Юридическая сила правовых актов управления доклад

Обновлено: 20.05.2024

1.2 Классификация правовых актов управления 9
1.3 Юридическое значение правовых актов управления 13
2 Требования, предъявляемые к правовым актам управления 15
2.1 Основные требования, предъявляемые к правовым актам управления 15
2.2 Порядок подготовки и издания правовых актов управления 18

2.3 Последствия правовых актов управления

не соответствующих требованиям 20
Заключение 23
Список использованных источников и литературы 26

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы курсовой работы обусловлена ежедневым участием правовых актов управления в регулировании общественных отношений, которые определяют права и обязанности участников. В правовых актах управления нормативно закреплено волеизъявление государственного управления в виде властного предписания на продолжительный срок. Все ветви государственной власти наделены полномочиями издавать соответствующие правовые акты.

В связи с этим необходимость иметь теоретические знания по данной теме помогает с помощью понятия и классификации разграничивать правовые акты управления, а так же знать основные требования к ним, что несомненно помогает анализировать и делать обоснованные выводы по актуальным обнародованным актам управления на сегодняшний день.

Исходя из изложенного об актуальности темы исследования, сформулирована следующая цель данной курсовой работы: выделить понятие, признаки, а так же классификацию правовых актов управления.

Достижение указанной цели обусловило необходимость постановки и решения следующих задач:

- всесторонне изучить сущность правового акта управления;

- теоретически обосновать и выделить классификацию правовых актов управления;

- определить юридическое значение правовых актов управления;

- выделить основные требования предъявляемые к правовым актам управления;

- рассмотреть практические материалы по порядку подготовки и изданию правовых актов управления;

- выявить последствия правовых актов управления не соответствующих требованиям.

При написании курсовой работы были применены следующие методы: общие и частные методы исследования, в том числе, системно-правовой и другие, системный анализ изучаемых явлений и результатов.

Теоретической основой курсовой работы послужили работы таких авторов, как: Попов Л.Л., Мелехин А.В., Треушников М.К., Кикоть В. Я., Конин Н. М.

Нормативной базой курсовой работы являлись Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы и подзаконные нормативные правовые акты, правила, указы Президента. Эмпирической базой данной курсовой работы являлись акты Правительства РФ, типовые регламенты, акты правоприменения по конкретным делам.

Методологическую основу исследования составили как общенаучные методы – анализ, синтез, обобщение, так и частно-научный – формально-юридический.

Структура курсовой работы обусловлена целью и поставленными задачами и включает в себя: введение, две главы, включающих три параграфа, заключения и списка использованных источников и литературы.

Понятие, признаки, классификация правовых актов управления

Сущность правового акта управления

Исходя из исторически сложившейся теории многие авторы характеризуют правовые акты управления, исключительно основываясь на важнейших признаках и характеристиках, которые дают основание всесторонне подойти к определению понятия. Основная трудность в определении понятия заключается незакрепленном нормативного определения отечественным законодателем.

Административный акт или правовой акт управления - выступает в качестве практического средства по несению прикладного смысла задач, целей, а главное функций административной власти. По форме являющиеся исполнительно-распорядительными предполагающие набор деятельности[1].

Чаще всего это решения, принимаемые субъектами исполнительной власти участвуя в процессе жизнедеятельности страны. Следуя за важнейшими областями развития такими как: хозяйственной, социально-культурной, административно-политической. Несомненно, управление-это большое искусство принимать каждый день решения по созданию благоприятной среды для жизни, но и немаловажно грамотно выстраивать работу по претворения их в жизнь.

Правовой акт - наиболее разнообразный и, пожалуй, самый объемный по своему содержанию и правовому значению юридических актов. Правовые акты издаются без исключения всеми ветвями власти. Они издаются органами исполнительной власти, ответив тот факт, что правовые акты издаются так же и другими ветвями государственной власти,- законодательной, а так же судебной властью. В свою очередь правовые акты судебной власти носят локальный характер и направлены на разрешение внутриорганизационных моментов связанных с разрешением тех или иных вопросов в ходе действия системы самого органа.

Приятно понимать под правовыми актами органов исполнительной власти и местного самоуправления понимается чаще всего односторонние юридически властные предписания носящие исключительно императивный характер, которые следуя правовой природе императивности, влекут юридически значимые последствия и обязательны к исполнению[2]. Правовые акты управления как уже говорилось ранее наиболее обширная и распространенная форма по реализации задач, целей и функций, поставленных под той или иной организацией публичного управления, относящийся как мы уже выяснили к любой из ветвей власти, не зависимо от ее устройства и организации, вне зависимости от территориальной формы (государственного управления или местного самоуправления).

Порядок принятия регламентирован важнейшими нормативно-правовыми актами, которые устанавливают порядок подготовки и принятия соответствующих правовых актов органами публичного правоотношения:

- Регламент Правительство РФ, утверждённый постановлением Правительства РФ от 1 июня 2004 г. № 260;

- Типовой регламент внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденный постановлением Правительства РФ от 28 июля 2005 г. № 452;

- Типовой регламент взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, утверждённый постановлением Правительства РФ от 19 января 2005 г. № 30;

- Правила подготовки нормативных актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утверждённые постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 соответствующие нормативные правовые акты, принимаемые органами государственной власти в субъектах РФ[3].

Правовому акту управления (административному акту) присущи следующие характерные признаки:

В первую очередь правовой акт - это решение уполномоченного субъекта имеющее властный характер, направленное на управленческое разрешение конкретных задач по управлению и реализации функций, принятое в соответствии с установленными законом нормами и правилам управленческого процесса.

Субъектом публичного (органом государственного управления, органом местного самоуправления, должностными лицами) управления в порядке установленном законом и иными нормативными актами, а так же в пределах установленных компетенций[4].

Принятие в одностороннем порядке так же является одним из характерных признаков правовых актов управления, специальным органом публичного управления, либо должностным лицом, наделенным властными полномочиями. В свою очередь они и несут ответственность за надлежащее его исполнение, а так же осуществляют контроль над ним. Данный акт может быть в установленном законодательством порядке быть оспорен или даже признан недействительным в порядке установленном законом или иными нормативными актами.

Юридически властное волеизъявления как еще один немаловажный признак присущий административному акту, в нем как раз и содержится полное волеизъявление государственно-властного субъекта административных правоотношений в пределе полномочий. Форма данного волеизъявления служит для субъекта как в акте управления, так же и в юридическом документе носящий государственно-властный характер, того или иного органа государственной власти.

Самое важное, о чем нужно понимать при характеристике правовых актов управления, что он - императивен. Правовой акт управления носящий обязательный характер и правила поведения в сфере публичных правоотношений, либо специфичная регламентация тех или иных управленческих отношений подлежащих к неукоснительному и безусловного исполнению.

Границы поведения должностных лиц так же определены актом правового управления в сфере государственно-властного управления[5].

Правомерность или как приятно говорить – Законность, либо подзаконность правового акта управления.

В процессе деятельности органов управления (должностных лиц) правовые акты управления могут иметь разновидность юридически значимых документов и представлять из себя различные справки, заключения, протоколы и другие документы фиксирующие определенные обстоятельства и имеющие юридическое значение. Но не содержат обязательных к исполнению предписаний в заключенных в одностороннем порядке.

Любой правовой акт управления имеет законодательно регламентированную специальную форму и порядок принятия.

Некоторые авторы считают, что юридическое значение административных актов заключается в том, чтобы показать их правовую роль в юридической практике опираясь не только на деятельность органов государственного управления и местного муниципалитета, но и органов остальных ветвей власти, законодательной и судебной ветвей власти соответственно[6].

1.2 Классификация правовых актов управления

Следуя доктринальному (теоритическому) рассмотрению классификации правовых актов управления, следует различать по юридическому содержанию следующие аспекты:

Нормативные акты призваны устанавливать, изменять или отменять юридические нормы, они содержат общие нормы поведения, распространяющиеся на неопределенный круг лиц, другими словам – не содержат конкретного адресата, не обращены к конкретному лицу или кругу лиц, рассчитанные на применение неоднократно в тех или иных ситуациях исходящих из гипотезы нормы[7].

Нормативные акты органов государственной власти в зависимости от отраслевой принадлежности могут содержать нормы как моноотраслевые так и полиотраслевые.

В теории рассматриваются нормы распространяющиеся по кругу лиц, их можно подразделить на следующие акты:

- Внутриведомственные (включают в себя локальные);

Индивидуальные акты представляют собой решения субъектов органов власти по вопросам отнесенных к их компетенции, обращенные исключительно к конкретным лицам. По своей природе являются правоприменительными актами, с их помощью возникают, изменяются, прекращаются правоотношения присущие данной сфере общественных отношений. Большинство из них правонаделительные, оперативно-распорядительные, другой разновидностью индивидуальных актов являются правоохранительные, юрисдикционные решения (по спорам, жалобам, использованию принудительных средств). По юридическим последствиям индивидуальные акты могут быть обязывающими, запрещающими, управомочивающими, содержащими отказы.

В общих актах могут содержаться как предписания имеющие кратковременный характер (о переносе события, о временном изменении в правилах внутреннего распорядка дня) так же могут содержаться общие требования (уделить внимания к отдельным трудовым аспектам, обратить внимание на то или иное событие).

В свою очередь в смешанных актах могут содержаться одновременно властные предписания и правоприменительные решения, и даже общие требования.

В научной литературе многие авторы разделяют правовые акты управления по субъектам, уполномоченным на приятие административные акты которые образуют три большие неравные группы.

Акты органов исполнительной власти и должностных лиц.

Является самой большой группой, включает в себя:

- Указы и распоряжения Президента РФ;

- Постановления и распоряжения Правительства РФ;

- Приказы, постановления и другие акты центральных органов РФ;

- Акты территориальных федеральных органов;

- Постановления и иные правовые акты мэров, губернаторов;

- Акты органов исполнительной власти субъектов Федерации;

- Приказы и иные акты руководителей местных органов государственной власти[8].

Необходимо выделить акты субъектов власти, которые не находятся в системе аппарата исполнительной власти:

Постановления судей по делам об административных правонарушениях;

Приказы председателей судов, прокуроров, председателей представительных органов, имеющие внутриаппаратное значение.

Акты общественных организаций, которым делегированы некоторые государственно-властные полномочия.

Правовые акты управления имеют различия по форме, могут быть письменными, устными, конклюдентными.

Чаще всего письменные акты это разновидность служебных документов.

Устные могут использоваться в ходе руководства по обеспечению общественной безопасности, в воинских частях, так же имеют неукоснительный характер для их исполнения.

Конклюдентные могут быть использованы по средствам жестов работников полиции[9].

Так же необходимо отметить такую важнейшую характеристику различие актов по функциональной роли. Можно разделить правовой акт управления - плановый, по финансовым вопросам, по кадровым делам, а так же учету.

Исходя из объема полномочий органа осуществляющего государственную власть различаются:

Можно выделить по акты по степени сложности, они могут быть как простыми, так и сложными и уникальными

В зависимости от даты и времени действия стоит разделять акты, вступающие в силу:

- С даты, указанной в самом правовом акте управления;

- В срок, указанный в другом акте. Так, Указом Президента РФ от 26 марта 1992 г. установлено, что указы Президента, имеющие нормативный характер, вступают в силу по истечении семи дней после их официального опубликования.

После государственной регистрации и официального опубликования. С этой даты вступают в силу нормативные акты центральных органов РФ, затрагивающие права граждан или носящие межведомственный характер, принятые после 1 марта 1993 г.

Еще одна немаловажная классификация это зависимость от порядка приятия, как известно акты могут быть приняты как коллегиально (квалифицированным большинством), так и единолично. Чаще всего акты которые значатся как единолично предаются общественному обсуждению и согласовываются в компетентных органах, тем самым готовятся, согласовываются, обсуждаются, по мнению большинства группы лиц[10].

Юридическое значение правовых актов управления

При детальном анализе актов государственного управления от актов рассмотренных в предыдущей главе, следует отметить и определить специфику назначение органами исполнительной власти в взаимодействии с другими ветвями власти, а так же в общей системе управленческой деятельности. Следует выделить исходя из Конституции РФ государственную власть, которая осуществляется на основополагающих конституционных началах разделяя ее на законодательную, исполнительную и судебную власть. Акты органов всех трех ветвей власти в соответствии с законами РФ осуществляя свою деятельность по управлении отличаются от законов тем, что:

- В системе правовых актов закон имеет высшую юридическую силу;

- Любой акт государственного (муниципального) управления должен быть издан на базе закона (непосредственно или опосредованно);

- Никакой акт государственного управления не имеет возможность отменить или же поменять закон;

- Закон может отменить или приостановить действие акта управления;

- В случае, если акт государственного управления противоречит закону, действует закон[11].

Правовой формой правосудия являются судебные акты, они всегда индивидуальны. Судебные акты по своей природе могут быть исключительно индивидуальны. Ведь решения суда всегда носит исключительный характер и направлено на конкретное лицо или общественное отношение направленное на участников процесса. Соответственно такие акты не могут содержать в себе норм права. Акты управления напротив включают не только конкретные предписания, но и правовые нормы. Суд может принять акты исключительно полагаясь на закон и с его основания может вынести свое решение. В отличие от суда акты управления принимаются, разумеется, в порядке предусмотренном законом, так и на властном предписании вышестоящего органа управления. Судьи принимают судебные акты на основании закона, а так же при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону. Акты управления как уже говорилось принимаются на основании как закона, так и властных предписания очередь возможность их обеспечения должно обеспечиваться самой организацией. По своей юридической природе акты организаций близки к актам государственной власти. Имеют множество схожих черт, такие как: при нарушении применяются меры государственного принуждения, возложение функций государства, вышестоящих органов управления.

Негосударственные организации в том числе имеют право издавать акты внутри организации распространяя свое влияние на членов организации, в свою очередь возможность их обеспечения должно обеспечиваться самой организацией. По своей юридической природе акты организаций близки к актам государственной власти. Имеют множество схожих черт, такие как: при нарушении применяются меры государственного принуждения, возложение функций государства[12].

Действие актов управления — это правовой режим их практического применения: они начинают устанавливать, изменять или прекращать правоотношения; они применяются при разрешении споров и иных индивидуальных дел в управлении; на них ссылаются при рассмотрении различных дел; они используются в качестве юридических документов и доказательств в государственных органах. Действие правового акта управления (т.е. применение его при разрешении споров и регулировании общественных отношений) возможно лишь при наличии у него юридической силы.

Юридическая сила показывает способность акта управления выступать в роли нормативного регулятора управленческих отношений. Она обеспечивает необходимость обязательного исполнения данного акта всеми субъектами, которым он адресован. В случае неисполнения или нарушения акта управления государство и его органы вправе требовать от этих субъектов исполнения данного акта, причем в некоторых случаях могут применяться и меры принудительного воздействия.

В государственном управлении существуют принципы презумпции законности актов управления (его соответствие требованиям и положениям законов, издание в рамках предоставленной компетенции, соблюдение процессуальных правил), а также презумпции их правильности и обоснованности, т.е. предполагается, что акт управления издан с соблюдением всех юридических требований и обязателен для всех лиц, которым он адресован. Правовые акты управления начинают действовать, т.е. приобретать юридическую силу, с момента их издания (принятия, утверждения) или опубликования в установленном порядке и действуют до момента их официальной отмены (или изменения); они утрачивают силу в связи с истечением срока их действия. В некоторых случаях устанавливаются специальный порядок вступления его в силу (например, с конкретной даты или устанавливаются иной срок и порядок вступления его в силу).

Важнейшими условиями вступления акта управления в юридическую силу являются его подписание уполномоченным лицом и официальное опубликование. Момент вступления акта управления в действие, как правило, определяется при его принятии; может быть установлено, что акт вступает в силу с момента подписания или опубликования, или даты, указанной в самом акте.

Если при издании акта управления имеет место нарушение принципа законности, то его юридическая сила, практическая целесообразность и обоснованность могут быть поставлены под сомнение. В связи с этим следует прибегнуть к процедуре проверки актов управления на соответствие законам. В результате проведенной проверки судебными или административными органами акт управления может быть признан недействующим, так как он нарушает принцип законности и обоснованности.

Можно выделить характерные для всех производств по изданию (или принятию) административных актов элементы.

1. Наличие нормативно установленной процедуры издания или принятия актов управления.

2. Виды административных актов, которые вправе издавать те или иные органы исполнительной власти, а также должностные лица.

3. Подготовка проекта правового акта управления. На этой стадии определяется срок подготовки акта и ведется его разработка, тем органом или должностными лицами, в компетенцию которых это входит.

4. Определение структуры проекта правового акта, которая должна обеспечивать логическое развитие правового регулирования, его обсуждение.

5. Согласование акта управления с заинтересованными ведомствами и должностными лицами; согласование является обязательной стадией разработки, если это устанавливается в специальном нормативном акте.

6. Подготовка предложений об изменении и дополнении или признании утратившими силу соответствующих ранее изданных актов или их частей в связи с изданием нового административного акта.

7. Издание (подписание, утверждение) правового акта управления.

8. Доведение принятого административного акта до сведения лиц, которые будут его исполнять или соблюдать его требования и положения, является необходимой стадией принятия акта управления.

9. Направление принятого (утвержденного) правового акта управления в Министерство юстиции РФ для его государственной регистрации (если в силу действия специальных нормативных актов это обязательно).

10. Официальное опубликование правового акта управления.

а) соблюдение установленных требований к правовому содержанию акта управления;

б) соблюдение порядка их издания и вступления в силу.

При соблюдении указанных требований акты управления являются законными; при несоблюдении же таких требований они могут быть признаны недействительными (незаконными) и соответственно утрачивают свою юридическую силу.

Законные и отвечающие всем требованиям, принятые в установленном порядке, правовые акты управления, могут терять юридическую силу в связи с истечением срока действия данного акта, в связи с принятием нового акта, заменяющего старый, и т.д. Таким образом, утрата юридической силы базируется и на законных основаниях. Новый акт по поводу прекращения старого решения уже не принимается.

На практике существует несколько способов обеспечения законности правовых актов управления. Такими способами являются:

1) отмена акта управления (или внесение в него необходимых изменений или дополнений);

2) приостановление их действия или их исполнения.

Российское законодательство и соответствующие административно-правовые нормы определяют, что утрата юридической силы акта управления происходит вслучае его отмены в порядке, установленном нормативными актами. Отмена правового акта управления может быть осуществлена как органами (должностными лицами), которые приняли данный акт управления (а также вышестоящими органами или должностными лицами), так и органами, имеющими право отмены акта управления в случае обнаружения его несоответствия принципу законности.

Главная причина прекращения действия актов управления судом и федеральными органами исполнительной власти общей компетенции‑ нарушение принципа законности при их подготовке и издании или в самом тексте административных актов. Органы исполнительной власти специальной компетенции вправе при отмене акта учитывать его полезность и целесообразность для социальной практики.

Правовой акт утрачивает юридическую силу, когда он:

1) признан судом (Конституционным Судом РФ, конституционными (уставными) судами субъектов РФ, судом общей юрисдикции, арбитражным судом) не соответствующим Конституции РФ и иным федеральным законам или признан незаконным (недействительным, недействующим);

2) отменен органом, его издавшим или уполномоченным вышестоящим органом. Органы исполнительной власти имеют право пересмотра принятых ими административных актов, их изменения и отмены в связи с их незаконностью, необоснованностью, отсутствием позитивного действия, нецелесообразностью.

Основаниями для отмены акта управления или для внесения в них изменений и дополнений являются: незаконность акта управления (противоречие нормам законодательства); практическая нецелесообразность; отсутствие положительных результатов действия актов управления; необходимость замены устаревшего акта управления новым; истечение срока действия акта управления.

Приостановление акта управления ‑ официальноевременное прекращение действия данного акта до момента рассмотрения и принятия по нему окончательного решения органом, имеющим право отменять или изменять правовой акт управления. Акт управления не подлежит применению, т.е. временно не действует (однако он не утрачивает своей юридической силы), когда, например:

1) Президент РФ приостанавливает действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ (актов высшего должностного лица субъекта РФ или акта органа исполнительной власти субъекта РФ) в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина ‑ до решения этого вопроса соответствующим судом;

2) суд общей юрисдикции приостанавливает действие оспариваемого решения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица до вступления в законную силу решения суда по заявлению гражданина или организации;

3) прокурор приносит протест на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении (что приостанавливает исполнение постановления до рассмотрения протеста). Прокурор может также опротестовать акт управления, принятый органом исполнительной власти или органом местного самоуправления. В этом случае он направляет в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления протест, в котором указываются нарушения законности и требование отменить или изменить (привести в соответствие с законами) опротестованный акт управления. Если протест прокурора оставлен без удовлетворения, прокурор имеет право обратиться в суд с заявлением о признании акта управления незаконным (недействительным).

Читайте также: