Восприятие времени и движения в психологии доклад

Обновлено: 05.07.2024

Время с точки зрения психологии

Психологическое время существенно отличается от абсолютного, однородного, каузально нейтрального и математически непрерывного физического времени.

По утверждению психолога В.Вундта ритмичность является одним из важнейших свойств сознания. Восприятие времени человеком основано на физиологическом механизме регуляции временного аспекта функционирования организма, называемого биологическими часами. Большинство авторов современных психологических концепций считают биологическими часами ядра гипоталамуса. Как же человек оценивает время с точки зрения психологии? Как он определяет продолжительность происходящих с ним событий?

Зависимость восприятия времени от темпа физиологических изменений

Восприятие времени психология связывает с темпом происходящих в организме физиологических изменений. Например, если обмен веществ ускоряется, субъективная оценка времени становится искаженной: человеку кажется, что время течет быстрее обычного и наоборот. Это открытие было сделано Г. Хогландом. У жены ученого, которая была простужена, наблюдались значительные температурные колебания. Известно, что повышенная температура тела ведет к усилению метаболизма, а пониженная к его ослаблению. Хогланд предложил ей оценить субъективную минуту, то есть указать, не сверяясь с часами, когда пройдет минута. Зависимость длительности субъективной минуты от температуры тела четко прослеживается. Чем выше температурные показатели, тем длиннее становится период времени, определяющий минуту.

Зависимость восприятия времени от темпа физиологических изменений

Рисунок 1. Зависимость длительности субъективной минуты от температуры тела (по Хоглаиду, 1933)

Данные аналогичного характера были получены и при последующих исследованиях, в том числе и с применением фармакологических средств. Больные, получающие стимуляторы, отмечали, что время течет быстрее. Те, кто принимал релаксанты, напротив, указывали, что движение времени замедляется. С чем связаны такие искажения восприятия времени?

Восприятие времени с точки зрения когнитивной нагрузки на психику

Восприятие времени зависит не только от уровня мобилизации организма. Важную роль играет фактор когнитивной нагрузки на психику. В.Джеймс отмечал, что время, наполненное разнообразными событиями и явлениями, проходит гораздо быстрее. А время, где отсутствуют события, длится бесконечно долго. Протяженность времени оценивается человеком с точки зрения интенсивности переработки информации, ее сложности и объема. Если трудоемкость задачи и человеческий потенциал оптимальны, возникает феномен потока, когда человек не замечает времени, ему кажется, что оно просто пролетает или вообще исчезает. Если наблюдается чрезмерная нагрузка на психику и требуется мобилизация всех имеющихся возможностей, прослеживается обратный эффект: ход времени замедляется.

Соотношение характеристик длительности и субъективного восприятия времени.

Восприятие времени с точки зрения когнитивной нагрузки на психику

Рисунок 2. Характеристики деятельности и восприятия времени

Может быть поэтому в детстве время идет медленно, и дети с трудом могут дождаться какого-то желаемого события, а пожилые люди, напротив, сожалеют о быстром беге времени.

Восприятие пространства во многом отличается от восприятия формы предмета. Его отличие заключается в том, что оно опирается на другие системы совместно работающих анализаторов и может протекать на разных уровнях. В течение длительного времени в философии обсуждался вопрос о том, является "ли восприятие врожденным (как это считали представители направления, известного под названием нативизма) или результатом обучения (так считали представители другого направления - эмпиризма). Сейчас стало совершенно ясно, что хотя восприятие пространства и имеет в своей основе ряд специальных аппаратов, его строение очень сложно и развитые формы восприятия пространства могут протекать на различных уровнях.

В основе восприятия трехмерного пространства лежит функция специального вестибулярного аппарата.

Вторым существенным аппаратом, обеспечивающим восприятие пространства и прежде всего глубины, является аппарат бинокулярного зрительного восприятия и ощущения мышечных усилий от конвергенции глаз.

Третьим важным компонентом восприятия пространства являются законы структурного восприятия, описанные гештальтпсихологами.

Восприятие пространства не ограничивается, однако, восприятием глубины. Его существенную часть составляет восприятие расположений предметов по отношению друг к другу.

Восприятии времени мы различаем:

а) восприятие временной длительности;

б) восприятие временной последовательности.

Интересные данные представляют эксперименты на субъективную оценку времени, проведенные с различными группами больных. Полученный патологический материал показал связь переоценок и недооценок временной длительности с эмоциональным отношением субъекта к переживаемому, таким образом подтвердив положение об эмоциональной детерминированности оценок времени.

Восприятие движения

Восприятие движения — очень сложный вопрос, природа которого еще не вполне выяснена. Если предмет объективно движется в пространстве, то мы воспринимаем его движение вследствие того, что он выходит области наилучшего видения и этим заставляет нас передвигать глаза или голову, чтобы вновь фиксировать на нем взгляд. Смещение же точки по отношению к положению нашего тела указывает нам на ее передвижение в объективном пространстве. Восприятие движения в глубину пространства, которое экспериментально еще почти не исследовалось, возникает вследствие смещения соответствующих точек на сетчатке глаза, влево и вправо. Таким образом, некоторую роль в восприятии движения играет движение глаз, следящих за движущимся предметом.

Основные характеристики внимания (виды, свойства и критерии)

В — направленность и сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или деятельности.

Виды: По степени применения волевого усилия различают 3 вида внимания:

2) ПРОИЗВОЛЬНОЕ – это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте. Синонимы: активное, волевое. Произвольное внимание возникает, когда человек сосредоточивается не на том, что ему интересно, а на том, что он должен делать. Произвольное внимание – высшая, специфически человеческая форма внимания.


СВОЙСТВА В.:

Критерии В — необходимые характеристики, признаки, позволяющие установить, участвует ли внимание в данном конкретном познавательном акте либо практическом действии или не участвует. Ю. Б. Гиппенрейтер, предложила делать выводы об участии В на основе его проявлений в сознании, в поведении, в продуктивной деятельности.

Три группы критериев В:

II. Поведенческие кр - внешне-двигательные, указывают на их связь с положением тела и тонусом мышц.

III. Продуктивные кр - связаны с успешностью деятельности, которую осуществляет человек. Здесь можно выделить три критерия наличия В в зависимости от характера этой деятельности. - Познавательный критерий : человек лучше воспринимает и понимает то, на что было обращено его В, в сравнении с тем, на что оно не было обращено.

Мнемический кр : то, на что было обращено В, остается в памяти.

Исполнительный кр : если человек лучше осуществляет действие и допускает меньше ошибок в его выполнении, то, по всей видимости, он внимателен к тому, что делает.

ТЕОРИИ внимания: Моторная теория В Н.Н. Ланге Связь В и движения представлял как причинно-следственную, где движения не просто включены в акт В, но обусловливают его, делают В возможным.

Теория Т. Рибо – В всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Рибо предполагал особенно тесную завис имость между эмоциями и произвольным считал, что интенсивность и продолжительность такого внимания непосредственно обусловлены интенсивностью и продолжительностью ассоциированных с объектом В эмоциональных состояний. Непроизвольное внимание также всецело зависит от аффективных состояний. Состояние В всегда сопровождается не только эмоциональными переживаниями, но определенными изменениями физического и физиологического состояния организма. ТО, теорию Рибо можно назвать психофизиологической.

Теория установки Д.Н. Узнадзе - связывает В с понятием установки. Установка напрямую связана с В. Внутренне она и выражает собой состояние внимания человека. Этим объясняется, в частности, то, почему в условиях импульсивного поведения, связанного с отсутствием В, у чел могут возникать вполне определенные психические состояния, чувства, мысли, образы.С понятием установки связано понятие объективации. Она трактуется как выделение под влиянием установки определенного образа - Этот образ, или впечатление, и становится объектом внимания (отсюда название — "объективация").

Концепция П.Я. Гальперина - В является одним из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности. Оно представляет собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося в данный момент времени в психике человека. По своей функции В представляет собой контроль этого содержания. В каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительская и контрольная части. Эта последняя и представляется вниманием как таковым.

Становление высших форм внимания рассматривается в двух направлениях:

1 - может быть представлено как воспитание В, основанное на воспитании волевых качеств личности. Данная линия исследований представлена работами Т. Рибо и Н.Ф. Добрынина.

2 - развитие В может выступить как его формирование - построение умственного действия с требуемыми характеристиками (П.Я. Гальперин) или развитие высшей психической функции (Л.С. Выготский).

Память, ее виды и их характеристика.

Способность человека запоминать

в психологии называют мнемической деятельностью. Первую развёрнутую концепцию П. дал Аристотель в специальном трактате "О памяти и воспоминании": собственно П. свойственна и человеку и животному, воспоминание же — только человеку. В новое время проблема П. получила особое развитие в философии английского эмпиризма (Т. Гоббс, Дж. Локк) в связи с обсуждением проблемы опыта и критикой учения о врождённых идеях. П., по Локку, есть как бы "кладовая" идей; " это откладывание наших идей в памяти означает только то, что во многих случаях ум обладает способностью восстанавливать восприятия, однажды бывшие в ней, с присоединением к ним добавочного восприятия, что она их раньше имела". В рамках ассоцианизма немецким психологом Г. Эббингаузом было выполнено первое экспериментальное исследование П. (1885).

Линию ассоцианизма продолжил американский бихевиоризм (Э. Торндайк, Дж. Уотсон), который, поставив изучение П. в контекст общей проблемы научения,отождествил, в конечном итоге, П. с приобретением навыков. Советская психология, опираясь на методологию диалектического и исторического материализма, уделила особое внимание проблемамразвития П. (Л. С. Выготский и др.). Проведённое А. Н. Леонтьевым (1930) экспериментальное исследование высших форм запоминания показало, что ведущими моментами в формировании высших произвольных форм П. оказываются включение в организацию запоминания искусств, "стимулов-средств" (знаков), совершенствование средств запоминания и их последующая интериоризация.

В последующих работах советских психологов (П. И. Зинченко, А. А. Смирнов) изучение П. человека было поставлено в контекст исследования его предметной деятельности.В соответствии с традиционным членением П. различаются процессы запоминания, сохранения и воспроизведения, внутри последнего — узнавание, воспоминание и собственное припоминание (П. П. Блонский). П — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.

Функции памяти (по С.Л. Рубинштейну):

1) Приобретение, сохранение и использование личного опыта.

2) Присвоение, сохранение и использование общественно-исторического опыта.

3) Память – условие единства личного сознания или тождества личности.

Основная функция П состоит в координации функционирования всех элементов психики и достижении актуальной цели индивида путем запоминания и последующего воспроизведения необходимой информации. В соответствии с функциями П различают её основные процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение, а также забывание. Главный среди них запоминание, которое определяет прочность и длительность сохранения информации, полноту и точность её воспроизведения. Использование человеком приобретённого опыта осуществляется посредством восстановления из П ранее усвоенных ЗУН.

Теории памяти в психологии - нет единой точки зрения относительно механизмов памяти. Психологические теории. В качестве центральных рассматриваются категории объекта (запоминаемый материал) и субъекта ( активность сознания). 1- ая группа – АССОЦИАТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ. Центральное понятие – АССОЦИАЦИЯ – выступает в качестве обязательного принципа всех психических образований. Ассоциация возникает в том случае, если психические образования возникли в сознании одновременно. Между ними образуется ассоциативная связь и появление какого-либо элемента этой связи вызывает в сознании представление всех её элементов.

Различают ассоциации:

1) По смежности – элементарный вид связи без существенной переработки информации (напр. припоминание иностранных слов, алфавита, таблицы умножения).

2) По сходству, т.е. воспринимая одну ситуацию, человек вспоминает сходную ситуацию.

ТЕОРИЯ ЗАПОМИНАНИЯ НА ФИЗИОЛОГИЧЕСКОМ УРОВНЕ

По Павлову - условный рефлекс как акт образования связи между новым и уже ранее закреплённым содержанием составляет физиологическую основу акта запоминания. ФИЗИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ утверждает, что прохождение любого нервного импульса через определённую группу нейронов оставляет после себя физический след.

ГЕНЕТИЧЕСКОЙ, НАСЛЕДСТВЕННОЙ П. Рибонуклеиновая кислота (РНК) является основой ОНТОГЕНЕТИЧЕСКОЙ, ИНДИВИДУАЛЬНОЙ П.

Понятие о мышлении. Мышление и речь

Изучение М - один из традиционных разделов общей психологии, поэтому понимание предмета психологии М завис от понимания предмета психологической науки в целом. С.Л. Рубинштейн – Мышление неразрывно связано с речью. Эта связь обозначает специфику психики человека (в отличие от животных, мышление которое является наследственным. Остается наглядно-действенным, не может быть отвлеченным, последовательным познанием). Мысль обретает в слове необходимую материальную оболочку. Человеческое мышление невозможно без языка. Чем лучше продумана мысль, тем более четко и ясно она выражается в словах, в речи.

Формулируя и размышляя вслух для других, человек формирует их и для себя. Такое формулирование, закрепление и фиксирование мысли способствует более глубокое понимание. Благодаря формированию и закреплению в слове мысль не исчезает и не угасает, едва успев возникнуть. Это дает возможность вернуться к этой мысли, более глубокому ее осмыслению, сравнивать одну мысль с другой.

Важную роль здесь играет внутренняя речь. Речь является материальной (словесной) оболочкой мышления.

Понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выражающаяся словом или группой слов.

Мышление – наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познавательными объектами. Оно связано с непосредственно воспринимаемым предметом. Только с появлением речи становится возможным отвлечь от познаваемого предмета свойство и закрепить, зафиксировать представление или понятие о нем в специальном слове. Мысль обретает в слове материальную оболочку. Мысль возникает и развивается в неразрывной связи с речью: чем глубже и основательнее продумана, тем более четко и ясно выражена.

Речь – процесс общения людей посредством языка.

Понятия формируются в общественно-историческом опыте. Человек усваивает систему понятий в процессе жизни и Деятельности.

Рассуждение – четкое и правильное сопоставление друг с другом всех основных мыслей, возникающих в процессе мышления.

Мышление проходит 2 стадии:

1. Допонятийное (начальная стадия развития мышления у ребенка). Суждения одиночные, о данном предмете. Особенность допонятийного мышления – эгоцентризм, поэтому ребенок до 5 лет не может посмотреть на себя со стороны, воспринимать чужую позицию.


Ключевые слова: время, восприятие времени, ощущение, психический процесс.

Люди способны забывать о длительности и последовательности происходящих событий, а значит, в восприятии времени важную роль играет такой психический процесс, как память. Восприятие прошлого, настоящего и будущего обеспечивает нормальное функционирование человека в обществе. С. Л. Рубинштейн считал, что вся человеческая жизнь, включая психологическое благополучие, зависит от осознания и возможности воспроизведения временной линии, состоящей из последовательно идущих причинно-следственных связей, воспоминаний, эмоционально окрашенных событий и перспектив на будущее (немаловажная роль уделяется воображению). Чтобы человеку было проще ориентироваться во временной последовательности, в современном мире существует множество способов документирования всевозможных деталей повседневности, что с одной стороны открывает перспективы для более глубокого понимания и изучения фактов, а с другой — вызывает противоречия в собственных воспоминаниях.

Еще древние философы говорили, что время — это мера движения. С детства человека учат считать, и, как правило, чтобы что-либо запомнить, ребенок проговаривает цифры вслух. Считать человеку приходится всю оставшуюся жизнь, и некоторые люди, способны очень отчетливо отсчитывать время: профессиональные музыканты, военные, спортсмены, танцоры и т. д. Их профессиональная деятельность выработала и закрепила нужные нейронные связи для восприятия музыкального темпа, ритма, для выполнения действия по команде и т. д. (по данным исследований Франсуа М., в ходе специальных длительных тренировок, человек способен повысить точность восприятия временных промежутков). Все эти занятия также предусматривают индивидуальное проговаривание тех небольших временных интервалов, которые необходимы для координации движений и действий. Становится очевидна связь между артикуляцией, слуховыми ощущениями, самим действием и сопоставлением ответных сигналов.

Во втором случае получается, что при непосредственном воздействии на рецепторы тела, можно судить о временных характеристиках. Согласно этому подходу, любые модально-специфические ощущения могут служить ориентирами. Эта интерпретация шире, чем предыдущая, а значит, способна объяснить, каким образом изменения внешней среды могут влиять на восприятие времени. Самым простым примером будет распознаванием дня и ночи зрительным анализатором.

Из этого можно сделать вывод, что все основы восприятия времени людям были даны от рождения, но восприятие времени в том виде, в котором им может оперировать современный человек — это приобретенный по собственной необходимости сложный психический процесс.

Из всего вышесказанного можно заключить, что потенциал для подробного изучения восприятия времени велик. Существует много знаний, на основании которых можно разрабатывать эксперименты по изучению данной проблемы. Физические, психологические, нейрофизиологические, антропологические и исторические знания, когда-нибудь смогут быть объединены в единую методику, раскрывающую загадки данного психического процесса. У человека есть субъективное восприятие времени, выработанное в процессе жизнедеятельности, а также внутреннее биологическое время, характеризующее протекание ритмичных циклов организма. Топическое местоположение механизма, отвечающего за индивидуальную оценку времени еще не найдено, однако, его работу связывают с совместным включением всех психических процессов.

Основные термины (генерируются автоматически): восприятие времени, время, внешняя среда, ощущение, правое полушарие, психический процесс, индивидуальная оценка времени, самое дело, собственное сердце, точное различение промежутков времени.

Гост

ГОСТ

Понятие времени

Любой процесс, будь то пространственное перемещение, качественное изменение, возникновение или гибель, происходит во времени. Время является формой протекания всех механических, органических и психических процессов, является условием возможности движения.

Еще в античной мифологии и древнегреческом эпосе можно встретить первые упоминания категории времени. Свое время соответствует каждому изменению в природе. В одном времени, на одном уровне мира может находиться тело человека, а душа может существовать и в других. Деление мира на два уровня естественный и сверхъестественный, четко просматривается в древних мифах. В основе религии лежит этот же принцип, но с её появлением представление о времени несколько меняется. Время воспринималось абстрактно, как самостоятельно существующая субстанция.

Ньютон ввел время для описания физических законов в строгой форме и считал, что существует абсолютное – истинное математическое время, называемое длительностью и относительное время – кажущееся или обыденное время, как то час, день, месяц, год.

Для человека как физического объекта применимы эталоны и единицы физического времени, в которых измеряется хронологический возраст.

Биологическое время, биологический возраст – время функционирования индивида как живого организма. Социальное время говорит о социальной зрелости человека.

Готовые работы на аналогичную тему

Внутренний мир личности и его динамика, включающая в себя ценности и идеалы, жизненный опыт, чувства, мысли, побуждения подчиняется особым временным отношениям, которые определены как психологическое время. Впервые проблему психологического времени поставил А. Бергсон.

Психологическое время наделено такими чертами:

  • Психологическое время непрерывно;
  • Оно изменяет мир, т.е. оставляет след на вещах;
  • Является символом изменения;
  • Имеет внутреннюю генетическую взаимосвязь мгновений.

Таким образом, можно сказать, что время существует объективно, изменяется лишь представление о нем, субъективно только его восприятие.

Восприятие времени

По сравнению с восприятием пространства, восприятие времени изучено меньше, потому что нет специализированного органа, который бы занимался этим вопросом. Помимо этого сложность изучения вопроса в том, что время не воспринимается как явление материального мира, а о его течении человек судит только по определенным признакам.

Физики и математики рассматривают время как четвертое измерение пространства.

Как и пространство, время является одной из основных форм существования материи, а восприятие времени есть отражение объективной длительности, скорости, последовательности явлений действительности. Восприятие времени дает возможность ориентироваться в окружающей среде и является важной частью приспособительной деятельности.

У человека ориентировка во времени происходит с помощью корковых отделов мозга, а клинические исследования показали, что в коре головного мозга нет специального центра отсчета времени. При поражении различных отделов коры наблюдается расстройство восприятий времени. Таким образом, восприятие времени осуществляется с помощью ряда анализаторов, действующих как единое целое. Ритмическая смена возбуждения и торможения в больших полушариях головного мозга, лежит в основе восприятия времени.

У человека восприятие времени связано с восприятием объектов окружающего мира и, прежде всего, это:

  • Восприятие перемещения объектов в пространстве;
  • Восприятие трансформации этих объектов;
  • Восприятие взаимодействия нескольких объектов;
  • Установление наглядных причинно-следственных связей.

Если говорить о восприятии времени в узком смысле, то это есть восприятие длительности и последовательности каких-либо событий. Восприятие времени может изменяться в зависимости от эмоционального состояния человека. Всем известно, что положительные эмоции дают иллюзию быстрого течения времени и, наоборот, отрицательные эмоции время как бы растягивают.

Необратимость является характерной чертой времени. Человек имеет возможность вернуться в то место пространства, из которого ушел, но, вернуться в то время, которое прошло, уже невозможно. Установление однозначной, необратимой последовательности событий во времени предполагает раскрытие причинной зависимости между ними, на основании которых опосредованно решается вопрос об объективной их последовательности.

У детей временные восприятия формируются довольно поздно.

Все точки пространства равноправны, но у времени должна быть одна привилегированная точка. Этой естественной отправной точкой во времени является настоящее. Оно разделяет время на прошлое и будущее и дано как нечто наличное. Именно от него человек направляет свой взор в прошлое и будущее. Тем не менее, в череде опосредованных событий и настоящее имеет свое положение, т.е. имеет точку, от которой ведется исчисление времени. Для конкретного человека этой точкой является дата его рождения, а для человечества – общепринятая точка рождения Иисуса Христа.

В восприятии времени выделяются два аспекта:

  1. Субъективный. Этот аспект связан с личной оценкой человека тех событий, которые происходят в течение временного периода, с их наполненностью и эмоциональной окрашенностью. Этот аспект отражает непосредственное ощущение времени человеком;
  2. Объективно-условный. Аспект связан с объективным течением событий и интервалов времени. С помощью опорных инструментов он помогает человеку ориентироваться во времени.

На сегодняшний день из всех единиц измерения самой популярной является час времени. Такие единицы времени, как час и минута употребляются значительно чаще, чем килограмм или градус, поэтому, совсем не случайно то, что провалились все попытки сделать время метрическим.

Существовать вне времени никто и ничто не может, поэтому оно касается всех и каждого.

Восприятие движения

Благодаря очень сложному механизму, природа которого еще не вполне выяснена, осуществляется восприятие движения.

Под восприятием движения понимается отражение изменения положения объектов, находящихся в пространстве. В восприятии движения основную роль играют зрительный анализатор и кинестезический, а скорость, ускорение, направление, являются параметрами движения объекта. Информацию о перемещении объекта в пространстве человек может получить непосредственно, сам воспринимая акт перемещения, а также на основе умозаключения о движении объекта, находящегося некоторое время в другом месте.

Движение предмета в пространстве человек воспринимает вследствие того, что движущийся предмет выходит из области наилучшего видения и заставляет передвигать глаза, чтобы вновь зафиксировать на нем взгляд. В результате происходит два явления:

  1. Смещение объекта относительно положения тела человека, указывает на его передвижение в пространстве;
  2. Движение глаз, следящих за предметом, фиксируется мозгом. Это положение очень важно, но, механизм обработки информации о движении глаз сложен и противоречив.

Если человеку зафиксировать глаза и голову, будет ли он в состоянии воспринимать движение предметов? Э. Мах провел специальный эксперимент, в котором глаза испытуемых фиксировались так, что не позволяли их поворачивать. И, тем не менее, у испытуемых каждый раз возникало ощущение движения предметов, при попытке повернуть глаза. Таким образом, получается, что мозг фиксирует не движение глаз, а попытку двигать глазами, т.е. для восприятия движения важен не сигнал о перемещении глаз, а копия команды на их перемещение.

Косвенные признаки в восприятии движения играют большую роль, они создают опосредованное впечатление движения. Механизм их использования заключается в том, что при их обнаружении осуществляется интеллектуальная обработка и выносится суждение о движении предмета. Даже тогда, когда движения на самом деле нет, может возникнуть впечатление движения.

По мнению К. Дункера, движущимся будет восприниматься тот объект, который будет локализоваться на другом объекте – двигается фигура, а не фон, на котором эта фигура воспринимается. Из двух предметов, как показал Э. Оппенгеймер, движущимся кажется меньший и тот, который в течение опыта претерпевает наибольшие количественные или качественные изменения.

Движения различают действительные и кажущиеся. Как правило, кажущееся движение окружающих предметов ощущает утомленный человек.

Восприятие движения возможно также с помощью слухового анализатора. С приближением источника звука, слышимая его громкость усиливается и ослабевает при его удалении.

Читайте также: