Загадки антропосоциогенеза доклад по философии

Обновлено: 08.07.2024

• Антропология – это философское учение о
человеке
• Философская антропология – одно из
влиятельных направлений общественной
мысли ХХ века. Ее появление как
специального учения о человеке явилось
своеобразным итогом наращивания
философского знания о человеке.

4. Актуальность проблемы человека

5. Человек – предельная единица, на которую стянута вся философская проблематика

6. Человек – удивительное создание,

• Принадлежит двум мирам –
ноуменальному (умопостигаемому) и
феноменальному (чувственному).
• Он противоречив; желание свободы и страх
свободы, стремление к покою и движение,
страдание и скука, замкнутость в себе и
открытость.
• Все философы отмечают двойственность
человека

7. Определений человека очень много

• Платон: двуногое существо, восприимчивое к
знанию
• Существо, обладающее мышлением, даром
речи и создающее орудия
• Существо рода homo sapiens, семейства
гоминид, отряда приматов
• Розанов: существо неблагодарное
• Буддизм: ненасытное существо
• Человек – символическое животное

8. Подлинная сущность человека – в свободе выбора. Человек создает себя сам

• Антропология затрагивает ключевые темы:
происхождение человека, его
противоречия, суть человека, его развитие
и потребности, межличностные отношения,
любовь, ненависть, конфликты,
одиночество.
• Человек – многомерное существо

9. Антропология состоит из 4 секторов

• Биологическая антропология – изучает
происхождение человека, его расы фенотип,
генотип, биохарактеристики
• Культурная антропология изучает традиции,
обычаи, ценности. Ученые Дж.Фрезер,
К. ЛевиСтросс
• Социально-историческая антропология изучает
ментальность, эпохи, особенности мышления
• Философская антропология рассматривает
специфику бытия, предельные отношения, позиции
человека, судьбу, существование, вопросы жизни и
смерти, одиночество.

10. Главные задачи антропологии

• Генезис человека
• Сущность человека, двойственность,
принадлежность к двум мирам (духовное и
материальное, конечность, бесконечность)
• Объясняет взаимоотношения человека и мира,
человека – Бога, человека и человека, смысл
жизни, универсальность, система ценностей
• Внутренний мир человека, механизмы
деятельности, отношения Я-другой

11. В антропологии несколько подходов

• 1. Объективный подход – родовой, отличия
человека от других существ
• 2. Экзистенциальный подход – изучение
уникальности, индивидуальное
существование, пограничные ситуации
• Субъективный подход – чувства, эмоции,
желания, страхи, стремления

12. Антропология развивается на стыке многих наук

• Политология, социология, биология,
психология, филология, медицина,
генетика, информатика и др. гуманитарные
дисциплины
• Пока человек не сделал ничего из себя, он
не мог ничего сделать и во вне (в природе)
• Самый сложный вопрос – о начале жизни
человека

13. Орудийная (трудовая) гипотеза антропосоциогенеза

Теорию сформулировал
Ф.Энгельс в обсуждении с
К.Марксом, поэтому она
называется марксистской
теорией возникновения
человека.
Трудовая теория специфику
человеческой деятельности
усматривает в создании орудий
труда. Такая деятельность
становится предпосылкой
возникновения сознания и речи.
Мышление, знание, обычаи – все
проявляется в процессе
коллективной трудовой
деятельности и совершенствования
орудий труда.

14. Маркс сформулировал понятие труда

• Труд – предметно-практическая
деятельность
• Труд – целесообразная деятельность
• Труд – деятельность, в которой происходит
оценка созданного
• В труде создаются и укрепляются
межличностные отношения и
общественные связи

17. Развитие трудовой деятельности

• Трудовая деятельность лежит в основе
культуры, права, государства, семьи
• Становится основой для возникновения
морали, искусства, религии
• В процессе трудовой деятельности люди
ставят перед собой новые цели, возникают
идеалы, вырабатываются ценности

18. Маркс выделял три вида деятельности

• Практическая деятельность – создание и
совершенствование орудий труда,
механизмов, приспособлений, улучшений
жизненных условий, ведущих к комфорту,
обеспеченности жизни и питания
• Теоретическая деятельность – создание
идей, теорий, гипотез, представлений
• Практически-духовная деятельность –
религия, искусство

19. Человек начинает отличать себя от животных как только начинает производить

• Производя необходимые жизненные средства,
люди косвенным образом производят и саму
свою материальную жизнь
• Социальное не возможно без производства.
Только там, где существует производство,
может иметь место общество –
социокультурное объединение людей
• Эта целостность надбиологическая, базируется
не на функциональных особенностях
организма, а на социальных нормах.

20. Критика теории Маркса

• Возникновение труда связано не с началом жизни
человеческого общества, а относится к уже к развитому
его периоду
• Гипотеза не может объяснить причин, побудивших к
созданию орудий труда
• Не учитывается психология деятельности – установки,
мотивация, интересы
• Не учитываются условия и возможности труда
• Созданию орудий труда должен предшествовать
период значительного развития интеллекта
• Должна быть деятельность, предшествующая труду,
задающая его условия, т.е. предпосылки необходимости
труда

21. Труд в марксистской теории

• Рассматривается как процесс взаимодействия
человека и природы
• Человек не только преобразует форму того, что
дано природой, но и ставит сознательную цель,
определяющую способ и характер действий.
• Но орудия труда не могут объяснить тайну
человека, его морали и нравственности, дара слова
и совести, секретов социальной и личной жизни
• В лице человека живая материя стала
одухотворенной, мыслящей. Это скачок в развитии
Вселенной.

22. Антропогенез – синтез многих компонентов: мышление, речь, деятельность

• Все компоненты тесно связаны, как они
порождают друг друга
• В силу чего человек обретает то, что не
заложено в его биологической природе, в
генах
• Что толкает это существо на внеприродные
пути развития

23. Человек – самое слабое и неприспособленное к природе существо

• Любое животное – специализировано в
своей особой сфере и это существенно
сужает его возможности развития
• Человек – неспециализированное существо
и менее всего приспособленное к природе
• Его ограниченность и слабость вытолкнули
его на новый уровень эволюции, когда не
первый план выходят не физические
характеристики, а…

24. Представление об орудийности

• Это представление о продолжении и
усовершенствовании физических
характеристик
• Важно принципиально нечто другое…
• Пока человек не сделал нечто из себя
самого, он мало что мог сделать в
окружающем мире

26. Психоанализ Зигмунда Фрейда (1856-1939) представлял собой метод лечения психических заболеваний и теорию, объясняющую роль

27. Загадку антропосоциогенеза пытается решить З.Фрейд

• Что предшествовало труду и чем человеческое
общество отличается от животного стада
• Огромную роль в социализации З.Фрейд
придавал регулированию брачных отношений
• Именно в сфере производства потомства
совершилась радикальная революция,
оказавшая влияние на формирование
общества

28. Стадо животных и человеческая община

• Стадо основывается на эндогамии – (брачные
связи близких родственников) при жестком
соперничестве и конфликтах из-за обладания
гаремом самок
• Первобытная община базируется на экзогамии
(выбор брачных партнеров вне данного рода).
При этом устанавливается мир внутри
общины, определяются родственные
отношения. Символом родства становится
тотем, олицетворяющий первопредка и
единство рода.

29. Тотем – священный символ единства и родства

• Животное – тотем – нельзя убивать, применять
насилие
• Тотем становится символом ничейности самок,
на половые связи с ними накладывается табу
• Возникает понятие родства и поколений –
материнства, братства, сыновности
• Нравственно-социальные запреты
конструируют первобытно-родовую общину

30. Тотем связан с табу -

Тотем связан с табу • Табу – запрет
• Запрет двойной – запрет убийства
(каннибализма) и запрет кровосмешения
(брак с близкими родственниками, инцест)
• Это черта, которая знаменует начало
культуры, которая понимается как
морально-нравственное начало всех
человеческих норм
(а не только как орудийная деятельность)

31. Антропогенез З.Фрейд связывает с психическими процессами

• Исток человечества и его культуры лежит в
психическом феномене совести.
• Связано это с убийством и поеданием
первобытного отца, обладавшего гаремом
самок.
• Сыновья убили предка и женились на его
женщинах.
• Это наложило отпечаток на психику, породило
раскаяние и требование наложить запрет на
подобные действия.

32. Итак, табуирование каннибализма и инцеста

33. Фрейд давал представление о двойственности психики человека

• С одной стороны, его инстинкты,
неосознаваемые психические процессы,
имеющие иррациональный характер, то что
идет от древних, животных проявлений,
подчинено принципу удовольствия
• С другой стороны – та часть психики, которая
накладывает запрет, осуществляет цензуру
желаний и считается с реальностью,
подстраивает действия под необходимость
общества.

34. З.Фрейд дает структуру психического аппарата человека

• Оно – безличная и наиболее древняя часть
инстинктивная часть психики, считается
резервуаром психической энергии. Стремится
к немедленной разрядке.
• Я – сознательная часть психики. Ее функции –
воспринимать внешний мир и наилучшим
образом приспосабливаться к нему. Это
механизм регуляции, цензор разрешающий
или запрещающий действия.
• Сверх-я Олицетворяет императивы и запреты,
диктуемые обществом

35. В области инстинктов

36. Основная задача культуры – обуздание природных инстинктов

• Культура и ее нормы обеспечивают совместную
бесконфликтную жизнь в обществе. Культура
ограничивает, накладывает запрет на
антисоциальные действия.
• Но бесконечно удерживать энергию в кипящем
котле инстинктов невозможно, они вырываются, их
необходимо направлять. Этому служит
• Сублимация - (возвышение) – перевод энергии
либидо в разрешенные обществом сферы
деятельности

37. Либидо может

• Быть вытесненным обратно в сферу
бессознательного
• Реализоваться в действии
• Переключаться в различные сферы
деятельности – искусство, политика.
• Отсюда главный вывод: вся культура
создана принуждением, подавлением
биологических инстинктов,
трансформированных в деятельность

41. Фрейд признавал

43. С точки зрения психоанализа

• В процессе развития культуры человек все
более закрепощается социальными
нормами
• Отсюда все больше несвободы и психозов в
человеческом обществе

44. Теория символического объяснения антропогенеза Э.Кассирера

• Человек возникает тогда, когда пытается объяснить,
открыть смыслы
• Человек – символическое животное, посредством
символизации осознает мир.
• Ослабление природных инстинктов, утрата связи со
средой обитания привели к необходимости
развития интеллекта
• Человек переходит с генетических основ
существования на ориентацию и обобщение опыта
других
• Знания передаются не генетически, как у животных,
а на основе общественных данных

46. Человек выходит за рамки видовой программы, чего нет у животных

• Произошла переориентация с
биологических форм регуляции на
надприродные факторы
• Такими факторами стали символы
• Символ – обобщение жизненных
представлений широкого смыслового поля.
В одном понятии спрессовано
многообразие явлений действительности.

47. Человек создает и живет в мире символов

• Символы – средства познания мира и
упорядочивания представлений.
• Символы и знаки обладают смыслом в том
случае, если за ними стоят знания и они
понятны всем.
• Символ выступает как априорная форма,
конституирующая действительность.
• С этой точки зрения культура – иерархия
символических форм

48. Символ выражает идеальное содержание, указывает на что-либо

• Отсюда, символизация – форма самопознания
человеческого духа.
• Результаты познания воплощаются в
символических формах.
• Символ дает возможность собрать, осмыслить
и передать информацию.
• Задача символизации – превращение
индивидуального опыта во всеобщий.
• С другой стороны – символ – алгоритм, закон,
организующий личность.

49. По Кассиреру, овладение символами – это приобщение к культуре

• Культура, созданная человеком, познается
через приобщение к символам.
• С философской точки зрения, именно
символические формы, создающие
культуру, являются средствами развития
социального бытия и развития человека.
• Символическое – это сеть человеческого
опыта, развитие ее – это увеличение
степеней свободы самого человека

50. Символическая деятельность-

Символическая деятельность• Ритуал – социально значимое действие,
форма упорядоченного
санкционированного поведения, имеющая
определенный смысл в обществе.
• Суть ритуала – в энергии символического
объединения людей.
• Общественные связи строятся на
символических действиях

51. Символическое действие -

52. Символом являются имена

• Имя – есть функция, которая становится
основой все жизни человека (назвался
груздем – полезай в кузов)
• Имена – это действия, которые должен
выполнять человек в обществе:
• Василий – царственный
• Дмитрий – хлебопашец
• Татьяна - устроительница

53. Сфера ритуальной (символической) деятельности

54. Выводы по теме:

• 1. Из биологической эволюции не вытекает
неизбежность возвышения человека над
миром животных
• 2. Все теории предполагают решающую
роль социума в формировании человека
• 3. Не изменение частностей ведет к
изменению свойств целого, а изменение
организации системы ведет к появлению
новых свойств.

Рассмотрение человека как особой философской темы. Развитие человечества как мирового сообщества, обострение глобальных проблем и напряженное звучание вопроса о человеческих издержках прогресса в ХХ ст. Тенденция философских исследований 60—80-х гг.

Рубрика Философия
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 21.10.2018
Размер файла 55,1 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный горный институт им. Г.В. Плеханова (технический университет)

Что такое человек? Загадка антропоcоциогенеза

Автор: студент гр. ММ-00

доцент Ребенщикова И.Г.

Рассмотрение человека как особой философской темы обусловлено в целостном подходе к его изучению. Потребность эта развивается по мере того, как интерес к человеку становится универсальной тенденции совокупности наук: политэкономии и социологии, биологии и медицины, астрономии и географии. Она продиктована научно-технической революцией, развитие человечества как мирового сообщества, обострением глобальных проблем и новым, трагическим напряженным звучанием вопроса о человеческих издержках прогресса в ХХ столетии. Она задается и возрастающей ролью человека во всех процессах развития нашего общества, в перестройке его экономической, политической и духовной жизни. Смысл и предназначение этой перестройки - создание нового, гуманного и демократического, облика социализма, в котором человек утвердит себя как высшая ценность. Но поскольку не существует отдельной, специальной науки о человеке, а в его комплексном исследовании участвуют различные дисциплины, все ощутимее становится необходимость интеграции наук о человеке в единую, практически ориентированную систему. Задача, эта не может быть решена без выявления категориального каркаса человеческой целостности, а последнее есть собственное дело философии.

1. Человек как субъект предметно-практической деятельности

Со второй половины XIX века, когда стало общепризнанным, что человек -- продукт биологической эволюции, центральным для всей антропологической проблематики сделался вопрос об основном отличии людей от высокоорганизованных животных и о научном объяснении этого отличия.

В большинстве современных антропологических, этнографических и социальных теорий специфичное для человека нормативно-преемственное программирование поведения называется культурой '. Ученые разных направлений сходятся в признании того, что именно культура, которая с детства осваивается человеческим индивидом, будучи заданной ему другими (взрослыми) представителями человеческого рода, играет решающую роль в определении человеческих поступков. Культура же признается исходным отличительным признаком и самого типа сообщества, характерного для Homo sapiens.

Итак, наличие культуры отличает человеческое общество от любого объединения животных особей. Однако оно еще не объясняет ни того, как общество возможно, ни того, как оно на деле возникло. Выражаясь философским языком, культура -- это форма, в которой развиваются и передаются из поколения в поколение взаимосвязи человеческих индивидов, но вовсе не причина, в силу которой они образуются и воспроизводятся.

Стремление объяснить общество как следствие культуры -- характерная черта идеалистического истолкования общественной жизни. Приверженцы последнего издавна тяготели к отождествлению надбиологического с духовным и идеально-осознанным. Вне поля зрения при этом оставались две важнейшие теоретические задачи. Во-первых, выявление материальных надбиологических отношений; во-вторых, объяснение того, как, посредством какого простейшего реального акта люди сами отличили и продолжают отличать себя от животных.

2. Проблема антропосоциогенеза

Предыстория человечества по сей день остается такой же загадочной и таинственной, как и возникновение жизни. И дело здесь не просто в недостатке фактов. Дело еще в новых и новых открытиях, порой совершенно обескураживающих, парадоксальных, которые колеблют теории, еще недавно казавшиеся стройными и убедительными. Неудивительно, что современные научные представления о становлении человека покоятся в основном на гипотезах. Более или менее достоверными можно считать лишь общие (но как раз философски значимые) контуры и тенденции этого процесса.

Давно признано, что превращение животных (гоминидов) в людей не могло быть неким мгновенным, одноактным событием.

3. Орудийная деятельность. Генезис самого труда

Человек, по определению американского просветителя Б. Франклина, которое высоко ценил К. Маркс, есть животное, создающее орудия труда. Действительно, создание орудий (точнее -- изготовление орудий при помощи орудий) -- это постоянный стержень человеческой производительной деятельности и та ее сфера, в которой наблюдается непрерывное накопление (кумуляция) достижений и успехов.

4. Социотворческая функция языка

В примитивных обществах один из наиболее простых речевых актов -- называние -- был священным, ритуальным действием, участники которого как бы сплачивались в тождественном понимании называемой вещи. Тем самым посредством языка конструировалась сама социальность. Кроме того, благодаря тому же акту называния внешняя реальность впервые расчленялась на роды практически значимых предметов (нужных или ненужных, полезных или вредных, дружественных или враждебных). Называние, таким образом, явилось необходимой предпосылкой для многообразия артефактов, для возникновения более или менее разветвленной материальной культуры. Лишь в пространстве языка и с его помощью первичные материальные условия существования палеантропа могли подразделиться на такие важнейшие практические категории, как, скажем, жилище, одежда, утварь и т. д. Но это значит, что и предметно-практическая деятельность в полном и точном смысле этого слова могла сформироваться не раньше, чем появился язык.

5. Регулирование брачных отношений и возникновение первобытно-родовой общины

Как ни велики социализирующие возможности языка (членораздельной речи), их все-таки было недостаточно, чтобы обеспечить действительную солидарность по поводу труда и достигнуть внутристадного мира. Существенную роль в решении этих задач играла особого рода практика, которую К. Маркс и Ф. Энгельс характеризовали как производство людей самими людьми ', имея в виду коллективно регулируемое произведение потомства. Именно в этой сфере в ходе антропосоциогенеза совершилась одна из самых радикальных революций, оказавшая глубокое воздействие на человека как субъекта предметно-практической деятельности.

Что послужило ближайшим поводом к установлению агамии и экзогамии, по сей день неясно. Из гипотез последнего времени заслуживают внимания доводы, выдвигавшиеся антропологами-генетиками. Они указывали на возможность мощных мутаций, имевших место на ранней стадии антропогенеза и вызванных, скорее всего, усилением радиационного воздействия в районах обитания нашего животного прапредка. Дело в том, что стадо (эндогамная группа с относительно ограниченным генофондом) наиболее восприимчиво к мутагенным факторам: мутации у стадных животных обычно ведут к самым пагубным последствиям.

Но каким бы ни был конкретный повод к агамии и экзогамии, можно считать доказанным по крайней мере то, что мотивы их установления не имели ничего общего с теми рациональными доводами, которыми современные люди обосновывают свое нравственное отвращение к инцесту (кровосмесительству).

Не менее существенна и оборотная сторона проблемы. С того момента как возникла агамия и представление о мифическом племенном предке, стала возможной идея равенства в сыновности и братстве.

6. Нравственно-социальные запреты как фактор антропосоциогенеза

Табу на близкородственные связи -- первый в ряду простейших нравственно-социальных запретов, возникших в глубокой древности и навеки сохранивших свое непреложное значение. Нравственно-социальные запреты конституируют первобытно-родовую общину в противовес животному стаду. От стадных инстинктов любой степени сложности они отличаются по крайней мере тремя существенными признаками:

2. Они принципиально несводимы к инстинкту самосохранения, диктуя человеку поступки, подчас индивидуально вредные (самоограничение), а иногда даже и самоубийственные (самопожертвование).

3. Они имеют характер обязательств, нарушение которых влечет за собой кару, исполняемую общиной как целым. Это -- остракизм, то есть поголовное отвращение от преступника, изгнание его из племени, а в предельном смысле данного акта -- исторжение из общества в природу. С извергом (извергнутым, отлученным) никто не может общаться. Он уподобляется иноплеменнику или животному и в качестве такового может быть убит.

Можно выделить три простейших нравственно-социальных требования, которые известны уже самым древним, самым примитивным сообществам и которые разделяются всеми без исключения представителями вида Homo sapiens, где бы и в какую бы эпоху эти требования ни обретались. Это, во-первых, уже известный нам абсолютный запрет на кровосмесительство; во-вторых, абсолютный запрет на убийство соплеменника (в дальнейшем -- сородича, близкого); в-третьих, требование поддержания жизни (прокормления) любого из соплеменников, независимо от его физической приспособленности к жизни.

Человек историчен; в течение веков ему суждено пройти через огромное многообразие нравов и обычаев, модифицировать свои воззрения в соответствии с новыми и новыми материально-экономическими запросами, признать ряд неизвестных -- или почти неизвестных -- первобытному обществу основополагающих принципов (например, справедливости, верности договорам, уважения достоинства человеческого индивида, вознаграждения по труду и т. д.). Но в истории общества, коль скоро она человеческая история, невозможны новообразования (по крайней мере, устойчивые), которые бы вообще отменяли нравственность в простейших ее выражениях. Как ни изменчивы люди, они не сделались и не сделаются существами, которые не сознавали бы безусловного различия запретного и дозволенного, допускали бы кровосмесительство, не считали бы преступлением убийство, не стремились бы к обеспечению всеобщего права на жизнь.

Список использованной литературы

человечество философский мировой сообщество

1. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Гл. 1 // Маркс К., Энгельс Ф. Избр. Соч. в 9 т. М., 1985. Т. 2.

2. Кант И. Критики чистого разума // Соч. В 6 т. М. 3. С. 101, 521.

3. Гегель. Философия права. // Соч. М. - Л., 1934. Т. 7. С. 182.

4. Введение в философию// Фролов И.Т., Араб-Оглы Э.А., Арефьева Г.С. и др.--М.: Политиздат, 1990 г.

Рассуждая о гигантском скачке, необходимо отметить два важных момента. Во-первых, данное явление нельзя правильно интерпретировать, если не видеть, что это по существу переход от форм жизни с преимущественно естественной детерминацией к формам жизни с преобладанием социально-исторической детерминации. Во-вторых, представляется важным постепенность, длительность и противоречивость процесса возникновения языка и речи, наличие нескольких направлений движения, а также эволюционных находок, взлетов наряду с тупиками, срывами, попятными движениями.

Превращение животных (гоминидов) в людей не было мгновенным событием. С неизбежностью должен существовать длительный период становления человека (антропогенез) и становления общества (социогенез). Как показывают современные исследования, они представляют две неразрывно связанные стороны единого по природе процесса – антропосоциогенеза, длившегося в течение 3 – 3,5 млн. лет. Важнейшая черта антропосоциогенеза – комплексный характер.

Диалектическая связь основных взаимодействующих факторов и компонентов антропосоциогенеза проявляется в экологическом, онтологическом, социологическом процессах. Связующим звеном между ними выступает перестройка жизнедеятельности высших антропоидов, а сферой взаимодействия антропологических и социальных закономерностей – формирующиеся труд, сознание и речь. Антропосоциогенез предполагает взаимодействие следующих факторов: во-первых, изменение анатомо-физиологического строения индивидов; во-вторых, становление труда как качественно нового вида активно-деятельного приспособления к природе путем ее целенаправленного преобразования; в-третьих, формирование сознания как идеальной формы отражения действительности; в-четвертых, возникновение механизмов коммуникации и взаимопонимания в виде языка и речи.

Выделяют следующие основные модели антропосоциогенеза: теологическая, эволюционная, трудовая, уфологическая, социобиологическая, социально-психологическая, гендерная, критическая, семантическая.




Наиболее древней является теологическая модель происхождения человека. Для нее характерны: вера в божественное происхождение жизни и человека; признание души как источника жизни.

Таким образом, теологическая модель происхождения человека основана на идее чуда, божественного вмешательства в естественный ход событий. Согласно всем религиозным учениям, человек – нечто вторичное и абсолютно детерминированное (подчиненное) воле своего всевышнего создателя – Бога.

По мере развития биологии, антропологии, а позже генетики возникают естественнонаучные представления о происхождении человека.

Эволюция, по мнению Ч. Дарвина, – результат естественного отбора. Все организмы постоянно испытывают нужду в пище, воде, защите от неблагоприятных климатических условий. Однако существующих ресурсов недостаточно для поддержания всех видов животных в данный момент времени, поскольку они производят потомства гораздо больше, чем может быть обеспечено пищей за счет окружающей среды. Тот, кто лучше приспособлен к окружающей среде, выживает, другие, менее приспособленные, погибают. Некоторые животные умнее, подвижнее или обладают лучшим зрением. В борьбе за выживание они имеют превосходство перед теми, кто лишен этого. Они дольше живут и, размножаясь, передают свои качества потомству.

Английский зоолог Т. Г. Гексли (1825—1895) на основе учения Ч. Дарвина, изучив и сопоставив огромное количество сравнительно-аналитических данных в отношении тела человека и обезьяны, пришел к выводу, что анатомических отличий отдельного человека от высших обезьян – горилл и шимпанзе – гораздо меньше, чем различий, отделяющих гориллу от низших обезьян. На этом основании он сделал вывод, что человек произошел от обезьян.

Выделение человека из животного мира было обусловлено целым рядом природно-биологических и социальных факторов. Под влиянием природно-климатических условий (изменение климата, исчезновение тропических лесов на обширных территориях) некоторые виды человекообразных обезьян были вынуждены резко изменить свой образ жизни. Они перебрались с деревьев на землю, что привело к освобождению рук, усвоению прямохождения. Постепенно развивающиеся руки становились органом для производства и использования орудий труда. В ходе трудовой деятельности человек изменяет природу в соответствии со своими потребностями. Совершенствуя орудия труда, человек развивался и сам. Благодаря труду изменяется физиология древних людей, развиваются мозг, гортань, органы чувств, видоизменяется форма черепа.

Трудовая деятельность способствовала развитию общения между людьми. Усложнение коммуникативного взаимодействия, потребность в обмене информацией обусловили появление языка и речи.

Труд и членораздельная речь вели к совершенствованию головного мозга человека, давали возможность перейти от употребления исключительно растительной пищи к потреблению мяса. Мозг получил все необходимое для питания и быстрого развития. Употребление мяса привело к использованию огня и приручению животных.

Таким образом, через осмысленную трудовую деятельность, через необходимость добывать пищу, совершенствовать и обустраивать среду своего обитания человек эволюционировал как социальный феномен.

Социобиологическая модель антропосоциогенеза выстраивается из концептуальных положений, во многом противоположных установкам трудовой модели антропогенеза. Ряд ученых (в частности Э.О. Уилсон) – представители достаточно молодой науки социобиологии – выдвинули несколько гипотез, позволяющих по-новому взглянуть на проблему происхождения человека и общества. Основываясь на данных современной биологии и философской антропологии, социобиологи утверждают: 1) человек – это животное, которое преимущественно руководствуется в своем поведении, деятельности и общении врожденными инстинктами; 2) биологическое и социальное в человеке сопоставлены не органично, вследствие чего разум человека чаще оказывается источником его заблуждений, а не действенным инструментом познания; 3) зачатки социальной организации следует искать уже в животном мире, в принципах общежития (например, альтруизм) таких представителей фауны, как муравьи, пчелы, мыши, волки, обезьяны, дельфины и др. Само наличие таких принципов прямо свидетельствует о рациональности поведения представителей этих видов. Человек – это высшее животное, неадекватно оценивающее свои истинные способности и возможности и ищущее рационального оправдания своим инстинктивным влечениям и поведенческим реакциям.

Согласно общенаучным выводам социально-психологической теории антропосоциогенеза, животное стадо гоминидов было основано на эндогамии – близкородственных половых связях внутри стада. Антропогенез привел к запрету близкородственных отношений внутри стада и переходу к экзогамии – установлению брачных отношений с членами других общин. Принятие социально-нравственных запретов, таким образом, в качестве норм первобытной культуры и развитие системы представлений о принципах общежития прямо послужили, исходя из социально-психологической модели, основой дальнейшего развития человека и человеческого сообщества.

Гендерная модельанализирует феномен изначального распределения ролей между полами. Полагается, что мужчины устанавливают монополию на контроль над социальным равновесием и порядком в качестве искусственного противовеса женской монополии на воспроизводство. Хотя спорным остается вопрос о феномене матриархата. Теоретики феминизма (ведущего направления тендерной социологии) утверждают, что социальная организация возникает в момент договора мужчин о распределении женщин. Согласно иным концепциям, полагается, что как таковое установление контроля над рождаемостью связано с возникновением семей и установлением норм, регулирующих сексуальные, а вместе с тем и иные отношения между членами общины.

Критическая модель опирается на общую теорию систем и выводит возникновение общества из развития управляющей подсистемы. Социум в форме элементарной социальной группы формируется вокруг некоего перволидера, т.е. центрируется в отношении личности, обладающей уникальными личными качествами, такими, как ум, сила, изобретательность и др. Лидеры формируют и поддерживают доступными властными средствами определенную систему социальных правил, сохраняющих данное неравенство. Эти правила ложатся в основание социальной организации, а сами лидеры формируют собой первые элиты.

Позже всех сформировалась уфологическая модель антропосоциогенеза. Ее сторонники полагают, что человек был принесен на Землю из космоса (homo cosmicus). Однако бесспорным является тот факт, что данная теория не дает конкретного ответа на вопрос о происхождении человека.

Таким образом, в современной науке существуют различные подходы к моделированию антропосоциогенеза, и само многообразие подходов свидетельствует о сложности и неоднозначности проблемы антропосоциогенеза. Только будущее развитие науки, новые открытия и более совершенные методы исследования способны пролить более яркий свет на вопрос о происхождении человека и общества.

Основные подходы к моделированию антропосоциогенеза. Соотношение биологического, психологического и социального в человеке

ПЛАН:

2. Проблема соотношения биологического, психологического и социального в человеке:

а) биологическая школа (социал-дарвинизм, расизм, евгеника, социобиология, антропосоциология, генокультурная коэволюция);

б) психологическая школа (фрейдизм, неофрейдизм, бихевиоризм, гештальтпсихология);

в) социалогическая школа (марксизм).

Рассуждая о гигантском скачке, необходимо отметить два важных момента. Во-первых, данное явление нельзя правильно интерпретировать, если не видеть, что это по существу переход от форм жизни с преимущественно естественной детерминацией к формам жизни с преобладанием социально-исторической детерминации. Во-вторых, представляется важным постепенность, длительность и противоречивость процесса возникновения языка и речи, наличие нескольких направлений движения, а также эволюционных находок, взлетов наряду с тупиками, срывами, попятными движениями.

Превращение животных (гоминидов) в людей не было мгновенным событием. С неизбежностью должен существовать длительный период становления человека (антропогенез) и становления общества (социогенез). Как показывают современные исследования, они представляют две неразрывно связанные стороны единого по природе процесса – антропосоциогенеза, длившегося в течение 3 – 3,5 млн. лет. Важнейшая черта антропосоциогенеза – комплексный характер.

Диалектическая связь основных взаимодействующих факторов и компонентов антропосоциогенеза проявляется в экологическом, онтологическом, социологическом процессах. Связующим звеном между ними выступает перестройка жизнедеятельности высших антропоидов, а сферой взаимодействия антропологических и социальных закономерностей – формирующиеся труд, сознание и речь. Антропосоциогенез предполагает взаимодействие следующих факторов: во-первых, изменение анатомо-физиологического строения индивидов; во-вторых, становление труда как качественно нового вида активно-деятельного приспособления к природе путем ее целенаправленного преобразования; в-третьих, формирование сознания как идеальной формы отражения действительности; в-четвертых, возникновение механизмов коммуникации и взаимопонимания в виде языка и речи.

Выделяют следующие основные модели антропосоциогенеза: теологическая, эволюционная, трудовая, уфологическая, социобиологическая, социально-психологическая, гендерная, критическая, семантическая.

Наиболее древней является теологическая модель происхождения человека. Для нее характерны: вера в божественное происхождение жизни и человека; признание души как источника жизни.

Таким образом, теологическая модель происхождения человека основана на идее чуда, божественного вмешательства в естественный ход событий. Согласно всем религиозным учениям, человек – нечто вторичное и абсолютно детерминированное (подчиненное) воле своего всевышнего создателя – Бога.

По мере развития биологии, антропологии, а позже генетики возникают естественнонаучные представления о происхождении человека.

Эволюция, по мнению Ч. Дарвина, – результат естественного отбора. Все организмы постоянно испытывают нужду в пище, воде, защите от неблагоприятных климатических условий. Однако существующих ресурсов недостаточно для поддержания всех видов животных в данный момент времени, поскольку они производят потомства гораздо больше, чем может быть обеспечено пищей за счет окружающей среды. Тот, кто лучше приспособлен к окружающей среде, выживает, другие, менее приспособленные, погибают. Некоторые животные умнее, подвижнее или обладают лучшим зрением. В борьбе за выживание они имеют превосходство перед теми, кто лишен этого. Они дольше живут и, размножаясь, передают свои качества потомству.

Английский зоолог Т. Г. Гексли (1825—1895) на основе учения Ч. Дарвина, изучив и сопоставив огромное количество сравнительно-аналитических данных в отношении тела человека и обезьяны, пришел к выводу, что анатомических отличий отдельного человека от высших обезьян – горилл и шимпанзе – гораздо меньше, чем различий, отделяющих гориллу от низших обезьян. На этом основании он сделал вывод, что человек произошел от обезьян.

Выделение человека из животного мира было обусловлено целым рядом природно-биологических и социальных факторов. Под влиянием природно-климатических условий (изменение климата, исчезновение тропических лесов на обширных территориях) некоторые виды человекообразных обезьян были вынуждены резко изменить свой образ жизни. Они перебрались с деревьев на землю, что привело к освобождению рук, усвоению прямохождения. Постепенно развивающиеся руки становились органом для производства и использования орудий труда. В ходе трудовой деятельности человек изменяет природу в соответствии со своими потребностями. Совершенствуя орудия труда, человек развивался и сам. Благодаря труду изменяется физиология древних людей, развиваются мозг, гортань, органы чувств, видоизменяется форма черепа.

Трудовая деятельность способствовала развитию общения между людьми. Усложнение коммуникативного взаимодействия, потребность в обмене информацией обусловили появление языка и речи.

Труд и членораздельная речь вели к совершенствованию головного мозга человека, давали возможность перейти от употребления исключительно растительной пищи к потреблению мяса. Мозг получил все необходимое для питания и быстрого развития. Употребление мяса привело к использованию огня и приручению животных.

Таким образом, через осмысленную трудовую деятельность, через необходимость добывать пищу, совершенствовать и обустраивать среду своего обитания человек эволюционировал как социальный феномен.

Социобиологическая модель антропосоциогенеза выстраивается из концептуальных положений, во многом противоположных установкам трудовой модели антропогенеза. Ряд ученых (в частности Э.О. Уилсон) – представители достаточно молодой науки социобиологии – выдвинули несколько гипотез, позволяющих по-новому взглянуть на проблему происхождения человека и общества. Основываясь на данных современной биологии и философской антропологии, социобиологи утверждают: 1) человек – это животное, которое преимущественно руководствуется в своем поведении, деятельности и общении врожденными инстинктами; 2) биологическое и социальное в человеке сопоставлены не органично, вследствие чего разум человека чаще оказывается источником его заблуждений, а не действенным инструментом познания; 3) зачатки социальной организации следует искать уже в животном мире, в принципах общежития (например, альтруизм) таких представителей фауны, как муравьи, пчелы, мыши, волки, обезьяны, дельфины и др. Само наличие таких принципов прямо свидетельствует о рациональности поведения представителей этих видов. Человек – это высшее животное, неадекватно оценивающее свои истинные способности и возможности и ищущее рационального оправдания своим инстинктивным влечениям и поведенческим реакциям.

Согласно общенаучным выводам социально-психологической теории антропосоциогенеза, животное стадо гоминидов было основано на эндогамии – близкородственных половых связях внутри стада. Антропогенез привел к запрету близкородственных отношений внутри стада и переходу к экзогамии – установлению брачных отношений с членами других общин. Принятие социально-нравственных запретов, таким образом, в качестве норм первобытной культуры и развитие системы представлений о принципах общежития прямо послужили, исходя из социально-психологической модели, основой дальнейшего развития человека и человеческого сообщества.

Гендерная модельанализирует феномен изначального распределения ролей между полами. Полагается, что мужчины устанавливают монополию на контроль над социальным равновесием и порядком в качестве искусственного противовеса женской монополии на воспроизводство. Хотя спорным остается вопрос о феномене матриархата. Теоретики феминизма (ведущего направления тендерной социологии) утверждают, что социальная организация возникает в момент договора мужчин о распределении женщин. Согласно иным концепциям, полагается, что как таковое установление контроля над рождаемостью связано с возникновением семей и установлением норм, регулирующих сексуальные, а вместе с тем и иные отношения между членами общины.

Критическая модель опирается на общую теорию систем и выводит возникновение общества из развития управляющей подсистемы. Социум в форме элементарной социальной группы формируется вокруг некоего перволидера, т.е. центрируется в отношении личности, обладающей уникальными личными качествами, такими, как ум, сила, изобретательность и др. Лидеры формируют и поддерживают доступными властными средствами определенную систему социальных правил, сохраняющих данное неравенство. Эти правила ложатся в основание социальной организации, а сами лидеры формируют собой первые элиты.

Позже всех сформировалась уфологическая модель антропосоциогенеза. Ее сторонники полагают, что человек был принесен на Землю из космоса (homo cosmicus). Однако бесспорным является тот факт, что данная теория не дает конкретного ответа на вопрос о происхождении человека.

Таким образом, в современной науке существуют различные подходы к моделированию антропосоциогенеза, и само многообразие подходов свидетельствует о сложности и неоднозначности проблемы антропосоциогенеза. Только будущее развитие науки, новые открытия и более совершенные методы исследования способны пролить более яркий свет на вопрос о происхождении человека и общества.


биологической эволюции , которая привела к появлению вида Homo sapiens .

Фундаментальным отличием стада животных от человеческого

общества является наличие в человеческом обществе формируемых

В 19 веке после создания Чарльзом Д арвином эволюционной теории,

получила распространение трудовая теория происхождения человека.

Сторонники этой теории, что именно труд создает человека. В ходе трудовой

деятельности рука становится весьма более гибкой и свободной.

Одновременно развивается м озг, достигается полное сплочение людей,

возникает потребность что-то сказать друг другу. Но почему наши предки

начали трудиться? В популярной литературе можно встретить ответ: чтобы

поддержать свое существование, люди должны есть, защищаться и т.д.

Однако в природе животные не производят, не испытывают такой

потребности но способные поддерживать свое существование. Даже если

животные осуществляют орудийную деятельность – это не способствует

Одним из аспектов взаимодействия общества и природы является

антропосоциогенез - происхождение человека и общества. В XIX веке учение

об антропог енезе прочно связано с именем Ч.Дарвина. Главный вывод

Ч.Дарвина - генетическое родство человека с животным, следовательно,

естественное, природное происхождение человека в процессе эволюции,

основными механизмами которой являются наследственность и

естественный отбор, осуществляемый в процессе борьбы за существование.

Собственно возникновение человека с мышлением и речью, способного к

трудовой деятельности совместно с себе подобными, было рассмотрено

Ф.Энгельсом, сторонником трудовой гипотезы происхождения человека и

общества. В работах "Диалектика природы", "Роль труда в процессе

превращения обезьяны в человека" Энгельс предположил существование

сложного маятникообразного движения от б иологических к качественно

новым, социальным закономерностям и обратно в процессе антропогенеза. В

силу изменения природных условий жизни будущий человек стал чаще

использовать продукты природы в своей деятельности - камни, палки; он

вынужден был распрямиться для лучшей ориентации в условиях

изменившегося рельефа; вынужден искать защиту от холода при изменении

климата. Эти предпосылки стим улируют развитие простейших трудовых

навыков, которые, в свою очередь, ведут к изменению строения руки.

Освобожденная от участия в передвижении, рука стала органом и

одновременно продуктом труда. С помощью совершенствования руки стало

возможным невиданно расширить круг предметов, с пом ощью которых

можно воздействовать на природу. Производство этих предметов - орудий -

процесс коллективный. В процессе коллективной деятельности у людей

возникает "потребность что-то сказать друг д ругу". Потребность создала

свой орган. Гортань обезьяны изменила свою структуру, что стало

биологической предпосылкой возникновения речи. Маятникообразное

движение от биологического к социальному, от социального к

биологическому убыстряется. Причины практически невозможно отделить от

следствий, все сплелось в тугой клубок. И вдруг происходит почти чудо:

природно-биологические закономерности отходят на второй план, человек

приобретает законченную социальную форм у, природа в нем самом

укрощена навеки: он закончил свою биологическую эволюцию и отныне

живет по новым, общественным законам, он даже ест и пьет "по-

"Начала" и "концы" представленной версии ант ропогенеза

относительно ясны. В начале эволюции стоит животное, чьи биологические

механизмы ад аптации уже не справляются с изменившимися условиями

окружающей среды. В конце - человек, обладающий сознанием и речью,

испытывающий неодолимую потребность жить в коллективе,

изготовляющий орудия труда. Животное только пользуется природой и

производит в ней изменения только в силу своего в ней присутствия. Человек

заставляет ее служить своим целям, господствует над ней. В середине же -

почти неуловимые нюансы переходов от орудийной деятельности животных

к человеческому труду. "Трудовая" гипотеза ныне многими, в том числе и

отечественными исследователями, признается недостаточной. Анализ

трудовой гипотезы, а также иной вариант теории антропогенеза представлен

в исследовании В.М.Вильчека. В трудовую гипотезу незаметно вплетается

ламаркизм, пишет В.Вильчек. Ф.Энгельс говорит о постепенной тренировке

конечностей, приучению к прямохождению. Достигнутое в процессе жизни

"продвинутых" обезьян передается потом кам. Генетика отрицает

наследование приобретенных признаков. Сам естественный отбор, считает

В.Вильчек, "очень уж подозрителен" по отношению к человеку. Почему-то

отбраковывались полезные признаки, а закреплялись вредные - безволосость,

Проблема человека в философии и проблема антропосоциогенеза - это два понятия, объединяющие единственный вопрос о том, как из животного произошел человек в физическом и духовном смысле. Над этими проблемами трудились и трудятся великие философы нашей планеты. Свою работу направили на решение основных проблем антропосоциогенеза такие великие умы, как Зигмунд Фрейд, Карл Гюстав Юнг, Фридрих Энгельс, Йохан Хейзинг, Жак Дерида, Альфред Адлер и многие другие теоретики и философы.

проблема антропосоциогенеза

Что такое антропосоциогенез?

Антропосоциогенез - это процесс социального становления и физического развития Homo sapiens как вида в ходе исторических событий и в процессе формирования всех звеньев цепи эволюции. Проблему антропосоциогенеза рассматривают со стороны философии, социологии и других естественнонаучных и гуманитарных наук. Основным вопросом антропосоциогенеза является скачок эволюции от последнего животного к человеку.

Антропосоциогенез и философия

Антропогенез рассматривает вопросы биологического развития и формирования современного человека, социогенез - становления социального общества. Так как эти вопросы не могут существовать отдельно друг от друга или быть последовательными в процессе развития человека, появилось понятие антропосоциогенеза. И над решением вопросов и проблем этого понятия трудятся в основном философы и прочие ученые-теоретики. Почему проблема антропосоциогенеза - это философская проблема, объяснить довольно несложно. Дело в том, что сама теория происхождения человека не доказана, и существует ряд необъяснимых фактов, которые не позволяют сделать ее логичной и стройной.

Также каждый день открываются все новые и новые факты о жизни и обычаях первобытных людей, которые периодически ставят под вопрос большинство теорий о возникновении человека. И так как вопрос о происхождении Homo sapiens как вида остается открытым, то его социальное становление тем более не может быть до конца раскрыто. Поэтому именно философы, отталкиваясь от возникающих фактов, пытаются воссоздать картину становления общества и человека в нем.

проблема антропосоциогенеза в философии

Проблема антропосоциогенеза

До сих пор доподлинно неизвестна вся предыстория человечества, каждый день ученые сталкиваются с новыми загадками и тайнами прошлого. О вопросах происхождения человека неустанно спорят антропологи и философы. Причем их мнения и позиции нередко противоречат друг другу. Антропологи заняты поиском "недостающего" звена в эволюции, которое помогло обезьяноподобному предку развиться до современного человека. Философы же заинтересованы в более глубоком вопросе - процессе становления человека и появления общества.

В ходе исследований стало совершенно ясно, что животные стали людьми не в процессе какого-то одного существенного события. Это был довольно длительный, постепенный переход от одного физического и социального состояния к другому, современному. Ученые, рассматривая проблему антропосоциогенеза, сошлись во мнении, что этот процесс происходил на протяжении 3 или 4 миллионов лет. То есть значительно дольше, чем вся известная нам на сегодня история эволюции человечества.

Антропосоциогенез носит комплексный характер, так как не могло существовать четкой очередности при возникновении труда, общества, языка, сознания и мышления. Именно совокупность этих процессов и помогла становлению человека. Больше всего последователей у теории труда, которая указывает на то, что определяющим фактором в развитии человека был труд, а благодаря ему уже начали развиваться и другие базовые социальные и физиологические навыки. Философские проблемы антропосоциогенеза заключаются в том, что и труд не мог возникнуть без определенного социального взаимодействия между древними людьми. И они должны были уже иметь какие-то полезные навыки, отсутствующие у животных, чтобы намеренно создать орудия труда и воспользоваться ими.

Проблема антропосоциогенеза, факторы и принципы развития антропосоциогенеза указывают на то, что одним из важнейших факторов нужно считать появление членораздельной речи и, как следствие, языка, пригодного для общения. Установлено, что в процессе разговора люди достигают максимального единения и взаимопонимания. Вся предметная среда вокруг человека обозначается посредством языкового описания, обретает так называемый знаковый смысл. Только при помощи языка возможно синхронизировать и конкретизировать окружающий мир. Из этого можно сделать вывод, что деятельность с изготовлением и использованием каких-либо орудий труда могла возникнуть никак не раньше появления разговорной речи.

философские проблемы антропосоциогенеза

Исходя из этого, можно кратко проблему антропосоциогенеза разделить на три посыла: трудовая деятельность (возникновение орудий труда), язык (возникновение и развитие речи), социальная жизнь (объединение людей и установление основных межличностных отношения и запретов). Эти главные посылы антропосоциогенеза выделил Деметрий Фалерский, древнегреческий философ.

Концепции антропосоциогенеза

Проблему происхождения человека антропосоциогенез рассматривает в двух плоскостях: социальной и биологической. В ходе работы над решением этого философского вопроса умами человечества было создано несколько концепций: креационистская, трудовая, игровая, психоаналитическая, семиотическая.

Креационистская концепция

Название данной концепции пошло от термина "креационизм", что в переводе с латыни значит "творение". Она преподносит человека как нечто уникальное, нечто, что не могло возникнуть в этом мире без вмешательства сил извне, то есть Бога. Творец выступает не только как создатель конкретно человека, но и целого мира в общем. А человек в нем играет наивысшую роль - это венец ума, силы и мудрости, совершенное создание.

Креационистская концепция носит ярко выраженный религиозный характер. Ранее использовался мифологический подход к проблеме антропосоциогенеза. Считалось, что человек был создан из космоса, воды, земли или воздуха. Главное отличие человека от животного - в том, что у человека присутствует бессмертная душа. Ислам, иудаизм и христианство соглашаются и поддерживают эту теорию, так как она является основополагающей в их религиозных учениях.

Креационистская концепция не является забытой или опровергнутой, сторонники этой теории работают над ее доказательством и в современном мире. Скачкообразные этапы эволюции, наличие разума, способность к аналитическому мышлению, нравственность - все это не могло возникнуть само по себе. Теория Большого Взрыва или внеприродный источник создания в облике Бога - вот чем можно объяснить эти процессы в становлении человека.

социальное и биологическое в человеке проблема антропосоциогенеза

Трудовая концепция

Эта концепция является продолжение теории Дарвина об эволюции человека. Дарвин доказал присутствие процесса эволюции в биологическом смысле, он обосновал появление различных видов и подвидов животных. Но ученый не дал конкретного и четкого ответа на вопрос, каким образом примат смог эволюционировать до человека. Считается, что именно труд помог превратиться в человека примату, то есть обезьяне. В ходе вынужденной необходимости обеспечивать себе условия для выживания у будущего Homo sapiens появляется прямохождение, видоизменяется рука, увеличивается объем мозга, развиваются навыки речи. И не только. В это же время труд заложил основы социального взаимодействия между первобытными людьми и, как следствие, - появление и становление общества и нравственности.

Исходя из трудов Фридриха Энгельса, который является основоположником этой концепции, антропосоциогенез и проблема возникновения человека зависят от двух факторов:

  1. Природно-биологический фактор. Изменение земного климата заставило предков современного человека спуститься с деревьев и приобретать новые навыки выживания в изменяющемся мире.
  2. Социальный фактор. В него включается деятельность с использованием самодельных орудий труда; появление речевого аппарата как способа описывать и передавать происходящие вокруг события, свой опыт, воспоминания и т.д. Также сюда можно отнести появление запрета на половые связи близких родственников и убийства соплеменника; прогресс в изготовление орудий, а именно - неолитическую революцию.

Помимо представленных теорий, есть мнение, что труд в первую очередь повлиял на возникновение культуры. А она впоследствии сделала возможным развитие человека в физической и социальной сферах.

Игровая концепция

Трудовой концепции противопоставляется игровая модель Й. Хейзинги. В ней игра решает проблему антропосоциогенеза. Человек получает все свои полезные физические и социальные навыки именно благодаря игре. Свободная творческая активность, избыточная по отношению к материальным интересам и необходимости выжить, выражающаяся в игровой форме, и является первой причиной формирования культуры, философии, религии и необходимости физического развития.

проблема возникновения человека антропосоциогенез

В современной философии, искусстве и науке не сложно увидеть признаки игрового характера, что не позволяет отбросить данную теорию как несущественную. Как ребенок во время игры познает окружающий мир, приобщается к существующей действительности, так и первобытный человек, играя, адаптировался и развивался в меняющемся мире. Проблема антропосоциогенеза в философии состоит в том, что сопоставить воедино и определить последовательность возникновения определяющих признаков и факторов биологического и социального аспектов жизни человека не удается до конца ни с одной теорией.

Психосоматическая концепция

Кратко проблема антропосоциогенеза в философии с точки зрения психосоматической модели лежит в двух понятиях: тотем и табу. Тотем возникает вследствие гибели предводителя общины от рук своих сыновей. И после убийства он обожествляется и становится тотемом и почитаемым предком. Табу возникают, также основываясь на трагических событиях. Религия и мораль возникают из фатальных ситуаций в сексуальной жизни общины. И именно они в большей степени повлияли на дальнейшее развитие культуры и самого человека.

Семиотическая концепция

Проблема антропосоциогенеза в семиотической концепции решается с появлением языка. Когда возникла речь и человек смог донести свои мысли до другого индивида, именно тогда и произошло культурное и социальное развитие. Семиотическая модель представляет человека единственным существом, которое может создать подобную знаковую систему.

Космогоническая концепция

Эта теория немного соприкасается с креационистской теорией, так как возникновение человека не представляется как результат эволюции, а считается полученным вне нашего мира. Космогоническая модель предполагает, что человек был "внедрен" на планету Земля другой инопланетной цивилизацией. Кем конкретно и с какой целью - на эти вопросы теория не отвечает. Также космогоническая концепция не может объяснить, каким образом возникла жизнь в космосе.

Концепция "разумного плана"

Это совершенно новая и современная теория, раскрывающая проблему антропосоциогенеза в философии. Несмотря на ее новизну, она уже сумела получить одобрение ряда современных научных деятелей и философов-теоретиков. В концепции "разумного плана" не выдвигается принципиально новых идей о биологическом и социальном становлении человека - в ней рационально взаимосвязываются возникшие ранее концепции антропосоциогенеза. Исходя из этой теории, существует высшая сила, которую условно можно назвать Богом или Творцом, еще не известная современной науке. Эта сила спроектировала и запустила комплексную программу развития Вселенной. А как эта программа реализуется, описывается в прочих моделях антропосоциогенеза. То есть и космогоническая, и креационистская, трудовая, игровая, семиотическая, психосоматическая модели антропосоциогенеза имеют место, действуют как различные предопределенные механизмы действия единой общей системы. Системы, цель создания которой пока что никому не доступна.

почему проблема антропосоциогенеза это философская проблема

Уникальные возможности человека

Homo Sapiens - это биологический вид, который имеет как схожие черты и признаки представителя животного мира, так и совершенно индивидуальные, неповторяющиеся более ни у одного вида и подвида на планете Земля. Рассматривая вопрос со стороны биологического развития, можно отметить ряд качеств, которые существенно отличают человека от животного и помогают в поиске возможных решений проблемы антропосоциогенеза. Социальное и биологическое в человеке - настолько неразделимые понятия, что крайне трудно рассматривать эти вопросы по отдельности. Итак, только человек может:

  • Приспособить окружающую среду под себя (животное всегда само приспосабливается к существующим условия, не пытаясь их изменить).
  • Изменять природу в интересах общественности (животные способны только на удовлетворение физиологических потребностей).
  • Развиваться и создавать условия для освоения в новых областях. Имеются в виду области и среды нашей природы - вода, земля, воздух, космическое пространство (животное не способно самостоятельно изменить способ и среду для выживания).
  • Создать массовое производство вспомогательных средств (животное использует орудие труда хаотично, по мере необходимости).
  • Рационально использовать свое знание, может разумно мыслить и заниматься исследовательской и научной деятельностью (животное полагается только на свои инстинкты и рефлексы).
  • Создавать предметы творчества, морально-этические и нравственные ценности (действия животных направлены только на практическую полезность).

Биосоциальные умения человека

То, что человек одновременно является и частью общества, и частью органической природы, было обозначено еще древнегреческими философами. "Политическое животное" - вот название, которым окрестил Аристотель современного человека. Этим он хотел подчеркнуть то, что в человеке уживаются два начала: социальное (политическое) и биологической (животное).

проблема антропосоциогенеза в философии кратко

С точкии зрения биологии человек является млекопитающим высшего вида. Это определение подкрепляется несколькими видовыми признаками, такими как продолжение рода, адаптация и саморегуляция. Также к биологическим свойствам можно отнести процесс появления вторичных половых признаков, возможность освоить язык в период детского возраста, существование периодов взросления человека, жизненных циклов. Биология указывает на то, что каждый человек является совершенно индивидуальным, так как набор генов, получаемых от родителей, не может быть в точности повторен.

А такие процессы, как язык, мышление, деятельность, направленная на производство, социальная и политическая активность, являются определяющими социальными признаками человека. Еще Маркс выделял то, что человек не может состояться без социума. Без общества ни один человек не сможет самореализоваться. Сознание и мышление человека могут быть сформированы только вследствие общественного взаимодействия.

Философские проблемы антропосоциогенеза указывают на то, что социальные и биологические навыки человека не могут существовать по отдельности. Без процесса биологической эволюции современный человек еще мог бы появиться, но без социальной жизни невозможно представить его становление на уровне высшего существа на нашей планете.

Читайте также: