Арзамасская художественная школа доклад

Обновлено: 14.05.2024

Основатель школы

Александр Васильевич Ступин (1776-1861) — художник, педагог, основатель первой в России провинциальной школы живописи. Художник — Николай Рачков

Александр Васильевич родился в дворянской семье Борисовых, но был отдан на воспитание арзамасской мещанке Ступиной. Художественную деятельность начал как иконописец во второй половине 1790-х годов после начального обучения у арзамасских иконописцев. Возможно, он остался бы преуспевающим провинциальным иконописцем, если бы не смелое и дальновидное решение получить образование в Императорской академии художеств в Санкт-Петербурге, чтобы открыть собственную школу живописи. В воспоминаниях Ступин пишет:

Окончив академию, Александр Васильевич возвратился в 1802 году в Арзамас и в том же году открыл школу в собственном доме. Поначалу он все делал сам: преподавал, заботился о жизни и быте учеников. В школе обучались дети не только приказных, купцов и мещан, но и крепостных. Ступин добился освобождения почти 20 человек.

В 1809 году Ступину присвоили звание академика живописи, а школу взяла под свое покровительство Императорская Академия художеств.

Процесс обучения

Залогом успешного образования Ступин считал развитие таланта ученика через знакомство другими видами искусства. Для этого был создан школьный театр, которому Александр Васильевич уделял много внимания, подбирая репертуар, выступая как режиссер, участвуя в изготовлении декораций.

Помимо образовательного процесса общий быт, совместные занятия и досуг оказывались важными факторами воспитания. Наряду с профессиональным, воспитанники школы получали и общее образование.

Новаторской особенностью школы Ступина стало успешное соединение академических методов с элементами ремесленно-цехового обучения — помимо обучения, воспитанники расписывали церкви, писали иконы, рисовали на заказ картины, портреты и копии. Школа приобрела широкую известность.

Конец школы

После смерти Ступина в 1861 году интерес к его школе был быстро утерян. Единственным его наследником оказался Николай Михайлович Алексеев, который не чувствовал моральной ответственности за дело учителя. Слабые попытки не дать погибнуть школе он все же предпринял, обратившись с ходатайством об отпуске 5 тысяч рублей на реорганизацию школы к императору Александру II, но получил отказ. В 1861-1862 годах дом Ступинской школы был продан, фонды — разорены.

Интерес к школе вернулся только в середине 20 века, когда в Арзамас из Санкт-Петербурга прислали сохранившиеся работы учеников школы. С тех пор внимание к феномену школы растет.

Первый музей в провинции

В пожаре школы 1842 года было утрачено много работ, но благодаря помощи выпускников школы и других художников коллекция школы была восполнена. Феномен художественной галереи, действовавшей более 50 лет в провинциальном Арзамасе 19 века, имел общероссийское значение.

По арзамасскому образцу ученики Ступина открыли еще пять аналогичных провинциальных музеев в Пензе, Козлове и Нижнем Ломове.

Вклад в историю

За время своего существования Арзамасская школа выпустила более 170 учеников, множество из которых стало известными художниками. Учениками Ступина были Василий Раев, Иван Горбунов, Николай Алексеев, Кузьма Макаров, Николай Рачков, П.Веденецкий, Е.Крендовский и др. Начальное обучение живописи в школе А.В.Ступин получил Василий Григорьевич Перов — одна из ключевых фигур в художественном мире своего времени.

Основным вкладом школы стало воспитание когорты художников, которые впоследствии стали преподавателями искусства в провинциальных художественных школах по всей России, создавая их по подобию ступинской. Многие выпускники занялись монументальной росписью и украсили своими работами множество храмов и общественных зданий. Например, фрески и мозаики Николая Алексеева и сейчас можно увидеть в Исаакиевском соборе в Санкт Петербурге.

В 1959 году в Арзамасе в сквере Ступина по улице Советской был установлен памятник А.В. Ступину, его именем названа и одна из улиц города. Детская художественная школа имени Ступина и сегодня продолжает художественные традиции, воспитывая юных художников.

К изучению Арзамасской школы живописи мы подошли в на­шей работе не случайно. Встречая работы этой школы, пре­имущественно в портретах, мы, естественно, обратились к суще­ствующей печатной литературе. Скудость последней заставила нас обратиться к архивным материалам. В результате этих работ, начатых нами в 1921 году, были наши публикации об отдельных представителях этой школы. Теперь весь собранный и изучен­ный материал позволяет нам объединить его в одной работе и попытаться поставить проблему изучения художественной куль­туры нашей провинции первой половины прошлого столетия.

Этот мемуарный материал является одним из основных для изучения и построения истории Арзамасской школы. Материал богат фактическими справками; к недостаткам же его следует отнести лирические отступления — выражения подобострастия и преданности Академии Художеств. Тем не менее, этот документ имеет для нас большое историческое значение.

Другим мемуарным памятником, где мы находим данные о школе н об се основателе, являются записки ученикa школы И. К. Зай­цева, в которых затронута более ранняя эпоха—30-х годов.

По литературным указаниям послеоктябрьского периода мы можем заключить, что над темой изучения Арзамасской школы в Нижнем-Новгороде работал слушатель Московского археологи­ческого института И. Матюнин. Работа эта была дипломной и была награждена золотой медалью. Рукопись находилась у автора.

Когда эта книга была подписана к печати в 1941 году, мы получили работу М. П. Званцева. Автор по следам наших ранних публикаций сделал попытку дать популярный литературный очерк об А. В. Ступине как основателе школы. Мы там не нашли для себя новых материалов.

В первой стадии работы мы стремились расширить наши зна­ния об отдельных представителях этой школы, вскользь упомянутых в работе Н. Н. Врангеля. Так появились наши этюды (результат изучения литературы, архивных материалов и произ­ведений художников): о Р. А. Ступине, Н. М. Алексееве, В. Щеголькове (в связи с его портретом Н. И. Лобачевского), М. П. Коринфском (о его работах в Арзамасе и Симбирске), В. С. Турине (о новых его работах в области гравюры) и др.

В результате этих длительных, перемежающихся работ, на­чатых, как было упомянуто, в 1921 г., был собран значительный материал, который в настоящее время обработан по трем основ­ным разделам: Арзамас конца XVIII и начала XIX веков, А. В. Ступин, школа и ее ученики.

Материалов о крепостных художниках очень мало, они всегда отрывочны, а подчас и анекдотичны. Изучая Арзамасскую школу, мы изучаем крепостных людей. Э т от характер школы отме­чал и сам А. В. Ступин; то же наглядно подтверждают и реестры его учеников, дошедшие до нас. Один из учеников-крепостных (И. Зайцев) оставил ним мемуары—источник правдивый и насыщенный сведениями, которого так недоставало и который нам служит исходным материалом для суждения по ряду ранее спор­ных вопросов.

Такое безысходное положение крепостных художников, конечно, не способствовало их росту. Некоторые рано кончали свою жизнь, отравляя себя алкоголем, как И. Горбунов. Другие вступали на путь бунтарства и мщения помещику за свою судьбу (напомню трагедию крепостного художника Сороки).

Не было ни одной области искусства, где бы крепостной художник не приложил своего дарования. Одна из задач нашей работы—розыски и опубликование произведений крепостных художников.

Высокое, парадное но форме искусство, призванное окрепли и, позиции правящего класса, в произведениях крепостных мастеров медленно, еле заметно видоизменялось в сторону правдивости и реализма.

По возвращении в 1802 г. из Петербурга А. В. Ступин тот­час же серьезно принялся за организацию своей школы живописи. На себя он взял преподавание специальных предметов и общее руководство школой. Для преподавания общеобразовательных пред­метов — истории, географии, арифметики, чистописания и закона божия—он приглашал преподавателей арзамасского народного училища.

Вскоре А. В. Ступиным был принят н выполнен большой за­каз князя грузинского в с. Катунках по оформлению храма, где было написано до 90 картин, выполнены лепные наружные ра­боты. Работа эта заняла два года и дала около трех тысяч рублей. Это обстоятельство позволило ему приобрести большой дом у г. Юрловой за 2800 рублей для школы.

В 1808 г. школа перешла в перестроенное здание. Здание было расположено в возвышенной части Арзамаса и примыкало к трем улицам: Прогонной, Троицкой и Стрелецкой.

А. В. Ступин получил о г Академии и своих бывших профес­соров и доброжелателей ряд учебных пособий, произвел ряд заку­пок картин, эстампов и книг и возвратился в Арзамас для про­должения своих работ.

1813 г. отмечен в жизни школы перестройкою и расширением 4'е по планам, сделанным М. П. Коринфским.

Побывав в этом году снова в Петербурге, А. В. Ступин про­извел новые закупки книг и материалов для школы.

1815—1818 гг. были заполнены производственными работами всей школы в г. Пензе, в соборе, в с. Петине у г. Анненкова и в с. Салме для г. Нечаева.

В 1825 г. А. В. Ступин приезжает снова в Петербург с от­четом и работами учеников. Из них Академия Художеств наградила Кузьму Макарова 1-й серебряной медалью, Ивана Соколова — 2-й, а крепостного Афанасия Надежина (или Надеждина) только сви­детельством на получение медали. Академия постановила о тру­дах А. В. Ступина довести до сведения царя, а школе подарила два слепка со статуй Мелеагра и Аполлона.

А. В. Ступин в этот год впервые представил работы своих учеников в Общество поощрения художеств, за что получил от­зыв и в дар школе 39 листов литографий с рисунков Рафаэля и других знаменитых художников. Граф П. И. Кутайсов подарил слепок с мраморной статуи Аполлона своего собрания. П. И. Кикин познакомил его с английским художником Ж. Дау, который попросил А. В. Ступина подарить ему голову мальчика работы его школы, а взамен подарил двенадцать гравированных в Англии портретов с его работ для Военной галлереи 1812 года.

В 1826 г. по предложению генерал-губернатора Н. А. Бах­метьева, посетившего школу, был выполнен вид г. Арзамаса для представления царю.

В 1827 г. расписывалась церковь у помещицы Путиловой.

В 1828 г. работы шли в поместье Крутицкого.

В 1835 г.—в г. Уральске.

В 1837 г. на Нижегородской ярмарке на выставке pa6oт школы царем были приобретены за 150 р. серебром два вида Нижнего-Новгорода, написанные с натуры Н. М. Алексеевым.

В 1839 г. были написаны местные иконы для церкви г. Чембар, Пензенской губернии.

В 1840 г. был принят заказ на выполнение иконостаса пол­ковой церкви в Нижнем, а также принимали некоторое участие в росписях Воскресенского собора в г. Арзамасе.

Службы с надворными строениями сгорели, корпус школы с шестнадцатью комнатами был сильно поврежден.

Эстампы, книги, картины были вынесены из огня, но многое было расхищено и утрачено. Из семи статуй осталось только две, а из пятнадцати бюстов — третья часть.

А. В. Ступин с учениками был принужден искать пристанища под чужим кровом.

Двадцать седьмого ноября 1842 г. А. В. Ступин сообщил в Академию о случившемся. При содействии конференц-секретаря В. И. Григоровича было представлено ходатайство царю, который приказал выдать Ступину в единовременное пособие пять тысяч серебром/ Э та сумма была ему вскоре выдана из арзамасского казначейства. В августе 1843 г. школа приступила к работе в восстановленном после пожара, помещении.

Из приведенного описания мы с достоверностью можем за­ключить, что малым портиком фланкировано здание галлереи, а в переднем здании находились комнаты А. В. Ступина, классы, библиотека.

Внешний вид дворового фасада сохранился в акварели А. Д. Иконникова, последним же сохранено от разобранного здания капительное завершение пилястра (находилось в кабинете ИЗО, в местном педагогическом институте).

В школу принимались малолетние ученики всякого сословия и звания на шесть лет, с платою по 200 рублей ассигнациями в год за учение, рисование, живопись и содержание, кроме платья; взрослые ученики—на четыре года с платою по 300 рублей в год, а обучавшиеся прежде—на три года с платою по 350 руб­лей в год.

Как мы уже упоминали, ученики школы, кроме специальных занятий, проходили общеобразовательные приметы, преподавав­шиеся учителями уездного училища.

«Страсть к чтению н декламации была возбуждена в нас при­мером Рафаила Александровича (сына Ступина.). От него-то мы, так сказать, заразились поэзиею.

Школа, основанная А. В. Ступиным, просуществовала без изме­нения до его смерти (31 июля 1861 г.), когда единственными его наследниками явились внуки (дети дочери) и зять—художник Н. М. Алексеев, работавший в Петербурге, в Исаакиевском соборе.

Время прошло; наступил 1861 г., правительство не нуждалось больше в искусственном поддержании традиций академического искусства. Последнее сдавало, хотя н медленно, свои позиции зарождавшемуся реализму. В Академии не верили, что в Арзамасской школе будет на прежней высоте старая художественная культура, которая давно и без того уже была поколеблена и подменялась Здесь, с одной стороны, натуралистическими тенденциями и тенден­циями запоздалой романтики, а с другой стороны, — ростом реали­стического направления преимущественно в портретной живописи.

1862 год оказался последним годом в истории Арзамасской школы. Н. М. Алексеев, получив отказ от Академии Художеств, приступил к быстрой ликвидации школы.

Нижегородский художник А. О. Карелии успел купить часть собрания, главным образом, гравюры и гипсы.

После революции ряд материалов попал в Горьковский (б. Нижегородский) музей из того же собрания А. О. Карелина, б. Понетаевского монастыря, Арзамасского уезда, где было большое количество гравюр, главным образом религиозного содержания, некогда принадлежавших собранию А. В. Ступина.

Само здание школы, как мы уже говорили выше, было за­нято Троицким церковно-приходским училищем и в 1910 г., по-видимому за ветхостью, было разобрано.

«Без просвещения напрасно все ста­ранье;

Скульптуракукольство,

Херасков

Высказанные А. В. Ступиным мысли дают нам право считать, что небольшая провинциальная школа для этой эпохи явилась, правда, отдаленным, но все же сколком с Академии Художеств. Образны Академии были сравнительно долго недосягаемыми и представлялись совершенными для Арзамаса. Им вторили, их ко­пировали, но пришло время, и они стали постепенно забываться, а искусство стало восприниматься в другом свете.

Наш автор явился не торцом, а больше собира­телем и систематизатором rex знаний об искусстве, которые были распростра­нены в первой половине XIX века в России.

Переходя к разбору искусства Запада, автор отмечает:

В возрождении живописи автор отмечает два пут, один из которых можно сравнить с дидактической или аллегорической поэзией, а другой — с лиризмом.

Заканчивая свой обзор искусства Запада, автор переходит к рассмотрению русского искусства, отмечая развитие его с момента учреждения Академии Художеств (1761 г.). Он выделяет архи­текторов: Старова, Кокоринова, Захарова, Стасова, Воронихина, Михайлова; скульпторов: Козловского, Мартоса, Прокофьева; живописцев: историческою рода — Лосенко, Акимова, Угрюмова, Шебуева, Егорова; портретного — Кипренского, Варнека; видописи — Воробьева, Щедрина; гравирования — Берсенева, Уткина и других.

В вопросе о перспективе говорит о линейной и воздушной или тьмо-свете, поясняя изложение соответствующими чертежами.

Рекомендует наблюдать натуру и рисовать с нее, обогащая тем память, навык руки и свой портфель.

Анатомию сам автор прорабатывал под руководством И. В. Буяльского и пользовался анатомическими курсами П. Загорского и Е. Мухина.

Давая зарисовки популярнейших скульптур: Германика, Герку­леса (Фарнезского), Бойца или Гладиатора, Лаокоона, Аполлона, Венеры н других, он прикладывает к последним двум стихи:

«Лук звенит, стрела трепещет,

И клубясь издох Пифон;

И твой лик победой блещет,

(Л. С. Пушкин. Эпиграмма).

«Я вижу, вижу Аполлона

В тот миг, как он сразил Пифона

Своей божественной стрелой.

Зубчата молния сверкает.

Звенит в руке спущенный лук,

Змея ужасная зияет

«Меня твой дивный вид, Венера, поражает

И вместе с сим в уме — неведенье рождает;

Каким чудесным гением — тебя возмог

Великий Пракситель — из камня изваять.

Не сам ли то Парнасский бог

Твой истукан почтил создать,

Чтобы народы все прельщались

Хроника школы

Первыми учениками А. В. Ступина были Лев Иванов и Гаврила Фролов; он принял их в 1797 году и работал с ними по росписям.

Вернувшись из Петербурга в 1802 г., он сразу же приступил
к организации школы. Медленно налаживалась работа, новая по
своему существу и не легкая в условиях того времени и в таком
захолустном городке, как Арзамас.

Иван Горбунов, поступив в Академию, работал у А. Е. Его­рова и в 1810 г. был награжден серебряной медалью. Вернувшись в Арзамас, был помощником А. В. Ступина и первым преподавателем школы. В 1817 г. за портрет А. В. Ступина получил от Академии аттестат первой степени.

В 1810 г. из школы посланы учителя рисования в Нижего­родское народное училище, и сделано представление на такие же должности в гг. Балахну и Арзамас.

В этом же году работы школы были на очередной выставке в Академии.

В 1814 г. в Академию из школы был направлен ученик П. Веденецкий.

В 1815 г. Академия прислала 2-ю серебряную медаль достой­ному из учеников, которою был награжден ученик, получивший свободу. Один из окончивших школу был представлен в учи­теля рисования в г. Горбатов.

В 1816 г. среди вновь поступивших были: Кузьма Макаров, Иван Соколов и другие.

В 1817 г. исполнилось пятнадцать лет существования школы, за этот период прошло сорок пять учеников.

В 1818 г. один из учеников, окончивших школу (И. Попугаев. — П К.) был отправлен в Академию и находился у профессора Иванова.

В 1819 г. из Академии вернулся Рафаил Ступин и организовал перспективный класс, из которого, как мы указывали, вышел ряд художников: Раев, Алексеев, Надеждин, Каширин, Щегольков, Макаров, Гальянов, Пожаров, Волков и другие.

В 1820 г. один из учеников школы был отправлен в Академию для усовершенствования.

В 1821 г. один из учеников был отправлен в Петербург и на­ходился у академика Д. И. Антонелли.

В 1822 г. двое учеников, окончивших курс, определились в учителя рисования.

В 1823 г. один выбыл учителем рисования в г. Балахну.

В 1825 г. состояло в школе двадцать шесть учеников.

В этом году Академия наградила серебряными медалями: Кузьму Макарова — 1-го достоинства, Ивана Соколова — 2-го достоинства, а Афанасия Надеждина как несвободного только свидетельством на медаль 2-го достоинства, впредь до освобождения.

В 1826 г. двое учеников определены учителями рисования, один в г. Макарьев, другой в г. Васильсурск.

В 1829 г. трое учеников определены учителями рисования в Казанскую губернию: в гг. Чистополь, Цивильск и Царевококшайск, и один представлен в г. Серпухов.

В 1833 г. упоминаются портретные работы Пожарова, а по определению совета Академии Художеств вынесена похвала за работы Воронову и Климантову.

В 1834 г. частичное руководство учебной частью школы А. В. Ступин передал своему зятю Н. М. Алексееву.

В этом же году определен В. Щегольков в Пермскую гимна­зию, а один представлен был в Ирбит.

В 1839 г. один из окончивших был определен в г. Сергач. другой — в г. Семенов, Нижегородской губернии. Отличные успехи показали В. Бовин, П. Рачков, К. Виноградов и П. Незнаев.

От Академии (определение 15/16 декабря 1839 г.) назначены медали второго достоинства П. Рачкову и В. Бовину, похвала П. Незнаеву п К. Виноградову.

В 1842 г. один из учеников был определен учителем рисования в г. Архангельск, двое получили награды от Академии Художеств.

В 1842 г. от поджога сильно пострадало здание школы. На восстановление школы, как мы уже отметили, была дана помощь правительством, и в следующем году занятия шли нор­мально.

В 1845 г. А. В. Ступин препровождал в Академию шесть кар­тин (с натуры) отличившихся учеников—Н. Рачкова и И. Свеш­никова— и двадцать пять рисунков (с оригиналов гипсовых голов и античных фигур) прочих учеников.

В 1854 г. А. В. Ступин в своем рапорте дал сводку об уче­никах, которых за весь этот период существования школы было 150 человек.

Школа просуществовала лишь до конца жизни самого А. В. Ступина— до 1861 г., а в следующем году была полностью ликви­дирована.

живописи (1802—62), первая в России провинциальная частная художественная школа, основана в г. Арзамасе живописцем А. В. Ступиным (руководил А. ш. до 1861). Находилась под покровительством петербургской АХ, которая награждала медалями лучших учеников (обходя, однако, крепостных) и принимала их для продолжения обучения живописи. В пору своего расцвета (1830-е гг.) А. ш. способствовала развитию жанровой живописи, близкой к работам венециановской школы (См. Венециановская школа). В А. ш. обучались художники Н. М. Алексеев, Н. Е. Рачков, К. А. Макаров, Р. А. Ступин и др.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Смотреть что такое "Арзамасская школа" в других словарях:

Арзамасская школа — живописи, первая в России провинциальная частная художественная школа. Существовала в 1802 62. Основана в Арзамасе живописцем А. В. Ступиным (руководил Арзамасской школой до 1861). Лучшие ученики Арзамасской школы продолжали обучение в… … Художественная энциклопедия

Арзамасская школа — (также Ступинская школа) первая частная худож. школа в рус. провинции (г. Арзамас, 1802 62). С 1809 под покровительством АХ. Основатель и рук. (до 1861) А. В. Ступин. А. Ш. развивала традиции рус. жанровой живописи. Лучшие ученики А. Ш.… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Арзамасская школа — (1802 1862), первая в России частная художественная школа в провинции. Основана А. В. Ступиным в г. Арзамас. Способствовала развитию демократической жанровой живописи. * * * АРЗАМАССКАЯ ШКОЛА АРЗАМАССКАЯ ШКОЛА (1802 62), первая в России частная… … Энциклопедический словарь

Арзамасская школа — так наз. школа иконописного и живописного дела, приготовлявшая также и учителей рисования, просуществовавшая с 1802 1861 г. Она была устроена А. В. Ступиным в г. Арзамасе Нижегородской губ. и прослыла художественною школою , пользовавшейся в 40 х … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Арзамасская школа — (1802 1862) первая в России провинциальная частная художественная школа. Основана живописцем А.В. Ступиным в Арзамасе (руководил А.ш. до 1861). С 1809 в ведении Академии художеств, где лучшие ученики А.ш. продолжали обучение. (Бим Бад Б.М … Педагогический терминологический словарь

Нижегородская и Арзамасская епархия — Русская православная церковь … Википедия

Арзамас — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. У этого термина … Википедия

Ступин, Александр Васильевич — живописец, академик, основатель художественной школы в Арзамасе, родился 13 февраля 1776 г. в дворянской семье Борисовых, но вскоре после рождения, по семейным обстоятельствам родителей был отдан на воспитание арзамасской мещанке Ступиной,… … Большая биографическая энциклопедия

Ступин Александр Васильевич — Ступин (Александр Васильевич, 1775 1861) живописец. Будучи мещанином г. Арзамаса из вольноотпущенных, движимый любовью к искусству, в 1799 г. оставил в этом городе свой дом, жену и детей, прибыл в Санкт Петербург и поступил вольноприходящим… … Биографический словарь

Ступин Александр Васильевич — (1775 1861) живописец. Будучи мещанином г. Арзамаса из вольноотпущенных, движимый любовью к искусству, в 1799 г. оставил в этом городе свой дом, жену и детей, прибыл в СПб. и поступил вольноприходящим учеником в Академию худ. Окончив курс в 1805… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Первая в России провинциальная школа живописи.
Арзамасская школа Ступина (1802-1862)

Арзамасская художественная школа основана "экстерном" (за два года) окончившим обучение в Санкт-Петербургской Академии художеств А.В.Ступиным, являлась первым провинциальным художественным учебным заведением России. Видные художники дарили ей свои живописные произведения: К.Брюлов, А.Егоров, В.Шебуев, А.Варнек, И.Акимов, Академия художеств - 17 слепков с античных скульптур, гравюры и эстампы. Школьная библиотека состояла из обширных коллекций книг по всем отраслям наук и знаний. На обучение принимались не только дети чиновников, купцов и мещан, но и крепостных, наиболее одаренные из них по ходатайству А.В.Ступина нередко получали свободу.

Обучались шесть лет. За год учебы с питанием платилось 200 рублей ассигнациями, уже имевшие художественные навыки - учились 4 года с платой по 350 рублей в год. Работы лучших учеников (рисунки и живопись) представлялись на выставки Академии художеств, получали медали, одаренные зачислялись в ее классы (в 1809 году И.Горбунов). В 1809 году А.В.Ступин стал академиком.

Отмечена высокая демократичность внутренней жизни школы: независимо от сословия, каждый участвовал в подготовке для всех красок, холстов и принадлежностей для рисования, в уборке помещений, в подаче кушаний на общий стол. Регулярно устраивались коллективные чтения, домашние спектакли, праздники с приглашенными. Вместе с учениками А.В.Ступин расписывал соборы многих городов России: Арзамаса, Пензы, Починок, Нижегородской ярмарки.

В 1825 году в школе обучалось 26 человек, в том числе будущие академики живописи: К.Макаров, Н.Алексеев, В.Раев, А.Надеждин. Многие воспитанники стали учителями уездных и губернских училищ и гимназий (П.Веденецкий, И.Лебедев), основателями собственных художественных школ в Саранске, Козлове.

Здание школы А.В.Ступина было отстроено по проекту М.П.Коринфского в 1814 году, но в 1842 году сгорело. Для его восстановления Академия художеств выделила 5000 рублей и коллекцию слепков с антиков: 5 статуй (Лакоон, Венера Медицийская) и 5 бюстов.

К 1854 году школу окончило 150 человек, продолжало обучение 6. (Всего выпущено 168 художников, из них 88 было крепостными.) В связи с возрастом дела по школе А.В.Ступин передал зятю Н.М.Алексееву. Но после смерти А.В.Ступина (1861) школа была закрыта (1862).

Н.Филатов
профессор ННГУ имени Н.И.Лобачевского,
член-корреспондент Международной Славянской Академии
наук, просвещения, искусств и культуры,
академик РАЕН

__________________
С уважением, Dogel

Ступин Александр Васильевич.

Родился в Арзамасе 13 февраля 1776 года, обучался у местного иконописца и в Малом народном училище. 12 декабря 1795 года принят подканцеляристом Нижегородского наместнического правления, работал в рисовальном классе Я.Никлауса, но в мае 1797 года уволен в "купеческое сословие", объединил в Арзамасе молодых художников, выполнял с ними иконописные работы.

15 марта 1800 года с иеромонахом Санкт-Петербургской Александро-Невской лавры Доримедонтом едет в Санкт-Петербург, где благодаря ходатайству профессора живописи И.А.Акимова и покровительства президента А.С.Строганова, вопреки правилам, допускается в классы Академии художеств, а в 1802 году с аттестатом художника I степени возвращается в Арзамас, открывает первую в России провинциальную художественную школу, принимает в нее детей не только приказных, купцов и мещан, но и крепостных. Лучшие работы учеников представляет на просмотр и выставки Академии художеств, которая удостаивала их наград-медалей.

В 1808 году А.В.Ступин приобретает в Арзамасе участок земли, а в 1814 году по проекту М.П.Коринфского строит обширный дом с классными комнатами, библиотекой и столовой. 10 июля 1809 года А.В.Ступин получает звание академика. Продолжая преподавать рисунок и историю искусств в школе, он в 1821-1823 годах расписывает с сыном Рафаилом и учениками собор Нижегородской ярмарки. При завершение строительства Воскресенского собора Арзамаса расписывает его в технике гризайля, пишет иконостасы на частным заказам: в селе Петино, Салме, Починках, Пензе.

В 1842 году здание художественной школы сгорело. Академия художеств, высоко оценивая вклад ее в образование России, выделила на восстановление 5000 рублей, ректор В.И.Демут-Малиновский выслал в Арзамас партию гипсовых слепков с антиков.

Ухудшение здоровья и возраст заставили А.В.Ступина передать дела по школе своим лучшим ученикам (Н.М.Алексееву). 31 июля 1861 года А.В.Ступина не стало. С его смертью перестала вскоре существовать художественная школа.

спасибо за предоставленную информацию об авторе
Николаю Филипповичу Филатову
профессор ННГУ имени Н.И.Лобачевского,
член-корреспондент Международной Славянской Академии
наук, просвещения, искусств и культуры,
академик РАЕН.

__________________
С уважением, Dogel

К изучению Арзамасской школы живописи мы подошли в на­шей работе не случайно. Встречая работы этой школы, пре­имущественно в портретах, мы, естественно, обратились к суще­ствующей печатной литературе. Скудость последней заставила нас обратиться к архивным материалам. В результате этих работ, начатых нами в 1921 году, были наши публикации об отдельных представителях этой школы. Теперь весь собранный и изучен­ный материал позволяет нам объединить его в одной работе и попытаться поставить проблему изучения художественной куль­туры нашей провинции первой половины прошлого столетия.

Этот мемуарный материал является одним из основных для изучения и построения истории Арзамасской школы. Материал богат фактическими справками; к недостаткам же его следует отнести лирические отступления — выражения подобострастия и преданности Академии Художеств. Тем не менее, этот документ имеет для нас большое историческое значение.

Другим мемуарным памятником, где мы находим данные о школе н об се основателе, являются записки ученикa школы И. К. Зай­цева, в которых затронута более ранняя эпоха—30-х годов.

По литературным указаниям послеоктябрьского периода мы можем заключить, что над темой изучения Арзамасской школы в Нижнем-Новгороде работал слушатель Московского археологи­ческого института И. Матюнин. Работа эта была дипломной и была награждена золотой медалью. Рукопись находилась у автора.

Когда эта книга была подписана к печати в 1941 году, мы получили работу М. П. Званцева. Автор по следам наших ранних публикаций сделал попытку дать популярный литературный очерк об А. В. Ступине как основателе школы. Мы там не нашли для себя новых материалов.

В первой стадии работы мы стремились расширить наши зна­ния об отдельных представителях этой школы, вскользь упомянутых в работе Н. Н. Врангеля. Так появились наши этюды (результат изучения литературы, архивных материалов и произ­ведений художников): о Р. А. Ступине, Н. М. Алексееве, В. Щеголькове (в связи с его портретом Н. И. Лобачевского), М. П. Коринфском (о его работах в Арзамасе и Симбирске), В. С. Турине (о новых его работах в области гравюры) и др.

В результате этих длительных, перемежающихся работ, на­чатых, как было упомянуто, в 1921 г., был собран значительный материал, который в настоящее время обработан по трем основ­ным разделам: Арзамас конца XVIII и начала XIX веков, А. В. Ступин, школа и ее ученики.

Материалов о крепостных художниках очень мало, они всегда отрывочны, а подчас и анекдотичны. Изучая Арзамасскую школу, мы изучаем крепостных людей. Этот характер школы отме­чал и сам А. В. Ступин; то же наглядно подтверждают и реестры его учеников, дошедшие до нас. Один из учеников-крепостных (И. Зайцев) оставил ним мемуары—источник правдивый и насыщенный сведениями, которого так недоставало и который нам служит исходным материалом для суждения по ряду ранее спор­ных вопросов.

Такое безысходное положение крепостных художников, конечно, не способствовало их росту. Некоторые рано кончали свою жизнь, отравляя себя алкоголем, как И. Горбунов. Другие вступали на путь бунтарства и мщения помещику за свою судьбу (напомню трагедию крепостного художника Сороки).

Не было ни одной области искусства, где бы крепостной художник не приложил своего дарования. Одна из задач нашей работы—розыски и опубликование произведений крепостных художников.

Высокое, парадное но форме искусство, призванное окрепли и, позиции правящего класса, в произведениях крепостных мастеров медленно, еле заметно видоизменялось в сторону правдивости и реализма.

По возвращении в 1802 г. из Петербурга А. В. Ступин тот­час же серьезно принялся за организацию своей школы живописи. На себя он взял преподавание специальных предметов и общее руководство школой. Для преподавания общеобразовательных пред­метов — истории, географии, арифметики, чистописания и закона божия—он приглашал преподавателей арзамасского народного училища.

Вскоре А. В. Ступиным был принят н выполнен большой за­каз князя грузинского в с. Катунках по оформлению храма, где было написано до 90 картин, выполнены лепные наружные ра­боты. Работа эта заняла два года и дала около трех тысяч рублей. Это обстоятельство позволило ему приобрести большой дом у г. Юрловой за 2800 рублей для школы.

В 1808 г. школа перешла в перестроенное здание. Здание было расположено в возвышенной части Арзамаса и примыкало к трем улицам: Прогонной, Троицкой и Стрелецкой.

А. В. Ступин получил о г Академии и своих бывших профес­соров и доброжелателей ряд учебных пособий, произвел ряд заку­пок картин, эстампов и книг и возвратился в Арзамас для про­должения своих работ.

1813 г. отмечен в жизни школы перестройкою и расширением 4'е по планам, сделанным М. П. Коринфским.

Побывав в этом году снова в Петербурге, А. В. Ступин про­извел новые закупки книг и материалов для школы.

1815—1818 гг. были заполнены производственными работами всей школы в г. Пензе, в соборе, в с. Петине у г. Анненкова и в с. Салме для г. Нечаева.

В 1825 г. А. В. Ступин приезжает снова в Петербург с от­четом и работами учеников. Из них Академия Художеств наградила Кузьму Макарова 1-й серебряной медалью, Ивана Соколова — 2-й, а крепостного Афанасия Надежина (или Надеждина) только сви­детельством на получение медали. Академия постановила о тру­дах А. В. Ступина довести до сведения царя, а школе подарила два слепка со статуй Мелеагра и Аполлона.

А. В. Ступин в этот год впервые представил работы своих учеников в Общество поощрения художеств, за что получил от­зыв и в дар школе 39 листов литографий с рисунков Рафаэля и других знаменитых художников. Граф П. И. Кутайсов подарил слепок с мраморной статуи Аполлона своего собрания. П. И. Кикин познакомил его с английским художником Ж. Дау, который попросил А. В. Ступина подарить ему голову мальчика работы его школы, а взамен подарил двенадцать гравированных в Англии портретов с его работ для Военной галлереи 1812 года.

В 1826 г. по предложению генерал-губернатора Н. А. Бах­метьева, посетившего школу, был выполнен вид г. Арзамаса для представления царю.

В 1827 г. расписывалась церковь у помещицы Путиловой.

В 1828 г. работы шли в поместье Крутицкого.

В 1835 г.—в г. Уральске.

В 1837 г. на Нижегородской ярмарке на выставке pa6oт школы царем были приобретены за 150 р. серебром два вида Нижнего-Новгорода, написанные с натуры Н. М. Алексеевым.

В 1839 г. были написаны местные иконы для церкви г. Чембар, Пензенской губернии.

В 1840 г. был принят заказ на выполнение иконостаса пол­ковой церкви в Нижнем, а также принимали некоторое участие в росписях Воскресенского собора в г. Арзамасе.

Службы с надворными строениями сгорели, корпус школы с шестнадцатью комнатами был сильно поврежден.

Эстампы, книги, картины были вынесены из огня, но многое было расхищено и утрачено. Из семи статуй осталось только две, а из пятнадцати бюстов — третья часть.

А. В. Ступин с учениками был принужден искать пристанища под чужим кровом.

Двадцать седьмого ноября 1842 г. А. В. Ступин сообщил в Академию о случившемся. При содействии конференц-секретаря В. И. Григоровича было представлено ходатайство царю, который приказал выдать Ступину в единовременное пособие пять тысяч серебром/ Эта сумма была ему вскоре выдана из арзамасского казначейства. В августе 1843 г. школа приступила к работе в восстановленном после пожара, помещении.

Из приведенного описания мы с достоверностью можем за­ключить, что малым портиком фланкировано здание галлереи, а в переднем здании находились комнаты А. В. Ступина, классы, библиотека.

Внешний вид дворового фасада сохранился в акварели А. Д. Иконникова, последним же сохранено от разобранного здания капительное завершение пилястра (находилось в кабинете ИЗО, в местном педагогическом институте).

В школу принимались малолетние ученики всякого сословия и звания на шесть лет, с платою по 200 рублей ассигнациями в год за учение, рисование, живопись и содержание, кроме платья; взрослые ученики—на четыре года с платою по 300 рублей в год, а обучавшиеся прежде—на три года с платою по 350 руб­лей в год.

Как мы уже упоминали, ученики школы, кроме специальных занятий, проходили общеобразовательные приметы, преподавав­шиеся учителями уездного училища.

«Страсть к чтению н декламации была возбуждена в нас при­мером Рафаила Александровича (сына Ступина.). От него-то мы, так сказать, заразились поэзиею.

Школа, основанная А. В. Ступиным, просуществовала без изме­нения до его смерти (31 июля 1861 г.), когда единственными его наследниками явились внуки (дети дочери) и зять—художник Н. М. Алексеев, работавший в Петербурге, в Исаакиевском соборе.

Время прошло; наступил 1861 г., правительство не нуждалось больше в искусственном поддержании традиций академического искусства. Последнее сдавало, хотя н медленно, свои позиции зарождавшемуся реализму. В Академии не верили, что в Арзамасской школе будет на прежней высоте старая художественная культура, которая давно и без того уже была поколеблена и подменялась Здесь, с одной стороны, натуралистическими тенденциями и тенден­циями запоздалой романтики, а с другой стороны, — ростом реали­стического направления преимущественно в портретной живописи.

1862 год оказался последним годом в истории Арзамасской школы. Н. М. Алексеев, получив отказ от Академии Художеств, приступил к быстрой ликвидации школы.

Нижегородский художник А. О. Карелии успел купить часть собрания, главным образом, гравюры и гипсы.

После революции ряд материалов попал в Горьковский (б. Нижегородский) музей из того же собрания А. О. Карелина, б. Понетаевского монастыря, Арзамасского уезда, где было большое количество гравюр, главным образом религиозного содержания, некогда принадлежавших собранию А. В. Ступина.

Само здание школы, как мы уже говорили выше, было за­нято Троицким церковно-приходским училищем и в 1910 г., по-видимому за ветхостью, было разобрано.

«Без просвещения напрасно все ста­ранье;

Высказанные А. В. Ступиным мысли дают нам право считать, что небольшая провинциальная школа для этой эпохи явилась, правда, отдаленным, но все же сколком с Академии Художеств. Образны Академии были сравнительно долго недосягаемыми и представлялись совершенными для Арзамаса. Им вторили, их ко­пировали, но пришло время, и они стали постепенно забываться, а искусство стало восприниматься в другом свете.

Читайте также: