Закрепление практики судейства доклад

Обновлено: 05.07.2024


В данном разделе программы представлено содержание инструк­торской и судейской практики для учащихся тренировочных групп и спортивного совершенствования.
Одной из задач детско-юношеских спортивных школ является под­готовка учащихся в роли помощников тренера, инструкторов и участие в организации и проведении массовых спортивных соревнований в каче­стве судей.
Решение этих задач целесообразно начинать на тренировоч­ном этапе и продолжать инструкторско-судейскую практику на всех пос­ледующих этапах подготовки.
Занятия следует проводить в форме бесед, семинаров, самостоя­тельного изучения литературы, практических занятий. Учащиеся тренировочного этапа (табл. 48) должны овладеть принятой в виде спорта терминологией и командным языком для построения, отдачи ра­порта, проведения строевых и порядковых упражнений; овладеть основ­ными методами построения тренировочного занятия; овладеть способа­ми разминки, основной и заключительной частью. Занимающиеся долж­ны научиться вместе с тренером проводить разминку. Овладение обязанностями дежурного по группе (подготовка мест занятий, получе­ние необходимого инвентаря и оборудования и сдача его после оконча­ния занятия). Во время проведения занятий необходимо развивать способ­ность учащихся наблюдать за выполнением упражнений, технических приемов другими учениками, находить ошибки и уметь их исправлять. Во время обучения на учебно-тренировочном этапе необходимо научить занимающихся самостоятельному ведению дневника: вести учет трени­ровочных и соревновательных нагрузок, регистрировать результаты те­стирования, анализировать выступления на соревнованиях.
Судейские навыки приобретаются путем изучения правил соревно­ваний, привлечения учащихся к непосредственному выполнению судей­ских обязанностей в своей и других группах, ведения протоколов сорев­нований.

Содержание инструкторской и судейской практики для спортсменов на тренировочном этапе.

Год обучения Вид практики Содержание практики Кол-во часов
1 Инструк­торская Обучающиеся овладевают принятой в самбо терминологией и командным языком для построения, отдачи рапорта, проведе­ния строевых и порядковых упражнений; основными метода­ми построения тренировочного занятия; разминкой, основной и заключительной частями. 4
Судей­ская Изучение основных положений правил по самбо. Судейство клубных соревнований в роли секундометриста, бокового судьи. 2
2 Инструктор­ская Овладение обязанностями дежурного по группе (подготовка мест занятий, получение необходимого инвентаря и оборудо­вания и сдача его после окончания занятия). Во время прове­дения занятий необходимо развивать способность учащихся наблюдать за выполнением упражнений, технических приемов другими учениками, находить ошибки и уметь их исправлять. 4
Судей­ская Судейство соревнований в роли бокового судьи, арбитра. Контроль формы спортсменов перед поединком. 2
3 Инструк­торская Обучающиеся обучаются вместе с тренером проводить раз­минку, заключительную часть тренировочного занятия. 6
Судей­ская Участие в судействе соревнований в качестве бокового судьи, арбитра. Проведение процедуры взвешивания участников соревнований. 8
4 Инструк­торская Обучение обучающихся самостоятельному ведению дневни­ка: учет тренировочных и соревновательных нагрузок, реги­страция спортивных результатов тестирования, анализ высту­пления в соревнованиях. 7
Судей­ская Участие в судействе соревнований в роли помощника секрета­ря. Ведение протоколов соревнований. Выполнение функции руководителя ковра на соревнованиях среди младших юношей. 7

обучающиеся этапа совершенствования спортивного мастерства должны уметь подбирать основные упражнения для разминки и самостоятельно проводить ее по заданию тренера, правильно демонстрировать техничес­кие приемы, замечать и исправлять ошибки при выполнении упражне­ний другими учащимися, помогать учащимся младших возрастных групп в разучивании отдельных упражнений и приемов. Учащиеся долж­ны принимать участие в судействе в детско-юношеских спортивных и общеобразовательных школах в роли главного судьи, заместителя глав­ного судьи, секретаря; в городских соревнованиях в роли судьи, секре­таря.
Для учащихся этапа совершенствования спортивного мастерства итоговым ре­зультатом является выполнение требований на присвоение звания инст­руктора по спорту и судьи по спорту.




Содержание инструкторской и судейской практики обучающихся в группах совершенствования спортивного мастерства

Год обучения Вид практики Содержание практики Кол-во часов
1 Инструк­торская Обучающиеся подбирают основные упражнения для разминки и самостоятельно проводят ее по заданию тренера, демонстри­руют технические действия, выявляют и исправляют ошибки при выполнении упражнений другими учащимися, помогают учащимся младших возрастных групп в разучивании отдель­ных упражнений и приемов. 12
Судей­ская Участие в судействе соревнований в роли секретаря. Ведение протоколов соревнований. Выполнение функции руководите­ля ковра на соревнованиях среди младших юношей. 12
2 Инструк­торская Обучающиеся самостоятельно разрабатывают конспект занятий и комплексы тренировочных заданий для различных частей урока: разминки, основной и заключительной частей; прово­дят учебно-тренировочные занятия в группах начальной под­готовки. 16
Судей­ская Принимают участие в судействе в детско-юношеских спор­тивных и образовательных учреждениях в роли судей, замес­тителя главного судьи, главного секретаря; в городских со­ревнованиях - в роли судьи, заместителя главного секретаря. 18
Вид практики Содержание практики Кол-во часов
Инструк­торская Обучающиеся самостоятельно разрабатывают конспект занятий и комплексы тренировочных заданий для урока; знакомятся с документами планирования и учета учебной работы в ДЮСШ. Проводят учебно-тренировочные занятия в учебно-тренировочных группах. 16
Судей­ская Участие в судействе соревнований в роли главного секретаря. Проведение жеребьевки участников. Выполнение функции главного судьи на соревнованиях младших юношей. 18


целенаправленный рост спортивного мастер­ства самбиста и лежащие в основе его тренировочной деятель­ности, на каждом качественно новом этапе подготовки требуют разумно­го и оптимального сочетания.


ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ДОПИНГАХ

Допинг –запрещенные фармакологические препараты и процедуры, используемые с целью стимуляции физической и психической работоспособности и достижения, благодаря этому, высокого спортивного результата. Прием допинга сопряжен с возможностью нанесения морального ущерба спорту и спортсмену, вреда здоровью спортсмена, морального и генетического ущерба обществу.

С точки зрения достигаемого эффекта допинг, по мнению Медицинской комиссии Международного олимпийского комитета (МОК), можно разделить на запрещенные вещества и методы в соревновательный и вне соревновательный периоды.

· вещества с антиэстрогенным действием;

· улучшающие кислородтранспортные функции;

· фармакологические, химические и физические манипуляции;

Деятельность по борьбе с допингом в мировом спорте осуществляет Всемирное антидопинговое агентство (ВАДА), руководствуясь Всемирным антидопинговым кодексом, одобренным в марте 2003г. на конференции в г. Копенгагене (Дания) большинством стран и международных спортивных федераций. Если будет установлено, что спортсмен использовал запрещенные вещества и методы в соревновательный и внесоревновательный периоды, то в соответствии с Всемирным антидопинговым кодексом для спортсмена, тренера и врача, принимавших участие в подготовке спортсмена, предусмотрено:

· первое нарушение: минимум – предупреждение, максимум – 1 год дисквалификации;

· второе нарушение: 2 года дисквалификации;

· третье нарушение: пожизненная дисквалификация.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная

1. Борьба самбо: Справочник / Автор-составитель Е. М. Чумаков -М.:

Физкультура и спорт, 1985.

2. Индивидуальное планирование тренировки борца-самбиста: Методические рекомендации / Подготовлены С.Ф. Ионовым и Е.М. Чу­маковым. - М.: Комитет по ФК и С при СМ СССР, 1986.

3. Ионов С. Ф., Ципурский И. Л. Организация и судейство соревно­ваний по борьбе самбо. - М.: Физкультура и спорт, 1983.

4. Международные правила по борьбе самбо. Калининград: Янтар­ный сказ, 1999.
5. Новиков Н.А., Старшинов В. И. Информационное обеспечение диалоговой автоматизированной обучающей системы для борьбы самбо: Учеб. пособие. -М.: МИФИ, 1985.

6. Рудман Д. Л. Самбо. Техника борьбы лежа. Нападение. -М.: ФиС, 1982.
7. Рудман Д. Л. Самбо. Техника борьбы лежа. Защита. -М.: ФиС, 1983.
8. Харлампиев А. А. Система самбо. Боевое искусство. - М.: Совет­ский спорт, 1995.

9. Чумаков Е. М. Сто уроков САМБО / Под редакцией С. Е. Табако­ва. - Изд. 5-е, испр. и доп. - М.: Физкультура и спорт, 2002.
10. Чумаков Е.М. Тактика борца-самбиста.-М.: Физкультура и спорт, 1976.
11. Чумаков Е.М. Физическая подготовка борца.-М.: РГАФК, 1996.

Вспомогательная

1.Иванщкий М. Ф. Анатомия человека (с основами динамической и спортивной морфологии): Учебник для институтов физической культуры. - Изд. 6-е / Под ред. Б. А. Никитюка, А. А. Гладышевой, Ф.В. Суд-зиловского.- М.: Терра-Спорт, 2003.
2. Кулиненков О. С. Фармакология спорта: Клинико-фармакологи-ческий справочник спорта высших достижений. - 3-е изд., перераб. и доп.-М.: Советский спорт, 2001.
3. Лукашов М.Н. 10 тысяч путей к победе. - М.: Молодая гвардия, 1982.
4. Лукашов М.Н. Родословная самбо. - М.: ФиС, 1986.
5. Лукашов М.Н. Слава былых чемпионов. - М.: ФиС, 1976.
6. Макарова Г. А. Практическое руководство для спортивных вра­чей. - Ростов-на-Дону: БАРО-ПРЕСС, 2002.

7. РудманД.Л. Самбо. - 2-е изд. - М.: ФиС, 1985.

8. РудманД.Л. Самбо. -М.: Терра-Спорт, 2000.

9. РудманД.Л. Самбо. -М.: ФиС, 1979.

10. Сборник официальных документов и материалов Госкомспорта России № 5, 2001 г. - М.: Советский спорт.

11. Туманян Г. С. Спортивная борьба: теория, методика, организация тренировки. Учебное пособие. В 4-х кн. Кн. I. Пропедевтика. -М: Со­ветский спорт, 1997.

12. Туманян Г. С. Спортивная борьба: теория, методика, организация тренировки. Учебное пособие. В 4-х кн. Кн. II. Кинезиология и психоло­гия. -М.: Советский спорт, 1998.

13. Туманян Г. С. Спортивная борьба: теория, методика, организация тренировки. Учебное пособие. В 4-х кн. Кн. III. Методика подготовки. -М.: Советский спорт, 1998.
14. Туманян Г. С. Спортивная борьба: теория, методика, организация тренировки. Учебное пособие. В 4-х кн. Кн. IV. Планирование и конт­роль. -М.: Советский спорт, 2000.

15. Эйгиминас П. А. Самбо: Первые шаги.-М.: Физкультура и спорт, 1992.

Приобретение навыков судейства и самостоятельной практики проведения занятий является обязательным для всех групп подготовки и осуществляется с целью получения учащимися звания инструктора-общественника и судьи по спорту и последующего привлечения их к тренерской и судейской работе, а также имеет большое воспитательное значение — у занимающихся воспитывается вкус к наставничеству, сознательное отношение к тренировочному процессу и уважение к решениям судей.

Навыки организации и проведения занятий и соревнований приобретаются на всем протяжении многолетней подготовки в процессе теоретических занятий и практической работы в качестве помощника тренера, инструктора, помощника судьи, секретаря, самостоятельного судейства.

Учащиеся групп спортивного совершенствования 1-3-го годов обучения и высшего спортивного мастерства являются помощниками тренера в работе с начинающими спортсменами. Они должны уметь самостоятельно провести все тренировочное занятие в группах начальной подготовки или в учебно-тренировочных группах, составив при этом программу тренировки, отвечающую поставленной задаче. Наряду с хорошим показом легкоатлетических упражнений учащиеся обязаны знать и уметь охарактеризовать методические закономерности развития быстроты, силы, выносливости, объяснить, на каком уровне ЧСС следует выполнять работу соответствующей направленности. Отметим, что наблюдения за проведением занятий учащимися групп спортивного совершенствования позволяют тренеру выделить из них тех, кто обладает склонностями к педагогической работе и может быть рекомендован для учебы в педагогическом или физкультурном вузе.

Спортсмены групп спортивного совершенствования должны хорошо знать правила соревнований по легкой атлетике и, постоянно участвуя в судействе городских и областных соревнований, на третьем году обучения выполнять необходимые требования для присвоения звания инструктора и судьи по спорту.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Практика овладения ОБС

Практика

Практика Подготовка Для начала необходимо правильно выбрать место для занятий. Все упражнения рассчитаны на то, что вы будете заниматься в пресной воде. Морская вода хоть и повышает плавучесть, особенно в южных морях, но ненамного, если вы конечно, не в Мертвом море. Дно

Инструкторская и судейская практика

Инструкторская и судейская практика Приобретение навыков судейства и самостоятельной практики проведения занятий является обязательным для всех групп подготовки и осуществляется с целью получения учащимися звания инструктора-общественника и судьи по спорту и

Инструкторская и судейская практика.

Инструкторская и судейская практика. Проведение занимающимися отдельных частей занятий по заданию тренера. Приобретение навыка обучения отдельным приемам. Участие в судействе соревнований в качестве бокового судьи и арбитра на

Инструкторская и судейская практика.

Инструкторская и судейская практика. Проведение занимающимися отдельных частей занятий по заданию тренера. Приобретение навыка обучения отдельным приемам. Участие в судействе соревнований в качестве бокового судьи и арбитра на

Инструкторская и судейская практика.

Инструкторская и судейская практика. Проведение отдельных частей и занятий в целом в младших группах. Приобретение навыка обучения отдельным приемам, защитам контрприемам. Участие в судействе в качестве бокового судьи, арбитра и помощника секретаря. Оказание помощи

Инструкторская и судейская практика.

Инструкторская и судейская практика. Проведение отдельных частей и занятий в целом в младших группах. Приобретение навыка обучения отдельным приемам, защитам контрприемам. Участие в судействе в качестве бокового судьи, арбитра и помощника секретаря. Оказание помощи

ПРАКТИКА ОВЛАДЕНИЯ ОБС

ПРАКТИКА ОВЛАДЕНИЯ ОБС До сих пор ОБС рассматривалось лишь как общая схема. Как же определить индивидуальное ОБС? Как сформировать его тому или иному спортсмену, занимающемуся тем или иным видом спорта?Чтобы помочь ему обрести оптимальное боевое состояние, совершенно

ПРАКТИКА ИДЕОМОТОРИКИ

Глава 38 ПРАКТИКА

Практика: созидание

Одной из задач детско-юношеских спортивных школ является подготовка учащихся к роли помощника тренера, инструкторов и участие в организации и проведении массовых спортивных соревнований в качестве судей.
Решение этих задач целесообразно начинать на УТ этапе и продолжать инструкторско-судейскую практику на всех последующих этапах подготовки. Занятия следует проводить в форме бесед, семинаров,
самостоятельного изучения литературы, практических занятий. Учащиеся учебно-тренировочного этапа должны овладеть принятой в виде спорта терминологией и командным языком для построения, отдачи рапорта, проведения строевых и порядковых упражнений; овладеть основными методами построения тренировочного занятия: разминка, основная и заключительная часть. Овладение обязанностями дежурного по группе (подготовка мест занятий, получение необходимого инвентаря и оборудования и сдача его после окончания занятия). Во время проведения занятий необходимо развивать способность учащихся наблюдать за выполнением упражнений, технических приемов другими учениками, находить ошибки и умение их исправлять Занимающиеся должны научиться вместе с тренером проводить разминку, участвовать в судействе. Привитие судейских навыков осуществляется путем изучения правил соревнований, привлечения учащихся к непосредственному выполнению отдельных судейских обязанностей в своей и других группах, ведения протоколов соревнований.
Во время обучения на УТ этапе необходимо научить занимающихся самостоятельному ведению дневника: вести учет тренировочных и соревновательных нагрузок, регистрировать спортивные результаты тестирований, анализировать выступления в соревнованиях.
Учащиеся этапа спортивного совершенствования должны уметь подбирать основные упражнения для разминки и самостоятельно проводить ее по заданию тренера, правильно демонстрировать технические приемы, замечать и исправлять ошибки при выполнении упражнений другими учащимися, помогать занимающимся младших возрастных групп в разучивании отдельных упражнений и приемов.
Учащиеся этапа СС должны самостоятельно составлять конспект занятия и комплексы тренировочных заданий для различных частей урока: разминки, основной и заключительной части; проводить учебно-тренировочные занятия в группах начальной подготовки и общеобразовательных школах
Принимать участие в судействе в детско-юношеских спортивных и общеобразовательных школах в роли судьи, старшего судьи, секретаря в городских соревнованиях в роли судьи, секретаря.
Для учащихся этапа спортивного совершенствования итоговым результатом является выполнение требований на присвоение звания инструктора по спорту и судейского звания судьи по спорту.

6Основные направления и содержание деятельности

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕУКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ ВЕЛОСИПЕДИСТОВ В СДЮСШОР

Планирование учебно-тренировочного процесса

Учебно-тренировочный процесс каждого года делится на 3 периода: подготовительный, соревновательный и переходный.
Длительность подготовительного периода 6-7 месяцев - и переходного 1-1,5 месяца.
В зависимости от местных климатических условий, квалификации спортсменов и календарного плана соревнований, длительность каждого из этих периодов может насколько изменяться. С ростом квалификации спортсменов продолжительность подготовительного периода направлены на создание базы для достижения высоких спортивных результатов для данной группы занимающихся. Особое внимание уделяется совершенствованию общей и специальной физической подготовленности, укреплению здоровья, повышению спортивной работоспособности (общей и специальной выносливости).
Подготовительный период условно делится, по содержанию задач и направленности занятий, на 2 этапа: этап предварительной подготовки. Этап специализированной - предсоревновательной подготовки и приобретения спортивной формы.
В соревновательном периоде основное внимание уделяется совершенствованию технической и тактической подготовленности спортсменов, повышению уровня их тренированности и дальнейшему совершенствованию спортивной формы. Соревновательный период, в зависимости от календарного плана участия в соревнованиях. Может также состоять из двух этапов: этапа предварительных соревнований и этапа участия спортсменов в наиболее ответственных соревнованиях года.
В переходном периоде главное внимание уделяется активному отдыху, укреплению здоровья, общей физической подготовке и переключению на занятия упражнениями из других видов спорта.

студент группы ПГС-301

Проверила: к.п.н., доцент

Оглавление

Инструкторская и судейская практика 3

Выписка из правил 4

Порядок старта 6

Права и обязанности спортивного судьи 6

Список используемых источников 9

Инструкторская и судейская практика

Инструкторская и судейская практика направлена на освоение элементарных умений и навыков ведения учебной работы и судейства соревнований. Она проводится учащимися учебно-тренировочных групп и спортивного совершенствования. Учащиеся этих групп готовятся к роли инструктора, помощника тренера в организации и проведении занятий и соревнований в качестве судей. Участники и судьи соревнований должны знать правила соревнований.

Для участия в судействе соревнований необходимо знать обязанности судьи и правила соревнований.

Ознакомимся с действиями стартовой бригады и оборудованием старта.

Выписка из правил


  • доступный для участников щит информации со стартовыми протоколами;

  • место для разминки;

  • туалеты.

Зона старта делится на стартовые коридоры. Количество, ширина, длина коридоров, а также их обозначение (обустройство) на местности определяется ОПС спортивных соревнований.

Стартовые коридоры должны быть разделены на стартовые линии.

Зона предварительного старта.

Место между входом в зону старта и первой линией является зоной предварительного старта. Предварительный старт оборудуется часами или иным устройством, показывающим судейское время (текущее время спортивных соревнований, соответствующее времени на часах, установленных на линии технического старта). В этой зоне проводится предстартовая регистрация спортсменов в течение предстартового времени.

Условия и требования к оборудованию ПВК определяет ОПС. Зона ПВК может иметь несколько линий. Например, с целью выдачи и крепления легенд.
Зона технического старта.

Место между второй и третьей стартовыми линиями является зоной технического старта. Технический старт оборудуется часами, показывающими судейское время и устройством, обеспечивающим прерывистый звуковой сигнал.

Начало последнего звукового сигнала должно соответствовать времени старта.

Если по условиям проведения соревнований, спортсмен берет спортивную карту в момент старта:

все спортсмены одной возрастной категории должны брать спортивную карту в одном месте;

спортивная карта может удерживаться до момента старта судьей или специальным устройством.

При отсутствии устройств звукового сигнала у линии технического старта должен находиться судья старта (стартер), который:

за 5 секунд до старта подает команду "ПЯТЬ СЕКУНД";

в момент старта подает команду "МАРШ".

Когда точка начала ориентирования не совпадает с зоной технического старта, то путь от технического старта до нее должен быть размечен.

В случае группового (общего) старта необходимо оборудовать достаточный по ширине обозначенный участок (коридор) от линии старта до точки начала ориентирования, на котором спортсмены смогут распределиться по силам, не мешая друг другу.

Порядок старта

Старт может быть:

- одиночным, при котором участники стартуют по одному от каждой группы с равным временным интервалом, как правило, 1-3 мин;

- групповым, при котором участники стартуют одновременно по 2 человека и более от каждой возрастной или квалификационной группы;

- последовательным (по мере прихода участников предыдущего этапа эстафеты);

- с различными видами гандикапа (гонка преследования), определяется Положением;

- общим, при котором участники одной, нескольких или всех групп стартуют одновременно.

Расписание стартов устанавливается Главным судьей в соответствии с Положением о соревнованиях, количеством заявленных участников, расположением дистанции и другими особенностями соревнований.

Права и обязанности спортивного судьи

Спортивный судья имеет право:

а) в соответствии со своей квалификацией, судейской специализацией и категорией судить соревнования, носить нагрудный судейский значок, а также судейскую эмблему;

в) ходатайствовать о выдаче дубликата судейской книжки (удостоверения);

г) ходатайствовать о повышении квалификационной категории в соответствии с Квалификационными требованиями.

Спортивный судья обязан:

а) обеспечивать соблюдение правил вида спорта и положения (регламента) о спортивном соревновании;

б) знать правила вида спорта, выполнять их требования, владеть методикой судейства и правильно применять её на практике;

в) осуществлять судейство квалифицированно и беспристрастно, исключая ошибки, которые могут повлечь искажение результатов соревнований, объективно и своевременно решать возникающие в ходе соревнований вопросы;

г) быть корректным, вежливым и доброжелательным по отношению ко всем участникам соревнований и зрителям, способствовать проведению соревнований на квалифицированном уровне;

д) бороться с проявлениями грубости, недисциплинированности, нарушениями правил вида спорта и поведения со стороны участников, тренеров, представителей;

е) повышать уровень спортивной судейской квалификации, передавать знания и опыт другим судьям, вести работу по пропаганде спорта, иметь регулярную практику судейства спортивных соревнований различного уровня;

ж) исполнять спортивные судейские обязанности в опрятной судейской форме, установленной правилами вида спорта;

з) при лишении квалификационной категории возвращать спортивную судейскую книжку (удостоверение) и значок в спортивную организацию, выдавшую их.

Заключение

Обязанности спортивных судей на соревнованиях в зависимости от занимаемых ими спортивных судейских должностей (функциональные обязанности), а также соответствующие этим должностям полномочия и права, регламентируются Квалификационными требованиями. На отдельные спортивные судейские должности, исходя из специфики вида спорта, могут быть назначены спортивные судьи не моложе 16 или 18 лет, что также определяется Квалификационными требованиями.

Читайте также: