Внутренний климат семьи доклад

Обновлено: 18.05.2024

Психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает решительное влияние на развитие, как детей, так и взрослых. Он не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают члены каждой семьи, и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным и как долго продлится брак.


Так для благоприятного психологического климата характерны следующие признаки: сплоченность, возможность всестороннего развития личности каждого ее члена, высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу, чувство защищенности и эмоциональной удовлетворенности, гордость за принадлежность к своей семье, ответственность. В семье с благоприятным психологическим климатом каждый ее член относится к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям — еще и с почитанием, к более слабому — с готовностью помочь в любую минуту. Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление ее членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчеркивать достоинства и добрые дела каждого. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи. Исходной основой благоприятного климата семьи являются супружеские отношения. Совместная жизнь требует от супругов готовности к компромиссу, умения считаться с потребностями партнера, уступать друг другу, развивать в себе такие качества, как взаимное уважение, взаимное доверие, взаимопонимание.

Когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, отчуждение, в этом случае говорят о неблагоприятном психологическом климате в семье. Все это препятствует выполнению семьей одной из главных своих функций — психотерапевтической, снятия стресса и усталости, а также ведет к депрессиям, ссорам, психической напряженности, дефициту в положительных эмоциях. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным.

В зависимости от степени неурядиц различают семьи:

ü конфликтные , в которых возникают разногласия между интересами и желаниями членов семьи, которые порождают сильные и продолжительные отрицательные эмоции, кризисы, где нужды и интересы членов семьи сталкиваются особенно резко, поскольку касаются важнейших сфер жизнедеятельности семьи;

ü проблемные, которые нуждаются в помощи в конструктивном решении конфликтов, в преодолении объективных сложных жизненных ситуаций (например, отсутствие жилья и средств для существования) при сохранении общей положительной семейной мотивации.

Психологический климат семьи

и его влияние на эмоциональное состояние ребенка.

Психологический климат семьи выражается в том, какие преобладают отношения и настроения: восторженное, радостное, светлое, спокойное, теплое, тревожное, холодное, враждебное, подавленное.

При благоприятном микроклимате каждый член семьи чувствует себя равным среди равных, нужным, защищенным и уверенным. Он ощущает семью своеобразным пристанищем, куда приходит отдыхать, или колодцем, где черпает живительную свежесть, бодрость и оптимизм. Главное в семье – чувство самооценки и стремление уважать право каждого быть личностью, а не только мужем, отцом, хозяином дома или партнером.

Благоприятная психологическая атмосфера связана с таким общением, которое не в тягость кому-то из членов семьи. А для того чтобы барометр вашей семьи всегда показывал хорошую погоду, постарайтесь овладеть следующими умениями:

Обращать внимание на других (от вашего знания домашних зависит счастье семьи).

Слушать, что говорят другие (ибо с глухими разговаривать трудно).

Не вступать в конфликты (учтите – что лучший способ выйти из конфликта – это не вступать в него).

Ободрять других (оптимистам жить легче).

Делать комплименты (учтите, что женщины любят ухом, и даже самые умные мужчины легко откликаются на самую грубую лесть).

Вероятнее всего, благоприятная психологическая атмосфера присутствует в гармоничной семье. Какую же семью можно назвать гармоничной? В такой семье ощущается радость жизни. Все обитателя Дома уверены, что их с интересом и радостью выслушают. Здесь все знают, что с ними считаются и всегда учитывают позицию других. Потому люди открыто проявляют свои чувства: радости и огорчения, успехи и поражения. В такой семье люди не боятся рисковать, так как знают – семья поймет, что поиск нового всегда сопряжен с возможными ошибками. Ошибки говорят о том, что человек растет, меняется, совершенствуется и развивается. В гармоничной семье все чувствуют себя на своем месте, и они таковы, какими хотят себя видеть – признанные и любимые. Здесь привыкли смотреть друг на друга, а не в потолок. И даже младенцы выглядят открытыми и дружелюбными. В семье царит молчаливое спокойствие (но не безразличное молчание из-за страха быть непонятым). Буря в таком Доме – это признак какой-то очень важной активности членов семьи, а вовсе не попытка затеять ссору. Ведь каждый знает: если его не слушают сейчас, то лишь потому, что на это нет времени, а не потому, что не любят. В таких семьях люди чувствуют себя уютно и комфортно. Взрослые и дети не скрывают нежности и в любом возрасте проявляют ее не только в поцелуях, но и в том, что открыто беседуют друг с другом о себе и своих делах.

Родители в гармоничных семьях понимают, что проблемы будут неизбежно возникать по мере роста и развития ребенка. Сама жизнь будет их ставить перед ребенком, перед его семьей, и они будут пытаться решить новые задачи. В проблемных семьях родители выкладывают всю свою энергию для того, чтобы вообще не иметь проблем. Когда же они возникают (а они не могут не возникать), то оказывается, что люди уже исчерпали свои силы и возможности. Одна из отличительных черт, присущих зрелой, гармоничной семье, заключается в том, что родители верят в неизбежность перемен в детях и сами готовы с ними постоянно меняться.

Истинная сущность воспитательной работы, вы и сами уже догадались об этом, вероятно, заключается вовсе не в ваших разговорах с ребенком, не в прямом воздействии на ребенка, а в организации вашей семьи, вашей личной и общественной жизни и в организации жизни ребенка. Воспитательная работа есть, прежде всего, работа организатора. В этом деле поэтому нет мелочей.

Семья – сложная система взаимоотношений между супругами, родителями, детьми, другими родственниками. В совокупности эти отношения составляют микроклимат семьи, который непосредственно влияет на эмоциональное самочувствие всех ее членов, через призму которого воспринимается весь остальной мир и свое место в нем. В зависимости от того, как ведут себя с ребенком взрослые, какие чувства и отношения проявляются со стороны близких людей, ребенок воспринимает мир притягательным или отталкивающим, доброжелательным или угрожающим. В результате у него возникает доверие или недоверие к нему. Это является основой для формирования позитивного самоощущения ребенка. Эмоционально-благоприятные взаимоотношения в семье стимулируют у всех ее членов чувства, поведение, действия, направленные друг на друга. Благополучие человека в семье переносится на другие сферы взаимоотношений (на сверстников в детском саду, школе, на коллег по работе и т.д.). И напротив, конфликтная обстановка в семье, отсутствие душевной близости между ее членами часто лежат в основе дефектов развития и воспитания.

Гармония семейных отношений не означает отсутствие проблем и бесконфликтности. Напротив, чем ближе к идеалу, тем сложнее и тоньше мир возникающих противоречий.

Тест на определение психологического климата семьи

Прочитайте следующие утверждения. Если Вы согласны с утверждением поставьте "да", если несогласны - поставьте "нет".

1. Наша семья очень дружная.

2. По субботам и воскресеньям у нас принято завтракать, обедать и ужинать всем вместе.

3. Присутствие некоторых членов семьи обычно выводит меня из равновесия.

4. В своем доме я чувствую себя очень уютно.

5. В жизни нашей семьи есть обстоятельства, которые очень дестабилизируют отношения.

6. Лучше всего я отдыхаю в домашней обстановке.

7. Если в семье случаются раздоры, то о них все быстро забывают.

8. Некоторые привычки кого-либо из членов семьи меня очень раздражают.

9. С полным основанием я могу считать: мой дом - моя крепость.

10. Визиты гостей обычно благотворно влияют на отношения в семье.

11. В семье есть очень неуравновешенный человек.

12. В семье хотя бы кто-нибудь меня всегда утешит, ободрит, вдохновит.

13. В нашей семье есть член(ы) с очень трудным характером.

14. У нас в семье все хорошо понимают друг друга.

15. Замечено: визиты гостей обычно сопровождаются мелкими или значительными конфликтами в семье.

16. Когда я надолго уезжаю из дома, то очень скучаю по "родным стенам".

17. Знакомые, побывав у нас в гостях, обычно отмечают мир и спокойствие в нашей семье.

18. Время от времени в нашем доме возникают сильные скандалы.

19. Домашняя атмосфера часто действует на меня угнетающе.

20. В семье я чувствую себя одиноким и никому не нужным.

21. У нас принято отдыхать летом всей семьей.

22. Трудоемкие дела мы обычно выполняем коллективно - генеральная уборка, подготовка к празднику, работа на дачном участке и т. п.

23. Члены семьи часто вместе поют или играют на музыкальных инструментах.

24. В семье преобладает радостная, веселая атмосфера.

25. Обстановка скорее тягостная, грустная или напряженная.

26. В семье меня раздражает то, что все или почти все говорят в доме на повышенных тонах.

27. В семье принято извиняться друг перед другом за допущенные ошибки или причиненные неудобства.

28. По праздникам у нас обычно веселое застолье.

29. В семье настолько дискомфортно, что часто идти домой не хочется.

30. Меня часто обижают дома.

31. Меня всегда радует порядок в нашей квартире.

32. Когда я прихожу домой, у меня часто бывает такое состояние: никого не хочется видеть и слышать.

33. Отношения в семье весьма натянутые.

34. Я знаю, что кое-кто в нашей семье чувствует себя неуютно.

35. К нам часто приходят гости.

Обработка данных.

"да" - 1, 2, 4, 6, 7, 9, 10, 12, 14, 16, 17, 21, 22, 23, 24, 27, 28, 31, 35;

"нет" - 3, 5, 8, 11, 13, 15, 18, 19, 20, 25, 29, 30, 32, 33, 34.

За каждый совпадающий с ключом ответ начисляется балл.

Интерпретация результатов:

Показатель "характеристика биополя семьи" может варьироваться от 0 до 35 баллов.

0-8 баллов . Устойчивый отрицательный психологический климат. В этих интервалах находятся показатели супругов, принявших решение о разводе или признающих свою совместную жизнь "трудной", "невыносимой", "кошмарной".

9-15 баллов . Неустойчивый, переменный психологический климат. Такие показатели дают супруги, частично разочарованные в совместном проживании, испытывающие некоторое напряжение.

16-22 балла. Неопределенный психологический климат. В нем отмечаются некоторые "возмущающие" факторы, хотя в целом преобладает позитивное настроение.

23-35 баллов . Устойчивый положительный психологический климат семьи.

Семья — уникальная подсистема государства, способная успешно решать специфические функции по воспроизводству населения и социализации новых поколений. Именно по этим причинам актуализируется задача профессионального изучения семьи как социальной системы, отношений семьи и государства, концептуальных основ государственной семейной политики. Семья играет исключительно важную роль в формировании и развитии личности ребенка [2]. С первых мгновений жизни он развивается как социальное существо. Родители приобретают статус жизненно важных фигур автоматически, так как физическая жизнь в самом прямом смысле зависит от них; в дальнейшем потребность в их любви и одобрении приобретают для него такое же значение. Во взаимоотношениях с родителями ребенок черпает и осваивает поведенческие навыки, навыки межличностного общения, полоролевые образцы поведения многое другое. Родительское отношение — один из наиболее важных аспектов межличностных отношений в семье.

Микроклимат в семье

Лучший пример – это пример родителей. В большинстве случаев дети являются отражением родителей. Конечно же, воспитательная функция на этом не исчерпывается. Можно говорить и о самовоспитании в семье.

С первых мгновений жизни ребенка семья играет исключительно важную роль, он развивается как социальное существо. Родители приобретают статус жизненно важных фигур автоматически, так как физическая жизнь в самом прямом смысле зависит от них; в дальнейшем потребность в их любви и одобрении приобретают для него такое же значение. Во взаимоотношениях с родителями ребенок черпает и осваивает поведенческие навыки, навыки межличностного общения, полоролевые образцы поведения многое другое. Родительское отношение - один из наиболее важных аспектов межличностных отношений в семье. Доброжелательные отношения в семье в сочетании с уютом создают ту особую атмосферу, которая рождает чувство домашнего очага. Чтобы оно проявилось, нужно совместное усилие всех членов семьи, их коллективный душевный и физический труд.

Методики для психодиагностики супружеских отношений

В настоящее время в психологии существует огромное количество конкретных методических приемов исследования межличностных супружеских отношений. И тем не менее, одной из острых проблем семейного консультирования является получение полной, объективной, достаточной информации о брачно-семейной ситуации клиента. От этой информации зависит точность и постановки диагноза, выбор методов и направления коррекционной работы и эффективность помощи. Сбор информации предполагает наличие у консультанта определенной модели семьи и брака, возможных источников их дестабилизации. Концептуальные установки консультанта служат упорядочению получаемой от клиента информации.

Опросник РОП (ролевые ожидания и притязания в браке) предложен А.Н. Волковой для исследования семейных установок, позволяющий установить иерархию семейных ценностей и представления о распределении ролей при их реализации, а также ролевую структуру супружеской пары: кто и в какой мере берет на себя инициативу и ответственность за выполнение тех или иных функций семьи.

Тест Т. Лири используется для диагностики взаимопонимания, идеального образа партнера. Он представляет собой набор характерологических утверждений, выраженность которых у себя и партнера предлагается оценить.

FBT- тест семейных отношений - проективная техника, впервые описанная Ховельсом и Ликоришем в 1936г. Она представляет собой набор из 40 картин, изображающих разные формы отношений между членами семьи. Тест позволяет получить представление о чувствах и поведении индивида в семье по отношению ко всем ее членам.

В целом благополучная супружеская пара, характеризуется: сходством семейных ценностей, высокой ролевой адекватностью, низкой конфликтностью в разных сферах жизни, высоким уважением и эмоциональным приятием друг друга.

Список литературы:

1.Дармодехин С.В. Семья и государство// Мониторинг социально-экономического потенциала семей. №3. 2000.

2. Лидерc А.Г. Семья как психологическая система. Очерки психологии семьи. — Москва-Обнинск. ИГ-СОЦИН, 2004. 294 с.

3.Обозов Н.Н., Обозова А.Н. Диагностика супружеских затруднений // Психологический журнал. - 1982. - Т.3, N2.

4.Олейник Ю.Н. Исследование уровней совместимости в молодой семье // Психологический журнал.-1986.-Т.7,N2.

5.Скиннер Р., Клинз Дж. Семья и как в ней уцелеть /Пер. с англ. - М., 1995.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МИКРОКЛИМАТ СЕМЬИ.

Психологический микроклимат – это взаимоотношения между всеми участниками семьи. Психологический микроклимат в семье - это взаимоотношения между старшим поколением и младшим. Из истории известно, что старшее поколение всегда было положительным примером для младших. Очень часто конфликты в семье связаны с непониманием друг друга. Дети не понимают своих родителей, а те в свою очередь, не хотят видеть проблемы, пусть даже ещё маленьких, детей. Современный ритм жизни всё меньше времени оставляет для воспитания своих чад. Забывая, про семейные традиции, в силу напряжённости работы и темпа жизни, родители уклоняются от обязанности воспитания. Ребёнок замыкается, становится на путь борьбы за внимание родителей. Никакая работа не освобождает родителей от их прямой обязанности воспитать любовь и уважительное отношение к старшему поколению, труду и обществу в целом. Благоприятный микроклимат в семье обеспечивается также участием всех её членов в труде по самообслуживанию и организации быта семьи, когда каждый человек в семье имеет свои трудовые обязанности. Особенно сплачивается семейный коллектив во время совместной работы по уборке квартиры, приготовлению праздничного стола, работе в огороде, или на даче и конечно же чтение в семейном кругу. Совместная работа детей и родителей как ничто лучше снимает стрессы и тревогу у ребёнка.

При отсутствии любви, доброты, понимания, при жестокости родителей в детях развиваются такие черты, как упрямство, непослушание или трусость, безынициативность, безволие. Часто ожидание наказания, у детей вызывает тревожное настроение, легко переходящее в агрессию, вначале по отношению к более слабым (младшим детям, животным), а потом к сверстникам, как близким, так и посторонним.

Чтобы избежать ошибок в воспитании, существуют правила воспитания трудолюбия у детей – это непосредственное участие ребёнка в трудовой деятельности, личный пример родителей в труде, мотивация к труду, отсутствие порицаний и наказаний и другое. Настойчивость, терпение и самоконтроль помогают преодолевать неизбежные в жизни затруднения. Особое значение для душевного благополучия имеет самодисциплина. Владеющий собой человек не создает конфликтов и тушит возникающие и становится полезным для социума и общества в целом.

Всестороннее воспитание ребенка, подготовка его к жизни в обществе – главная социальная задача, решаемая обществом и семьей. Родители – первые воспитатели и учителя ребенка, поэтому их роль в формировании его личности огромна. Если родителям свойственна широта интересов, действенное отношение ко всему происходящему в нашей стране, то и ребенок, разделяя их настроение, приобщаясь к их делам и заботам, усваивает соответствующие нравственные нормы. Поэтому родителям, прежде всего, необходимо воспитывать самих себя, правильно организовывать жизнь семьи, создавать высоконравственные внутрисемейные отношения, обеспечивающие здоровый микроклимат.

ВложениеРазмер
mikroklimat_semi_spirina_e.a.docx 20.57 КБ

Предварительный просмотр:

6 ноября 2015 г.

Спирина Эльвира Анатольевна

Всестороннее воспитание ребенка, подготовка его к жизни в обществе – главная социальная задача, решаемая обществом и семьей.

Родители – первые воспитатели и учителя ребенка, поэтому их роль в формировании его личности огромна. В повседневном общении с родителями малыш учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы поведения. Если родителям свойственна широта интересов, действенное отношение ко всему происходящему в нашей стране, то и ребенок, разделяя их настроение, приобщаясь к их делам и заботам, усваивает соответствующие нравственные нормы. Поэтому родителям, прежде всего, необходимо воспитывать самих себя, правильно организовывать жизнь семьи, создавать высоконравственные внутрисемейные отношения, обеспечивающие здоровый микроклимат.

Микроклимат семьи, определяется в значительной степени характером взаимоотношений в первую очередь родителей. При отрицательных взаимоотношениях разлад родителей наносит огромный вред настроению ребенка, его работоспособности, взаимоотношению со сверстниками. В связи с этим, важно знать особенности взаимоотношений в семье, преобладающий эмоциональный фон, отношение родителей к детям и т.д. Зная особенности микроклимата, специалист может четко определить направления профилактической и коррекционной работы с семьями в данном образовательном учреждении. В последние годы, исходя из статистических данных, социальную обстановку среди некоторых семей нельзя назвать психологически комфортной: растет число неблагополучных семей, малообеспеченных, неполных.

Предлагаю ознакомиться с некоторыми практическими рекомендациями по созданию и сохранению благоприятного микроклимата в семье, во взаимоотношениях между родителями и детьми.

Чтобы было о чем задуматься…


Психологический климат в семье для многих является основой внутренней гармонии, счастья. В благоприятных условиях человек чувствует спокойствие, благополучие, ощущает стремление к развитию и полноценным отношениям с другими людьми. Что влияет на психологический климат в семье, как сделать, чтобы и дети, и взрослые чувствовали себя комфортно?

Понятие психологического климата

счастливая семья

То, как чувствуют себя все члены семьи, насколько им комфортно и удобно находиться вместе, жить в одном доме, можно определить как психологический климат. Это нечто неуловимое, что создает ощущение уюта или гнета, счастья и благополучия или тревоги.

Принято говорить, что климат может быть благоприятным и неблагоприятным. В первом случае каждый, кто живет под одной крышей, с удовольствием возвращается домой вновь и вновь, любит общаться с другими членами семьи, проводить вместе праздники. В такой семье всегда найдется поддержка, сочувствие, чувство единения.

Благодаря этому, горе, утрата, неприятности переносятся легче. Замечено, что в семьях с благоприятным микроклиматом дети реже болеют, лучше учатся, чувствуют себя более уверенными. Благополучие создается на основе доброжелательного отношения друг к другу и осознании обоюдной ответственности. В людях есть необъяснимый внутренний свет, счастье.

В условиях неблагоприятного психологического климата царит негативное, унылое настроение. Оно наполнено тревогами, беспокойством, страхами. Члены семьи не доверяют друг другу, не проявляют эмпатии или даже простой симпатии. Не могут найти общий язык. Бывает, если что-то случится с одним человеком, ему скорее помогут окружающие, чем кто-то из родственников.

Как быстро улучшить климат в семье?

Как быстро улучшить климат в семье?

О том, что в семье проблемы, можно увидеть по детям. Они растут замкнутыми, тревожными, скрытными, неуверенными в себе; нередко склонны к агрессии.

Что влияет на психологический климат

На то, какой микроклимат будет царить в семье, влияют, прежде всего, родители и их взаимоотношения. Постоянные ссоры, ругань, нежелание услышать и понять друг друга ранят не только их, но и других членов семьи.

Особенно это касается детей. Кажется, что малыш совсем маленький и ничего не поймет, если мама с папой разок громко поссорятся. Ничего подобного, он услышит грохот, агрессию, почувствует страх. Частые повторения конфликтов станут основой развития беспокойства и тревожности. Ссоры, взаимное неуважение, презрение в более позднем возрасте спровоцируют появление агрессивности, негативизма, неумения и нежелания сочувствовать другим.

На то, каким будет микроклимат, влияют психологические особенности родителей и детей, бабушек, дедушек, их здоровье, социально-экономические причины:

  • Зависимость одного из членов семьи от алкоголя, игр, компьютера, работы, интернета, наркотиков. Неважно, кто зависимый – родители или дети. Как только появилась зависимость, отношения в семье теряют точку стабильности. Если раньше у каждого человека была своя цель, то теперь все крутится вокруг зависимого; родственники превращаются в его созависимых.
  • Неуважение супругов друг к другу. Часто люди играют свадьбу, поторопившись, приняв не совсем верное решение. Бывает, что они в какой-то миг осознают, что разлюбили друг друга. Можно было бы спокойно расстаться, остаться друзьями, сообщить детям о принятом решении и продолжать общаться с ними с уважением и пониманием ценности человеческих отношений. Многие, однако, предпочитают жить, унижая друг друга, скрывая ложь и обман, ругаясь и конфликтуя.
  • Отсутствие ясной стратегии воспитания. Если от детей требовать невозможного или, наоборот, попустительствовать им, они, не понимая, как должны действовать, будут чувствовать беспокойство и станут раздражающим фактором. Это произойдет даже при очень доброжелательных родителях.
  • Один или несколько членов семьи страдают серьезным соматическим или психическим заболеванием, при этом остальные не способны или не умеют оказать нужную поддержку.
  • Низкий уровень доходов, отсутствие обычных благ, позволяющих чувствовать себя в безопасности и уюте. Но самое главное это не объективно уровень доходов, а эмоциональная и ментальная фиксация на своей бедности, подчеркивание ее.
  • Постоянное или временное присутствие родственника, который не может влиться в семью. Это может быть тетя, дядя, бабушка, племянник. Какая бы ни была степень родства, присутствие непривычного человека порождает дискомфорт.

О том, что психологический микроклимат очень тонкое, нестабильное состояние, говорит такой пример – родители развились (мирно, по взаимному согласию), дети остались с мамой. Папа переехал в другой город, раз в год приезжает в гости, между приездами с детьми практически не общается.


В очередной свой приезд дети не смогли спокойно с ним оставаться. Сутки без мамы закончились истерикой. Она не настраивала детей против отца, наоборот, хотела, чтобы он с ними больше общался. Однако его приезд оказался катастрофой, и ребятишки еще долго втайне радовались, что он уехал.

Как создать благоприятный психологический климат

Чтобы в семье было спокойно и безопасно, потребуется участие каждого человека. И основной совет здесь, как в старых добрых сказках – мир да любовь. Без мягкого, участливого отношения друг к другу, понимания, заботы, стремления сделать что-то хорошее, добиться, чтобы психологический климат в семье был хорошим, не удастся.

Несколько конкретных советов:

  • При появлении проблем, серьезных разногласий в отношениях с мужем, детьми, бабушками или дедушками, не нужно оставлять их на самотек. Необходимо их решать, искать выход из создавшегося положения. Причем вовлечены должны быть все участники конфликта.

Представь, что в семье царит напряжение из-за того, что к вам переселилась твоя мама, и она вечно недовольна твоим мужем. Чтобы ты или он не делали, покоя не будет, пока мама не перестанет его поддевать, оскорблять, сравнивать с другими.

  • Когда принимается решение, затрагивающее всю семью, необходимо учитывать мнение каждого ее члена. В обсуждение должны быть вовлечены все. Возможно, ваш ребенок-младший школьник выскажет такую идею, которая перевернет все ваше видение ситуации.
  • Быть открытыми, доверять друг другу. Делясь радостями и горем друг с другом, вы вместе воздаете ощущение покоя, благополучия, уюта в доме. И наоборот, напряжение, беспокойство рождается в тот момент, когда кто-то в семье начинает что-то скрывать.
  • Заботиться друг о друге. Приятно, когда тебе, когда ты вдруг разболелась или расстроилась из-за работы, приготовят чай, поднесут его с теплым круассаном из соседнего кафе. Это приятно не только тебе, но и всем окружающим. Удовольствие от принимаемой заботы учит детей любить ее дарить и принимать.

На семейный микроклимат влияют разные факторы, в том числе социальные причины и здоровье. Но это влияние можно уменьшить, относясь к своей семье с любовью, уважением, ценя каждый миг, проведенный вместе.

Читайте также: