Выявление барьеров в обучении доклад

Обновлено: 14.05.2024

Почему эта тема актуальна? Вовсе не потому, что есть те, кому учиться трудно, и им надо помочь. Наоборот, есть люди, которые учатся с удовольствием, интересуются новым, и им как-то быстро удаётся запомнить. Это как? Это особенные люди с особенным даром к обучению?

Учимся мы всегда. Вся жизнь — это обучение. Очень сильно меняется время, ведь сейчас огромный объём информации, который получает человек. Взять обычного крестьянина 18–19 века. Он за всю жизнь получал информацию, равную объёму информации нынешней начальной школы.

Сейчас очень высокие требования к мышлению и логике. Пообщавшись с мамами и папами, которые приводят детей на консультацию, я вижу другую картину. Требование родителей к качеству мышления у детей слишком высокое, а низкое качество абстрактно-логического, символического и метафорического мышления у взрослых. Это ещё один конфликт требований времени и реального положения. Чтобы научить человека языку, нужно на нём разговаривать. Не так ли? Чтобы научить ребёнка думать, нужно показать, как это делается.

Читатель мой! Конечно, это не о вас. Это о других родителях, где-то там, которые требуют от ребёнка результата и точно такого, от которого зашкаливающая тревога неопределённости сойдёт на нет.

"Докажи мне, что всё будет хорошо, в результате!" − просят родители своими требованиями к результатам учёбы. А как ребёнок докажет, если мама или папа, приходя с работы, жалуются и жалуются на жизнь, на зарплату, охают, скрипят, болеют, ругаются, оскорбляют своих близких (причём за глаза и при ребёнке), матерят начальников, страдают от собственной низкой самооценки и прочих переживаний. И ребёнок не может сказать: "Мама, папа, докажите мне, что наше будущее в результате будет счастливым, что я, став взрослым, не продолжу жить так же, как вы, а то ещё хуже!". Где тут думать о процессе обучения, если родитель рассказывает, какое будущее страшное, и что оно будет лучше, если учиться.

О! Учиться! Вот секрет счастья! Чтобы будущее было лучше — надо учиться. Но… И тут, символически, кипит мозг. Мамы и папы не идут учиться. Почему? Ведь они так много говорят о том, как им трудно, какая маленькая зарплата, что надо знать конфликтологию, чтобы начальник не ездил, надо уметь постоять за себя речью, надо получить должность или специальность… А сами не идут учиться. Что это за закон, по которому дети обязаны строить лучшее будущее, а на уши им "налегает" родитель, в самом расцвете интеллекта, активности и сил, что это ему уже не надо. Почему? Это ещё один конфликт: делай не так, как я делаю, а так как я тебе говорю. Да, мои дорогие! Это конечно, о других родителях. Где-то такие есть.

Если говорить о мышлении, то общепринято, что у детей до 10–11 лет предметно-действенное мышление. То есть оперировать может тем, что видит. Как Буратино с яблоками. Он не смог представить, что у него в кармане два яблока. Для него это "врёте, ни одного!". А если бы Мальвина знала о типе мышления Буратино, то уж нашла бы настоящие яблоки. Наши дети понимают математику на рублях. Нет цифр, есть стоимость цифр. И хорошо, если кроме учебника мы идём в магазин и считаем все взятые покупки в уме, затем на кассе высчитываем сдачу. И опять не ребёнок, а мама или папа это делает. Покажи принцип, потом спрашивай. Потом и наперегонки можно считать.

В подростковом возрасте уже есть знаково-символическое мышление. Смысл цифр или текста становится неким символом или знаком. Однако, на моём опыте, у большинства 14-15-летних подростков мышление образное. То есть на два слова, которые надо запомнить, подросток автоматически рисует в голове целую историю, порой, даже не связанную с тем, что надо запомнить. Процесс запоминания подросток почему-то усложняет: запомнить образ, историю, и потом по ним вспомнить слова. Отсюда истощение, уставаемость. Это прародители невнимательности и отвлекаемости. И тут есть выход. Ребусы, шифровки, знаковые картинки. Тут помогает техника Самвэла Гарибяна, старая-старая, описана ещё в 80-х годах прошлого века. Но… сначала родитель это осваивает и начинает жить по принципу знаково-символическому. Ребёнок просто вовлекается в процесс, потому что с него не требуют вслух, а это жизнь семьи.

Страшно, когда у 14-15-летнего подростка родитель с преобладающим образным мышлением. Ребёнок скажет: "Я гулять". А мама автоматически рисует в голове картинку, что ребёнок за углом, его там или насилуют, или он пьёт пиво… Страшнее всего, когда мама начинает переносить эти "глюки", эту нереальность в реальность. Она убеждаетТ ребёнка, что так оно и есть. Если ребёнок протестует, она "накручивает" мужа, и тот уже требует от ребёнка гулять возле окон и только до 17 часов. Только потому, что ему не хочется связываться с орущей женой. Почему фантазия ребёнка воспринимается "он нам врёт", а мамина фантазия "его насилуют" — это реальное событие, происходящее прямо сейчас и обязательно в одну минуту шестого? После таких ситуаций учиться не хочется. Назло. Только так ребёнок может отомстить родителю. Ведь "ахиллесова пята" родителя — результат обучения. Чем он хуже, тем родителю больнее. Отлично! Квиты! Кричит громко и страдает? Ещё лучше! Хотя бы уже нет "глюков", и все эмоции по поводу реальности. Ребёнок так лечит своих родителей быть здесь и сейчас. Понимаете? У него нет другого выхода. А куда девается энергия процесса обучения? Смещается на семейный конфликт, на конфликт между матерью и ребёнком.

Фриц Перлз сказал, что "обучение — это тот момент, когда что-то для человека становится возможным".

Как правило, когда точно говоришь о причинах нарушения обучения у ребёнка, ответ звучит так: "нет, это совсем другая ситуация" или "нет никаких проблем, просто лень". Это та фаза отрицания, которую проходит любой человек, когда стоит на пороге перемены точки зрения, перемены места обзора событий. Можно назвать это состоянием тревоги выхода из зоны комфорта. Что-то начинает происходить, и это не совсем соответствует внутренней картине мира. Иногда удивительно бывает, что люди на этой фазе говорят — "это случайность". И, на первой фазе обучения появляется злость на того, кто к изменениям подталкивает. Со стороны некоторые вещи очевидны, но человек в ситуации, он не реагирует или злится, или фантазирует, что над ним совершается какое-то насилие.

Далее наступает вторая фаза обучения. Человек сталкивается с проблемой. Он начинает чувствовать, что проблема есть. Он натыкается на неё на каждом шагу. Чувствует потребность, чтобы что-то изменилось… Само. Обычно на этой фазе обучения, проблему видит в других. Это муж, это жена, это ребёнок, это тёща, это начальник…То есть включается механизм проекции. Отличная психическая защита, когда моё внутреннее, не приятное, не могу принять в себе — выбрасываю в другого и вижу эти качества у другого. Я вижу их, говорю о них, но ещё не понимаю, что говорю то, в общем, о себе и своих качествах. У Литвака Михаила Ефимовича есть фраза: "Послушай, что говорит человек о других — это он говорит о себе".

На второй фазе могут быть виноватые в проблемах не только другие люди. Это может быть часть тела. Например, человек говорит: "У меня болит голова, поэтому не хочу". То есть это не я болею, а какая-то отдельная от меня часть тела. Я не идентифицируюсь что "Я" — это тело, душа, эмоции, а "Я" — это что-то внутреннее, а тело, это "Не Я". Слышали, наверное, фразу: "организм пить хочет". То есть это не я пить хочу, а организм.

Единственное, что человек хочет на второй фазе обучения — избавление от неприятного состояния и неприятной ситуации. И тогда он идёт за таблеткой, идёт на тренинг, т.е. ищет волшебное быстрое решение. Он просит чёткую инструкцию, в которой будут прописаны шаги, что надо делать в этой ситуации. К сожалению, получив эту инструкцию, делать эти шаги человек не будет никогда. Когда вам выписывает врач рецепт, вы не идёте в аптеку и точно следуете предписанию. Вы идёте домой, звоните друзьям и родным, рассказываете им симптомы и назначенное лечение, затем обесцениваете назначенное и лечитесь так, как скажет соседка, какая-нибудь "zaya_sinyja" на форуме, у которой похожие симптомы. Обесценивание тоже психическая защита. Она нужна для того, чтобы сохранить остатки своего всемогущества, чтобы не признавать свою слабость перед невозможностью самостоятельно решить проблему.

Меня просят часто показать какую-нибудь фишку, которая позволила бы очень быстро выходить из конфликтного наезда. Фишек много! Предлагаю записать наезд слово в слово, чтобы на практическом реальном примере показать, как это работает. Как вы думаете, сколько человек записало? Двое за 2017 год. Остальные либо забыли, либо поняли, что решив конфликт, лишишься вторичной выгоды.

На второй фазе человек сталкивается с границей между собой и другими людьми. И желание оставаться в своём всемогуществе, заставляет искать способы управления другими. Это опять сопротивление переменам. И ещё какое.

Игнорировать проблему на этом этапе уже невозможно. Некоторые сбегают из терапии на этой фазе и рискуют попасть в замкнутый круг. Потому что советы начинают повторяться, ситуации повторяются и ощущаются как болезненные, и человек воспринимает себя жертвой. Это очень не простой этап!

Но "дорогу осилит идущий", и настойчивые переходят на третью фазу обучения. Человек начинает делать открытия. И первое — то, что с человеком происходит — это часть потенциала. На третьей фазе человек смотрит на себя и видит свои светлые и тёмные стороны. Он видит мир глазами той энергии, с которой на второй фазе истово боролся. Посмотреть на себя иначе — очень важный момент.

На этой фазе человек чаще улыбается. Он говорит: "Вот, была ситуация, и раньше бы я сделал бы вот так…, но сейчас как будто что-то щёлкнуло, и я сделал иначе. И оказалось круто!".

Например, из последних успехов моих клиентов, мужчина, ругавшийся с начальником за неоплаченную сверхурочную работу вдруг вышел из ситуации за 10 минут. Ему оплатили всё. Раньше бы он ходил ругаться то с начальником, то с бухгалтерией полмесяца.

Из успехов родителей с подростком: раньше подросток мог себе позволить наорать на маму, а теперь мама так поступила, что девушке не хочется это делать. А сколько труда в прохождении двух первых фаз обучений пережила мама? Этого никто не считал. Горжусь такими мамами! И новый год встретят в обстановке душевного тепла.

Мы учимся в каждый момент времени. И если учёба — это процесс, то и внимание должно быть к процессу.

Третья фаза проходит легче. Здесь открывается способность видеть мир глазами другого. Но другой воспринимается не отдельно, а как "другой — тоже я". У Юнга это состояние называется метапозиция. Состояние, когда человек становится шире в своём психологическом пространстве, у него появляется пространство вариантов движения. Здесь только одно неудобство — пока нет навыка. И бывает откат назад, к тем моделям поведения и мышления, которые наработаны годами. как-то на автомате происходит поведение старым способом. Однако человек уже замечает это и знает, как можно подняться до третьей фазы и занять опять метапозицию. То есть третью фазу можно назвать тренировкой новых моделей поведения и мышления, тренажёр наработки опыта.

Человеку в третьей фазе комфортно. Появляется энергия творчества, многое воспринимается как игра, как тренажёр. А кому не хорошо? Близким. Они начинают замечать изменения. "Мне не нравится твоё поведение!", "Ты попал в секту", "Чему тебя твой психолог учит?", "С тобой стало невозможно разговаривать" и многие другие фразы. Среда начинает включать способы воздействия. Зачем? Вы точно слышали фразу — "Любая система стремиться вернуться в исходное состояние". Джозеф О'Коннор, Иан Макдермотт в книге "Искусство системного мышления" описали процессы систем, варианты способов вернуть как было и сопротивление возвращению.

На этой фазе могут рушиться старые отношения. Иногда даже браки распадаются, потому что человек понимает, на каком невротическом фундаменте были построены отношения. Вылечили невроз, не стало фундамента. И тогда у близких два пути — искать манипуляции, чтобы вернуть невроз человеку или же начать меняться самим. То есть они попадут на первую фазу обучения. И вы им уже не завидуете. На второй фазе они начнут винить и обесценивать "просветлённого". Но это можно пережить? Конечно! Однако бывает вариант, когда с третьей фазы откат назад у самого человека. И вы знаете случаи, когда пациента, лечившегося от невроза, выписывают здоровым, а через полгода он снова поступает в стационар с той же болезнью. Потому что среда, в которой он живёт, сохраняет симптомы. Зачем? Выгода. Обычно это бывает у тех, кто не умеет правильно давать обратную связь. И здесь важно учиться общению, чувствованию состояний себя и другого. Помогает здесь высокое искусство, кинематограф, творчество, поэзия, литература.

На третьей фазе обучения важны поддерживающие фигуры. Не дома, так вне его — тренер на тренировке, коуч, батюшка в храме, сообщество, кто угодно, но тот, кто поддержит. То есть самостоятельно организовать себе поддерживающую среду. А так же учиться поддерживать себя, находить способы заряжаться, способы сбрасывать негатив, преобразовывать негатив в ресурс. И тут помогут все техники коррекции эмоционального выгорания, медитации, физическая нагрузка.

Четвёртая фаза обучения — это когда ваша новая возможность стала равноценной частью вас. Это не новое поведение, а вообще поведение. Вы знаете контекст ситуации, где применяете, можете быть разным, вы выбираете вариант из нескольких стилей поведения, вы видите ситуацию с нескольких точек зрения. Вы видите поведение других более глубже. У вас нет первой реакции эмоций и отыгрывания. Здесь появляется ровное состояние понимания того, где человек находится. Здесь нет осуждения, манипуляций. Человек принимает себя и другого.

Никто не ответит вам на вопрос, чему, в какое время вы должны научиться. Это может ответить лишь школьная программа. На какой стадии обучения находится ваш ребёнок? А сами вы где? Может ли ребёнок двигаться по стадиям тем же темпами, что и вы? Может ли другой человек двигаться теми же темпами, что и вы? У каждого свой обмен веществ, свой гомеостаз. То, что надо вам, не обязательно надо другому. И то, что вы открыли, не обязательно надо другому в том же объёме.

Скажем, женщина (пример с согласия) чувствует ответственность за свою дочь и хочет ей помочь. Дочь взрослая, но как-то плохо, по мнению женщины, зарабатывает. И оказалось, что то, как женщина представляет себе потребность дочери, это на самом деле потребность её самой, помочь своему отцу зарабатывать. Он был болен и мало зарабатывал. В семье были скандалы по поводу безденежья. Мать работала на двух работах. Сутки через трое на одной работе, в ночь на другой, и в результате умерла от инсульта. Теперь, чтобы не умереть самой от инсульта (ей 52 года, а мама умерла в 54 года, то есть фантазия, что и я умру, и осталось жить два года), надо заставить дочь больше зарабатывать, чтобы не умереть. Работа проекции, что дочь обязана меняться. Вторая фаза обучения. Дошли до понимания процессов развития дочери, и её самой, и всё, что женщина может делать, это создавать определённую среду, в которой дочь могла бы развиваться в том темпе, которые соответствуют её жизненному пути. И лечение тут не для того, чтобы показать направление, а чтобы женщина поняла, как устроено у неё. Нам любопытен не результат, а процесс.

Итак, обучение — это процесс.

  1. Относитесь к обучению как к процессу.
  2. У этого процесса есть 4 узнаваемые фазы, и все люди проходят эти фазы.
  3. Прохождению фазы не мешаем, не ускоряем. Он идёт своим ходом.
  4. Сами события внутренней жизни обладают мудростью к тому, чтобы научить.
  5. Никто не скажет вам, чему вам надо учиться.
  6. Создавайте поддерживающую среду.

Дам практическое упражнение.

Иногда не даёт меняться наш собственный внутренний критик. Это та часть, которая пугается и обесценивает процесс изменений. Проявляется препятствие фразами — "Нафиг надо?" или "Фигня какая".

Иногда внутренний критик есть, но его не слышно. Он является из внешнего мира в виде обесценивающих ваши стремления людей. Или фразами людей типа "твоя секта", "как бы ты не развивался, не отрывайся от коллектива", "и что, ты все деньги потратишь на обучение?" и т.д. Люди могут обижать, могут подшучивать над вами.

В этих случаях внутренней или внешней критики нужно нарисовать образ критика. Кто это такой, внутри или снаружи так с вами себя ведёт? Кто против того, чтобы вы расширяли свои варианты поведения? Если вы сосредоточитесь, то обязательно придёт образ того человека, которому развитие кажется кардинальными переменами, которые больше опасны, чем полезны. И этот человек чаще вас одёргивает, обесценивает любые ваши поступки, соревнуется с вами на значимость. Нашли?

Теперь "прыгайте" в тело этого внутреннего критика и начинайте смотреть на мир глазами этого человека. Выразите всё, что приходит на ум по поводу развития, по поводу изменений, по поводу бесполезного времяпрепровождения и так далее. Всё, что приходит вам. А может, это будет страх? Потеря значимости, потеря контроля, страх разлуки, страх траты денег. А может быть, страх разрыва отношений? Вам обязательно придут мысли.

Дальше вам нужно спросить самого себя: что из того, что я услышал от критика, является самым критичным? Что больше тормозит? Например, сходимся с критиком на том, что это трата денег. Ему страшно и мне жалко тратить. Или критик боится разрыва отношений, и я боюсь этого тоже. То есть торможение критика подходит к вам как ключ к замку.

Что самое критичное? Способ критики, содержание критики или сам факт критики? Какое позитивное намерение скрывается за этой критикой? Например, о трате денег, это способ позаботиться о будущих финансах. Или критика нужна, потому что хочется быть вместе. И вы можете обнаружить, что критик не препятствует вашему обучению, а наоборот пытается сохранить что-то хорошее. Критика станет восприниматься спокойнее. Вы теперь понимаете человека и можете дать ему обратную связь из позитивной точки зрения.

Сложнее дело обстоит со способом критики. Возможно, критику трудно принять, что вы выше. Эта боль, что "у меня этого нет", рождает желание уничтожить ваши начинания (у Мелани Кляйн в "Зависть и благодарность" описан этот механизм). И тогда вам поможет удерживание границ, о чём говорить с этим критиком, а о чём не стоит. А также посмотреть на то, чему завидуете вы, и как проявляете благодарность.

Если же вас раздражает, что критик нарушает ваши границы, это означает только одно — вы выстроили слишком жёсткие границы, что у вас есть жёсткое ценное убеждение (вспомните поведение подростка, который ценность "наша семья порядочная" создаёт ситуацию, где семья выставляется им как балаган). Придётся тогда посмотреть на свои ценности и исследовать свой страх потери этой ценности.

Благодаря критику, вы сможете понять, какой рост вам необходим именно сейчас.

Презентация коуч-сессии:

Данная презентация предназначена для проведения коуч-сессии "Барьеры в обучении учащихся". Цель: Определение препятствий в обучении учащихся, способы и методы оказания поддержки учащимся в целях активизации мотивации к обучению. Задачи данного занятия заключаются в следующем: 1.Выявить основные факторы, которые являются препятствием в обучении. Определить возможные пути их устранения. 2.Ознакомить с факторами, отрицательно влияющими на обучение. 3.Рассмотреть инструменты преодоления барьеров учениками в обучении на уроках. 4.Вовлечь учителей в процесс поиска путей преодоления барьеров в обучении учащихся.коуч-сессия Барьеры в обучении

Презентация коуч-сессии: "Барьеры в обучении учащихся"

Презентация коуч-сессии:

Презентация коуч-сессии: "Барьеры в обучении учащихся"

Презентация коуч-сессии:

Общие цели Определить потенциальные препятствия в обучении учащихся и методы оказания поддержки ученикам в целях сохранения их мотивации к обучению.

Презентация коуч-сессии: "Барьеры в обучении учащихся"

Презентация коуч-сессии:

Ключевые идеи: Роль учителя: выбрав определенные педагогические приемы, помочь учащимся преодолеть трудности в обучении и мотивировать стать лучшими учениками.

Презентация коуч-сессии: "Барьеры в обучении учащихся"

Презентация коуч-сессии:

Презентация коуч-сессии: "Барьеры в обучении учащихся"

Презентация коуч-сессии:

Презентация коуч-сессии: "Барьеры в обучении учащихся"

Презентация коуч-сессии:

Страх, опасение, неудача, недоверие, одиночество, непонимание, игнорирование, апатия, замкнутость, отчуждение, неадекватность, стереотипы, ошибки, трясина, предвзятость, беспомощность, неуверенность, неумение, молчаливость, пассивность

Презентация коуч-сессии: "Барьеры в обучении учащихся"

Презентация коуч-сессии:

Проблемные вопросы Что является барьером для вас в преподавании? С какими барьерами сталкиваются дети в обучении?

Презентация коуч-сессии: "Барьеры в обучении учащихся"

Презентация коуч-сессии:

Презентация коуч-сессии: "Барьеры в обучении учащихся"

Презентация коуч-сессии:

Обучение через взаимодействие Как мы чувствуе м себя в роли ученико в Эмоциональное Социально е Познавательн ое В сознании Обучени е через взаимоде йствие в социуме

Презентация коуч-сессии: "Барьеры в обучении учащихся"

Презентация коуч-сессии:

Презентация коуч-сессии: "Барьеры в обучении учащихся"

Презентация коуч-сессии:

Обратная связь: Рассмотреть в предложенной таблице факторы (положительные и отрицательные, влияющие на обучение учащихся.

Презентация коуч-сессии: "Барьеры в обучении учащихся"

Презентация коуч-сессии:

Задание №2. Составление интеллект – карты (Mind Map). Работа в группах по изучению доп.материала. 1группа:"Причины возникновения барьеров". 2группа: "Пути преодоления барьеров" 3группа:"Барьеры учителя и барьеры ученика".

Презентация коуч-сессии: "Барьеры в обучении учащихся"

Презентация коуч-сессии:

Презентация коуч-сессии: "Барьеры в обучении учащихся"

Презентация коуч-сессии:

Задание №3. Изучение стратегий консультирования учителей по вопросам, как помочь ученикам преодолевать барьеры в обучении. (работа в группах)

Презентация коуч-сессии: "Барьеры в обучении учащихся"

Презентация коуч-сессии:

Группа №1 Согласны ли вы с тем, что роль учителя заключается в предоставлении ученикам возможности:  развивать их понимание предмета  сохранять и воспроизводить информацию (память)  преодолевать трудности в чтении, письме и математическом счете? •

Презентация коуч-сессии: "Барьеры в обучении учащихся"

Презентация коуч-сессии:

Группа №2 Согласны ли вы с тем, что учителя также должны следить за тем, чтобы у каждого учащегося был доступ к участию в групповых и коллективных обучающих заданиях, используя их и развивающиеся альтернативные методы общения. навыки

Презентация коуч-сессии: "Барьеры в обучении учащихся"

Презентация коуч-сессии:

Группа №3 Согласны ли вы с тем, что учителя должны быть полностью осведомлены о эмоциональном развитии учеников, чтобы понимать, себя почему определенным образом? социальном и учащиеся ведут

Презентация коуч-сессии: "Барьеры в обучении учащихся"

Презентация коуч-сессии:

Задание№4 Ответить на вопросы в группе и представить в виде постера: барьерами сталкиваются дети в обучении на эмоциональном уровне? 1группа: С какими 2группа: С барьерами сталкиваются дети в обучении на социальном уровне? какими 3группа: С барьерами сталкиваются дети в обучении на познавательном уровне? какими


Шакирзянова Наиля Ибрагимовна, учитель начальных классов, КГУ "Средняя школа №3" ГУ "Отдел образования акимата Житикаринского района", Республика Казахстан, Костанайская область, город Житикара

Мастер-класс "Барьеры в обучении"

Выявление барьеров в обучении.

Выбор и конкретизация педагогических подходов в целях преодоления барьеров в обучении, в том числе – возрастных особенностей.

Учителя сделают анализ всевозможных барьеров в обучении и предложат пути их решения.

Учителя разработают методы сокращения барьеров в обучении на основе собственного опыта.

Ключевая идея

Роль учителя в преодолении барьеров в обучении заключается в выборе определенных педагогических приемов, которые помогут учащимся преодолеть трудности в обучении и мотивировать стать лучшими учениками.

Ход мастер-класса

Активизация

Упражнение на активизацию внимания.

Задание: Что можно сосчитать в сюжете?

Давайте по цепочке сосчитаем до 10 на казахском и английском языках.

Деление на группы.

Каждый из участников называет цифру от 1 до 3 и садится за стол, соответствующий его номеру.

Задание группам.

Каждой группе даётся задание: изобразить Бабу-Ягу, Водяного, спеть частушку из мультфильма.

Инсценирование задания.

-Какие трудности испытывали в выполнении заданий?

Озвучивание темы и цели мастер-класса.

Информация

Каждая группа высказывает свои ассоциации.

- Какие барьеры могут возникать в учебном процессе?

-Совпали ли ваши предположения с текстом на слайде?

-Что является барьером для вас в преподавании?

- С какими барьерами сталкиваются дети в обучении?

Практика

Предлагается изучить ресурсы "Преодоление барьеров в обучении" и заполнить таблицу.

У меня недостаточно времени. Если дело важное, то вы просто обязаны найти для него время! Выделите небольшие, но регулярные отрезки времени, чтобы справляться с другими обязанностями, и подумайте о том, чтобы посвятить отдельные дни или выходные тому, чему вы желаете научиться.

Я не могу получить нужный мне вид обучения поблизости от работы или дома. Возможно, это действительно так, но взгляните на проблему шире. Может быть, стоит отдать предпочтение заочному обучению? Изучили ли вы все доступные возможности? Попробуйте поговорить о том, что вам нужно, с друзьями и коллегами — может быть, они подскажут вам какие-либо идеи. К примеру, вместо того чтобы записаться на курсы обучения работе с клиентами, почему бы вам не взглянуть, как подобное обучение организовано в другой фирме, не имеющей отношения к вашей области.

Мне не подходит метод обучения, который мне предлагают. Метод обучения может служить начальным индикатором при поиске того, что вы хотите, однако он может превратиться в ограничитель, если вы станете использовать его в качестве предлога, не пытаясь рассматривать другие возможности. Смысл осознания предпочтительного метода обучения состоит в том, что у вас может возникнуть желание использовать другие подходы — и они вам понравятся. Тем не менее, заявление о том, что вы предпочитаете активный, неформальный, практический или академический тип обучения, способно помочь вам найти человека, который способен удовлетворить ваши запросы.

Учеба у меня ассоциируется со школой: все сидят рядами и слушают, что им говорят. Вы не одиноки. Мы встречали множество взрослых мужчин и женщин, для которых школьные годы были не самым счастливым периодом в жизни! Хорошей новостью можно считать то, что большинство современных методик обучения не похожи на тот школьный опыт, который сохранился у вас в памяти.

Боюсь, что это может изменить мои отношения с окружающими. Обучение — это мощный фактор. Обучение неизбежно изменит вас. Лучше сразу же честно предусмотреть такую возможность и открыто поделиться своими мыслями и чувствами. Моя жена совсем недавно начала учиться играть на пианино — после того как в детстве ей сказали, что у нее нет музыкального слуха. Она добилась потрясающих успехов. Можно считать, что она стремится приобрести новый навык. На самом деле успех изменил ее, добавив уверенности в себе как в способном ученике, а также позволил раскрыться музыкальному таланту, в котором ей раньше отказывали.

Я решительно не в состоянии предстать перед начальником или перед подчиненными. Страх провала или неудачи является причиной того, почему некоторым крупным руководителям трудно приступить к задаче изменения себя. Кроме того, этот страх помогает понять важность преподавательской или наставнической деятельности. Эта же причина может играть не менее важную роль в поведении рядовых работников. Тем не менее в девяти случаях из десяти окружающие восхищаются вашей решимостью овладеть новыми знаниями, даже если сразу же не показывают этого.

Мне плохо дается учеба, и мне будет стыдно перед другими людьми. Подобного рода страх в определенной пропорции присутствует в каждом из нас. Мы обладаем врожденной способностью к обучению. Мы естественным образом учимся всю свою жизнь. Мысленно повторяйте, что все ваши действия принесут результат, а также заранее подготовьте позитивные ответы на возможные комментарии со стороны окружающих.

Во всех случаях полезно помнить, что вы учитесь все время, даже не сознавая этого. Наблюдая, вы изучаете манеру работы своего начальника. Вы запоминаете способы разрешения конфликтов, слушая рассказ опытного в этих вопросах приятеля. Иногда полезно вспомнить прошедшую неделю, постараться осознать, чему вы за это время научились.

Учеба вызывает у меня отвращение. У некоторых людей сложилось нелестное мнение об учебе, потому что это слово ассоциируется с воспитанием и тренировкой, то есть с тем, что им приходится делать помимо воли. На самом же деле большинство из нас связывают обучение с поиском и раскрытием скрытых талантов. Вполне возможно, что сначала вам придется преодолеть психологический барьер.

У меня на работе не поощряют стремление к учебе. Во многих школах, семьях и организациях не принято проявлять остроту ума и учиться. И все это, несмотря на всеобщую любовь к телевизионным играм, викторинам и кроссвордам. Несмотря на культурные особенности, определяющиеся местом жительства, это отношение отчасти может быть обусловлено тем, что не все ваши друзья и коллеги поняли, почему вы приняли решение учиться. Вы можете попробовать объяснить им, какую пользу принесет вам учеба в будущем.

Другие обязанности не позволяют мне посвятить время учебе. Возможно, перед вами действительно стоят серьезные проблемы. Примером таких проблем может служить воспитание детей, ведение домашнего хозяйства или другие важные обязанности. Первым делом необходимо решить, чем именно вы хотите заняться, а затем рассмотреть возможности получения помощи для выполнения остальных обязанностей. Вне всякого сомнения, ваше эмоциональное состояние нельзя будет назвать подходящим, если вместо того чтобы сосредоточиться на учебе, вы будете волноваться из-за детей.

Спикер каждой группы представляет свою работу.

-Предлагаю Вам ответить на вопросы в группе.

1 группа: С какими барьерами сталкиваются дети в обучении на эмоциональном уровне.

2 группа: С какими барьерами сталкиваются дети в обучении на социальном уровне.

3 группа: С какими барьерами сталкиваются дети в обучении на познавательном уровне.

Гост

ГОСТ

Педагогическое общение - специфическое межличностное взаимодействие педагога и воспитанника (учащегося), опосредующее усвоение знаний и становление личности в учебно-воспитательном процессе.

Сущность барьеров в педагогическом общении и причины их возникновения

Педагогическое общение является важной составляющей педагогического процесса. Для организации эффективного педагогического общения, педагог должен обладать необходимой системой коммуникативных навыков и умений, а также социально-психологической компетенцией. Довольно часто, при организации педагогического общения возникают трудности, которые называют барьерами.

Возникновение барьеров педагогического общения связано в первую очередь с тем, что педагог – это, прежде всего, человек, который как элемент коммуникации обладает определенными психологическими особенностями и внутренними индивидуальностями.

Адекватность восприятия и передачи учебной информации во многом зависит от наличия или отсутствия барьеров в педагогическом общении. В том случае, если имеются барьеры, то передаваемая педагогом информация может быть искажена, потерян ее первоначальный смысл, а в ряде случаев она и вовсе может не дойти до учащихся.

Барьеры педагогического общения – это ряд факторов, которые являются причинами конфликтов в общении или способствуют их возникновению.

По своей природе барьер в педагогическом общении – это своеобразное психологическое препятствие адекватной передачи учебной информации от педагога к детям.

Основными причинами возникновения барьеров в педагогическом общении являются:

  1. Возникновение в процессе общения отрицательной эмоциогенной ситуации, которая негативно сказывается на эмоциональном и психологическом состоянии педагога.
  2. Затруднения у педагога в действиях с предметом познания. В случае если педагог слабо владеет необходимой учебной информацией, то возникает эмоциональное напряжение в процессе педагогического общения.
  3. Возникновение противоречий между достигнутым знанием и его принятием со стороны ученика. В том случае, если переданная учебная информация воспринимается и понимается учащимися, но при этом в силу разных причин они отказываются принимать это знание.
  4. Отрицательная реакция на негативную оценку достигнутого результата.

Готовые работы на аналогичную тему

Основные виды барьеров педагогического общения

По своей природе барьеры общения принято разделять на два основных вида:

  • Коммуникативные барьеры общения – возникают в том случае, когда собеседники не понимают и не воспринимают речь друга, в силу различных причин.
  • Психологические барьеры – возникают, когда собеседники не могут понять друг друга в силу различных психологических проблем. Например, негативное первое впечатление, стеснение и т.д.

Барьеры педагогического общения имеют психологическую природу. Речь педагога не может быть искажена или не понятна детям, потому что к кандидатуре педагога предъявляются определенные требования и изначально к чистоте речи предъявляются высокие требования.

Принято выделять следующие виды барьеров педагогического общения:

Способы преодоления барьеров в педагогическом общении

Для предупреждения и преодоления барьеров в педагогическом общении необходимо придерживаться следующих правил:

Читайте также: