Всеподданнейший доклад лорис меликова

Обновлено: 05.07.2024

(wikipedia)
Судить о дальнейших планах императора Александра Второго можно только по печатной копии
его дневника, хранящегося в ГАРФе, подлинность которого не установлена и мемуарам
княгини Юрьевской. И тот и другой источник утверждают (того же мнения придерживались
и современники), что Александр II планировал подписать "конституцию" М.Т. Лорис-Меликова,
затем короновать свою супругу и примерно через полгода-год отречься от престола в пользу
законного наследника (сына от Долгорукой Георгия, а не Александра), чтобы оставшиеся
годы посвятить радостям частной семейной жизни.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Конституция_Лорис-Меликова
"Конституция Лорис-Меликова" — условное название нереализованного проекта политической
реформы, предложенного министром внутренних дел графом М. Т. Лорис-Меликовым на
рассмотрение императора Александра II в январе 1881 года.
"Всеподданнейший доклад" с изложением этого плана был подан Лорис-Меликовым императору
28 января 1881 года. Он был единогласно одобрен 16 февраля Особым совещанием (в присутствии
будущего Александра III). 1 марта император сообщил Лорис-Меликову, что через четыре дня
проект будет вынесен на обсуждение Совета министров. В тот же день, через 2 часа, император
погиб в результате террористического акта.
Новый император Александр III по совету К.П.Победоносцева немедленно отправил Лорис-Меликова
в отставку. На "всеподданейшем докладе" (хранится в Государственном архиве Российской Федерации)
он начертал синим карандашом: "Слава Богу, этот преступный и спешный шаг к Конституции
не был сделан, и весь этот фантастический проект был отвергнут в Совете Министров весьма
незначительным меньшинством".
Через два года Победоносцев писал императору:
"Кровь стынет в жилах у русского человека при одной мысли о том, что произошло бы от
осуществления проекта графа Лорис-Меликова и друзей его."

Лорис-Меликов - это был могущественный главарь армянской мафии в Российской Империи.
Фактически мы тут видим срыв государственного переворота, который был подготовлен
армянами.

Конечно, Александр Третий возмутился: "Армяне чуть не выкинули меня на мусорку!".
И принял ответные меры:
(wiki)
"После убийства Александра II в России к власти пришёл Александр III, царствование которого
было отмечено антиармянскими кампаниями."
Пишут, что он уволил много чиновников-армян.

Александр Третий это был в 19-20 веках единственный царь, при котором Россия
не воевала с Турцией. Совпадение? Не думаю. Нет армян во власти - нет войны с Турцией.

Нам неправильно объясняют историю. На самом деле, история Российской Империи
это борьба нерусских этнических кланов во власти. В этом суть.

. Великие реформы царствования вашего величества, вследствие событий, обусловленных совместными с ними, но не ими вызванными проявлениями ложных социальных учений, представля ются до сих пор отчасти незаконченными, а отчасти не вполне согласованными между собою. Кроме того, многие первостепенной государственной важности вопросы, давно уже предуказанные державною волею, остаются без движения в канцеляриях разных ведомств. Для закон- чания реформ и для разрешения стоящих на очереди вопросов в центральных управлениях имеется уже много материалов, добытых опытом прошедших лет и приуготовительными работами сенаторских ревизий, имеющие главною своею целью исследование настоящего положения провинции и местных потребностей, должны внести богатый вклад в эти материалы и уяснить местными данными то направление, какое для успеха дела необходимо будет дать предстоящим преобразовательным работам центральных учреждений, но и эти данные, при окончательной разработке их, несомненно окажутся недостаточными, без практических указаний людей, близко знакомых с местными условиями и потребностями.

Ввиду изложенного нельзя, по моему убеждению, не остановиться на мысли, что призвание общества к участию в разработке необходимых для настоящего времени мероприятий есть именно то средство, какое и полезно, и необходимо для дальнейшей борьбы с крамолою. Существенно важным и подлежащим зрелому обсуждению представляется при этом лишь способ осуществления этой мысли.

Обращаясь к изысканию этого способа, обязываюсь, прежде всего, вновь выразить пред вашим императорским воличеством, что, по глубокому моему убеждению, для России немыслима никакая организация народного представительства в формах, заимствованных с Запада; формы эти не только чужды русскому народу, но могли бы даже поколебать все основные его политические воззрения и внести в них полную смуту, последствия коей трудно и предвидеть. Равным образом мне представляется далеко не своевременным и высказываемое некоторыми приверженцами старинных форм Российского государства предложение о пользе образования у нас земской думы или земского собора. Наше время настолько удалилось от периода указываемой старинной формы представительства, по изменившимся понятиям и взаимным отношениям составных частей Русского государства и современному географическому его очертанию, что простое воссоздание древнего представительства являлось бы трудно осуществимым и, во всяком случае, опасным опытом возвращения к прошедшему.

Исходя из этого основного начала и принимая во внимание, что на местах имеются ныне уже постоянные учреждения, способные представить сведения и заключения по вопросам, подлежащим обсуждению высшего правительства, мне казалось бы, что следует остановиться на учреждении в С.-Петербурге временных подготовительных комиссий, наподобие организованных в 1858 году Редакционных комиссий, с тем чтобы работы этих комиссий были подвергаемы рассмотрению с участием представителей от земства и некоторых значительнейших городов.

. Число комиссий должно бы быть ограничено на первое время двумя по главным отраслям, к которым могут быть отнесены предметы их занятий: административно-хозяйственные и финансовые.

Круг занятий административно-хозяйственной комиссии могли бы составить нижеследующие предметы ведомства Министерства внутренних дел, одновременно или в последовательном порядке:

а) преобразование местного губернского управления, в видах точного определения объема прав и обязанностей оного, и приведение административных учреждений в надлежащее соответствие с Учреждениями судебными и общественными и потребностями управления;

б) дополнение, по указаниям опыта, положений 19 февраля 1861 года и последующих по крестьянскому делу указаний, соответственно выяснившимся потребностям крестьянского населения

в) изыскание способов: 1) к скорейшему прекращению существующих доныне обязательных отношений бывших крепостных крестьян к своим помещикам, и 2) к облегчению выкупных крестьянских платежей в тех местностях, где опыт указал на крайнюю их обременительность;

г) пересмотр положений земского и городового, в видах пополнения и исправления их по указаниям прошедшего времени;

д) организация продовольственных запасов и вообще системы народного продовольствия, и

е) меры по охранению скотоводства.

Предметы занятий финансовой комиссии (вопросы: податной, паспортный и другие) подлежали бы определению вашим императорским величеством по всеподданнейшему докладу министра финансов.

Засим составленные подготовительными комиссиями законопроекты подлежали бы, по указанию верховной власти, предварительному внесению в общую комиссию, имеющею образоваться под председательством особо назначенного высочайшею волею лица из председателей и членов подготовительных комиссий, с призывом выборных от губерний, в коих введено положение о земских учреждениях. а также от некоторых значительнейших юродов, по два от каждой губернии и города; причем, в видах привлечения действительно полезных и сведущих лиц, губернским земским собраниям и городским думам должно быть предоставлено право избирать таковых не только из среды глаеннх, но и из других лиц, принадлежащих к населению губернии или города.

. Рассмотренные и одобренные или исправленные общею комиссиею законопроекты подлежали бы внесению в Государственный совет, с заключением по оным министра, к ведомству коего относится предмет нового законопроекта, причем для облегчения Государственного совета в предстоящих ему работах, быть может, вашему величеству благоугодно будет повелеть призвать и в состав его с правом голоса несколько, от 10 до 15, представителей от общественных учреждений, обнаруживших особенные познания, опытность и выдающиеся способности.

Работа не только подготовительных, но и общей комиссий должна бы иметь значение исключительно совещательное и ни в чем не изменяющее существующего ныне порядка возбуждения законодательных вопросов и рассмотрения их в Государственном совете.

. Самый состав общей комиссии будет каждый раз предуказываем высочайшею волею, причем комиссия будет получать право заниматься лишь предметами, предоставленными ее рассмотрению.

Но, предварительно приведения всех изложенных выше предположений в окончательное исполнение, мне казалось бы необходимым ныне же сделать распоряжение, чтобы имеющиеся в разных департаментах и других центральных учреждениях всех ведомств материалы, имеющие соотношение к перечисленным выше вопросам, кои будут подлежать обсуждению подготовительных комиссий, были собраны, приведены в порядок и известную систему и сгруппированы по однородным предметам. По приблизительным соображениям такие приуготовительные работы по разработке данных и материалов, как имеющихся в различных учреждениях, так и тех, кои доставлены будут ревизующими сенаторами, могут быть совершенно закончены к осени текущего года и переданы в подготовительные комиссии.

. Такое учреждение может дать правильный исход заметному стремлению общественных сил к служению престолу и отечеству, неминуемо внесет в народную жизнь оживляющее начало и предоставит правительству возможность пользоваться опытностью местных деятелей, ближе стоящих к народной жизни, нежели чиновники центральных управлений.

Соображения эти, в связи с возбужденными в благомыслящей части общества радостными ожиданиями дальнейшего развития великодушно предначертанных вашим императорским величеством преобразований, не могут не заслужить самого серьезного внимания. Позволю себе повергнуть пред вами, государь, глубокое мое убеждение, что неудовлетворение приведенным выше ожиданием в настоящее время будет неминуемо иметь последствием если не полное охлаждение, то по меньшей мере равнодушие к общественному делу, представляющее, как указал прискорбный опыт недавно истекших лет, самую удобную почву для успеха анархической пропаганды.

В феврале минувшего г. Вашему Императорскому Величеству благоугодно было возложить на меня обязанности по званию Главного Начальника Верховной Распорядительной Комиссии, учрежденной для охранения Государственного порядка, и восстановления общественного спокойствия.

Затем, в августе того же г. по упразднении Верховной Распорядительной Комиссии Ваше Величество соизволили призвать меня к управлению Министерством Внутренних Дел, на попечении коего лежит поддержание внутреннего порядка в государстве. Возлагая на меня столь трудные обязанности, в тяжкую для России минуту, Ваше Величество соизволили преподать мне указания на необходимость, для успешного выполнения порученной мне задачи, принятия мер, направленных не только к строгому преследованию вредных проявлений социального учения и к твердому упрочению правительственной власти, временно поколебленной прискорбными событиями минувших лет, но, главным образом, и к возможному удовлетворению законных потребностей и нужд населения. Действуя с того времени в предуказанном мне Вашим Величеством направлении и являясь лишь неуклонным исполнителем намерений Ваших, Государь, могу засвидетельствовать ныне пред Вашим Величеством, что первые шаги по этому, предначертанному Высочайшею волею, пути принесли уже заметную пользу: постепенное возвращение государственной жизни к правильному ее течению удовлетворяет в значительной степени внутренним стремлениям благомыслящей части общества и укрепляет временно поколебленное доверие населения к силе и прочности правительственной власти в России. Объединение действий правительственных органов, охраняющих государственный и общественный порядок; облегчение участи административно высланных, особенно из среды учащейся молодежи; внесение более сердечного участия в руководство учебною частью в Империи; усиленное внимание правительства к местным земским нуждам в широком объеме, выразившееся как в удовлетворении некоторых ходатайств, оставлявшихся прежде без движения, так и в назначении сенаторских ревизий с главнейшею целью изучения сих нужд; отмена ненавистного для народа соляного налога; предпринятый пересмотр неудовлетворяющего своей цели законодательства о печати оказали и оказывают благотворное влияние на общество в смысле успокоения тревожного состояния оного и возбуждения верноподданнической готовности служить Вам, Государь, всеми своими силами для завершения великого дела государственных реформ предпринятого Вами с первых дней восшествия Вашего на Прародительский Престол.

Смею всеподданнейше доложить Вашему Императорскому Величеству, что, в видах полнейшего установления порядка, таким настроением необходимо воспользоваться. Великие реформы Царствования Вашего Величества, вследствие событий, обусловленных совместными с ними, но не ими вызванными, проявлениями ложных социальных учений, представляются до сих пор отчасти не вполне согласованными между собою. Кроме того, многие первостепенной важности вопросы, давно уже предуказанные Державною волею, остаются без движения в канцеляриях разных ведомств. Для закончания реформ и для разрешения стоящих на очереди вопросов, в центральных управлениях имеется уже много материалов, добытых опытом прошедших лет и приуготовительными работами. Сенаторские ревизии, имеющие главною своею целью исследование настоящего положения провинции и местных потребностей, должны внести богатый вклад в эти материалы и уяснить местными данными то направление, какое для успеха дела необходимо будет дать предстоящим преобразовательным работам центральных учреждений; но и эти данные, при окончательной разработке их, несомненно окажутся недостаточными, без практических указаний людей, близко знакомых с местными условиями и потребностями.

Ввиду изложенного нельзя, по моему убеждению, не остановиться на мысли, что призвание общества к участию в разработке необходимых для настоящего времени мероприятий есть именно то средство, какое и полезно и необходимо для дальнейшей борьбы с крамолою. Существенно важным и подлежащим зрелому обсуждению представляется при этом лишь способ осуществления этой мысли.

Обращаясь к изысканию этого способа, обязываюсь прежде вновь выразить пред Вашим Императорским Величеством, что, по глубокому моему убеждению, для России немыслима никакая организация народного представительства в формах, заимствованных с Запада; формы эти не только чужды русскому народу, но могли бы даже поколебать все основные его политические воззрения и внести в них полную смуту, последствия коей трудно и предвидеть.

Равным образом мне представляется далеко несвоевременным и высказываемое некоторыми приверженцами старинных форм Российского государства предположение о пользе образования у нас Земской Думы или Земского Собора. Наше время настолько удалилось от периода указываемой старинной формы представительства, по изменившимся понятиям и взаимным отношениям составных частей Русского Государства и современному географическому его очертанию, что простое воссоздание древнего представительства являлось бы трудно осуществимым и, во всяком случае, опасным опытом возвращения к прошедшему.

При таком воззрении на высказываемые в среде некоторой части общества мнения о необходимости прибегнуть к представительным формам, для поддержания порядка в России, и признавать, что мнения эти составляют лишь выражение созревшей потребности служить общественному делу, мне представляется наиболее практическим способом дать законный исход этой потребности в порядке испытанном уже, по мудрым указаниям Вашего Величества, при разработке крестьянской реформы. Порядок этот следует, конечно, применить к потребностям и задачам настоящей минуты.

Исходя из этого основного начала и принимая во внимание, что на местах имеются ныне уже постоянные учреждения, способные представить сведения и заключения по вопросам, подлежащим обсуждению высшего правительства, мне казалось бы, что следует остановиться на учреждении в С. – Петербурге временных подготовительных комиссий, наподобие организованных в 1858 г. редакционных комиссий, с тем, чтобы работы этих комиссий были подвергаемы рассмотрению с участием представителей от земства и некоторых значительнейших городов.

Состав таких подготовительных комиссий мог бы быть определяем каждый раз Высочайшим указанием из представителей центральных правительственных ведомств и приглашенных с Высочайшего соизволения, сведующих и благонадежных служащих и не служащих лиц, известных своими специальными трудами в науке или опытностью по той или другой отрасли Государственного Управления или народной жизни.

Председательство в комиссиях должно бы принадлежать особо назначенным, по Высочайшему доверию, лицам из числа высших государственных деятелей. В состав комиссий войдут и ревизующие Сенаторы, по окончании ими ревизий.

Число комиссий должно бы быть ограничено, на первое время двумя по главным отраслям, к которым могут быть отнесены предметы их занятий: административно-хозяйственные и финансовые. Каждая комиссия могла бы подразделяться на отделы или подкомиссии.

Круг занятий административно-хозяйственной комиссии могли бы составить нижеследующие предметы ведомства Министерства Внутренних Дел, одновременно или в последовательном порядке.

а) преобразование местного губернского управления в видах точного определения объема прав и обязанностей оного и приведение административных учреждений в надлежащее соответствие с учреждениями судебными и общественными и потребностями управления;

б) дополнение, по указаниям опыта, положений 19 февраля 1861 г. и последующих по крестьянскому делу узаконений, соответственно выяснившимися потребностям крестьянского населения;

в) изыскание способов: 1) к скорейшему прекращению существующих до ныне обязательных сношений бывших крепостных крестьян к своим помещикам и 2) к облегчению выкупных крестьянских платежей в тех местностях, где опыт указал на крайнюю их обременительность;

г) пересмотр положений земского и городового в видах пополнения и исправления их по указаниям прошедшего времени;

д) организация продовольственных запасов и вообще системы народного продовольствия;

е) меры к охранению скотоводства.

Предметы занятий финансовой комиссии (вопросы податной, паспортный и другие) надлежали бы определению Вашим Императорским Величеством по всеподданнейшему докладу Министерства Финансов, основанному на предварительном соглашении с Министерством Внутренних Дел, тем более, что многие из предметов ведомства обоих названных Министерств находятся в тесной между собою связи.

На обязанности комиссии лежало бы составление законопроектов в тех пределах, кои будут ей указаны Высочайшею волею.

Засим составленные подготовительными комиссиями законопроекты подлежали бы указанию Верховной Власти, предварительному внесению в Общую Комиссию, имеющую образоваться, под председательством особо назначенного Высочайшею волею лица, из председателей и членов подготовительных комиссий, с призывом выборных от губерний, в коих введено положение о земских учреждениях, а также от некоторых значительных городов, по два от каждой губернии и города; причем, в видах привлечения действительно полезных и сведующих лиц, губернским земским собраниям, и городским думам должно быть предоставлено право избирать таковых не только из среды гласных, но из других лиц, принадлежащих к населению губернии или города.

Из губерний, где земские учреждения еще не открыты, могли быть призваны лица, по указанию местной власти.

Для занятий общей Комиссии могло бы быть назначено крайним сроком не более двух месяцев.

Рассмотренные и одобренные или исправленные Общею Комиссиею законопроекты подлежали бы внесению в Государственный Совет, с заключением по оным министра, к ведомству коего относится предмет нового законопроекта, причем для облегчения Государственного Совета в предстоящих ему работах, быть может Вашему Величеству благоугодно будет повелеть призвать и в состав его, с правом голоса, несколько, от 10 до 15 представителей от общественных учреждений, обнаруживших особенные познания, опытность и выдающиеся способности.

Работы не только подготовительных, но и Общей Комиссии должны бы иметь значение исключительно совещательное и ни в чем не изменяющее существующего ныне порядка возбуждения законодательных вопросов и рассмотрения их в Государственном Совете.

Установление изложенного выше и испытанное уже с успехом порядка предварительной разработки важнейших вопросов, соприкасающихся к интересам народной жизни, не имеет ничего общего с западными конституционными формами. За Верховной властью сохраняется всецело и исключительно право возбуждения законодательных вопросов в то время и в тех пределах, какие Верховная власть признает за благо указать.

Приглашению членов, избираемых общественными учреждениями, будет предшествовать составление нового законопроекта подготовительными комиссиями из чинов правительственных, при участии лишь некоторых, особо известных правительству, посторонних лиц. Весь личный состав подготовительных комиссий войдет в состав общей Комиссии и будет разъяснять и поддерживать выработанные проекты. Эта обязанность будет лежать на председателях подготовительных комиссий, в качестве помощников председателя Общей Комиссии.

Самый состав Общей Комиссии будет каждый раз предуказываем Высочайшею волею, причем Комиссия будет получать право заниматься лишь предметами, предоставленными ее рассмотрению.

Но, предварительно приведения всех изложенных выше предположений в окончательное исполнение, мне казалось бы необходимым ныне же сделать распоряжение, чтобы имеющиеся в разных департаментах и других центральных учреждениях всех ведомств материалы, имеющие соотношение к перечисленным выше вопросам, кои будут подлежать обсуждению подготовительных комиссий, были собраны, приведены в порядок и известную систему и сгруппированы по однородным предметам. Труд этот в каждом отдельном учреждении должен быть возложен на наиболее способных и дельных чинов подлежащих ведомств; причем начальство этих ведомств может, буде пожелает, приглашать, для участия в таких приуготовительных работах, и посторонних лиц, кои своею опытностью и научными познаниями могли бы способствовать их успеху. На окончание этих работ должен быть назначен срок, совпадающий с окончанием сенаторских ревизий, причем каждому отдельному ведомству, независимо от собрания и группировки имеющихся в его ведении материалов, могло бы быть предоставлено передавать в подготовительные комиссии результаты своих трудов не только в виде сырых материалов, но и основанных на них формулированные предложения в форме проектов законоположений. По приблизительным соображениям такие приуготовительные работы, по разработке данных и материалов, как имеющихся в различных учреждениях, так и тех, кои доставлены будут ревизующими сенаторами, могут быть совершенно закончены к осени текущего года и переданы в подготовительные комиссии. По открытии тогда же в них занятий, деятельность их должна быть ведена с таким расчетом, чтобы созывы Общей Комиссии, с участием общественных представителей, мог последовать в начале будущего года, по окончании сессий губернских земских собраний.

Между тем такое учреждение может дать правильный исход заметному стремлению общественных сил к служению Престолу и Отечеству, неминуемо внесет в народную жизнь оживляющее начало и предоставит правительству возможность пользоваться опытностью местных деятелей ближе стоящих к народной жизни, нежели чиновники центральных управлений.

Соображения эти, в связи с возбужденными, в благомыслящей части общества, радостными ожиданиями дальнейшего развития великодушно предначертанных Вашим Императорским Величеством преобразований не могут не заслуживать самого серьезного внимания. Позволяю себе повергнуть пред Вами, Государь, глубокое мое убеждение, что неудовлетворение приведенным выше ожиданиям в настоящее время будет неминуемо иметь последствием если не полное охлаждение, то, по меньшей мере, равнодушие к общественному делу, представляющие, как указал прискорбный опыт недавно истекших лет, самую удобную почву для успеха анархической пропаганды.

Если Ваше Императорское Величество соизволите разделять высказанные мною мысли, то, по одобрении Вами изложенных в настоящей записке предположений, не благоугодно ли будет обсуждение способа приведения их в исполнение поручить рассмотрению нескольких лиц, по избранию Вашего Императорского Величества.

Верховная распорядительная комиссия

Конец эпохи правления Александра 2 характеризуется активностью революционного народничества. Представители этой организации активно использовали террор для борьбы с властью. Террор был направлен не только против самого императора, но и против его ближайшего окружения. После того как в феврале 1880 года прогремел взрыв в Зимнем дворце, Александр 2 спешно организовал Верховную распорядительную комиссию, во главе которой поставил графа Лорис-Меликова. Он должен был ответить на два вопроса:

Подавляющее большинство окружения Александра 2 было реакционным, поэтому воспринимали народничество как проявление революции, которую нужно уничтожить любой ценой. Лорис-Меликов, возглавив Верховную распорядительную комиссию, не стал делать скоропалительных выводов и стал собирать информацию. В результате он пришёл к абсолютно обратному выводу - причина террора и причины недовольства населения заключается не в желании избавиться от монархии, а в том, что либеральные реформы начала правления Александра 2 либо забуксовали, либо были полностью свернуты. В результате в стране практически ничего не изменилось. Ярчайший пример это освобождение крестьян от крепостничества 1861 года, в результате которого земельный вопрос решен не был. Крестьянам выделялся либо незначительный участок плохой земли, который не мог обеспечить их, либо земля предлагалась за выкуп, но цена была неподъемной для большинства. Проблемы были у каждого слоя общества, поэтому и возникало общее недовольство царем. Лорис-Меликов предложил императору решить вопрос не силой, а возобновлением реформ. Он справедливо полагал, что если народ недоволен ими, то преобразования не достигли нужного уровня, а значит нужно вернуться к этим преобразованиям и завершить их.

Что предлагала конституция

Конституция Лорис-Меликова

Что же предполагала Конституция Лорис-Меликова? По сути это была реализация нескольких направлений:

  • Возобновление реформы, которые начались в эпоху правления Александра 2, но не были доведены до конца.
  • Проведение дополнительных экономических реформ, которые должны были эффективно сказаться на внутренней политике России.
  • Все слои общества должны иметь возможность в получении более качественного образования, медицины, должны были формироваться большие свободы для научных сообществ и университетов.
  • Верховная власть и все законодательные инициативы в стране по-прежнему должны исходить исключительно от императора.
  • В обсуждении всех законодательных инициатив должны принимать участие представители всех слоев общества.

Последний пункт является наиболее важным и принципиальным. По сути Лорис-Меликов говорил о том, что система, которая работала в Российской Империи, является правильной и разумной. Проблема в ней заключалась только в том, что при реализации реформ законопроект обсуждала только верхушка власти, а большая часть населения оказывалась оторванной от обсуждения. Это по мнению графа мешало проводить проведение качественные реформы, которые должны были проявлять эффективность. Конституция или диктатура сердца должны были создавать такие условия, при которых любой законодательный акт, предлагаемый императором, обсуждался на всех уровнях, в том числе и на уровнях земств и городов. Лорис-Меликов был уверен, что это, например, можно было бы эффективнее решить и не допустить проблему, которая возникла в результате реформы 1861 года, после чего возникли острые противоречия между государством, дворянами и крестьянами. По его мнению проблема была только в том, что в обсуждении закона принимало участие ограниченное количество людей, которые создали закон для себя. Если бы в обсуждении этого закона принимала участие земства и представители городов (не номинально, а действительно), то реформа была бы более эффективной.

Проект Конституции был представлен Александру 28 января 1881 года.Лорис-Меликов сразу же предлагал создавать временные подготовительной комиссии. В конце февраля Император поставил утвердительную резолюцию на документе, а окончательное утверждение Конституции Лорис-Меликова должно было произойти 4 марта 1881 года. Этого не произошло, поскольку, как известно, 1 марта 1881 года был убит Александр 2.

Убийство Александра 2 - 1 марта 1881 года

Историческое значение и судьба документа

Каково историческое значение Конституции, над которой работал Лорис-Меликов? История как известно не терпит сослагательного наклонения, но Конституция в случае своего признания могла стать первым шагом к эволюции государства и к эволюции системы управления страной. Как известно этого не произошло, а также известны и последствия - революции 1917 года и крах самодержавия. После Лорис-Меликова не было ни одного управленцев при императоре, который бы мыслил масштабами Лорис-Меликова, и который бы понимал что для сохранения государства и сохранения баланса в нём необходимо привлекать для решения важных проблем все слои общества.

Почему для реализации реформ был выбран Лорис-Меликов

Лорис-Меликов Михаил Тариэлович

Лорис-Меликов пользовался большим доверием Александра 2, поскольку все задачи, в том числе и достаточно сложные, он исполнял очень эффективно. Главная черта этого человека заключалась в том, что он не стремился к власти и не стремился к обогащению за счёт власти. Примером этого может служить несколько фактов:

Главная черта, которая отличала Лорис-Меликова от большинства окружения Александра 2, это отсутствие реакцинизма. Именно поэтому он искал реальную причину возникновения народничества и искал возможности для борьбы с ними. Именно поэтому его Конституция заключалась не в том, чтобы уничтожить любых несогласных, а в том чтобы создать более эффективную систему управления, где все слои общества получат возможность принимать участие в обсуждении законопроекта.

Всеподданнейший доклад министра внутренних дел
графа М. Т. Лорис-Меликова от 28 января 1881 г.
…Великие реформы царствования вашего величества, вследствие событий, обусловленных совместными с ними, но не ими вызванными проявлениями ложных социальных учений, представляются до сих пор отчасти незаконченными, а отчасти не вполне согласованными между собою. Кроме того, многие первостепенной государственной важности вопросы, давно уже предуказанные державною волею, остаются без движения в канцеляриях разных ведомств. Для закончания реформ и для разрешения стоящих на очереди вопросов в центральных управлениях имеется уже много материалов, добытых опытом прошедших лет и приуготовительными работами сенаторских ревизий, имеющие главною своею целью исследование настоящего положения провинции и местных потребностей, должны внести богатый вклад в эти материалы и уяснить местными данными то направление, какое для успеха дела необходимо будет дать предстоящим преобразовательным работам центральных учреждений, но и эти данные, при окончательной разработке их, несомненно окажутся недостаточными, без практических указаний людей, близко знакомых с местными условиями и потребностями.
Ввиду изложенного нельзя, по моему убеждению, не остановиться на мысли, что призвание общества к участию в разработке необходимых для настоящего времени мероприятий есть именно то средство, какое и полезно, и необходимо для дальнейшей борьбы с крамолою. Существенно важным и подлежащим зрелому обсуждению представляется при этом лишь способ осуществления этой мысли.
Обращаясь к изысканию этого способа, обязываюсь, прежде всего, вновь выразить пред вашим императорским величеством, что, по глубокому моему убеждению, для России немыслима никакая организация народного представительства в формах, заимствованных с Запада; формы эти не только чужды русскому народу, но могли бы даже поколебать все основные его политические воззрения и внести в них полную смуту, последствия коей трудно и предвидеть. Равным образом мне представляется далеко не своевременным и высказываемое некоторыми приверженцами старинных форм Российского государства предложение о пользе образования у нас земской думы или земского собора. Наше время настолько удалилось от периода указываемой старинной формы представительства, по изменившимся понятиям и взаимным отношениям составных частей Русского государства и современному географическому его очертанию, что простое воссоздание древнего представительства являлось бы трудно осуществимым и, во всяком случае, опасным опытом возвращения к прошедшему.
Исходя из этого основного начала и принимая во внимание, что на местах имеются ныне уже постоянные учреждения, способные представить сведения и заключения по вопросам, подлежащим обсуждению высшего правительства, мне казалось бы, что следует остановиться на учреждении в С.-Петербурге временных подготовительных комиссий, наподобие организованных в 1858 году Редакционных комиссий, с тем чтобы работы этих комиссий были подвергаемы рассмотрению с участием представителей от земства и некоторых значительнейших городов.
…Число комиссий должно бы быть ограничено на первое время двумя по главным отраслям, к которым могут быть отнесены предметы их занятий: административно-хозяйственные и финансовые…
Круг занятий административно-хозяйственной комиссии могли бы составить нижеследующие предметы ведомства Министерства внутренних дел, одновременно или в последовательном порядке:
а) преобразование местного губернского управления, в видах точного определения объема прав и обязанностей оного, и приведете административных учреждений в надлежащее соответствие с Учреждениями судебными и общественными и потребностями управления;
б) дополнение, по указаниям опыта, положений 19 февраля 1861 года и последующих по крестьянскому делу указаний, соответственно выяснившимся потребностям крестьянского населения;
в) изыскание способов: 1) к скорейшему прекращению существующих доныне обязательных отношений бывших крепостных крестьян к своим помещикам, и 2) к облегчению выкупных крестьянских платежей в тех местностях, где опыт указал на крайнюю их обременительность;
г) пересмотр положений земского и городового, в видах пополнения и исправления их по указаниям прошедшего времени;
д) организация продовольственных запасов и вообще системы народного продовольствия, и
е) меры по охранению скотоводства.
Предметы занятий финансовой комиссии (вопросы: податной, паспортный и другие) подлежали бы определению вашим императорским величеством по всеподданнейшему докладу министра финансов…
Засим составленные подготовительными комиссиями законопроекты подлежали бы, по указанию верховной власти, предварительному внесению в общую комиссию, имеющую образоваться под председательством особо назначенного высочайшею волею лица из председателей и членов подготовительных комиссий, с призывом выборных от губерний, в коих введено положение о земских учреждениях, а также от некоторых значительнейших городов, по два от каждой губернии и города; причем, в видах привлечения действительно полезных и сведущих лиц, губернским земским собраниям и городским думам должно быть предоставлено право избирать таковых не только из среды гласных, но и из других лиц, принадлежащих к населению губернии или города.
…Рассмотренные и одобренные или исправленные общею комиссиею законопроекты подлежали бы внесению в Государственный совет, с заключением по оным министра, к ведомству коего относится предмет нового законопроекта, причем для облегчения Государственного совета в предстоящих ему работах, быть может, вашему величеству благоугодно будет повелеть призвать и в состав его с правом голоса несколько, от 10 до 15, представителей от общественных учреждений, обнаруживших особенные познания, опытность и выдающиеся способности.
Работа не только подготовительных, но и общей комиссий должна бы иметь значение исключительно совещательное и ни в чем не изменяющее существующего ныне порядка возбуждения законодательных вопросов и рассмотрения их в Государственном совете.
…Самый состав общей комиссии будет каждый раз предуказываем высочайшею волею, причем комиссия будет получать право заниматься лишь предметами, предоставленными ее рассмотрению.
Но, предварительно приведения всех изложенных выше предположений в окончательное исполнение, мне казалось бы необходимым ныне же сделать распоряжение, чтобы имеющиеся в разных департаментах и других центральных учреждениях всех ведомств материалы, имеющие соотношение к перечисленным выше вопросам, кои будут подлежать обсуждению подготовительных комиссий, были собраны, приведены в порядок и известную систему и сгруппированы по однородным предметам… По приблизительным соображениям такие приуготовительные работы по разработке данных и материалов, как имеющихся в различных учреждениях, так и тех, кои доставлены будут ревизующими сенаторами, могут быть совершенно закончены к осени текущего года и переданы в подготовительные комиссии…
…Такое учреждение может дать правильный исход заметному стремлению общественных сил к служению престолу и отечеству, неминуемо внесет в народную жизнь оживляющее начало и предоставит правительству возможность пользоваться опытностью местных деятелей, ближе стоящих к народной жизни, нежели чиновники центральных управлений.
Соображения эти, в связи с возбужденными в благомыслящей части общества радостными ожиданиями дальнейшего развития великодушно предначертанных вашим императорским величеством преобразований, не могут не заслужить самого серьезного внимания. Позволю себе повергнуть пред вами, государь, глубокое мое убеждение, что неудовлетворение приведенным выше ожиданием в настоящее время будет неминуемо иметь последствием если не полное охлаждение, то по меньшей мере равнодушие к общественному делу, представляющее, как указал прискорбный опыт недавно истекших лет, самую удобную почву для успеха анархической пропаганды…

Читайте также: