функцией двигательного аппарата. Среди динамических качеств двигательного компонента следует выделить такие, как быстрота, сила, резкость, ритм, амплитуда и ряд других признаков мышечного движения.

Совокупность особенностей мышечной и речевой моторики составляет ту грань темперамента, которая легче других поддается наблюдению и оценке и поэтому часто служит основой для суждения о темпераменте их носителя.

Учет психодинамических свойств личности при обучении профессиональному .

. обучения профессиональному общению. Итак, объектом нашего исследования являются психодинамические свойства свойства темперамента студентов. Предметом . опыт использования в обучении психодинамических свойств личности. 3. Разработать психолого-педагогические рекомендации. Методы исследования . в нечто целое, обладающее новыми качествами. Единицами общения являются циклы, в которых проявляются .

Заключение

По результатам данной работы можно сделать следующие выводы: Темперамент неразрывно связан с психической деятельностью.

Темперамент — это динамическая характеристика психической деятельности индивида. Стиль общения как единство указанных составляющих формируется в результате и процессе взаимодействия, взаимопознания, взаимоотношения участников общения.

Ведущую роль играет направленность личности в общении, в содержании которой главенствующее значение необходимо придать ценностно — смысловым критериям общения. Направленность в общении есть выражение ценностного отношения личности к человеку вообще, к другому как партнеру по общению и к самой себе; выявляется в мотивах, целях, средствах и способах общения.

Список использованной литературы

1. Ахвердова О.А Волоскова Н.Н Белых Т.В. Дифференциальная психология: теоретические и прикладные аспекты исследования интегральной индивидуальности / Учеб. пособие СПб.: Речь, 2004 . 2. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. В.Мещеряков, В.Зинченко СПб, 2004. 3. Журавлев Д.В. Основы общей психологии.

Часть 2. Курс лекций М 2003. 4. Кондратьева О.В Кондратьев С.В. Социальная психология Волгоград, 2003. 5. Макарова И.В. Психология: пособие для сдачи экзамена М 2004. 6. Немов Р.С. Практическая психология: Познание себя: Влияние на людей: Пособие для уч — ся М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 7. Овчинников Б.В Владимирова И.М Павлов К.В. Типы темперамента в практической психологии СПб 2003г. 8. Психология для всех и каждого / Сост. В.Б. Шапарь Ростов, 2001. 9. Психологический лексикон. / Ред сост. Л.А. Карпенко.

Под общ. Ред. А.В. Петровского М.: ПЕРСЭ , 2005. 10. Психология развития: молодость, зрелость, старость / Ред сост. О.В. Хулаева, М 2005.

Примеры похожих учебных работ

Изучение индивидных свойств и их роли в развитии личности человека

. свойства как предпосылка развития личности, объект нашего исследования - индивидные свойства. Задачи, которые мы попытались решить: 1. рассмотреть сущность индивидных свойств; 2. проанализировать темперамент . психических свойств человека протекает .

Глава III. Общение и взаимодействие людей

. вне составляющих его личностей, так и общественные отношения не существуют вне реальной жизнедеятельности и общения людей. Межличностные отношения . особенности проявляются в стиле исполнения роли, а также в том, что делает человек, когда ситуация .

Формирование личности человека

. (личностью человек становится под влиянием жизни в обществе, воспитания, общения, обучения, взаимодействия). Личность развивается . от родителей психофизиологических свойств и задатков: цвет волос, кожи, темперамент, скорость психических процессов, .

Индивидуальные и личностные характеристики, влияющие на личность человека

. образуют типы темперамента. 3.Физиологические (индивидуальные) свойства личности в отношениях к работе, к другим людям и к . новых знакомств и общения с новыми людьми. Отсутствие навыков общения, трудности общения могут прикрываться замкнутостью, .

Понятие о личности человека в психологии

. реального объекта; с 7 до старости) Понятие о личности человека в психологии Для психологического анализа важны следующие аспекты: индивид (природные свойства темперамента), личность, субъект деятельности и индивидуальность (неповторимость). .

Понятия личность, человек, индивид, индивидуальность и их соотношение

. личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт). Соотношение индивидуальности и личности определяется .

Интерес к проблеме общения уходит своими корнями в далекое прошлое. Общение, процессы взаимодействия между людьми, их взаимоотношения, те вопросы, с которыми сталкивается человек, вступая в контакт с другими людьми, всегда привлекали к себе пристальное внимание.

Содержание

Введение. Влияние темперамента на общение.
Понятие темперамента.

3. Свойства темперамента.
Типология темперамента.

5. Темперамент и личность.

6. Стиль разрешения конфликтов.

8. Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

План.doc

  1. Введение. Влияние темперамента на общение.
  2. Понятие темперамента.

3. Свойства темперамента.

5. Темперамент и личность.

6. Стиль разрешения конфликтов.

8. Список использованной литературы.

Интерес к проблеме общения уходит своими корнями в далекое прошлое. Общение, процессы взаимодействия между людьми, их взаимоотношения, те вопросы, с которыми сталкивается человек, вступая в контакт с другими людьми, всегда привлекали к себе пристальное внимание.

Личность обладает индивидуальными чертами и качествами - интеллектуальными, нравственными, эмоциональными, волевыми, формирующимися под воздействием общества в целом, а также в процессе семейной, трудовой, общественной, культурной жизнедеятельности человека. В общении важное значение приобретает знание и учет наиболее типичных черт поведения людей, свойств их характера и моральных качеств. Общение должно строиться на основе таких моральных качеств личности и категорий этики, как честность, правдивость, скромность, великодушие, долг, совесть, достоинство, честь, придающих деловым отношениям нравственный характер.

На характер общения, его успешность оказывает влияние темперамент его участников. Традиционно выделяют четыре типа темперамента: сангвинический, флегматический, холерический, меланхолический

В природе не существует абсолютно одинаковых человеческих личностей – личность каждого человека неповторима. Однако человек не рождается уже сложившейся личностью. Ею он становится постепенно. Но еще раньше, чем человек становится личностью, у него наблюдаются индивидуальные особенности психики. Последние весьма консервативны, устойчивы. Изменяясь гораздо медленнее, чем известные нам свойства личности, они образуют у каждого человека своеобразную психологическую почву, на которой впоследствии вырастают свойства личности, присущие только данному человеку. Это значит, что психика ребенка не похожа на гладкую доску, где можно писать любые узоры, и что в процессе воспитания и обучения ребенка надо опираться на имеющиеся у него от рождения свойства. Такими устойчивыми и присущими человеку от рождения свойствами являются свойства темперамента. К свойствам темперамента относятся прежде всего врожденные и индивидуально-своеобразные психические свойства. Свойства темперамента есть те природные свойства, которые определяют динамическую сторону психической деятельности. От темперамента зависит характер протекания психической деятельности, а именно:

1). скорость возникновения психических процессов и их устойчивость (например, скорость восприятия, быстрота ума, длительность сосредоточения внимания);

2). психический темп и ритм;

3). интенсивность психических процессов (например, сила эмоций, активность воли);

4). направленность психической деятельности на какие-то определенные объекты (например, постоянное стремление человека к контактам с новыми людьми, к новым впечатлениям от реальной действительности или обращенность человека к самому себе, к своим идеям и образам).

Динамика психической деятельности зависит также от мотивов и психических состояний. Любой человек, независимо от особенностей его темперамента, при наличии интереса работает энергичнее и быстрее, чем при его отсутствии. У любого человека радостное событие вызывает подъем душевных и физических сил, а несчастье – падение их.

Но свойства темперамента, в отличие от мотивов и психических состояний проявляются у него одним и тем же образом. Например, при наличии высокой тревожности как свойства темперамента студент волнуется перед сдачей экзамена, проявляет беспокойство перед проведением урока во время педагогической практики, находится в тревожном ожидании старта на соревнованиях и т.д. Темперамент проявляется у человека в очень различной обстановке: в том, как он общается с людьми, как радуется и огорчается, как работает и отдыхает. Свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Специфика темперамента заключается также в том, что различные свойства темперамента данного человека не случайно сочетаются друг с другом, а закономерно связаны между собой, образуя определенную организацию, характеризующую тип темперамента.

Таким образом, под темпераментом следует понимать индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и в своей взаимной связи характеризуют тип темперамента. В данном определении центральное место занимают свойства темперамента, их постоянство в течение жизни и при различных обстоятельствах, при этом несколько на задний план отступает динамика психической деятельности, определяемая данными свойствами. Определение не содержит указаний на происхождение темперамента (врожденные или приобретенные свойства психики).

Существуют несколько иные определения темперамента и его свойств.

Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение. В данном определении основной акцент сделан на динамические особенности протекания психических процессов и поведения, оно содержит указание на эти особенности (сила, скорость и т.д.), однако не обозначает, какое значение имеют эти особенности для человека..

Темперамент – это психическое свойство личности, характеризующееся динамикой протекания психических процессов. В данном источнике в определении темперамента сделан акцент на темперамент как психическое свойство личности, а затем осуществлен переход к динамике протекания психических процессов как основной характеристике темперамента.

Темперамент – это врожденные особенности человека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде. В данном определение обращено внимание на генетически обусловленную природу темперамента, связь темперамента с особенностями приспособления к окружающей среде. Определение не содержит терминов “динамика психических процессов”, “психические свойства”, в нем говорится о характеристиках реагирования и его свойствах (интенсивность, скорость) без уточнения природы этого реагирования, Только по признакам определения “степень эмоциональной возбудимости и уравновешенности” становится более понятным, что речь идет о психических процессах.

Темперамент есть не что иное как наиболее общая характеристика импульсно-динамической стороны поведения человека, выражающаяся преимущественно свойствами нервной деятельности.

В данном определении основной акцент смещен на поведение человека и его характеристики, обусловленные свойствами нервной деятельности.

В литетаруте разнообразны подходы к описанию свойств темперамента.

В курсе лекций Е.И.Рогова рассматриваются сензитивность, реактивность, активность, соотношение реактивности и активности, пластичность и ригидность, темп реакций, экстраверсия и интроверсия, эмоциональная возбудимость как свойства темперамента, позволяющие выделить 4 основных типа темперамента (см. их характеристику в разделе “Типология темпераментов”).

Свойства темперамента.

К свойствам темперамента можно отнести те отличительные индивидуальные признаки человека, которые определяют собой динамические аспекты всех его видов деятельности, характеризуют особенности протекания психических процессов, имеют более или менее устойчивый характер, сохраняются в течение длительного времени, проявляясь вскоре после рождения (после того, как центральная нервная система приобретает специфически человеческие формы). Считают, что свойства темперамента определяются в основном свойствами нервной системы человека.

Советский психофизиолог В.М. Русалов, опираясь на новую концепцию свойств нервной системы, предложил на ее основе более современную трактовку свойств темперамента. Исходя из теории функциональной системы П. К. Анохина, включающей четыре блока хранения, циркулирования и переработки информации (блок афферентного синтеза, программирования (принятия решений), исполнения и обратной связи), Русалов выделил четыре связанные с ними свойства темперамента, отвечающие за широту или узость афферентного синтеза (степень напряженности взаимодействия организма со средой), легкость переключения с одной программы поведения на другую, скорость исполнения текущей программы поведения и чувствительность к несовпадению реального результата действия с его акцептором.

В соответствии с этим традиционная психофизиологическая оценка темперамента изменяется и вместо двух параметров — активности и чувствительности — включает уже четыре компонента: эргичность (выносливость), пластичность, скорость и эмоциональность (чувствительность). Все эти компоненты темперамента, по мнению В. М. Русалова, биологически и генетически обусловлены. Темперамент зависит от свойств нервной системы, а они в свою очередь понимаются как основные характеристики функциональных систем, обеспечивающих интегративную, аналитическую и синтетическую деятельность мозга, всей нервной системы в целом.

В соответствии с двумя основными видами человеческой деятельности — предметной деятельностью и общением — каждое из выделенных свойств темперамента должно рассматриваться отдельно, поскольку предполагается, что в деятельности и общении они проявляются по-разному.

Еще на одно обстоятельство, характеризующее связь темперамента со свойствами нервной системы, следует обратить внимание. Психологической характеристикой темперамента являются не сами по себе свойства нервной системы или их сочетание, а типичные особенности протекания психических процессов и поведения, которые данные свойства порождают.

Рассмотрим эти свойства применительно к познавательным процессам, предметной деятельности и общению человека. В числе соответствующих свойств можно включить активность, продуктивность, возбудимость, тормозимость и переключаемость.

Активная сторона восприятия, внимания, воображения, памяти и мышления характеризуется, соответственно, тем, насколько человек в состоянии сосредоточить, сконцентрировать свое внимание, воображение, память и мышление на определенном объекте или его аспекте. Темп проявляется в том, насколько быстро работают соответствующие психические процессы. Например, один человек запоминает, припоминает, рассматривает, представляет, думает над решением задачи быстрее, чем другой.

Продуктивность всех перечисленных познавательных процессов может быть оценена по их продуктам, по результатам, полученным в течение определенного отрезка времени. Продуктивность выше там, где за одно и то же время удается больше увидеть, услышать, запомнить, припомнить, представить, решить. Не следует смешивать продуктивность с работоспособностью. Человек, обладающий высокопродуктивными (в указанном смысле слова) познавательными процессами, вовсе не обязательно имеет повышенную работоспособность, т. е. умение в течение длительного времени поддерживать заданный темп работы.

Читайте также: