Зарождение новых форм общественной жизни доклад

Обновлено: 02.07.2024

Понятие развития общества. Социальное развитие и социальные изменения. Виды социальных изменений. Диалектика. Эволюционное и революционное развитие.

Формы общественного развития

Основными формами общественного развития являются: эволюция, революции и реформы.

Развитие общества может происходить как эволюционным, так и ре­волюционным путем. Эволюция пред­полагает плавные изменения в обществе, кото­рые постепенно и естественным образом вырастают из существующих в нем исторических условий. В отличие от этого революция означает резкие и глубокие изменения во всей общественной жизни, в результате которых общество перехо­дит из одного качественного состояния в другое.

Революции могут концентрироваться в отдельных сферах (на­пример, промышленная, научно-техническая, культурная револю­ции), но при этом они изменяют и другие стороны жизни людей. Революционные преобразования, далее, могут быть долго- или кратковременными, могут касаться одного или нескольких об­ществ, или быть глобальными (как, скажем, современная HTP или одна из ее "ветвей" – "компьютерная революция"). Когда же они в корне меняют все общественное устройство в целом, имеет место социальная революция.

Социальные революции ломают общество "через колено", в корне переворачивая всю его жизнь. Обычно они сопровождают­ся грубым насилием и гибелью людей, массовыми бедствиями населения, беззаконием и беспорядками в обществе. Поэтому большинство социологов видят в них аномалию (от греч. anomalia – неправильность – отклонение от нормы, от общей закономерности; неправильность), нежелательное отклонение от естественного хода истории.

Однако есть и другие оценки. Так, позицию марксистов по этой проблеме можно свести к следующему. (1) Революции – это полезные ускорители общественного прогресса. Они представля­ют собой "праздник угнетенных и эксплуатируемых", "высший акт политики", "движущую силу" и "локомотивы истории". (2) Революции – явление мировое, и "русская революция, – утверждал большевистский вождь Владимир Ленин, – есть только одно звено в цепи революции международной". (3) Насилие – нормаль­ный инструмент революции, "прекрасная вещь", и пролетариат "должен применять меры насилия", пока существуют другие классы, особенно капиталисты. (4) Революционера не должны останавливать законы государства.


Эволюция, революция и реформа в развитии общества

В борьбе нужно руководство­ваться высшим принципом – "революционной целесообразнос­тью", и "если закон препятствует развитию революции, он отме­няется или исправляется". (5) Тяготы и гибель людей в револю­циях неизбежны, поэтому лидеры марксизма относятся к ним рассудительно и спокойно. ". Во время революции, – изящно и образно констатировал6 Карл Маркс, – не пахнет розовым маслом и. время от времени кто-нибудь даже оказывается забрызганным грязью. " С большей прямолинейностью высказался Владимир Ленин: ". Как бы не ошеломляли нас потоки крови и тысячи жертв, – ничто и никогда не сравнится с тем огромным воспитательным значением, которое имеет революционная борьба для классов и масс".

Эволюционное развитие общества часто сопровождают те или иные реформы. Реформа(от лат. reformo – преобразовываю) – это комплекс различных мероприятий по переустройству тех или иных сторон общественной жизни. К примеру, знаменитая Крестьянс­кая реформа 1861 г. в России отменила крепостное право и опре­делила новые условия хозяйствования для освобожденных от феодальной зависимости крестьян.

Практическое осуществление реформ происходит через при­нятие и обеспечение выполнения государственной властью соот­ветствующих законов, постановлений, указов и других решений и мер. Бывает, правда, что такие решения остаются лишь на бумаге, а сами реформы "не идут".

Так, к сожалению, случалось не раз в Советском Союзе в 1960-х – 1980-х гг. с "реформами" образовательной системы, хозяй­ственного механизма страны, отдельных отраслей производства и особенно многострадального агропромышленного комплекса (сельское хозяйство и сопряженные, с ним сферы экономики). Теоретические разработки этих реформ (замысел на бумаге) были весьма впечат­ляющи, и если бы они претворялись в жизнь, СССР наверняка суще­ствовал бы и по сей день. Более того, он еще заметнее укрепился бы в роли мирового лидера не только из-за своей военной и космичес­кой мощи (как это было), но и благодаря общеэкономическому, куль­турному процветанию и высокому благосостоянию своих граждан.

Обычно реформы связаны с прогрессивными нововведениями. К примеру, начавшаяся в России в конце 1990-х гг. реформа жилищ­но-коммунального хозяйства призвана (1) освободить государство от неэффективных расходов и неоправданного вмешательства в част­ный сектор жилья, (2) прекратить порочную практику финансовой поддержки богатых владельцев шикарных квартир и (3) перевести ремонтно-эксплуатационное обслуживание жилья на конкурентно-рыночную основу, повысив качество и снизив стоимость услуг.

Однако не исключен и регрессивный характер реформ. Так, принятие в 1994 г. "Закона о гражданстве" в Латвийской Респуб­лике разделило население этой страны на "граждан" и "неграж­дан", что вряд ли способствует согласию и прогрессу латвий­ского общества. "Неграждане", оказавшиеся апатридами (от греч. – лишенный отечества, родины – лица, оказавшиеся без гражданства, подчиняются законам страны проживания, но ограничены в правах) в стране, где они привыкли жить, ущемлены во многих правах. В мае 1997 г. без латвийского гражданства было примерно 700 тыс. живущего в Латвии русскоязычного населения (более 26% всех жителей страны). Правда, около одной пятой из них име­ют право на натурализацию (от лат. – природный, естественный, родной – предоставление государством своего гражданства иностранцу или другому лицу без гражданства данной страны), но, по мнению латвийских влас­тей, сами не спешат этим правом воспользоваться. Тем не ме­нее в стране, видимо, растет понимание несправедливости "Зако­на о гражданстве": в октябре 1998 г. большинство населения проголосовало за смягчение некоторых его требований при полу­чении латвийского гражданства.

Вопросы и задания

1. Назовите основные формы общественного развития, что они собой представляют?

2. Какая из форм общественного развития, на ваш взгляд, наиболее оптимальна для общества?

3. Характерной чертой эволюции как формы общественного развития является (-ются)

Б) революционный характер перемен;

Г) насильственные методы.

Преобразование какой-либо стороны общественной жизни, не уничто­жаю­щее основ существования социальной структуры, – это

Студента__________________

Мы живем уже в. ХХI веке - эпохе невиданных скоростей, сверхновых технологий, гуманитарного преобразования мира. Его называют также веком информационного общества. А это означает, что расширение кругозора, пополнение, знаний, овладение смежными и профессиями станут моделью поведения для будущих поколений: Мгновенное переключение с одной области знаний на другую, постоянная смена места работы и своевременное реагирование на изменение ситyaции на рынке труда, продолжающееся всю жизнь обучение, наконец, обязательное высшее образование - все это очерчивает контуры того мира, в котором нам вскоре придется жить.

Когда общество находится в кризисной точке своего развития, но обладает мощным интеллектуальным потенциалом, в нем происходит активная мыслительная работа по анализу причин и законов общественного развития. Каждая дисциплина со своей точки зрения, раскрывает свой очень, узкий фрагмент реальности. Психологи способны раскрыть внутренний мир индивида, экономисты дать рекомендации по оздоровлению производства, a политологи - описать происходящие во властных структурах противоречия. Но когда мы касаемся фундаментальных процессов и законов развития общества в целом; мы не способны всесторонне раскрыть проблему, не обращаясь к категориям социальной структуры, социальным институтам, изменениям классовой системы общества, уровню жизни, проблемам бедности и богатства и множеству других, которые относятся к компетенции социологии. Именно ей по плечу решать все вопросы в комплексе и дать общую картину мира

Рассматривать индивида как клеточку в социальной структуре общecтвa, функционально связанную c дpyгими, - это одно, а считать его формирующимся проектом, полным внутренних противоречий постоянно находящимся во внутреннем диалоге с самим собой, - это нечто иное.

2. РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА

2.1 Закон ускорения исторического времени

Элементами социальной структуры выступают социальные статусы и роли. Их количество; порядок расположения и характер зависимости друг от друга определяют содержание конкретной структуры конкретного общества. Совершенно очевидно, что есть большие различия между социальной структурой древнего и современного общества.

Сравнивая количество статусов в социальной cтpyктypе древнего и современного общества, можно видеть, какой гигантский прогpесс претерпело чeловечеcтво c тex пор.

В примитивном обществе мало статусов: вождь, шаман, мужчина, женщина, муж, жена, сын, дочь, охотник, собиратель, ребенок, взрослый, старик. B принципе, их можно пересчитать по пальцам. A в современном обществе одних только профессиональных статусов около 40 тысяч, семейно-брачно-родственных отношений бoлee 200 (деверь, сноха, кузина - вы можете продолжить перечень), многие сотни политических, религиозных, экономических. На нашей планете 3 тысячи языков, за каждым из них стоит этническая группа: нация, народ, народность, племя. И это тоже статусы. Они входят в демографическую систему наряду с половозрастными статусами.

Как и у индивида, у любого общества в любой исторический момент есть характерный только для него статусный портрет - совокупность всех статусов, существующих их в нем. Более четко его определение звучит так:

Статусный портрет общества - совокупность всех статусов, существующих в данное историческое время в данной стране.

У первобытного общecтвa их не бoлee двух десятков. Российское общество в 1913 г. имело в своей социальной структуре такие статусы, которые исчезли y нee пocле 1917 г., например полицейский, царь, дворянин.

Не только у индивида, но и y человеческого общecтвa статусный портрет изменяется во времени. Социальная структура общества набирает свои статусы по мере углубления общественного разделения труда, которое выступает также движущей силой социального и научно-технического прогресса.

Чем ближе к современности, тем резче возрастает количество статусов.

Доказательством служит открытый учеными закон ускорения исторического вpeмени. Ero суть заключается в следующем.

Сравнивая эволюцию обществ, различные стадии, которые проходит человеческая цивилизация в своем развитии, ученые выяснили ряд закономерностей. Одну из них; можно назвать тенденцией, или законом ускорения истории. Он гласит, что на каждую последующую стадию уходит меньше , времени, чем на предыдущую.

Так, капитализм короче феодализма, а тот, в свою очередь, короче рабовладения. Доиндустриальное общество протяженнее индустриального. Каждая последующая общественная формация короче предыдущей в 3-4 раза. Самым продолжительным был первобытный строй, просуществовавший несколько сот тысяч лет. Археологи, изучающие историю общества по раскопкам памятников материальной культуры, вывели ту же самую закономерность. Каждую фазу в эволюции человечества они называют исторической эпохой. Оказалось, что каменный век, состоящий из палеолита, мезолита и неолита, длиннее века металла, состоящего из бронзового и железного веков. Чем ближе к современности, тем, сильнее сжимается спираль исторического времени, общество развивается быстрее, динамичнее.

Таким образом, закон ускорения истории свидетельствует об уплотнении исторического времени.

2.2 Закон неравномерности

Закон ускорения исторического времени позволяет в новом свете взглянуть на привычные вещи, в частности на изменение социальной структуры общества, или его статусного портрета.

Динамика статусного портрета общества связана с динамикой социальной структуры и динамикой социального прогресса. Механизмом развития социальной структуры общества и одновременно механизмом его социального прогресса выступает разделение общественного труда. С появлением новых отраслей народного хозяйства растет количество статусов.

Возьмем две страны - Францию в Россию в XVIII веке. Они находятся примерно на одном уровне социального и экономического развития. Следовательно, в их социальной структуре приблизительно поровну статусных ячеек и обе они находятся в одном и том же реальном времени. Но если мы возьмем Монголию в том же XVIII веке, то убедимся, что количество статусных ячеек в ее социальной структуре, намного меньше. Действительно, в XVIП; как и в ХХ, веке Монголия представляла собой, по сравнению c Россией или Францией, гораздо более отcтaлое общество. Она только еще переходила в стадию развитого феодального общества. У нее и сегодня нет разветвленной сети отраслей народного хозяйства, a, стало быть, вместо 40 тысяч профессиональных статусов y нее, возможно, не наберется и одной тысячи.

Формально Монголия, Франция и Россия находятся в одной и той же исторической эпохе - в XVIII веке. Но реально, по уровню своего социального развития, монгольское общество находится еще в XII веке. У этой страны формальное и реальное время существенно расходятся. О любом другом отставшем в своем историческом развитии обществе можно сказать то же самое.

Таким образом, благодаря знанию o социальной структуре (совокупности пустых, не заполненных людьми статусов) можно определить реальное время, в котором находится данная страна, уровень ее социального развития. Иными словами, в свою ли эпоху она попала.

Подобная теоретическая модель позволяет социологу сделать гораздо больше, нежели определить уровень исторического отставания.

Таким образом, коллективный статусный портрет (социальная структура общества), как и индивидуальный статусный портрет (статусный набор) неповторимы. Они рассказывают буквально все о данном обществе, его культуре и экономике, уровне развития в данный исторический момент. Сравнивая коллективные портреты разных обществ в одну эпоху, скажем Франции и России XVII века, или одного общества в разные эпохи, например Московской и Киевской Руси, можно сделать множество интересных наблюдений.

Проведенный нами анализ очень тесно связан со вторым законом социальной динамики - законом неравномерного развития общества.

Второй закон, или тенденция истории, гласит, что народы и нации развиваются с неодинаковой скоростью. Вот почему в Америке или России coceдcтвyют индустриально развитые регионы и районы, где население сохранило доиндустриальный (традиционный) уклад жизни.

Когда, не пройдя все предыдущие этапы, они вовлекаются в современный поток жизни, в их развитии могут последовательно проявиться не только позитивные, но и негативные последствия. Ученые установили, что социальное время в разных точках пространства может протекать c неодинаковой скоростью. Для одних народов время протекает быстрее, для других медленнее.

Открытие Америки Колумбом и последующая колонизация материка высокоразвитыми европейскими странами привели к гибели не менее развитой цивилизации майя, распространению заболеваний и деградации кopeннoгo населения. В процессе модернизации во второй половине ХХ века вслед за Америкой и Западной Европой втянулись исламские страны. Вскоре многие из них достигли технических и экономических высот, однако местная интеллигенция забила тревогу: вестернизация приводит к утрате традиционных ценностей. Движение фундаментализма и призвано восстановить самобытные, существовавшие до экспансии капитализма, народные обычаи нравы.

3. ТИПОЛОГИЯ ОБЩЕСТВ

Все мыслимое и реальное многообразие обществ, существовавших прежде и существующих сейчас, социологи разделяют на определенные типы. Несколько типов общества, объединенных сходными признаками или критериями, составляют типологию.

В литературе приводятся самые разные типологии обществ. Они делятся на закрытые и открытые; дописьменные и письменные, первобытные, рабовладельческие, феодальные, капиталистические и социалистические, доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные, стабильные и нестабильные, переходные устойчивые, стагнирующие и динамично развивающиеся; дикие варварские и цивилизованные и т. д.

Первая типология в качестве главного признака выбирает письменность, и все общества делятся на дописьменные (т.е.: умеющие говорить, но не умеющие писать) и письменные (владеющие алфавитом фиксирующие звуки в материальных носителях: клинописьменных таблицах, берестяных грамотах, книгах и газетах или компьютерах). Хотя письменность возникла около 10 тыс. лет назад, до сих пор некоторые племена, затерянные где-нибудь в джунглях Амазонки или в Аравийской пустыне, незнакомы с ней. Не знающие письменности народы называют доцивилизованными.

Согласно второй типологии, общества также делятся на два класса - простые и сложные. Критерием выступают число уровней управления и степень социального расслоения. В простых обществах нет руководителей - и подчиненных, богатых и бедных. Таковы первобытные племена. В сложных обществах несколько уровней управления, несколько социальных слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов.

Итак, мы можем заключить: простые общества совпадают с дописьменными. У них нет письменности, сложного управления и социального расслоения. Сложные общества совпадают с письменными. Здесь появляются письменность, разветвленное управление и социальное неравенство.

В основании третьей типологии лежит способ добывания средств существования. Самый древний - охота и собирательство. Первобытное общество состояло из локальных родственных групп (триб). По времени оно было самым продолжительным: существовало сотни тысяч лет. Ранний период называют протообществом или периодом человеческого стада. Ему на смену пришли скотоводство (пастушество) и огородничество. Скотоводство основано на приручении (одомашнивании) диких животных. Скотоводы вели кочевой образ жизни, а охотники и собиратели бродячий. Из охоты постепенно выросло скотоводство, когда люди убедились, что приручать животных экономичнее, чем убивать. Из собирательства выросло огородничество, а из него земледелие. Таким образом, огородничество - переходная форма от добывания готовых продуктов (диких растений) к систематическому и интенсивному выращиванию окультуренных злаков. Небольшие огороды со временем уступили место обширным полям, примитивные деревянные мотыги - деревянному, а позже железному плугу.

Кривая роста производительности труда

Общество охотников и собирателей

Рис. Историческая закономерность: чем ниже производительность труда, тем меньше численность населения и тем дольше существует общество. Максимальные народонаселение и производительность труда - в индустриальном обществе, минимальные - в обществе охотников и собирателей

С земледелием связывают зарождение государства, городов, классов, письменности - необходимых признаков цивилизации. Они стали возможными благодаря переходу от кочевого к оседлому образу жизни. А при каком способе производства возникли первые признаки оседлого образа жизни? Земледельческую, или аграрную, цивилизацию 200 лет назад сменила машинная индустрия, (промышленность). Наступила эра индустриального общества. Дымящие заводские трубы, загазованные городские кварталы, гигантские угольные разрезы - отличительные признаки индустриального общества. По мнению многих специалистов, в 70-е годы ХХ века на смену, индустрнапьному приходит постиндустриальное общество. Правда, не везде, а лишь в самых развитых странах, скажем в США и Японии. В постиндустриальном обществе преобладает не промышленность, а информатика и сфера обслуживания. Безлюдные заводские цеха, роботизированные производства, гигантские супермаркеты, космические станции - признаки постиндустриального общества.

В. середине ХIХ века К. Маркс предложил свою типологию обществ. Основанием служат два критерия: способ производства и форма собственности. Общecтвa, различающиеся языком, культурой, обычаями, политическим строем, образом и уровнем жизни людей, но объединенные двумя ведущими признаками, составляют одну общественно-экономическую формацию. Передовая Америка и отсталая Бангладеш - соседи по формациям, если базируются на капиталистическом типе производства. Согласно К Марксу, человечество последовательно прошло чeтыpe формации: первобытную, рабовладельческую, феодальную и капиталистическую. Пятой объявлена коммунистическая, которая должна была наступить в будущем.

Общественно-экономическая формация, согласно марксистской концепции, представляет собой общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, исторически определенного типа общества. В основе каждой общественно-экономической формации лежит определенный способ производства, a производственные отношения образуют ее сущность; вместе с тем она охватывает соответствующую надстройку, тип семьи, быт и др. История общества выражается чepeз пpoцecc развития сменяющих друг круга в результате социальной революции первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической формации.

Однако идея постиндустриального общества была сформулирована еще в начале ХХ века А. Пенти и была введена в научный оборот после Второй мировой войны Д. Рисменом, но широкое, признание получила только в начале 70-х годов благодаря фундаментальным работам Р. Арона и Д. Белла. Сегодня известны теории постиндустриального капитализма, постиндустриального социализма, экологического и конвенционального постиндустриализма. Позже постиндустриальное общество назвали также постмодерным. Наряду с названными концепциями в 60-е и 70-е годы возникли представления, согласно которым современное общество можно обозначить как постбуржуазное, посткапиталистическое, пострыночное, посттрадиционное и постисторическое. Однако эти экзотические понятия не получили в литературе заметного распространения.

В доиндустрнальном обществе, которое еще называют традиционным, определяющим фактором развития выступало сельское хозяйство, с церковью и армией как главным институтами. В индустриальном обществе - промышленность, с корпорацией и фирмой во главе. В постиндустриальном - теоретическое знание, с университетом как местом его производства и сосредоточения.

Сделаем выводы: развитие человеческого общества последовательно проходит три стадии, соответствующие трем главным типам общества: доиндустриальную, индустриальную, постиндустриальную. Переход от первобытной фазы к доиндустриальному, или традиционному, обществу называется неолитической революцией, a от него к индустриальному - промышленной революцией.

После кончины Сталина к власти пришел Н. С. Хрущев. После жестокого правления жизнь народа круто переменилась. Некоторые поблажки стали своеобразным бальзамом на душу. Культура и духовная жизнь общества в период оттепели поднялась на несколько ступеней выше, страх быть сосланными постепенно стал уходить.

К власти пришел Н. С. Хрущев

Свобода слова и мышления

Многие историки, давая характеристику деятельности Хрущева, считают эти годы лучшими в истории России. С1953-го по 1964-й годы изменились многие стороны жизни советских людей. Это было удивительное время относительной свободы в стране. Начался плодотворный период, и происходил подъем не только благосостояния населения, но и улучшение в духовной сфере. К этому времени Советский Союз уже победил разруху, которую принесла Вторая мировая война. Преобразования в стране вышли на новый уровень.

Период оттепели

Политическая сторона вопроса

После смерти Сталина в советской стране началась борьба за власть. В течение непродолжительного времени страной руководил Георгий Маленков (1953−1955 годы). Какое-то время Сталин еще считался великим лидером. Но в 1955 году на пост первого секретаря ЦК КПСС был назначен Никита Сергеевич Хрущёв. Был введён термин десталинизация. Это нужно было для формирования личной власти Н. Хрущева. Итогом стало формирование системы взглядов, дававших гарантию элите на сохранение своих должностей. Многие политические деятели встали на сторону Хрущева.

Некоторые особенности и недостатки преобразований в политической жизни страны кратко описаны в таблице:

Термин десталинизация

Изменения в искусстве и культуре

В 1957 году в Москве состоялся 6 Всемирный фестиваль молодёжи и студентов. Международные конкурсы, фестивали и другие крупные события стали доступны для проведения в СССР.

В музыкальном конкурсе имени Чайковского (1958 год) победил американский пианист Ван Клиберн. Ведущие режиссеры мечтали, чтобы их пригласили на Московский международный кинофестиваль, который состоялся в 1959 году.

Оттепель в литературном поприще

В СССР роман считался запрещённым, в газетах публиковались критические статьи в адрес Пастернака, а его самого исключили из Союза писателей. Это привело к тому, что из-за подобной травли писатель отказался от Нобелевской премии и вынужден был признать: подобные произведения не допускается публиковать в заграничных изданиях. Результатом стала смерть писателя в 1960 году.

Однако были и позитивные факты для советской литературы. Появилось много новых имен:

  • Евгений Евтушенко;
  • Андрей Вознесенский;
  • Роберт Рождественский;
  • Булат Окуджава;
  • Белла Ахмадуллина.

Реформы в просвещении и науке

Основным изменения в образовании стала отмена трудовых резервов, которые были созданы во время Великой Отечественной войны. Такая мера была направлена на то, чтобы дети могли начинать свою трудовую деятельность сразу же после окончания школы и приносить пользу для страны. По указанию Хрущева открылись профессионально-технические училища. В них подрастающее поколение овладевало азами профессии.

Одной из приоритетных областей была наука. Начиная с послевоенного времени за 20 лет расходы на развитие научной деятельности увеличилось в 12 раз, что дало потрясающие результаты:

  • была разработана атомная и водородная бомбы под руководством Курчатова и Сахарова
  • в апреле 1957 года на орбиту был выведен первый искусственный спутник Земли
  • 1961 год знаменателен тем, что в космическое пространство впервые полетел русский человек, и звали его Юрий Алексеевич Гагарин.

Каким образом мы все появились на Земле? На протяжении многих веков люди задавали себе этот вопрос и пытались найти на него ответ. Это одна из самых сложных загадок для человеческого разума.

Одной из общепринятых версий возникновения жизни на Земле является теория Большого взрыва. Согласно ей, около 15 млрд лет назад Вселенная представляла собой небольшой горячий объект. Затем произошел Большой взрыв, и этот объект стал расширяться и существенно увеличиваться в размерах. Так произошло рождение Вселенной. Образовались галактики, звезды, в том числе и Солнце. Вокруг него начали вращаться 8 планет, одна из которых — наша Земля.

Большой взрыв, в результате которого появилась Вселенная

Формирование планеты Земля

Около 4,6 млрд лет назад Земля выглядела совсем по-другому. Вместо привычных зеленого, голубого и белого цветов наша планета была красно-оранжевой. Ее поверхность покрывал океан кипящей лавы. Вместо кислорода, которым мы дышим сегодня, воздух был насыщен смертельно ядовитыми газами.

Земля 4,6 млрд лет назад

На протяжении первых 500 млн лет своего существования Земля представляла собой огромный безжизненный шар огненной лавы. Затем в течение еще 300 млн лет планета была слишком горячей для появления воды. Потом она стала постепенно остывать. Повсюду начали идти дожди, причем настолько сильные, что образовались реки, озера, моря и океаны.

Но все водное и наземное пространство по-прежнему оставалось безжизненным: в воде не плавала рыба, по небу не летали птицы, не было ни людей, ни животных. Только песок и камень.

Появление жизни на Земле

По мнению биологов, жизнь на Земле образовалась в результате эволюции. Несмотря на видимую безжизненность древнего океана, он содержал химические соединения, которые были готовы преобразоваться в живые организмы. Ученые назвали эти строительные вещества первичным бульоном, т.е. возможным источником возникновения жизни на Земле. В состав этого бульона входили аминокислоты, белки, жиры, углеводы и другие основные компоненты клеток живого существа.

Когда на Земле зародилась жизнь?

Официальная "дата" зарождения жизни на Земле - 3,5 млрд. лет назад . Именно в это время возникли первые живые существа, населившие новую планету - сине-зеленые водоросли (простейшие цианобактерии). Они зародились совершенно уникальным образом в только что возникших океанах Земли и стали первыми "производителями" одного из главных элементов атмосферы нашей планеты - кислорода.

Цианобактерии

Несмотря на то, что время возникновения на Земле жизни научно доказано, тем не менее, некоторые геохимики, исследовав состав нашей планеты, утверждают, что жизнь на земном шаре возникла намного раньше - 4,4 млрд. лет назад, почти сразу же после рождения новой планеты.

Что возникло раньше: яйцо или курица?

Загадка кажется смешной, но в ней есть глубокий смысл. Подумай сам: если бы не было курицы, то не существовало бы и яиц, а с другой стороны, как появилась курица? Из яйца? Что все-таки было первым? Ответ на этот очень сложный вопрос касается не только курицы и яйца, но и всех форм жизни.

курица и яйцо

Чем питались первые клетки?

Первые клетки питались, скорее всего, первичным бульоном, тем, из которого они образовались. Большое количество белков, жиров и аминокислот позволяло клеткам жить и размножаться. Они стали родоначальниками клеток животных. На протяжении миллионов лет запасы продовольствия постепенно сокращались. В результате стали образовываться новые клетки — так называемые продуценты. Они смогли развить способность создавать для себя пищу из окружающего строительного материала, используя энергию Солнца или тепло Земли. Эти клетки положили начало всему растительному миру.

Клетка — это основной элемент живого существа. Она может питаться, двигаться и образовывать себе подобных. Первые клетки были достаточно примитивными, но они смогли взять необходимые элементы из первичного бульона и начать свою очень короткую жизнь.

Первичный бульон

Эволюционные изменения

Чтобы жизнь вокруг нас стала такой, какой мы ее видим сейчас, был пройден долгий и трудный путь превращения простейшей клетки в многоклеточный организм.

строение животной и растительной клетки

Кислород — основа жизни

Переломным моментом на этом пути стало использование клетками кислорода. Ты уже знаешь, что изначально в земной атмосфере кислород содержался в минимальных количествах или отсутствовал вообще, поэтому и первые клетки были устроены так, что не нуждались в нем.

Тем не менее клетки развивались и выделяли кислород в атмосферу. В течение довольно длительного времени атмосфера Земли из смеси смертельно ядовитых газов превратилась в среду, благоприятную для живых существ.

Следующий этап развития

Развитие многоклеточных организмов — следующий этап эволюционного развития. Жизнь больше не ограничивалась одноклеточными существами. Стали появляться новые организмы, состоящие из двух, десяти, тысячи и даже миллиардов клеток. Более того, клетки с разным строением стали специализироваться на выполнении разных работ. Например, одни исполняли роль глаз, другие — сердца, третьи — мозга, тем самым усложняя и совершенствуя устройство живого организма.

эволюция живых организмов

С изменением состава атмосферы изменилась и жизнь на Земле. Стали образовываться клетки, для жизнедеятельности которых понадобился кислород. А он благодаря своим свойствам открыл двери более сложным и продвинутым жизненным формам

Естественный отбор: выживают сильнейшие

Почему так происходит? Давай разбираться. Жизнь на Земле началась с простейших клеток, которые впоследствии развились в растения, животных и все остальные организмы. Но кто решил, как будет выглядеть каждый из них?

Почему у животных есть глаза, уши, нос и другие органы? Почему существует так много видов живых существ?

Каким образом определяется внешний вид животных?

Ты сам можешь дать ответ на этот вопрос. Посмотри на себя в зеркало. На кого ты похож? На своих родителей, бабушек и дедушек.

То же происходит и с животными. У львов рождаются львята, у сов — совята и т.д. И если у львов длинный хвост, то такой же будет у львенка, когда он вырастет. Маленький совенок очень похож на своих взрослых родителей, и вряд ли ты его перепутаешь с птенцом павлина или цыпленком. Детеныши перенимают все внешние признаки своих родителей.

древние животные

На протяжении миллионов лет образовывались многочисленные виды растений и животных. Одни из них были маленькие, другие — большие, одни жили на суше, другие — в воде. И всем этим процессом руководил естественный отбор

Эволюция в действии — совершенствование поколений

Представь, миллионы лет назад на Земле жили птицеподобные животные, которые не могли летать. Со временем у некоторых из них развилась способность высоко прыгать и, возможно, даже пролетать небольшие дистанции. Совершенно очевидно, что это умение давало им неоспоримые преимущества перед другими видами живых существ. Прыгучие животные могли беспрепятственно скрываться от погони, быстрее перемещались и находили пищу. Поэтому выжили именно эти особи, а их детеныши унаследовали способность высоко прыгать и пролетать небольшие расстояния. И так происходило с каждым поколением, причем потомки еще выше прыгали и еще дольше могли находиться в воздухе. А выживали самые сильные и здоровые, и у них появлялись детеныши, обладавшие выдающимися качествами своих родителей.

В конце концов спустя миллионы лет птицы стали непревзойденными асами полета.

Читайте также: