Зарубежный опыт противодействия коррупции доклад

Обновлено: 28.06.2024

Актуальность темы работы. Необходимость безотлагательного преодоления коррупции обуславливается тем, что она по эффекту цепной реакции порождает целый спектр других системных проблем: грозит верховенству права, морали общества, стабильности демократических процессов, подрывает основы государственного управления, нарушает принципы равенства и социальной справедливости, порождает латентную монополизации рынка и подрывает правовые основы свободной, честной конкуренции, приводит к перекосам в оптимальном сочетании методов административного регулирования и рыночного саморегулирования на всех уровнях власти и управления.

1. Понятие коррупции и развитие исследований в сфере противодействия коррупции

. Опыт европейских стран по профилактике и противодействию коррупции

. Опыт ведущих стран Азии по профилактике и противодействию коррупции

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Актуальность темы работы. Необходимость безотлагательного преодоления коррупции обуславливается тем, что она по эффекту цепной реакции порождает целый спектр других системных проблем: грозит верховенству права, морали общества, стабильности демократических процессов, подрывает основы государственного управления, нарушает принципы равенства и социальной справедливости, порождает латентную монополизации рынка и подрывает правовые основы свободной, честной конкуренции, приводит к перекосам в оптимальном сочетании методов административного регулирования и рыночного саморегулирования на всех уровнях власти и управления.

Проблемные моменты, причиной которых является коррупция, имеют место практически в любой стране. Коррупция составляет существенную угрозу как для экономически развитых стран с традиционно крепкими устоями демократии, так и для стран, находящихся на пути к разрешению кризисных моментов своего существования как в политической, так и в экономической и социальной сферах.

Злоупотребляют служебным положением чиновники как в странах с рыночной экономикой и чрезвычайно высоким уровнем демократии, так и в государствах с административно-командной системой и тоталитарным режимом.

Правовым фундаментом противодействия коррупции в контексте формирования общегосударственных отношений, а так же и общественных отношений в процессе администрирования налогов и сборов является национальное и международное (нормы которого имеют приоритет над национальным) антикоррупционное законодательство.

Наряду с указанным, международные нормативные документы были разработаны мировым сообществом, как источники стандартов для применения в процессе предотвращения и противодействия коррупции, а также с целью включения определенных аспектов международного законодательства в исследуемой сфере в национальные нормативно-правовые акты.

Целою работы является комплексное изучение опыты ведущих иностранных государств по профилактике и противодействию коррупции.

Исходя из цели работы ее задачами стали следующие:

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

) определить понятие коррупции и развитие исследований в сфере противодействия коррупции;

) проанализировать опыт европейских стран по профилактике и противодействию коррупции;

) охарактеризовать опыт ведущих стран Азии по профилактике и противодействию коррупции.

1. Понятие коррупции и развитие исследований в сфере противодействия коррупции

Коррупция представляет собою результат проблем, возникающих в политической, социальной и экономической сфере государства, это негативное явление вполне характерно государству, находящемуся на этапе реформирования.

Даже наличие возрастных демократических традиций и определенного опыта противодействия коррупционным проявлениям не избавило страны мира от различных форм коррупции. Но ее уровень проникновения в государственные учреждения значительно ниже благодаря наличию достаточных условий для противодействия.

Необходимость безотлагательного преодоления коррупции объясняется тем, что она по эффекту цепной реакции порождает целый спектр других системных проблем: грозит верховенству права, морали общества, стабильности демократических процессов, подрывает основы государственного управления, нарушает принципы равенства и социальной справедливости, порождает латентную монополизации рынка и подрывает правовые основы свободной, добросовестной конкуренции, приводит к перекосам в оптимальном сочетании методов административного регулирования и рыночного саморегулирования на всех уровнях власти и управления [8, с. 44].

Исследования современных ученых сфере коррупции принадлежать, к примеру, таким исследователям, как А.В. Куракин и С.Л. Сибиряков. Эти авторы подчеркивают, что исследование опыта антикоррупционной борьбы в странах зарубежья является первоочередным, исходя из возможностей его использования на уровне законодательства нашей страны.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Проблемы коррупции в органах государственной власти рассматриваются ведущими учеными и экспертами настоящее. Такие исследователи, как А. Мельниченко, Ю. Мельник, В. Ткач, Г. Толстых, В. Степанюк, В. Филипповский, Г. Чернецкая, И. Чубенко занимались вопросом государственной политики противодействия коррупции среди государственных служащих, рассматривали причины и пути преодоления этой преступной деятельности.

Продолжая эту мысль, Е. Матвиишин и В. Максимишин отмечают, что коррупция является одним из следствий слабой мотивации государственных служащих [6, с. 449].

. Опыт европейских стран по профилактике и противодействию коррупции

Германия. Усилия немецких властей в сфере предотвращения коррупции сосредоточены на определенных нормативных мерах и мероприятиях по предотвращения различного рода злоупотреблений. Кроме того, используются организационные, кадровые и другие механизмы и действия.

К основным обязанностям госслужащих в Германии относится беспристрастное и справедливое исполнение возложенных на них функций.

При этому, действующим законодательством страны на госслужащих возложена личная ответственность за выполнение служебных функций и их правомерную реализацию [5, с. 34].

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Органом. Который уполномочен разрешить чиновнику осуществить дачу показаний или заявлений является руководство службы с последнего места работы чиновника. Закон закрепляет обязанность государственного служащего заявлять об уголовно наказуемых деяниях, ставшие ему известными.

Таким образом, госслужащий в Германии подлежит определенными ограничениям, связанным с порядком несения государственной службы, однако, такие ограничения компенсируются значительным государственным содержанием чиновника и другими выплатами, гарантиями, которые призваны обеспечить надлежащий уровень жизни госслужащего.

Великобритания. Законодательная база страны в сфере коррупционной борьбы существенно разнообразна и широка. При этом, Наблюдается определенный разброс норм, содержащих антикоррупционные нормы в разных актах законодательства Великобритании.

Данный нормативно-правовой акт — пример систематизации существующих норм и правил в сфере борьбы с коррупцией, закрепляет принципы политики, направленной против коррупции и т.п. [1, с. 16].

Специальными нормами в Великобритании урегулировано определенные проявления в сфере коррупционной деятельности. К последним относят: мошеннические действия с использованием персонала, кражу интеллектуальных активов, махинации в сфере государственных закупок и т.п.

Юридические лица, которые на данный момент ведут хозяйственную деятельность на территории страны, подлежат мерам ответственности за коррупционные действия сотрудников и представителей, если они не могут оспорить предъявляемых им обвинений.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Способом осуществления мер данной программы стало создание специального органа под названием Чрезвычайная кодификационная комиссия сейма Польши. Данный орган разрабатывает изменения в основные законодательные акты страны касающиеся возложения мер ответственности за проявления коррупции в рамках государства.

Также одним из органов, которые призваны выявлять и решать вопросы, связанные с коррупцией, стало Центральное антикоррупционное Управление (ЦАУ), статус которого был закреплен на законодательном уровне путем принятия соответствующего законодательного акта. К основным функциям ЦАУ относятся, в частности, преследование за проявления коррупционной деятельности, проверки порядка декларирования имущества государственных служащих, слежка за установленным порядком осуществления государственной деятельности и коммерческих выгод.

. Опыт ведущих стран Азии по профилактике и противодействию коррупции

Япония. Отличительной чертой антикоррупционной деятельности в рамках Японии является определение запретов на участие политиков, государственных служащих в любой деятельности, которая носит не государственный характер. При этом, такие запреты касаются как периода нахождения чиновника на государственной службе, так и после ее завершения последним. Таким образом, кадровая политика японских государственных организаций и государства в целом является активным способом противодействия коррупционным преступлениям в Японии. Однако, названные выше ограничения компенсируются путем высокого уровня материального содержания чиновников. Кроме того, антикоррупционная политика включает так же разработку этических положений относительно деятельности госслужащих [3, с. 84].

Японским государственным служащим гарантирована достойная оплата труда. Большое внимание японский законодатель также уделяет этическому поведению политиков и служащих.

Основным инструментом антикоррупционной политики Сингапура является высокий уровень заработной платы госслужащих, где применяются рыночные методы при начислении заработной платы министрам и чиновникам [5, с. 40].

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Государственная служба Сингапура действует на основе меритократии (системы личных заслуг), нейтральности, подотчетности обществу, честности и антикоррупционной дисциплины.

Таким образом, на законодательном уровне государств мира заложены основные пути эффективной антикоррупционной политики. Но практика показывает несколько проблем, мешающих эффективной реализации этой политики. Так, небольшая доля привлеченных к административной ответственности не останавливает публичных служащих совершать коррупционные деяния, дает основания полагать об использовании судом недостаточно жесткой позиции относительно коррупционных деяний, а также о возможности ослабления ответственности в результате использования различных подходов к квалификации преступления.

Сложность преодоления коррупции в нашем государстве сегодня связана еще с тем, что в таких противоправных деяниях заинтересованы не только представители органов власти, но и бизнесмены и рядовые граждане. Люди склонны дать взятку, даже когда ее у них не требуют, с целью иметь государственное решение в свою пользу в кратчайшие сроки. Необходимость решения этих и других проблем обусловливают дальнейшие исследования по выработке эффективной антикоррупционной политики.

Основой законодательного и нормативно-правового обеспечения противодействия коррупции в зарубежных странах являются нормы международных правовых актов, таких как Конвенция ООН против коррупции и других.

Международный опыт противодействия коррупции предусматривает определенные антикоррупционные стандарты, которых целесообразно придерживаться для преодоления этого негативного явления. В значительной степени международные стандарты направлены на устранение причин, а не последствий коррупции, установление морально-этических правил, создание систем добродетели, а не только традиционно определяют право-исполнительную деятельность в сфере уголовного и административного права. коррупция противодействие профилактика

Международные стандарты определяют основные минимально необходимые свойства специализированных антикоррупционных институтов. Такими свойствами являются: независимость и автономия, наличие специально подготовленных и квалифицированных сотрудников, обеспечение адекватными полномочиями и ресурсами.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

1.Волженкин Б. В. Корупция / Б. В. Волженкин. — СПб: Санкт-Петербургский юрид. Ин-т Генеральной прокуратуры РФ, 1998. — 44 с.

2.Куракин А.В. Государственная служба и коррупция Под ред. М.В. Костенникова. / А.В. Куракин. — М.: NOTA BENE, 2009. — 328 с.

.Куракин А.В. Административно-правовые средства борьбы с коррупцией в системе государственной службы / А.В. Куракин // Журнал российского права. — 2003. — №7. — С.84.

.Малиновский В. Я. Государственная служба: теория и практика / В. Я. Малиновский. — М., 2013. — 160 с.

.Мартел Ж.-Ф. Служба чиновника. Управление его карьерой: правовое регулирование или анархия? / Ж.-Ф. Мартел // Кадровая работа за рубежом. — М.: ИНПАИ, 2008. — Вып. 4. — С. 34-48.

.Матвишин Е. Мотивационный мониторинг — способ повышения эффективности работы государственных служащих / Е. Матвиишин, В. Максимишин. — М., 2012. — Вип. 5. — С. 449-455.

.Мельниченко О. Преодоление коррупции как составляющая государственной политики детенизации доходов чиновников / О. Мельниченко // Актуальные вопросы государственного управления. — Д.: ДРИДУ НАДУ, 2012. — Вип. 4 (22). — С. 20-27.

.Сибиряков С.Л. Место и роль коррупции в системе наиболее опасных видов преступности / С.Л. Сибиряков // Вестник научных трудов Нижнекамского филиала Московского гуманитарно-экономического института. — Вып.2. Часть 2: Вопросы борьбы с преступностью. — Нижнекамск, 2000. — С.44.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

В данной статье рассматривается проблема распространения коррупции в мире, в частности в Российской Федерации, а также возможные пути ее решения. Большинство зарубежных стран успешно справляются с противодействием коррупции . Цель исследования заключается в анализе антикоррупционных мер в некоторых зарубежных странах. Для достижения поставленной цели необходимо изучить наиболее эффективные меры противодействия коррупции и выделить принципы применимые в нашей стране.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — А. А. Купцова, Д. Ю. Рютов

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОПТИМИЗАЦИИ МЕХАНИЗМОВ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ (на примере исследования опыта зарубежных стран)

Foreign experience of combating corruption

The article is about the problem of the spread of corruption in the world in particular in the Russian Federation and about possible ways to solve that problem. Most foreign countries are successfully fighting against corruption . The main purpose of this work is to analyze anti-corruption measures in foreign countries. To achieve this goal, it is necessary to study the most effective anti-corruption measures and outline the principles applicable in our country.

DOI 10.21661/r-466443 А.А. Купцова, Д.Ю. Рютов

Зарубежный опыт противодействия коррупции

В данной статье рассматривается проблема распространения коррупции в мире, в частности в Российской Федерации, а также возможные пути ее решения. Большинство зарубежных стран успешно справляются с противодействием коррупции. Цель исследования заключается в анализе антикоррупционных мер в некоторых зарубежных странах. Для достижения поставленной цели необходимо изучить наиболее эффективные меры противодействия коррупции и выделить принципы применимые в нашей стране.

| Ключевые слова: коррупция, антикоррупционные меры, противодействие коррупции, зарубежный опыт.

A.A. Kuptsova, D.Y. Ryutov

Foreign experience of combating corruption

The article is about the problem of the spread of corruption in the world in particular in the Russian Federation and about possible ways to solve that problem. Most foreign countries are successfully fighting against corruption. The main purpose of this work is to analyze anti-corruption measures in foreign countries. To achieve this goal, it is necessary to study the most effective anti-corruption measures and outline the principles applicable in our country.

I Keywords: corruption, anti-corruption measures, anti-corruption, foreign experience.

Важность борьбы с коррупцией признается всеми странами, без исключения, и вызывает обеспокоенность их правительств. Коррупция в современном мире является одной из наиболее серьезных проблем глобального характера, которая угрожает политическому и социально-экономическому развитию, подрывает демократические и моральные устои общества.

Мировое сообщество признало, что коррупция на современном этапе пронизывает все сферы жизни любой страны, независимо от уровня демократии и социального благополучия, и стала транснациональным явлением. Она посягает на нормальные стабильные отношения между государствами, наносит ущерб мирному сотрудничеству в различных областях отношений, а также организациям и гражданам.

Именно поэтому в последние годы наблюдается повышение активности по противодействию этому явлению не только в международном сообществе, но и в России.

По данным статистике уровень коррупции в Российской Федерации растет с каждым годом. Страна относится к самым коррумпированным государствам мира. Не имея целостной программы борьбы с этим явлением, предпринимаются лишь бессистемные и разрозненные меры противодействия коррупции.

Чтобы снизить уровень коррупции в России в силу её широкого распространения, нужно задействовать антикоррупционные меры не врознь, а всю систему мер и условий, для обеспечения эффективного противодействия коррупции.

Анализ зарубежного опыта противодействия коррупции по этой причине может помочь не столько по-

Интерактивная наука | 12 (22) • 2017

заимствовать антикоррупционные меры из мирового опыта, сколько понять, что в странах ранее сильно пораженных коррупцией, существуют проверенные опытом, как принципы и методы эффективной борьбы с коррупцией, которые помогли им снизить уровень коррупции до минимума [1].

Сегодня Швеция входит в тройку стран с самым низким уровнем коррупции в мире по данным Transparency International [2].

Верховенство закона хорошо сохраняется в Швеции, а судебная система работает независимо и беспристрастно, с последовательным применением законов. Независимость судебной системы и эффективность правовой базы Швеции считаются конкурентными преимуществами.

Государственные закупки регулируются шведским Законом о государственных закупках. Закон не различает взятки и платежи для упрощения формальностей. Рабочая группа по борьбе с подкупом признает, что Швеция добилась значительных успехов в обеспечении соблюдения законодательства по отношению к подкупу иностранного публичного должностного лица.

Средства массовой информации играют важную роль в проведении политики и подотчетной системе государственного управления с помощью сильной правовой защиты, в том числе Закон о свободе печати.

Верховный суд постановил, что редакции шведских газет несут личную ответственность за все статьи, опубликованные на сайте газеты (в том числе и хранящиеся в архиве).

В Швеции нет деклараций о доходах, потому что всю информацию можно получить, позвонив в налоговую. Любой гражданин Швеции может позвонить в налоговую и назвать личный номер должного лица, ему сообщат сведения о доходах, имуществе, имеющихся транспортных средствах, и даже о долгах должностного лица.

Большую роль в борьбе с коррупцией играют церковь и общественное мнение. В данной стране с большим подозрением относятся к бизнесмену, который за короткие период времени. Благодаря которым в этой стране с большим подозрением относятся к бизнесмену, который за короткий период времени сумел получить очень высокий доход, или к чиновнику, у которого доходы существенно ниже его расходов. К такому бизнесмену не будет доверия ни в бизнесе, ни в бытовом общении. В первую очередь общественное мнение, вынудит уйти с должности такого чиновника и не позволит ему никогда больше получить должность ни на государственной службе, ни в частном бизнесе.

Сегодня Сингапур пользуется заслуженной репутацией страны с высоким уровнем неподкупности. Успех

Сингапура в борьбе с коррупцией является результатом эффективной структуры по борьбе с коррупцией в рамках ключевых основ действующего законодательства: независимой судебной системы, эффективного исполнения наказаний и отзывчивой государственной службы, опирающейся на сильную политическую волю и лидерство.

Бюро по расследованию случаев коррупции стало центром противодействия коррупции, оно является независимым с широкими полномочиями [3].

В Сингапуре, независимая судебная система, которая обеспечивает изоляцию от политического вмешательства. Главный судья назначается президентом по рекомендации премьер - министра и советников президента. Окружные судьи и магистраты назначаются президентом по рекомендации от главной судьи. Различные положения Конституции также гарантируют независимость судебной системы Верховного суда.

Прозрачность и объективность в управлении правопорядка, судебная система признает серьезность коррупции и принимает позицию сдерживания путем принятия жестких штрафов и лишении свободы в отношении коррумпированных преступников.

Сингапурская государственная служба руководствуется Кодексом поведения, в котором излагаются высокие стандарты поведения государственных служащих, основанные на принципах честности, неподкупности и прозрачности.

Чиновники обязаны сообщать о любых коррупционных проявлениях. Закон о предотвращении коррупции обеспечивает защиту личности информаторов, которые заявляют о коррупционных преступлениях в Бюро по расследованию случаев коррупции.

Чиновникам запрещено принимать любые подарки в виде денег или в любой другой форме от людей, которые состоят с ними в деловых отношениях. Также запрещено принимать приглашения, которые способны поставить его в любого рода зависимость.

Германия входит в число крупнейших в мире стран в законодательстве по борьбе с коррупцией, и может наказывать коррупционные действия даже за рубежом, если они нарушают немецкие внутренние законы.

В меры противодействия коррупции входит: запрет на платежи для упрощения формальностей, а подарки могут считаться незаконными в зависимости от их намерений, выгоды.

Interactive science | 12 (22) • 2017 101

дентом преподавателю в знак благодарности за написанное рекомендательное письмо.

В Германии нужно подать декларацию о доходах и расходах в начале срока службы и объявлять информацию о гонорарах, подарках и прочих дополнительных поступлениях в течение четырех лет нахождения на должности.

Государственные служащие обязаны представлять обоснованные подозрения в коррупции в высшие органы власти или правоохранительные органы. Информаторы имеют некоторые юридические гарантии против произвольного увольнения в государственном и частном секторе.

В Германии, подкуп депутатов с 1994 года, является уголовным преступлением. В новой редакции закона с весны 2014 года, преступление относится ко всем действиям, в погоне за их мандатами. До этого он был ограничен покупкой голосов.

На основе анализа зарубежного опыта противодействия коррупции можно сделать вывод о важнейших принципах, которые существенно повышают эффективность антикоррупционной деятельности и могут быть применены в России. Для эффективного противодей-

ствия коррупции следует соблюдать эти принципы одновременно, в комплексе:

1. Прозрачность и подотчетность органов власти.

2. Увеличение значимости общественного мнения.

3. Реальное обеспечение прав и защиты частной собственности.

4. Ужесточение наказаний за все коррупционные преступления.

5. Презумпция виновности чиновника в коррупции.

6. Неотвратимость наказаний за совершение коррупционных действий.

7. Политика нетерпимости к коррупции.

8. Гласность СМИ.

Таким образом зарубежный опыт характеризуется использованием различных методов, стратегий и приемов борьбы с коррупцией, которые являются действенными в их стране. Положительный опыт разработки и целенаправленной реализации зарубежных стратегий противодействия коррупции необходимо изучать. Не существует универсальных методов борьбы с этим явления, но можно выделить принципы, которые будут действенными в нашей стране.

1. Джумабеков З.А Зарубежный опыт противодействия коррупции в системе государственной службы: Научная статья / Национальная Академия наук Кыргызской Республики, 2015. - С. 117-119.

1. Dzhumabekov Z. A. Foreign experience of combating corruption in the system of state service: scientific article / National Academy of Sciences of the Kyrgyz Republic, 2015. - 117-119 p.


Удельный вес коррупционной преступности в РФ примерно равен 1,4–1,5 % и одновременно преступления коррупционной направленности характеризуются как высоколатентные преступления. Уровень их латентности достигает 90–99 %, но отдельные авторы утверждают, что и это не так и в Российской Федерации регистрируется около тысячной части коррупционных преступлений, то есть до 0.1 %.

Самыми коррумпированными сферами жизни общества считаются органы государственной власти, медицина, образование, крупный бизнес.

В Российской Федерации существует множество нормативно- правовых актов и институтов, направленных на борьбу с коррупцией. Некоторые нормативно — правовые акты носят декларативный характер, закрепляя основы, принципы и задачи, ставящиеся перед органами государственной власти, органами власти субъектов, органами местного самоуправления и обществом в целом. Иные же регламентируют реально действующие механизмы противодействия коррупции. У граждан Российской Федерации сложилось достаточно нигилистическое настроение относительно противодействия коррупции, большинство не верят в возможность борьбы и искоренения её из жизни общества.

Но некоторым странам удалось достигнуть больших результатов в борьбе с данным явлением и на своём примере показать, каким образом реально возможно противодействовать коррупции [1].

Так, одним из государств, достигшим значительных успехов в борьбе с коррупцией, является Сингапур. Властями Сингапура была разработана и реализована программа в соответствии с которой было:

1) Значительно упрощенно прохождение бюрократических процедур;

2) Введена обязательная ротация лиц, занимающих государственные должности и одновременно значительно повышен их оклад;

3) Были введены этические стандарты и орган, контролирующий их соблюдений;

4) Учреждён, специально уполномоченный на расследование коррупционные преступлений, орган — Бюро расследования коррупции;

5) Обеспеченно функционирование независимых от власти СМИ, которые беспрепятственно и прозрачно информируют граждан о каждом коррупционном случае [2];

В Гонконге, в целях борьбы с коррупцией, были осуществлены следующие меры:

1) Чиновникам, чтобы избежать уголовной ответственности и конфискации имущества, пришлось доказывать, что вся их собственность приобретена за законно заработанные деньги;

2) Была создана независимая комиссия по борьбе с коррупцией, с высоким материальным обеспечением своих сотрудников;

3) Обеспечение возможности участия граждан и СМИ в противодействии коррупции;

Показательным примером борьбы с коррупцией является опыт Швеции. Долгое время она лидировала среди самых коррумпированных стран, но в результате последовательных мер руководства странны им удалось достигнуть значительных результатов. Были реализованы следующие меры:

1) Введена такая система налогообложения, льгот и субсидий, которая стимулировала чиновников на честную деятельность;

2) Обеспечена прозрачность осуществления деятельности должностных лиц, через допуск граждан к внутренним государственным документам и предоставление возможности разобраться в порядке функционирования органов государства;

3) К государственным служащим стали предъявлялся высокие этические требования, контроль за их соблюдением также осуществляется и со стороны общественности;

4) Было сокращено материальное обеспечение государственных служащих, которое ранее значительно превышало средний заработок в стране;

Китайское законодательство считается самым жестоким в мире законодательством относительно коррупционеров. За взяточничество или хищение государственного имущество государственным служащим грозит смертная казнь. Действенность данного метода является достаточно спорной.

США имеет очень разнообразный и обширный опыт в борьбе с коррупцией. На современном этапе действуют следующие институты борьбы с коррупцией [3]:

1) Помимо уголовной ответственности введён штраф в размере суммы взятки;

2) Обширное действие разнообразных кодексов этики отдельных профессий и введение в структуру ведомств соответствующих сотрудников, осуществляющих контроль за их соблюдением;

3) Специально уполномоченный орган, осуществляющий выявление и расследование коррупционных преступлений [4];

Руководство страны Израиля применяет следующие меры по борьбе с коррупцией;

1) Система мониторингового контроля за собственностью государственных служащих;

2) Наложение запрета и неприемлемости получения любых подарков государственными служащими;

3) Введение в действие и контроль за соблюдением кодексов профессиональной этики;

Таким образом, существует большой и широкий опыт борьбы с коррупцией в различных странах, благодаря которому можно говорить о действенности и эффективности одних мер и бесполезности применения других, но также применение тех или иных механизмов борьбы с коррупцией зависит от уровня развития демократических институтов и правового сознания общества. Так, резко негативное общественное мнение и давление, которое оно может оказывать на отдельных коррупционеров, может стать стихийным инструментом борьбы с коррупцией как, например, это произошло в Швеции. Но формирование такого мнения возможно только в государстве с высоким уровнем правовой осознанности граждан.

Основные термины (генерируются автоматически): коррупция, Российская Федерация, борьба, государственная власть, мера, орган, преступление, противодействие коррупции, служащий, уголовная ответственность.

Похожие статьи

Противодействие коррупции в государственных.

Работа посвящена изучению противодействия коррупции в Российской федерации на государственном и муниципальном уровнях.

Противодействие коррупции в государственных и муниципальных органах исполнительной власти Российской Федерации.

Коррупция в органах государственной власти

Изложены меры по борьбе с коррупцией в органах государственной власти в России.

Основные термины (генерируются автоматически): государственная власть, коррупция, Россия, орган, борьба, Российская Федерация, заинтересованная сторона, нынешнее.

Коррупция в системе государственной службы России и её.

Противодействие коррупции в государственных и муниципальных органах исполнительной власти Российской Федерации. Мздоимство и взяточничество служащих, присвоения и растрата бюджетных денежных средств, большое число должностных правонарушений.

Институт уголовной ответственности служащих за.

Проблема противодействия коррупции традиционно обозначается как приоритетная задача на высшем политическом уровне, что неоднократно

Все это актуализирует в общественном сознании — проблематику чистоты рядов в органах власти всех уровней, а в юридической.

К вопросу о противодействии коррупции в системе.

Состояние коррупции и меры противодействия коррупции в современном обществе. Актуальные проблемы противодействия коррупции на государственной службе. К вопросу о противодействии коррупции в системе исполнительной власти Российской Федерации.

Коррупция в современной России: пути противодействия

Предпринятые меры по противодействию коррупции — это всего-навсего только старт и

Коррупция — серьёзная угроза для любого государства и общества, поэтому учитывая

Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России.

Средства борьбы с коррупцией: уголовно правовые аспекты

Состояние коррупции и меры противодействия коррупции. Проблемы эффективности уголовного закона в сфере. Российская Федерация, лишение свободы, УК РФ, коррупция, получение взятки, гражданское общество, значительный размер.

Зарубежный опыт противодействия коррупции в органах.

Противодействие коррупции в государственных и муниципальных органах исполнительной власти Российской Федерации. Проблемы и перспективы борьбы с коррупцией. Ключевые слова: государственная власть, коррупция, противодействие коррупции.

Состояние коррупции и меры противодействия коррупции.

противодействие коррупции, общественный контроль, РФ, коррупция, мера, сфера. Противодействие коррупции в государственных и муниципальных органах исполнительной власти Российской Федерации.

Противодействие преступлениям коррупционной.

Противодействие коррупции в государственных и муниципальных органах исполнительной власти Российской Федерации . Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России: монография в 2-х т. Т. 1.М.

Важность борьбы с коррупцией признается всеми странами, без исключения, и вызывает обеспокоенность их правительств. Коррупция в современном мире является одной из наиболее серьезных проблем глобального характера, которая угрожает политическому и социально-экономическому развитию, подрывает демократические и моральные устои общества.

Мировое сообщество признало, что коррупция на современном этапе пронизывает все сферы жизни любой страны, независимо от уровня демократии и социального благополучия, и стала транснациональным явлением. Она посягает на нормальные стабильные отношения между государствами, наносит ущерб мирному сотрудничеству в различных областях отношений, а также организациям и гражданам [1] .

Коррупция в современном обществе представляет собой глобальную проблему. Коррупция присуща любому государству. И на это не влияет ни форма правления, ни территория, ни население. Коррупция уже приобрела статус неотъемлемого элемента государства. Но следует заметить, что каждое государство на различных этапах своего развития имеет свойственные именно ему специфические формы и проявления коррупции. Борьба с коррупцией в большинстве стран стала одним из направлений государственной политики еще во второй половине XX в. Наша страна осознала проблему и начала предпринимать решительные меры только сравнительно недавно. С данной позиции, представляется интересно рассмотреть систему мер, разработанных для противодействия коррупции, как в нашей стране, так и за рубежом. Коррупция различных формах ее проявления присутствует в большинстве зарубежных стран. Можно с уверенность сказать, что ее характер признан международным. Международное сообщество пытается всеми возможными силами объединить усилия по противодействию коррупции. Все меры, которые предусмотрены на современном этапе и направленные борьбу с коррупцией закреплены в международных антикоррупционных программах [2] .

Не менее важным направлением борьбы с коррупцией в данной стране этическое воспитание общества, агитация антикоррупционного поведения. В Китае имеет место применение смертной казни, в том числе истории известны случаи применения высшей меры за коррупционные преступления. Мировое сообщество и большинство экспертов соглашаются, что применяемые в Китае методы борьбы с коррупцией дают положительные результаты. Так, в год выносятся обвинительные приговора в отношении около 45 000 чиновников и 20 000 сотрудников правоохранительных структур2 . Еще одной страной с положительной динамикой борьбы с коррупцией является Канада. Ее еще называют коррупционно независимой. Правительство страны уделяет огромное внимание этическим стандартам, и повсеместно внедряет их на государственной службе. С такой позиции коррупция в государственных органах Канады видится наиболее чистой. Законодательство о государственной службе Канады содержит ряд административных запретов.

  1. Ахметшин Н.Х. Политико-правовые аспекты борьбы с коррупцией в КНР // Государство и право. - 2018. - № 8. - С. 20 -24.
  2. Бочарников И.В. Зарубежный опыт противодействия коррупции // Государственная власть и местное самоуправление. - 2018. - № 9. - С. 17-20.
  3. Колчеманов Д.Н. Предупреждение и пресечение коррупции в системе государственной службы США и Канады // Административное и муниципальное право. - 2019. - № 6. - С. 39-47.

Бочарников И.В. Зарубежный опыт противодействия коррупции // Государственная власть и местное самоуправление. - 2018. - № 9. - С. 17-20. ↑

Колчеманов Д.Н. Предупреждение и пресечение коррупции в системе государственной службы США и Канады // Административное и муниципальное право. - 2019. - № 6. - С. 39-47. ↑

Ахметшин Н.Х. Политико-правовые аспекты борьбы с коррупцией в КНР // Государство и право. - 2018. - № 8. - С. 20 -24. ↑

Коррупция в той или иной форме существует во многих зарубежных государствах, общепризнан ее международный характер. Коррупция в международно-правовых актах определяется как одна из глобальных проблем в сфере обеспечения международного правопорядка. Международное сообщество стремится к объединению усилий в деле предупреждения и пресечения коррупции.

В настоящее время меры по предупреждению коррупции представлены в международных антикоррупционных программах:

- глобальная программа против коррупции ООН;

- Декларация ООН о борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих операциях;

- Конвенция ООН против коррупции и т.д.

В целях ограничения распространения коррупции мировое сообщество выработало множество форм и методов борьбы с ней:

1. Чистки и кампании.

2. Административно-правовые меры. Создание специализированных органов, предназначенных для расследования нарушений законности в сфере государственной службы.

3. Идейно-нравственное возрождение общества.

4. Подотчетность правительств выборным представителям и массовому электорату.

Парламентские партии, которые фактически всем заправляли, больше интересовала не полезность производимых работ и эффективность предлагаемых услуг, а получение откатов, которые позволяли оплатить расходы на политику. Крупные и мелкие предприниматели быстро сориентировались и для получения подрядов начали платить огромные суммы партиям, избегая таким образом проблем с конкуренцией и свободным рынком. Согласно расчетам экономиста Марио Деальо, в 1992 году сумма взяток в Италии составляла около 5 млрд. евро. Для предприятий это была система соглашений, а для партий — возможность систематически получать и тратить общественные деньги. Многие должностные лица были связаны с мафией.

Эффективную антикоррупционную политику проводит КНР. Действенность используемых Китаем методов в настоящее время обусловлена видением китайского руководства причин роста коррупции в стране, как результата капитализации социалистической экономики, внедрения рыночных механизмов, а также влияния западного образа жизни на менталитет китайцев. Это оригинальное видение позволяет сместить акценты на внешние причины. Одним из способов борьбы с коррупцией, на практике подтвердившим свою эффективность, является ротация кадров во всех органах власти.

Так, по итогам ХVII съезда КПК в высшие органы партии вошло значительное число новых лиц. В результате Центральный комитет и Политбюро обновлены на 51,5% и 36% соответственно в основном за счет молодых и перспективных руководителей министерского и провинциального уровня – кадрового резерва для формирования следующего поколения руководителей КНР. Состав Центральной комиссии по проверке дисциплины при ЦК КПК обновлен на 79,5%.

Также в Китае борьба с коррупцией ведется путем этического воспитания общества, антикоррупционной пропаганды. В отельных случаях применяется высшая мера наказания - смертная казнь. Согласно опубликованным китайскими властями данным, за период с 2000 года было расстреляно 10 000 чиновников. Также наказанием за мздоимство в Китае является отрубание руки (в России максимальный срок лишения свободы за взятки – 12 лет).

Эксперты отмечают, что китайские методы борьбы с коррупцией дают результат: в год за решетку отправляются до 45 тыс. чиновников и до 20 тыс. сотрудников правоохранительных органов.

Одной из самых коррупционно независимых признается государственная служба Канады. В Канаде придается большое значение этическим стандартам на государственной службе, в этой связи с точки зрения коррупции государственная служба в этой стране является наиболее чистой.

Законодательство о государственной службе Канады содержит комплекс административных запретов, связанных с совместительством на государственной службе. Но запреты касаются только тех аспектов совместительства, которые могут вызвать конфликт интересов на государственной службе, а принятый еще в 1985 году Кодекс поведения государственных служащих предоставляет возможность отдельным категориям государственных служащих заниматься отдельными видами предпринимательской деятельности параллельно с государственной службой.

В Конституции США, принятой в 1787 г., получение взятки относится к разряду тягчайших преступлений. Согласно Конституции за данное преступление президенту США может быть объявлен импичмент.

В конце 1960-х годов с коррупцией в США решили бороться специальными методами. В частности, специалисты ФБР разработали и успешно осуществили операцию под названием "Шейх и пчела": агенты ФБР внедрялись в коррупционные сети под видом посредников арабских миллионеров и предлагали высокопоставленным государственным служащим и конгрессменам большие взятки за продвижение их коммерческих интересов. В результате операции только за один год было уличено в коррупционных преступлениях и впоследствии уволено свыше двухсот государственных чиновников.

В последние годы правительство США приняло ряд новых антикоррупционных законов и привлекает к уголовной ответственности все большее число чиновников.

В США, Германии, Великобритании, Франции и некоторых других государствах важную роль в борьбе с коррупцией отводится налоговой администрации. Например, законодательство США требует, чтобы должностные лица представляли декларацию о доходах и имуществе своей супруги (супруга) и иных находящихся на иждивении членов семьи.

В Финляндии ежегодно рассматриваются три-четыре дела по обвинению во взяточничестве и столько же — во взяткодательстве. Наибольший пик дел о взятках пришелся на первое послевоенное десятилетие и на 1980-е гг., когда страна вступила в полосу экономического кризиса. В 1945-1954 гг. были осуждены за получение взяток 549 лиц, в 1980-1989 гг. таких приговоров было вынесено 81, а в 1990-х гг. всего 38. Финляндия по праву считается одной из наименее коррумпированных стран.

В Финляндии фактически никогда не создавалось специального закона о коррупции или специальных органов для контроля за ней. Коррупция рассматривается как часть уголовной преступности и регулируется на всех уровнях законодательства, норм и других систем контроля. Так, коррупция всегда подпадала под действие Конституции, Уголовного кодекса, законодательства о гражданской службе, административных инструкций и других подзаконных актов. Особую роль играют этические нормы.

В Сингапуре в отличие от хорошо всем известного юридического принципа презумпции невиновности специально для госслужащих был введен противоположный юридический принцип – презумпция коррумпированности. Это означает, что в отличие от гражданина, заведомо ни в чем не виновного до тех пор, пока в суде не доказано обратное, госслужащий при малейшем подозрении заведомо виновен – до тех пор пока он не докажет свою невиновность.

Например, в Сингапуре, если становится известным, что должностное лицо нарушило закон и предоставило кому-то необоснованную персональную льготу или преимущественное право, доказывать, что это было продиктовано коррупционным мотивом, прокурору не нужно – это подразумевается как само собой разумеющееся. Обвиняемый же, если не хочет, чтобы его жизнь закончилась смертной казнью и позором для всей семьи на последующие поколения, должен суметь в суде сам доказать свою невиновность.

Читайте также: