Врожденные и приобретенные качества доклад

Обновлено: 08.07.2024

От качеств души человека зависит его характер. Все люди, живущие на Земле, имеют свои черты характера. Кто-то добрый, кто-то жадный, кто-то злой, кто-то дружелюбный, кто-то весёлый, а кто-то грустный и так далее. Некоторые качества у человека врождённые, а другие он должен приобрести за время очередной жизни в земном мире. Врождённые качества человека – это те, которые он приобрёл уже в предыдущих жизнях.

Перед воплощением в земном мире человеческая душа сама выбирает качества, которые она должна приобрести. В соответствии с этим определяется судьба человека и дата его рождения. Приобретая новые качества, человеческая душа возрождается духовно.

Лариса, уважая Вашу отзывчивость, не могу остаться в стороне от прочитанных Ваших строк. В девяностые, когда начало своё возрождение православие, я тоже находился в мерцании переселения душ. Когда познакомился с православным учением о душах, сошли с меня всякие сомнительные доводы - всё встало на отведенные Господом Богом места. Всё стройно и прекрасно. К Нему и уходят наши души . В другое поверить можно, но представить как бы это могло происходить - глубочайшее блуждение. С уважением к Вам.

Спасибо за отзыв.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Под поведением разумеют определенным образом организованную деятельность, осуществляющую связь организма с окружающей средой. В то время как у человека внутренний план сознания отдифференцирован от поведения, у животных психика и поведение образуют непосредственное единство, так что изучение их психики необходимо включается как компонент в изучение их поведения.

В большом многообразии конкретных актов поведения, которые приходится наблюдать у индивидов на разных ступенях эволюционной лестницы, обычно выделяют три основных, различных по своей психологической природе, типа поведения: инстинктивное поведение, навыки и разумное поведение. Старания исследователей были сначала направлены главным образом на то, чтобы выявить их отличительные особенности и друг от друга отграничить. Однако в настоящее время с не меньшей настойчивостью встает и вопрос об их взаимосвязях. Лишь раскрыв и их различия, и их взаимосвязи и взаимопереходы, лишь уяснив, как эти различные по своей психологической природе формы поведения сплетаются в конкретном поведении в сложное единство, функционируя одна внутри другой, можно понять их истинную природу и подлинные пути их развития.

Развитие психологически различных форм поведения совершается в результате борьбы двух антагонистических, внутренне противоречивых тенденций наследственности и изменчивости, фиксированности и лабильности. В каждой форме поведения в той или иной мере представлена как одна, так и другая, как фиксированность, так и лабильность, но их соотношение, мера их в ходе развития изменяется, и это изменение их меры приводит на некоторых узловых точках развития к качественным изменениям типа поведения.

Цель работы рассмотреть врожденные и приобретенные формы поведения. Задачи: во – первых охарактеризовать понятие поведения, затем рассмотреть такие его виды как врожденное и приобретенное.

1.1 Понятие поведения

Нужда в чем-либо для поддержания жизни и развития организма вызывает особое состояние, называемое потребностью. Сложный комплекс приспособительных двигательных актов, направленных на удовлетворение имеющейся у организма потребности и проявляющихся в целенаправленной деятельности, называется поведением. Поведение представляет собой совокупность физиологических и психических процессов.

Переводя все это на более понятный язык, можно сказать, что потребность в пище у волка вызывает великое множество разнообразных движений, направленных на поиск добычи и охоту на нее, а так же поглощение пищи и удовлетворение существующей потребности. Все это можно назвать охотничьим поведением.

В самом широком плане поведение можно подразделить на два типа: врожденное и приобретенное, но между ними нет четкой границы, и большинство поведенческих реакций высших организмов, несомненно, содержит элементы того и другого типа.

1.2 Основные группы поведения

Успешная жизнедеятельность всех живых существ, включая насекомых, во многом обязана многообразию форм и механизмов их поведения. Существуют различные способы классификации поведения. Это связано с большим количеством критериев, которые могут быть положены в ее основу.

Одна из общепринятых классификаций объединяет все формы поведения животных в три основные группы: индивидуальное, где проявляются их индивидуальные поведенческие особенности, репродуктивное – взаимоотношения между самцами и самками, родителями и детьми, и социальное – поведение между членами сообщества животных и межвидовые взаимоотношения.

Индивидуальное поведение связано преимущественно с пищедобыванием (отыскание, схватывание, удержание добычи и последующее манипулирование ею), оборонительными (защитными) и другими действиями. Например, представители некоторых видов стрекоз, не имеющих возможность быстро спастись от нападения, защищают себя едкой жидкостью. При попытке ящериц или других животных их схватить, насекомые выбрасывают из себя струйки оранжевой жидкости. Разлетаясь с большой скоростью на расстоянии 40-50 см, она вызывает сильные ожоги кожи.

Репродуктивное поведение – это сложнейший комплекс поведения, связанный с образованием брачных союзов, строительством жилищ, выведением потомства, его кормлением, защитой, воспитанием и др. Для ряда видов насекомых характерна сложная активная забота о новом поколении, как, например, у домашних рыжих тараканов. Самка носит капсулу с яичками почти месяц, пока не разовьются зародыши. А когда поступает сигнал о том, что детям пришла пора покидать яички, она забирается в щель, ловко отцепляет капсулу и отгрызает боковой рубец. Появившихся беленьких тараканчиков с черненькими глазками мать поглаживает усиками и подталкивает к специально подготовленным крошкам пищи. А потом она водит их из щели в щель, обучая добывать еду. Интересно, что несколько самок группы тараканов объединяются для воспитания малышей, что помогает их выживанию даже в самых сложных условиях среды обитания.

Социальное поведение характеризуется различными типами взаимодействия животных в сообществе себе подобных и межвидовыми взаимоотношениями особей.

Социальное поведение присуще в основном общественным насекомым. В их сообществах существуют как отдельно растущие и размножающиеся особи, так и их закономерно развивающиеся и воспроизводящиеся жизненные организации.

2.1 Врожденные формы поведения

Врожденным поведением называются такие формы поведения, которые генетически запрограммированы и которые практически невозможно изменить. Врожденные формы поведения развивались и совершенствовались на протяжении многих поколений путем естественного отбора, и главное их приспособительное значение состоит в том, что они способствуют выживанию вида. К врожденным формам поведения относятся безусловные рефлексы и инстинкты.

Для осуществления врожденных рефлексов организм имеет готовые рефлекторные дуги. Центры безусловных рефлексов расположены в спинном мозге и в стволовой части головного мозга, т.е. в нижних отделах ЦНС. Для их осуществления необязательно участие коры полушарий большого мозга. Важная роль в механизме безусловных рефлексов принадлежит обратной связи – информации о результатах и степени успешности совершенного действия. Благодаря безусловным рефлексам сохраняется целостность организма, поддерживается постоянство внутренней среды и происходит размножение. Безусловные рефлексы лежат в основе всех поведенческих реакций животных и человека.

Осуществление врожденных безусловных рефлексов обусловлено наличием соответствующих потребностей, которые возникают в результате временного нарушения внутреннего постоянства (гомеостаза) организма или в результате сложных взаимодействий с внешним миром.

Можно сказать, что изменение внутреннего постоянства организма - повышение, например, количества гормонов в крови - приводит к проявлению половых рефлексов, а неожиданный шорох - воздействие внешнего мира - к настораживанию и проявлению ориентировочного рефлекса. Поэтому можно полагать, что возникновение внутренней потребности фактически является условием реализации безусловного рефлекса и в определенном смысле его началом.

Врожденное поведение еще называют инстинктивным. Инстинктивное поведение строится в основном по наследственно обусловленной программе и не требует для своей полной реализации специального обучения или тренировки. Оно соответствует базовым врожденным, или инстинктивным, действиям.

Инстинктивные проявления живых существ отличаются удивительной сложностью и целесообразностью, что зачастую не поддается научному пониманию

2.2 Приобретенное поведение

Приобретенным поведением называются все формы поведения, которые формируются как результат индивидуального опыта живого организма. В основе приобретенных форм поведения лежит научение.

Научение – это способность приобретать собственный жизненный опыт, приводящий к приспособительным изменениям в поведении животного. Способность к научению обычно ассоциируется у нас с поведением позвоночных, и прежде всего млекопитающих, однако она обнаружена у всех животных, за исключением простейших, кишечнополостных и иглокожих, у которых нервная система отсутствует или организация ее весьма примитивна. Физиологические основы научения изучены пока недостаточно. Научение может осуществляться множеством различных способов. Назовем некоторые из них.

1. Привыкание, или габитуация – процесс, в результате которого утрачиваются уже имеющиеся реакции. Животные привыкают нереагироватьна стимулы, с которыми часто сталкиваются, но которые не имеют для них особого значения. Например, молодые животные часто проявляют беспокойство в ответ на многие стимулы, однако к большей части из этих стимулов они очень быстро привыкают и перестают на них реагировать. Габитуация выгодна тем, что благодаря ей усиливаются реакции животного на новые стимулы, выделяющиеся на фоне тех, к которым животное уже успело привыкнуть. Кроме того, отсутствие реакции на безразличные стимулы помогает экономить энергию, которая может быть потрачена на бесполезные поведенческие акты.

Элементарная рассудочная деятельность проявляется у некоторых животных в новой, нестандартной ситуации и осуществляется при отсутствии предварительного обучения. Способность к такой деятельности заложена в наследственной программе животного и реализуется только под ее руководством, предоставляя особи возможность принимать экстренные нетрадиционные решения.

Реальное поведение животных, в числе которых насекомые, чаще всего представляет собой сложное переплетение базовых инстинктивных действий и приобретенного индивидуального опыта.

В зависимости от изменяющегося соотношения строения и функции и поведения в ходе биологического развития психики выделяются различные подступени, а именно:

1. Инстинктивные формы поведения в более узком, специфическом смысле слова, т.е. формы поведения с такой зависимостью функции от структуры, при которой изменение поведения по отношению к жизненно важным ситуациям в основном возможно лишь в результате изменения наследственной организации.

2. Индивидуально-изменчивые формы поведения.

Индивидуально-изменчивые формы поведения в свою очередь подразделяются на: а) те, которые основываются на функциональных стереотипах, вырабатывающихся в процессе индивидуального развития, и адаптируются к наличной ситуации, лишь, поскольку она является повторением уже бывших ситуаций: индивидуально-изменчивые формы поведения типа навыков; б) связанные с развитием интеллектуальной рассудочной деятельности.

Установить, что является врожденным, а что приобретенным в поведении животного, возможно лишь опираясь на генетические позиции. Поведенческие проявления, как и морфологические признаки, обусловлены генетической программой животного, но обычно они воспроизводятся в новом организме под воздействием на него каких-либо факторов. Чтобы изолировать особей от этих факторов, в экспериментах в основном применяется метод воспитания молоди без контактов с родителями и членами сообщества. Тогда выступают инстинктивные признаки поведения животного, которые независимы от научения и приобретения индивидуального опыта. А если животное воспитывать без изоляции от традиционного окружения, то проявятся те дополнительные признаки, которые могут развиваться только при обучении. В отдельных случаях это происходит и при участии элементарного мышления. Но в любом случае способность к приобретению новых индивидуальных признаков генетически обусловлена.

1. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. 1976.

2. Батуев А.С. Физиология высшей нервной деятельности, 1991.

3. Боровский В.М. Психическая деятельность животных. - М.; Л., 1936.

4. Вилюнас В.К. Психологические механизмы биологической мотивации. М., 1986.

5. Дудел Дж., Рюэг И., Шмидт Р., Яниг В. Физиология человека.- В 4 томах, М., Мир, 1985.

6. Куффлер С., Николс Дж. От нейрона к мозгу, 1979.

7. Общий курс физиологии человека и животных // Под ред. Ноздрачева А.Д.- М., Высшая школа, 1991.

8. Физиология поведения. Нейробиологические закономерности. Руководство по физиологии, 1987.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Природа человека, врожденные и приобретенные качества (часть 1)

Описание презентации по отдельным слайдам:

Природа человека, врожденные и приобретенные качества (часть 1)

Природа человека, врожденные и приобретенные качества (часть 1)

Задание № 1 Основа человеческого существования – это Дружба Любовь Потребител.

Задание № 1 Основа человеческого существования – это Дружба Любовь Потребительство Деятельность

Задание № 1 Основа человеческого существования – это Дружба Любовь Потребител.

Задание № 1 Основа человеческого существования – это Дружба Любовь Потребительство Деятельность

Задание № 2 Александр – высокий, худощавый, расчетливый, медлительный и остор.

Задание № 2 Александр – высокий, худощавый, расчетливый, медлительный и осторожный. Все это характеризует Александра как Личность Гражданина Индивидуальность Профессионала

Задание № 2 Александр – высокий, худощавый, расчетливый, медлительный и остор.

Задание № 2 Александр – высокий, худощавый, расчетливый, медлительный и осторожный. Все это характеризует Александра как Личность Гражданина Индивидуальность Профессионала



 * Что нужно человеку?

* Что нужно человеку?

Какие бывают потребности? Воздух Сон Нужны, чтобы жить.

Какие бывают потребности? Воздух Сон Нужны, чтобы жить.

Какие бывают потребности? Потребности в вещах.

Какие бывают потребности? Потребности в вещах.

Какие бывают потребности? Потребность в общении, труде. Социальные потребност.

Какие бывают потребности? Потребность в общении, труде. Социальные потребности возникают только в обществе.

Какие бывают потребности? Потребности в познании окружающего мира, получении.

Какие бывают потребности? Потребности в познании окружающего мира, получении знаний, достижении гармонии и красоты.

Потребности и возможности. Потребности должны соответствовать возможностям!

Потребности и возможности. Потребности должны соответствовать возможностям!


Ложные потребности. Вредные привычки наносят человеку вред – вред его здоровь.

Ложные потребности. Вредные привычки наносят человеку вред – вред его здоровью, силам, положению в обществе. Эти и другие привычки тормозят развитие личности, останавливают человека на полпути и он может легко попасть в беду.

Задание. Выберите верные суждения о потребностях человека: а) Ни одну свою по.

Задание. Выберите верные суждения о потребностях человека: а) Ни одну свою потребность человек не может удовлетворить раз и навсегда. б) Социальные потребности необходимы человеку для того, чтобы выжить, они есть и у животных. в)Чтобы занять свое место в обществе, недостаточно удовлетворить только биологические потребности.

Способность - индивидуальные особенности человека, позво­ляющие ему успешно з.

Способность - индивидуальные особенности человека, позво­ляющие ему успешно заниматься каким-либо видом деятельности Уровни развития способностей: А. Природные свойства (задатки). Б. Одаренность В. Талант Г. Гениальность - высший уровень развития способностей

Виды способностей ОБЩИЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ проявляются в различных видах де- матема.

Виды способностей ОБЩИЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ проявляются в различных видах де- математические, ятельности (внимательность, память, артистические, аккуратность, работоспособность) музыкальные и т.д.

Что такое характер? Ученые психологи называют характером индивидуальное сочет.

Черты характера. Деление на группы по системе Б. М. Теплова Первая группа Вт.

Черты характера. Деление на группы по системе Б. М. Теплова Первая группа Вторая группа Третья группа Четвертая группа черты характера, которые являются основой личности: принципиальность честность, мужество, преданность, надежность, гражданственность смелость, малодушие, неискренность черты характера, в которых проявляется отношение к другим людям: общительность, замкнутость, доброта, недоброжелательность внимательность, равнодушие черты характера, которые выражают отношение человека к самому себе: гордость, самомнение, тщеславие, заносчивость черты характера, которые отражают отношение человека к труду: трудолюбие лень боязнь трудностей, настойчивость активность ответственность безынициативность

Формирование характера. На протяжении всей жизни человека его характер изменя.

Формирование характера. На протяжении всей жизни человека его характер изменяется. Эти изменения в характере чаще всего протекают не осознанно, но иногда человек сознательно меняет какие-то черты в себе. Но основные черты, назовем их базисными, закладываются еще в детстве и можно с уверенностью утверждать, что к 5 – 6 годам ребенок уже имеет свой собственный характер. В этом возрасте на характер ребенка сильное влияние оказывают взрослые, то, как они общаются с малышом. Большую роль играют родители в формировании характера.

Формирование характера. В школьные годы продолжается формирование характера р.

Формирование характера. В школьные годы продолжается формирование характера ребенка. Но в младших классах приоритетным является мнение родителей и учителей, а в средних классах большое влияние на характер оказывают ровесники и старшие школьники.

Обладатели черных глаз энергетически сильные люди Люди с тигровыми глазами о.

Обладатели черных глаз энергетически сильные люди Люди с тигровыми глазами обладают редким талантом Кареглазые люди от природы наделены привлекательностьюЗеленоглазые люди – это сама нежность Люди со светло-карими глазами застенчивы, склонны к уединениюУ обладателей серо – зеленых глаз сильная воля Синеглазые люди – это романтики, люди очень эмоциональныеВладельцы темно серых глаз упрямы и смелы Людям с темно – голубыми глазами свойственна настойчивость Обладатели серых глаз очень решительны и умны Голубоглазые натуры склонны помнить обиды

Знаки Зодиака, цвет глаз и характер Девы обладают кокетливым взглядом, а их.

Раки – серьезные люди. В их взоре, как и в голове – множество планов Львы о.

Лицо человека и его характер. Лицо это как открытая книга. В нем говорит все.

Лицо человека и его характер. Лицо это как открытая книга. В нем говорит все – брови, глаза, рот, уши, каждая морщинка. С возрастом лицо меняется, но самые главные черты остаются неизменными, а некоторые начинают проявлять себя более явно.

Инициалы и характер. А Власть и сила Б Способность к большим чувствам В Непо.

Инициалы и характер. АВласть и сила БСпособность к большим чувствам ВНепостоянство, отсутствие систематичности ГТаинственность ДОбщительность, умение притягивать людей ЕУмение мобилизироваться ЖНеуверенность ЗСклонность к сомнениям, материальные трудности ИВпечатлительность, напряжение КБольшие запросы и нервозность в их достижении ЛМечтательность, логика, большая изобретательность МТрудолюбие и педантичность НБольшая энергия и творческие амбиции ОБольшая эмоциональность ПСкромность, дистанция, но и одиночество РПостоянное напряжение, сильная эмоциональность

С Частые депрессии, угнетенность, нервозность Т Бесконечные поиски, погоня з.

СЧастые депрессии, угнетенность, нервозность ТБесконечные поиски, погоня за идеалом УИспуг, интуиция ФНежность ХСексуальные проблемы ЦСклонность к внешнему проявлению внутренних переживаний ЧВерность ШРевность, бескомпромиссность ЩМстительность, развитые интеллектуальные способности ЭПоиск психологического равновесия ЮБольшие амбиции, отсутствие систематичности ЯИнтеллигентность, творческие способности

Кто вы? Из этих фигур выберите одну, которая вам больше понравилась. зигзаг к.

Кто вы? Из этих фигур выберите одну, которая вам больше понравилась. зигзаг квадрат прямоугольник круг треугольник

Трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, п.

Тест № 1. Какой у вас характер? № вопрос да нет 1 Любите ли вы кушать с остры.

Тест № 1. Какой у вас характер? №вопросданет 1Любите ли вы кушать с острыми приправами? 32 2Хорошо ли вы чувствуете себя в компании? 21 3Возникает ли у вас желание подскочить от радости до потолка? 42 4Умеете ли вы занимать своих гостей? 32 5Часто ли у вас болит голова? 12 6Забываете ли вы, хоть иногда, почистить зубы? 41 7Всегда ли вы носите одну и ту же прическу? 31 8Любите ли вы разгадывать кроссворды? 14 9Занимаетесь ли вы зарядкой? 31 10Часто ли у вас бывает меланхолическое настроение? 14 11Любите ли вы работать в тишине? 41

Какой у вас характер? Первый тип (менее 20 баллов): вы не любите компании, пр.

Какой у вас характер? Первый тип (менее 20 баллов): вы не любите компании, предпочитаете тишину, прогулки на природе, общение с друзьями в домашней, непринужденной обстановке. Все это вас радует больше, чем вечер, проведенный в шумном кафе. Из-за этого ваши друзья считают, что вы скучный человек. Второй тип (20 – 25): вы достаточно легкомысленны, быстро сходитесь с людьми. Но вы поддаетесь слишком частой смене настроений, от грустного до чересчур веселого. Третий тип (более 25 баллов): ваши знакомые считают, что в компании вы не заменимы. У вас есть чувство юмора, вы способствуете созданию хорошего настроения у других. Можете без конца смешить, рассказывать интересные истории.

Мировоззрение - это совокупность взглядов человека на мир, который eгo окружа.

Мировоззрение - это совокупность взглядов человека на мир, который eгo окружает, отношение человека к окружающему eгo миру: боится, страшится ли человек этого мира, или он живет в ладу, в гармонии с ним? Удовлетворен ли человек oкpyжающим миром или стремится изменить eгo?

Отличительные признаки мировоззрения Это целостная система, т.е. взгляды не н.

Отличительные признаки мировоззрения Это целостная система, т.е. взгляды не на отдельную сторону мира, а на весь мир Это отношение человека к миру, который его окружает Мировоззрение человека меняется с развитием общества, т.е. мировоззрение носит исторический характер

Классификация видов мировоззрения Теоцентризм (приоритет отдается Богу) Приро.

Классификация видов мировоззрения Теоцентризм (приоритет отдается Богу) Природоцентризм ( приоритет отдается природе) Антропоцентризм ( приоритет отдается человеку) Социацентризм (приоритет отдается обществу) Заниецентризм, наукоцентризм (приоритет отдается заниниям, науке) 1 Прогрессивное Реакционное 2 революционное (приоритет нового, обоснование необходимости преобразования наличного бытия) Консервативное (приоритет сохранения существующего положения) 3

Мировоззрение зависит От уровня знаний и развития науки От проблем, стоящих п.

Мировоззрение зависит От уровня знаний и развития науки От проблем, стоящих перед людьми От непосредст-венных условий жизни От личного опыта

Типы мировоззрения Мировоззрение оптимистическое атеистическое пессимистическ.

Типы мировоззрения Мировоззрение оптимистическое атеистическое пессимистическое религиозное гуманистическое научное Ненаучное (обыденное) прогрессивное реакционное Выбор мировоззрения – дело сугубо личное

Обыденное или житейское мировоззрение Формируется стихийно, т.е. не на основе.

Обыденное или житейское мировоззрение Формируется стихийно, т.е. не на основе каких-либо учений Порождается непосредственными условиями жизни Существует в форме здравого смысла, стихийных, несистематизированных, традиционных представлений о мире Сильная и слабая сторона – в опоре на свой жизненный опыт (а не на опыт других людей, опыт науки, культуры, религии) Передается из поколения в поколение

Религиозное мировоззрение Связано с признанием сверхъестественных сил Сильная.

Религиозное мировоззрение Связано с признанием сверхъестественных сил Сильная сторона – в тесной связи с мировой культурой, в ориентации на решение духовных проблем Слабая сторона – в непримиримости к другим мировоззрениям

Научное мировоззрение Опирается на достижения науки Включает в себя объективн.

Научное мировоззрение Опирается на достижения науки Включает в себя объективную картину мира, достижения человеческого познания, объясняет сущность человека и его место в природе Недостатки: наука не всегда направлена на улучшение его положения в мире, научное знание безразлично к смыслам, целям, ценностям и интересам человека Достоинства: в опоре на новейшие достижения научного знания, в связях с реальной действительностью и практической деятельностью людей

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

Краткое описание документа:

Презентация "Природа человека, врожденные и приобретенные качества (часть 1)", подходит для учащихся 10-11 классов, а так же студентов 1-2 курсов. Содержание - небольшое задание для проверки прошлой темы, социализация, потребности (виды потребностей) + задание для закрепления, способности, характер + трениннговая часть, мировоззрение

kakie-kachestva-harakterizuyut-lichnost1

Изучая особенности характера определенного человека, можно выявить какие качества характеризуют личность. В основе их проявления выступают влияние индивидуального опыта, знаний, способностей и возможностей людей. Список биологических особенностей включает врожденные характеристики человека. Остальные качества личности приобретены в результате жизнедеятельности:

Означает несводимость к индивидным, биологическим характеристикам людей, насыщенность социо-культурным содержанием.

Неповторимость и оригинальность внутреннего мира отдельного индивида, его независимость и невозможность отнести к тому или иному социальному или психологическому типу.

Внутреннее единство и тождество (равенство самому себе) в любых жизненных ситуациях.

Умение изменять себя самого и условия своего существования, независимость от окружающих условий, умение быть источником собственной активности, причиной поступков и признание ответственности за совершаемые дела.

Основа взаимодействия с окружающим миром, готовность относиться к другим людям как к высшей ценности, равноценной собственной, а не как к средству достижения целей.

Список качеств

Структура личности включает темперамент, волевые качества, способности, характер, эмоции, социальные установки и мотивацию. А также отдельно следующие качества:

  • Самостоятельность;
  • Интеллектуальное самосовершенствование;
  • Коммуникативность;
  • Доброта;
  • Трудолюбие;
  • Честность;
  • Целеустремленность;
  • Ответственность;
  • Уважение;
  • Доверие;
  • Дисциплинированность;
  • Гуманность;
  • Милосердие;
  • Любознательность;
  • Объективность.

Личные качества человека составляют внутреннее восприятие и внешние проявления. Внешнее проявление включает список показателей:

  • врожденный или приобретенный артистизм;
  • привлекательные внешние данные и чувство стиля; способности и отчетливое произношение речи;
  • грамотный и утонченный подход к невербальному общению.

Основные качества личности (ее внутреннего мира) можно классифицировать по ряду признаков:

  • всесторонняя оценка ситуации и отсутствие противоречивого восприятия информации;
  • присущая любовь к людям;
  • непредвзятое мышление;
  • позитивная форма восприятия;
  • мудрое суждение.

Уровень этих показателей определяет индивидуальные особенности изучаемого индивида .

Структура индивидуальных качеств

Для более точного определения качества личности человека, следует выделить его биологическую структуру. Она состоит из 4 уровней:

  1. Темперамент, включающий характеристики генетической предрасположенности (нервной системы).
  2. Степень уникальных психических процессов, позволяющая определить личные качества человека. На получение результата влияет уровень индивидуального восприятия, воображения, проявления волевых признаков, чувств и внимания.
  3. Опыт людей, характеризующийся знаниями, способностями, возможностями и привычками.
  4. Показатели общественной направленности, включая отношение субъекта к внешней среде обитания. Развитие личностных качеств выступает направляющим и регулирующим фактором поведения – интересы и взгляды, убеждения и аттитюды (состояние сознания, основанное на предыдущем опыте, регулирующее отношение и поведение людей ), моральные нормы.

Указанные выше категории тесно взаимосвязаны с потребностями и характером, способностями и эгоцентризмом людей. Совокупность общих показателей влияет на создание индивидуальной оболочки личности.

Черты людей, характеризующие их темперамент

Типы людей

Врожденные качества личности формируют его как социальное существо. Учитываются поведенческие факторы, тип деятельности и круг общения. Категорию разделяют 4 понятия: сангвиник, меланхолик, холерик и флегматик.

  • Сангвиник – сильная и уравновешенная личность, легко подстраивающаяся под новую среду обитания и преодолевающая препятствия. Общительность, отзывчивость, открытость, жизнерадостность и лидерство – основные черты личности.
  • Меланхолик – слабая и малоподвижная личность . Под влиянием сильных раздражителей возникают нарушения в поведении, проявляющиеся пассивным отношением ко всякой деятельности. Замкнутость, пессимизм, тревожность, склонность к рассуждениям и обидчивость – характерные черты меланхоликов.
  • Холерики – сильные, неуравновешенные, энергичные качества личности. Они вспыльчивы и несдержанны. Обидчивость, импульсивность, эмоциональность и неустойчивость – явные показатели беспокойного темперамента.
  • Флегматик – уравновешенная, инертная и медлительная личность, не склонная к переменам. Личностные показатели выступают в легком преодолении негативных факторов. Надежность, доброжелательность, миролюбие и рассудительность – отличительные черты спокойных людей.

Индивидуальные черты характера

kakie-kachestva-harakterizuyut-lichnost4

Характер выступает совокупностью черт индивидуума, которые проявляются в разных типах деятельности, общения и отношений с людьми.Развитие личностных качеств формируется на фоне жизненных процессов и рода деятельности людей. Для более точной оценки характера людей следует детально изучить поведенческие факторы в конкретных обстоятельствах.

  • циклоидный – переменчивость настроения;
  • гипертимная акцентуация заключается в высокой активности, недоведении дел до конца;
  • астенический – капризные и депрессивные личные качества;
  • сенситивный – робкая личность;
  • истероидный – задатки лидерства и тщеславия;
  • дистимный – сосредоточенная на негативной стороне текущих событий.

Индивидуальные способности людей

Индивидуальные психологические качества личности способствуют достижению успеха и совершенства в определенной деятельности. Они определяются общественной и исторической практикой личности, результатами взаимодействий биологически-психических показателей.

Существуют разные уровни способностей:

  1. одаренность;
  2. талант;
  3. гениальность.

Развитие алгоритма личностных качеств и способностей людей характеризуется умением научиться новому в умственной сфере. Специальные особенности проявляются в конкретном виде деятельности (музыкальной, художественной, педагогической и др.).

Волевые черты людей


Регулировка поведенческих факторов, связанных с преодолением внутреннего и внешнего дискомфорта, позволяет определить личные качества: уровень усилий и планов для совершения действий, концентрации в заданном направлении. Воля проявляется в следующих свойствах:

    – уровень усилий для достижения желаемого результата;
  • настойчивость – возможность мобилизации для преодоления неприятностей;
  • выдержка – способность ограничивать чувства, мышление и действия.

Смелость, самообладание, обязательность – личные качества волевых людей. Они классифицируются на простые и сложные акты. В простом случае побуждения к действию перетекают в его выполнение автоматически. Сложные акты осуществляются на основе мотивации , составлении плана и учета последствий.

Человеческие чувства


Стойкое отношение людей к реальным или воображаемым объектам возникают и формируются на основе культурно-исторического уровня. Меняются лишь способы их проявления, исходя от исторических эпох. Чувства людей индивидуальны.

Мотивации личности

Мотивы и побуждения, способствующие активации действий, формируются из потребностей людей. Стимулирующие качества личности бывают осознанными и неосознанными.

Они проявляются в виде:

  • стремления к успеху;
  • избегания неприятностей;
  • получения власти и др.

Как проявляются и как распознать свойства личности

Личные качества индивидуума определяются путем анализа поведенческих факторов:

  • самооценка. Черты характера проявляются в отношении к себе: скромные или уверенные, самонадеянные и самокритичные, решительные и храбрые, люди с высоким уровнем самообладания или безволия;
  • оценка отношения индивидуума к социуму. Различают разные степени взаимоотношений субъекта с представителями общества: честные и справедливые, общительные и вежливые, тактичные, грубые и др.; уникальной личности определяются уровнем интересов в трудовой, учебной, спортивной или творческой сфере;
  • выяснение положения личности в обществе происходит в тесной взаимосвязи мнения о ней;
  • при изучении психологических факторов, особое внимание уделяется памяти, мышлению и вниманию, характеризующих развитие личностных качеств;
  • наблюдения за эмоциональным восприятием ситуаций позволяет оценить реакцию индивида при решении проблем или ее отсутствие;
  • измерение уровня ответственности. Основные качества серьезной личности проявляются в трудовой деятельности в виде творческого подхода, предприимчивости, инициативы и доведения дела до желаемого результата.

Группирование признаков, способствующих распознанию личности:

  • субъекты, осознающие наличие присущих им социальных черт;
  • люди, принимающие участие в социальной и культурной жизни общества;
  • личностные качества и характер человека легко определить в социальной взаимосвязи через общение и трудовую сферу;
  • личности, четко осознающие свою особенность и значимость в общественности.

Личные и профессиональные качества человека проявляются при формировании мировоззрения и внутреннего восприятия. Индивидуум всегда задается философскими вопросами о жизни, своей значимости в общественности. Он имеет свои идеи, взгляды и жизненные позиции, влияющие на формирование личности.

Читайте также: