Вождение в нетрезвом виде доклад

Обновлено: 02.05.2024

Введение………………………………………………………………………… 3-4
Глава 1. Пьянство за рулем - административное правонарушение ………. 5-14
Глава 2. Административная ответственность за нетрезвое вождение……… 15-23
Глава 3. Как предотвратить пьянство за рулем………….…………………… 24-30
Заключение……………………………………………………………………… 31-32
Список литературы……………………………………………………………. 33
Сноски…………………………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

РУССКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ ИМЕНИ В.П. ЧЕРНОВА

Студентки 3 курса: Садартдиновой Юлии Равилевны

Введение………………………………………………………… ……………… 3-4
Глава 1. Пьянство за рулем - административное правонарушение ………. 5-14
Глава 2. Административная ответственность за нетрезвое вождение……… 15-23
Глава 3. Как предотвратить пьянство за рулем………….…………………… 24-30
Заключение…………………………………………………… ………………… 31-32
Список литературы…………………………………………………… ………. 33
Сноски……………………………………………………………… ………….. 34

Свершивший да несет последствия дел своих.

Проблема обеспечения безопасности дорожного движения возникла еще до появления автомобиля, но только с его рождением встала перед обществом со всей остротой.

Автомобилизация является важной составной частью научно-технического прогресса и призвана обеспечить социальные, экономические и политические интересы личности, общества и государства. Вместе с положительным значением автомобилизации возрастала и угроза увеличения человеческих и материальных потерь, связанных с аварийностью на дорогах.

В лучшем случае для других участников дорожного движения, таких водителей вовремя остановят, что позволит не случиться трагедии. В худшем, пострадают ни в чем не повинные люди и сам водитель-горемыка.

Все вышеуказанное свидетельствует о том, что основной причиной аварийности по-прежнему является низкая дисциплина водителей, выражающаяся в их сознательном пренебрежении или игнорировании Правил дорожного движения.

За период с 2007года по август 2010 года на дорогах Российской Федерации, по данным ГИБДД РФ, совершено 779692 дорожно-транспортных происшествия (ДТП), из которых 49190 произошли по вине водителей, находившихся за рулем в состоянии опьянения. Погибло более 104838 человек и ранено почти 977760 человек. Масштабы социально-экономических потерь от ДТП оцениваются специалистами в 4—5 процентов валового национального продукта.

Цель данной работы заключается в рассмотрении данного правонарушения с точки зрения административного права.

Объектом исследования в работе выступает безопасность дорожного движения.

Предметом исследования является административное правонарушение и работа органов безопасности дорожного движения в пределах своей компетенции в данном вопросе.

Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.

Пьянство за рулем - административное правонарушение

Вся деятельность человека состоит из поступков.

Поступок — основная единица социального поведения. В нем проявляется и формируется личность человека. Всякий поступок влечет за собой неизбежные результаты, последствия : изменения в отношениях людей, в их сознании, он также влечет последствия и для самого действующего лица. Поступок всегда связан с определенной ответственностью человека за свои действия.

Каждое отдельное правонарушение, как явление реальной действительности , конкретно: оно совершается конкретным лицом , в определенном месте, в определенное время, противоречит определенному правовому предписанию, характеризуется точно определенными признаками. Значимость этой черты состоит в том, что в ней скрыто общепринятое положение "за мысли не судят". Так, нельзя считать правонарушением не проявленные через поступки внутренний образ мыслей, чувства, не только положительные, но и отрицательные. Мыслительные процессы не регулируются правом. Хотя Лао-Цзы считал, что нужно быть внимательным к своим мыслям, - они начало поступков.

Деяние человека выражается или в виде конкретного действия, или в виде бездействия.

Действие представляет активное невыполнение предусмотренных нормой или правилом обязанностей или нарушение запрета.

Бездействие – пассивное невыполнение .

В свою очередь, поведение, имеющее юридическое значение, имеет свой обязательный признак психологически, выражающийся в том, что правовое (как правомерное, так и противоправное) поведение находится под контролем сознания и воли лица. Следовательно, не может признаваться деянием в юридическом смысле, а значит и правонарушением поведение в состоянии невменяемости или недееспособности. Таким образом, правонарушение, будучи деянием, характеризуется как сознательный волевой акт.

Правонарушение нарушает интересы, охраняемые правом, и тем самым причиняет вред общественным и личным интересам, установленному правопорядку. В этом состоит еще одна черта, характеризующая правонарушения. Этой чертой, присущей всем правонарушениям является общественная опасность. Она выражается во вреде, наносимом обществу.

Вред - это совокупность отрицательных последствий правонарушения. Вред - обязательный признак каждого правонарушения. Характер вреда может различаться по разным признакам, но правонарушение всегда несет социальный вред. Вред может иметь материальный или моральный характер, быть измеримым или неизмеримым, восстановимым или нет, более или менее значимым, ощущаемым отдельными гражданами, коллективами и обществом в целом. Та или иная характеристика вреда зависит от видов нарушенных интересов, субъективных прав, объекта правонарушения. Вредных или безразличных для государства, общества, граждан правонарушений не существует.

Субъективный момент деяния - вина - необходимый признак правонарушения.

Вина – психическое отношение лица к совершаемому им противоправному действию или бездействию и возможным последствиям.

В ст. 2.2 КоАП РФ предусмотрено две формы вины: умысел и неосторожность, так как наличие вины является обязательным признаком административного правонарушения.

«1.Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Из сказанного следует вывод : если противоправность всегда виновна, то, следовательно, отсутствие вины свидетельствует об отсутствии противоправности и правонарушения и исключает юридическую ответственность. Лицо в соответствии с презумпцией невиновности считается невиновным, пока его вина не будет доказана в предусмотренном законом порядке. Это положение полностью соответствует принципам законности, справедливости, охраны прав личности и поэтому не может и не должно иметь исключения

Основными элементами юридического состава административного правонарушения являются объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона.

Пьянство за рулем представлено как административное правонарушение в области дорожного движения в ст. 12.8 КоАП РФ Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения.

Объектом данного правонарушения является безопасность дорожного движения, жизнь и здоровье людей.

Безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников дорожного движения от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

Дорожное движение - совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог. Дорожное движение, включающее в себя пространственное перемещение людей и грузов, в целом является не стихийным процессом, а результатом сознательной и управляемой деятельности. Дорожное движение не следует рассматривать только как деятельность разрозненных индивидуумов, поскольку это прежде всего процесс функционирования единой дорожно-транспортной системы, единой системы обеспечения потребностей дорожного движения.

Управление транспортом в состоянии опьянения является одной из главных причин совершения ДТП. Особая опасность обусловлена влиянием алкоголя или наркотиков на важнейшие функции организма водителя транспортного средства.

Алкогольное опьянение - состояние, которое возникает при воздействии этанола на центральную нервную систему. В состоянии алкогольного опьянения угнетается не только функция коры головного мозга, но и подкорковых структур (мозжечок, базальные ядра, ствол мозга). Различают три степени алкогольного опьянения: легкую, среднюю и тяжёлую, которые характеризуются прогрессивным нарастанием психических и неврологических симптомов, вызванных наркотическим и токсическим действием этанола. Степень алкогольного опьянения зависит от восприимчивости организма к этанолу и от дозы выпитого алкоголя.

Воздействие алкоголя на поведение зависит от количества спирта, достигшего через кровь мозга. Алкоголь замедляет циркуляцию крови в сосудах мозга, приводя к постоянному кислородному голоданию его клеток, в результате чего наступает ослабление памяти и медленная психическая деградация. Одним из эффектов алкоголя на организм является действие на организм как анестезирующее средство на центральную нервную систему, замедляя ее работу и снижая эффективность. Поведенческие эффекты алкоголя делают пьянство за рулем очень опасным как для водителя, так и для других людей. Тесты показывают, что с присутствием алкоголя в крови повышаются ошибки в суждениях и самоконтроле. Время визуальной реакции снижается, появляется ощущение расслабленности и хорошее общее самочувствие. Далее наступает легкое ухудшение способностей: избыток эмоций, теряется тормозящий контроль, сенсорные и двигательные нервы все более притупляются, походка становится все более и более неустойчивой, а речь бессвязной.

Вследствие этого возникает риск неадекватного поведения водителя в области и без того связанной с большим риском, так как дорожное движение включает много участников, зачастую не самых компетентных в этой области. Для совершения ДТП достаточно одного неверного поворота руля в силу случайного подергивания руки, мимолетного взгляда в сторону и наезд на препятствие, резкое торможение, столкновение, не заставят себя ждать.

ВС РФ: процедура привлечения нетрезвого водителя к ответственности должна быть безупречной

Управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения – одно из наиболее серьезных нарушений со стороны водителя. Тем не менее, далеко не всегда все так очевидно, как кажется. В своих недавних постановлениях ВС РФ напомнил, что важно не только наличие оснований для административного наказания, но и безупречное соблюдение процедуры привлечения лица к ответственности. Рассмотрим несколько важных аспектов, на которые обратил внимание Суд.

Передать управление автомобилем нетрезвому лицу может только водитель

Т. была привлечена к административной ответственности за то, что 25 июля 2015 года передала управление принадлежащим ей автомобилем своему мужу П., находящемуся в состоянии опьянения (ч. 2 ст. 12.8 КоАП, абз. 3 п. 2.7 ПДД). За допущенное правонарушение на нее был наложен штраф в размере 30 тыс. руб. с лишением водительских прав на полтора года (постановление мирового судьи судебного участка № 77 Выборгского района Ленинградской области от 24 декабря 2015 г. № 3-454/15-77).

Свою вину Т. не признала, поэтому обратилась к адвокату, который обжаловал этот судебный акт. В жалобе он ссылался на то, что автомобиль, приобретенный в период брака, является совместной собственностью супругов, к тому же П. вписан в полис ОСАГО – таким образом, согласия Т. на то, чтобы машиной управлял муж, не требовалось. Тем не менее, вышестоящие суды поддержали вывод коллеги и оставили постановление без изменения (решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 12 апреля 2016 г. № 12-257/2016, постановление Ленинградского областного суда от 8 июля 2016 г. № 4а-306/2016).

Вина Т., по мнению судов, была полностью подтверждена протоколами об административном правонарушении и об отстранении П. от управления транспортным средством, а также актом медицинского освидетельствования П. на состояние опьянения. Кроме того, инспектор ГИБДД, составивший протокол, подтвердил, что Т. передала П. управление автомобилем, и пояснил: она этого не оспаривала – своей подписью в протоколе Т. удостоверила факт нарушения и никаких замечаний не внесла.

О том, в течение какого периода со дня правонарушения лицо может быть привлечено к административной ответственности за управление автомобилем в состоянии опьянения и при каких обстоятельствах возможно увеличение этого срока, узнайте из материала "Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение ПДД" в Домашней правовой энциклопедии интернет-версии системы ГАРАНТ.
Получите бесплатный
доступ на 3 дня!

Однако адвокат таким вердиктом остался недоволен и обратился с жалобой в ВС РФ, и тот согласился с позицией защитника (Постановление ВС РФ от 17 ноября 2016 г. № 33-АД16-15).

Суд подчеркнул, что довод адвоката о том, что П. не требовалось согласие супруги на управление автомобилем, поскольку он был внесен в полис ОСАГО, а автомобиль находился в совместной собственности супругов, другими доказательствами не опровергнут.

Более того, субъектом вмененного Т. правонарушения считается именно водитель автомобиля вне зависимости от того, является ли он его владельцем (п. 7 Постановления Пленума ВС РФ от 24 октября 2006 г. № 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части КоАП РФ"; далее – Постановление № 18). То есть привлечь к ответственности по ч. 2 ст. 12.8 КоАП РФ можно только то лицо, которое управляло автомобилем перед тем, как передать руль другому. Однако, подчеркнул ВС РФ, доказательства, на которые ссылались нижестоящие суды, не подтверждают вывод о том, что Т. в момент передачи мужу управления являлась водителем транспортного средства. К тому же она настаивала на том, что не знала об употреблении ее супругом накануне поездки спиртных напитков, а видимых признаков алкогольного опьянения у него не имелось.

По общему правилу неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в его пользу (ч. 1, ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ). Поэтому ВС РФ отменил акты нижестоящих судов и прекратил производство по делу об административном правонарушении в отношении Т.

При составлении акта медицинского освидетельствования на состояние опьянения должен быть строго соблюден интервал между двумя замерами

П. был привлечен к административной ответственности за то, что 13 октября 2015 года управлял автомобилем в нетрезвом виде (ч. 1 ст. 12.8 КоАП, абз. 1 п. 2.7 ПДД). За это он был оштрафован на 30 тыс. руб. и лишен водительских прав на полтора года (постановление мирового судьи судебного участка № 124 Безенчукского судебного района Самарской области от 15 декабря 2015 г. № 5-787/15).

Обжалование этого постановления результата не дало. П. указал что был трезв, а сотрудники ГИБДД оказывали на него моральное давление при составлении процессуальных документов, но несмотря на это, судьи также пришли к выводу о его виновности (решение Безенчукского районного суда Самарской области от 22 января 2016 г., постановление Самарского областного суда от 23 мая 2016 г. № 4А-560/2016). По их мнению, акта медицинского освидетельствования на состояние опьянения вполне достаточно, чтобы привлечь водителя к ответственности. Однако ВС РФ, куда П. также обратился с жалобой, с этим выводом не согласился и отметил следующее (Постановление ВС РФ от 18 ноября 2016 г. № 46-АД16-24).

Ответственность за вождение в нетрезвом виде наступает только тогда, когда установлен факт употребления водителем алкоголя (Примечание к ст. 12.8 КоАП РФ). Доказательствами этого являются акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и (или) акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения (п. 7 Постановления № 18). И по результатам проведенного в отношении П. медицинского освидетельствования действительно был оформлен акт.

Вместе с тем, отметил Суд, при составлении этого акта медицинский работник проигнорировал требования Инструкции по проведению медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством (далее – Инструкция). В настоящий момент Инструкция утратила силу в связи с утверждением Порядка проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (утв. приказом Минздрава России от 18 декабря 2015 г. № 933н; далее – Порядок), но действовала на момент совершения проступка. Положения старого и нового документов во многом совпадают.

Так, в ходе медицинского освидетельствования медики оценивают концентрацию алкоголя в воздухе, который выдыхает водитель. Если она выше 0,16 мг на л, состояние опьянения считается подтвержденным (п. 16 Инструкции, п. 11 Порядка). Важно, чтобы такое измерение было проведено дважды, с интервалом 15-20 минут.

При этом, как подчеркнул ВС РФ, из акта медицинского освидетельствования П. от 13 октября 2015 г. следует, что при проведении повторного измерения положенный интервал не был соблюден – первое исследование выдыхаемого воздуха проведено в 04.36, второе – в 04.49, то есть через 13 минут.

Допущенное врачом нарушение, заключил Суд, не позволяет признать заключение объективным. А значит, данный акт допустимым доказательством по делу об административном правонарушении не является. И однозначный вывод о том, что в действиях П. имелся состав вмененного ему административного правонарушения, сделать невозможно.

Поскольку неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу этого лица (ч. 1, ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ), судебные акты нижестоящих судов были отменены, а производство по делу об административном правонарушении в отношении П. – прекращено.

Внесение в протокол об административном правонарушении изменений без ведома водителя является основанием для освобождения его от ответственности

4 апреля 2015 года инспектор ГИБДД составил в отношении Г. протокол, согласно которому водитель управлял транспортным средством, будучи нетрезв (ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ). Инспектор сделал этот вывод на основании таких признаков, как запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи, покраснение кожи на лице, а также поведение, не соответствующее обстановке.

Первоначально водитель согласился пройти медицинское освидетельствование, поэтому был направлен инспектором ГИБДД в медицинское учреждение в присутствии двух понятых (ч. 1.1 ст. 27.12 КоАП РФ). Однако прибыв туда, он отказался от проведения процедуры.

В связи с этим действия Г. были переквалифицированы, и в протоколе сделана отметка о том, что водитель отказался проходить медицинское освидетельствование – а это, напомним, образует самостоятельный состав правонарушения (ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ). В итоге суд обязал водителя уплатить штраф в размере 30 тыс. руб. и лишил его прав на полтора года именно по указанному составу (постановление мирового судьи судебного участка № 27 Нолинского судебного района Кировской области от 19 мая 2015 г. № 5-157/2015).

Г. обжаловал это постановление в вышестоящие инстанции, но ни районный, ни областной суды не нашли оснований для его отмены (решение судьи Нолинского районного суда Кировской области от 23 июня 2015 г. № 12-2/19/2015, постановление заместителя председателя Кировского областного суда от 13 августа 2015 г. № 4А-252/2015).

Суды отметили, что факт допущенного Г. нарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении, протоколами об отстранении водителя от управления транспортным средством и о направлении его на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, объяснениями врача и др.

Тогда Г. обратился в ВС РФ. В своей жалобе он настаивал на отмене этих актов – и Суд встал на его сторону (Постановление ВС РФ от 21 ноября 2016 г. № 10-АД16-7).

ВС РФ напомнил, что при применении мер административного принуждения важно не только наличие законных оснований для этого, но и соблюдение порядка привлечения лица к административной ответственности (ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ). По общему правилу, о совершении правонарушения составляется протокол (ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ). В нем указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы составившего его лица, сведения о нарушителе, данные о свидетелях и потерпевших, если таковые имеются, место и время совершения правонарушения и др. (ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ). При этом лицу должна быть предоставлена возможность ознакомиться с протоколом, а также дать объяснения и замечания по его содержанию (ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ). Составить протокол в отсутствие лица можно, только если оно было извещено об этом в установленном порядке (ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ). Эти же правила, отметил ВС РФ, касаются и внесения в протокол изменений (аналогичный правовой подход сформулирован в Постановлении ВС РФ от 30 мая 2016 г. № 5-АД16-25).

В суде инспектор ГИБДД подтвердил, что действительно внес в протокол об административном правонарушении изменения, заменив ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ ("Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения") на ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ ("Невыполнение водителем транспортного средства требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения"). При этом он подчеркнул, что ознакомил Г. с правками.

Между тем водитель указал, что изменения были внесены в протокол в его отсутствие. Это же подтверждают и показания свидетеля В., проживающей совместно с ним. Она пояснила, что 6 апреля 2015 г. в вечернее время инспектор ГИБДД приходил к ним домой для того, чтобы ознакомить Г. с уже внесенными в протокол изменениями.

При этом в материалах дела нет данных о том, что Г. присутствовал при внесении в протокол изменений, а также о том, что его извещали о необходимости явиться в подразделение ГИБДД. Следовательно, сделал вывод ВС РФ, должностное лицо ГИБДД нарушило требования закона при внесении в протокол изменений.

На стадии подготовки дела к рассмотрению протокол, составленный с нарушением требований, нужно было вернуть составившему его должностному лицу для устранения недостатков (п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ). Однако такая возможность была утрачена, поскольку возвращение протокола после начала рассмотрения дела законом не предусмотрено.

И так как использование доказательств, полученных с нарушением закона, не допускается, а лицо считается невиновным, пока его вина не будет доказана в установленном порядке (ст. 1.5, ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ), ВС РФ отменил акты нижестоящих судов и прекратил производство по делу в отношении Г.

Автомобиль признан источником повышенной опасности. Абсолютного контроля над ним добиться очень трудно. И, разумеется, на это не способен пьяный за рулем. Как результат – растущее число аварий со смертельным исходом. Статистика неумолимо фиксирует увеличение числа нарушений Правил дорожного движения (ПДД), а государство предпринимает ответные меры. Законодательство ужесточается, растут штрафы и сроки других наказаний.

Чем опасен пьяный водитель

Пьяный за рулем

Почему нельзя пить алкоголь за рулем, рассказывают на первом занятии в автошколе. Госавтоинспекция признает пьянство основной причиной дорожно-транспортных происшествий (ДТП). Управление автомобилем требует предельной концентрации внимания. Подшофе сложнее соблюдать правила. Подвыпившие водители о них запросто забывают, как и об элементарной безопасности. Путают педали тормоза и газа, не видят знаков, светофоров, пешеходов, обгоняющих и встречных машин. В конце концов, превращаются в посланцев смерти на наших дорогах.

Последствия вождения в нетрезвом состоянии могут быть просто ужасными. Разбитые машины, исковерканные жизни пострадавших, суд и сломанная судьба виновника – обычная картина после происшествия с участием пьяницы за рулем.

Влияние алкоголя на реакцию водителя

В состоянии опьянения даже пешеходу трудно воспринимать действительность адекватно. А езда в алкогольном опьянении вдвойне сложна и опасна. Спирт блокирует органы чувств, вызывает частую и быструю смену эйфории и безразличия к окружающей действительности. Водитель неспособен реагировать на изменение дорожной ситуации. По сути, это пьяный инвалид. Пока еще условный, но с перспективой стать полным.

Важно учесть, как алкоголь влияет на время реакции водителя. Скорость мышления и принятия решений снижается. В какой мере, зависит от степени опьянения. А она определяется числом промилле в крови.

Лёгкая степень (0,5 – 1,5 промилле) характеризуется полным раскрепощением. Реакции еще быстрые, но появляется тенденция к превышению скорости и переоценке своих возможностей, теряется осторожность. Для средней (1,5-2,5 промилле) характерно резкое замедление реакций и неуверенность. Времени на исправление ошибок уже не хватает. При сильном опьянении (2,5-3 промилле) симптомы проявляются еще больше. Можно ли ездить пьяным на этой стадии – не стоит даже говорить.

Таким образом, влияние алкоголя на поведение за рулем может спровоцировать ДТП, вплоть до смертельного случая.

Опьянение сказывается на психологических, физиологических и поведенческих функциях.

Водитель ведет себя странно или угрожающе, не понимает, в каком окружении находится и действует несоответственно ситуации.

Когда водителя считают пьяным

  • запах спиртного;
  • проблемы с речью;
  • покраснение лица;
  • шаткость походки;
  • поведение, не соответствующее ситуации.

Если прибор показывает результат минимум 0,16 мг/л, факт употребления алкоголя установлен.

А вот степень опьянения позволяет определить анализ крови или мочи. И здесь используется норма в промилле (1=0,45 мг/л).

Когда после употребления спиртного можно сесть за руль

  • крепости напитков;
  • массы, пола и возраста;
  • индивидуальных физиологических особенностей.

Из легких и желудка алкоголь выводится через печень, почки и кожные покровы. Чем быстрее работают органы, тем скорее наступает отрезвление. Физические нагрузки могут ускорить процесс. Научные исследования вопроса привели к появлению специальных таблиц, по которым можно определить примерное время. Но на стопроцентную точность они претендовать не могут.

Основной признак готовности к вождению – отсутствие перегара.

Именно этого момента и нужно дождаться.

Как себя вести, если остановили пьяным за рулем

Остановка пьяного водителя

Определив опьянение по внешним признакам, инспектор ГИБДД приступит к работе. Водитель же должен, руководствуясь положениями ПДД:

  1. Предъявить документы по требованию (сотрудник обязан представиться и предупредить о видеофиксации).
  2. Пройти простое освидетельствование (ОСАО). Это требование п. 2.3.2 ПДД, но от процедуры можно отказаться без последствий. Необходимо зафиксировать, какими критериями руководствовался сотрудник ГИБДД. Перед проверкой он должен составить протокол об отстранении от управления ТС и найти двух свидетелей.
  3. Убедиться, что алкотестер имеет функцию распечатки результатов, опломбирован и не просрочен.
  4. Если прибор покажет пары спирта, решить, подписывать акт или нет.
  5. Внимательно прочитать протоколы. При несогласии, заявить об этом, затем написать, что не употреблял спиртное.
  6. Собрать контактные данные свидетелей и попросить их изложить личное видение ситуации.

Процедура проверки на алкоголь

Процедура проверки на алкоголь в крови

Существует два вида освидетельствования, о которых мы же упомянули. ОСАО осуществляется инспектором ГИБДД на дороге. Процедура и порядок определены регламентом, введенным Приказом МВД No 664 от 23.08.17 г.:

  1. После принятия решения на основании хотя бы одного клинического признака опьянения составляется протокол об отстранении от управления ТС.
  2. Водителю предлагается пройти проверку с использованием специального прибора в присутствии свидетелей. По результатам составляются акт и направление на МОСО. Иногда – протокол о задержании транспортного средства.
  3. Акт и протоколы подписываются, копии вручаются водителю. К протоколу о направлении на медосвидетельствование прилагаются распечатки с результатами теста.
  4. Водитель доставляется в медучреждение.

О медосвидетельствовании на алкоголь

При несогласии с результатами ОСАО (водителя или инспектора) или отказе от прохождения, но только при наличии серьезных оснований сотрудник ГИБДД обязан оформить протокол о направлении на МОСО. Проверка выполняется в сертифицированном учреждении врачом (допущенным фельдшером), который обязан руководствоваться Приказом Минздрава No 933н от 18.12.15 г.

Если попался пьяный водитель, здесь проведут его внешний осмотр, исследуют выдох, мочу и кровь на присутствие и уровень психоактивных веществ. По результатам составят акт. Перечень и описания проведенных процедур занесут в специальный журнал. Один экземпляр заключения выдадут водителю.

Ответственность за вождение в пьяном виде

Ответственность за то что пьяный за рулем

Наказание за употребление алкоголя за рулем – одно из наиболее действенных в Кодексе об административных правонарушениях (КоАП). ПДД запрещают управление авто и передачу другому лицу в состоянии опьянения (п. 2.7). До принятия решения об освидетельствовании после ДТП употребление алкоголя также запрещено. Неисполнение этих требований наказывается по ст.12.8 КоАП. В число мер воздействия входят:

  • штраф;
  • лишение водительских прав;
  • арест.

Что грозит за управление ТС в состоянии алкогольного опьянения в 2022 году, зависит от тяжести правонарушения, его последствий и преднамеренности. За повторное нарушение наказание всегда жестче. Если нарушение совершено в период действия ранее наложенного наказания, санкции за нетрезвое состояние могут быть уголовными.

Если пьяным попал в ДТП

Когда поймали за пьянку, придется оплатить огромный штраф (30 тыс. руб.) и распрощаться с правами на 1,5-2 года. Но можно также столкнуться с трудностями иного порядка.

Последствия лишения прав могут быть катастрофическими для граждан, зарабатывающих на жизнь за рулем. К нарушителям, лишенным ранее ВУ, применяется административный арест на 10-15 суток.

Закон расценивает опьянение отягчающим обстоятельством в случае нанесения вреда здоровью или гибели потерпевшего.

  • за тяжкий вред здоровью – исправительные работы до 3 лет или тюремное заключение до 4 лет;
  • за гибель человека – лишение свободы на 2-7 лет;
  • за смерть двух и более человек – тюремный срок от 4 до 9 лет.

При этом водительских прав лишат на 3 года. Страховая компания выставит регресс, а финансовые потери могут стать просто фатальными. Одним словом, от выпивки неприятностей больше, чем удовольствия.

Возврат авто со штрафстоянки

Возврат авто со штрафстоянки

Когда инспектор решит, что водитель не может управлять своим автомобилем, оформит административное правонарушение и протокол о задержании ТС. Машину отправят на штрафстоянку. Возникает еще одна проблема – придется платить за дорогостоящую доставку и не менее дорогую вынужденную парковку. В протоколе будут указаны данные инспектора и его подразделения, в котором и можно выяснить точные координаты места нахождения авто.

Выпил, а ехать нужно

Почему-то водители свои права нередко ставят выше обязанностей перед обществом. Человек, выпив немного алкоголя, садится за руль, объясняя окружающим, что так нужно. Однако вариантов выхода из любой ситуации множество – друзья, знакомые, такси или велосипед.

Куда сообщить, если пьяный садится за руль

Увидев человека, пытающегося пьяным отъехать на машине, необходимо сообщить в полицию. Наберите 02 и объясните, что происходит. Сообщите номер, цвет, марку авто и опишите водителя. Все остальное сделает ГИБДД.

Заключение

  • Алкоголь и машина – понятия несовместимые.
  • Даже нахождение за рулем в нетрезвом виде дает инспектору право наложить взыскание.
  • О допустимой норме алкоголя вообще стоит забыть.
  • Пьянство обходится дорого, тем более за рулем.

Все очень просто – откажитесь от рюмки накануне поездки. Тогда не придется искать ответ на вопрос, что будет за вождение в пьяном виде.

Лишение водительских прав за алкогольное или наркотическое опьянение: видео

Кандидат юридических наук. Адвокат. Юридический практический стаж – 7 лет. Специализации: Автоправо, налоговое право, займы и кредитования, возмещение ущерба.

Коновалов Андрей

По данным ГИБДД, в 2019 г. число ДТП с участием водителей, находившихся в состоянии алкогольного опьянения, составило 19,3 тыс., что немного ниже показателей за 2018 г. (20,1 тыс.). В результате данных происшествий в 2019 г. погибли 4,4 тыс. человек и еще 26 тыс. получили травмы разной степени тяжести (для сравнения: в 2018 г. этот показатель составлял 4,7 и 27,6 тыс. человек соответственно). За 9 месяцев 2020 г. показатели немного снизились – более 2,5 тыс. погибших и свыше 13,6 тыс. получивших травмы.

Приведенная статистика свидетельствует, что, несмотря на некоторое снижение количества происшествий на российских дорогах по вине пьяных водителей, по-прежнему ежегодно гибнут тысячи людей, что не должно оставаться без должной реакции со стороны государства и общества.

В случае смерти двух и более лиц в ДТП пьяный водитель теперь может лишиться свободы на срок до 15 лет

Госдума приняла закон, предусматривающий усиление уголовной ответственности за транспортные преступления с участием водителей в состоянии опьянения

Если обратить внимание на меры, предпринятые властью за последнее время, то они, по сути, ограничились внесением изменений в ст. 264 и 264.1 УК РФ в части ужесточения наказаний в виде лишения свободы за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств лицом, находящимся в состоянии опьянения, в зависимости от тяжести последствий.

Таким образом, законодатель в очередной раз решил бороться с преступностью исключительно с помощью карательных методов, эффективность которых многими исследователями давно ставится под сомнение. В частности, неоднократно отмечалось, что уровень преступности и распространенность применения наказания в виде лишения свободы – независимые друг от друга переменные, каждая из которых поднимается и опускается в соответствии с собственными законами и динамикой.

Результаты исследований, проведенных в Германии, Швейцарии и США, также подтвердили, что жестокие виды наказания оказывают только незначительный превентивный эффект. В то же время наказание в виде лишения свободы имеет значительные отрицательные последствия, и его применение требует интенсивных реабилитационных мероприятий, чтобы мотивировать людей изменить поведение.

Статистика за прошедший год показывает, что за первые пять месяцев 2020 г., несмотря на серьезное ужесточение уголовных санкций, количество ДТП с участием пьяных водителей, хотя и снизилось на 9,6%, все равно составило 4,5 тыс., что является наглядным подтверждением обоснованности утверждений о незначительном влиянии суровости наказаний на уровень преступности.

В связи с этим возникает острая необходимость в принятии альтернативных (не связанных с лишением свободы) мер борьбы с лицами, управляющими транспортными средствами в состоянии опьянения. Самой простой из таких мер представляется установление дифференцированных сроков лишения водительских прав в зависимости от тяжести последствий. Поясню почему.

Действующее законодательство предусматривает лишение водительских прав в качестве как основного (например, ст. 12.8 КоАП РФ), так и дополнительного (например, ст. 264 УК РФ) наказания. При этом если в первом случае максимальный срок лишения водительских прав составляет до двух лет, то во втором – независимо от последствий – не более трех.

Данный подход законодателя, на мой взгляд, ошибочен и требует внесения изменений.

Несмотря на то что риск оказаться в местах лишения свободы сам по себе способен удержать многих водителей от управления транспортными средствами в состоянии опьянения, перспектива лишиться на длительный срок водительских прав вполне способна оказывать на человека как минимум не меньшее психологическое воздействие, стимулируя его к соблюдению закона. Кроме того, такая мера, хотя и применяется к водителям post factum и не способна нивелировать уже причиненный ими в результате ДТП вред, все же сможет избавить общество на длительное время от потенциальных нарушителей ПДД без их изоляции, что по названным причинам также имеет значение.

В качестве ориентира для установления дифференцированных сроков лишения прав могут служить положения ст. 264 УК. Так, в соответствии с ч. 1 данной статьи нарушение управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством лицом Правил дорожного движения или эксплуатации ТС, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, влечет максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет, а совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, – на срок от трех до семи лет (ч. 2).

Деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 264 УК, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет (ч. 3 ст. 264 УК), а совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, – на срок от пяти до 12 лет. Если такое деяние повлекло по неосторожности смерть двух или более лиц, это грозит лишением свободы на срок до семи лет (ч. 5), а совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, – от восьми до 15 лет (ч. 6).

Как видим, состояние опьянения в данном случае является отягчающим вину обстоятельством, влекущим более суровое наказание и отнесение преступления к более тяжкой категории.

Вместе с тем срок дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью от тяжести преступления не зависит. При этом установление сроков лишения права заниматься определенной деятельностью от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и от шести месяцев до трех лет как дополнительного не исчерпывает санкции –норма ч. 2 ст. 47 УК и сейчас предусматривает возможность в случаях, указанных в соответствующих статьях Особенной части Кодекса, назначать этот вид наказания в качестве дополнительного на срок до 20 лет.

Таким образом, законодательное закрепление в качестве дополнительного наказания за управление ТС в состоянии опьянения дифференцированных санкций в виде лишения водительских прав сроком до 20 лет в зависимости от наступивших последствий представляется обоснованным и требующим внимания законодателя. В то же время стоит признать, что тяжесть наказания не оказывает, как правило, существенного влияния на количество правонарушений. Следовательно, внесение предлагаемых изменений в законодательство, хотя и способно снизить их количество (что, безусловно, спасет чьи-то жизни), однако не может быть признано достаточным.

Страны Евросоюза пошли еще дальше и установили, что с 2022 г. все ТС, произведенные на его территории, должны быть оснащены алкоблокираторами.

Читайте также: