Защита доклада в школе

Обновлено: 05.07.2024

Итак, доклад готов, отпечатан и сброшюрован вместе с титульным листом. Теперь необходимо показать его научному руководителю, чтобы он проверил соответствие доклада нормоконтролю и согласовал защиту. Не рекомендуется идти на защиту с работой, которую научный руководитель не видел. Очень желательно показать ее до самой процедуры защиты, чтобы было время внести изменения, если будут замечания к тексту работы.

Процедура защиты доклада, как правило, состоит из следующих этапов:

  • выступление автора доклада (до 15 минут), в ходе которого автор должен показать свободное владение материалом по заявленной теме;
  • ответы на вопросы научного руководителя или сокурсников (если защита происходит перед аудиторией);
  • дискуссия по спорным вопросам (необязательный этап).

Защита исследовательской работы, коей является доклад, бывает трех видов: творческая, индивидуальная и классическая.

В случае классической защиты устное выступление автора доклада сосредоточено на принципиальных вопросах, таких как: актуальность темы исследования; методологический аппарат и основные научные подходы (школы), занимавшиеся решением вопросов; новизна работы и основные выводы, сформулированные в ходе изучения материала.

Индивидуальная защита предполагает раскрытие личностного аспекта автора доклада в ходе работы над темой. В данном случае необходимо обосновать выбор темы и привести собственные методы и способы работы над проблемой, вынесенной в заглавие. Будет полезным привести оригинальные находки, собственные суждения, интересные факты и идеи, полученные в ходе разработки материала. В обязательном порядке в докладе должна быть отражена личностная значимость проделанной работы и намечены перспективы продолжения исследования.

Творческая защита доклада дает большой простор фантазии автора. Именно в случае с творческой защитой рекомендуется подготовить всевозможный раздаточный материал: слайды, иллюстрации, аудио и видеозаписи и т. п., а также творчески подойди к подаче устного материала.

Предлагаем вашему вниманию несколько советов, которые помогут подготовится к защите доклада и уверенно выступить с ней.

Во-первых, целесообразно заранее составить письменные тезисы доклада. Ими будут служить основные положения доклада, кратко сформулированные. Необходимо упомянуть о целях, задачах работы, основных мнениях по проблеме, вынесенной в заглавие и собственные выводы. По сути, в начале выступления вы кратко пересказываете введение работы, а затем концентрируетесь на кратком изложении доклада.

Во-вторых, нелишним будет заранее проговорить вслух эти тезисы, засекая время. На доклад дается, как правило, не слишком много времени и проверив себя вы будете знать, уложитесь ли вы в отведенное время или же нужно что-то опустить (добавить).

В-третьих, постарайтесь не читать сам текст доклада с листа. Это создаст впечатление, что вы не уверены в себе и плохо владеете материалом. Существует золотое правило: чем лучше докладчик знает свой материал, тем увереннее он держится. Поэтому изучите свой доклад вдоль и поперек и не читайте ключевые данные с бумажки.

В-четвертых, существуют правила устного доклада, которые диктуют избегать:

  • злоупотребления иноязычной лексикой;
  • большого объема цитат и общеизвестных фактов;
  • употребления слов-паразитов и междометий (эээ, ааа, так сказать, как бы, вот и т. п.)
  • эмоциональности (слишком громкой или, наоборот, тихой невнятной речи)
  • неверного произношения слов, употребления их в неверном смысле (роде, числе, падеже).

Важно помнить, что цель защиты доклада, вернее цель самого доклада на защите - не объяснить слушателям новый материал, а показать свою квалификацию, осведомленность о проблеме. И сделано это должно быть так, чтобы было понятно и человеку, не очень хорошо разбирающемуся в теме. Задача сложная, но выполнимая.

Целью моего проекта было расширений знаний о мире растений.

Задача моего проекта - найти дополнительную информацию об удивительных видах растений.

На нашей планете существует огромное количество всевозможных растений, увидев которые можно только удивляться тому, как природа смогла придумать нечто подобное.

Я считаю, мне удалось достичь цели, потому что во время работы над данным проектом, я многое узнал о мире растений, предоставил подробную классификацию об удивительных видах растений.

Я считаю, мой проект заслуживает 5 баллов.

Спасибо за внимание!

Целью моего проекта было расширений знаний о мире растений.

Задача моего проекта - найти дополнительную информацию об удивительных видах растений.

На нашей планете существует огромное количество всевозможных растений, увидев которые можно только удивляться тому, как природа смогла придумать нечто подобное.

Я считаю, мне удалось достичь цели, потому что во время работы над данным проектом, я многое узнал о мире растений, предоставил подробную классификацию об удивительных видах растений.

Я считаю, мой проект заслуживает 5 баллов.

Спасибо за внимание!

ЗАЩИТА ПРОЕКТА

3.Назвать цель проекта

(начинайте со слов:

Целью моего проекта было создание / разработка / исследование / расширений знаний о. )

4. Назвать задачи проекта

(что сделано для того, чтобы достичь цели, начинайте со слов:

Задача моего проекта - организовать / создать / провести / найти/ разработать. )

5. Раскрыть содержание проекта

6. Сделать вывод (Я считаю, мне удалось достичь цели, потому что. )

7. Оценить свою работу (Я считаю, мой проект заслуживает . баллов)

Во время защиты лучше рассказывать, а не читать.

ЗАЩИТА ПРОЕКТА

3.Назвать цель проекта

(начинайте со слов:

Целью моего проекта было создание / разработка / исследование / расширений знаний о. )

4. Назвать задачи проекта

(что сделано для того, чтобы достичь цели, начинайте со слов:

Задача моего проекта - организовать / создать / провести / найти/ разработать. )

5. Раскрыть содержание проекта

6. Сделать вывод (Я считаю, мне удалось достичь цели, потому что. )

7. Оценить свою работу (Я считаю, мой проект заслуживает . баллов)

Во время защиты лучше рассказывать, а не читать.

Целью моего проекта было расширений знаний о мире растений.

Задача моего проекта - найти дополнительную информацию об удивительных видах растений.

На нашей планете существует огромное количество всевозможных растений, увидев которые можно только удивляться тому, как природа смогла придумать нечто подобное.

Я считаю, мне удалось достичь цели, потому что во время работы над данным проектом, я многое узнал о мире растений, предоставил подробную классификацию об удивительных видах растений.

Я считаю, мой проект заслуживает 5 баллов.

Спасибо за внимание!

Целью моего проекта было расширений знаний о мире растений.

Задача моего проекта - найти дополнительную информацию об удивительных видах растений.

На нашей планете существует огромное количество всевозможных растений, увидев которые можно только удивляться тому, как природа смогла придумать нечто подобное.

Я считаю, мне удалось достичь цели, потому что во время работы над данным проектом, я многое узнал о мире растений, предоставил подробную классификацию об удивительных видах растений.

Помогаем учителям и учащимся в обучении, создании и грамотном оформлении исследовательской работы и проекта.

Темы исследований

Оформление работы

Наш баннер

Сайт Обучонок содержит исследовательские работы и проекты учащихся, темы творческих проектов по предметам и правила их оформления, обучающие программы для детей.


Код баннера:

Исследовательские работы и проекты

Защита исследовательской работы

Защита исследовательской работы учащегося школы или студента является завершающим этапом проведения исследовательской работы и требует большой подготовки, особенно при выполнении научно-исследовательской работы и присутствия в результатах исследования новизны.
В ином варианте смотри: защита исследовательского проекта


Непосредственно защита исследовательской работы представляет собой выступление учащегося (группы учащихся) перед классом и учителем с целью определения уровня его углубленности в исследуемый материал. При выдвижении работы на общешкольный этап выступать придется перед комиссией из нескольких учителей и другими учащимися - авторами своих исследовательских работ, далее защита на городском или районном этапе.

Доклад на защиту исследовательской работы

Доклад защиты исследовательской работы обучающихся представляет собой краткое изложение проведенного исследования, полученных результатов, их теоретической и практической значимости.

Подготовка доклада начинается с определения его структуры, далее разрабатывается план доклада, по которому пишется текст защиты материала. Рекомендуется провести несколько репетиций своего выступления на защите исследовательской работы, чтобы запомнить ключевые моменты в тексте и ориентироваться в установленном для выступления регламенте. Время, выделяемое на доклад, составляет не более 5-7 минут.

Построение доклада происходит таким образом, что сначала раскрывается справочная информация об исследовании, затем излагается ход и содержание проведенного исследования, итоги которого приводятся в заключении исследовательской работы.

План доклада на защиту исследовательской работы (образец)

  1. Обоснование актуальности темы.
  2. Установленная проблема (обобщенная постановка).
  3. Обзор и анализ существующих исследований по данной проблеме, их недостатки. .
  4. Цель, гипотеза и задачи исследования.
  5. Теоретическая база, методы и инструменты исследования (с обоснованием).
  6. Основные положения, выносимые на защиту.
  7. Предлагаемое решение задач исследования и их обоснование.
  8. Анализ достигнутых результатов, из новизна и практическая значимость исследования.
  9. Общее заключение и выводы.

Текст выступления на защиту желательно оформить письменно и согласовать с руководителем исследовательской работы.

Во время выступления не рекомендуется пользоваться текстом доклада, потому что публика лучше воспринимает информацию, предоставляемую от себя, понятным разговорным языком. Для простоты выступления следует вынести все ключевые вопросы в презентацию, это поможет правильно ориентироваться в последовательности излагаемого материала.

Выступление на защите исследовательской работы


Устный доклад является основным видом защиты своей исследовательской деятельности в школе. В тексте защиты должна быть изложена суть исследовательской работы. Речь выступающего должна быть простой и четкой.

Начать выступление на защите нужно с полной формулировки темы своего исследования и обозначить цель, которая была поставлена перед началом работы. Дальше выступление строится в виде тезисов о проделанной работе для достижения поставленной цели, плавно перетекающих в вывод. В конце выступления нужно сообщить, что доклад закончен, и поблагодарить за внимание.

Требования к выступлению на защите исследовательской работы

К речи докладчика во время публичного выступления на защите исследовательской работы выдвигаются требования:

1) Дикция – произношение должно быть четким, достаточно громким и не монотонным. Используйте правила интонации.

2) Темп речи – не произносите текст торопливо, так как смысл быстро сказанных слов плохо воспринимается на слух, однако излишняя монотонность и неэмоциональность речи также утомляют слушателей и не вызывают интерес к сказанному. Темп речи должен быть нормальным.

3) Сила голоса - голос должен быть слышен каждому слушателю независимо от размеров зала и одновременно не должен звучать слишком громко.

4) Последовательность и аргументированность представляемого материала. Вы должны хорошо разбираться в своей теме и уметь логично и последовательно ознакомит слушателей с проведенным вами исследованием.

5) Культура речи. Строить выступление нужно на простом литературном языке, используя синонимы и метафоры. Избегайте тавтологии, не используйте слова-паразиты, жаргонные и вульгарные выражения, это режет слух и позиционирует докладчика как некомпетентного.

6) Простота изложения. Вне зависимости от того, какая у вас тема исследования, во время защиты своей работы не прибегайте к употреблению специальных терминов, если это совсем не возможно, тогда сведите их к минимуму и приводите их расшифровку.

7) Простые предложения. Длинные фразы плохо воспринимаются на слух и сбивают дыхание докладчика; необходимо выражаться точно, избегать расплывчатых формулировок, использовать простые предложения.

8) Красочность речи. Избегайте сухих речевых оборотов, используйте образные описания и яркие сравнения. Такие приемы нравятся аудитории и помогают запомнить суть доклада даже по теме, далекой от личных интересов слушателя.

9) Жесты. Жесты отлично дополняют речь, но слишком частые, однообразные, суетливые, резкие движения надоедают и раздражают. Следите за этим, можно потренироваться перед зеркалом дома.

10) Диалог с публикой. Слушатели должны ощущать себя причастными к решению освещаемой проблемы, размышлять над вопросами докладчика, принимать активное участие в обсуждении.

Устное выступление на защите исследовательской работы может сопровождаться презентацией, которую следует подготовить согласно правилам оформления презентации к исследовательской работе.

В презентацию может быть вынесен план проведенного исследования, развернутые определения ключевых понятий в тексте, картинки, графики, теоретические выкладками и практические результаты исследовательской работы. То есть задача презентации — максимально подробно и обоснованно преподнести все преимущества вашего исследования.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Рекомендации для школьников по подготовке к защите исследовательских работ

1. Общие рекомендации по подготовке к выступлению

• Хорошо воспринимается эмоциональное и короткое по времени (не более 10–15 минут) изложение материала с использованием интересных примеров.

• Четкая логика изложения материала позволяет слушателям лучше понять выступающего.

• В ходе выступления следует употреблять только понятные термины.

• Следует помнить, что хорошо воспринимается рассказ, а не чтение текста.

• Выступление выиграет, если в его ходе будет максимально использоваться наглядный материал.

• Целесообразно продумать выступление так, чтобы предупредить возможные вопросы.

2. Техника подготовки к выступлению

• Проведите предварительный хронометраж своего выступления и доведите его до нужной продолжительности.

• Выпишите на отдельные карточки ту часть содержания работы, которая прозвучит в выступлении, и разложите их по порядку.

• Заранее продумайте детали выступления.

• Приготовьте четкий и красочный наглядный материал.

• Проведите тренировочное выступление перед друзьями, родственниками. Попросите их задать вам вопросы.

3. Техника выступления

• Начните свое выступление с приветствия.

• Огласите название вашего проекта, сформулируйте его основную идею и причину выбора темы.

• Не забывайте об уважении к слушателям в течение всего выступления, говорите четко и внятно.

• Поблагодарите слушателей за внимание, а руководителя — за помощь.

• Старайтесь понять суть задаваемых вопросов и отвечать на них по существу.

4. Примерное содержание выступления при презентации проекта

Работа над этим проектом актуальна и значима (приводятся доказательства актуальности и значимости проекта). Эта работа была нам интересна (обосновывается причина выбора темы).

Цель данной работы (приводится формулировка цели работы) .

Для ее достижения мы решали частные задачи, которые выбраны в соответствии с нашим планом работы (указываются задачи) .

Мы ожидали, что в результате работы получим следующие результаты (описываются ожидаемые результаты).

Нами были изучены следующие источники по заявленной проблеме (указываются изученные источники).

В ходе разработки проекта мы выполнили следующую работу (перечисляются наиболее важные виды работ) .

Сегодня мы представляем вам продукт, разработанный в ходе проекта (перечисляются важнейшие характеристики продукта, если проект предусматривал его создание).

Результаты работы могут быть использованы (приводятся виды деятельности, в которых могут быть использованы полученные в ходе исследовательской работы результаты).

В заключение выступления стоит высказать свое суждение о сотрудничестве с руководителем проекта (исследовательской работы) и поблагодарить слушателей.

5. Правила оформления презентации

• Рекомендуется выдерживать презентацию в едином стиле.

• Стиль отдельных разделов презентации может отличаться тональностью или цветовой гаммой.

• Для создания однотипных слайдов используйте копирование слайдов.

• Старайтесь избегать текста WordArt , особенно в презентациях делового характера: чаще всего он смотрится вычурно.

• Нецелесообразно помещать на слайд слишком много объектов.

• Текст, особенно большого объема, будет хорошо смотреться, если его выровнять по ширине.

• Длинный текст лучше разместить на нескольких слайдах.

• Не рекомендуется использовать на одном слайде более трех различных шрифтов.

• Следите за тем, чтобы текст хорошо читался, используйте при его оформлении минимально возможное количество цветов.

• Старайтесь избегать нестандартных шрифтов, так как их может не быть на других компьютерах. В случае отсутствия вашего шрифта он будет заменен другим, а это может привести к нарушению дизайна слайда или к невозможности прочесть текст.

• Осторожно работайте со звуковыми объектами, их применение должно быть обосновано.

• Старайтесь избегать стандартных звуков, которые встроены в Power Point , чаще всего они мешают восприятию информации.

• Иногда имеет смысл вывести на экран большие таблицы, большие тексты, чтобы кратко прокомментировать их.

И обязательно помните о правиле: докладчик при работе с презентацией не должен повторять то, что написано на экране, слушатели и так это увидят.

План презентации (защиты) исследовательской работы

Актуальность исследования (обоснование выбора темы исследования)

«Актуальность и выбор темы исследования определены следующими факторами:

Кратко о поставленной цели исследования и способах ее достижения (о методах исследования)

«Цель нашего исследования______________

Основные задачи исследования __________

Методы исследования ___________________

Краткий обзор материалов по теме, различные подходы и точки зрения авторов источников

Кратко о новых результатах в ходе проведенного исследования

«В ходе исследования были получены следующие новые теоретические и (или) практические результаты:

1.Получены новые знания след.о характера:_.

2.Выдвинуты новые идеи:____,

3.Созданы новые творения в виде: _______,

Выводы по результатам проведенного исследования

«На основании проведенного исследования и полученных результатов были сделаны следующее выводы:

Кратко о дальнейших шагах по теме проведенного исследования

«Считаем, что данная тема имеет перспективы развития в следующих направлениях:

Благодарность людям, которые помогли получить результаты исследования,

благодарность за внимание к выступлению

Спасибо за внимание, с удовольствием отвечу на Ваши вопросы

Дискуссия по теме доклада

Ответы на вопросы

«Спасибо (благодарю) за вопрос

Ваш вопрос понятен (интересен)…

Благодарность за интерес во время дискуссии и вопросы по теме исследования

Научно-исследовательская деятельность учащихся - одна из прогрессивных форм обучения. В современной школе возможности организации исследовательской работы значительно шире, чем раньше; что связано с программой профильного образования в старшей школе, а также в связи с введением ФГОС ОО.

Следовательно, важной образовательной задачей становится воспитание выпускников школ, готовых жить и работать в условиях информационного общества.

Научно-исследовательская деятельность школьников - это деятельность учащихся под руководством учителя, связанная с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.

Это позволяет развивать у школьников познавательный интерес, самостоятельность, культуру учебного труда; систематизировать, обобщать и углублять знания в определенной области учебного предмета; применять их на практике.

ВложениеРазмер
rekomendatsii_dlya_shkolnikov_po_podgotovke_k_zashchite_i_zashchite_issledovatelskih_rabot.doc 36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для школьников по подготовке к защите и защите исследовательских работ

1. Общие рекомендации по подготовке к выступлению

• Хорошо воспринимается эмоциональное и короткое по времени (не более 10–15 минут) изложение материала с использованием интересных примеров.

• Четкая логика изложения материала позволяет слушателям лучше понять выступающего.

• В ходе выступления следует употреблять только понятные термины.

• Следует помнить, что хорошо воспринимается рассказ, а не чтение текста.

• Выступление выиграет, если в его ходе будет максимально использоваться наглядный материал.

• Целесообразно продумать выступление так, чтобы предупредить возможные вопросы.

2. Техника подготовки к выступлению

• Проведите предварительный хронометраж своего выступления и доведите его до нужной продолжительности.

• Выпишите на отдельные карточки ту часть содержания работы, которая прозвучит в выступлении, и разложите их по порядку.

• Заранее продумайте детали выступления.

• Приготовьте четкий и красочный наглядный материал.

• Проведите тренировочное выступление перед друзьями, родственниками. Попросите их задать вам вопросы.

3. Техника выступления

• Начните свое выступление с приветствия.

• Огласите название вашего проекта, сформулируйте его основную идею и причину выбора темы.

• Не забывайте об уважении к слушателям в течение всего выступления, говорите четко и внятно.

• Поблагодарите слушателей за внимание, а руководителя — за помощь.

• Старайтесь понять суть задаваемых вопросов и отвечать на них по существу.

4. Примерное содержание выступления при презентации проекта

Работа над этим проектом актуальна и значима (приводятся доказательства актуальности и значимости проекта). Эта работа была нам интересна (обосновывается причина выбора темы).

Цель данной работы (приводится формулировка цели работы) .

Для ее достижения мы решали частные задачи, которые выбраны в соответствии с нашим планом работы (указываются задачи) .

Мы ожидали, что в результате работы получим следующие результаты (описываются ожидаемые результаты).

Нами были изучены следующие источники по заявленной проблеме (указываются изученные источники).

В ходе разработки проекта мы выполнили следующую работу (перечисляются наиболее важные виды работ) .

Сегодня мы представляем вам продукт, разработанный в ходе проекта (перечисляются важнейшие характеристики продукта, если проект предусматривал его создание).

Результаты работы могут быть использованы (приводятся виды деятельности, в которых могут быть использованы полученные в ходе исследовательской работы результаты).

В заключение выступления стоит высказать свое суждение о сотрудничестве с руководителем проекта (исследовательской работы) и поблагодарить слушателей.

5. Правила оформления презентации

• Рекомендуется выдерживать презентацию в едином стиле.

• Стиль отдельных разделов презентации может отличаться тональностью или цветовой гаммой.

• Для создания однотипных слайдов используйте копирование слайдов.

• Старайтесь избегать текста WordArt, особенно в презентациях делового характера: чаще всего он смотрится вычурно.

• Нецелесообразно помещать на слайд слишком много объектов.

• Текст, особенно большого объема, будет хорошо смотреться, если его выровнять по ширине.

• Длинный текст лучше разместить на нескольких слайдах.

• Не рекомендуется использовать на одном слайде более трех различных шрифтов.

• Следите за тем, чтобы текст хорошо читался, используйте при его оформлении минимально возможное количество цветов.

• Старайтесь избегать нестандартных шрифтов, так как их может не быть на других компьютерах. В случае отсутствия вашего шрифта он будет заменен другим, а это может привести к нарушению дизайна слайда или к невозможности прочесть текст.

• Осторожно работайте со звуковыми объектами, их применение должно быть обосновано.

• Старайтесь избегать стандартных звуков, которые встроены в Power Point, чаще всего они мешают восприятию информации.

• Иногда имеет смысл вывести на экран большие таблицы, большие тексты, чтобы кратко прокомментировать их.

И обязательно помните о правиле: докладчик при работе с презентацией не должен повторять то, что написано на экране, слушатели и так это увидят.

Читайте также: