Взаимодействие полиции и росгвардии доклад

Обновлено: 07.07.2024

Постановлением N 1006 предусмотрено поддержание постоянного взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) по вопросам противодействия терроризму и экстремизму в целях :

выявления потенциальных нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта;

пресечения попыток совершения террористических актов на объектах (территориях);

минимизации возможных последствий и ликвидации угрозы террористических актов на объектах (территориях).

При планировании мероприятий по взаимодействию рекомендуется предусмотреть проведение совместных тренировок в соответствии с запланированными совместными действиями при возникновении террористических угроз:

попытке вооруженного проникновения на территорию организации или проникновения вооруженных лиц;

при обнаружении на территории организации или в непосредственной близости от него опасного предмета (взрывного устройства, др.);

при захвате заложников на территории (объекте) организации;

при совершении на территории (объекте) взрыва, поджога, другой чрезвычайной ситуации.

План взаимодействия должен обязательно предусматривать:

актуализацию, уточнение контактов дежурных (оперативных) служб территориальных органов;

получение информации о минимальных и максимальных сроках прибытия служб в организацию в случае возникновения чрезвычайной ситуации.

Также взаимодействие с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2017 г. N 638 "О взаимодействии федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, физических и юридических лиц при проверке информации об угрозе совершения террористического акта, а также об информировании субъектов противодействия терроризму о выявленной угрозе совершения террористического акта".

Приказ СК России/Росгвардии от 02.12.2017 N 142/518 "Об утверждении Инструкции об организации работы по взаимодействию Следственного комитета Российской Федерации и Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации при осуществлении взаимных расчетов в связи с обеспечением Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации"

Приказ Генпрокуратуры России/Росгвардии от 18.04.2017 N 271/119 "О Порядке взаимодействия Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации при осуществлении взаимных расчетов в связи с обеспечением органов военной прокуратуры"

СОГЛАШЕНИЕ между Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации и Федеральной службой охраны Российской Федерации об основных направлениях взаимодействия и координации деятельности

Приказ Министра обороны РФ/МВД России/МЧС России /Минпромторга России/ФСБ России /ФСО России /Росгвардии/СВР России /ГУСП России /Ростехрегулирования от 02.10.2017 N 604/749/409/3409/543/554/415/46/68/2061 "Об утверждении Положения о Межведомственном совете по обеспечению единства измерений при осуществлении деятельности в области обороны и безопасности Российской Федерации"

Приказ Росгвардии/МВД России от 26.06.2017 N 188/417 "Об утверждении Порядка предоставления полиции доступа к банкам данных о лицах, получивших удостоверение частного охранника, и лицах, владеющих оружием"

Приказ Росгвардии от 30 сентября 2016 г. N 105/607 "О некоторых вопросах организации работы по реализации Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 157 "Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации"

Контроль и надзор за законностью деятельности правоохранительных органов

Как уже указывалось, к числу важнейших отличительных признаков правоохранительных органов относятся предоставление им в целях восстановления законности и правопорядка права применять меры государственного принуждения, общественного и иного воздействия. Реализация данного права, как правило, связана со вторжением этих органов в сферу наиболее жизненно важных интересов как отдельной личности, так и интересов отдельных государственных учреждений, общественных, частных коммерческих и иных организаций и структур. В целях предупреждения возможного нарушения законности со стороны правоохранительных органов за их деятельностью установлена определенная система контроля и надзора. Прежде всего это касается тех органов, которые находятся на основных направлениях правоохранительной деятельности: обеспечения общественной безопасности, правопорядка, предупреждения и пресечения преступлений, а также их раскрытия и расследования. К таким органам в первую очередь относятся органы безопасности, органы внутренних дел, органы государственной налоговой службы и др.

Законодательными и иными правовыми актами установлен ряд форм контроля над деятельностью этих органов, в том числе: парламентский; президентский; судебный; ведомственный.

Парламентский контроль осуществляется со стороны Федерального Собрания – парламента Российской Федерации в форме парламентских слушаний и расследований, заслушивания руководителей соответствующих министерств и ведомств.

Президентский контроль осуществляется путем заслушивания Президентом РФ отчетов руководителей соответствующих правоохранительных органов, утверждения общегосударственных программ их деятельности, определения видов информации о результатах правоохранительной деятельности и порядка ее представления.

Судебный контроль. Его осуществляет прежде всего Конституционный Суд Российской Федерации. Он рассматривает и разрешает на своих заседаниях дела о конституционности международных договоров, федеральных законов и иных актов органов законодательной власти, нормативных актов представительных и исполнительных органов. По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов Конституционный Суд РФ проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

Судебный контроль осуществляют также суды общей юрисдикции путем рассмотрения и разрешения уголовных дел о преступлениях, отнесенных к компетенции соответствующих правоохранительных органов (прокуратуры, органов внутренних дел, органов безопасности), рассмотрения и разрешения гражданских дел, связанных с защитой прав и законных интересов граждан[v], предприятий, учреждений и организаций.

Существует еще одна категория дел – дела об административных правонарушениях, которые могут вести различные правоохранительные органы. Реализуя полномочия по их рассмотрению, народные суды и судьи осуществляют одновременно контроль за законностью административного производства соответствующими правоохранительными органами. И, наконец, судебный контроль осуществляется в ходе рассмотрения дел о преступлениях и иных правонарушениях, совершаемых самими сотрудниками и должностными лицами правоохранительных органов.

В структурах некоторых правоохранительных органов (ФСБ, ОВД, прокуратура, органы юстиции и др.) установлена и осуществляется своя система ведомственного контроля.

Прокурорский надзор за исполнением законов правоохранительными органами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов осуществляет Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.

Тема 2. Федеральная служба войск национальной гвардии: основные направления, правовая основа, принципы деятельности.

Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардия)] — федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, спецслужба, создана 5 апреля 2016 года. В структуру службы входят войска национальной гвардии Российской Федерации, созданные на базе ВВ МВД России. Относится к государственным военизированным организациям, которые имеют право приобретать боевое ручное стрелковое и иное оружие.

Правовое положение Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации

Директор Росгвардии - главнокомандующий войсками национальной гвардии Российской Федерации пользуется при решении вопросов организации деятельности Федеральной службы, прохождения военной службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации и службы в Федеральной службе правами и полномочиями, установленными для руководителей федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба (служба).

Одной из ведущих задач Росгвардии является участие совместно с органами внутренних дел Российской Федерации в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности и режима чрезвычайного положения. Охрана общественного порядка осуществляется патрульно-постовыми нарядами, через сети стационарных постов полиции, патрульных участков, путем комплексного привлечения к охране общественного порядка сотрудников полиции и военнослужа­щих войск национальной гвардии, общественных формирова­ний.

Общественная безопасность - неотъемлемая часть национальной безопасности, охватывающая общественные отношения в сфере предотвращения или устранения угрозы для жизни, здоровья людей и их имущества. Ведущее место в системе сил обеспечения безопасности занимает МВД России и Росгвардия. В данной деятельности они в полной мере использует специальные силы и средства, которые действуют только в пределах своей компетенции и в соответствии с за­конодательством.

Чрезвычайное положение означает особый правовой ре­жим, вводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях.

Особо опасными преступлениями против общественной безопасности являются терроризм, т.е. идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами госу­дарственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насиль­ственных действий)5. В борьбе с терроризмом применяется Росгвардия. В частности, она может использоваться для пре­сечения террористических актов в Российской Федерации, на объектах производственной деятельности, участия в проведе­нии контртеррористической операции в порядке, предусмо­тренном законом.

Участие Росгвардии в территориальной обороне Рос­сийской Федерации предусматривает систему осуществля­емых в период действия военного положения мероприятий по охране и обороне военных, важных государственных и специальных объектов. Задача Росгвардии по охране важ­ных государственных объектов и специальных грузов осуществляется путем проведения комплекса организацион­ных, инженерно-технических мероприятий и войсковых действий с целью надежный охраны и обороны таких объектов и грузов. Так, к важным государственным объектам относятся объекты, расположенные в закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО), перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

Оказание содействия пограничным органам федеральной службы безопасности в охране государственной границы Российской Федерации осуществляется Росгвардией путем обеспечения по представлениям пограничных органов временного ограничения или воспрещения доступа граждан на отдельные участки местности или объекты вблизи Государственной границы во время проведения пограничных поис­ков и операций, при отражении вооруженных вторжений на территорию Российской Федерации или воспрепятствовании незаконным массовым пересечениям Государственной границы.

Осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере оборота оружия и в сфере частной охранной деятельности, а также осуществление вневедомственной охра­ны предполагает деятельность Росгвардии по трем направлением.

В соответствии с действующим законодательством об оружии, контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют органы внутренних дел и органы, уполномоченные Прави­тельством Российской Федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также органы государственного надзора за соблюдением государственных стандартов Российской Федерации.

Основные нормативно-правовые акты:

Федеральный закон от 13.12.1996 N 150-ФЗ

Федеральный закон от 28.03.1998 № 52-ФЗ

Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации

Указ Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. № 1065

Указ Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 557

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ

"О противодействии коррупции"

Указ Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 г. № 815

Федеральный закон от 6 марта 2006 г.№ 35-ФЗ

Федеральный закон от 19.07.2011 № 247-ФЗ

О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

Указ Президента Российской Федерации от 14 октября 2012 г. № 1377

Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ

О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

Постановление Правительства Российской Федерации от 25.03.2015 № 272

"Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)"

Федеральный закон от 03.07.2016 № 226-ФЗ

О войсках национальной гвардии Российской Федерации

Указ Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 157

"Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации"

Приказ Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 06.10.2016 № 286

"О полномочиях должностных лиц войск национальной гвардии Российской Федерации по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию"

Аннотация: Предметом исследования является организация совместного выполнения оперативно-служебных задач территориальными органами МВД России и подразделений войск национальной гвардии Российской Федерации как важных государственных институтов. Объектом исследования являются организационные вопросы взаимодействия сотрудников полиции и войск национальной гвардии Российской Федерации. Авторами подробно рассмотрены такие аспекты темы как необходимость создания подразделений Росгвардии с целью противодействия внутренним и внешним угрозам на территории России. Особое внимание уделяется организации противодействия основным факторам угроз национальной безопасности Российской Федерации – терроризму и экстремизму. В основу работы был положен метод сравнительного анализа, теоретическое рассмотрение и обобщение научной литературы, анализ статистики. Кроме этого, в работе использован общенаучный диалектический метод познания, предполагающий изучение правовых понятий и явлений в их развитии и взаимообусловленности Основным выводом проведенного исследования является обоснование необходимости создания новой силовой структуры – Росгвардии, и организации взаимодействия с ней правоохранительных органов Российской Федерации, с целью совместного обеспечения безопасности жизненно важных интересов общества и государства от преступных проявлений. Новизна исследования заключается в том, что авторами описаны актуальные аспекты взаимодействия Росгвардии и подразделений МВД России, а также особенности организации их совместной деятельности в пресечении экстремистской и террористической деятельности, организации деятельности при чрезвычайном положении, военном положении, в условиях проведения контртеррористической операции, а также в условиях организации территориальной обороны с четким определением роли и места каждой из взаимодействующих сторон и каждого действующего сотрудника.


Ключевые слова: полиция, правоохранительные органы, терроризм, Росгвардия, взаимодействие, обеспечение общественного порядка, оперативно-служебные задачи, органы внутренних дел, общественная безопасность, экстремизм

Abstract: The research subject is the process of organisation of joint operative actions by territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs and the structures of the National Guard Troops as the important public institutions. The research object is the organizational issues of interaction between the police officers and the National Guard Troops. The authors study such aspects of the problem as the necessity to create the structures of the National Guard Troops aimed at preventing the internal and external threats on the territory of Russia. Special attention is given to the prevention of the key threats to Russia’s national safety - terrorism and extremism. The research is based on comparative analysis, theoretical consideration and generalization of scientific works and statistical analysis. The authors also use the general scientific dialectical method of cognition implying the study of legal notions and phenomena in their development and interdependence. The authors justify the necessity to create a new security agency - the National Guard Troops Service and organize its interaction with law enforcement bodies of Russia in order to protect the vital interests of the society and the state from criminal infringements. The research novelty consists in the fact that the authors describe the topical aspects of interaction between the National Guard Troops and the bodies of the MIA and the peculiarities of organizing their joint actions aimed at preventing extremist and terrorist activities, coordinating actions at emergency situations, counterterrorism operations and territorial defence with clear distribution of responsibilities of each service and every active officer.

operational and service tasks, to ensure public order, interaction, Regardie, terrorism, enforcement authorities, police, the bodies of internal Affairs, public safety, extremism

В настоящее время в Российской Федерации проблема обеспечения национальной безопасности выходит в нашем обществе на первое место. Эта проблема выражается в усилении активности экстремистской и террористической деятельности, в преступлениях, связанных с незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, деятельности сепаратистских и радикальных религиозно-националистических движений, а также деятельности организованной преступности, угрожающей политической стабильности в масштабах субъектов Российской Федерации.

Статистика терроризма в мире остается довольно впечатляющей. За последнее время в мире было совершено достаточно много крупных терактов, в результате которых погибло и было ранено большое количество человек. Большинство граждан пострадали в результате взрывов самодельных взрывных устройств, заложенных боевиками в многолюдных местах. Многие жертвы террористов перед убийством были похищены боевиками (в частности женщины в Сирии, Ираке, Ливане с целью их продажи на черном рынке). Пугающая статистика терроризма во многом вызвана борьбой на территории Сирии против боевиков ИГИЛ (организация, запрещенная в Российской Федерации). Мы приведем наиболее крупные террористические акты, совершенные в последнее время:

- взрывы в Стамбуле (12 января 2016 года и 10 декабря 2016 года) – общее число жертв составило 237 человек, из которых 56 было убито, 181 – ранено;

- стрельба и взрывы в аэропорту Стамбула (29 июня 2016 года) – 45 человек погибло, ранения получили 239 человек;

- теракт в Газиантепе (20 августа 2016 года) – из-за взрыва в ходе свадебной церемонии в церкви городка на юге Турции погибло 30 человек, свыше 90 было ранено;

- теракты в Брюсселе (22 марта 2016 года) – погибли 13 человек, более 35 пострадали;

- нападение на ночной клуб Reina в Стамбуле (1 января 2017 года) – погибло 39 человек, 69 человек было ранено;

- взрыв в Багдаде (2 января 2017 года) – 292 человека погибли, более чем 200 получили раны и увечья;

- теракт в провинции Латакия (Сирия) (5 января 2017 года), в результате которого 15 человек были убиты, более 40 получили ранения;

- взрыв на овощном рынке в городе Парачинар (Пакистан) (21 января 2017 года), в результате взрыва самодельной бомбы погиб 21 человек, около 40 ранены;

- теракт в городе Могадишо (19 февраля 2017 года), в результате подрыва автомобиля погибли 39 человек, около 50 получили ранения;

- теракт в Лондоне (22 марта 2017 года) – террорист на автомобиле въехал в толпу прохожих на Вестминстерском мосту. Жертвами теракта стали 5 человек, количество раненых было свыше 50 человек из 10 стран [1] .

Этот список, к сожалению, не окончательный, его можно продолжать и продолжать.

Российская Федерация не стала исключением в списке стран, где совершаются террористические акты. В нашей стране они происходят в метро, в автобусах, при проведении массовых мероприятий или в общественных местах. Некоторые из них сопровождались захватом заложников. Всего в России начиная с 2003 года по ноябрь 2017 года был совершен 1361 теракт [2] , самыми крупными из которых являются:

- подрыв взрывного устройства при прохождении праздничной колонны войск 9 мая 2002 года в городе Каспийске (Республика Дагестан). В результате теракта погибли 45 человек, среди них 12 детей, более 170 раненых;

- взрыв на одной из линий Московского метрополитена в вагоне поезда 6 февраля 2004 года. В результате теракта погиб 41 человек и более 130 раненных;

- в результате захвата средней школы № 1 в городе Беслан 1 сентября 2004 года и подрыва террористами места нахождения заложников погибли 334 человека. Инвалидами остались 126 бывших заложников;

- во время строевого смотра личного состава строевых подразделений в городе Нальчик 13 октября 2005 года было совершено нападение на здания правоохранительных органов 12 группами вооруженного банд. В результате нападения были убиты 12 мирных жителей и 35 сотрудников силовых структур, ранены более 100 человек, из них 85 из правоохранительных органов;

- в аэропорту Домодедово 24 января 2011 года террорист привел в действие самодельное взрывное устройство, закрепленное на его поясе. Погибли 37 и пострадали 172 человека [3] .

Стоит отметить, что современные исследования показывают, что терроризм в Российской Федерации не возник сам по себе, его породили определенные причины, как внутренние, так и внешние.

В числе внутренних причин целесообразно назвать обострение борьбы за передел собственности и политическую власть, за изменение государственно-правового статуса отдельных регионов, межэтнические противоречия и конфликты, идеологический раскол и криминализацию общества, рост орга­низованной преступности и коррупции, образование устойчивых очагов сепаратизма.

Внешние причины заключаются в проявлении или реанимации геополитических притязаний к Российской Федерации ряда сопредельных, в том числе бывших союзных республик; переносе на российскую территорию противостояния некоторых зарубежных политических сил с их политическими противниками; активизации антироссийских устремлений ряда зарубежных, религиозных и национал-радикальных экстремистских организаций.

Еще одна угроза современной России – это экстремизм. В чем разница между терроризмом и экстремизмом? Однозначно на этот вопрос ответить нельзя. Во-первых, экстремизм понятие более широкое, а терроризм всего лишь его составляющая, во-вторых, различие в том, что экстремизм напрямую воздействует на власть, причиняя ущерб объектам госслужащих, а террор больше носит явный характер. Это и захват заложников, и теракты в общественных местах, в местах значительного скопления людей и т.д. Согласно международному праву, экстремизм — это радикальные взгляды и действия по насильственному захвату власти или изменению конституционного строя [4] . К экстремизму относится также публичное оправдание терроризма и террористической деятельности, разжигание расовой либо религиозной розни, нарушение прав и свобод человека, создание и финансирование экстремистских организаций и публичные призывы вступить в них [5] .

В настоящее время, по данным МВД России, значительно увеличился рост преступлений, связанных с экстремистской деятельностью. Экстремисты в сети Интернет не только продвигают свои идеи через всемирную сеть, но и активно проводят работу по вербовке новых сторонников. Для этого они используют известные мессенджеры и различные социальные сети.

В связи с этим в рамках противодействия внутренним и внешним угрозам Российской Федерации возникла необходимость в создании новой силовой структуры – Росгвардии. Росгвардия была создана в соответствии с Указом Президента РФ от 05.04.2016 N 157 (ред. от 30.09.2016) "Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации" на базе внутренних войск МВД РФ. В нее вошли: органы управления и подразделения, осуществляющие федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере оборота оружия и в сфере частной охранной деятельности, а также подразделения вневедомственной охраны (в том числе Центр специального назначения вневедомственной охраны Министерства внутренних дел Российской Федерации); специальные отряды быстрого реагирования территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации; отряды мобильные особого назначения территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации; Центр специального назначения сил оперативного реагирования и авиации Министерства внутренних дел Российской Федерации и авиационные подразделения Министерства внутренних дел Российской Федерации. На сегодняшний день Войска национальной гвардии РФ являются государственной структурой, предназначенной для обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина РФ.

Обеспечение общественного порядка и общественной безопасности по вопросам, связанным с обеспечением порядка на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах, в период проведения значимых спортивных, зрелищных и массовых мероприятий, при проведении мероприятий в местах пребывания лиц, подлежащих государственной охране, при проведении мероприятий по предупреждению блокирования транспортных коммуникаций, а также при разблокировании препятствий, нарушающих работу объектов транспорта, связи, организаций, спасения и эвакуации людей должно проводиться во взаимодействии территориальных подразделений органов внутренних дел и войск национальной гвардии. Организация взаимодействия данных подразделений является одной из важнейших функций, которая должна способствовать совместному решению поставленных задач, возникающих в оперативно-служебной деятельности данных силовых ведомств.

Проведенный нами анализ позволил выявить проблемные вопросы в порядке обеспечения совместного выполнения оперативно-служебных задач сотрудниками полиции и сотрудниками Росгвардии, которые не вызывают сомнений, т.к. они вызваны рядом обстоятельств:

1. Современное состояние законодательной базы в части организации взаимодействия территориальных органов внутренних дел и территориальных управлений Росгвардии при решении оперативно-служебных задач . В настоящее время порядок организации взаимодействия войск национальной гвардии Российской Федерации с Министерством внутренних дел Российской Федерации, его территориальными органами (подразделениями) при выполнении задач по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности определен приказом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации от 7 октября 2016 № 292 дсп/633дсп.

Следует отметить, что, в отличие от территориальных органов МВД России, подразделения Росгвардии могут привлекаться для пресечения несанкционированных массовых мероприятий, даже если они не перерастают в массовые беспорядки. Росгвардии не запрещено привлекать соединения и воинские части оперативного назначения и специальные моторизованные соединения и воинские части для пресечения несанкционированных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования ненасильственного характера.

2. Характер основных направлений деятельности подразделений национальной гвардии и территориальных органов МВД России, а также состояние правовых и организационных вопросов взаимодействия данных структур при возникновении чрезвычайных обстоятельств . Данный проблемный вопрос рассмотрен нами на примере организации совместной деятельности силовых структур при проведении специальной операции по пресечению массовых беспорядков. Стоит отметить, что в настоящее время является несовершенным нормативно-правовое регулирование в части разграничения полномочий и порядка выполнения оперативно-служебных задач.

В целом перечень случаев применения боевой и специальной техники сопоставим со случаями применения оружия. Но в этом перечне имеются несколько новых, на наш взгляд, дополнений: пресечение деятельности незаконных вооруженных формирований; подавление сопротивления вооруженных лиц, отказывающихся выполнить законные требования военнослужащего войск национальной гвардии о прекращении противоправных действий; спасение жизни граждан и (или) их имущества, обеспечение безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях.

В приведенных примерах отмечается одно из явных отличий в сфере полномочий территориальных подразделений Росгвардии и полиции, а именно разрешение на применение специальной и боевой техники во время массовых беспорядков. Следует отметить, что в законодательстве нет четкого понятия массовых беспорядков. В этом вопросе следует ориентироваться на статью 212 Уголовного кодекса РФ, согласно которой массовые беспорядки уголовно наказуемы, если они сопровождаются насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением оружия, взрывных устройств, взрывчатых, отравляющих либо иных веществ и предметов, представляющих опасность для окружающих, а также оказанием вооруженного сопротивления представителю власти [9] .

Как уже отмечалось, основным документом в рамках реализации взаимодействия войск национальной гвардии Российской Федерации с территориальными подразделениями МВД России является совместный приказ Федеральной службы войск национальной гвардии и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 07.10.2016 № 292/633. В то же время в действующих нормативных актах (например, приказ МВД России от 24.03.2015 № 393, приказ МВД России от 30.03.2012 № 210) обязанности подразделений Росгвардии прописаны как обязанности подразделений из другого ведомства - внутренних войск МВД России. Представляется, что совершенствование нормативной базы, правового регулирования взаимодействия позволит улучшить совместную деятельность, повысить эффективность и результативность работы органов внутренних дел и территориальных подразделений Росгвардии в различных условиях оперативной обстановки.

В качестве инновационных подходов, способствующих, на наш взгляд, повышению эффективности взаимодействия органов внутренних дел и подразделений (органов) войск национальной гвардии можно отметить:

- организацию единой системы планирования деятельности подразделений по обеспечению правопорядка и безопасности с обязательной разработкой соответствующего плана взаимодействия с указанием роли и места каждой стороны, а также выработкой взаимосочетаемых методов деятельности при выполнении оперативно-служебных задач;

- создание и правовое закрепление межведомственных органов управления с учетом отечественного и зарубежного опыта совместных действий органов полиции и войск национальной гвардии;

- правовое урегулирование вопроса, связанного с реализацией полномочий подразделениями МВД России и Росгвардии по контролю за обеспечением антитеррористической защищенности объектов, подлежащих категорированию и паспортизации, в том числе объектов топливно-энергетического комплекса;

- создание условий к интеграции ведомственных каналов связи и информационных систем.

Таким образом, необходимость создания новой силовой структуры Росгвардии обусловлена рядом возможных внешних и внутренних угроз национальной безопасности Российской Федерации. Основная задача вновь созданной силовой структуры – это обеспечение безопасности жизненно важных интересов общества и государства от преступных проявлений.

О противодействии экстремистской деятельности: Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114‑ФЗ (ред. от 23.11.2015) // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3031.

О войсках национальной гвардии Российской Федерации: Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 226‑ФЗ // СЗ РФ. 2016. № 27 (ч. 1). Ст. 4159.

О полиции: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3‑ФЗ (ред. от 03.07.2016) // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900.

Майдыков А.Ф., Майдыков А.А. Актуальные вопросы организации взаимодействия территориальных органов МВД России с подразделениями (органами) войск национальной гвардии Российской Федерации // Труды Академии МВД России. 2017. № 1 (41). С. 59-62.

Еферин В.П. Организация взаимодействия МВД России и федеральной службы Национальной гвардии (ФСВНГ) России /В.П. Еферин// Вестник Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России. – 2017.-№2. – С.105-109.

Система Министерства внутренних дел
России
В единую
централизованную
систему МВД России
входят: органы
внутренних дел,
включающие в себя:
полицию
организации и
подразделения, созданные
для выполнения задач и
осуществления
полномочий, возложенных
на МВД России.
П.13 Положения о Министерстве внутренних дел, утв. Указом Президента РФ
от 21.12.2016 №699

Понятие Росгвардии
Войска национальной гвардии Российской
Федерации (далее - войска национальной
гвардии) являются государственной военной
организацией, предназначенной для обеспечения
государственной и общественной безопасности,
защиты прав и свобод человека и гражданина.
Статья 1 Федерального закона от 03.07.2016 N 226-ФЗ "О войсках национальной
гвардии Российской Федерации"

Применение мер государственного
принуждения
Полиция
Задержание
Вхождение (проникновение)
в жилые и иные помещения,
на земельные участки и
территории
Оцепление (блокирование)
участков местности, жилых
помещений, строений и
других объектов
Формирование и ведение
банков данных о гражданах
Национальная гвардия
Задержание
Вскрытие транспортного средства
Вхождение (проникновение) в
жилые и иные помещения, на
земельные участки и территории
(акватории)
Оцепление (блокирование)
участков местности (акваторий),
жилых и иных помещений,
строений и других объектов
Формирование и ведение банков
данных о гражданах

Применение силы
Специальная подготовка
Перечень состоящих на вооружении средств (запрет на неизбирательное
оружие и наносящее чрезмерные ранения)
Предупреждение о применении силы (за искл. непосредственной
угрозы жизни и возможности наступления тяжких последствий)
Соразмерность и минимизация ущерба + медицинская помощь
Уведомление родственников и близких лиц (телесные повреждения),
прокурор (ранение или смерть), непосредственном начальнику или
руководителю ближайшего территориального органа (причинение
вреда здоровью, материального вреда) - в течение 24 часов
Неизменность места происшествия
Подчинение распоряжению руководителя группы

Применение специальных средств
Виды
специальных
средств
Палки специальные
Специальные газовые средства
Средства ограничения подвижности
Электро(свето)шоковые устройства
Служебные животные
Средства принудительной остановки
транспорта
Водометы
Бронемашины
Средства разрушения преград

Применение специальных средств
Ограничения
по
применению
спецсредств
Запрет :
-
при пресечении незаконных публичных мероприятий
ненасильственного характера
-
В отношении беременных женщин, инвалидов (явные
признаки), малолетних (кр.случаев угрозы жизни и
здоровью)
Ограничения:
-
Палка специальная (удары по голове, шее, ключичной
области животу, половым органам и т.д.)
-
Применение водометов при минусовой температуре

Ответственность за неподчинение законному распоряжению
сотрудника полиции, войск национальной гвардии
Российской Федерации
-
Неповиновение законному распоряжению или требованию
сотрудника полиции, сотрудника войск национальной гвардии
Российской Федерации в связи с исполнением ими
обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению
общественной безопасности, а равно воспрепятствование
исполнению ими служебных обязанностей
влечет наложение административного штрафа в размере от
пятисот до одной тысячи рублей или административный арест
на срок до пятнадцати суток.
-
(ч.1 статьи 19.3 КоАП РФ)

Постановление КС РФ от 30.06.2011 №14-П (по жалобе
Л.Н.Кондратьевой и А.Н.Мумолина)
Специальные
требования к
государственным
служащим не
означают
дискриминации
Специальные нормы, которые регулируют служебные
отношения лиц, замещающих должности
государственной службы, могут отличаться от норм,
регламентирующих отношения, возникающие в
процессе реализации права на свободное
распоряжение своими способностями к труду в иных
формах , что не может рассматриваться как
нарушение принципа равенства, закрепленного в статье
19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации,
который не препятствует законодателю при
осуществлении специального правового регулирования
труда (прохождения службы) устанавливать различия в
правовом статусе лиц, принадлежащих к разным по
условиям и роду деятельности категориям, если эти
различия являются объективно оправданными,
обоснованными и соответствуют конституционно
значимым целям.

Постановление КС РФ от 30.06.2011 №14-П (по жалобе
Л.Н.Кондратьевой и А.Н.Мумолина)
Лояльность
Поскольку в рамках своей профессиональной
служебной деятельности государственные
служащие обеспечивают исполнение
полномочий органов государственной власти
, публичное выражение ими, в том числе в
средствах массовой информации, суждений и
оценок, имеющих смысл возражения или
порицания, может не только затруднить
поддержание отношений служебной
лояльности и сдержанности, но и подорвать
авторитет государственной власти как
непременное условие успешного решения
возложенных на нее задач, связанных в том
числе с защитой прав и свобод человека и
гражданина, суверенитета и государственной
целостности , и тем самым создать
препятствия или сделать невозможным
эффективное осуществление органами
государственной власти своих полномочий, а
следовательно, лишить государственную
службу ее конституционного и практического
смысла.
Открытость
Вместе с тем в силу принципа
открытости государственной службы и
ее доступности общественному
контролю, объективного
информирования общества о
деятельности государственных служащих
запрет для государственных
служащих на публичные высказывания,
суждения и оценки, выходящие за рамки
возложенных на них должностных
обязанностей, не должен
использоваться для поддержания
режима корпоративной солидарности
работников государственного аппарата,
исключающей доведение до граждан
информации, имеющей важное
публичное значение.

Постановление КС РФ от 30.06.2011 №14-П (по жалобе
Л.Н.Кондратьевой и А.Н.Мумолина)
Оценка
соразмерности и
необходимости
вреда
Необходима оценка возможного ущерба,
который мог быть причинен властям
(государственным интересам) публичным
высказыванием государственного
служащего, и сопоставление его объема с
возможным положительным эффектом,
который может быть достигнут в результате
предания гласности соответствующей
информации. Имеет значение и наличие у
государственного служащего иных
эффективных средств для исправления
нарушения, о котором он намеревался
сообщить .

Постановление КС РФ от 30.06.2011 №14-П (по жалобе
Л.Н.Кондратьевой и А.Н.Мумолина)
Вывод
Конституцион
ного Суда РФ
Таким образом, в общей системе правового регулирования
отношений государственной службы, специфика которой
обусловливает особый правовой статус государственных служащих,
обязывающий их, по общему правилу, к лояльности и сдержанности,
нормативное положение пункта 10 части 1 статьи 17 Федерального
закона "О государственной гражданской службе Российской
Федерации" не может рассматриваться как содержащее
абсолютный запрет на публичное выражение государственным
служащим своего мнения, в том числе в средствах массовой
информации, относительно деятельности органов государственной
власти и как таковое не противоречит Конституции Российской
Федерации, поскольку предполагает при оценке правомерности
действий государственного служащего необходимость учета
содержания публичного высказывания, суждения, оценки, его
общественной значимости и мотивов, соотношение причиненного
(могущего быть причиненным) ими ущерба для государственных
или общественных интересов с ущербом, предотвращенным в
результате соответствующих действий государственного служащего,
наличие либо отсутствие возможности у государственного
служащего защитить свои права или государственные либо
общественные интересы, нарушение которых послужило поводом
для его публичного выступления, иными предусмотренными
законом способами и другие значимые обстоятельства.

Читайте также: