Внешняя политика казахстана доклад

Обновлено: 08.07.2024

Оглавление

Введение
1. Становление внешней политики РК…………………………………. 4
2. Признание суверенного Казахстана мировым сообществом…………5
3. Проблема ядерной безопасности……………………………………….7
4. Достижения внешней политики……………………………….………..9
Список литературы

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ.doc

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Восточно-Казахстанский государственный технический

Университет имени Д. Серикбаева

Выполнила ст. гр. 10-ПО-2

1. Становление внешней политики РК…………………………………. 4

2. Признание суверенного Казахстана мировым сообществом…………5

3. Проблема ядерной безопасности……………………………………….7

4. Достижения внешней политики……………………………….… ……..9

С обретением суверенитета республика столкнулась с необходимостью выработки и проведения собственной внешней политики.

Создавая систему национальной безопасности, т.е. внешнюю политику, Казахстан должен был исходить из особенностей своего геополитического и экономического положения.

Место и роль Казахстана в международных отношениях определяются его географическим, геополитическим и геоэкономическим положением и возможностями. Самое главное – это расположение Казахстана в районе стыковки путей, связывающих Европы и Азию. Ближайшие соседи нашей страны – Россия, Китай и исламские государства Средней Азии. Через территорию Казахстана в древности проходил легендарный Великий Шелковый путь. В связи с этим многие страны мира проявляют заинтересованность в установлении и развитии разносторонних связей с Казахстаном. Главный интерес – это природные богатства, огромные запасы полезных ископаемых. В целом по Казахстану ежегодно осваивается свыше 1,5 млрд. т. полезных ископаемых.

Мировое сообщество смотрит на Казахстан как на один из основных источников энергии в XXI в. Казахстан занимает ведущее место в мире по запасам нефти, газа, угля и урановых руд. Кроме того, сельское хозяйство республики производит достаточное количество зерна на экспорт. При определении основных направлений своей внешнеполитической деятельности руководство страны в первую очередь старается извлечь пользу из всех этих геополитических факторов.

1. Становление внешней политики РК

В новейшей истории Казахстана с обретением Независимости внешняя политика республики воссоздавалась также весьма в непростых условиях. У нас не было опыта современной внешнеполитической деятельности и дипломатических представительств за рубежом, существовал острейший дефицит квалифицированных кадров. При активном участии кадровых дипломатов, работавших в структуре МИД СССР, опытных политиков страны – ныне ветеранов дипломатической службы, правительство было вынуждено решать в ускоренном порядке сложные вопросы формирования внешней политики нового суверенного государства.

Главными внешнеполитическими приоритетами республики являются защита национальных интересов за рубежом, продвижение миротворческих инициатив, обеспечение региональной и глобальной безопасности, защита прав и интересов наших граждан, привлечение прямых иностранных инвестиций.

В столь короткий по историческим меркам период РК закрепила за собой репутацию ответственного субъекта международных отношений. Наша страна активно участвует в решении актуальных мировых проблем и формировании нового миропорядка. Сегодня Казахстан заслуженно воспринимается на международной арене в качестве генератора стабильности, динамичной и процветающей модели развития государства.

Благодаря взвешенной и многогранной политике Главы государства за годы Независимости в экономику Казахстана привлечено более 130 млрд. долларов, доход на душу населения превысил 9 тыс. долларов. Казахстан – получатель более 80% всех внешних инвестиций в Центральную Азию. Каждый реализованный инвестиционный проект – залог благосостояния нашей нации и каждого отдельного гражданина. Инвестиции и инновации – движущие силы нового Казахстана в новом тысячелетии. МИД продолжает кропотливую работу по содействию в привлечении в отечественную экономику инвестиций, инноваций и новых технологий для роста благосостояния нашего народа.

2. Признание суверенного Казахстана мировым сообществом

Возрастающее влияние Казахстана в регионе и мире в целом поддерживается успешным осуществлением ряда внешнеполитических инициатив, обеспечивается наличием стратегического партнерства с ведущими государствами, активной деятельностью в международных организациях и основывается на динамичном росте экономической мощи республики, поступательном расширении торгово-экономических и инвестиционных связей с внешним миром. За эти годы проведены сотни официальных и рабочих визитов Главы государства, а также поездок в Казахстан руководителей государств, правительств, международных организаций и внешнеполитических ведомств разных стран.

Закрепив международными договорами самые протяженные сухопутные границы в мире с прилегающими странами, Казахстан выстроил отношения дружбы и взаимовыгодного сотрудничества с соседними и ведущими государствами. Сегодня наша республика установила дипломатические отношения со 138 странами. Казахстан имеет свыше 70 дипломатических миссий за рубежом, располагает в достаточном количестве персоналом профессиональных дипломатов. В результате активного сотрудничества с другими государствами в различных областях заключено более 3 тыс. международных договоров межгосударственного, межправительственного и межведомственного уровня.

В Алматы и Астане функционируют около 70 посольств и дипломатических представительств. Казахстан является членом 70 международных организаций, в 100 с лишним странах мира имеются посольства и консульства Казахстана.

Следует подчеркнуть, что 14 сентября 1999 года в Алматы, состоялась первая встреча руководителей внешнеполитических ведомств государств – участников СВМДА, они подписали Алматинскую «Декларацию принципов, регулирующих отношения между государствами – членами СВМДА.

3. Проблема ядерной безопасности

Добровольно отказавшись от ядерного оружия в 1992 году и благодаря международным инициативам Главы государства в сфере обеспечения глобальной безопасности Казахстан, с репутацией активного сторонника процесса разоружения и нераспространения оружия массового уничтожения, получил международные гарантии безопасности от ведущих ядерных держав. В свою очередь формирование благоприятных внешних условий способствовало широкому привлечению иностранных инвестиций, повышению благосостояния казахстанского народа.

В своем выступлении на 66-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке в сентябре текущего года Лидер Казахстана выдвинул новый пакет важнейших инициатив в сфере нераспространения и обеспечения контроля над ядерной деятельностью. Глава государства заявил о безальтернативности стратегии безъядерного мира, важным этапом которой должно стать принятие конвенции об отказе ядерных держав от применения и угрозы применения ядерного оружия. В свете катастрофы на АЭС в Японии Президент Нурсултан Назарбаев выдвинул предложение о разработке универсальных и обязательных принципов безопасного использования атомной энергетики.

Кроме того, Казахстан непосредственно граничит с такой мощной ядерной державой, как Китай.

Но наличие ядерного оружия создавало и определенные проблемы, делая статус ядерной державы Казахстана весьма призрачным. Республика не располагала всеми компонентами, составляющими завершенный цикл производства и возможного использования этого оружия; из-за отсутствия собственных квалифицированных военных и научно-технических специалистов была не в состоянии полностью его контролировать. Финансирование, связанное с ракетно - ядерным комплексом, было не под силу экономике Казахстана.

Существовал и ряд внешнеполитических причин, препятствующих превращению Казахстана в полноценную ядерную державу. Это, во-первых, активное противодействие России, которая считала себя единственной правопреемницей СССР в вопросе ядерного статуса. И, во- вторых, не менее активное противодействие Запада, в первую очередь США, обеспокоенных оружия во многие руки.

Реакция внешнего мира, в первую очередь США, на ядерные планы Казахстана была негативной. На руководство республики стали оказывать давление в отношении вывода ядерного оружия. В ходе визитов в Казахстан госсекретаря США Д.Байкера в марте 1991 года, министра иностранных дел Великобритании Д. Хэрда, Франции – Р. Дюма, заместителя госсекретаря США Р. Бартоломью в начале 1992 года эти страны ясно дали понять, что расширения круга ядерных держав было бы нежелательно и что Казахстану следовало бы оказаться от ядерного оружия.

Давление Запада сыграло свою роль. Во время официального визита Н, Назарбаева в США в мае 1992 года Казахстан присоединился к Договору о нераспространение ядерного оружия (ДНЯО) в качестве безъядерной державы в обмен на гарантии США обеспечить безопасность Казахстану и обязался демонстрировать и вывести в Россию ракетно-ядерное стратегическое оружие с возмещением республике стоимости урана в ядерных боеголовках. На эти цели американцами Казахстану было выделено 84 млн. долларов США.

4. Достижения внешней политики

Социально-экономические успехи Казахстана закрепили основы внешнеэкономических связей – экономической дипломатии, приоритетами которой остаются формирование благоприятного внешнего фона для привлечения прямых иностранных инвестиций и новых технологий в целях реализации индустриально-инновационной программы страны.

Несомненным достижением внешнеполитического курса Президента РК является развитие союзнических отношений с Российской Федерацией. Сегодня главные успехи взаимодействия с РФ лежат в плоскости региональной интеграции, а также расширения торгово-экономического сотрудничества. Тандем двух государств стал прочным фактором стабильности и развития на огромном евразийском пространстве.

Свидетельством конструктивности внешней политики Казахстана выступает укрепление отношений всеобъемлющего стратегического сотрудничества с нашим великим восточным соседом – Китайской Народной Республикой. РК использует в своих интересах рост глобального влияния КНР, расширяя и углубляя торгово-экономическое сотрудничество с этой страной.

Читайте также: