Взаимосвязь в природе доклад 3 класс

Обновлено: 17.05.2024

Как человек и природа связаны между собой

Окружающий мир

Люди в процессе своей жизнедеятельности постоянно стремились к тому, чтобы использовать для своих нужд природные ресурсы. Между человеком и природой есть связь. Из окружающего мира за 3 класс известно, что последствия этого взаимодействия не всегда приводят к желаемому. Негативным результатом, грозящим человечеству, является грядущее глобальное потепление.

Роль природы

Взаимоотношения человека с природой и их значимость трактовались в соответствии с историей развития общества. Даже на наскальных рисунках в древности это была заметная тесная связь. В античный период природа считалась единой, но она изменялась и совершенствовалась по своим законам. Античная философия не противопоставляла человека природе. В докладах христиан, живших в Средние века, человек считался созданием бога, который наделил его душой. Он ставился выше природы, и природа должна была подчиняться ему.

В эпоху Возрождения взаимоотношения с природой рассматривались в другом ракурсе.

Человек обратил внимание на красоту природы. В этот период появились шедевры мирового искусства, которые способны доказать красоту окружающей действительности. Хотя одновременно преобладало пренебрежительное отношение к природе. Люди начали вмешиваться в природу и изменять часть её в соответствии со своими потребностями. Период жизни человека, когда он полностью зависел от природы и мог выжить только благодаря природным дарам, вынуждал вести кочевой образ жизни.

Земледелие и скотоводство

Когда стало развиваться скотоводство и земледелие, начался переход к производству орудий труда, что привело к непосредственному влиянию на природу. Началась вырубка лесных массивов, строительство оросительных систем. Деятельность людей непосредственно зависела от погодных условий, почвы и рельефа местности. Земледелие было распространено там, где были плодородные почвы. В степных зонах люди предпочитали заниматься скотоводством.

Новая стадия отношений человека с природой началась с развитием промышленного производства. Научно-техническая революция непосредственно связана с концепцией о захвате всех природных ресурсов.

Её внедрение во все сферы жизни привело к тому, что Земля оказалась на грани природной катастрофы.

Природное происхождение человека и его связь с биосферой однозначны. Люди могут жить при соответствующих условиях окружающей среды: температурный режим, структура воды, атмосферы, почвы. Всё это относится к понятию экологическая среда. Человечество научилось приспосабливаться к изменениям условий обитания. Но пагубные воздействия на природу протекают быстрее, чем адаптация. Если этот процесс не удастся остановить, то последствия будут плачевными.

Влияние человека

Можно привести несколько тысяч примеров, подтверждающих губительное воздействие людей на природу. С каждым годом наблюдаются глобальные изменения, они угрожают всей планете.

На изменение климата и предстоящее мировое потепление доминирующее влияние оказывают следующие факторы:

Засорение атмосферы

Загрязнение мирового океана

  • Засорение атмосферы. Оно происходит в результате работы промышленных предприятий, выхлопа газов транспортными средствами, работ по выкачиванию нефти и добыче угля. Сегодня атмосфера получает от деятельности людей четыреста миллионов тонн различных выбросов. Это способствует возникновению парникового эффекта. С начала прошлого века ежегодно средняя температура воздуха повышается на семь тысячных градусов по шкале Цельсия. Идёт постепенный процесс повышения температуры, который приведёт к таянию ледовой зоны и повышению уровня воды в океанах. Под водой окажутся острова и материки.
  • Уничтожение лесных массивов ведёт к нарушению водного режима. Исчезают реки, происходит высыхание почвы. Это ведёт к вымиранию многих видов рыб. Вырубка леса привела к гибели некоторых видов животных и других живых существ. Это привело к нарушению природного баланса.
  • Загрязнение мирового океана приводит к изменению состава воды. В ней появляются радиоактивные элементы, тяжёлые металлы, хлориды. В воды океанов каждый год сбрасывается более пятнадцати миллионов тонн нефтяных отходов танкерами, пассажирскими и грузовыми судами. В океан попадают радиоактивные элементы (авария в Японии на атомной электростанции), пластиковые отходы. Это угрожает жизни морских обитателей. Огромный остров, состоящий из пластикового мусора площадью более миллиона квадратных километров и глубиной около десяти метров, плавает в Тихом океане. Морские животные и рыбы иногда ошибочно заглатывают пластмассовый мусор. В оставшиеся в океанах сети рыбаков, запутываются морские животные. Это приводит к их гибели.
  • Засорение пресноводных водоёмов происходит за счёт слива канализационных стоков заводов и фабрик. Во многих реках произошли катастрофические изменения. Одна из самых загрязнённых рек в мире ― Эльба.
  • Загрязнение почвы происходит в результате попадания туда вредоносных элементов. Этому способствует деятельность предприятий промышленности и внесение удобрений для повышения урожайности сельхозкультур. Ещё одна причина ― отсутствие отлаженной системы по переработке мусора и его скопление на свалках. Это приводит к накоплению вредных веществ в поверхностном слое почвы.
  • Противозаконное уничтожение животных также относится к нарушению экологической системы. Браконьеры уничтожили многие виды зверей и птиц. Редкие виды животных занесены в Красную книгу, созданы заповедники и национальные парки. В Африке процветает такой вид бизнеса, как трофейная охота. Заплатив деньги, любой человек может поохотиться и убить просто так льва, тигра или пантеру.

Сохранение природных богатств

Чтобы природная среда сохранила свою красоту, надо принимать соответствующие меры:

  • Для улучшения экологической обстановки нужно создавать новейшие технологии в использовании природных ресурсов, которые позволят свести к минимуму вредные выбросы.
  • Организовать охрану растительного и животного мира для сохранения имеющихся на земном шаре представителей флоры и фауны.
  • Оснастить все производственные предприятия в городах высокотехнологичными способами очистки, которые будут наносить минимальный вред природной среде.
  • В качестве источников энергии в промышленности и в бытовой жизни использовать как альтернативу солнечную энергию, энергию ветра, атмосферных газов.

Альтернатива солнечной энергии

Весь мир имеет между собой тесную взаимосвязь. Человек участвует, с одной стороны, в разрушительных преобразованиях природы, а с другой стороны, обогащает её.

Выводит новые виды растений, проявляет заботу о животном мире.

Природу можно назвать матерью рода человеческого. Именно благодаря ей развивалось общество. По мере его развития и становления природные ресурсы постоянно истощались. Людям необходимо принять срочные меры для защиты природы и бережно относится к её богатствам. Окружающий мир прекрасен. Каждый человек должен с заботой и вниманием относиться к тому месту, где он живёт. Надо сохранять и приумножать природную красоту.


Несмотря на все достижения науки и техники человек до сих пор находится в зависимости от природы. При этом и люди оказывают на природу огромное влияние.

Как природа влияет на человека?

Природа предоставляет человеку те ресурсы, которые необходимы ему для жизни. Самыми важными из них являются свежий воздух, чистая вода, солнечный свет и пища. Без этих благ природы человек в принципе не может жить.


Но по мере развития нашей цивилизации люди стали добывать и другие ресурсы, которые нужны нам для комфортной жизни. Сначала человек освоил некоторые строительные материалы (дерево, мрамор, гранит), а также самые распространенные металлы (медь, бронзу, железо, золото, серебро). В дальнейшем список добываемых материалов расширился, стали использоваться алюминий, титан, никель, вольфрам, уран. Первым ископаемым топливом, освоенным человеком, можно считать уголь. В XIX в. вместо него стали применять нефть (точнее говоря, топливо, получаемое из нефти), а в XX в. пришел черед природного газа. Также природа дает нам возможность получать электричество, не сжигая природные ресурсы. Надо лишь использовать энергию рек и приливов, солнечного света и ветра.


Однако природа может и негативно воздействовать на человека. Периодически происходят природные катаклизмы, жертвами которых становится множество людей. Это извержения вулканов, землетрясения, ураганы, наводнения. Существуют и другие бедствия, которые напрямую не убивают людей, но косвенно приводят к большим потерям. Например, сильная засуха провоцирует неурожай, что в свою очередь может привести к голоду в бедных странах.


Порою природное бедствие связано с воздействием на человека живой природы. В качестве примера можно привести крупные эпидемии или нашествия саранчи.

Как человек влияет на природу?

Человек отличается от других обитателей Земли тем, что он не только приспосабливается к природе, но и сам способен преобразовывать ее под свои нужды. Ещё в глубокой древности люди начали распахивать землю, строить первые поселения и вырубать леса, тем самым меняя природный ландшафт. На сегодняшний день возможности человека возросли – он строит целые города, прокладывает шоссе и железные дороги. Более того, ему удалось даже изменить географию планеты – построив Суэцкий канал, человек отделил Африку от Евразии, а воды Красного и Средиземного моря соединил. Аналогично и Панамский канал разделил Северную и Южную Америку.


Деятельность человека приводит к вымиранию других животных. Классический пример – это мамонт, истребленный ещё первобытными людьми. С развитием цивилизации растет и скорость исчезновения биологических видов.


В последние два века человек стал влиять и на глобальный климат на планете. С ростом промышленности увеличились выбросы в атмосферу углекислого газа, что в свою очередь приводит к глобальному потеплению. С последние десятилетия сильно сократилась площадь льдов в Арктике, расширилась территория пустынь. В свою очередь эти изменения влияют на живую природу. Например, таяние льдов приводит к сокращению ареала распространения белых медведей, и поэтому их численность сокращается.


Человек осознает негативные последствия своей деятельности и пытается как-то компенсировать их. Создаются специальные заповедники, на территории которых сохраняются вымирающие виды. Для предотвращения глобального потепления устанавливаются ограничения на выбросы углекислого газа. В последние годы идет всестороннее ужесточение экологического законодательства.

Подведение итогов

Человек и природа сильно влияют друг на друга. Люди должны осознавать, что урон, нанесенный природе, в конечном итоге приводит к негативным последствиям и для самого человека.

Всё, окружающее нас, – воздух, вода, земля, растения и животные – это природа. Она может быть живой и неживой. Живая природа – это человек, животные, растительный мир, микроорганизмы. То есть это все, что способно дышать, питаться, расти и размножаться. Неживая природа – это камни, горы, вода, воздух, Солнце и Луна. Они могут не изменяться и оставаться в одном и том же состоянии многие тысячелетия. Связи живой и неживой природы существуют. Все они взаимодействуют друг с другом. Ниже схема живой и неживой природы, о которых и пойдет разговор в этой статье.

связи живой и неживой природы

Взаимосвязь на примере растений

Наш окружающий мир, живая, неживая природа не могут существовать по отдельности друг от друга. Например, растения относятся к объектам живой природы и не могут выживать без солнечного света и воздуха, так как именно из воздуха растения получают для своего существования углекислый газ. Как известно, он в растениях запускает процессы питания. Получают питательные вещества растения из воды, а ветер помогает им размножаться, разнося их семена по земле.

Взаимосвязь на примере животных

Животные также не могут обходиться без воздуха, воды, еды. Например, белка питается орехами, которые растут на дереве. Она может дышать воздухом, она пьет воду и так же, как растения, не может существовать без солнечного тепла и света.

схема живой и неживой природы

Наглядная схема живой и неживой природы и их взаимосвязь приведены ниже.

взаимосвязь живой и неживой природы

Появление неживой природы

На Земле изначально появилась неживая природа. Объекты, относящиеся ней, – это Солнце, Луна, вода, земля, воздух, горы. Со временем горы превратились в почву, а солнечное тепло и энергия позволили первым микробам и микроорганизмам появиться и размножаться сначала в воде, а затем и на земле. На суше они учились жить, дышать, питаться и размножаться.

Свойства неживой природы

Неживая природа появилась вначале, и ее объекты являются первичными.

Свойства, которые характерны для объектов неживой природы:

  1. Они могут находиться в трех состояниях: твердом, жидком и газообразном. В твердом состоянии они устойчивы к воздействиям окружающей среды и крепки по своей форме. Например, это земля, камень, гора, лед, песок. В жидком состоянии они могут находиться в неопределенной форме: туман, вода, облако, нефть, капли. Объекты в газообразном состоянии – это воздух и пар.
  2. Представители неживой природы не питаются, не дышат и не могут размножаться. Они могут менять свой размер, уменьшать или увеличивать его, но при условии, что это происходит при помощи материала из внешней среды. Например, кристалл льда может увеличиться в размере за счет присоединения к нему других кристаллов. Камни могут терять свои частицы и уменьшаться в размерах под воздействием ветров.
  3. Неживые объекты не могут рождаться, а соответственно, и умирать. Они появляются и никуда уже не исчезают. Например, горы не могут никуда пропасть. Несомненно, что некоторые объекты способны переходить из одного своего состояния в другое, но не могут умереть. Например, вода. Она способна находиться в трех разных состояниях: в твердом (лед), жидком (вода) и в газообразном (пар), но она так и остается существовать.
  4. Неживые объекты не могут передвигаться самостоятельно, а только при помощи внешних факторов окружающей среды.

живая неживая природа 5 класс

Отличия неживой природы от живой

Отличием от живых организмов, признаком неживой природы является то, что они не могут воспроизводить потомство. Но, появляясь в мире однажды, неживые объекты никогда не исчезают и не умирают – кроме случаев, когда под влиянием времени они переходят в другое состояние. Так, камни через какое-то количество времени вполне могут превратиться в пыль, но, изменяя свой вид и свое состояние и даже распадаясь, своего существования не прекращают.

Появление живых организмов

Связи живой и неживой природы возникли сразу же после появления объектов живой природы. Ведь природа и объекты живой природы смогли появиться только при определенных благоприятных условиях внешней среды и непосредственно при особом взаимодействии с объектами неживой природы – с водой, с почвой, с воздухом и Солнцем и их сочетанием. Взаимосвязь живой и неживой природы неразрывна.

окружающий мир живая неживая природа

Жизненный цикл

Все представители живой природы проживают свой цикл жизни.

  1. Живой организм может питаться и дышать. Связи живой и неживой природы, конечно же, присутствуют. Так, живые организмы способны существовать, дышать и питаться при помощи объектов природы неживой.
  2. Живые существа и растения могут рождаться и развиваться. Например, растение появляется из маленького семени. Животное или человек появляется и развивается из эмбриона.
  3. Все живые организмы имеют способность размножаться. В отличие от гор, растения или животные могут бесконечно сменять жизненные циклы и смену поколений.
  4. Жизненный цикл любого живого существа всегда заканчивается смертью, то есть они переходят в другое состояние и становятся объектами неживой природы. Пример: листья растений или деревьев уже не растут, не дышат и им не нужен воздух. Труп животного в земле предается разложению, его составляющие становятся частью земли, минералами и химическими элементами почвы и воды.

Объекты живой природы

Объектами живой природы являются:

  • люди;
  • животные;
  • птицы;
  • растения;
  • рыбы;
  • водоросли;
  • паразиты;
  • микробы.

Объекты неживой природы

К объектам неживой природы относятся:

  • камни;
  • водоемы;
  • звезды и небесные светила;
  • земля;
  • горы;
  • воздух, ветер;
  • химические элементы;
  • почва.

Связи живой и неживой природы присутствуют повсюду.

Например, ветер срывает листву с деревьев. Листья – это объект живой природы, а ветер относится к неживым объектам.

Пример

Взаимосвязь живой и неживой природы можно увидеть на примере утки.

Утка – живой организм. Она – объект живой природы. Утка создает свой дом в камышовых зарослях. В этом случае она связана с растительным миром. Пищу утка себе ищет в воде – связь с неживой природой. При помощи ветра она может летать, солнце согревает и дает свой свет, необходимый для жизни. Растения, рыбы и другие организмы являются для нее пищей. Солнечное тепло, солнечный свет и вода помогают жизни ее потомства.

Если в этой цепи убрать хоть одну составляющую, то жизненный цикл утки нарушается.

Все эти взаимосвязи изучает живая, неживая природа. 5 класс в средней общеобразовательной школе по предмету "естествознание" полностью посвящен этой теме.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Окружающий мир 3класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

Окружающий мир 3класс

Окружающий мир 3класс







  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 605 586 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Что такое экология

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 16.10.2019 1340
  • PPTX 1.5 мбайт
  • 42 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Воробьева Инна Андреевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Время чтения: 2 минуты

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: