Влияние стрессовых ситуаций на здоровье детей и подростков доклад

Обновлено: 05.07.2024

Подростковый возраст – самый сложный период в жизни человека. Это время, когда все чувства обострены: если любишь, то со всей страстью; если ненавидишь, то со всей злостью; если дружишь – со всей душой. А потому любой конфликт, самое ничтожное недопонимание может обернуться настоящей душевной драмой для впечатлительного подростка. Вот почему подростковые стрессы – явление вполне обычное, практически обязательное.

Причины подросткового стресса

Причиной стресса в подростковом возрасте может стать как действительно серьёзная неприятность, так и незначительная обида на близкого человека. Безусловно, самые сильные подростковые стрессы случаются, когда ребенок сталкивается с ситуацией опасности или насилия. Стрессы по такой причине характерны для людей любого возраста, но самый глубокий след они оставляют именно на психике подростка.

Подростковый возраст – время, когда психика полностью меняется; это период, когда ребёнок постепенно трансформируется во взрослого человека. И если в этот период подросток переживает серьёзный стресс, у него мало шансов стать гармоничной, открытой и доброжелательной личностью. Наверняка, последствием стрессового состояния в подростковом возрасте станет какой-либо комплекс неполноценности или замкнутость, или фобия. Ситуации применения насилия или столкновения с опасностью, несомненно, относятся к серьёзным причинам подросткового стресса. Другими – болезненными для психики подростка причинами являются:

  • смерть близкого человека;
  • развод родителей.

Дети близко к сердцу воспринимают даже малейший конфликт в семье. Что уж и говорить о такой семейной драме, как развод. Из-за сверхчувствительности и повышенной мнительности многие подростки безо всяких на то оснований начинают во всех семейных неурядицах винить себя. Им кажется, что с ними что-то не так, поэтому и вокруг одни неприятности.

Подростки мучительно страдают, когда родители их не понимают, когда мать с отцом постоянно ссорятся, когда кто-либо из родных серьёзно заболевает.

Также значимой причиной для стресса является проживание подростка в неблагоприятных условиях: с пьющими родителями, в коммунальной квартире рядом с неприятными соседями, на опасной территории, в абсолютной бедноте и т.д.

Менее важными с позиции взрослого человека, но не менее значимыми для подростка являются сложные ситуации в школе как причина стресса. Поводом для длительных и глубоких переживаний подростка может стать конфликт с учителем или с одноклассниками.

Так как в подростковом возрасте огромное значение имеет общение со сверстниками, проблемы с друзьями являются самым настоящим несчастьем для подростков. Ссоры с друзьями могут стать причиной не только стресса, но и более серьёзных психических расстройств, могут заметно сказаться на интеллекте развивающейся личности.

А уж расставание с любимым человеком в подростковом возрасте и вовсе грозит обернуться настоящей трагедией. Поскольку подростки всё чувствуют по максимуму, им кажется, что они теряют единственную любовь в жизни, что сама жизнь утрачивает всякий смысл без возлюбленного или возлюбленной. Поэтому нередко расставание с любимым человеком доводит подростка до попытки самоубийства.

Другой потенциальной причиной стресса у подростка является проблема с успеваемостью в школе. Особенно сильно давят на психику ребенка завышенные требования к нему со стороны школы. Он легко может погрузиться в уныние из-за несправедливо заниженной оценки, удариться в панику от обилия грядущих экзаменов, впасть в отчаяние от непомерных объёмов домашнего задания. Малейшие затруднения в школе для сознательных подростков зачастую являются единственными причинами стресса. Усугубить ситуацию могут завышенные ожидания родителей. Точно так же перегрузка во внеурочной деятельности: в спортивных секциях, в творческих кружках – запросто может вызвать стресс у подростка.

И, конечно же, для любого подростка стрессовой ситуацией является смена школы. Его отрывают от друзей, которые в этом возрасте ему необходимы чуть ли не больше, чем родители, помещают в новый класс, вынуждают привыкать к новым учителям, новым правилам, новой обстановке. Это очень серьёзный стресс для заново формирующейся психики подростка.

Помимо семьи и школы, причиной стресса для подростка может стать моральная неготовность к физическому взрослению и изменению тела. Большинство девочек-подростков сегодня изводят себя различными диетами и физическими нагрузками только из-за того, что им мерещится собственная полнота. Мальчики в этом возрасте могут сильно комплексовать из-за слишком высокого, на их взгляд, роста, из-за неповоротливости, отсутствия популярности в школе и т.д.

Симптомы подросткового стресса

Стресс – опасное явление для подростка. А потому родители должны быть особенно внимательными к детям этого возраста, чтобы предотвратить погружение подростка в стрессовое состояние или вовремя начать борьбу со стрессом. Однако, чтобы начать бороться, надо сначала обнаружить стресс. По каким же симптомам можно догадаться, что подросток находится в состоянии стресса?

Первым признаком стресса является отдаление подростка от его сверстников и близких людей. Вольно или невольно он становится замкнутым и одиноким. Не хочет отвечать на телефонные звонки, не желает никого видеть. Причиной этого отдаления от людей зачастую бывает резкое понижение самооценки, появление неуверенности в собственных силах, ощущение, что весь мир его не понимает и не принимает.

Другим симптомом подросткового стресса является рассеянность внимания, забывчивость подростка. Он забывает, что было вчера, не замечает знакомых на улице, постоянно витает в облаках и не может ни на чём сосредоточиться. Родителям в этом случае нельзя ругать своего ребёнка, надо его понять и постараться помочь, обратившись за помощью к психологу.

Влияние стресса на человека

Стресс, пережитый в переходном возрасте, может отрицательно сказаться на перестраивающемся физически организме подростка и на его изменяющейся психике.

1) Ухудшение физического здоровья. Научно засвидетельствован тот факт, что люди, столкнувшиеся со стрессом в подростковом возрасте, имеют ослабленный иммунитет и намного чаще серьёзно заболевают в зрелом возрасте, чем те, чьё отрочество было благополучным.

2) Ухудшение психического здоровья. Подростковый стресс, если с ним не бороться, может перерасти в депрессию. А депрессия в переходном возрасте может спровоцировать суицид.

Борьба со стрессом

Самым лёгким и при этом наиболее эффективным методом борьбы с подростковым стрессом является демонстрация безграничной любви и ласки, а также проявление внимания и понимания со стороны родителей. Даже если, на первый взгляд, подросток не принимает Вашу заботу и внимание, поверьте, он очень в них нуждается в трудную минуту.

Также родителям необходимо выказывать доверие подростку. Не следует принимать за него решения в каких-либо жизненных ситуациях, он уже не совсем ребёнок и имеет право начать самостоятельно выстраивать свою жизнь.

Если ребенок перегружен внеурочной деятельностью, именно родителям следует убедить его выбрать что-то одно: или спортивную секцию, или уроки в музыкальной школе. Иначе подросток так и будет выбиваться из сил, стараясь во всём преуспеть, и в итоге погрузится в стрессовое состояние.

Усугубить психологический кризис может стремление подростка скрыть ото всех причину своего стресса. Родители должны во что бы то ни стало убедить ребенка выговориться, выплеснуть накопившиеся отрицательные эмоции, поделиться своими страхами и переживаниями.

Также родители не должны игнорировать успехи своего чада. Даже если подростка раздражают Ваши похвалы, не обращайте внимания. Причиной всему его сложный возраст. На самом деле, каждое Ваше слово доходит до его сознания и остаётся в памяти.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение влияния стресса на личность подростка является очень актуальным вопросом. Так как я сама подросток, то часто испытываю стресс, и чтобы узнать, как стресс влияет на подростка, какие последствия он несёт и как с ним бороться, я решила провести исследование.

Актуальность избранной темы в современном мире:

В современном мире подростки тяжелее переживают переходный возраст, всё чаще подвергаясь стрессам. Подростку необходимо знать свои особенности, знать, почему он подвергается стрессу и учиться преодолевать его, чтобы обеспечит себе комфортную жизнедеятельность.

Выполнила: Кузнецова Кристина, учащаяся 10А класса

Руководитель: Некрасова Наталья Владимировна

Глава II. Влияние стресса на подростка……………………………………….

Причины подросткового стресса………………………………………………..

Симптомы подросткового стресса…………………………………………….

Влияние стресса на человека……………………………………………………

Влияние стресса на личность подростка

Изучение влияния стресса на личность подростка является очень актуальным вопросом. Так как я сама подросток, то часто испытываю стресс, и чтобы узнать, как стресс влияет на подростка, какие последствия он несёт и как с ним бороться, я решила провести исследование.

Актуальность избранной темы в современном мире:

В современном мире подростки тяжелее переживают переходный возраст, всё чаще подвергаясь стрессам. Подростку необходимо знать свои особенности, знать, почему он подвергается стрессу и учиться преодолевать его, чтобы обеспечит себе комфортную жизнедеятельность.

Подросток подвержен стрессам, который сильнее проявляется у школьников старших классов, его причины различаются в зависимости от возраста учащихся.

Изучить влияние стресса на личность подростка.

Определить влияние стресса на учащихся школы №23.

Сравнить виды стрессов и причины их возникновения у учащихся старшего и среднего звена.

Выявить пути решения проблем, связанных со стрессовыми ситуациями подростков.
Практическая значимость работы:

Я изучила личность подростка, узнала каким видам стресса они подвергаются, и выявила пути решения этих проблем. Я научилась преодолевать стресс и готова провести классный час у своего класса и рассказать ребятам, как бороться со стрессом.

Методы исследования:

Эмпирический метод: метод анкетирования, метод эксперимента.

Глава I

Подросток — юноша или девушка в переходном возрасте от детства к юности. Современная наука определяет подростковый возраст в зависимости от страны (региона проживания) и культурно-национальных особенностей, а также пола (от 12—14 до 15—17 лет). На 2016 год в мире насчитывается более миллиарда подростков.

Подростковый возраст – самый сложный период в жизни человека. Это время, когда все чувства обострены: если любишь, то со всей страстью; если ненавидишь, то со всей злостью; если дружишь – со всей душой. А потому любой конфликт, самое ничтожное недопонимание может обернуться настоящей душевной драмой для впечатлительного подростка. Вот почему подростковые стрессы – явление вполне обычное, практически обязательное.

Особенности подросткового возраста:

Основной особенностью этого возраста являются резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. Процесс анатомо-физиологической перестройки является фоном, на котором протекает психологический кризис.

Социальная ситуация развития представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Подросток занимает промежуточное положение между детством и взрослостью.

Ведущей деятельностью подростка является общение со сверстниками. Главная тенденция - переориентация общения с родителей и учителей на сверстников.

Обычно о подростковом возрасте говорят как о периоде повышенной эмоциональности. Это проявляется в возбудимости, частой смене настроения, неуравновешенности.

Если вспомнить историю, то, например, в средневековье понятия подросток вообще не было. Дети начинали работать с малого возраста, рано женились и образовывали семьи.

Строгое разграничение людей по возрастам (возрастная периодизация) произошло не­давно. Детство, как возрастной период, появилось лишь 150 лет назад. Ученые заметили такую закономерность: чем меньше про­должительность жизни и чем менее развитым является обще­ство, тем быстрее дети переходят в ряды взрослых.

Понятие подросткового возраста и юности впервые сфор­мулировано педагогами эпохи Просвещения. Важную роль в этом сыграл Жан Жак Руссо (1712—1778) — великий фран­цузский писатель и философ-просветитель. Он идеализиро­вал детство и юность, считая их непорочным периодом жиз­ни человека со светлыми помыслами и романтическими устремлениями. По мнению Руссо, общество портит челове­ка, поэтому детство и юность следует защищать от его пагуб­ного влияния.

Глава II

Стресс (от англ. stress — давление, нажим, напор; гнёт; нагрузка; напряжение) — неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса.

Виды стресса:

Эмоциональный стресс

Эмоциональным стрессом называют эмоциональные процессы, сопровождающие стресс, и ведущие к неблагоприятным изменениям в организме. Во время стресса, эмоциональная реакция развивается раньше других, активизируя вегетативную нервную систему и её эндокринное обеспечение

Психологический стресс

Психологический стресс, как вид стресса, понимается разными авторами по-разному, но многие авторы определяют его как стресс, обусловленный социальными факторами. Для современного подростка важнейшими стрессовыми факторами являются эмоциональные. Современная жизнь во всех своих проявлениях очень часто вызывает у подростка отрицательные эмоции.

Однако бывают и несколько другие проявления стресса. К примеру, циклическая смена настроения: от состояния беспредельной радости подросток тут же переходит к состоянию глубокого расстройства.

Практическое исследование.

Я проводила социальный опрос учащихся 9-х , 10А и 11А классов.

Было опрошено 18 респондентов.

Данные опроса были занесены в таблицу (значение букв и № вопросов см. в приложении, числами обозначено количество учащихся).


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




Причины возникновения стрессов и их влияние на жизнь школьников


Автор работы награжден дипломом победителя III степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Данная работа посвящена вопросам возникновения стрессов у учащихся, их психологическому здоровью и профилактике стрессов.

В сегодняшнем мире возникновение стрессовых ситуаций неизбежно, с ними сталкиваешься на каждом шагу, что вызывает интерес к изучению проблемы. Не секрет, что многие явления школьной жизни (контрольные работы, невыполненные вовремя домашние задания, конфликты со сверстниками, переход учащихся из младшего звена в среднее и др.) можно смело отнести к числу таких воздействий, иными словами назвать их стрессорами. И я решила выяснить, что же такое стресс и к чему он может привести.

Цель проекта: Выяснение причин возникновения стрессов у учащихся и влияния стресса на организм школьника, вызванного действием стрессоров.

Для этого мне предстояло решить следующие задачи:

- научиться определять симптомы стресса;

- узнать какие болезни развиваются на фоне стресса у учащихся.

- провести опрос среди учащихся 7 классов по выявлению стрессоустойчивости;

- дать рекомендации по профилактике стресса у учащихся.

Глава 1. Теоретическое исследование проблемы стресса в жизни учащихся

1.1 Понятие стресса

Стресс (от англ. Stress- напряжение)— состояние эмоционального и физического напряжения организма как защитная реакция на различные неблагоприятные факторы (холод, голодание, физические и психические травмы и т.п.) или определенные ситуации, которые характеризуются как трудные и неподвластные.

Концепция стресса была введена и разработана канадским врачом и биологом с мировым именем, директором института экспериментальной медицины и хирургии Гансом Селье в 1936 году. Он же обосновал свое учение о стрессе.

Стресс – это не всегда результат повреждения. Любое непривычное для организма воздействие – чувство гнева, страха, ненависти, радости, любви, сильный холод или жара, инфекция, реакция на прием лекарств – все это может вызвать стресс. Публичное выступление, игра в шахматы может вызвать значительный стресс, не причинив вреда. Иногда одно и то же событие для одного человека является мощным стрессом, а для другого обыденным делом. Так, у отличника полученная за контрольную работу тройка может вызвать депрессию, у двоечника эта же оценка вызовет вздох облегчения, а у хронического троечника удовлетворительная отметка не вызовет никаких эмоций. Получается, что на один и тот же стрессор реакция варьируется от отчаяния до восторга – все зависит от нашего отношения к событию.

Стресс можно разделить на два вида конструктивный и деструктивный.

Конструктивный стресс не влечёт за собой сердечных приступов, спазм мышц тела и язвы желудка.

Стресс способен разрушать и убивать, хотя люди пытаются игнорировать эту возможность. Роковая роль стресса в развитии болезней доказана и не вызывает сомнений.

1.2. Причины стресса у учащихся

Причины могут быть самые разные: развод родителей, болезнь близкого родственника, стресс у кого-то из домашних, сложности с учебой, насмешки одноклассников, перевод в другую школу, пропажа дорогих сердцу вещей.

Но, конечно, самый сильный – это школьный стресс.

В подростковом возрасте все чувства обостряются, нервы натягиваются, как струна, от малейшего дискомфорта готов сорваться, потому что очень трудно становится управлять эмоциями и собственным поведением. Любые конфликты, недопонимания становятся трагедией.

1.3. Признаки проявления стресса у учащихся

Школьный (подростковый) возраст — один из самых сложных периодов в жизни человека. И именно в это время подросшему ребенку тяжелее всего бороться со стрессом, а вызвать его может что угодно.

Наступающие в это время гормональные перестройки, влияют, в том числе и на психику. Она становится очень чувствительной, в этот период ее можно сравнить с оголенными проводами: и то, и другое лишено защиты и искрит. Поэтому практически все подростки гиперчувствительны, очень вспыльчивы, обидчивы и подвержены резкой смене настроений.

Признаки стресса - физические и эмоциональные симптомы, которые проявляет подросток:

- повышенная утомляемость, угрюмость, апатичность;

- резкое увеличение аппетита, переход на сладкие и жирные продукты;

- злость, агрессивность, раздражительность в ответ на интерес к его жизни;

- резкое снижение успеваемости потеря интереса к учебе и хобби;

1.4. Влияние стресса на здоровье

Стрессовое состояние опасно не само по себе, а тем, что способно провоцировать целый букет органических нарушений в виде сердечно-сосудистых, аллергических, иммунных и прочих заболеваний. Не говоря уже о том, что резко падает работоспособность человека, его жизненная и творческая активность. Дети, чья учеба связана с постоянным стрессом, они постоянно подвержены разным заболеваниям.

Наиболее частые заболеваний, которые, в основном, спровоцированы стрессом: заболевания желудочно-кишечного тракта, например, язвы, спазмы в нижней части живота, колит. Кроме того, дети, часто переживающие стресс, более подвержены простудным и инфекционным заболеванием, что объясняется ослабленным иммунитетом. Стресс может также стать причиной кожных болезней, например, вызывать зуд и сыпь.

1.5 Средства борьбы со стрессом

Для того чтобы ребёнок был здоровым ему нужен здоровый сон, и чем меньше ребёнок, тем больше его потребность во сне. Исследования учёных показали, что деятельность детского мозга во сне по качеству намного превышает работу наяву.

Новый этап в борьбе со стрессами и депрессией – спортивные игры: в них идёт борьба за победу и важен командный дух. Влившись в команду, ребёнок не только разовьёт силу мышц, но и закалит силу духа, приобретёт психологический иммунитет. Совместные исследования психологов и инструкторов по лечебной физкультуре показывают, что лучшее лекарство от меланхолии — это аэробика. Специалисты обнаружили 3 главных секрета её благоприятного воздействия на детскую психику: ритмичная современная музыка, разнообразие движений, быстрый ритм, не дающий отвлекаться на грустные мысли, присутствие сверстников.

Ещё очень важно, чтобы у учащихся было хобби или любимый предмет, который давал бы возможность эмоциональной разрядки.

А для родителей главное– это не прекращать постоянного общения с почти уже взрослыми детьми. Если подросток замкнётся, то это навсегда.

Снимет стресс и ароматерапия. Необходимо больше есть фруктов и овощей, они богаты минералами и витаминами, улучшающими и активизирующими мозговую деятельность. За день выпивать не менее 2-х литров жидкости (воды, сока, чая), т. к. каждая клетка тела, в том числе и мозг, нуждается в жидкости.

Глава 2. Экспериментальное исследование стресса и его причин в школьном возрасте.

2.1. Описание экспериментального исследования

В целях выявления причин возникновения стрессов, их проявления и профилактики я провела исследовательскую работу:

1. Мониторинг психологического здоровья учащихся 7 класса

2. Анкетирование учащихся 7 классов по вопросу возникновения стрессовых ситуаций и их воздействия на ребят;

3. Анкетирование взрослых (родителей учащихся) по причинам стресса и путях выхода из него;

4. Анализ результатов опросов, сравнение результатов у учащихся и у родителей.

Свои исследования по изучению стрессов и депрессий у детей и подростков я проводила в среднем звене лицея, 7-е классы. Опрошено 127 человек, возраст 12-14 лет. Дети в классах, в общении с окружающими в основном раскованы, в большинстве общительны, но среди них выделяются ребята с отклонениями от возрастных норм поведения.

Из опроса учащихся, 49 человек испытывают систематическое утомление, 13 двигательное возбуждение, 7 тревогу, 14 частую потерю аппетита, 16 резкую смену настроения, 9 испытывают систематические головные боли, 14 заболевания желудочно-кишечного тракта, 5 заболевание почек.

Хотя многие дети из классов считают, что в семье у них всё благополучно, их любят и уважают, при этом 5% человек не находят общего языка с родителями, не видят в них своих единомышленников.

В школах учатся сотни ребят, которым противопоказаны какие бы то ни было волнения или переживания, экзаменационные в том числе. Это сердечники, диабетики, те, кто страдает расстройством нервной системы.

Я задала своим одноклассникам следующие вопросы:

1. Сталкивался ли со стрессом?

2. Как ты себя чувствовал?

3. Что было после стресса?

4. Как ты справился со стрессом?

По результатам опроса я пришла к следующим выводам: Практически в любом возрасте мы сталкиваемся со стрессовыми ситуациями. Учащиеся указали, что при стрессах большинство из них имеет плохое самочувствие и, как следствие – испытывают огорчение, испуг и страх.

Причинами стрессовых ситуаций зачастую становятся школьные нагрузки и межличностные отношения.

Чаще всего к разрешению сложных проблем и стрессов ребята обращаются к близким людям и родственникам, а успокоение получают на отдыхе, прогулке или слушая любимую музыку.

Большинство участников опроса понимают, что стресс наносит огромный вред здоровью и в первую очередь нервной системе человека.

После этого было проведено анкетирование родителей учащихся. В опросе приняли участие 60 родителей учащихся. Взрослым были предложены следующие вопросы:

1. Сталкивались ли вы со стрессом?

2. Как часто вы попадали в стрессовую ситуацию?

3. Как влияла на вас стрессовая ситуация?

4. Где вы чаще всего получаете стресс?

5. Ваши пути выхода из стрессовой ситуации?

6. Как можно избежать стрессов?

Выводы после опроса родителей получились также неутешительные: Все участники опроса сталкивались со стрессом, подвергались воздействию стрессовой ситуации и испытывали отклонения в состоянии здоровья. В результате данных, видно, что стрессовая ситуация влияет на настроение, самочувствие, неспособность сосредоточиться, при этом респонденты испытывают гнев, обиду и возмущение. Большинство родителей, по их мнению, снимают стресс сменой деятельности, прослушиванием любимой музыки, общением с близкими людьми, активным отдыхом и принятием успокоительных средств.

В своём исследовании я пришла к выводу, что учащиеся моего класса имеют предрасположенность к стрессу.

Наряду со взрослыми, дети подвержены стрессам, но до конца каждый из них не понимает или не знает всей опасности стресса, его отрицательного влияния на организм и здоровье.

Главная задача взрослых помочь детям выйти из состояния стресса. Педагоги должны строить свои отношения с детьми таким образом, чтобы приобретение знаний не стало для школьника препятствием полноценного формирования личности.

Родителям так же необходимо интересоваться жизнью подростков их победами и неудачами и в случае необходимости оказать поддержку, сказать ласковое слово.

Я считаю, что внимательное отношение к детям со стороны взрослых может предотвратить стрессовые ситуации. И сохранит здоровье детей!

В результате изучения вопроса о возникновении стрессов и их влияния на здоровье, я сделала выводы и дала некоторые рекомендации по профилактике и выходу из стрессовых ситуаций, учитывая реальные возможности учащихся, их родителей и учебных заведений, где обучаются школьники, для сохранения своего здоровья и здоровья будущих учеников.

Список литературы

2. Елезанова Е.В.// Я познаю мир. Психология: энцикл. // М.: АСТ: Астрель, 2005г.

4. Щербатых Ю.В. Психология стресса. - М.: Эксмо, 2006г.

5. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стрессов - Питер, 2009г.

10. Мухина В.С. Психология. Питер-2005г.

11. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методика и тесты. Бахрам -2007г.

Попова Ольга Ивановна

3.2. Диагностика медицинских карт учащихся на патологии в здоровье.

6. Заключение. 17
7. Список литературы 18 I. Введение.

Подростковый период - один из самых сложных периодов в жизни человека. В данный период у подростка чувства и эмоции особенно обострены. Поэтому сейчас, особо никого не удивляет тот факт, что у ребенка может произойти приступ агрессии во время стресса.
До сих пор остается актуальной тема стресса в организме подростка. Подростки, к сожалению, очень часто подвержены стрессу, который способен повлиять на работоспособность ребенка, на его успеваемость и отношение к социуму. Многие явления, которые испытывает ребенок каждый день, можно отнести к стрессу: экзамены и контрольные, конфликты и споры, принятие важных решений. Школьный стресс, по мнению ученых – самый яркий и частый стресс у подростков. Были подробно изучены психологические аспекты стресса, но так мало дается информации о непосредственном физиологическом влиянии стресса на организм человека.
Цель: исследование влияния стресса на организм подростка и выявление его причин.
Задачи :
1. Проанализировать литературу по данной проблеме.

2. Познакомиться с классификацией стрессов.
3. Подобрать тест и установить степень стрессоустойчивости у учащихся 10-11 классов.
4. Выявить стрессоустойчивых и нестрессоустойчивых учащихся и изучить медицинские карточки на сравнение патологий.
5. Сделать выводы о влиянии стресса на физиологическое состояние подростка.

Объект – учащиеся 10 -11 классов школы.

Предмет – влияние стресса на организм подростка и его последствия.
Методы: анализ и синтез естественнонаучной и научно-популяционной литературы, наблюдение, математический метод обработки и графическое представление результатов, тестирование, эксперимент.
Гипотеза: Стресс способен привести подростковый организм к видимым патологиям, что может очень сильно сказаться на здоровье подростка с физиологической точки зрения.

1.1.Теории исследования. Исследование Ганса Селье.

В истории известен человек, который особо детально рассматривал стресс с медицинской точки зрения и который впервые ввел понятие стресса. В 1926 году Ганс Селье публикует собственные наблюдения за больными, страдающими абсолютно разными заболеваниями.

По гипотезе этого врача следовало, что в независимости от болезни, люди были подвержены эмоциональному скачку. И результаты наблюдений подтвердили это: действительно, у больных наблюдалась слабость и апатия, потеря аппетита, нарушенное артериальное давление. У людей были разные заболевания, но внутреннее и эмоциональное состояние их было очень схоже. Именно это Селье и назвал стрессом: одинаковая реакция организма на какое-либо внешнее воздействие.

Эта теория подтверждается экспериментально. В одном из экспериментов испытуемых попросили оценить анекдоты и карикатуры, держа во рту карандаш. Испытуемые разделились на две группы: кто-то должен был улыбаться, зажимая карандаш губами, а кто-то наоборот: сделать напряженный вид и проделать все то же самое, что и первая группа. В итоге испытуемые первой группы сочли анекдоты и карикатуры более смешными, чем те, кто сидел с напряженным выражением лица.

Но эту теорию опроверг Уолтер Кэннон, указав, что одинаковые физиологические проявления могут вызывать совсем разные эмоции. Например, человек может заплакать не только от боли, но и от смеха и радости. Вскоре Филипп Бард модифицировал новую теорию Кэннона о том, что нервные импульсы при восприятии некоторых событий, которые вызывают эмоции, идут сначала через таламус. Полученное возбуждение начинает расщепляться: одна часть начинает поступать в гипоталамус, управляющим физиологическими изменениями в организме человека, а другая идет в кору больших полушарий. Теория Кэннона- Барда гласит о том, что физиологические реакции и психологические переживания возникают одновременно. Эта теория в современном виде является одной из самых правдоподобных. Важное отличие между этими теориями состоит в том, что местом возникновения эмоций Джеймс и Ланг считали периферические
органы, а Кэннон и Бард- головной мозг.
Канадский ученый Ганс Селье является основоположником учения о стрессе.
Именно он впервые ввел понятие стресса при наблюдении за лабораторными крысами. При вскрытии лабораторных крыс, Ганс обнаружил патологические изменения в их внутренних органах. При открытии клеток, крысы нередко впадали в бегство от ученого, ища место для спасения. Именно процесс бегства, по мнению Селье, и был причиной патологических изменений в организме грызунов. При вскрытии у крыс обнаруживалась одна и та же патология - язва желудка, что и стало основным признаком стресса. Селье сделал вывод о том, что причиной стресса является именно реакция организма на внешнее воздействие, а не само внешнее воздействие.

2. Виды стресса.

Обычно понятие стресса сразу же ассоциируется с чем-то негативным, угнетающим и опасным для организма. На самом деле, стресс не всегда несет негативный смысл.
Поэтому в современной формулировке стресс трактуется как неспецифическая реакция организма на любое внешнее воздействие. Сам стресс делится условно на два вида, в зависимости от характера влияния: существует дистресс и эустресс [3] .

2.1. Дистресс и его виды .

Дистресс- это влияние на организм преимущественно с негативной стороны, возникающий вследствие воздействия на организм критического перенапряжения. Дистресс является видом психологического расстройства человека и основным состоянием стресса. Именно дистресс способствует вредному влиянию на организм. В свою очередь дистресс подразделяется на несколько подвидов:

1. Нервный.
Данный вид возникает под влиянием сильного стресса. Развиться этот стресс может только в зависимости от индивидуальных параметров нервной системы человека.

2. Физиологический.
Этот вид дистресса возникает при таких факторах, как жар, холод, любовь и прочее. Особо яркий пример- реакция организма на диету, голодание. Диета сама по себе подразумевает ограничение самим человеком себя в той или иной пище. Для организма это является стрессом, ведь теперь ему нужно подстраиваться под новые условия для существования. И также тяжело человек переносит переход от диеты к прежнему рациону питания, так как организм, адаптированный под состояние диеты, вынужден вновь приспосабливаться, но теперь к прошлому режиму.

3. Кратковременный.
Данный вид дистресса является обыденным и естественным и связан с инстинктами, например, реакция на громкий звук или резкое движение.
Для этого стресса характерна неожиданность события и его кратковременность.

4. Психологический
Данный дистресс связан непосредственно с эмоциями и переживаниями, обычно это тесно связано с социумом. Любая ситуация, не имеющая внешних угроз для организма человека, но вызывающая сильный поток эмоций, является причиной психологического стресса. В данную категорию относится стресс со мнимыми причинами, которые могут и не существовать, но сам человек убежден в них. Причем стресс, возникший при иллюзионных причинах, является самым настоящим и распространенным среди всех видов стресса и тоже несет угрозу организму человека, как и тот стресс, который возник по реальным причинам.

5. Хронический.
Является самым опасным из всех видов. Данный стресс человек ощущает постоянно и даже постепенно привыкает к нему, считая его как нормальным явлением в своей жизни. Опасен данный стресс тем, что зачастую способен привести к нервным срывам, депрессии и прочим серьезным заболеваниям, которые напрямую и пагубно влияют на организм человека.

6. Информационный.
Этот вид стресса возникает при условии дефицита нужной информации для принятия человеком какого-либо решения.

7. Управленческий.
Этот дистресс схож с информационным, но в данном дистрессе все зависит от ответственности человека за принятое решение.

Эустресс- это влияние на организм человека с позитивной стороны, обратной дистрессу. Также эустресс может называться реакцией побуждения, так как положительные эмоции, возникающие при эустрессе, являются толчком для совершения человеком положительных действий. Самый важный гормон, который возникает при эустрессе- это адреналин, который возникает в организме человека при радости или позитивном возбуждении. Эустресс не представляет опасности для организма и в основном имеет положительные характеристики. Яркий примером эустресса является момент получения положительного результата экзамена, что как раз и актуально у подростков. Эустресс действительно способен тренировать выносливость человека и является полезным только в том случае, когда тяжелая ситуация была преодолена.

Существуют и другие классификации стресса, выдвинутые профессором МГУ : соматический стресс, лучевой стресс и эмоциональный [4] .

Это вид стресса, при котором формирование стрессовой реакции зависит от первичного восприятия раздражителя на соответствующие рецепторы, которые затем вызывают в организме вкусовые, болевые сигналы.

До сих пор ведутся споры о существовании этого вида стресса, так как организм не способен ощутить прямого воздействия облучения, направленного на него. Радиация обладает способностью непосредственно проникать в любые ткани и структуры биосистемы и влиять на жизнедеятельность организма.

3.Эмоциональный стресс

Эмоциональный стресс характеризуется получением эмоциональных нагрузок организмом, за счет работы нервной системы.

2.3. Причины стресса.

Все причины стресса, возникающие за счет стрессоров, группируют в три большие группы: неконтролируемые стрессоры, подвластные стрессоры и самовольные стрессоры. Каждая группа имеет индивидуальную характеристику.

Самовольные стрессоры - данный группа обуславливается тем, что человек начинает переживать по мелочным проблемам, но они все равно откладываются в головном мозге человека и в определенный момент начинают негативно влиять на организм.

3. Адаптационный синдром.

В 1956 г появилось понятие общего адаптационного синдром [5] . Оно было выведено в рамках изучения усилий организма, приспосабливающегося к изменившимся внешним условиям.
Теория Селье об общем адаптационном синдроме рассматривает процесс работы защитных инструментов организма, который адаптируется ко внешним условиям, выработанных в ходе эволюции человека. Адаптационнный синдром происходит в несколько этапов. При исследовании было выделено три стадии развития общего адаптационного синдрома:
1. Этап тревоги. На данном этапе идет мобилизация защитных инструментов организма. Эндокринная система в период данной фазы реагирует нарастающей активацией трех осей. Основная роль при этом принадлежит адрено-кортикальной структуре. Селье отметил, что ни один организм не может постоянно находиться в состоянии тревоги. Если стресс действительно сильный, то организм погибает еще на стадии тревоги.
2 . Этап сопротивления , или резистентности. Его отличает наивысшая степень сопротивляемости организма к воздействию негативных факторов. На этом этапе общий адаптационный синдром выражается в усилиях поддерживать равновесное состояние внутренней среды при изменившихся условиях.
3. Истощение. Если воздействие фактора будет продолжаться, то защитные механизмы в итоге себя исчерпают. Организм в таком случае вступит в стадию истощения, которая при определенных условиях может поставить под угрозу его существование и способность к выживанию.
Общий адаптационный синдром Г. Селье лег в основу исследований других ученых. В1974 г. была опубликована книга Р. Розенмана и М. Фридмана. В ней изучается взаимосвязь между сердечно-сосудистыми патологиями и стрессом. В книге выделяется два типа поведения и, соответственно, категории людей (А и Б).

К первому относят людей, которые нацелены на жизненные достижения и успех.
Именно такой тип существенно повышает вероятность возникновения сердечно-сосудистых патологий.
Ответ обеих групп на информационную нагрузку детально изучался в условиях лаборатории. Результаты соответствовали преобладающей активности конкретного отдела вегетативной/нервной системы: парасимпатической (группа Б) и соматической (группа А). У людей типа А общий адаптационный синдром выражается учащенным пульсом, повышением давления и прочими вегетативными характеристиками. А у людей типа Б фиксируется снижение частоты сердцебиения и прочими парасимпатическими проявлениями.

4. Стрессоустойчивость и ее значение в жизни подростка.

Под стрессоустойчивостью [6] в современной психологии понимается эмоциональная устойчивость, которая обеспечивает противостояние к каким-либо внешним стрессовым факторам. Подросток неоднократно сталкивается со стрессовой ситуацией во время общения, дома, в школе. Стрессоустойчивость у всех людей различна и ее высокий, либо низкий показатель указывает на восприятие человеком какого-либо стресса. Существует три этапа развития стрессоустойчивости:
1. Оценка произошедшей ситуации, где оцениваются:
а) степень влияющей угрозы, величина нагрузки.
б) возможности личности и организма.
в) соотношение возможностей организма и требований произошедшей ситуации.
2. Анализ/оценка стрессовых изменений в организме.
3. Адаптационный процесс в трех направлениях:
а) приспособление;
б) противодействие;
в) уход от угрозы.
Проблема стрессоустойчивости подростков до сих пор остается достаточно малоизученной, даже в аспектах психологии. Актуальностью проблемы стрессоустойчивости подростков, конечно же, очевидна: ребенок, подверженный стрессу, зачастую ощущает плохое самочувствие, в отличие от своих стрессоустойчивых сверстников.
Данное самочувствие выражается в плохой внимательности в период стресса, головных болях и обострениях каких-либо хронических заболеваний.
Конечно, существует множество способов снять стресс подростку. Это и психологические упражнения, беседы с психологом. Но в крайних случаях все равно приходится прибегать к успокоительным средствам, которые помогают избавиться от нервного состояния и возвратить человеку хорошее самочувствие.

5.Физиологическое влияние и значение стресса.

Влияние стресса на организм обычно рассматривают со стороны эмоциональных перегрузок, оказывающих воздействие на организм. Но сейчас стресс только начинают рассматривать как патогенетическую основу болезней. В настоящее время было доказано участие в стрессовых реакциях не только гормонов гипофиза и надпочечников, но и нейропептидов и множества других активных в организме веществ. Самый известный гормон, участвующий в стрессе, - адреналин. У человека основной глюкокориткоидный гормон – кортизол [7] . Благодаря последнему происходит обмен веществ, что способствует к адаптации организма. Основное негативное значение, которое несет стресс и симптомы того, что человек находится в стрессовом состоянии, кажутся достаточно обычными.
Во время стресса подросток может испытывать бессонницу и усталость, происходит нарушение аппетита (отказ от пищи или ее злоупотребление), ухудшается память и внимание, ребенку становится трудно на чем-то сконцентрироваться, снижается иммунитет и организм становится более уязвимым для внешнего болезнетворного влияния.

III. Практическая часть.

В таблице представлены среднеарифметические значения результатов 3-х тестов.

Читайте также: