Восстановление памятников вов доклад

Обновлено: 18.05.2024

Нападение гитлеровской Германии на Советский Союз, временная оккупация части территории нашей страны фашистскими захватчиками нанесли колоссальный ущерб памятникам архитектуры РСФСР, Украинской, Белорусской, Молдавской, Эстонской, Латвийской и Литовской ССР.

Памятники архитектуры разрушались фашистскими войсками преднамеренно.

В Ленинграде, где были разрушены тысячи зданий и сооружений, тяжелые повреждения были причинены уникальным памятникам архитектуры: Эрмитажу, Зимнему дворцу, Русскому музею, Адмиралтейству (в которое попало 27 бомб), Таврическому дворцу, Инженерному замку, Исаакиевскому собору, зданиям бывшего Синода и Сената и многим другим. Из более 800 памятников архитектуры города, числившихся под государственной охраной, большая часть получила очень тяжелые повреждения (рис. 146).

Варварски изуродованными оказались пригородные ансамбли Ленинграда. Сильнейшие разрушения были причинены Екатерининскому дворцу и его уникальному вековому парку. От дворца остались лишь обгорелые стены. Выжженные руины остались от Павловского и Гатчинского дворцов. Столь же печальную картину являл собой Петродворец: Большой Петергофский дворец, Монплезир, Марли, Эрмитаж были превращены в развалины, знаменитые фонтаны взорваны и похищена скульптура Самсона (рис. 141—144).

Тяжелые повреждения получили многочисленные памятники Пскова (рис. 145), Смоленска, Вязьмы, Калинина, Истры, Волоколамска и других городов РСФСР.

Были разрушены многие старинные общественные и жилые здания. В частности, в Пскове были сильно повреждены знаменитые Поганкины палаты — памятник гражданской архитектуры XVII в.

Уже в 1942 г. после освобождения ряда районов от гитлеровских оккупантов развернулись работы по обследованию памятников архитектуры и определению ущерба, нанесенного оккупантами. Большую работу в этом направлении выполнил Отдел изучения и фиксации памятников Академии архитектуры СССР. В 1942—1943 гг. в освобожденных от оккупантов районах было обследовано около 300 памятников.

В Ленинграде в период блокады для предотвращения дальнейшего разрушения пострадавших памятников архитектуры непрерывно велись аварийно-восстановительные работы.

После разгрома немцев под Ленинградом в 1944 г. начались крупные реставрационно-восстановительные работы в городе и пригородах и, в частности, в Адмиралтействе, Русском музее, Мариинском дворце, в Эрмитаже и др. Все эти здания и комплексы, несмотря на крупные разрушения, были воссозданы полностью, во всем их великолепии.

Большое значение в деле организации охраны памятников архитектуры имело образование в 1943 г. Комитета по делам архитектуры при Совете Народных Комиссаров СССР, в круг обязанностей которого входило руководство охраной и реставрацией памятников архитектуры. Для выполнения этих обязанностей при Комитете было создано Главное управление охраны памятников архитектуры. В союзных республиках функции охраны памятников выполняли управления по делам архитектуры, в областях — отделы по делам архитектуры при облисполкомах и горисполкомах.

В Ленинграде, Новгороде, Пскове, где памятники пострадали особенно сильно, были созданы специальные научно-производственные реставрационные мастерские. В последующие годы количество реставрационных мастерских значительно возросло, и к 1950 г. по Советскому Союзу их насчитывалось уже 26.

Реставрационные мастерские производили комплексные работы по исследованию, разработке проектов реставрации и выполнению реставрационных работ. Создание специализированных реставрационных мастерских значительно повысило качество исследований памятников, разработку проектов реставрации и производство реставрационных работ по сравнению с довоенным временем.

В 1943 г. в Ленинграде при Архитектурно-планировочном управлении было создано специальное архитектурно-художественное училище по подготовке альфрейщиков, краснодеревцев, позолотчиков, резчиков по дереву, лепщиков и других высококвалифицированных кадров, способных вести сложные реставрационные работы. В 1945 г. это училище было преобразовано в Высшее художественно-промышленное училище.

В том же году были созданы аналогичное училище в Москве и несколько средних художественно-промышленных училищ в ряде других городов.

По мере освобождения городов и сел от немецких оккупантов разворачивались работы по оказанию первой помощи пострадавшим памятникам. На первом этапе это были работы по выводу памятников из аварийного состояния путем таких первоочередных мероприятий, как устройство несущих конструкций для поддержания наклонившихся стен; кружал, поддерживающих оседающие своды и купола; временных кровель над зданиями и шатров над руинами. Одновременно проводились большие работы по исследованию памятников, их обмеру и подготовке проектной документации по их восстановлению.

Правила ведения реставрационных работ, выработанные в 20-х гг., касались лишь общих, принципиальных вопросов реставрации памятников архитектуры. Они даже не были изложены в определенной системе и не были опубликованы.

Инструкция же, выпущенная Комитетом по делам архитектуры, ставила целью установление порядка выявления и учета памятников архитектуры и правила их содержания, т. е. условий эксплуатации и производства ремонтно-реставрационных работ. Выполнение правил, предусмотренных Инструкцией, было обязательно для всех органов Комитета, на которые были возложены выявление, учет, регистрация и представление на утверждение списков памятников архитектуры, подлежащих государственной охране, осуществление руководства и контроль за правильностью использования и порядка производства ремонтно-реставрационных работ. Инструкция явилась важным документом, сыгравшим положительную роль в деле реставрации.

Восстановление городов, сильно разрушенных во время войны, выдвинуло проблему взаимосвязи новой застройки с памятниками архитектуры. Встал вопрос о гармоничном сочетании старого и нового в градостроительном плане. Реставрация памятников архитектуры приобрела градостроительное значение. Идея органического сочетания памятников архитектуры и новой городской застройки получила наглядное выражение в генеральных планах и в практике восстановления Новгорода (А. Щусев) и Пскова (Н. Баранов).

В связи с этим велись дискуссии: расчищать памятники от окружающей застройки или же оставлять их в плотном окружении? В результате было определено, что решающей должна быть сложившаяся историческая градостроительная ситуация, подсказывающая конкретное архитектурное решение. Однако бесспорность этих положений не всегда получала правильное истолкование. Случалось, что дело сводилось к механической консервации памятников без попыток сохранения окружения и использования древних сооружений как наиболее выигрышных в облике комплексов.

Восстановительные и реставрационные работы особенно широко развернулись в послевоенное время. Восстанавливались памятники архитектуры, разрушенные или частично пострадавшие во время войны в Ленинграде и его пригородах, Новгороде, Пскове, Калинине, Киеве. Только в Ленинграде в 1944—1945 гг. было восстановлено более 800 выдающихся памятников архитектуры, в том числе Зимний дворец, Эрмитаж, Русский музей, Адмиралтейство, Инженерный замок, Таврический, Мариинский, Юсуповский, Шереметевский, Каменноостровский дворцы, Смольный монастырь, Александро-Невская лавра, Петропавловская крепость и многие другие памятники города. В этих работах приняли участие сотни архитекторов и среди них такие, как Н. Белехов, А. Ротач, М. Шепилевский, А. Гегелло и др. Следует подчеркнуть большую роль Н. Белехова, возглавлявшего инспекцию по охране памятников Ленинграда, развернувшую огромную по масштабам и научной ценности работу.

Особенно велики по объему и сложности были реставрационные работы по восстановлению дворцово-парковых ансамблей Павловска, Петродворца и Пушкина.

К реставрационным работам были привлечены крупнейшие архитекторы, искусствоведы, высококвалифицированные мастера — живописцы, скульпторы, лепщики, резчики, паркетчики.

Первый этап реставрационно-восстановительных работ начал осуществляться под руководством Н. Баранова и Ф. Олейника по воссозданию Павловского дворца и парка. Под руководством А. Оля был разработан проект восстановления дворцово-паркового ансамбля Петродворца. К 1946 г. вновь забили струи всех фонтанов, и новый Самсон, созданный скульптором В. Симоновым, занял свое место в центре фонтанного каскада.

Начались работы по восстановлению Екатерининского и Александровского дворцов и парков в Пушкине, дворца и парка в Стрельне.

Примером реставрации, проведенной на высоком научном уровне, является восстановление Павловского дворца и пейзажного Павловского парка, пострадавшего больше, чем парки других пригородов Ленинграда. Большой вклад в воссоздание Павловского дворца и парка внесли С. Газиянц, С. Фролова-Гунц, Н. Громова.

В Новгороде в 1949 г. под руководством архит. С. Давыдова были восстановлены Софийский собор, звонница собора, Вечевая башня, церковь Спаса Преображения на Торговой стороне и другие памятники города. По проекту архит. Л. Шуляк была восстановлена церковь Федора Стратилата на Ручье, а по совместному проекту архитекторов Л. Шуляк и Г. Штендера — церковь Петра и Павла. Архит. Л. Красноречьев восстановил церковь Михаила Архангела и Благовещенья на Торговой стороне. Примером превосходно проведенной работы по консервации и реставрации может служить Пятницкая церковь (архит. Г. Штендер).

Только на территории РСФСР было полностью восстановлено более 1400 памятников архитектуры. Наряду с восстановлением памятников, пострадавших во время войны, велись большие работы по реставрации в Москве, Ярославле, Горьком, Ростове, Казани, Астрахани, Кижах, Грузии, Армении и Узбекистане.

В Москве реставрировались Московский Кремль, храм Василия Блаженного, Крутицкое подворье, комплекс Андроникова монастыря, церковь Покрова в Филях и многие другие памятники.

Ленинград. Дом № 1/3 на набережной Мойки до реставрации (1942 г.)
Ленинград. Дом № 1/3 на набережной Мойки после реставрации (1947 г.)
146. Ленинград. Дом № 1/3 на набережной Мойки до реставрации (1942 г.) и после реставрации (1947 г.)
Ростов Великий. Панорама кремля после реставрации
148. Ростов Великий. Панорама кремля после реставрации
Ростов Великий. Собор до реставрации
Армянская ССР. Санаин
147. Ростов Великий. Собор до реставрации 149. Армянская ССР. Санаин
Армянская ССР. Реставрация ансамбля монастыря Ахпат. Вид с востока — колокольня, слева церковь Ншана
Армянская ССР. Реставрация ансамбля монастыря Ахпат. Вид с запада, слева Гавид Амазаспа, в центре церковь Аствацацин
150. Армянская ССР. Реставрация ансамбля монастыря Ахпат. Вид с востока — колокольня, слева церковь Ншана. Вид с запада, слева Гавид Амазаспа, в центре церковь Аствацацин

В Ярославле восстанавливался комплекс Спасского монастыря, церкви Богоявления, Ильи Пророка и др. В Ростове-Ярославском реставрировались памятники кремля, пострадавшие от урагана (рис. 147, 148), в Киеве — Софийский собор и комплекс Киево-Печерской лавры. Воссоздавались памятники Чернигова и других городов. Большие работы проводились и в других союзных республиках — Узбекистане, Грузии, Армении, Литве, Латвии, Эстонии.

В Грузии были проведены консервационные и реставрационные работы по большому монастырскому комплексу в Гелати (начало XI в.) близ Кутаиси. В Армении были выполнены большие работы по комплексам Санаина и Ахпата (рис. 149, 150). В Баку был реставрирован дворец Ширваншахов.

В Самарканде в 1949 г. архит. Б. Засыпкиным был реставрирован портал мавзолея Гур-Эмир (усыпальница Тимура) и др.

Новым в послевоенные годы был переход от реставрации отдельных объектов к реставрации крупных архитектурных ансамблей. В это время началась широкая реставрация крупных монастырских комплексов: в Москве — Новодевичьего и Донского монастырей, в Загорске — Троице-Сергиевского монастыря, в Киеве — Киево-Печерской лавры.

Кремли в древнерусских городах занимают центральное положение, придавая городам индивидуальный архитектурный облик, поэтому реставрация кремлевских комплексов явилась составной частью реконструкции центральных районов городов. Были отреставрированы кремли в Новгороде, Пскове, Астрахани, Горьком, Казани, Туле.

Крупный объем реставрационных работ и организация реставрационных мастерских в послевоенный период вызвали большую потребность в архитекторах-реставраторах. Учебные заведения страны специалистов такого профиля не готовили. Этой специальности посвятили себя молодые архитекторы, окончившие архитектурные факультеты. Работая в реставрационных мастерских и научно-исследовательских учреждениях под руководством архитекторов- реставраторов старшего поколения — П. Барановского, А. Варганова, С. Давыдова, Б. Засыпкина, П. Максимова, А. Столетова, Д. Сухова, Л. Шуляк, Н. Соболева, A. Лебединского, Л. Давида, Л. Петрова, B. Савкова, А. Кедринского, В. Балдина, C. Агафонова и других,— молодые архитекторы освоили специальность архитекторов-реставраторов и включились в исследовательскую и практическую работу по реставрации памятников архитектуры. Среди них можно назвать В. Либсона, С. Подъяпольского, И. Ильенко, Б. Альтшуллера, Н. Сибирякова, Д. Кульчинского и др.

Большую роль в популяризации методики ведения реставрационных работ играли отдельные публикации в архитектурных журналах и сборниках.

В 1951 г. в Институте теории и истории архитектуры Академии архитектуры СССР был создан научный сектор методики и реставрации памятников архитектуры. Это было первое научное подразделение в области обобщения опыта практики реставрационных работ и разработки научной методики реставрации памятников архитектуры.

Из руин и пепла возрождались в прежнем великолепии уникальные памятники архитектуры, живописи, скульптуры. Это было не только воссоздание художественного облика отдельных шедевров национального зодчества, а комплексное восстановление городов на продуманной градостроительной основе, где органично сочетались памятники архитектуры и новая застройка.

Осуществив невиданный в мировой практике громадный объем реставрационно-восстановительных работ, советская школа реставрации продемонстрировала творческую зрелость и высокую научную и художественную квалификацию.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное образовательное

учреждение дополнительного образования

детей «Центр внешкольной работы

Зеленодольского муниципального района

Проект

автор: Мартышина Е.Ю.

hello_html_m28a234ec.jpg
hello_html_6c647d66.jpg

п.г.т. Васильво

Направление: С охранение памятников и истории о военных событиях нашей страны.

Адрес организации: 422530, Республика Татарстан, Зеленодольский район, п.г.т.Васильево, ул. Школьная, д. 33

Проект составлен: педагогом дополнительного образования Мартышиной Екатериной Юрьевной.

География проекта: территория Васильевского сельского совета.

Срок выполнения проекта: октябрь 2016 – декабрь 2017г

п.г.т. Васильево

КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА

Данный проект направлен на воспитание в детях патриотизма, что бы они помнили, ценили и сохраняли историю, а главное бережно относились к памятникам и знали, где они находятся.

Срок реализации проекта с октябрь 2016г. по декабрь 2017 года.

ПОСТАНОВКА ПОБЛЕМЫ

В нашем небольшом поселке находится 2 обелиска, 2 могилы Героев Советского Союза, мемориал памяти о ВОВ, а так же 2 бывших госпиталя.

Проведя социальный опрос среди жителей поселка, был получен такой результат:

Сколько времени вы проживаете в данной местности?

более 25 лет – 10%

менее 10 лет – 10%

Сколько памятников посвященных ВОВ в п.г.т. Васильево, г.Зеленодольске и Зеленодольском районе, вы знаете?

знаю практически все – 1%

знаю, но не все – 10%

затрудняюсь ответить – 33%

Какие памятные места и памятники, посвященные ВОВ, в своем районе вы знаете (где находятся и кому (чему) посвящены)?

знаю, где находятся, но не знаю, кому (чему) посвящен – 25%

Посмотрев на результаты опроса с большим сожалением можно сказать, что большая часть населения не знает где находятся и кому посвящены памятники в Зеленодольском районе, что говорить о Республике. Думаю если провести такой опрос в других городах и регионах, цифры особо не изменятся.

Где найти информацию? Многие скажут, посмотрите в интернете, но не смотря на век информационных технологий, информация о большинстве памятников и их месте расположения в социальных сетях отсутствует.

Есть еще одна проблема, на мой взгляд, она является самой большой проблемой для всех городов и регионов, это акт вандализма и с этим нужно как – то бороться. Чтобы это изменить и этого избежать уже со школьной скамьи детям нужно прививать любовь к Родине, к солдатам благодаря которым мы живем и конечно же к памятникам, ведь именно в них наша история.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Цель проекта : Создание интерактивной карты памятников (фотографии, описание и место нахождение).

Задачи проекта :

Привлечь не менее 80% учащихся в возрасте 10 – 18 лет, к изучению исторического наследия;

Привить любовь и уважение к прошлому своей Родины и своего народа;

Провести социологический опрос учащихся о памятных местах своего района;

Собрать материалы о памятных местах, связанных с событиями Великой Отечественной войны;

Провести мониторинг имеющихся в районе и Республике памятников;

Проанализировать, обобщить, систематизировать собранные сведения в общедоступный банк данных;

Создать программное обеспечение интерактивной карты;

Разработать маршруты и организовать экскурсию по данным историческим местам согласно маршрутам;

Привлечь различные средства для восстановления и поддержание в надлежащем состоянии имеющихся памятников;

Привлечь СМИ для освящения деятельности по проекту.

РАБОЧИЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Учащиеся школ, волонтеры, воспитанники учреждений дополнительного образования

Мониторинг имеющихся в районе и Республике памятников ВОВ

Учащиеся школ, волонтеры, воспитанники учреждений дополнительного образования

Фото-, видеоаппаратура, транспорт, оргтехника

Анализ, систематизация полученных данных

Руководитель проекта, руководитель аналитической группы

Создание интерактивной карты

руководитель технической группы

Восстановление и поддержание в надлежащем состоянии имеющихся памятников

В течение реализации проекта

Волонтёры, рабочая группа

Денежные средства, технические ресурсы, транспорт

Памятники в надлежащем состоянии

Привлечение средств массовой информации

В течение реализации проекта

Учащиеся школ, волонтеры, воспитанники учреждений дополнительного образования

Газеты, журналы, радио, телевидение, интернет-сайты

Публикации в СМИ, выступления на радио, рекламные ролики

Разработка маршрутов и организация экскурсий

Активы музеев, инициативные группы

Оргтехника, транспорт, снаряжение

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1. Повышение уровня знаний учащихся о событиях Великой Отечественной войны, памятных местах своего района.

2. Увеличение количества информированных учащихся до 80%.

3. Создание общедоступной базы данных и интерактивной карты.

4. Увеличение количества очных и заочных экскурсий, расширение аудитории экскурсантов.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему ПОСЛЕВОЕННОЕ ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПАМЯТНИКОВ. Презентация на заданную тему содержит 38 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Подготовка и начало работ по восстановлению памятников Ленинграда в годы Великой Отечественной войны и блокады города (1941–1945 гг.) Особое место в истории сохранения памятников Ленинграда занимает период Великой Отечественной войны. Несмотря на то что с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года город находился во вражеской блокаде, в нем уже весной 1942 года приступили к ремонтно-восстановительным, а затем и реставрационным работам. Этому способствовало несколько факторов. Прежде всего, с первых дней войны принимались меры по сохранению памятников. Маскировали купола церквей и шпили исторических зданий, укрывали городские монументы и парковую скульптуру, проводили мероприятия по предотвращению пожаров и разрушений зданий от попаданий бомб и снарядов. Эти работы осуществлялись в несколько этапов вплоть до снятия блокады. Важное значение для будущей реставрации имели организованные с начала войны обмеры памятников, к которым было привлечено более 100 архитекторов. Не прерывалась и научная подготовка будущей реставрации: составлялись исторические справки и паспорта объектов, иконографические и библиографические картотеки, проводилось обследование и архитектурно-археологическое изучение поврежденных исторических зданий, анализировался зарубежный опыт. Важное значение для поддержания технического состояния памятников имели оперативные противоаварийные мероприятия.

История возрождения Елагиноостровского дворца после Великой Отечественной войны. Новое назначение Дворца в XX веке Елагиноостровский дворец один из самых великолепных памятников Санкт-Петербурга эпохи ампира. В настоящее время он является объектом исторического и культурного наследия федерального значения1 . Дворец на Елагином острове был создан по повелению императора Александра I в 1818–1822 годах выдающимся архитектором К. И. Росси для вдовствующей императрицы Марии Федоровны. В непосредственной близости от него были возведены основные служебные корпуса и павильоны, характерные для русской усадьбы 1-ой четверти XIX века. Архитектурные сооружения, гармонично вписанные в пейзажный парк, составили единый дворцово-парковый ансамбль, смысловым и композиционным центром которого являлся дворец. Елагиноостровский дворец сохранял свой первозданный облик в стиле ампир в качестве царской резиденции до 1917 года. После революции он разделил сложную и противоречивую судьбу многих дворцов Санкт-Петербурга. В XX веке он пережил периоды приспособления, разрушения и утраты подлинности, возрождения из руин.

Сохранение памятников Великой Отечественной войны становится общим делом

Сохранение памятников Великой Отечественной войны становится общим делом | © Фото: Быково-медиа

Вместе с главой поселения Елизаветой Грешновой мы идем к историческому месту в центре села. По ходу она рассказывает предысторию.

О восстановлении обелиска идет речь в описательной части проекта. За пятьдесят с лишним лет производился лишь косметический ремонт. Значительные работы по реставрации не проводились в виду отсутствия финансовых средств в скромном бюджете поселения. Постамент обелиска разрушен от времени. При наших сильных ветрах стела может попросту упасть. На сходе глава поселения предложила сельчанам установить новый памятник. Решили иначе: сохранить тот, который построили всем селом. Вспомнили, как обходили каждый двор, собирали деньги. Торжественно открыли памятник к 20-й годовщине Победы. С тех пор здесь проходили торжественные мероприятия 9 Мая – в День Победы, 22 июня – День памяти и скорби, 2 февраля – День разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом.

Сельчане не только чтили память погибших. В местной школе была организована краеведческая работа. Ветеранов приглашали на Уроки мужества, их воспоминания становились частью экспозиций школьного музея. Огромную работу по увековечиванию памяти земляков - защитников Отечества провел директор школы Алексей Байбаков. Позже этот труд стал частью его трилогии по истории родного края.

- Каждая семья проводила на фронт своих мужчин, - вспоминает ветеран педагогического труда. - К родному порогу с войны вернулся только каждый третий. Остальные погибли на передовой, умерли от ран в госпиталях.

Их фамилии были восстановлены. Сельчане решили увековечить их память в граните. В 70-х недалеко от первого обелиска благодаря силам местных жителей появился мемориальный комплекс. В центре – скульптура мужчины, уходящего на фронт, и женщины, прощающейся с мужем, братом или отцом. У подножия расположены плиты, на которых высечены имена и фамилии 162 жителей Катричева, не вернувшихся с войны. Два памятника в Парке Победы являются предметом гордости местных жителей.

- Проект предусматривает не только реконструкцию обелиска, но и благоустройство и озеленение парка, - рассказывает глава поселения.

В настоящее время проводится конкурс по определению подрядчика. До этого в село приглашали мастера-реставратора. Он определился с работами по восстановлению.

– Мои земляки бережно хранят память о защитниках Отечества, - продолжаем разговор с Елизаветой Александровной в местном парке. – Самые неравнодушные выступили с инициативой уберечь от разрушения памятник солдатам и офицерам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Так родился проект.

В онлайн-голосовании его поддержали более пятисот человек. Свой голос за патриотический проект отдали не только нынешние жители села. Голосовали уроженцы Катричева, которые проживают вдали от малой родины или учатся в вузах других городов.

- Сколько радости было у нас, когда мы узнали о результатах голосования и бюджетной поддержке со стороны области. А опыт реализации проектов у нас уже имеется, - по-деловому настроены глава поселения и актив села.

Напомним, что два года назад в Катричеве за счет трехмиллионного губернаторского гранта обустроили центр села. И работы в этом направлении продолжаются, также благодаря поддержке со стороны региональной власти.

Читайте также: