Высшее образование в беларуси доклад

Обновлено: 14.05.2024

Система образования в республике Беларусь - предмет небезосновательной национальной гордости. Правительство страны выбрало эффективную стратегию развития системы обучения. Об этом свидетельствуют следующие показатели:

  • почти 100-процентный уровень грамотности взрослого населения.
  • 98% работающего населения имеет базовое, среднее или профессиональное образование.

По числу студентов с высшим образованием Беларусь на равных с самыми развитыми странами мира.

Система образования в РБ финансируется из госбюджета. За последние десять лет в Республике Беларусь построено свыше 300 зданий для университетов, школ, детских садов. Огромный вклад внесен в выпуск современных учебников и методических пособий, а технологические новинки в образовательных заведениях стали привычным явлением, а не диковинкой.

При этом система образования в Беларуси до сих пор находится в процессе реформирования. Цели реорганизации:

  • обеспечение всем гражданам равного доступа к образованию;
  • улучшение качества обучения;
  • повышение квалификации преподавателей;
  • интеграция национальной системы образования в мировую;
  • увеличение финансирования отрасли образования.

Дошкольное

Дети в дошкольном учреждении Беларуси

Благодаря политике государства система дошкольного образования в Беларуси успешно функционирует и постоянно совершенствуется. Уровень подготовительного обучения самый высокий в СНГ. В стране существуют государственные и частные дошкольные учреждения. В образовании активно внедряются новые технологии, учитывающие индивидуальные особенности и потребности каждого ребенка.

В детских садах развивают наблюдательность и любознательность малышей, учат правильно говорить и выражать свои мысли, знакомят с культурой общения, формируют умение налаживать контакт с ровесниками и взрослыми. Воспитатели помогают освоить ориентацию во времени и пространстве, закладывают основы позитивного отношения к окружающему миру, порядку, труду и прививают любовь к родине.

В детских садах Республики Беларусь работают грамотные психологи и квалифицированные доктора, которые внимательно следят за психическим и физическим здоровьем каждого ребенка.

Частные детские садики предлагают дополнительные уроки музыки и иностранного языка.

Школьное

Занятия в Белорусской школе

Система школьного образования в Беларуси делится на три этапа:

  • начальный: 1-4 классы;
  • базовый: 5-9 классы;
  • средний: 9-11 классы.

Первые две ступени обязательны. Основная цель начального образования – привитие неугасающего интереса к получению новых знаний. Обучение проходит на двух языках – русском и белорусском, но есть и школы, где преподавание ведется исключительно на родном языке. С третьего класса в школьную программу вводится иностранный язык – английский, французский или немецкий.

Основная нагрузка начинается в пятом классе. Добавляются новые дисциплины – физика, геометрия, химия, алгебра. Изучение иностранных языков проходит на продвинутом уровне. Педагоги помогают ученикам раскрыть свои способности и показывают сферы их возможного применения.

Большое внимание в белорусской системе образования уделяется физической подготовке детей. Школьные стадионы соответствуют международным нормам безопасности и санитарии.

В старших классах учеников готовят к поступлению в вузы, программы строятся в зависимости от выбранного направления обучения.

В некоторых городах Беларуси старшеклассники в учебно-производственных комбинатах могут получить рабочую специальность (повар, парикмахер, озеленитель и др.) без отрыва от школьного обучения.

Высшее

Студенты белорусского вуза на лекции

Система высшего образования в Беларуси представлена следующими типами учреждений:

  • Классический университет - готовит научных работников высшей квалификации. В программу включены фундаментальные теоретические исследования различных направлений.
  • Профильный университет - выпускает специалистов по одному или двум направлениям. В таких учреждениях можно получить диплом архитектора, дизайнера, агронома, маркетолога или финансиста.
  • Институт - проводит узкопрофильное обучение и готовит переводчиков, политологов, психологов, программистов.
  • Высший колледж - здесь можно получить лишь степень бакалавра.

В некоторых университетах, например Брестском, можно освоить две специальности одновременно.

Форма обучения в вузах очная и заочная, развивается также практика удаленного образования. Срок учебы составляет пять лет. Лекции читаются на русском и белорусском языках. Помимо государственных высших учебных заведений существуют и частные, качество образования в которых строго контролируется правительством.

На данный момент учреждения высшего образования выдают дипломы со степенью бакалавра и магистра. Дипломы докторов наук не предусмотрены.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Система образования Республики Беларусь

Национальное образование Республики Беларусь традиционно является одной из высших ценностей белорусского народа. Свидетельством достигнутых результатов являются досрочное выполнение Республикой Беларусь ряда Целей развития тысячелетия, высокий уровень человеческого развития, обеспечение политической и социально-экономической стабильности в стране.

Выбор курса на создание социального государства позволил определить верную стратегию ее функционирования и развития. Об этом свидетельствуют такие макропоказатели, как уровень грамотности взрослого населения (99,7%), охват базовым, общим средним и профессиональным образованием занятого населения (98%). По показателям поступления детей в начальную и среднюю школу, количеству студентов высших учебных заведений Беларусь находится на уровне развитых стран Европы и мира.

Каждый третий житель республики учится.

Государственная политика в сфере образования базируется на укреплении ведущих принципов развития белорусской школы, среди которых:

1. государственно-общественный характер управления;

2. обеспечение принципа справедливости, равного доступа к образованию;

3. повышение качества образования для каждого.

Приоритетными также являются задачи обеспечения функциональной грамотности населения за счет развития сети учреждений профессионально-технического, среднего специального и высшего образования.

В стране функционируют почти 10 тысяч учреждений образования, представляющих все его уровни, в которых обучение и воспитание более 2,0 млн. детей, учащихся и студентов обеспечивают около 445 тыс. работников.

Приняты социальные стандарты в области образования и обеспечивается их выполнение. Создана развитая система социальной поддержки обучающихся.

На образовательную систему в последние годы государством выделяется не менее 5% ВВП, что не уступает объемам финансирования сферы образования в развитых европейских странах.

Важным событием для системы образования стало принятие 13 января 2011 года Кодекса Республики Беларусь об образовании. Тем самым, впервые в стране решена задача кодификации общественных отношений в сфере образования, сформирована самостоятельная отрасль права – образовательного. Уточнена структура национальной системы образования. Обновлены название и содержание уровней образования.

Существенно обновлена материальная база: осуществлено строительство почти 300 новых объектов образования, капитально отремонтировано 1/3 учреждений образования от общей их численности. Компьютерные технологии в учебно-воспитательном процессе стали не просто доступными, но и привычными.

Создана национальная система учебного книгоиздания. С 2006 по 2010 гг. на издание учебников и учебных пособий только для общеобразовательных учреждений из государственного бюджета было выделено 96,2 млрд. рублей ($35 млн.), издано 843 наименования учебников и учебных пособий, 192 наименования учебно-методических пособий.

Дошкольное образование — первый уровень основного образования. К учреждениям дошкольного образования относятся ясли, ясли-сад, детский сад, сад-школа, дошкольный центр развития ребенка – 3798 (2019) - 3879 (2016) - 3951 (2015)

В число учреждений общего среднего образования включены:

начальная школа,

базовая школа,

средняя школа,

школа — интернат для детей-сирот,

санаторная школа — интернат,

детский сад — школа,

школа (гимназия) — колледж искусств,

средняя школа — училище олимпийского резерва,

учреждения специального образования для детей с особенностями психофизического развития-

ВСЕГО 3020 (2019) 3155 (2016/2017 уч.г.), 3230 (2015/2016 уч.г.)

Профессионально-техническое образование

Профессионально-техническое образование – уровень основного образования, направленный на развитие личности учащегося, его профессиональное становление, получение специальной теоретической и практической подготовки, завершающийся присвоением квалификации рабочего с профессионально-техническим образованием, служащего с профессионально-техническим образованием.

В настоящее время в стране функционируют 179 учреждений профессионально-технического образования, в которых обучаются свыше 63,4 тыс. учащихся. Ведется подготовка по 100 специальностям, включающим более 300 профессий.

Среднее специальное образование

Среднее специальное образование — уровень основного образования, направленный на развитие личности учащегося, курсанта, получение ими специальной теоретической и практической подготовки, завершающийся присвоением квалификации специалиста (рабочего) со средним специальным образованием.

В отраслях экономики и социальной сферы занято свыше 900 тыс. работников со средним специальным образованием (23% от общего количества работающего населения).

В настоящее время в республике действуют 224 учреждения среднего специального образования государственной формы собственности и учреждений частной формы собственности. Общее количество учащихся в учреждениях среднего специального образования составляет 112,5 тыс. человек.

В рамках Государственной программы развития среднего специального образования создана система прогнозирования потребности отраслей экономики и социальной сферы в трудовых ресурсах, определен порядок формирования заказа на подготовку кадров с ответственностью отраслей и регионов, разработаны образовательные стандарты по всем специальностям, оптимизирована структура подготовки кадров, повысилась адресность подготовки, улучшились показатели трудоустройства выпускников.

Высшее образование

Высшее образование – уровень основного образования, обеспечивающий подготовку квалифицированных специалистов, развитие способностей и интеллектуально-творческого потенциала личности.

Высшее образование включает две ступени:

первая ступень высшего образования обеспечивает подготовку специалиста, обладающего фундаментальными и специальными знаниями, умениями и навыками, и завершается присвоением квалификации и выдачей диплома о высшем образовании, предоставляющих право на трудоустройство с учетом присвоенной квалификации и на обучение в магистратуре;

В Беларусь за знаниями приезжают студенты со всего мира.

Высшее образование, включает 51 учреждения высшего образования (университеты, академии, институты), в том числе 9 частной формы собственности. Ежегодный прием составляет более 60 тыс. чел., выпуск – свыше 57 тыс. специалистов.

Подготовка специалистов осуществляется по 15 профилям образования, включающим 382 специальности высшего образования первой ступени и 331 специальность высшего образования второй ступени.

Высшее образование в Республике Беларусь может быть получено в очной (дневной, вечерней) или заочной, в том числе дистанционной, формах.

Учреждения высшего образования организуют образовательный процесс на русском и белорусском языках. Для иностранных граждан обучение может быть организовано на английском языке.

Также в 119 организациях Республики Беларусь, имеющих аспирантуру (адъюнктуру) и в 56 организациях Республики Беларусь, имеющих докторантуру, осуществляется подготовка научных работников высшей квалификации. Подготовка в аспирантуре, докторантуре осуществляется по 430 специальностям научных работников.

Национальные учреждения высшего образования сотрудничают более чем с 300 предприятиями внутри страны, экспортируют научно-техническую продукцию более чем в 30 государств мира: Францию, Финляндию, Австрию, Бельгию, Польшу, Чехию, Великобританию, Латвию, Литву, США, Корею и другие страны.

В целях обеспечения повышения качества образования, усиления контроля на всех этапах подготовки рабочих (служащих), специалистов ведется работа по созданию систем управления качеством образования на основе международного стандарта ИСО 9001.

Послевузовское образование

Послевузовское образование – уровень основного образования, направленный на развитие личности аспиранта, докторанта, соискателя и реализацию их интеллектуального и творческого потенциала, формирование профессиональных навыков организации и проведения научных исследований. Послевузовское образование подразделяется на две ступени:

аспирантура (адъюнктура) – первая ступень послевузовского образования, направленная на подготовку специалистов, обладающих навыками планирования и самостоятельного проведения научных исследований, глубокими теоретическими знаниями, позволяющими подготовить квалификационную научную работу (диссертацию) на соискание ученой степени кандидата наук;

докторантура – вторая ступень послевузовского образования, направленная на подготовку специалистов, обладающих навыками организации научно-исследовательской работы по новому направлению научных исследований или в развитие существующих актуальных направлений научных исследований, аналитического обобщения результатов научной деятельности, позволяющими подготовить квалификационную научную работу (диссертацию) на соискание ученой степени доктора наук.

Кадры науки в 2019 году

Подготовка научных кадров. Основными формами подготовки научных работников высшей квалификации являются аспирантура и докторантура.

В 2019 году в республике численность обучающихся аспирантов составила 5,3 тыс. человек. Аспирантуру окончили 777 человек. В докторантуре обучались 616 человек, окончили докторантуру 94 человека. Докторами наук стали 39 человек, кандидатами наук – 358 человек.

Выполнение научных исследований и разработок. В 2019 году 27,7 тыс. человек в 460 организациях занимались научными исследованиями и разработками.

Структура персонала, занятого научными исследованиями и разработками, в последние годы практически неизменна: исследователи – 64,4%, техники – 7,1%, вспомогательный персонал – 28,5%.

Пятая часть всех исследователей имеет ученую степень: доктора наук – 607 человек, кандидата наук – 2803 человека.

В общей численности исследователей женщины составили около 40% (доктора наук – 19,9% и кандидаты наук – 41%).

Молодые люди в возрасте до 29 лет (включительно) составили 22,6% от общего числа исследователей.

В профессиональной структуре научных кадров преобладают специалисты в области технических и естественных наук.

Международное сотрудничество

Республика Беларусь является стороной многих международных договоров и соглашений, активным участником и инициатором обсуждения проблем, затрагивающих глобальные вопросы развития человеческого общества в постиндустриальную эпоху, в том числе Лиссабонской конвенции 1997 г. о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе, ведет работу по присоединению страны к Европейскому пространству высшего образования (Болонский процесс).

Беларусь предпринимает конкретные шаги для осуществления дальнейшей интеграции национальной системы образования в мировое образовательное пространство, сохраняя свою национальную и культурную идентичность.

Стабильно расширяется признанная практика ”академической мобильности“. Установлено тесное сотрудничество с такими международными организациями как ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, ДААД, Европейский фонд образования. Реализуются международные программы Темпус, Тасис, Эразмус Мундус, Молодежь в действии. Взаимообмен студентами и преподавателями достигает около 16 тысяч человек в год. Действует гибкая система приема на обучение иностранных граждан, которая полностью учитывает их интересы и запросы в специальностях. Для иностранных граждан, не владеющих русским языком, существует возможность обучения на подготовительном отделении.

Количество иностранных граждан, обучающихся в вузах страны, за последние 5 лет выросло более чем в два раза и в настоящее время превысило 10 тыс. человек. При этом развивается взаимовыгодное сотрудничество не только со странами ближнего, но и дальнего зарубежья (заключено свыше 60 международных соглашений).

Активно развивается международное сотрудничество в рамках Союзного государства, ЕАЭС, СНГ.

Дополнительное образование детей и молодежи

Национальную систему дополнительного образования детей и молодежи страны сегодня представляют 318 учреждений (3 – республиканских и 315 – региональных). 133 учреждения дополнительного образования являются однопрофильными (в том числе 4 центра (дворца) художественного профиля, 17 центров технического профиля , 24 центра экологического профиля, 62 центра туристско-краеведческого профиля, 20 центров физкультурно-спортивного профиля) и 185 учреждений – многопрофильными.
В учреждениях дополнительного образования детей и молодежи всех типов насчитывается более 30 тыс. объединений по интересам, фактически каждый третий учащийся сегодня посещает учреждение дополнительного образования детей и молодежи.

Дополнительное образование взрослых

В 400 учреждениях образования реализуется дополнительное образование взрослых (профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации).

Ежегодно осваивают содержание образовательных программ дополнительного образования взрослых около 380 тысяч человек. Повышение квалификации руководящих работников и специалистов организовано по всем 15 профилям образования, переподготовка кадров осуществляется по 402 специальностям. Непрерывное профессиональное обучение по профессиям рабочих (служащих) осуществляется более чем по 3,5 тыс. профессий в учреждениях образования и в иных организациях.


Высшее образование – уровень основного образования, достигаемый в ходе последовательного и целенаправленного процесса обучения и воспитания, обеспечивающего наиболее полное развитие способностей интеллектуально-творческого потенциала личности.

Высшее образование представляет собой процесс и результат овладения человеком системой передовых знаний, современных умений и практических навы­ков, совершенствования мировоззрения, развития научно-методического потенциала, идейно-политических и нравственных ценностей, творчес­ких задатков и способностей, передачи накопленного опыта, необходимых для полноценного включения личности в социальную и культурную жизнь общества и выполнения ответственных профессиональных функций.

Созданная в период существования СССР уникальная система выс­шего образования получила высокое признание мирового сообщества, обеспечила становление и устойчивое развитие экономики, науки и куль­туры страны во 2-й половине XX в.

После обретения Республикой Беларусь суверенитета высшая школа получила дальнейшее развитие. В 1991/1992 учебном году на территории Беларуси функционировало 33 вуза, из них только 3 являлись университетами. На начало 2005/2006 учебного года в систему высшего образо­вания в республике входили 43 государственных вуза, в том числе 30 уни­верситетов, 7 академий, 3 высших колледжа, 2 института, а также 12 вузов негосударственной формы собственности.

Белорусский государственный университет и Белорусский националь­ный технический университет являются ведущими высшими учебными заведениями в национальной системе образования, 9 вузов – ведущими высшими учебными заведениями в отрасли. За период с 1991 по 2005 г. количество высших учебных заведений всех форм собственности увели­чилось на 70%.

Чтобы сделать высшее образование более доступным для молодежи из регионов, в 2004 г. открыт Барановичский государственный универ­ситет в 2006 г. – Полесский государственный университет (г. Пинск).

На расширение доступности высшего образования направлена инте­грация средней специальной и высшей школы. В середине 1980-х ходов были введены сокращенные сроки обучения для студентов, получающих высшее образование после окончания ССУЗов. Получение высшего об­разования в профильных университетах по сокращенным срокам обуче­ния осуществляется по интегрированным учебным планам.

В настоящее время по большинству качественных характеристик системы высшего образования Республика Беларусь превосходит многие страны СНГ и сопоставима с наиболее развитыми странами Европы.

Наиболее характерной особенностью развития национальной высшей школы является переход к массовому высшему образованию. Количество студентов за 15 лет увеличилось более чем в 2 раза, составив в 2005/2006 учебном году 383,4 тыс. человек (в 1990/1991 учебном году 188,6 тыс. че­ловек). Ежегодно число первокурсников увеличивается в среднем на 6%.

В 1990 г. в республике на 10 тыс. жителей приходилось 185 студен­тов вузов, в то время как во Франции, Дании, Ирландии – свыше 300, а в Великобритании, ФРГ, Испании, Италии – около 300.

Национальная высшая школа готовит специалистов по 360 специ­альностям и более чем 1000 специализаций, что позволяет практически полностью удовлетворить потребности народного хозяйства республики в специалистах с высшим образованием. Ежегодно вузы республики вы­пускают более 50 тыс. специалистов, из них более 30 тыс. человек являются выпускниками дневной формы обучения.

В середине 1990-х годов в Беларуси началась реформа высшего образования. Ее осуществление планировалось провести в три этапа. На первом этапе предусматривалось формирование новой структуры систе­мы высшей школы, на втором – отработка и внедрение ее вариантов. Третий этап – нормативно-законодательное закрепление перемен и при­ведение национального высшего образования в соответствие с междуна­родными стандартами.

В минувшее десятилетие развитие системы высшего образования стало одним из приоритетных направлений социально-экономического развития страны. Основной задачей развития системы образования явля­ется повышение качества обучения, приведение его в соответствие с прово­димыми в стране преобразованиями, направленными на создание высо­котехнологичной, конкурентоспособной экономики.

Большое внимание уделяется внедрению новых образовательных технологий, направленных на повышение качества подготовки специа­листов, установление единых критериев оценки и обеспечения высокого уровня компетентности выпускников в соответствии с требованиями обра­зовательных стандартов.

Проводятся мероприятия по приведению объемов и структуры под­готовки на бюджетной основе специалистов с высшим и средним спе­циальным образованием в соответствие с потребностями страны. Осу­ществляются мероприятия по нормативно-правовому, учебно-методиче­скому, информационному и кадровому обеспечению высшей школы.


Беларусь является одной их немногих государств, которые входят в группу с высоким уровнем индекса развития человека. Система образования в республике Беларусь достигла того, что уровень грамотности взрослых - один из лучших в мире. Коэффициент поступления детей в дошкольные учреждения и школы говорит о достойном занимаемом месте страны в сфере образования. Финансирование образовательной системы получает 5% ВВП, что схоже с аналогичными цифрами данной сферы в других европейских государствах.

Раскрытие системы

В республике открыто более 8 000 учреждений, предназначенных для получения основного, специального и дополнительного образования. Структура образования в республике Беларусь включает следующие уровни:

  • дошкольный;
  • общий средний;
  • средне-специальный;
  • профессионально-технический;
  • высший;
  • послевузовский.

Дополнительное образование рассчитано на каждое поколение граждан страны, начиная с детей, продолжая подростками и взрослым населением, и заканчивая каждым, кто вне зависимости от своего возраста, хочет получить профессию или определенный уровень знаний. Классификация представленных выше ступеней по всем параметрам соответствует стандартной квалификации образования международного масштаба. Можно сделать вывод, что каждый член общества может рассчитывать на получение желаемого образования во время всей жизни.

ВУЗы Беларуси

Если брать во внимание рейтинг человеческого развития в стране, то Беларусь находится в первой тридцатке развитых стран мира и начале списка из стран СНГ. 21 место государство занимает в рейтинге уровня образования по комбинированному показателю Программы развития ООН. Высокое качество образования подтверждается высокой численностью не только студентов с белорусскими корнями, но и с российскими, китайскими, таджикскими, турецкими и другими. Многонациональность студенческого городка своего рода признание другими странами высокого уровня преподавательского состава и образовательного потенциала.

Детский сад

Хорошо развитая система дошкольного образования в республике Беларусь подразумевает добровольное посещение соответствующего учреждения. Ходить в детский сад не обязательно для каждого ребенка. Родители в данном случае принимают решение самостоятельно, но большинство детей посещают дошкольное учреждение прежде, чем пойти в школу. В стране насчитывается более 4 000 учреждений дошкольного образования на государственной основе. Имеют место детские сады частной формы собственности, но их количество во много раз ниже. Охват детей до 6 лет центрами дошкольного типа составляет почти 75% (около 50% в сельской местности и 81,5% в городской).

детский сад

Суть среднего образования

Описание уровней образования в республике Беларусь необходимо начать с общего среднего, которое начинается с 6 лет и подразделяется на:

Базовая школа длится с 1 по 9 классы, средняя – до 11 классов. После окончания базового уровня подростки могут продолжить обучение в лицеях, колледжах или профессионально-технических училищах. Именно в таких заведениях предоставляется возможность завершить получение среднего образования и получить профессиональные навыки.

В вышеперечисленные учреждения можно поступить после 11 классов. Получение аттестата об общем среднем или средне-специальном образовании – главная цель школьников, без этого документа невозможно продолжить обучение в высшем учебном заведении.

обучение в школе

В республике функционирует более 3 230 заведений, где можно получить общее среднее образование, часть из которых работает на частной основе. Тенденцией системы образования республики Беларусь последних лет стало введение профильного обучения в старших классах. Новшество, которое настигло учебно-воспитательный процесс на уровне среднего образования – постепенное внедрение информационных технологий.

Сочетание советской закалки, профессионализма преподавателей и современных инновационных технологий позволяет белорусским школьникам ежегодно завоевывать многочисленные награды на международных предметных олимпиадах.

Специальное образование

Государственные органы достигли успеха в организации правильного подхода к детям, отличающимся психофизическими отклонениями. Система специального образования в республике Беларусь направлена не только на предоставление возможности получения знаний, но и обеспечить помощь на коррекционном и педагогическом уровнях, которые необходимы на всех этапах социализации детей всех возрастов. Практикуется интеграция ребят с особенностями (в психическом и физическом плане) в детские сады и школы (более 70 %).

специальное образование

В республике оказывают помощь более 240 спецзаведений подобного плана. Такие центры являются методической и медийной базой для повышения навыков профориентированных педагогов, а также качества такого образования в целом.

Средне-специальное и профессионально-техническое образование

Рассматриваемый уровень структуры системы образования в республике Беларусь – один из важнейших, в связи с тем, что страна нуждается в опытных специалистах, которые трудятся на фабриках и заводах, а также, таким работникам намного проще двигаться дальше по карьерной лестнице, заочно продолжая обучение в высших учебных заведениях.

В стране работает более 166 заведений профессионально-технической направленности, которые представлены училищами, лицеями и колледжами, и более 40 учреждений образования другого вида, образовательная программа которых направлена на выпуск специалистов более трехсот профессий.

семинары в университете

Получение высшего образования

Система высшего образования в республике Беларусь представлена более 50 учреждениями, в том числе академиями, университетами и институтами. Не редкостью на сегодняшний день считаются частные вузы, которые также полноправно выпускают тысячи высококвалифицированных специалистов.

студенты ВУЗа

Студенты обучаются по 15 профилям, 382 специальностям высшего образования первой ступени и 331 – второй ступени. Получать образование можно посредством дневной, вечерней, заочной или дистанционной форм обучения. В связи с тем, что в стране 2 официальных языка, процесс обучения может быть организован на русском и белорусском языках.

Для студентов иностранного происхождения лекции проходят на английском языке. После получения стандартного высшего образования можно продолжить учебу в аспирантуре и докторантуре, где идет подготовка научных работников. Высшую квалификацию можно получить по 430 специальностям.

Иностранные студенты

На сегодняшний день достаточно много людей среди иностранной молодежи стремятся получить образование в Беларуси. Существуют специальные программы, по которым приезжают студенты из разных стран и могут, в конце успешно пройденной учебы, получить диплом об высшем образовании международного формата. Стандартами образования республике Беларусь был утвержден порядок зачисления лиц иностранного происхождения:

  • платно по итогам аттестации при освоении учебного плана по подготовке граждан к получению высшего образования;
  • бесплатно или на платно в соответствии с имеющимися договоренностями международного масштаба;
  • платно после прохождения собеседования, где выявляются возможности потенциального студента общаться и обучаться на языке, который будет ведущим в процессе получения знаний.

иностранные студенты

Для граждан России, Кыргызстана, Казахстана и Таджикистана, в рамках соглашения о повышении интегрированного гуманитарного и экономического образования предоставляются аналогичные права, как и белорусским гражданам (есть шанс получить бюджетное место).

Вопрос национального уровня

Министерство образования республики Беларусь ориентируется на развитие большого потенциала в сфере человеческого развития, старается обеспечить социально-экономическую стабильность в стране, что невозможно без повышения уровня грамотности среди населения.

Цифры говорят о том, что каждый третий житель страны находится на стадии обучения. Госполитика базируется на укреплении определенных принципов учреждений образования:

  • управление и регулирование государством;
  • предоставление равноправных возможностей в учебе;
  • повышение качества учебы, вне зависимости от социального статуса.

обучение в начальной школе

В приоритете у государства – помощь в организации доступного образования для каждого жителя страны за счет развития сети учреждений средне-специальной, профессионально-технической и высшей ступени. Для этого каждый день открывают свои двери более 10 000 центров и заведений, где получают образование разной ступени около 2 миллионов детей, студентов и учащихся, а обеспечением необходимыми знаниями и навыками занимаются более 445 000 работников.

Система образования в республике Беларусь организована таким образом, чтобы предоставлять всестороннее обучение по принятым социальным стандартам, а также поддерживать каждого обучающегося в желании получить специальность и профессию.

Высшие учебные заведения

В Беларуси работают заведения на государственной и частной основе (по форме собственности). За последние годы в 51 вузе обучалось около 285 000 студентов, 160 000 из которых получали образование на дневной форме обучения, остальные: на заочной (123 400) и вечерней (1 300), почти 14 500 являлись иностранцами. В связи с тем, что государственных языков официально два в республике, вузы Белоруссии предлагают 2 варианта получения знаний: на русском и белорусском языках, исключение иностранцы, для них предусмотрены лекции на английском.

Но коэффициент желающих, получать профессию на белорусском языке не велик – 0,2% от общей цифры, но смешанное обучение и на белорусском, и на русском, выбрали 37,4% студентов, только на русском готовы учиться 62,4%.

академия МВД

В сфере управления (г. Минск)

  • Академия управления при Президенте РБ (государственный);
  • Институт парламентаризма и предпринимательства (частный);
  • МИТСО - Международный университет (частный);
  • Институт управления и предпринимательства (частный).
  • Военная академия РБ;
  • Академия Министерства внутренних дел РБ;
  • Командно-инженерный институт МЧС;
  • Институт пограничной службы РБ;
  • Институт Министерства внутренних дел в Могилеве.
  • Минске (БГУ);
  • Барановичах;
  • Гомеле (имени Франциска Скорины);
  • Витебске (имени Машерова);
  • Бресте (имени Пушкина);
  • Могилеве (имени Кулешова);
  • Гродно (имени Янки Купалы);
  • Полоцке;
  • Полесский гос. университет в Пинске.

Технологического и технического плана

  • БГТУ;
  • БНТУ;
  • БГУИР;
  • Гомельский гос. технический университет;
  • Витебский гос. технологический университет;
  • Белорусско-Российский университет в Могилеве;
  • Брестский государственный технический университет;
  • Могилевский государственный университет продовольствия.
  • БГЭУ (государственный);
  • МИТСО;
  • Международный гуманитарно-экономический институт; потребительской кооперации в Гомеле;
  • Институт предпринимательской деятельности в Минске.
  • БГАТУ в Минске;
  • Белорусская государственная сельскохозяйственная академия в Горках;
  • Гродненский гос. аграрный университет.

Педагогические вузы Белоруссии

  • БГПУ имени Максима Танка в Минске;
  • Государственный педагогический университет имени Шамякина И. П. в Мозыре.
  • Белорусский институт правоведения в Минске (частный);
  • Белорусская гос. академия связи;
  • Витебская гос. академия ветеринарной медицины;
  • Институт правоведения БИП в Могилеве;
  • Минский государственный лингвистический университет;
  • Белорусская гос. академия авиации;
  • Институт современный знаний имени Широкова А. М. в Минске;
  • Белорусский гос. университет физической культуры;
  • Белорусский гос. университет транспорта в Гомеле.

Художественные и университеты культуры

  • Белорусская государственная академия искусств;
  • Гос. университет культуры и искусств;
  • Государственная академия музыки;

Медицинские государственные университеты в

Искусство в образовании

Система образования в РБ носит государственно-общественный характер. Культура и искусство занимают важное место в формировании всесторонне развитой личности, поэтому еще в далеком 1945 году в Минске был организован Белорусский государственный театральный институт, где обучали искусству драматического театра, живописи, режиссуре, графике, скульптуре. В 90-е годы в Белорусской государственной академии искусств стали практиковать преподавание телеоператорства, кинооператорства, изобразительного решения фильма.

выставка живописи

На сегодняшний день белорусские и иностранные студенты в вузе могут получить навыки по следующим специальностям:

  • монументально-декоративное искусство;
  • живопись;
  • графика;
  • скульптура;
  • актерское искусство;
  • декоративно-прикладное искусство;
  • дизайн;
  • режиссура театра;
  • искусствоведение;
  • актерское искусство;
  • кинотелеоператорство;
  • режиссура кино и телевидения.

Научно-инновационный образовательный центр

Крупнейшим высшим учебным заведением в РБ является БГУ в Минске, где студенты получают знания по профильным предметам на 20 факультетах. Основан университет в 1921 году. Чтобы поступить и начать там обучение, необходимо сдать централизованное тестирование. Примечательно, что на некоторые специальности требуется сдать вступительные экзамены.

Белорусский государственный университет

С каждым годом рейтинг БГУ растет, в марте 2018 года он занял 487 место по версии Webometrics Ranking of World Universities. Среди университетов стран СНГ учреждение занимает 4 место. Он также входит в топ-500 лучших университетов мира.

Для того чтобы получить в вузе РБ диплом о высшем образовании, необходимо поступить в университет и успешно пройти в среднем 4500-5700 учебных часов (4-5 лет обучения). После завершения учебы выпускники сдают госэкзамены по специальности и защищают дипломную работу. Экзаменационная комиссия после успешно пройденных испытаний присваивает квалификацию в соответствии с выбранной специальностью, что позже указывается в дипломе о высшем образовании.

Читайте также: