Вставь гласную перед нн в страдательных причастиях прошедшего времени прослушанный студентами доклад

Обновлено: 04.07.2024

Какая гласная буква пишется перед -нн- у причастий?

Часто воз­ни­ка­ет сомне­ние, какая глас­ная пишет­ся перед суф­фик­са­ми -нн- или -н- стра­да­тель­ных при­ча­стий про­шед­ше­го времени::

  • заме́ш а нный, заме́ш а н или заме́ш е нный, заме́ш е н;
  • рас­к­ле́ е нный или рас­к­ле́ я нный, рас­к­ле́ и нный.
  • вы́слуш- а -ть — вы́слуш а нный;
  • наве́- я -ть — наве́ я нный;
  • вы́смотр- е -ть — вы́смотр е нный;

С этой целью обра­ща­ем­ся к неопре­де­лен­ной фор­ме гла­го­ла и выде­ля­ем её осно­ву, отбро­сив окон­ча­ние -ть, -ти:

  • спи­лить — спи­ли -ть,
  • оби­деть — оби­де -ть,
  • при­не­сти — при­нес -ти,
  • собрать — собра -ть,
  • высме­ять — высмея -ть.

От осно­вы неопре­де­лен­ной фор­мы гла­го­ла с помо­щью суф­фик­са -нн- обра­зу­ем стра­да­тель­ные при­ча­стия про­шед­ше­го вре­ме­ни, сохра­няя при этом конеч­ные глас­ные -а, -я, -е- осно­вы:

  • собр а -ть — собр- а -нн-ый вовре­мя,
  • высме я -ть — высме- я -нн-ый порок,
  • увид е -ть — увид -е -нн-ый.

Если же гла­гол закан­чи­ва­ет­ся на -и-ть, -е-ть, или име­ет в осно­ве соглас­ный, то в фор­мо­об­ра­зо­ва­нии участ­ву­ет суф­фикс -енн-/ённ:

  • спил- и -ть — спил- е нн-ый,
  • раскле- и -ть — раскле- е нн-ый;
  • прине с -ти — принес- ё нн-ый;
  • при­в­ле чь — привлеч- ё нн-ый.

Сделаем вывод

Гласные в краткой форме страдательных причастий

Краткие фор­мы стра­да­тель­ных при­ча­стий сохра­ня­ют глас­ный суф­фик­са пол­ной фор­мы, например:

  • навеш а нные порт­ре­ты — порт­ре­ты навеш а ны;
  • навеш е нная калит­ка — калит­ка навеш е на;
  • рас­к­ле е нные афи­ши — афи­ши рас­к­ле е ны;
  • при­стрел е нный волк — волк при­стрел е н;
  • взъерош е нные воло­сы — воло­сы взъерош е ны вет­ром;
  • напо е нный теле­нок — теле­нок напо е н моло­ком;
  • посе я нное семя — семя посе я но вовре­мя;
  • зате я нная игра — игра зате я на за столом.

Гласные перед суффиксом -нн- причастий в сложных случаях

В кон­тек­сте по смыс­лу раз­ли­ча­ем пары глаголов:

  • замеш а ть в исто­рию — замес и ть тесто, цемент, раствор;
  • выкач а ть воду, нефть, воз­дух — выкат и ть боч­ку, гла­за от испуга;
  • навеш а ть порт­ре­ты в два ряда — навес и ть калит­ку;
  • навеш а ть рубаш­ки, поло­тен­ца, бельё — навес и ть фона­ри­ки у входа;
  • помеш а ть ложеч­кой чай — помес и ть тесто;
  • обвеш а ть покуп­ка­ми — обвес и ть поку­па­те­ля;
  • вывал я ть рыбу — вывал и ть песок;
  • при­стрел я ть ружьё — при­стрел и ть вол­ка.

Правильно выбран­ная неопре­де­лен­ная фор­ма гла­го­ла помо­жет в напи­са­нии глас­ной в суф­фик­сах при­ча­стий. Сравним:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Задание 1. Образовать от данных полных страда­ тельных причастий прошедшего времени краткие, составить с ними предложения, обозначить синтаксическую роль кратких причастий (сказуемые).

1. Выкаченное из гаража колесо (выкатить). Колесо выкачено.

2. Выкачанный из шины воздух (выкачать). Воздух выкачан.

3. Замешенное тесто (замесить). Тесто замешено.

4. Замешанный в преступлении человек (замешать). Человек за­ мешан в преступлении.

5. Занавешенное окно (занавесить). Окно занавешено.

6. Развешанные картины (развешать). Картины развешаны.

7. Навешенная дверь (навесить). Дверь навешена.

8. Выслушанные пожелания (выслушать). Пожелания выслушаны.

9. Высушенное белье (высушить). Бельё высушено.

10. Застроенный микрорайон (застроить). Микрорайон застроен.

11. Хорошо настоянный чай (настоять). Чай хорошо настоян.

12. Рассеянные ветром тучи (рассеять). Тучи рассеяны ветром.

Задание 2. Даны две загадочные буквы - РК . Составьте любые словосочетания, расшифруйте данную аббревиатуру так, чтобы первое слово стало причастием, а второе — существительным. Например, растущая кукуруза .

Словосочетания могут быть любыми, даже невообразимыми.

Задание 3. Образуйте от следующих глаголов страдательные причастия прошедшего времени, подчеркните изучаемую орфограмму и укажите способ её проверки.

Расстрелять патроны; пристрелить зверя; замесить тесто; высушить волосы на солнце; занавесить плотной шторой; подвесить на потолок; застроить участок земли; выслушать критику в свой адрес; намаслить кусок хлеба; удостоить награды; вывинтить гайку; соорудить плотину.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 277 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 07.11.2021 590
  • DOCX 13.5 кбайт
  • 10 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Волкова Татьяна Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

рисуемый — страдат. прич. наст. вр;
рисованный — страдат. прич. пр. вр.

Действительные причастия обозначают признак того предмета, который сам совершает действие.

рисующий — действ. прич. наст. вр.;
рисовавший — действ. прич. пр. вр.

От большинства глаголов нельзя образовать все четыре типа причастий.

Действительные и страдательные причастия

Образование страдательных причастий настоящего времени

Страдательные причастия настоящего времени образуются от основы настоящего времени переходных глаголов несовершенного вида при помощи суффиксов -ем- (-ом-) от глаголов 1-го спряжения и суффикса -им- от глаголов 2-го спряжения: ведут — ведомый, уважают — уважаемый, видят — видимый, хранят — хранимый .

От многих переходных глаголов страдательные причастия настоящего времени не образуются (например, брать, ждать, жать, писать, мыть, лить, бить, пить и др.). В то же время есть несколько страдательных причастий, образованных от непереходных глаголов: предшествуемый, руководимый, управляемый .

Страдательные причастия настоящего времени не следует путать с отглагольными прилагательными с суффиксами -ем-, -им- ( ископаемый, допустимый, несравнимый, непобедимый, неугасимый ). Такие прилагательные могут образовываться и от непереходных глаголов ( зависимый, неиссякаемый, непромокаемый, неумолкаемый, неувядаемый, несгораемый ), и от глаголов совершенного вида ( умолить — неумолимый ). Большинство из них не употребляется без приставки не— ( невозмутимый, невыносимый, незримый, неисчислимый, неисчерпаемый ). Признаки, которые обозначены отглагольными прилагательными, являются постоянными, не протекают во времени (в отличие от признаков, обозначенных причастиями).

Образование страдательных причастий прошедшего времени

Страдательные причастия прошедшего времени образуются от основ неопределённой формы переходных глаголов при помощи суффиксов -нн-, -енн- (-ённ-), -т- ( прочитанный, увиденный, решённый, понятый ).

При помощи суффикса -нн- образуются страдательные причастия прошедшего времени от глаголов на -атъ, -ять. При этом суффикс глагола -а- или -я- сохраняется перед суффиксом причастия -нн- ( засеять — засеянный, замешать —замешанный ).

С помощью суффикса -енн- (ённ-) образуются страдательные причастия прошедшего времени от глаголов на —итъ, -етъ. При этом суффикс глагола -и- или -е- отсекается ( заклеить — заклеенный, увидеть — увиденный, обидеть — обиженный, спросить — спрошенный ). Суффикс -енн- (-ённ-) используется также для образования причастий от глаголов с основой на согласный (глаголы на -чь: увлечь —увлечённый, сберечь — сбережённый ; глаголы с окончанием -ти: привести — приведённый, сплести — сплетённый ).

Нужно различать!

Выкаченная из подвала бочка — от глагола выкатить Выкачанная из бочки нефть — от глагола выкачать
Пристреленный зверь — от пристрелить Пристрелянное ружьё — от пристрелять (выстрелами определить правильный прицел)
Развешенная мука — от развесить (разделить на части по весу) Развешанные картины — от развешать
Обвешенный покупатель — от обвесить Обвешанные портретами стены — от обвешать
Смешенное тесто — от смесить Смешанный лес — от смешать
Замешенное тесто — от замесить Замешанный в преступлении — от замешать

При помощи суффикса -т- образуются причастия от гла­голов с суффиксом -ну- ( покинуть — покинутый ), от глаголов на -оть ( колоть — колотый ), на -ереть ( запереть — запер­тый ), от односложных глаголов ( бить — битый, мыть — мытый, взять — взятый ), в том числе и от односложных с приставками ( прожить — прожитый ).

От некоторых переходных глаголов страдательные при­частия прошедшего времени образовать нельзя: гнать, знать, брать, жить, искать, полюбить , хотя есть причастия: из­гнанный, узнанный, избранный, прожитый, разысканный .


Ответ

, не говорите никому, как я это сделал, иначе мне несдобровать.

я недоумеваю, как у тебя так легко получается прыгать с такой высоты.

, нет повода так негодовать, что праздник перенесен на следующий день.

наш тренер по баскетболу невзлюбил димку потому, что он всегда опаздывал.

раньше вадик ненавидел катю, а теперь сичает ее хорошей.

в этом доме щеглова откровенно недолюбливали.

Ответ

1. обстрелянные позиции неприятеля. 2. прослушанный студентами доклад. 3. свечи, зажжённые к празднику.



Похожие вопросы:

Иконка предмета

Разобрать слова по составу: зелёненький, грубоватый, весёлая, смешные, полевые, лесное, цветную, красненькое, коричневатый, бессмертная, блинная, берёзовый, карманные

Иконка предмета

Иконка предмета

Иконка предмета

Иконка предмета

Иконка предмета

Записать предложения в исправленном виде.1с этим бедным человеком случилась беда.2издали доносилась печальная песня и своим печальным мотивом напевала печаль.3тёмная глубина тёмного леса пугала путников.4забавные рассказы забавного старика забавляли его внуков.5утки быстро перелетели с места на место, быстро махая своими быстрыми крыльями.6среди самых пугливых животных самые пугливые-это пугливая лань и пугливый заяц.

Читайте также: