Демократическая модель общества доклад

Обновлено: 07.07.2024

- форма устройства любой организации, основанной на принципах равноправия ее членов, выборности органов управления и принятие решений большинством;

- идеал общественного устройства, основанный на свободе, правах человека, гарантиях прав меньшинства, народном суверенитете, политическом участии, гласности, плюрализме и толерантности;

- политический режим, при котором источником власти признается народ, и он имеет возможность осуществлять свой суверенитет.

Признаки демократического режима:

- признание народа источником власти, выражение суверенитета, верховной власти народа. Суверенитет народа выражается в том, что народ через выборы формирует государственную власть и участвует в ее осуществлении. Участие является прямым (с помощью референдумов, местного самоуправления), и через выбираемые им представительные органы;

- периодическая выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям;

- провозглашение и реальное обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Особое значение имеет гарантированность прав граждан на участие в управлении государством – избирательного права, права на создание политических партий и других объединений, свободы слова, мнений, права на информацию и т.п.;

- принятие решений большинством и подчинение меньшинства большинству при их осуществлении;

- демократический контроль общества над силовыми структурами (вооруженные силы, полиция, органы безопасности и т. п.), используемыми только по прямому предназначению и строго в рамках законов;

- доминирование методов убеждения, согласования, компромисса;

- сужение методов насилия, принуждения, пресечения;

- реальное осуществление принципов правового государства, в том числе принципа разделения властей.

В зависимости от формы реализации суверенитета народа демократия может быть подразделена на прямую,плебисцитарную, представительную и плюралистическую.

Прямая демократия предполагает непосредственное участие граждан в процессе подготовки, обсуждения и принятия решений (античные полисные демократии). В современных условиях эта форма демократии встречается на уровне местного самоуправления, а также в деятельности различных небольших коллективов. К прямой демократии относят также наделение избранных представителей так называемым императивным мандатом, предполагающим обязанность голосовать строго в соответствии с наказом избирателей.

Плебисцитарная демократия предполагает право граждан голосованием принять или отвергнуть уже подготовленные правительством решения. При этой форме участие основной массы населения в процессе принятия решения сведено к голосованию (плебисциту).

Представительная демократия. Граждане выбирают в органы власти своих представителей, которых наделяют правом принимать решения. Чаще всего представители получают так называемый свободный мандат, т. е. право принимать решения по своему усмотрению, с учетом интересов не только избирателей собственного округа, но и всей страны в целом.

Плюралистическая демократия. Основывается на многообразии общественных интересов (экономических, социальных, культурных, религиозных, этнических, групповых, региональных и т. п.) и форм их выражения (политических партий, общественных организаций, движений и т. д.). Народ в данном случае понимается как сложная совокупность множества групп – социальных, профессиональных, этнических, демографических, территориальных, религиозных и т. п. Индивид реализует свою политическую активность через участие в различных группах интересов. Политика воспринимается как сфера межгруппового взаимодействия конкуренции, борьбы, компромиссов, сотрудничества, а демократия – как форма правления, позволяющая многообразным общественным группам свободно выражать свои интересы и находить в конкурентной борьбе отражающие их баланс компромиссные решения. На государство возлагается ответственность за нормальное функционирование всех секторов общественной системы и поддержание в обществе социальной справедливости. Функционирование плюралистической демократии возможно лишь при наличии в обществе согласия относительно базовых ценностей, при признании и уважении всеми участниками политического процесса основ существующего государственного строя, демократических правил игры, прав и свобод человека и гражданина, законов страны.

Недостатки плюралистической демократии: - преувеличена степень групповой идентификации граждан; - различные группы интересов обладают неодинаковыми ресурсами влияния, т. о., не может быть гармонического равновесия интересов общественных групп; - плюралистическая демократия консервативна, малоэффективна при необходимости политического реформирования, поскольку для принятия решений требует широкого согласия всех заинтересованных групп.

Понятие, определение, принципы и основные черты демократии - такой формы государства, его политического режима, при котором народ или его большинство является (считается) носителем государственной власти. Классическая, протективная, народная демократия.

Рубрика Политология
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 15.04.2011
Размер файла 22,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Содержание

1. Понятие демократии

1.1 Определение демократии

1.2 Характерные черты демократического режима

1.3 Формы демократии

2. Модели демократии

2.1 Классическая демократия

2.2 Протективная демократия

2.3 Демократия развития

2.4 Народная демократия

Список использованной литературы

Введение

Демократия (от греч. demos - народ и kratos - власть) - власть народа, или народовластие. Это такая форма государства, его политический режим, при котором народ или его большинство является (считается) носителем государственной власти.

Демократия как способ организации и форма управления может иметь место в любой организации (семье, научном отделе, производственной бригаде и т.д.).

Демократия ассоциируется со свободой, равенством, справедливостью, соблюдением прав человека, участием граждан в управлении. Поэтому демократию как политический режим принято противопоставлять авторитарным, тоталитарным и другим диктаторским режимам власти.

Целью данной контрольной работы является рассмотрение демократии с позиции ее моделей. Задачи, которые помогут как можно глубже рассмотреть этот вопрос:

- какие признаки присущи демократическому режиму;

- выделить формы, в которых может существовать демократия.

1. Понятие демократии

1.1 Определение демократии

- это система, при которой власть принадлежит самым бедным слоям общества;

- это правление, которое непосредственно и непрерывно осуществляет сам народ, не нуждаясь в профессиональных политиках или государственных служащих;

- это общество, основанное на принципе равных возможностей и личных заслуг, а не на иерархии и привилегиях;

- это система социальных пособий, помощи бедным и вообще перераспределение общественного продукта с целью сократить социальное неравенство;

- это система принятия решений, основанная на принципе волеизъявления большинства;

- это система правления, которая обеспечивает права и интересы меньшинств, ограничивая власть большинства;

- это способ занятия государственных должностей в ходе конкурентной борьбы за голоса избирателей;

- это система правления, которая служит интересам людей, независимо от их участия в политической жизни.

1.2 Характерные признаки, присущие демократическому режиму

Современная западная политология выделяет следующие характерные для демократического режима признаки:

1. Власть формируется в результате регулярных свободных выборов, на которых оппозиция имеет реальную возможность победить.

2. Существует реальное разделение властей: исполнительная, законодательная и судебная власть.

3. Существует свобода слова, различные политические силы имеют сопоставимые возможности доступа в СМИ.

4. Существует свобода ассоциаций, в том числе и свобода создания политических партий.

5. Существует свобода предпринимательства и право собственности.

6. Существует подотчетность выборных органов своим избирателям.

7. Права и свободы являются всеобщими.

1.3 Формы демократии

Различают три главные формы демократии - прямую (основные решения принимаются непосредственно всеми гражданами на собраниях или посредством референдумов), плебисцитарную и представительную (решения принимаются выборными органами) демократию.

Суть прямой демократии состоит в том, что в одном месте в определенное время собираются все граждане, имеющие право голосовать, и публично обсуждают самые важные решения, в том числе о войне и мире, форме правления, величине и способе взимания налогов. Окончательное решение принимается большинством голосов. В периоды между собраниями текущие вопросы решает избранное народом демократическое правление.

Важным каналом участия граждан в осуществлении власти является плебисцитарная демократия. Различие между ней и прямой демократией состоит в том, что прямая демократия предполагает участие граждан на всех важнейших стадиях процесса властвования (в подготовке, принятии политических решений и в контроле за их осуществлением), а при плебисцитарной демократии возможности политического влияния граждан сравнительно ограничены, например референдумами. Гражданам посредством голосования предоставляется одобрить или отвергнуть тот или иной проект закона или другого решения, который обычно готовится президентом, правительством, партией или инициативной группой. Возможности участия массы населения в подготовке таких проектов очень невелики.

Представительной демократией называется такое устройство общества, при котором та часть населения, которая имеет право голосовать, выбирает своих полномочных представителей, которые от имени народа осуществляют законодательную власть. Чем крупнее общество, тем острее потребность в такой форме. Население разбивается по округам и голосует за ту или иную партию. Точнее сказать, за их представителей, проживающих тут же. Если кого-то ни одна партия не устраивает, он может проголосовать за независимого кандидата. Тот, кто набрал наибольшее количество голосов в данном округе, и становится депутатом.

2. Модели демократии

демократия власть народ

2.1 Классическая демократия

Классическая модель демократии была основана на полисе (древнегреческом городе-государстве), конкретнее, на той системе власти, что получила развитие в крупнейшем и самом могущественном городе-государстве Греции - Афинах. Форма прямой демократии, существовавшая в Афинах на протяжении VI и V веков до н.э., часто понимается как единственная чистая или даже идеальная система политического участия. Хотя эта модель оказала значительное влияние на более поздних мыслителей, таких, как Руссо и Маркс, афинская демократия являла собой весьма специфический вид прямого народовластия - форму, а современном мире имеющую очень ограниченное применение. Демократия в Афинах была равнозначна управлению через народное собрание. Все главные решения принимались экклесией, в состав которой входили все граждане. Она собиралась, по меньшей мере, сорок раз в год. Если требовались государственные служащие для постоянной работы, их избирали на основе жребия или системы ротации, чтобы было представлено наибольшее число сограждан; должности, как правило, не были рассчитаны на длительные сроки, чем также обеспечивалось как можно более широкое представительство. Исполнительным органом народного собрания выступал Большой совет, в который входили 500 сограждан; существовала также Коллегия пятидесяти, подававшая предложения Большому совету. Председательствующий в Коллегии исполнял эту должность всего один день, и занимать это почетное место можно было всего лишь раз в жизни. Единственное исключение было сделано для десяти военачальников, которые, в отличие от других государственных служащих, могли быть переизбраны.

2.2 Протективная демократия

2.3 Демократия развития

2.4 Народная демократия

Маркс был убежден в том, что достаточно свергнуть капитализм и демократия рано или поздно восторжествует.

Заключение

Рассмотренные модели демократии различаются между собой, но несомненно они имеют общую точку соприкосновения. В любой из этих моделей на первое место ставится человек и его мнение относительно политической обстановки. Это и есть первооснова демократии.

Современная же демократия решительно отличается рассмотренных моделей демократии. Отличие современной демократии от множества ранних смешанных систем заключается в последовательности и рациональности соединения испытанных временем политических структур и связанных с ними функций. То, что мы называем демократическими принципами и процедурами по существу является рациональными средствами обеспечения устойчивости и стабильности массивных, плотных и многоуровневых политических систем современности. Современная демократия в результате предстает как рациональное и критическое освоение сложными модернизированными политическими системами наследия всех трех эпох, гибкое и прагматическое его использование.

Но вопрос о модели демократии нашей страны, и вообще о самом понятии демократия, достаточно спорный вопрос. Ведь в 2005 г. Freedom House в своем ежегодном докладе впервые включил Россию в число несвободных, т.е. недемократических стран. Любой рейтинг до некоторой степени условен, однако смена окраски нашей страны на карте Freedom House точно отражает качественные изменения, произошедшие за последнее время и которые не были позитивными.

И над его словами стоит задуматься.

Список использованной литературы

Подобные документы

Изучение понятия демократии, политического режима, при котором народ является единственно легитимным источником власти. Характеристика особенностей и основных принципов олигархической, эгалитарной, социалистической, либеральной и имитационной демократии.

реферат [368,5 K], добавлен 26.03.2012

Ретроспективный анализ становления демократии. Механизм взаимодействия власти и народа: концепции и модели демократии. Народ как субъект и объект власти в демократической системе. Современные теории демократии о субъектно-объектном статусе народа.

дипломная работа [77,1 K], добавлен 16.08.2009

Проблемы и перспективы демократического развития России. Демократия как одна из форм государственной власти (типов политического режима) и ее основные признаки. Национальная политическая модель демократии. Ближайшие перспективы российской демократии.

реферат [32,4 K], добавлен 24.07.2010

Структурные элементы и обязанности политической системы. Формы правления. Понятие и структура политического режима. Коммунистический тоталитаризм в СССР. Признаки авторитарного государства. Модели и черты демократии. Принципы правового государства.

презентация [219,2 K], добавлен 18.03.2014

Демократия: сущность, исторические формы. Вклад Лейпхарта в развитие теории демократии. Особенности демократического режима. Условия, необходимые для демократии. Последствия демократии по Р. Далю. Отличия российской демократии от классических образцов.

контрольная работа [28,0 K], добавлен 04.10.2010

Понятие, сущность и основные принципы демократии. Либеральные, плюралистические и коллективистские концепции демократии. Альтернативные направления формирования демократии как идеи и практики. Проблемы, достоинства и недостатки современной демократии.

реферат [29,7 K], добавлен 10.04.2013

Возможные модели и основные формы перехода к демократии. Первые однолинейные теории модернизации и их приверженцы. Необходимые предпосылки и факторы утверждения демократии. Этапы демократического процесса, возможные уровни политического консенсуса.

Понятие демократического государства

Демократическое государство - это государство, устройство и деятельность ко­торого соответствует воле народа, общепризнанным правам и свободам человека и гражданина. Демократическое государство — важнейший элемент демократии гражданского общества, основанного на свободе людей. Источником власти и легитима­ции всех органов этого государства является суверенитет народа.

Суверенитет народа означает, что:

  • субъектом публичной власти, как государственной, так и негосударственной, выступает народ как совокупность всего населения страны;
  • объектом суверенной власти народа могут быть все те общественные отношения, которые представляют общественный интерес в масштабе всей страны. Эта особенность свидетельствует о полноте суверенной власти народа;
  • суверенитету власти народа свойственно верховенство, когда народ выступает как единое целое и является единственным носителем публичной власти и выразителем верховной власти во всех ее формах и конкретных проявлениях.

Субъектом демократии могут выступать:

  • отдельные граждане, их объединения;
  • государственные органы и общественные организации;
  • народ в целом.

В современном понимании демократия должна рассматриваться не как власть народа, а как участие граждан (людей) и их объединений в осуществлении власти .

Формы этого участия могут быть различными (членство в партии, участие в демонстрации, участие в выборах президента, губернатора, депутатов, в обращении с жалобами, заявлениями и т.д. и т.п.). Если субъектом демократии может быть как отдельный человек, так и группа людей, а также весь народ, то субъектом народовластия может быть только народ в целом.

Понятие демократического государства неразрывно связано с понятиями конституционного и правового государства, в известном смысле можно говорить о синонимичности всех трех терминов. Демокра­тическое государство не может не быть одновременно конститу­ционным и правовым.

Государство может соответствовать характеристике демокра­тического только в условиях сформировавшегося гражданского общества. Это государство не должно стремиться к этатизму, оно должно строго придерживаться установленных пределов вмеша­тельства в экономическую и духовную жизнь, которые обеспечи­вают свободу предпринимательства и культуры. В функции демо­кратического государства входит обеспечение общих интересов народа, но при безусловном соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина. Такое государство является антиподом тоталитарного государства, эти два понятия взаимно исключают друг друга.

Важнейшими признаками демократического государства явля­ются:

  1. реальная представительная демократия;
  2. обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

Принципы демократического государства

Основными принципами демократического государства являются:

  1. признание народа источником власти, сувереном в государстве;
  2. существование правового государства;
  3. подчинение меньшинства большинству при принятии решений и их выполнении;
  4. разделение властей;
  5. выборность и сменяемость основных органов государства;
  6. контроль общества над силовыми структурами;
  7. политический плюрализм;
  8. гласность.

Принципы демократического государства (применительно к РФ):

  • Принцип соблюдения прав человека, их приоритет над правами государства.
  • Принцип верховенства закона.
  • Принцип народовластия.
  • Принцип федерализма.
  • Принцип разделения властей.
  • Принципы идеологического и политического плюрализма.
  • Принцип многообразия форм экономической деятельности.

Обеспечение прав и свобод человека и гражданина — важнейший признак демократического государства. Именно здесь проявляется тесная связь формально демократических ин­ститутов с политическим режимом. Только в условиях демокра­тического режима права и свободы становятся реальными, уста­навливается законность и исключается произвол силовых струк­тур государства. Никакие возвышенные цели и демократические декларации не способны придать государству подлинно демо­кратический характер, если не обеспечиваются общепризнанные права и свободы человека и гражданина. Конституция РФ за­крепила все известные мировой практике права и свободы, од­нако для реализации многих из них еще необходимо создать ус­ловия.

Принцип народовластия характеризует Российскую Федерацию как демократическое государство ( ст. 1 Конституции РФ). Народовластие предполагает, что носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является её многонациональный народ (ст.3 Конституции РФ).

Принцип федерализма является основой его государственно-территориального устройства РФ. Он способствует демократизации управления государством. Децентрализация власти лишает центральные органы государства монополии на власть, предоставляет отдельным регионам самостоятельность в решении вопросов их жизни.

Основы конституционного строя включают основные принципы федерализма, определяющие государственно-территориальное устройство РФ. К ним относятся:

  1. государственная целостность;
  2. равноправие и самоопределение народов;
  3. единство системы государственной власти;
  4. разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
  5. равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (ст. 5 Конституции РФ).

Принцип разделения властей - выступает как принцип организации государственной власти в правовом демократическом государстве, как одна из основ конституционного строя. Является одним из основополагающих принципов демократической организации государства, важнейшей предпосылкой верховенства права и обеспечения свободного развития человека. Единство всей системы государственной власти предполагает, с одной стороны, осуществление её на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, носителями которой являются самостоятельные органы государства (Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды РФ и аналогичные им органы субъектов федерации).

Принципы идеологического и политического плюрализма. Идеологический плюрализм означает, что в РФ признаётся идеологическое многообразие, никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ст.13,ч. 1,2 Конституции).

РФ провозглашается светским государством (ст.14 Конституции). Это означает, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Светский характер государства проявляется так же и в том, что религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Политический плюрализм предполагает наличие различных социально-политических структур, функционирующих в обществе, существование политического многообразия, многопартийности (ст.13, ч.3, 4, 5 Конституции). Деятельность всевозможных объединений граждан в обществе оказывает влияние на политический процесс (формирование органов государственной власти, принятие государственных решений и т.д. ). Многопартийность предполагает легальность политической оппозиции, способствует вовлечению в политическую жизнь более широких слоёв населения. Конституцией запрещается лишь создание и деятельность таких общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооружённых формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Политический плюрализм - это свобода политических мнений и политических действий. Его проявление – деятельность независимых объединений граждан. Поэтому надёжная конституционно-правовая защита политического плюрализма есть необходимая предпосылка не только реализации принципа народовластия, но и функционирования правового государства.

Принцип многообразия форм экономической деятельности подразумевает, что основу экономики РФ составляет социальное рыночное хозяйство, где обеспечивается свобода экономической деятельности, поощрение конкуренции, разнообразие и равноправие форм собственности, их правовая защита. В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Формы демократии

Суверенная воля народа может быть выражена в двух основных формах:

  • непосредственно :
    1. путем референдума;
    2. путем свободных выборов органов государственной власти (Президента РФ, Государственной Думы).
  • в представительных формах .

Представительная демократия — осуществление народом вла­сти через выборные учреждения, которые представляют граждан и наделены исключительным правом принимать законы. Пред­ставительные органы (парламенты, выборные органы местного самоуправления) наделяются правом решения наиболее важных вопросов жизни народа (объявление войны, принятие бюджета, введение чрезвычайного и военного положения, разрешение тер­риториальных споров и др.). Конституции в различных странах наделяют представительные органы различными полномочиями, но обязательными и важнейшими среди них являются функции законодательной власти и принятия бюджета.

Представительные органы не обязательно призваны напрямую контролировать ис­полнительную власть — это признается только в государствах с парламентской формой правления, но при любой системе дан­ные органы все же наделяются отдельными конституционными полномочиями в этой области. Эффективность деятельности представительных органов в огромной, если не в решающей, сте­пени зависит от сотрудничества с исполнительной властью. Дру­гое не менее важное условие — независимость представительного учреждения в пределах своих полномочий, отсутствие конкури­рующей законодательной власти, невмешательство исполнитель­ной власти в прерогативы представительных учреждений.

В РФ представительная демократия обес­печивается выборностью Государственной Думы и конституци­онно обусловленным формированием Совета Федерации, а также законодательных учреждений субъектов Федерации и органов местного самоуправления. На каждом уровне представительные учреждения обладают определенными полномочиями, которые исключают возможность вмешательства со стороны кого бы то ни было. И в то же время эта система носит целостный характер, характеризует одно суверенное государство — Российскую Феде­рацию. Единство системы государственной власти закреплено в ч. 3 ст. 5 Конституции РФ.

- форма устройства любой организации, основанной на принципах равноправия ее членов, выборности органов управления и принятие решений большинством;

- идеал общественного устройства, основанный на свободе, правах человека, гарантиях прав меньшинства, народном суверенитете, политическом участии, гласности, плюрализме и толерантности;

- политический режим, при котором источником власти признается народ, и он имеет возможность осуществлять свой суверенитет.

Признаки демократического режима:

- признание народа источником власти, выражение суверенитета, верховной власти народа. Суверенитет народа выражается в том, что народ через выборы формирует государственную власть и участвует в ее осуществлении. Участие является прямым (с помощью референдумов, местного самоуправления), и через выбираемые им представительные органы;

- периодическая выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям;

- провозглашение и реальное обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Особое значение имеет гарантированность прав граждан на участие в управлении государством – избирательного права, права на создание политических партий и других объединений, свободы слова, мнений, права на информацию и т.п.;

- принятие решений большинством и подчинение меньшинства большинству при их осуществлении;

- демократический контроль общества над силовыми структурами (вооруженные силы, полиция, органы безопасности и т. п.), используемыми только по прямому предназначению и строго в рамках законов;

- доминирование методов убеждения, согласования, компромисса;

- сужение методов насилия, принуждения, пресечения;

- реальное осуществление принципов правового государства, в том числе принципа разделения властей.

В зависимости от формы реализации суверенитета народа демократия может быть подразделена на прямую,плебисцитарную, представительную и плюралистическую.

Прямая демократия предполагает непосредственное участие граждан в процессе подготовки, обсуждения и принятия решений (античные полисные демократии). В современных условиях эта форма демократии встречается на уровне местного самоуправления, а также в деятельности различных небольших коллективов. К прямой демократии относят также наделение избранных представителей так называемым императивным мандатом, предполагающим обязанность голосовать строго в соответствии с наказом избирателей.

Плебисцитарная демократия предполагает право граждан голосованием принять или отвергнуть уже подготовленные правительством решения. При этой форме участие основной массы населения в процессе принятия решения сведено к голосованию (плебисциту).

Представительная демократия. Граждане выбирают в органы власти своих представителей, которых наделяют правом принимать решения. Чаще всего представители получают так называемый свободный мандат, т. е. право принимать решения по своему усмотрению, с учетом интересов не только избирателей собственного округа, но и всей страны в целом.

Плюралистическая демократия. Основывается на многообразии общественных интересов (экономических, социальных, культурных, религиозных, этнических, групповых, региональных и т. п.) и форм их выражения (политических партий, общественных организаций, движений и т. д.). Народ в данном случае понимается как сложная совокупность множества групп – социальных, профессиональных, этнических, демографических, территориальных, религиозных и т. п. Индивид реализует свою политическую активность через участие в различных группах интересов. Политика воспринимается как сфера межгруппового взаимодействия конкуренции, борьбы, компромиссов, сотрудничества, а демократия – как форма правления, позволяющая многообразным общественным группам свободно выражать свои интересы и находить в конкурентной борьбе отражающие их баланс компромиссные решения. На государство возлагается ответственность за нормальное функционирование всех секторов общественной системы и поддержание в обществе социальной справедливости. Функционирование плюралистической демократии возможно лишь при наличии в обществе согласия относительно базовых ценностей, при признании и уважении всеми участниками политического процесса основ существующего государственного строя, демократических правил игры, прав и свобод человека и гражданина, законов страны.

Недостатки плюралистической демократии: - преувеличена степень групповой идентификации граждан; - различные группы интересов обладают неодинаковыми ресурсами влияния, т. о., не может быть гармонического равновесия интересов общественных групп; - плюралистическая демократия консервативна, малоэффективна при необходимости политического реформирования, поскольку для принятия решений требует широкого согласия всех заинтересованных групп.

Читайте также: