Защита отечества в православии доклад

Обновлено: 13.05.2024

Христос учил прощать. Он учил любить даже врагов.

Он говорил, что лучше подставить левую щеку, если тебя ударили в правую.

Но это – когда речь идет об обидах, причиненных тебе. Ты можешь простить свою обиду. А если обижают твою сестренку? Мать? Родину?

Святые защитники Отечества.

Эти люди одновременно мужественны и незлобивы, невозмутимы и при этом тверды, бесстрашны и одновременно кротки. Это святые, призванные светить нам, подобно ясным звёздам, чтобы мы окончательно не заблудились во тьме греха, которая властвует на земле по причине добровольного попрания человечеством Божиих заповедей. Мы с вами знаем очень много святых, которые защищали и при жизни, и по успении, нашу Родину.

Илия Муромский

Преподобный Илия, как известно, родился в селе Карачарове под древним русским городом Муромом. Название этого села сохранилось и поныне. Любовно сохранено народной памятью и имя отца Илии крестьянина Ивана Тимофеевича. Другие богатыри в основном витязи знатного рода, Добрыня Никитич даже родственник князя Владимира, по летописям—его дядя, по былинам—племянник. Илия Муромец—единственный крестьянин по происхождению среди русских богатырей. И именно ему дана самая большая сила—и духовная, и телесная.

Получив силу чудом, уже в зрелом возрасте, Илия не мог ею возгордиться, он пронес ее через всю свою жизнь как драгоценный дар, принадлежащий не ему, а всему народу русскому, которому он бессменно и бескорыстно, в скорбях и лишениях, до глубокой старости служил, став на многие годы образом его духовной и материальной силы.

Соловей-Разбойник, которого затем полонил Илия, по мнению исследователей, олицетворяет собой языческую силу, от которой по своему христианскому назначению призван богатырь очищать Русскую землю. Во многих песнях говорится, что копье Илии с крестом.

Даже перед битвой с угрожавшим взять Киев языческим, скорее всего половецким, Калином-царем Илия долго уговаривает его уйти добровольно, не проливая зря крови. И здесь, и в каждом деянии русского святого богатыря видны его спокойный, тихий нрав, христианское долготерпение и милосердие.

Георгий Победоносец

Святой великомученик Георгий жил в 284-305 гг. во времена правления римского императора Диоклетиана. Он был сыном богатых и благородных родителей, исповедовавших христианскую веру. Когда Георгий был еще ребенком, его отца замучили за исповедание Христа. Получивший блестящее образование и отличавшийся крепким телосложением, красотой и мужеством юноша уже в 20 лет стал одним из самых близких к императору людей. Но, почтив Георгия за выдающуюся храбрость званием воеводы, Диоклетиан не знал еще, какой он веры.

Сергий Радонежский и Дмитрий Донской

Св. Димитрий Донской, сын кн. Иоанна Красного, родился в 1350 году; оставшись 9-ти лет без отца, воспитывался под руководством свт. Алексия Московского, которому много в этом содействовал прп. Сергий Радонежский, бывший крестным отцом двоих из 12-ти детей князя (восприемником других был прп. Димитрий Прилуцкий). Христианское благочестие св. кн. Димитрия сочеталось с его талантом выдающегося государственного деятеля. В 12-летнем возрасте заняв великокня- жеский престол, он посвятил себя делу объединения русских земель под главенством вел. князей московских и освобождению Руси от татаро-монгольского ига.

После Куликовской битвы великий князь стал относиться еще с большим благоговением к радонежскому игумену и пригласил его в 1389 г. скрепить духовное завещание, узаконивающее новый порядок престолонаследия от отца к старшему сыну. В 1392 г., 25 сентября, Сергий скончался, а через 30 лет были обретены нетленными его мощи и одежды; в 1452 г. он был причислен к лику святых. Кроме Троице-Сергиева монастыря, Сергий основал еще несколько обителей (Благовещенскую на Киржаче, Борисоглебскую близ Ростова, Георгиевскую, Высотскую, Галутвинскую и др.), а его ученики учредили до 40 монастырей, преимущественно в Северной Руси.

Александр Невский

Княжеский постриг отрока Александра (обряд посвящения в воины) совершал святитель Симон, епископ Суздальский (+1226; память 10 мая). От благодатного старца-иерарха получил святой Александр первое благословение на ратное служение, на защиту Русской Церкви и земли Русской.

Начиналось самое трудное время в истории Руси: с востока шли, уничтожая всё на своем пути, монгольские орды, с запада надвигались германские рыцари. В этот грозный час Промыслом Божиим встал на спасение Руси святой князь Александр— великий воин-молитвенник, подвижник и строитель земли Русской.

Воспользовавшись нашествием Батыя, разгромом русских городов, смятением и горем народа, гибелью его лучших сынов и вождей, полчища крестоносцев вторглись в пределы Отечества.

Западные пределы Русской земли были надежно ограждены, настало время оградить Русь с Востока. В 1242 году святой Александр Невский со своим отцом, Ярославом, выехал в Орду. Митрополит Кирилл благословил их на новое многотрудное служение: нужно было превратить татар из врагов и грабителей в союзников.

Священную миссию защитников Русской земли Господь увенчал успехом, но на это потребовались годы трудов и жертв. Князь Ярослав отдал за это жизнь. Завещанный отцом союз с Золотой Ордой — необходимый тогда для предотвращения нового разгрома Руси — продолжал крепить святой Александр Невский. Сын Батыя, принявший христианство Сартак, который занимался в Орде русскими делами, становится его другом и побратимом. Обещав свою поддержку, святой Александр дал возможность Батыю выступить в поход против Монголии, стать главной силой во всей Великой Степи, а на престол в Монголии возвести вождя татар-христиан, хана Мункэ (в большинстве своем татары-христиане исповедовали несторианство).

Русь была спасена, долг святого Александра пред Богом был выполнен, жизнь его была положена на служение Русской Церкви, но и силы были отданы все. На обратном пути из Орды святой Александр смертельно занемог. Не доезжая до Владимира, в Городце, в Феодоровском монастыре князь-подвижник предал свой дух Господу 14 ноября 1263 года, завершив многотрудный жизненный путь принятием схимы с именем Алексий.

Православные защитники в годы Великой Отечественной войны.

Архимандрит Алипий (в миру Иван Михайлович Воронов)

(1914-1975)

Учился в вечерней студии при Московском Союзе советских художников в бывшей мастерской Сурикова. С 1942 года на фронтах Великой Отечественной войны. Прошёл боевой путь от Москвы до Берлина в составе Четвёртой танковой армии. Участвовал во многих операциях на Центральном, Западном, Брянском, 1-м Украинском фронтах. Орден Красной звезды, медаль За отвагу, несколько медалей За боевые заслуги.

С 12 марта 1950 года — послушник Троице-Сергиевой лавры (Загорск). С 1959 года наместник Псково-Печерского монастыря. Вернул из Германии монастырские ценности. Вел колоссальную реставрационную и иконописную работу в монастыре.

25

Архиепископ Михей (в миру Александр Александрович Хархаров)

(1921-2005)

Родился в Петрограде в семье верующего рабочего. Принимал участие в Великой Отечественной войне, имел воинские награды. В 1939 году переехал в Ташкент, где в 1940 году по благословению своего духовного отца архимандрита Гурия (Егорова) поступил в медицинский институт.

В 1942—1946 служил радиотелеграфистом в Красной армии. Участвовал в снятии блокады Ленинграда, воевал в Эстонии, Чехословакии, дошёл до Берлина. За боевые заслуги был награждён медалями.

С мая 1946 года – послушник Троице-Сергевой Лавры и один из первых пострижеников Лавры после её открытия. В июне 1951 года окончил Московскую Духовную семинарию. 17 декабря 1993 года архимандрит Михей (Хархаров) хиротонисан во епископа Ярославского и Ростовского в Феодоровском кафедральном соборе города Ярославля. В1995 году возведен в сан архиепископа.

26

Профессор, протоиерей Глеб Каледа

(1921—1994)

В 1945 г. поступил в Московский геологоразведочный институт и окончил его в 1951 г. с отличием; в 1954 г. защитил кандидатскую диссертацию, в 1981 г. — докторскую в области геолого-минералогических наук. Список его научных публикаций включает свыше 170 названий.

С 1972 года тайный священник. В 1990 году выходит на открытое служение. Служил в храме Илии Обыденного, затем — во вновь открывшихся храмах Высоко-Петровского монастыря; был духовником общины трапезного монастырского храма во имя преп. Сергия Радонежского. Заведовал сектором в Отделе религиозного образования и катехизации; был одним из основателей Катехизаторских курсов, преобразованных затем в Свято-Тихоновский Православный богословский институт.

Монахиня Адриана (В миру Наталия Владимировна Малышева)

(1921-2012)

Ушла на фронт с третьего курса МАИ, была направлена в разведку. Принимала участие в обороне Москвы, вынесла раненого из-под обстрела. Была направлена в штаб К. Рокоссовского. Принимала участие в боях на Курской дуге и под Сталинградом. В Сталинграде вела переговоры с фашистами, призывая их сдаться. Дошла до Берлина. После войны закончила МАИ, работала в конструкторском бюро С.П. Королева. Чтобы принять самое активное участие в восстановлении Пюхтицкого подворья в Москве ушла на пенсию, в 2000 году приняла монашеский постриг с именем Адриана.

27

Протоиерей Ариан Пневский

(1924 г.р.)

Великая Отечественная война застала о. Ариана на территории современной Польши. Работал на железной дороге помощником машиниста. В войну передавал партизанам сведения о продвижении поездов с немецкими солдатами и бронетехникой, а также поездов с советскими военнопленными и угоняемыми на работу в Германию мирными жителями. Когда в списках отправляемых в Германию оказался сам Ариан Пневский, партизаны забрали его в отряд. Этот отряд входил в соединение под командованием легендарного партизанского генерала Сидора Артемьевича Ковпака.

Протоиерей Борис Бартов

(1926 г.р.)

Призван в армию с третьего курса Машиностроительного техникума в 1942. Прошел Северо-Западный, Украинский, Белорусский фронт техником. Он служил на военных аэродромах, готовил штурмовики к боевым вылетам и…молился. “Был такой курьезный случай в Белоруссии, под Минском. Я стоял часовым на посту у штаба. Сдал пост и пошел на аэродром за 12 километров, а на пути храм. Ну как не зайти? Захожу, батюшка посмотрел на меня и остановил чтение в раз. Певчие тоже замолчали. А ведь я прямо с боевого поста, с карабином. Они и подумали, что я батюшку арестовывать пришел…”.

После окончания войны Борис Бартов еще пять лет служил в армии. Награжден орденом Отечественной войны II степени, десятью медалями. В 1950 году Борис Степанович был рукоположен в сан диакона. Ныне – почетный настоятель Спасо-Преображенского храма города Кунгура.

29

Протоиерей Александр Смолкин

(1926-2002)

Александр Петрович Смолкин родился 6 июля 1926 года на Алтае в крестьянской семье.

После войны Александр Смолкин еще несколько лет служил в армии и демобилизовался в 1951 году. И уже на следующий год он поет на клиросе, а затем становится псаломщиком в Вознесенском кафедральном соборе города Новосибирска, через год его рукополагают в диаконы, через три – во священники.

30

Протодиакон Маркиан Пасторов

Родился в Сталинградской области, Кумылженский район, хутор Ярской, в семье крестьянина. Рукоположен во диакона в 1925 году.

В начале Отечественной войны был мобилизован на оборонные работы. В 1942 году попал во вражеский плен. Из плена совершил побег в город Варнау, где обратился к Митрополиту Дионисию, который направил меня во Францию в войсковую часть диаконом в распоряжение архимандрита отца Владимира Финковского, где я служил в разных местах ; в 1945 году (в День Трех святителей) был возведен в сан протодиакона Епископом Василием Венским.

Монахиня Елисавета (в миру Вера Дмитриева)

(1923-2011)

Родилась в Ставрополе.

Прошла Великую Отечественную войну медсестрой, вынесла множество раненых бойцов с поля боя. “Я читала молитву, и страх как-то током в землю уходит. И слышно, как сердце бьется. И не боишься уже”. Укрывала раненых солдат от фашистов.
Одна из первых монахинь Хабаровска.

31

Матушка София (Екатерина Михайловна Ошарина)

Ныне цветовод-озеленитель Раифского монастыря. От Москвы до Берлина прошла она, сражаясь за родную землю. Участвовала во взятии Кенигсберга (Калининград).

Существует множество воспоминаний о молебне русских священников у стен Кенигсберга во время его штурма в апреле 1945 года. Видела его и матушка София(Екатерина Михайловна Ошарина), ныне цветовод-озеленитель Раифского монастыря. От Москвы до Берлина прошла она, сражаясь за родную землю.

… Помню Кенигсберг. Мы относились ко 2-му Белорусскому фронту, которым командовал маршал Константин Константинович Рокоссовский. Но наше подразделение — 13-й РАБ (район авиационного базирования) — находилось вместе с войсками Прибалтийского фронта, недалеко от места боев за Кенигсберг.

Очень трудно он давался. Мощные укрепления, связанные подземкой, большие силы немцев, каждый дом — крепость. Сколько наших солдат погибло!…

И только монахи запели — стихло все. Стрельбу как отрезало.

Архимандрит Кирилл (Павлов)

(1919 г. р.)

Духовник Троице-Сергиевой лавры, духовный отец трёх русских Патриархов.

Участник Великой Отечественной войны в звании лейтенанта, участвовал в обороне Сталинграда (командовал взводом), в боях возле озера Балатон вВенгрии, закончил войну в Австрии. Демобилизовался в 1946 году.

После демобилизации Иван Павлов поступил в Московскую духовную семинарию, а по её окончании — в Московскую духовную академию, которую окончил в 1954 году. 25 августа 1954 года был пострижен в монашество в Троице-Сергиевой лавре. Вначале был пономарём. В 1970 году стал казначеем, а с 1965 года — духовником монашеской братии. Был возведён в сан архимандрита.

Протоиерей Василий Ермаков

(1927-2007)

Родился в городе Болхове Орловской губернии в крестьянской семье. Первые наставления в церковной вере получил в семье от отца, поскольку все 28 церквей небольшого города к 30-м годам были закрыты. Пошел в школу в 1933 году, к 1941 году окончил семь классов средней школы.
В октябре 1941 года немцы с боями захватили город Болхов. Молодёжь от четырнадцати лет и старше отправлялась на принудительные работы: чистить дороги, рыть окопы, засыпать воронки, строить мост. Во время оккупации, с 16 октября 1941 года в городе была открыта церковь ХVII века во имя святителя Алексия, митрополита Московского, расположенная на территории бывшего женского монастыря Рождества Христова. Служил в церкви священник Василий Верёвкин. В этом храме Василий Ермаков впервые посетил службу, с Рождества Христова 1942 года стал ходить на службы регулярно, с 30 марта 1942 года стал прислуживать в алтаре.

16 июля 1943 года вместе с сестрой попал в облаву и 1 сентября был пригнан в лагерь Палдиский в Эстонии. Таллиннское православное духовенство совершали в лагере богослужения, и в числе прочих в лагерь приезжал протоиерей Михаил Ридигер, с которым Василий Ермаков тогда же познакомился и подружился. В лагере Василий Ермаков пробыл до 14 октября 1943 года: священник Василий Верёвкин, находившийся там же в лагере, причислил его к своей семье, когда вышел приказ освободить из лагеря священников и их семьи.

До конца войны вместе с Алексеем Ридигером, сыном протоиерея Михаила, служил иподьяконом у епископа Нарвского Павла и одновременно работал на частной фабрике. 22 сентября 1944 года город Таллин был освобождён советскими войсками.

После освобождения Василий Ермаков был мобилизован и направлен в штаб Балтийского флота, в свободное время выполняя обязанности звонаря, иподьякона, алтарника в соборе Александра Невского в Таллине.

33

Ковалева Клавдия Васильевна

В годы войны была медсестрой в 596-м полевом госпитале. Участница обороны Москвы, освобождения Праги, взятия Берлина.

Награды: ордена Отечественной Войны и Красной Звезды; медали “За боевые заслуги”, “За оборону Москвы”, “За взятие Берлина”, “За освобождение Праги”, “За победу над Германией”.

После войны с 1946 года жила в Новосибирске. В 1951-м переехала в Томск, где работала в бибколлекторе книжного издательства. В Томск-7 попала в 1952 году. Трудилась паспортистом в ОВД. В 1965-м уехала в Брянск. Там работала председателем объединенного комитета профсоюзов, а также старшим бухгалтером завода дорожных машин. В 1984 году вернулась в Томск-7. В начале 90-х годов стала настоящей подвижницей и вдохновителем строительства храма в городе, дважды ездила в Москву за разрешением на строительство и спонсорством.

Именно во время правления Петра I было положено начало организационному оформлению военно-религиозной службы. Причем первые военные священники появились на кораблях флота. Церковь учитывала, где служба гораздо труднее, где в Божием слове, в напутствии батюшки воины нуждаются в первую очередь. Учитывалась и такая деталь: согласно морскому Уставу 1720 года для этой опасной службы рекомендовалось отбирать лиц духовного звания из бездетных вдовцов.

К концу XIX века структура военно-религиозной службы выглядела следующим образом:

— во главе всех военных священников (в годы первой мировой войны их насчитывалось 5000 чел.) стоял протопресвитер;

— военные священники организационно входили в Департамент военного и морского духовенства;

— осуществляя управление Департаментом, протопресвитер опирался в своей деятельности на Духовное правление, состоявшее из отделов (канцелярского, архивного, казначейского).

По своему положению в Армии и на Флоте военные священники Русской Православной Церкви были некомбатантами, т. е. не принимали непосредственного участия в боях с оружием в руках. Их оружием было Божие Слово. Они занимались отправлением религиозных обрядов, нравственным воспитанием личного состава, просвещали молодое пополнение — помогали скорее вступить в строй, провожали увольняемых в запас, с должным почтением провожали в последний путь погибших за Отечество на поле брани. Тем не менее многие из военных священников настолько героически выполняли свой долг перед Богом, Царем и Отечеством в военное время, что удостоены были не только церковных наград. Высшей награды в русской армии — ордена Святого Георгия удостоены четыре военных священнослужителя. Кто же они?

Отец Василий (Васильковский) — священник 19 егерского пехотного полка.

Отец Иов (Каминский) — священник Тобольского пехотного полка. Отличился в войне с турками. В 1729 г. вместе с войсками переправился через Дунай и с крестом в руках вступил на неприятельский вал. Был тяжело ранен.

Отец Иоанн (Пятибоков) — священник Могилевского пехотного полка. В 1854 г. воодушевлял воинов на штурм батареи, расположенной на Дунайском берегу.

Иеромонах Ионикий (Савинов) во время Севастопольской обороны ночью 11 марта вышел вперед, пел молитвы, призывал смело идти на врага. В итоге этой ночной атаки французы были отброшены.

Золотым наперсным крестом на Георгиевской ленте за военные подвиги до 1904 г. было награждено 111 священников. Для отправления религиозных обрядов в России сложилась стройная система культовых учреждений: соборов, полковых, госпитальных и иных церквей. Так только на наиболее крупных кораблях флота насчитывалось 33 церкви. Богослужение в соборах и церквях совершалось в воскресные дни, в честь праздников, в т. ч. полковых и корабельных, а также в честь особых дат в жизни воинских частей и подразделений. Часто богослужения совершались в честь людей невысокого воинского звания, но проявивших себя геройски в сражении с врагом. Так, например, в Гродненском полку ежегодно 16 июля совершался обряд богослужения в честь прапорщика Ивашина. Происходил он из крестьян Архангельской губернии. За смелость и мужество в боях под началом А.В. Суворова был произведен в офицеры. А особо отличился в 1812 г., преграждая вторгшимся французам путь на мост через реку. Пока Ивашин был жив, французы так и не смогли продвинуться вперед на этом участке фронта.

В годы первой мировой войны за мужество и героизм 227 военных священников были награждены золотым наперсным крестом на Георгиевской ленте, 228 — орденом Святого князя Владимира, 643 — орденом Святой Анны.

Вот, например, каких наград был удостоен последний в истории российской армии главный военный священник протопресвитер Георгий Иванович Шевельский: ордена Святой Анны II и III степени с мечами, ордена Святого Владимира с мечами, золотого наперсного креста на Георгиевской ленте.

Интересно, что происходил он из многодетной семьи сельского дьякона, а закончил свой жизненный путь в качестве профессора Софийского университета, директора русской гимназии.

Но, пожалуй, не менее значимой для Отечества была служба военных священников после боя, после свершения подвигов, тогда, когда надо было отдать последние почести погибшим.

А теперь, только один исторический пример. Во время боя на Бородинском поле в 1812 году был смертельно ранен прославленный полководец, изучавший азы военного дела еще под командованием А.В. Суворова, князь Багратион. Похоронили его в селе Симы Владимирской губернии. Через 27 лет, в 1839 г., по инициативе бывшего адъютанта князя Дениса Давыдова, его тело было перезахоронено с почестями на Бородинском поле. При этом присутствовали царь со своей свитой и 120 тысяч войск. Через почти 100 лет — в 1932 г. наступили иные времена. Один из граждан обратился в наркомпрос с недоуменным вопросом, изложенным в письме, суть которого сводилась к следующему: в стране индустриализация, металла не хватает, а на могиле царского сатрапа генерала Багратиона стоит чугунный памятник. Суд по решению заведующего музейным отделом наркомпроса был скор — взорвали памятник, осквернили могилу генерала, заодно снесли памятник генералу Уварову, разрушили барельеф на постаменте Кутузову. Минуло еще 55 лет, наступил год 1987. Вновь принимается решение перезахоронить останки боевого генерала (которые, кстати, житель деревни Семеновская предал тайком земле в 1932 г.) Во время этого акта присутствовали несколько реставраторов да военный оркестр.

Теперь на дворе год 1996. Восстанавливается храм Христа Спасителя в Москве. В Екатеринбурге Епархии возвратили здания многих церквей. Подписано соглашение о сотрудничестве командования Уральского военного округа с руководством ряда Епархий Русской Православной Церкви, Духовным Управлением мусульман о совместной работе по воспитанию молодежи. В военно-историческом музее уральского военного округа открыта экспозиция, посвященная вкладу духовенства и верующих в дело победы над немецко-фашистскими захватчиками. Русская военная история учит, что православное духовенство в лице своих военных священников верой и правдой служило делу защиты Отечества, наставляло воинство на путь истинный, поднимало его боевой дух в самые трудные минуты сражений, достойно провожало в последний путь погибших.

Слава Богу, сегодня эта истина открывается все большему числу наших граждан и закономерно проявляет себя в добрых делах.

Научный сотрудник военно-исторического музея,
капитан I ранга запаса П. САЕНКО

Долг служения отечеству у христиан. Христианский взгляд на войну

Одним из наиболее ярких и самоотверженных подвигов в деле служения своему отечеству, у нас признается смерть за родину, главным образом - на войне. Христианин-воин, защитник родины и ее святынь, явно исполняет заповедь Христову: "нет больше той любви, если кто душу свою положит за друзей своих".


Конечно, война сама по себе есть, безусловно, зло, крайне печальное явление, глубоко противное самым основам христианства. Нечего и говорить о том, как было бы отрадно, если бы люди перестали воевать друг с другом, и на земле воцарился бы мир. Но печальная действительность говорит совсем иное. И только разные мечтатели, далекие от действительности, и узкоодносторонние сектанты могут отрицать войну, и не допускать ее в действительную жизнь.

Вне всякого сомнения - те, кто указывает на заповедь "не убий", справедливо говорят о том, что война есть нарушение этой заповеди. Никто против этого и не спорит. Однако, - мы видим из св. Библии, что в то самое ветхозаветное время, когда была дана эта заповедь, Израильский народ воевал по Божьему повелению, и с помощью Божией - побеждал врагов. Кроме того, мы уже приводили из Ветхого Завета заповедь о том, что человек, злословящий своих родителей, должен быть предан смерти. Следовательно - заповедь "не убий" не распространялась, безусловно, на всякий случай отнятия жизни у человека. Этой заповедью запрещается только личная расправа одного человека с другим по его личному решению и произволу. Когда Господь в Новом Завете разъяснял глубокий смысл этой заповеди, Он указал, что ею запрещается не только убийство, но и вообще - нехристианский, напрасный гнев. Но он же, Господь, в беседе с апостолами о последних днях, говорил им: "услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь: ибо надлежит всему тому быть". Этими словами Его о неизбежности войны опровергаются все заявления отрицателей войны о том, что христианство отрицает войну, безусловно - до полного непризнания ее, и отказа участвовать в ней. Да, уже говорили мы о том, что война - отрицательное явление в человечестве. Однако она будет существовать - как иногда единственное на земле средство защиты правды, защиты попираемых святынь и прав народа - от захвата, от грубого вторжения и насилия. И только такие войны - во имя справедливости и восстановления порядка и правды - берутся христианским учением под свою защиту. Недаром читаем мы в Апокалипсисе о том, что война была даже на небе (Откр. 12:7) - когда св. Архистратиг Михаил и ангелы свергли с неба Божия изменника - диавола с его единомышленниками - падшими ангелами.

  • "О воинском служении". Листовка - Храм Новомучеников и исповедников Российских в Строгино
  • "Памятка воину христианину". Листовка - Храм Новомучеников и исповедников Российских в Строгино

Из жития преподобного Афанасия Афонского известен следующий случай. В его монастыре принял монашество грузинский князь Торникий, ранее выдающийся полководец греческих войск. В трудную для государства минуту - при войне с персами - Императрица Зоя вызвала Торникия для начальствования над войсками. Торникий наотрез отказался, ссылаясь на то, что он уже монах. Но преподобный Афанасий сказал ему: "мы все дети одного отечества и обязаны защищать" его. Наша обязанность - ограждать отечество от врагов молитвами. Но если Верховная Власть признает нужным употребить на пользу общую и руки наши и грудь, мы беспрекословно должны повиноваться. Если ты не послушаешь Царя, то будешь отвечать за кровь твоих соотечественников, которых ты не хотел спасти, и за разорение храмов Божиих". Торникий повиновался, победил врага, и спас отечество от опасности. А св. равноапостольный Кирилл в беседе с магометанами о войне говорил им: "мы терпим великодушно свои личные обиды; но в обществе друг друга защищаем, полагая души свои за ближних своих, дабы вы, пленив наших сограждан, не принудили их к отречению от веры и богопротивным деяниям". Наконец, кому из русских людей неизвестен пример преподобного Сергия Радонежского, который благословил на войну князя Дмитрия Донского (также благословил на сражение двух монахов – Осляблю и Пересвета – прим. МС), молился об успехе русского оружия, и поминал воинов, погибших на поле брани.

Конечно, участвуя в войне, человек может и грешить, и сильно грешить. Это бывает тогда, когда он вкладывает в свое участие в войне - чувство личной ненависти и мести, или же тщеславия и горделивых личных стремлений. И наоборот - чем меньше мысли о себе и больше готовности положить голову свою за других - тем ближе к мученическому венцу такой воин-христианин.

Игумен Филарет

Конспект по нравственному богословию

(по книге протоирея Н. Вознесенского "Христианская жизнь").

– Уфа, 1991. – С. 69 – 71.

  • Священное Писание о войне и воинском служении
  • Основы Социальной концепции Русской Православной Церкви о войне и мире
  • Православная Церковь о воинском служение. Долг служения отечеству у христиан. Христианский взгляд на войну
  • Христианство и религиозный пацифизм - Антон Керсновский
  • Обретите Божью защиту на войне (о духовной жизни воинов) - Максим Степаненко
  • Защита от пуль и колдовства. Паисий Святогорец о духовной защите православных воинов - Михаил Дмитрук
  • Молитвы православных воинов - сборник молитв для духовной помощи и защиты православных воинов, а также молитвы во время бедствия и нашествия врагов, иноплеменников и иноверных.

Из "Катехизиса для воинов", издания 1916 года

"Спрашивали его (Иоанна Крестителя) также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите и довольствуйтесь своим жалованьем" (Лк. 3:14).

Вопрос. По какому случаю воины имели с Иоанном Крестителем сей разговор?

Ответ. Когда Иоанн Креститель, обличая во грехах приходивших к нему разного звания людей, называл их порождениями ехидновыми и требовал от них плодов, достойных покаяния, то есть исправления жизни, тогда и весь народ, а в особенности воины, спрашивали его, что им делать для спасения душ своих.

Вопрос. Какое из слов Иоанна Крестителя можно вывести заключение о звании воинов вообще?

Ответ. То, что он звание воинов одобряет и почитает так же, как и другие звания, способным для благочестия, добродетели и спасения души, ибо не советует воинам выходить из своего звания.

Вопрос Какие из слов Иоанна Крестителя можно заимствовать особенные наставленья для воинов?

Ответ. В них ясно излагаются три особенных нравственных правила для воинов:

1. Никого не обижай, не поступай ни с кем нагло и насильственно;

2. Никого не оклеветывай, когда, например, будешь стоять на страже и должен будешь свидетельствовать о случившемся во время твоей стражи в глазах твоих;

3. Будь доволен своим положением, то есть содержанием, какое тебе определено должностью, какая на тебя возложена, чином, в какой ты поставлен от самого Государя или чрез военачальника.

"Перед лицом Бога мира, видя собрание сынов брани, что помыслит, что скажет Церковь, служительница Бога мира? Не будет ли тем сильнее вопиять к Богу о мире, чем явственнее напоминает о брани сие множество (воинов) испытанных в искусстве брани и среди мира и отдыха к брани готовых? Когда, наконец, по пророчеству, "перекуют мечи свои на орала, и копья свои - на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать" (Ис. 2:4)?

И кому не приятен, кому не желателен мир, не исключая и сынов брани? Однако Господь, нарицаемый Богом мира, не нарицает ли Себя также и Господом воинств?

"Не Бог ли научает рук и верных Своих на ополчение, персты - на брань" (Пс. 143, 1)?

Авраам, образец кроткой веры, не воевал ли за своих родных и за союзных царей?

Не войною ли, по повелению Божию, народ Божий приобрел землю обетованную?

Не Ангел ли Божий соделал гумно Гедеона военно-учебным поприщем и сильным небесным словом образовал его для победы над мадианитянами?

Дух Божий, Который носился над Давидом от дня помазания его, не управлял ли рукою его не только тогда, когда он извлекал из десятиструнной псалтири пророчественные звуки, но и тогда, когда он победоносно стрелял в Голиафа, хотя не из лука стрелою, а камнем из пращи?

Равноапостольный царь Константин, для чего первее всего употребил крест Христов, только что им познанный? Для брани и победы.

Итак, Бог любит добродушный мир, и Бог же благословляет праведную брань. Ибо с тех пор, как есть на земле немирные люди, мира нельзя иметь без помощи военной. Честный и благонадежный мир, большей частью, надобно завоевать. И для сохранения приобретенного мира надобно, чтобы сам победитель не позволял заржаветь своему оружию.

Итак, православные воины, словом Давидовым говорит вам Святая Церковь, приглашая в то же время и вас говорить с нею: "Благословен Господь Бог наш, научаяй руки наши на ополчение, персты наши на брань!".

Из речи святителя Филарета, митрополита Московского

при благодарственном ко Господу молебне

к собранным из бессрочного отпуска воинам,

2 октября 1843 года.


"С утешением видим вас, идущих на защиту Отечества. Исполняете священный долг, и тем лучше исполняете, что на сей подвиг вас вызвала свободно ваша добрая воля и любовь к Царю и Отечеству. Тем паче благословит вас Бог, любящий добровольные жертвы; тем более признательно будет вам Отечество, если подвиг так ревностно начатый, столь же ревностно продолжите и совершите.

Если бы на какой дом напали разбойники, кто из семейства, имея силу и возможность, не восстал бы на защиту себя, и своих, и общего достояния? Не с большим ли самопожертвованием должно восстать против врагов, которые на великий дом Царя нашего, на Россию, напали без правды и, нарушив законы честной войны, позволяют себе разбойнические хищения и опустошения?

Некогда, во время нападения иноплеменников на землю народа Божия, Иессей трех старших сынов своих послал на брань за Отечество, а младшего Давида посылал потом доставить им пищу в походе: и сей носитель пищи сделался внезапным воином и победителем врагов. Так праведные жертвуют Отечеству тем, что имеют любезнейшего, так и праведный Бог дает благородному самопожертвованию дивную помощь и силу.

Братия, по вере и вы - народ Божий, продолжайте и подвигами являть в себе народ Божий. Для такого народа не оскудеет дивная помощь Божия".

Из речи святителя Филарета, митрополита Московского

Стрелковому полку Императорской фамилии,

9 сентября 1855 года.

Во славу веры и отечества!

Многие этапы развития русского воинского искусства связаны с нашей русской православной церковью. Православие всегда являлось духовным стержнем воинов. Именно православное христианство по-настоящему освятило воинский подвиг во имя защиты Веры и Отечества. И не случайно, что первыми носителями Христовой веры на Руси стала воинская дружина князя Владимира.

В обычном сознании, наверняка, не вяжется образ смиренных служителей Бога с ратной доблестью, с воинским искусством. Но грозное время чужеземных нашествий заставляло порой и иноков вставать в ряды русского воинства. Наиболее яркий пример - это участие в Куликовской битве двух монахов из окружения Сергия Радонежского. Это были Александр Пересвет, который начал битву с татарским воином Челубеем и геройски пал, сразив супротивника, и Родион Ослябя, который прошел через всю битву и остался жив. И это не единственный пример в истории русского монашества или "черного воинства".

Интересно, могут ли китайские монастыри, в том числе и Шаолинь, похвастать победами в крупных военных предприятиях? А на Руси монастыри строились как оборонительные сооружения и в военное время представляли собой крепости. Например, Соловецкий монастырь-крепость, неоднократно отражал нападения ливонцев и шведов в 1571, 1582 и 1611 гг.

Каждый мужчина на Руси был воином, муж-чина, чин-воинский. При крещении человек становился духовным воином - воином Христовым и давал обет воевать за Него до самой смерти. На Руси была традиция: старые воины на склоне своей земной жизни постригались в монахи. Например, у запорожских казаков было два монастыря. Смиренно и верно служили монахи Богу, ратно - Отечеству. Традиции эти продолжаются до сих пор, среди монахов очень много бывших военных, само послушание которых сродни воинскому.

Профессиональные воины попадали в монастырь извне, из мира, и получали в монастырях духовную основу жизни. В то время в монастырях практиковались различные религиозно-мистические методы, принесенные с православием из Византии. Например, "исихия" (молчание) - духовная сосредоточенность в молитве, созерцание. Основа метода - соединение молитвы с телесным ритмом дыхания и сердца. После такой внутренней подготовки монахи-ратоборцы были способны на выдающиеся ратные подвиги.

Русское монашество не раз демонстрировало не только смирение и верное служение Богу, но и ратную доблесть во имя защиты Отечества и Веры. Не случайно мощи св. Ильи Муромца находятся в Киево-Печерской Лавре, в городе Киеве - матери городов русских. Святой Илья символизирует собой единый подвиг духа и ратного служения, оставшийся в народной памяти святым непобедимым богатырем.

В заключение приведем слова святителя Филарета, митрополита Московского, из обращения к воинам: "Не забывайте, что добрый воин, лев против врагов, должен быть агнцем между своими, живите кротко и любовно, а гнев и грозу берегите для врагов Отечества".

Храни вас Господь!

Один не ест, второй молится голым, третий ждет Апокалипсиса - Сектанты, проходящие альтернативную службу конфликтуют - "Известия" - 20.11.04.

Фото - "Архиепископ Уфимский и Стерлитамакский с казаками в день освящения памятника Д. Давыдову, 2004" и "Протоирей Александр Данилов с моряками-подводниками в день памяти, погибших подводников п-к "Курск", 2004".

Цель: на основе христианской истории воспитывать любовь к Отечеству как главное нравственное убеждение, формирующее личность. Знакомство учащихся с христианским отношением к войне и воинскому долгу.

  1. познакомить учащихся с отношением православных людей к воинскому долгу, с жизнью русских воинов, ставших святыми;
  2. способствовать формированию личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
  3. Развивать познавательную активность, пополнять словарный запас, развивать устную речь учащихся.
  4. Повышать интерес к изучаемому предмету, создавать эмоциональный настрой, прививать интерес к истории родного государства.

Основные термины и понятия: Отечество, справедливая война, законы милосердия и справедливости на войне

Виды деятельности : беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, учебный диалог, исследовательская работа.

Учитель Сегодняшний урок я хотела бы начать с письма. Слайд 1,2

Учитель Кто мог написать его? (Ответы детей).

Правильно, это письмо с фронта. Нашли его в простреленной шинели русского солдата Александра Зацепы, погибшего в годы Великой Отечественной войны. Это прощальное письмо. Оно адресовано и обращено не к родным и близким, а к Всемогущему Богу, в которого свято уверовал наш воин в свой предсмертный час:

Еще ни разу в жизни с тобой не говорил я,

Но сегодня мне хочется приветствовать тебя.

Ты знаешь, с детских лет мне говорили, что нет Тебя.

И я, дурак, поверил, Твоих я не созерцал творений.

И вот сегодня ночью я смотрел из кратера, что выбила граната,

На небо звездное, что было надо мной.

Я понял вдруг, любуясь мирозданием,

Каким жестоким может быть обман.

Не знаю, Боже, дашь ли Ты мне руку, но я Тебе скажу,

И Ты меня поймешь: не странно ли,

Что среди ужасающего ада мне вдруг открылся свет и я узнал Тебя?

А кроме этого мне нечего сказать, вот только, что я рад,

Что я Тебя узнал.

На полночь мы назначены в атаку, но мне не страшно.

Ты на нас глядишь…Сигнал. Ну что же?

Я должен отправляться. Мне было хорошо с Тобой.

Еще хочу сказать, что,

Как Ты знаешь, битва будет злая,

И, может, ночью же к Тебе я постучусь.

И вот до сих пор Тебе я не был другом,

Позволишь ли Ты мне войти, когда приду?

Но, кажется, я плачу, мой Боже,

Ты видишь, со мною случилось то, что ныне я прозрел.

Прощай, мой Бог, иду.

И вряд ли уже вернусь.

Как странно, но теперь я смерти не боюсь.

Учитель Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? (Ответы детей)

Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке православной культуры?

Дети Сегодня на уроке православной культуры мы будем говорить о воинах, о защитниках нашей Родины. Слайд 3

III. Изучение нового материала

Учитель Объясните, что такое Отечество?

В рабочих листах у вас есть несколько определений понятия Отечество. Какое вам ближе и понятнее.?

Учитель Кто такие защитники Отечества? От чего защищали Отечество воины?

IV. Построение проекта открытия нового знания.

Чтение статьи учебника стр.89.

Беседа по прочитанному.

Цель: защитить свою семью,

Родину и её святыни

Цель: захватить чужие земли, навязать свою веру.

Когда православный человек вправе взяться за оружие? (Если надо защитить свою Родину, семью и веру – православный человек берется за оружие. )

- Каких первых воинов вы знаете? Как называлась наша страна в эпоху славных богатырей? (Киевская Русь). Слайд 4

Русь святая…Земной удел Богородицы… Много врагов было у нашей Родины. Как же любили и защищали Русь святую наши предки? Каждый народ знает своих героев по именам, хранит о них память веками. Каких христианских воинов знаете вы, что нового и интересного узнали о них в ходе исследования.

Наша группа считает, что жизнь Ильи Муромца – это пример бескорыстного и искреннего служения Родине, а так же является защитой православной земли.

Учитель: На наших уроках мы много раз говорили о том, как любил Родину Александр Невский. Он был не только защитником нашего православного Отечества, но мудрым и храбрым человеком. Слайд 18

Имя Александра Невского тесно связано с историей Владимирского края. Здесь он княжил 11 лет.

Родился Александр Ярославович в 1220 году в городе Переяславле. Город расположен на берегу большого и живописного озера. За высокие плещущие волны оно когда – то получило название Плещеево.

В тяжелую пору заступил Александр на княжение в Великом Новгороде. Многие земли Руси были завоеваны Золотой Ордой, монголо – татарскими кочевниками. Татары разоряли русскую землю, грабили и сжигали города и села, убивали жителей, многих уводили в плен.

Дружина князя была невелика и он поступал мудро, избегал неравных по силе битв. Смиряя свой гнев, старался не ссориться с татарским ханом, сберегая земли от нападения и разорения. Поддерживая мир, Александр добился доверия хана и разрешения на правление во Владимире. Сам исправно возил хану подарки (откуп).

Народ кипел от гнева, не желая жить под игом врага (в подчинении). Но непокорные города ждала расправа. Владимир был захвачен и сожжен.

Князь Александр отправился в Золотую Орду, чтобы уговорить татарского правителя не посылать карательный отряд и сохранить жизнь оставшимся в живых людям. И добился согласия.

Не смотря на власть татарского хана, Александр Невский под прикрытием лесов и болот создавал тайные дружины. По его замыслу эти дружины должны будут дать бой татарам и прогнать их с земли русской. А пока время для решительного сражения еще не пришло.

Осуществить свои планы князь не успел. Возвращаясь с переговоров от хана, Александр занемог. По приказу врач хана подсыпал Александру в кубок медленнодействующий яд. До Владимира князь не добрался. Умер в пути, в городе Городце на Волге. Прах князя был перевезен во Владимир и с почестями захоронен в Рождественском соборе . Слайд 19

Всю свою жизнь Александр Невский посвятил освобождению России от иноземных захватчиков. Он выполнил свою задачу. Сохранил Русь и православную веру. Перед смертью он принял монашество. "Зашло солнце земли Русской" - говорили на Руси. После его смерти остались жена и дети. Младший сын - Даниил Московский сохранил веру и благочестие отца, и возвысил Москву до столицы. Русские люди любят и почитают святого благоверного князя Александра Невского. Слайд 20-21

3. О Дмитрии Донском. Слайд 22

- В 1380 году войско монгольского хана Мамая шло на Москву. До этого Мамай сверг законного правителя татарской державы, теперь он шел на Русь. Святой московский князь Дмитрий Донской собрал полки русских городов для отпора. Пока дружины собирались, князь поехал в подмосковный Троицкий монастырь, основанный святым Сергием Радонежским. Слайд 23

- Перед началом битвы сошлись в поединке Пересвет и Челубей. Пронзив друг друга копьями, оба пали замертво. И сразу началась жестокая сеча . Слайд 25- 26

В битве на Куликовом поле Дмитрий Донской показал себя выдающимся полководцем. Память о великом князе дорога именно тем, что он сумел объединить всех русских князей на великое дело – защиту земли Русской. Впервые русский народ выступил против монголо- татарской орды и нанес ей сокрушительное поражение. Слайд 27-29

4. О Фёдоре Ушакове. Слайд 30

- Среди святых православной церкви – адмирал Федор Ушаков.Он сражался с флотами Франции и Турции. Св. Феодор провел десятки морских сражений – и ни одного не проиграл. Более того: он не потерял ни одного судна и не отдал в плен ни одного матроса. Выйдя в отставку, он мог бы ездить по балам, показывая свои многочисленные заслуженные ордена. Но вместо этого он поселился рядом с Санаксарским монастырем в Мордовии и в монашеской молитве провел последние годы своей жизни. Слайд 31

- А как вы думаете, есть ли святые воины в современной России?

5. О Евгении Родионове

Презентация и рассказ учителя. Слайд 32-42

Подготовьте рабочие листы

Когда война может быть оправдана?

  1. Когда целью войны становится завоевание новых территорий для государства.
  2. Когда целью войны выступает желание защитить и спасти своих близких и свою родину.
  3. Когда целью войны служит обогащение воюющих.

Должны ли действовать на войне законы милосердия и справедливости?

В чем они заключаются?

  1. Нельзя добивать раненых
  2. Нельзя трогать безоружных
  3. Нельзя грабить местных жителей.
  4. Если враг сдается или если война закончена – надо к недавнему недругу отнестись уже просто как к человеку.
  1. Воевать надо всегда, так как только мечом можно убедить другого в своей правоте.
  2. Если кто-то с войной придет на русскую землю, русские сумеют за себя постоять.
  3. Русским только дай повод, сразу начнут войну.

Что никогда нельзя делать при помощи оружия?

  1. Навязывать другим свою веру.
  2. Защищать свою Родину.
  3. Защищать свою жизнь.

VI. Подведение итогов. Слайд 43

- Как православная церковь относится к воинам? Почему?

Закончить наш урок я хочу такими строками:

Защитники Отечества – поэты,

Хранители сердечного тепла.

Архангелы кладут, как эполеты,

На плечи им небесные крыла.

И воинство небесное готово

Вести извечный бесконечный бой.

И веру, и Отечество, и слово

Во мгле кромешной заслонить собой.

Всем воинам, в бою неравном павшим,

Стоять в небесном воинском строю.

А всем, стихов при жизни не читавшим,

Быть предстоит поэтами в раю.

Господь на золотые эполеты

Кладёт им негасимый горний свет…

Защитники Отечества – поэты!

Других у Бога не было и нет.

VII. Домашнее задание.

С. 88 -91 учебник, ответить на вопросы рабочего листа.

Предварительный просмотр:

Тема урока: Святые православные воины – защитники Отечества . ЛИСТ № 1

Справедливая война _____________________

Когда война может быть оправдана?

  1. Когда целью войны становится завоевание новых территорий для государства.
  2. Когда целью войны выступает желание защитить и спасти своих близких и свою родину.
  3. Когда целью войны служит обогащение воюющих.

Должны ли действовать на войне законы милосердия и справедливости? В чем они заключаются?

  1. Воевать надо всегда, так как только мечом можно убедить другого в своей правоте.
  2. Если кто-то с войной придет на русскую землю, русские сумеют за себя постоять.
  3. Русским только дай повод, сразу начнут войну.

Что нельзя делать при помощи оружия?

  1. Навязывать другим свою веру
  2. Защищать свою Родину
  3. Защищать свою жизнь

Тема урока: Святые православные воины – защитники Отечества . ЛИСТ № 2.

  1. Этот удивительный святой упокоен в Киево-Печерской лавре, считается покровителем ракетных войск и пограничной службы.
  2. Кто из знаменитых российских флотоводцев был канонизирован?
  3. Этот святой был почитаем Петром Великим, для императора святой являлся символом и его собственных побед.
  4. В честь этого святого воина композитор С. Прокофьев написал кантату на основе своей музыки к одноимённому фильму.
  5. Имя воина, сошедшегося в поединке богатырей перед Куликовской битвой с преподобным Александром Пересветом .
  6. Какой святой воин изображён на гербе столицы России?
  7. Какие ордена и медали названы именами русских адмиралов?
  8. Сколько сражений проиграл адмирал Ф. Ф. Ушаков?
  9. Какой великий полководец стал первым и единственным в стране четырежды Героем Советского Союза , какое звание он носил?
  10. Кому посвящены строки Кондратия Рылеева:

Летим – и возвратим народу

Залог блаженства чуждых стран

Святую праотцев свободу

И древние права граждан.

Туда! За Дон! Настало время

Надежда наша – Бог и меч!

Сразим моголов и, как бремя,

Ярмо Мамая сбросим с плеч.

Крестным знаменьем пред битвой
Троекратной осенясь, -
Меч в руке, уста с молитвой, -
Побеждал великий князь!
Закрывали тучи солнце.
Кровь струилась по траве.
Бил он рыцарей - тевтонцев,
Бил он шведов на Неве.
Сотни лет прошли с той были,
Многие ушли - как дым.
А вот князя не забыли –
Он великим стал святым!

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Женя был обыкновенным ребёнком

Как выяснилось, в автомобиле перевозили оружие. Из машины выскочили более десятка бандитов, вооруженных до зубов. Завязался бой между сорокалетними побывавшими на войне громилами и безусыми неопытными, почти ничем не защищенными мальчиками. Силы были не равны. Бандиты схватили солдатиков, затолкали в машину. Никто не пришел к ним на помощь. Так начался мученический путь четырех русских парней из числа сотен ребят, томящихся в плену .

Рядовой Евгений РОДИОНОВ, сержант Андрей ТРУСОВ, рядовой Игорь ЯКОВЛЕВ и рядовой Александр ЖЕЛЕЗНОВ

Разные были ребята. Они отличались не только характерами, но даже речь выдавала в них жителей разных областей. Попав в плен, никто из ребят не написал домой писем с просьбой о выкупе и даже не дал адресов бандитам. В лютом чеченском плену это было не просто. От момента, когда они остановили машину, набитую боевиками, и до своего смертного часа ­ были вместе.

Чеченские бандиты требовали, чтобы Евгений, если хочет остаться в живых, снял с себя нательный крест перешёл на сторону бандитов. Воин отказался.

Когда бандиты убедились, что нельзя сломить дух русского парня, они решили отрезать ему голову. Евгения Родионова казнили 23 мая 1996 года в день его девятнадцатилетия .

Так было предопределено, чтобы на рубеже тысячелетия именно в России для солдат Евгения Родионова, Андрея Трусова, Игоря Яковлева и Александра Железнова вопрос о верности Отечеству слился с вопросом о верности Православной вере. Отказ от Христа означал отказ и от Родины. И все четверо ценой страданий и самой жизни дали единый ответ на этот главный для каждого человека вопрос.

Прошло много лет со дня гибели рядового Евгения Родионова и его боевых друзей, а память о нем жива. На его могилу едут с Поволжья, Санкт - Петербурга, Чувашии, Украины . из-за рубежа. Его любят солдаты, его помощи просят в Чечне, в тюрьмах и там, где трудно . О нем знают в Америке, Японии, Германии. В Сербии его называют святым Евгением Русским. Его чтят повсюду.

Читайте также: