Вышивка канителью или золотом доклад

Обновлено: 02.07.2024

Золотое шитье появилось еще во II веке до н.э. на северо-западе Малой Азии. В то время вышивка называлась атталинской – в честь правителя Атталу, при котором была основана. В Древнюю Русь изделия с золотым шитьем были завезены из Византии в 10 веке. Несмотря на высокую стоимость, расшитые полотна и наряды сразу начали пользоваться большим спросом. И уже к 12 веку в древнерусском государстве стали появляться собственные золотошвейные мастерские.

Нити для золотого шитья на Руси в основном завозились с Запада (из Голландии, Венеции) и были четырех видов:

  • Волоченые (тончайшая золотая или серебряная проволока);
  • Пряденые (льняная нить, туго обвитая золотой волоченой нитью);
  • Бить (узкая золотая или серебряная полоска);
  • Скань (шелковая или льняная нить, обвитая золотой или серебряной проволокой).

Продолжительное время золотошвейные мастерские были расположены только при монастырях. Там создавались плащаницы, иконы, одежда для священнослужителей при помощи орнаментального и лицевого шитья.

Для создания качественной вышивки золотошвейки использовали специальную деревянную катушку – витейку. Благодаря равномерной намотке нитей на инструмент, они не соприкасались с руками, тем самым не путались и не окислялись. Чтобы золотные нити не скользили по катушке, первый слой на витейке делали из хлопковой нити. Данный инструмент в золотном шитье используют по сей день.

Особенности золотного шитья

Отличительной чертой золотной техники вышивки являются:

1. Использование разного вида подложек:

Используется, когда края фигуры необходимо сделать четкими. Кусок картона вырезается четко по размеру вышиваемой фигуры.

Используются для создания объемных элементов.

2. Вышивка жемчугом

Жемчуг пришивают двумя способами:

  • Отдельно каждую бусину;
  • Нанизывая бусины на длинную нить.

3. Вышивка канителью, трунцалом и битью

Какое золотное шитье без канители , трунцала и бити ? Стоит сказать, что вышивка данными материалами проще, чем золотными нитями, но для этого нужно учитывать следующие тонкости:

Аватар

Драгоценное шитьё: история

Золотое, или золотное, шитье — это особая техника ручной вышивки, известная с древности. Как правило, для золотого шитья применяются металлизированные золотые и серебряные нити, канитель (очень тонкая металлическая нить для вышивания), трунцал (металлическая граненая нить из проволоки плоского сечения, закрученная в спираль пятиугольной формы), а также жемчуг, бисер, пайетки.

Самые первые сведения о золотом шитье относятся ко II веку до н. э. — согласно преданию, оно возникло в Пергамском царстве (северо-запад Малой Азии) и оттуда пришло к римлянам. На Руси упоминания о золотошвейном искусстве встречаются в летописях, старинных документах, а также в отзывах иностранных путешественников, начиная с XI века.

Разные виды нитей для этого вида шитья делали из золота и серебра. Металл выделывали в очень тонкую проволоку, которой по спирали обвивали льняные или шёлковые нити, или пользовались для шитья непосредственно самой проволокой. Выполняли вышивку на дорогих плотных тканях: тафте, атласе, парче, бархате, а также на замше и коже, украшали жемчугом и самоцветами. Понятно, что и материалы для работы, и готовые изделия получались очень дорогими. Сохранившиеся с XV века работы — это в первую очередь церковные принадлежности, иконы, шитые иконостасы, хоругви, знамёна.

Металлическая нить получалась довольно хрупкой, ею было сложно вышивать, как обычными нитками, продевая сквозь ткань. Поэтому нить укладывалась на лицевой стороне ткани по узору и прикреплялась шёлковой нитью — либо в цвет металла, либо контрастной. Получались настоящие вышитые картины, либо сияющие монохромные, либо разноцветные, красочные.


22 редких и необычных вида рукоделия

Золотное шитьё сегодня

На сегодняшний день золотное шитьё в немалой степени стало светским видом рукодельного искусства. Мастерские такого шитья сохранились (и возрождаются) и при монастырях, но всё шире оно применяется для декорирования одежды и аксессуаров, создания украшений, картин, выполнения отделки и так далее.



Фото: @nazarkinamasha



Фото: @submarina707



Фото: imperiya. by

Надо сказать, что умение шить золотом в прежние времена ценилось очень дорого — во многом этот вид рукоделия граничит с искусством, кроме того, требует большого внимания, усидчивости, точности. И на сегодня золотное шитьё — один из самых трудоёмких видов рукоделия. Чтобы достичь вершин мастерства, ему учатся от нескольких недель до нескольких лет на курсах, в специальных школах и даже в вузах. Но освоить азы этого искусства, достаточные, чтобы создавать и украшать вещи, можно и самостоятельно.



Фото: @juliet_mikecharlie



Фото: @submarina707


Белая вышивка и ришелье: мастер-класс для начинающих


Золотное шитьё: учимся азам



Фото: @submarina707

1. Ткань
Начинать учиться лучше на плотной льняной или хлопчатобумажной ткани.
2. Пяльца
Для золотного шитья используются прямоугольные пяльца — нужно, чтобы ткань была натянута на них хорошо и равномерно. В идеале подойдёт вышивальный станок — прямоугольная конструкция, располагающая запяленную ткань на некотором расстоянии от стола: так руки получают одновременный доступ и к лицевой, и к изнаночной стороне вышивки, для золотного шитья это важно. Вариант — деревянная рама, на которую натянута ткань (можно заказать такую в художественной мастерской или натянуть ткань самостоятельно, воспользовавшись кнопками).
3. Нитки:
— вышивальная кручёная нить — ирис, шелковый гарус, шелк строчевой и др.;
— золотная нить — металлизированная нитка или тонкий металлизированный шнурок;
— вспомогательная нить — крепкая шелковая, х/б, синтетическая нитка.
4. Материал для создания объёма, или для настила
Чтобы вышивка получалась выпуклой, под нитки подкладывают специально вырезанные кусочки картона, сукна, драпа, кожи. Для тонких объёмных деталей подойдут кусочки верёвки, бечёвки, пучки мулине. Иногда после создания объёма рельефный рисунок обтягивают х/б трикотажем (необязательно, однако такой способ позволяет потом шить более чисто).
5. Иглы
Иглы вышивальные № 1−2, игла для тонкого шелка с маленьким ушком, большая игла, иглы для бисера (если вы планируете украшать им вышивку).
6. Материалы для украшения
Бисер, бусины, пайетки и так далее.
7. Обычные и вспомогательные инструменты для вышивания
Ножницы, ножик, напёрсток, карандаш/фломастер для нанесения на ткань узора, воск (поможет ниткам лучше скользить), клей для ткани, витейки (особая плоская или квадратная катушка, на которую наматывается рабочая нитка — такую катушку удобно класть на плоскость работы).

Последовательность работы


1. Определитесь с рисунком и размером вышивки. Подберите ткань, основные (намотайте их на витейки) и вспомогательные нитки, материалы для украшения.
2. Натяните ткань на пяльцы или подрамник. Последовательность натягивания краёв — на картинке.

3. Нанесите рисунок на ткань.
4. Если вы будете делать рельефную, или высокую, вышивку, подготовьте подложки: переведите рисунок будущих выпуклых частей узора на картон (сукно, драп), вырежьте, аккуратно приклейте подложки к ткани для вышивки или пришейте несколькими стежками. Также объём можно создать с помощью верёвочки, уложенной в узор и прикреплённой к ткани несколькими стежками.
5. Далее следует сам процесс вышивки. Стежков и способов вышивки в золотном шитье много. Вашему вниманию — три видео, объясняющие основные принципы.

Шов в прикреп:

Вышивка по настилу:

Вышивка по картону (подложке):


Вышивка канителью сегодня пользуется особой популярностью. С помощью этого материала создают необычные, очень нарядные и эффектные изделия. Такую технику называют современным золотым шитьем.

Изначально канитель делали только из тончайшей проволоки из драгоценных материалов, и использовалась она для расшивания одежд высших чинов духовенства и монархов. Сегодня этот материал изготавливают из недорогих металлов (за редким исключением), и он стал доступен для рукодельниц.

  • Статья
  • Советы
  • Сервисы
  • Материалы

Что такое канитель


Классическое определение канители – тонкая нить из золота или серебра, которая свита в тугую спираль. Применяется для объемной вышивки, имитирующей цельный узор из металла. Сейчас канитель – это нить из тонкой металлической проволоки, свернутая в пружину и имеющая цветное покрытие.

В вышивке применяют не только металлическую нить, но также шелк, бисер и бусины. Это придает работе особую роскошь и торжественность.

Виды канители

Ассортимент современной канители достаточно широкий. В работе часто используется сразу несколько видов материала. Каждый имеет свои особенности в работе и декоративных показателях.

  • Жесткая. Канитель изготавливается из проволоки с круглым сечением. Спираль надежно держит форму. Главным назначением такого материала является оформление контура узора и выделение его основных элементов.
  • Мягкая. Для нее применяют также круглую проволоку, но особенно тонкую. Нить получается нежной, требующей при работе особой осторожности. Она легко деформируется, ей легко придать любую форму. Основное назначение материала – окантовка стразов, камней и жемчужин. Также мягкой канителью могут заполняться значительные площади узора.
  • Гладкая. Для нее применяют плоскую проволоку, которая обеспечивает особую гладкость и блеск поверхности. Она достаточно жесткая и плотная, при работе риск ее деформации минимален.
  • Фигурная. Такой материал имеет разнообразные фактуры и формы. Основа может быть блестящая или матовая, с круглым или плоским сечением. Спираль навивается по разным формам, что придает ей особенно привлекательный вид. Используется для дополнительного подчеркивания эффектных линий узоров.
  • Трунцал. Для такой нити используют 5- или 6-угольные заготовки из плоской проволоки, которые имеют резкие загибы. Грани проволоки ярко отражают свет, повышая ее декоративность. Вышивка трунцалом позволяет добиться особого блеска рисунка на ткани.

Жесткая Мягкая Гладкая
Фигурная Трунцал

Используя в работе канитель разных видов и цветов, можно получить самые причудливые узоры.

Техники вышивки канителью – виды швов и стежков


Для работы с канителью существуют определенные приемы. Они позволяют красиво и незаметно закреплять проволоку на ткани.

  1. Короткие отрезки. Проволока нарезается, нанизывается на иглу и пришивается аналогично бисеру. Сформированный такими отрезками рисунок, получается особенно блестящим. Чаще всего этот прием используют при работе с трунцалом.
  2. Длинные отрезки. Проволока выкладывается по определённому контуру и после пришивается тонкой нитью, которая проводится между витками. Это позволяет сделать крепления незаметными. При использовании мягкой канители может потребоваться дополнительное укрепление посредством проведения нити через внутреннее отверстие в спирали.
  3. Фигурные швы короткими отрезками. Канителью можно вышивать несколькими видами швов: стебелек, различные цепочки, тамбурный. В этом случае используются отрезки проволоки, которые укладываются требуемым образом. Все эти швы выполняются так же, как и нитками, но только с тем условием, что на лицевой стороне нанизывается кусочек канители.

Мастер-класс для начинающих

Освоить вышивку канителью несложно. При выполнении такой работы требуется терпение и аккуратность, соблюдая пошаговую последовательность действий. Для работы необходима ткань-основа, нитки под цвет проволоки и сама канитель.

    Перевод контура рисунка на ткань и первый стежок. Контур рисунка следует переносить на ткань специальным самоисчезающим маркером. Затем начинают вышивать листок, немного отступив от его верхней точки.




Освоив самые простые приемы вышивки канителью, удастся создавать изысканные узоры. Ими можно украшать одежду и различные декоративные изделия, придавая им особый шарм.


Традиционное русское золотное шитьё. Основные техники, центры вышивальных промыслов

3 года ago Enottt Комментарии к записи Традиционное русское золотное шитьё. Основные техники, центры вышивальных промыслов отключены

COSTUME cap; nightcap circa 1640-1660 overall: 180 mm Man’s night cap made from red silk velvet cut in six conical sections embroidered in metal threads with pomegranates and embellished with spangles. Said to have belonged to Major Buntine.

Золотное шитье — техника ручной вышивки металлическими позолоченными (золотными) и серебряными нитями.

Для золотого шитья нужно выбирать прочную ткань, которая выдержит тысячи проколов: бархат, кожа или сукно, иногда шелк.

История

На Руси золотое шитье возникло в XI веке. Золотошвейные мастерские существовали при монастырях, царских и княжеских палатах. Особенно славились торжокские мастерицы.

Чаще всего в торжокской золотой вышивке использовался растительный узор, в который добавлялись изображения животных, птиц, иногда орнаментально-декоративные мотивы.

Позже, с развитием промышленности, златошвейный промысел стал забываться, люди предпочитали носить готовую одежду. Только детали военных мундиров еще расшивались золотом. В настоящее время в Торжке работает золотошвейная фабрика, где на машинах и вручную создаются прекрасные вещи, способные украсить любой дом и любой костюм.

Техники золотного шитья

Канитель

Техника вышивания канителью отличается от других видов вышивки: золотную нить не протаскивают сквозь ткань, а прикрепляют швом вприкреп,

поверх основы второй ниткой. При этом вспомогательная нить должна оставаться невидимой для глаза. За счет многообразия швов получаются поистине фантастические узоры.

Схема процесса волочения золота

До XI века в этом виде шитья употребляли волоченное золото и серебро.

Близко лежащие параллельные стежки создавали гладкую блестящую поверхность. Эффект золотого шитья заключался в светотеневой игре

Элементы узора церковного облачения

металлических нитей. При желании создать выпуклый рисунок подкладывали бумагу или вату. Богатство золотого шитья сделало его основным приемом отделки предметов церковного обихода.


Уменьшенная копия платья Екатерины Великой

Для каждого центра золотошвейного мастерства имелись излюбленные формы цветущих кустов в вазонах. Наибольшей популярностью пользовалось шитье по бархату малинового и красного цвета. Шитье середины XVI века продолжает традицию живописности с использованием разноцветных шелков. Разнокрасочные, светлые, яркие и ясно видные прикрепы смягчали блеск золота, смешиваясь с ним, и давали яркую, определенную узорность. Золотое шитье, первоначально украшавшее предметы церковного обихода и дорогую светскую одежду, стало постепенно применяться в праздничной крестьянской одежде и одежде простых горожан.

Особенно красочной была вышивка на головных уборах, платках.

Золотое шитье на головных уборах

Головные уборы чрезвычайно разнообразны. Шитые золотом и серебром, они надевались к праздничным костюмам и часто являлись самой нарядной и драгоценной его частью. Особенно славились красотой и качеством нижегородские платки (Огородец, Арзамас и др.) с драгоценной золотой вышивкой. Для платков использовались мягкие, легкие ткани: миткаль, шелк, батист, кисея. Растительные узоры выполнялись золотыми и серебряными нитями, битью, украшались блестками, бахромой, галуном и кружевом.


Современное панно мастериц Торжка

В XVII-XVIII веках большое развитие получило сложное, изысканное шитье на придворных парадных костюмах. Иностранцев при дворе поражало обилие серебряных кружев, богатой золотой вышивки и ослепительных драгоценностей на нарядах придворных дам.

Центры

Золотошвейные работы выполнялись в петербургских и московских мастерских, в Новодевичьем и Ивановском


Шитые золотом сафьяновые сапоги

монастырях в Москве. Иногда для вышивки царских придворных костюмов приглашали золотошвей из Торжка.

Славился Торжок вышитыми шелком и золотом сафьяновыми сапогами.

Адмиралы и генералы, чиновники высших рангов щеголяли в мундирах, расшитых на берегах Тверцы. Цветным шелком и золотыми нитями украшали также свадебные полотенца, праздничные рубахи из тонкой льняной ткани, платки.

Золотошвейное искусство стало одним из традиционных художественных ремесел. Золотошвей Древней Руси вложили большую долю своего таланта в его становление, в создание национальных традиций, которые получили дальнейшее развитие в народном искусстве последующих эпох.

Читайте также: