Зарождение исторической науки и первые музеи в 18 веке в россии доклад кратко

Обновлено: 18.05.2024

Со временем владельцы кабинетов стали показывать свои коллекции публике. Собственные небольшие музеи содержали эрцгерцог Австрии Фердинанд II, датский король Фредерик III, английский ученый Джон Традескант. Чтобы побывать в таком музее, нужно было либо получить письменное разрешение от владельца, либо купить билет.

Старинные вещи собирали и в России. Коллекционерами становились представители знати, духовенства и купечества. Древности еще в XIV веке искал и покупал московский князь Симеон Гордый. Уже в XVI веке в Оружейной палате и Арсенале в Москве хранилось большое собрание предметов искусства и антиквариата. Однако посещать такие коллекции было запрещено.

А уже в 1714 году для посетителей открыли Кунсткамеру. В музее создали три отдела. В Мюнц-кабинете показывали монеты и медали, в библиотеке хранили старинные книги и рукописи, а в Натур-кабинете собирали гербарии, чучела животных, образцы древесины. В 1716 году специально для Кунсткамеры Петр I выкупил коллекцию нидерландского аптекаря Альберта Себа. В нее входили минералы, раковины, растения.

Изначально музей разместили в Летнем дворце Петра I в Петербурге. Вскоре для коллекции построили отдельное здание — Палаты Санкт-Петербургской Императорской академии наук, Библиотеки и Кунсткамеры. Там же музей располагается и сейчас.

По указу Петра I посещать Кунсткамеру можно было бесплатно. В музее гостям предлагали кофе, вино и закуски. Посетителей сопровождали специальные гиды, которых называли суббиблиотекарями. Иногда экскурсии по музею проводил и сам Петр I.

Вскоре в России стали появляться и другие музеи. В Петергофе, во дворце Монплезир, Петр I открыл первую картинную галерею. Эту коллекцию живописи позже пополнила Екатерина II. В 1764 году она основала Эрмитаж — собрание картин императорской семьи. В конце XVIII века музеи открывались и при учебных заведениях. Например, в Московском университете организовали Кабинет натуральной истории и Минеральный кабинет, где хранили редкие камни, кораллы и растения. Картинная галерея появилась при Академии художеств. Ее создал меценат Иван Шувалов, который пожертвовал учреждению свое собрание работ европейских художников.

Всего к 1917 году в России существовало около 500 частных и государственных музеев. В советское время их количество увеличилось. Появились музеи нового типа — историко-революционные и бытовые. А краеведческие собрания открывались даже в отдаленных регионах и маленьких городах.

Со временем владельцы кабинетов стали показывать свои коллекции публике. Собственные небольшие музеи содержали эрцгерцог Австрии Фердинанд II, датский король Фредерик III, английский ученый Джон Традескант. Чтобы побывать в таком музее, нужно было либо получить письменное разрешение от владельца, либо купить билет.

Старинные вещи собирали и в России. Коллекционерами становились представители знати, духовенства и купечества. Древности еще в XIV веке искал и покупал московский князь Симеон Гордый. Уже в XVI веке в Оружейной палате и Арсенале в Москве хранилось большое собрание предметов искусства и антиквариата. Однако посещать такие коллекции было запрещено.

А уже в 1714 году для посетителей открыли Кунсткамеру. В музее создали три отдела. В Мюнц-кабинете показывали монеты и медали, в библиотеке хранили старинные книги и рукописи, а в Натур-кабинете собирали гербарии, чучела животных, образцы древесины. В 1716 году специально для Кунсткамеры Петр I выкупил коллекцию нидерландского аптекаря Альберта Себа. В нее входили минералы, раковины, растения.

Изначально музей разместили в Летнем дворце Петра I в Петербурге. Вскоре для коллекции построили отдельное здание — Палаты Санкт-Петербургской Императорской академии наук, Библиотеки и Кунсткамеры. Там же музей располагается и сейчас.

По указу Петра I посещать Кунсткамеру можно было бесплатно. В музее гостям предлагали кофе, вино и закуски. Посетителей сопровождали специальные гиды, которых называли суббиблиотекарями. Иногда экскурсии по музею проводил и сам Петр I.

Вскоре в России стали появляться и другие музеи. В Петергофе, во дворце Монплезир, Петр I открыл первую картинную галерею. Эту коллекцию живописи позже пополнила Екатерина II. В 1764 году она основала Эрмитаж — собрание картин императорской семьи. В конце XVIII века музеи открывались и при учебных заведениях. Например, в Московском университете организовали Кабинет натуральной истории и Минеральный кабинет, где хранили редкие камни, кораллы и растения. Картинная галерея появилась при Академии художеств. Ее создал меценат Иван Шувалов, который пожертвовал учреждению свое собрание работ европейских художников.

Всего к 1917 году в России существовало около 500 частных и государственных музеев. В советское время их количество увеличилось. Появились музеи нового типа — историко-революционные и бытовые. А краеведческие собрания открывались даже в отдаленных регионах и маленьких городах.

История как наука зародилась в России в начале XVIII в., что связано с деятельностью Петра I. К концу правления Петра I в Санкт-Петербурге была организована Академия наук, в рамках которой с 1725 г. началось систематическое изучение русской истории. В начале академического периода исследования проводили В.Н. Татищев и Г.З. Байер.

Г.З. Байер приехал в Россию в 1725 г. и стал основателем т.н. норманнской теории в российской историографии, согласно которой государство на Руси появилось с приходом князей-варягов (другое название варягов– норманны). Его взгляды разделили Г.Ф. Миллер и А.Л. Шлецер.

К началу XIX в., благодаря просветительской деятельности Екатерины II, сбору древних книг, публикации летописей и документов, исторические исследования приобрели систематический характер. Однако русская история еще не была популярна, оставалась уделом узкого круга ученых и энтузиастов-любителей.

Занятия историей стали пользоваться большой популярностью. Книги и журнальные публикации о русской истории оказались ареной политической борьбы. Свои взгляды с переменным успехом пытались подтвердить ссылками на русскую историю сначала славянофилы и западники, затем либералы и консерваторы.

Дискуссия между славянофилами и западниками, имевшая место в 30-е – 40-е гг. XIX в., положительно сказалась на развитии отечественной исторической науки. Благодаря славянофилам – братьям К.С. и И.С. Аксаковым, И.В. и П.В. Киреевским, в стране стала усиленными темпами развиваться русская этнография, появились записи русских былин, сказок, описания обычаев и т.д. Славянофилы рассматривали русскую историю как исключительно самобытную, превозносили старые русские порядки. Они пытались использовать сведения о вече (народном собрании IX-XIII вв.) и Земских соборах (выборный орган власти XVI-XVII вв.) для агитации перехода к ограниченной монархии.

Западники отказались от идеализации русской патриархальной старины и развивали исторические исследования в контексте современных им европейских концепций. Они также поддерживали идею отказа от самодержавия, но основой будущей государственности полагали развитие правовой системы и в первую очередь закрепление законом неотъемлемых прав человека, то есть отмены крепостного права и принятия конституции.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Зарождение исторической науки и развитие отечественной историографии в XVIII-XIX вв

Зарождение исторической науки и развитие отечественной историографии в XVIII-XIX вв

Зарождение исторической науки и развитие отечественной историографии в XVIII-XIX вв

первый в россии музей

Основание Кунсткамеры

Вернувшись в Россию, Петр I не забыл о своей идее организовать кабинет редкостей. Первоначально экспонаты, вывезенные из стран, где он побывал, а также книги располагались в так называемом Государевом Кабинете. При переносе столицы из Москвы в строящийся Петербург одним из первых распоряжений Петра I было перевезти собранные царем редкости и библиотеки. Разместили их в первой царской резиденции – Летнем дворце. Первый музей в России назывался на европейский манер - Кунсткамерой (кабинет редкостей). Произошло это событие в 1714 году. Это официально признанная дата основания первого музея в истории России.

Перемещение собрания диковинок

Количество собранных предметов оказалось настолько большим, что их нельзя было упорядочить и организовать должный уход. Поэтому под Кунсткамеру и библиотеку было решено приспособить конфискованные обширные палаты опального вельможи Кикина. После переноса коллекций в 1718 году в Кикины палаты они по распоряжению Петра I стали открыты для всеобщего обозрения, причем бесплатно. Придавая делу собирательства старых и необыкновенных вещей государственное значение, царь в первую очередь преследовал просветительские цели.

первый музей в россии

Первые экспозиции в Кунсткамере

Первоначально в двухэтажном здании было организовано три отдела:

  1. Натуральные редкости.
  2. Нумизматический (монетный) кабинет.
  3. Библиотека с большим собранием древних рукописей.

Кроме того, там были представлены живые экспонаты. К примеру, отличающийся уродством коротышка Фома (126 см) имел на руках и ногах всего по два пальца, напоминающих клешни рака.

Формирование собраний

какой музей был первым в россии

Строительство нового задания

Как и все начинания, проводимые царем с государственным размахом, учрежденный самый первый музей в России стал очень быстро разрастаться. Чтобы поместить коллекции, которым стало тесно в Кикиных палатах, потребовалось новое здание. Возвести его планировалось на Стрелке Васильевского острова, где должен был располагаться центр будущей столицы. По царскому замыслу рядом с Академией, библиотекой должен был расположиться государственный музей. Выбор места строительства был указан самой природой. По преданию, Петр I, гуляя по Васильевскому острову, увидел необычное дерево, в котором вросшая в ствол ветка образовала дужку амбарного замка. Изумившись дереву-монстру, он приказал срубить его, а на этом месте построить здание Кунсткамеры, в котором этот кусок дерева стал экспонатом.

Описание здания

Постройка первого публичного музея в России началась в 1718 году и продолжалась до 1734 г. В разные периоды строительством руководили Маттарнови, Гербель, а завершил работы Михаил Земцов. Строительство Кунсткамеры контролировал лично царь, но, к сожалению, из-за своей смерти (1725 г.) так и не смог увидеть свое детище в готовом виде. Два трехэтажных корпуса соединены многоярусной башней, украшенной сложным куполом. Для строительства использовался кирпич, выписанный из-за рубежа. В великолепном здании, возведенном в стиле барокко, музейные экспозиции занимали восточное крыло, а в западном размещались учреждения Академии Наук. Центральную часть здания занимает Анатомический театр. В башне обустроили обсерваторию, и там хранится Готторпский глобус.

первый музей в россии назывался

Экспозиции в новом здании

Здание длиной 100 метров и шириной 15 м стало первым в городе монументальным шедевром. Стремительное поступление экспонатов в новое здание продолжалось, они быстро переполнили помещение. Систематизацией ранее беспорядочно размещенных редкостей занялись первые академики учрежденной Академии науки. Увеличенный штат музейных сотрудников провел большую работу по разделению экспонатов на группы, размещенные в отдельных помещениях. В императорском кабинете, который занимал две комнаты, содержали личные вещи императора, там же находилась восковая фигура Петра I, выполненная отцом знаменитого зодчего Растрелли, Бартоломео Растрелли. Кроме мюнц-кабинета и библиотеки, были учреждены кунст-кабинет, императорский и физический кабинеты, натур-лаборатории. Созданная уникальная коллекция по естественной истории и этнографии, по мнению многих иностранцев, посетивших Кунсткамеру в тридцатых годах XVIII века, не имела себе равных в Европе.

Пожар 1747 года

Возникший из-за неисправностей печей и дымоходов грандиозный пожар уничтожил значительную часть этнографических коллекций и библиотечного фонда. В пожаре сгорел также такой уникальный экспонат, как Готторпский глобус, располагающийся в башне. Списки уничтоженных в огне этнографических коллекций Академией наук были разосланы в российские губернии. В сопровождающих письмах содержалась просьба о восстановлении по возможности погибших в огне экспонатов. По распоряжению императрицы Елизаветы на восстановление помещений и утраченных коллекций были выделены значительные средства. То, что удалось спасти, было временно размещено в доме Демидова. Для посещений Кунсткамера была вновь открыта спустя почти двадцать лет после пожара - в 1766 году. Однако длительное время оставался неотреставрированным купол башни, который был восстановлен гораздо позже.

первый музей в россии кунсткамера

Развитие музея в XVIII веке

Восемнадцатый век вошел в историю России как время великих экспедиций. Ученые во время Первой и Второй Камчатских экспедиций (1733-1743 гг.), Физических экспедиций (с 1768 г. по 1774 г.) собрали огромное количество этнографических, археологических материалов, образцов в области ботаники, зоологии, географии. Обработкой и систематизацией материалов занимались музейные работники Кунсткамеры. После приобретения Россией Алеутских островов и Аляски промысловикам были направлены правительственные указы, требующие сбора сведений о природных богатствах. Промысловиков обязывали делать описания обычаев коренных народов. Ценными материалами обогатился первый русский музей во время морских научных экспедиций, геологических изысканий, организованных Российско-Американской компанией.

первый музей в истории россии

Академическая библиотека

Еще в Кикиных палатах книжное собрание насчитывало тысячи томов, написанных на древнеславянском языке, а также произведения латинских, греческих, немецких и французских авторов. Начало библиотечному собранию положил сам император, который был страстным собирателем книг. Его личная библиотека насчитывала две тысячи томов, что было в те времена большой редкостью. Обычно большие собрания книг были при церквях и монастырях, а в частных собраниях их количество не превышало сотни экземпляров. В личной библиотеке императора были книги, доставшиеся ему по наследству, подаренные иностранными и российскими авторами, привезенные из-за границы по морскому, военному делу, кораблестроению и другим направлениям.

Из Москвы в Петербург были перевезены книги по медицине, анатомии, фармакологии, а также труды по химии, ботанике, минералогии, географии, архитектуре, хранящиеся в Аптечном приказе. Источником пополнения библиотеки Кунсткамеры стал указ Петра I о доставке рукописных и печатных книг, древних жалованных грамот из монастырей. Книги умерших или казненных людей, попавших в немилость вельмож при конфискации имущества, также направлялись в музейную библиотеку. К 1725 году собрание книг составляло 11 тысяч томов.

кто открыл первый музей в россии

Дальнейшее развитие музея

По мере накопления материалов и развития науки от Кунсткамеры отпочковались химлаборатория, ботанический сад, обсерватория. Все, что было связано с художественными ремеслами и искусством, было выделено в созданную в 1764 году Академию художеств. Большие перемены в Кунсткамере принес XIX век, когда на базе научных коллекций был создан ряд музеев: Минералогический, Зоологический, Ботанический, Этнографический, Анатомический Кабинет. Выделенный в 1836 году Этнографический музей, который впоследствии стал называться Музеем астрономии и этнографии, унаследовал старинное здание Кунсткамеры. Сейчас он носит имя своего основателя – Петра Великого.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В Западной Европе начиная с эпохи Возрождения и почти до конца XIX века большой популярностью в высшем обществе пользовались произведения часового искусства с необычными механическими устройствами. В эпоху Просвещения механизмы применялись в часах и прочих диковинных предметах, чтобы доказать победу разума над предрассудками.

В России музыкальные часы украшали интерьеры императорских дворцов, особняков знатных людей. Они вызывали восхищение совершенством исполнения мельчайших деталей и красотой технической композиции.


Вопросы занятия: создание Академии наук; зарождение исторической науки и первые музеи; развитие естественных наук и техники.

Она была открыта в Петербурге в 1725 году. При Академии наук были организованы обсерватория, физическая и химическая лаборатории, ботанический сад, музей, библиотека, типография.

Первоначальный преподавательский состав Академии был представлен иностранцами. Среди них основатель гидродинамики Даниил Бернулли, математики Якоб Герман, Христиан Гольдбах, физик Георг Бюльфингер, астроном и географ Жозеф Делиль.


Первым Президентом Академии наук был назначен лейб-медик Петра I Лаврентий Блюментрост. Он был единственным уроженцем России в первом составе академиков.

С 1783 по 1794 год Академию наук возглавляла Екатерина Романовна Воронцова-Дашкова. Она была первой в мире женщиной, занимавшая такую ответственную должность.

Екатерина Романовна умело управляла Академией. Ею были организованы публичные лекции, которые посещало много слушателей. Во время руководства Дашковой было увеличено как количество студентов-стипендиатов Академии, так и воспитанников академии художеств. Несколько молодых людей отправлены были для завершения образования в немецкие университеты.

По инициативе Екатерины Романовны и под её председательством в 1783 году была учреждена Императорская Российская академия. Её главной задачей должно было стать исследование русского языка.

В середине XVIII века на службу в Академию наук поступил Михаил Васильевич Ломоносов. С его именем связан целый пласт открытий в химии, физике, геологии, географии, астрономии. Михаил Васильевич внёс большой вклад в развитие русской литературы и языка. Отстаивал права низшего русского сословия на образование.

В 1748 году при Академии наук им была организована первая химическая лаборатория. Под влиянием Михаила Васильевича и при поддержке Ивана Шувалова в 1755 году был основан университет в Москве.


Вместе с Ломоносовым историческую науку развивали Василий Татищев и Михаил Щербатов.


В XVIII веке в России открывались и первые музеи. Так ещё Петром I в 1719 году была открыта Кунсткамера. Она стала первым естественно-научный и историческим музеем в Российском государстве.

Первыми экспонатами для неё послужили целые коллекции и отдельные вещи, купленные Петром I в Европе во время Великого посольства.

В настоящее время здание Кунсткамеры является символом Российской Академии наук, в котором располагается Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого.

Начало другому известнейшему российскому музею положила Екатерина II в 1764 году. Эрмитаж создавался на основе частных коллекций и в 1852 году был открыт для публики.


Эрмитаж – это крупнейший в России и один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев.

Сегодня в его богатейших коллекциях содержатся памятники первобытной, древневосточной, древнеегипетской, античной и средневековой культур, искусства Западной и Восточной Европы, археологические и художественные памятники Азии, памятники русской культуры VIII–XIX вв.

В XVIII веке к России были присоединены огромные территории, развивалась промышленность и торговля. Эти факторы дали мощный толчок развитию естественных наук.

Академией наук были организованы научные экспедиции для изучения и освоения новых земель. В это время продолжалось изучение Поволжья и Урала, началось активное исследование Дальнего Востока.

В 1768—1774 годах были организованы экспедиции Петера Палласа, Самуила Гамелина, Ивана Лепёхина для изучения природы, хозяйства и культуры Поволжья, Урала, Сибири, Прикаспия и Кавказа. В результате этих экспедиций коллекции Кунсткамеры были пополнены ботаническими, зоологическими, минералогическими материалами. А профессор Петер Паллас передал в музей костюмы народов Поволжья и коллекцию литой позолоченной монгольской и калмыцкой буддийской скульптуры


Большой вклад в изучение природного электричества внесли Георг Вильгельм Рихман и Михаил Ломоносов.

Рихман проводил опыты по теплообмену и испарению жидкостей в различных условиях; предложил первую работающую модель электроскопа со шкалой. Однако он погиб при проведении опытов с атмосферным электричеством.

Развитие промышленности, военного дела и транспорта требовало усовершенствования существующих механизмов и появления новых технических устройств. Поэтому в XVIII веке появилось множество различных изобретений.

Так, русский учёный и механик Андрей Нартов в 1729 году разработал конструкцию первого в мире токарно-винторезного станка с суппортом, а в 1741 г. скорострельную батарею из 44 мортир.

Памятником русского литейного искусства стал самый большой в мире колокол – Царь-колокол, который в настоящее время находится на постаменте в Московском Кремле.


Его отлили отец и сын Моторины по приказу императрицы Анны Иоанновны в память потомкам о её царствовании. Высота колокола составляет 6,24 метра, диаметр — 6,6 метров, масса — около 200 тонн.

В 1763 году теплотехник Иван Ползунов собрал паровой двигатель. Он же изобрёл первую паровую машину для приведения в действие воздуходувных мехов на Барнаульских заводах. Русский горный инженер, механик и гидротехник Козьма Фролов создал установку в виде системы водяных колёс. С её помощью откачивали воду и подавали руду из шахт.

Нарицательным символом смекалки и изобретательности стало имя уроженца Нижнего Новгорода Ивана Кулибина. Екатерина II была так сильно поражена изготовленными мастером часами, что предложила Кулибину возглавить механические мастерские Академии Наук. Так началась петербургская карьера изобретателя.

Часы, преподнесённые Кулибиным императрице, были размером с гусиное яйцо и состояли из 427 деталей. В них работал механизм часового боя, музыкальный аппарат воспроизводил несколько мелодий, а внутри них был крошечный театр-автомат.

В копилке изобретений мастера модель моста через Неву длиной в 298 м, прототип прожектора, семафорный телеграф и многие другие вещи, значительно опередившие своё время. Также он усовершенствовал шлифовку стёкол для оптических приборов и, благодаря этому, изобрёл уникальный микроскоп.

Подведём итоги. В XVIII веке произошло становление российской науки и техники. Появились первые профессиональные российские учёные, научные сочинения, крупные научные учреждения и музеи. Продолжилось изучение присоединённых земель, совершались новые географические открытия. Российские монархи XVIII века покровительствовали видным учёным и содействовали развитию естественных и гуманитарных наук.

Читайте также: