Влияние социальных конфликтов революций и первой мировой войны на изобразительное искусство доклад

Обновлено: 04.07.2024

XX век, несомненно, стал самым ярким и запоминающимся в истории. Но, к сожалению, он остался в памяти человечества не только как век непревзойденный по темпам социального и научно-технического прогресса, но и как век, равного которому нет по количеству конфликтов и войн. Наша работа посвящена рассмотрению мировых войн XX века посредствам изобразительного искусства.

Оглавление

Введение
Глава 1.Общие тенденции в развитии изобразительного искусства в первой половине XX века
Глава 2.Первая мировая война в изобразительном искусстве
2.1 Отражение Первой мировой войны в агитационных плакатах
Глава 3.Вторая мировая война в изобразительном искусстве
3.1 художники – антифашисты
3.2 Вторая мировая война в изображении художников–антифашистов
3.3.Отображение войны в официальном немецком изобразительном искусстве
Глава 4.Вторая мировая война в плакатном жанре
4.1 Официальная пропаганда Третьего рейха
4.2. Антифашистская пропаганда в плакатах
Заключение

Файлы: 1 файл

мировые войны в изобразительном ивкусстве.doc

Одной из определяющих целей искусства начала XX века было создание произведений, провоцирующих политические и социальные перемены. Искусство стало зеркалом, отражающим враждебный и противоречивый мир в котором оказался человек. Искусство теперь практически не отделимо от общественно-политической жизни. Идет процесс политизации искусства; оно рассматривается, с одной стороны, как средство идеологического воздействия на массы людей, с другой – как протест против этого влияния, как борьба за право иметь свое мнение относительно происходящего в обществе и стране. искусство стало одним из инструментов пропаганды. Особенно ярким подтверждением этому служит полтика национал – социалистов в Германии. Уже в 1920-е годы там стали формироваться основные принципы национал-социалистической пропаганды, и было создано специальное министерство ответственное за осуществление по средствам пропаганды идей правящей партии.

Получил небывалое развитие, зародившийся еще в середине XIX века, плакатный жанр. Плакат - единичное произведение искусства; лаконичное, броское (обычно цветное) изображение с кратким текстом (как правило, на большом листе бумаги), выполненное в агитационных, рекламных, информационных или учебных целях[12]. Плакат должен восприниматься на большом расстоянии, выделяясь среди других источников информации. Чтобы привлечь внимание и интерес зрителя, активизировать его восприятие, нацелить в нужном направлении сознание и волю к действию. Поэтому именно он стал одним из главных средств пропаганды, как со стороны государства (Ганс Иост и Эмиль Нольде), так и со стороны оппозиции (Томас Теодор Гейне). Широкое распространение приобретают листовки - печатные листки с текстом и изображением агитационно-политического или информационного характера. Листовки отличают актуальность содержания, сравнительно большой тираж, оперативность выпуска и распространения, кратковременность использования. Особенно широкое распространение листовки получили в годы 1-й и 2-й мировых войн, чаще всего они выпускались правительствами и военным командованием.

Можно сделать вывод, что именно двадцатое столетие дало жизнь множеству разных художественных направлений, подчас прямо противоположных. Часто в творчестве одного художника соединяются самые разнородные художественные направления и концепции. Были утрачены традиционные этические и эстетические ценности. Многие оригинальные мастера XX в. стремятся породить свой стиль, свою манеру, утвердить свой почерк. Размытость большинства критериев приводит к тотальной иронии, скепсису, чувству опустошенности, которые отразились в творчестве художников. Тем более что в это время наступила эпоха зрелости человечества – эпоха утраченных иллюзий, время глобальной переоценки ценностей и интенсивного поиска новых путей в искусстве. Бурно развивающееся искусство утрачивало свою прежнюю стилевую цельность, его развитие становилось все более неравномерным, скачкообразным, творческое взаимодействие отдельных видов искусства нарушалось, возрастали индивидуалистические тенденции. Никогда раньше живопись, скульптура и графика не были столь тесно и непосредственно связаны с реальной жизнью, никогда раньше не проявлялась в них так ясно критическая направленность, отрицание всего и вся. Поиски новых путей, экспериментирование и революционное преобразование, многоликость, разнообразие и контрастность творческих исканий характеризуют начало XX века.

Первая мировая война в изобразительном искусстве

Число европейских художников, отразивших в своих произведениях тему мировой войны довольно многочисленно. Это Георг Гросс, Марио Сирони, Франс Мазерель, Отто Дикс, Кете Кольвиц, Пауль Вебер. Большинство художников, отразивших в своих работах военную тематику, были не сторонними наблюдателями, а непосредственными участниками военных действий. В их картинах отразилась война в том виде, в котором она предстала перед миллионами простых солдат и мирного населения стран, вовлеченных в один из самых крупных военных конфликтов в истории.

Особенно ярко тема войны и ее последствий отразились в творчестве Отто Дикса. В 1914 году, когда Диксу было 23 года, он пошел добровольцем на фронт. Четыре года он провел на Западном фронте. Был участником жестоких сражений во Фландрии, на Сомме, в Шампани.

Рисунки, выполненные в черно-белых тонах, открывают для обывателя настоящую войну с разлагающимися трупами, с искаженными от ужаса лицами. Его война – это грязные окопы, боль, страх и смерть. Это ад на земле. Дикс изображает различные военные эпизоды в детальной манере офорта, точно и наблюдательно передавая многие реальные подробности, но в целом серия передает ощущение абсурдности и кошмарности происходящего.

Почти во всех листах серии изображена ночь, пугающий мрак, из которого глаз художника выхватывает то искаженное лицо солдата, то тело погибшего, то развалины жилища. Цикл дает достоверное и шокирующее изображение ужасных битв и сражений Первой мировой войны. Фигуры в картинах Дикса почти всегда деформированы, так же как искривляется и уродуется личность человека от мерзости и пороков жизни. Следует отметить, что он стремился к физиологичности и натуралистичности изображения, чтобы убедить зрителя в достоверности своей живописи, в том, что его работы это не вымысел, а объективное изображение реальности.

К теме послевоенного времени в своих работах так же обращался художник – реалист Пауль Хольц (1883- 1938). Его излюбленными персонажами были нищие и сумасшедшие – люди, которые не смогли перенести тяжесть войны не только в физическом, но и в моральном смысле. С глубоким состраданием Хольц рисует бедняков, которые не находят ни работы ни помощи и вынуждены просить милыстыню. Почти все они ищут утешения в вере, вытекающей из отчаяния.

Отражение первой мировой войны как социальной трагедии мы находим и в работах немецкой художницы Кете Кольвиц. Творчество Кете Кольвиц это протест против социальной несправедливости. Против войны, измучившей не только тех, кто находится на передовой, но и тех кто, находясь за линией фронта, ведет постоянную борьбу со смертью от голода, нищеты, непосильного труда, болезней. Измученные суровые лица рабочих и крестьян, их сгорбленные костлявые фигуры, натруженные руки. В этих образах передано огромное мужество. Центральный социально заостренный образ офортов Кольвиц — страдающая мать. Мать, сына которой забрала война. Мать, дети которой у нее на руках умирают от голода, одного из последствий войны. Образы в ее работах предельно просты, но по своей эмоциональности и напряженности они не имеют себе равных.

Первая мировая война и ее последствия оставили глубокий след в душах художников. Для некоторых тема войны стала одной из основных для творчества вплоть до начала Второй мировой. Но их искусство столь популярное среди людей, переживших эти трагические годы, осталось не востребованным и даже преследовалось официальной властью. Картины показывающие нелицеприятные стороны войны как таковой в свете подготовки к новым военным действиям были крайне не угодны фашистскому правительству. Поэтому, к сожалению, многие картины художников не сохранились до наших дней, они были конфискованы и уничтожены. Сведения о них остались только в виде описания в дневниковых записях и письмах свидетелей их написания.

2.1 Отражение Первой мировой войны в агитационных плакатах

В сложное время начала XX столетия и во время Первой мировой войны большое распространение получил плакат – как вид изобразительного искусства. Плакаты военного времени являются не только оригинальными художественными произведениями, но и своеобразными историческими документами, злободневными, созвучными мыслям и чувствам людей.

Если до первой мировой войны плакаты использовались только для рекламы, то теперь плакат стал в первую очередь средством агитации для призыва в армию, подписку на военные займы, помощь раненым. Плакаты первой мировой войны условно можно разделяются на три большие категории — первая связана с призывом солдат в армию, вторая — со сбором денег на войну, третья категория плакатов — с демонстрацией своей стране и миру лица врага. Эти плакаты во всех странах похожи по своей графической структуре и социальному предназначению.

Плакаты выполняли две основные функции — информировать и создавать негативный образ врага у населения. Формирование негативного образа врага способствовало настрою армии и мирного населения на уничтожение противника и помощь всеми силами своему государству.

Очень показательны плакаты периода Первой мировой войны, принадлежащие противоборствующим странам. На плакатах принадлежащих Германии, Австро-Венгрии (см. приложение 7) часто мы можем видеть изображение орла как символа мощи вооруженных сил Германии. Эта гордая, сильная птица должна была внушать солдатам веру в непобедимость армии, веру в идеал, ради которого ведется борьба, веру в величие своей страны.

Целый ряд плакатов разных стран, в целях агитации к вступлению в армию, создавал образ войны как чего-то простого, естественного и даже не страшного. Участие в ней представлялось как нечто обыденное. На таких плакатах часто изображались улыбающиеся, воодушевленные солдаты на привале, отдыхе, в окопах на фоне природы и чистого ясного неба. Эти плакаты способствовали созданию у граждан мотива участия (см. приложение 9).

Таким образом, влияние мировой войны на искусство привело к тому, что оно стало носить всеобъемлющий характер. Несмотря на то, в каком направлении работал художник, в какой стране он жил, так или иначе на его творчество оказали влияние, как непосредственные боевые действия, так и сопутствующие им социальные потрясения. Характерной чертой всех работ этого периода становится стремление передать через изобразительное искусство суровые реалии существующего в мире порядка, выразить своеобразный протест тем явлениям, которые убивают в человеке человека.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА В ИСКУССТВЕ

Первая мировая война стала ключевым событием мировой истории. При военном про- тивостоянии перестали существовать четыре империи: Российская, Австро-Венгерская, Османская и Германская. Свыше 10 миллионов солдат были убиты, 55 миллионов человек ранены.

Она предопределила развитие поколений, изменила мир в социальном, политическом отношении. Это повлияло на человеческое, психологическое мировосприятие. Смогла спло- тить художников, поэтов, искусствоведов различных направлений в историческом порядке вещей. Поэзия, проза, живопись, музыка и кинематограф стали отражением событий Первой мировой войны, героизма, страданий, предательства и самопожертвования.

В мировой, российской культуре стали появляться произведения, рассказывающие о гибели миллионов, искалеченных судьбах и утерянных ценностях. Из знаменитых романов можно перечислить произведения Ремарка, Жапризо, Хемингуэя. Ключевыми идеями в ро- мане стали тема любви, потерянного поколения молодых людей с душевными травмами, тема выбора, войны и смерти. [1]

Тема Первой мировой войны стимулировала российское производство кино. В 1916 го- ду 90% фильмов на российских экранах стали российскими. Фильмы, имеющие патриотиче- ское содержание, были постоянно на телевизорах. Кинематографы перечисляли деньги за прокаты фильмов в пользу Красного Креста, Мариинского приюта и общества детей сирот. Издаваемые ленты не имели документальный характер. Они поднимали острые проблемы античеловеческой сущности, раскрывая тему войны, смерти, жизни и любви. Рассматривали тему мужества, героизма в каждом занятии на фронте. Подчеркивали благородство души, возвеличивали сострадание и терпение.

Первая мировая война нашла широкое отображение в изобразительном искусстве. [2]

В этот момент прославились российские, зарубежные художники. Среди самых ярких живописцев можно назвать Водкина и Швармштедта. Знаменитым произведением искусства стала картина Водкина "На линии огня", написанная в 1916 году. На первом плане находится молодой солдат со смертельным ранением. Он олицетворяет ужас войны, угрозу жизни, мира людей. Большое внимание уделено батальному жанру изобразительного искусства. Худож- ники в период 1914-1918 года часто изображают войны, битвы, военные походы и жизнен- ные моменты военных походов. Картины в данном жанре написаны у Самокиша. Во время военной конфронтации живописец и корреспондент отправлялся на боевые действия и делал фронтовые зарисовки. Они публиковались в популярных журналах. Самое крупное и извест- ное художественное полотно автора посвящено битве восточной Галиции, Буковины и Пе- ремышля.[3]

В искусстве фотографии тема Первой мировой войны также нашла отражение. Фото- графии выступили беспристрастными свидетелями прошлого. Они помогли пролить свет на важные исторические события прошлого столетия. На фотографии были отмечены моменты трагедии Танненберга, триумфа Русского оружия на австро-венгерских, кавказских сражени- ях.

Отличительной особенностью Первой мировой стал феномен открытки. Центральное место в искусстве, духовно-идеологической борьбе культур стала политическая открытка. Отечественные открытки, которые сегодня сохранены в музеях, посвящены солдатам, офи- церам, милосердным сестрам, казакам, военнопленным, представителям царской семьи, бла- готворительности, авиации, танкам. Отдельными темами стали поздравления, юмор и плака- ты. В России стали популярными открытки с юмором, которые были выпущены на

протяжении всей Первой мировой войны. Карикатуры на открытках выпускались повсемест- но. Нередко на них помещались пропагандистские изображения немецких врагов. Значи- тельная доля приходилась на русские карикатуры. Война многими немцами воспринималась борьбой за культуру. Открытки давали понимание смысла происходящих военных событий.

Если вначале многие художники, скульпторы, музыканты, кинематографы выступали за идею войны, отправлялись на фронт в качестве добровольцев, то после года на передовой их мнения радикализировались. Произошли перемены из-за ухудшения состояния здоровья, освобождения от военной службы, давления войны. Решения художников обусловили уже- сточение позиций и уточнение художественных приемов. Искусствоведы, живописцы по- смелели и революционировали. На 1914-1918 год пришел расцвет дадаизма, художественной акции. Посреди военных действий появились абстракции Казимира Малевича, Владимира Татлина в Москве, Пабло Пикассо в Париже. Россия, изолированная от запада, превратилась в первооткрывателя абстракции. Владимир Татлин выступил первооткрывателем материаль- ного изображения, а Казимир Малевич - абстракции. Пикассо, ушедший от кубизма, подго- товил основу реализму.

Одновременно противопоставлялись восстановленный, невредимый визуальный мир тому, что был разъят на несколько частей. Джорджо де Кирико и Карло Карра в 1917 году, добровольно отправившись в психиатрический центр, дают путь сюрреализму. Несмотря на большое количество жанров, все художественные миры касались одной темы - против воен- ных событий и под ее давлением.

Первая мировая война стала поворотным этапом человеческой истории, закономерным результом социологического, культурного западного кризиса. Мир подошел к формирова- нию нового общества, истории, человечества. Первая мировая война стала темой для огром- ного культурного массива. Отражение кровопролитных сражений, человеческих страданий нашло отражение во всех подразделах искусства: художественной, публицистической лите- ратуре, изобразительном искусстве, кинематографе, музыке и театре. Во всех сферах жизне- деятельности были предприняты попытки осмысления происходящего и сделаны соответ- ствующие выводы о бесполезности ведения военных действий для человечества.

1. Кандинский В. О духовном в искусстве. — Нью-Йорк: Международное литературное содружество. — 1967. — 159 с.

2. Кандинский В. Текст художника: Ступени. — М.: ИЗО НКП, 1918. - 56 с.

3. Кантор М. Химера Гражданской войны. Story: Обыкновенные судьбы необыкновенных людей. - 2014. - № 5. - С. 74-82.

Для художников война во все исторические периоды становится проверкой на приверженность гуманистическим идеалам. Первая мировая показала: даже самые талантливые не всегда могут эту проверку пройти

Война и живопись

Рождение дисгармонии

— Можно ли говорить о том, что в начале XX века в изобразительном искусстве происходили процессы, которые так или иначе отражали социальный и политический кризис, предшествовавший Первой мировой войне?

— В любом случае те или иные события, которые происходят накануне крупного военного конфликта, можно потом, задним числом, интерпретировать как знаковые, как предвестия, предчувствия. Мне кажется, что люди, жившие в начале двадцатого века, вовсе не были проникнуты такими эсхатологическими настроениями. Конечно, убийство эрцгерцога — тревожный сигнал: стало ясно, что дальнейшие события будут развиваться по самому скверному сценарию. Но если мы себе представим эволюцию художественных направлений до 1914 года, то одним из мощнейших явлений модернизма, к тому времени сохранявшего свою влиятельность, был экспрессионизм, который как раз очень ярко проявился в странах, впоследствии вступивших в противоборство: во Франции и в Германии.

Теперь искусство не только успокаивало и убаюкивало зрителя, а, наоборот, вызывало острые ощущения, причем не ради них самих, а ради осознания себя в не слишком гостеприимном мире. Они чувствовали, что век будет непростой, и, как мы теперь знаем, их предчувствия полностью подтвердились. Параллельно в Италии зарождался футуризм, во Франции — кубизм, которые продолжают эту линию расшатывания внутреннего умиротворения (а именно умиротворение тогда доминировало). Заметьте, картины тех же импрессионистов все настроены на созерцательный лад, на восхищение окружающим миром: солнце, красивые женщины, прекрасные дети, замечательные виды. Фовисты и экспрессионисты добавили ко всему этому яркости, броскости, отчасти даже вульгарности в цвете, деформации в изображении человеческих фигур, пейзажей, но все еще было в рамках привычной картины мира. Кубисты и футуристы сломали эту картину, после чего искусство стало заниматься не столько отражением окружающего мира, сколько выражением индивидуального мира художника. Эта индивидуальность могла быть бунтарской, непричесанной, неприглаженной.

— В какой степени художники в начале прошлого века могли позволить себе переключиться на отображение дисгармоничной внутренней индивидуальности? Насколько я понимаю, полученные результаты не слишком соответствовали запросам арт-рынка?

— Рыночные запросы всегда определяются массовой аудиторией, а это страшно консервативная публика. Так было и всегда будет: идеальное изобразительное искусство для массовой аудитории должно быть похоже на фотографию, которую можно рассмотреть в мельчайших деталях. И все, кто хотел пробиться, прорваться, они должны были полностью игнорировать этот массовый вкус — искусство стало на путь полного с ним разрыва. А тот, кто хотел создавать новое искусство, должен был понимать, что он обречен на голод и нищету, по крайней мере в начале пути. Примеров, когда художник не доживал не то что до славы, до популярности, хватает: Ван Гог, Гоген в том числе.

— Если художники осознанно обрекали себя на жалкое существование, что же заставляло их нарушать общепринятые каноны живописи? Одно только тщеславие?

— Получается, что они заражались идеями друг от друга, находясь в каком-то параллельном по отношению к зрителю мире?

— Нет, они не жили в отрыве от общества, но относились к нему прагматически. Для них оно было источником денег на холсты и краски, возможностью найти натуру, натурщицу (натурщицы потом часто становились их любовницами, женами). Насколько мне известно, при этом они не задавались какими-то глубокими вопросами, но были и исключения, например Пит Мондриан или Василий Кандинский: каждый из них стремился проникнуть за внешнюю оболочку вещей. У Кандинского все-таки, в отличие от многих, было высшее — притом как художественное, так и нехудожественное — образование. Его очень интересовало, каким образом можно выразить индивидуальность человека через произведения искусства. Он прекрасно понимал, что это можно сделать только в живописи, выходящей за границы традиционной изобразительности.

На войне как на войне

— Выходит, Первая мировая война стала тем самым моментом, когда идущие своим путем художники вошли в резонанс с обществом?

— Войны никто не ожидал. Она стала результатом некоторых недоразумений между европейскими правящими элитами — там не было серьезных предпосылок. У кого-то были какие-то амбиции, это имело определенное значение, но в разных странах готовности к войне, тем более к истреблению своих же европейцев, мне кажется, не было. Конечно, в 1909 году Филиппо Томмазо Маринетти опубликовал манифест футуризма, где сказал, что война — это замечательно, хорошо, это очищение общества и так далее. Он, знаете, был со сдвигом в голове и потом приветствовал фашизм в Италии.

Удивительно, что, когда началась война, мгновенно возник чудовищный всплеск ксенофобии. В России подтрунивали над немцами, над французами, но никто не предполагал, что дойдет до массового уничтожения людей. Ладно, люди стреляют из винтовок друг в друга, но ведь появились средства массового уничтожения: пулеметы, аэропланы с установленными на них пулеметами, танки, которые давили людей, я уже не говорю про химическую атаку, про Ипр.

Порог европейской терпимости был абсолютно сломлен. Самым сильным шоком было именно это — никто не предполагал, что будет такая бойня на ровном месте: французы, у которых не было претензий к немцам, кроме каких-то застарелых обид по поводу поражения во Франко-прусской войне, не собирались уничтожать их, тем более с такой звериной ненавистью. В России, когда была объявлена мобилизация, начались немецкие погромы в Москве и Петрограде.

 070_expert_31_1.jpg Фото: Константин Романов

— Дадаизм — первое художественное направление, о котором можно говорить, что оно непосредственно связано с войной?

Кроме того, на волне негативных антинемецких настроений появилась масса лубков, карикатур на Германию, на германских солдат, которые подвизались рисовать самые радикальные люди, такие как, например, Владимир Маяковский и Казимир Малевич. Малевич были среди тех, кто делал очень яркие, очень броские и однозначно негативные образы немецких солдат, немножко с шапкозакидательским настроением. Эти лубки, имевшие широкое хождение, а также карикатуры в газетах тоже были проявлением ксенофобии.

— Чем можно объяснить активное вовлечение в конфликт художников, которые прежде противопоставляли себя обществу?

То есть Кандинский тоже включился в военный контекст — всего, правда, на полгода, потом он вернулся к своим беспредметным опытам. Но это было любопытным рецидивом, с одной стороны, фигуратива, а с другой — идеи всадника, который в этом случае как покровитель Москвы, покровитель России символизировал уверенность в грядущей победе. На первых этапах войны вера в победу очень объединила художников. Это уже потом стало понятно, что все не так просто, и русским, и немцам, и французам.

Возвращение к беспредметности

— Какие течения кристаллизовались в ходе войны и стали доминировать уже после нее?

Что касается России, то здесь есть своя специфика, потому что у нас мировая война перешла в революцию, а затем в войну гражданскую. Поэтому у нас от Первой мировой смазанное впечатление: как будто ее и не было, как будто у нас был только 1917 год — революция и гражданская война. Поэтому в России после 1917 года в искусстве фактически осмысляются уже революция и гражданская война, а не Первая мировая — ее затмили события 1917-го.

— Но ведь именно там эти художественные идеи и подверглись отрицанию?

— Не надо сбрасывать со счетов, что в Советском Союзе протекали аналогичные процессы, но не в такой радикальной форме. Там не только происходило постепенное вытеснение авангардистов, а затем выталкивание их в число маргиналов. Малевич в конце 1920-х поехал с лекциями в Польшу, с большим успехом там выступал, показывал свои работы, потом приехал в Германию, открыл свою выставку. И тогда его вызвали в Москву, чтобы сообщить какие-то важные сведения.

В Москве он попал на Лубянку. Его сразу посадили в лубянскую КПЗ. Он там провел некоторое время, и это для него как для человека, истово преданного революции, было сильнейшим стрессом. Ему были предъявлены абсурдные обвинения. Германская выставка долгое время оставалась невостребованной. Малевич не имел возможности забрать свои работы, и никто не мог ему в этом помочь. Там были лучшие вещи супрематического периода. Их потом пришлось прятать от нацистов. И уже оттуда они попали в Голландию, в Амстердам. Часть вещей прямо там была куплена музеем MoMA, а часть осталась в Голландии. Поэтому в Амстердаме и в Нью-Йорке — блестящие образцы лучшего периода творчества Малевича.

Искусство и война — это тема глобальная и сводится не только к Первой и Второй мировым войнам и вообще к событиям двадцатого века, потому что есть такая вечная тема в искусстве, как бедствия войны. То есть речь не идет о столкновениях на поле брани, речь идет о том, как страдают мирные люди, как убивают женщин, детей, стариков. Это есть и у Босха, и у Жака Кало, и у Гойи. Бедствия войны, все эти адовы муки тоже экстраполяция реальных событий, потому что Босх был свидетелем войны нидерландских колоний против испанцев. Это всегда чудовищная жестокость, которая выходит за пределы представлений о человеческой природе. И главная тема искусства в связи с темой войны — это защита человека, гуманизм. В этом и заключается и честность, и ответственность профессии.

На рубеже XIX—XX вв. открытие элементарных частиц и проникновение в тайны материи назвали революцией в естествознании, поскольку они привели к пересмотру прежних представлений о материи и в целом о мироздании.

За первую треть XX в. учёные проникли в тайну строения атома (были открыты электрон, протон, позитрон, нейтрон и пр.) и к концу 1930-х гг. подошли к практическому освоению атомной энергии. Теория относительности А. Эйнштейна изменила понимание пространства, времени и движения. В первой половине XX в. были заложены основы науки о передаче наследственных признаков (генетики). Больших успехов добились микробиология и фармацевтическая промышленность (появляются аспирин, антибиотики).

От картины мира, где царит окончательная истина, произошёл переход к пониманию мира с точки зрения субъекта, будь он наблюдатель в определённой системе отсчёта или человек со своим субъективным взглядом на мир. Такой подход к восприятию мира проявился во всех сферах человеческой деятельности — в культуре, науке и т. д. Так, поэт, художник эпохи модернизма (1880—1960-е гг.) стремится представить свой личный, неповторимый взгляд на мир. В науке проявляется интерес к изучению человека, человеческого сознания и т. д.

Популярны стали произведения сторонников философии жизни А. Шопенгауэра и Ф. Ницше, которые взывали к признанию иррациональных* сторон поведения и психики человека. В начале XX в. по-иному были поставлены проблемы изучения человеческого сознания, особенно процессов художественного мышления и творчества, а также общественного поведения личности и масс.

Учение 3. Фрейда о психоанализе по своему значению вышло далеко за пределы психотерапевтического лечения. Учение о бессознательных мотивах, влечениях стало не только методом восстановления душевного равновесия пациентов, но и инструментом художественного творчества. Оно легло в основу многих трудов по философии, истории, искусству и литературе.

Не меньшее значение для понимания особенностей художественного творчества и познания имело учение французского философа А. Бергсона о творческой интуиции.

В конце XIX — начале XX в. в странах Европы и США получила развитие социология — наука об обществе, его системах и общественном поведении людей. Широкую известность приобрели труды М. Вебера.

Особенности художественной культуры

Бурное развитие различных направлений, поиски и эксперименты в искусстве и литературе рубежа веков (1880—1914) получили дальнейшее развитие и переосмысление.

В 1920—1930-е гг. на искусство и литературу оказывали огромное влияние совершенно новые явления и события: мировая война и её последствия, революции, социальные конфликты, подъём национализма.

Не только моральный и материальный ущерб от войны, но и установление тоталитарных режимов, распространение фашизма, гонения на творческую мысль оказали влияние на мировую культуру.

Символизм

Умонастроения новой эпохи и идейные искания на рубеже XIX—XX вв. отразились в символизме — направлении, которое стремилось к синтезу и осмыслению прошлого европейской и мировой культуры. Провозвестниками его были в музыке Р. Вагнер, в литературном творчестве Ш. Бодлер, П. Верлен, С. Маларме. Главным средством художественного познания становится символ. Сочетание реального и таинственного, обращение к мифам, поиски мистического откровения, иносказательность определяли эстетику символизма. Центральным был культ Вечной женственности как символ и земной образ высшего совершенства. В изобразительном искусстве представители символизма: О. Бердслей (Англия), Пюви де Шаванн (Франция), Г. Климт (Австрия), А. Бёклин (Германия). Символизм и новые художественные течения опирались в основном на новый стиль — модерн.


В начале XX в. большую популярность завоевал новый вид синтетического искусства — кинематограф. Звёзды кино — Андре Дид, Макс Линдер, Чарлз Чаплин, Мэри Пикфорд и др. — приобрели мировую известность. Кинематограф требовал особого искусства жеста (особенно в период немого кино), мимики, ритма, сочетания декораций и натуры. Кино стало массовым искусством.

Первым направлением живописи Новейшего времени стал импрессионизм (от французского impression — впечатление), появившийся в последней трети XIX в. Стремясь передать неуловимые изменения в природе, движение света в воздухе, импрессионисты писали дробными мазками. Они первыми открыли возможность писать чистыми красками, не смешивая их на палитре. Основные представители этого направления — Э. Мане, Э. Дега, О. Ренуар, К. Писсарро, К. Моне.


Рис. П. Пикассо. Три акробата. 1925 г.

Дальнейшие поиски в изобразительном искусстве привели к появлению постимпрессионизма. Крупнейшими представителями этого направления были В. Ван Гог, П. Сезанн, П. Гоген. От импрессионистов они унаследовали чистоту цвета. Их работы отличаются эмоциональностью, одухотворённостью.

Кубизм — авангардное направление в живописи начала XX в. Основоположники — французские художники П. Пикассо и Ж. Брак. Представители кубизма изображали мир в виде геометрических знаков и композиционных конструкций, деформируя облик реальных предметов.

Фовизм (от французского fauve — дикий) — течение во французской живописи начала XX в. С фовизма начинается революция цвета в искусстве XX в. Крупнейшим художником направления стал А. Матисс. Фовизм использует яркие контрастные цвета и считается одной из форм экспрессионизма.

Экспрессионизм (от латинского expressio — выражение) — художественное направление XX в. Для него характерно субъективное восприятие действительности, деформированное изображение реального мира, гипертрофия переживаний и упоение отчаянием (Э. Нольде).


Рис. Э. Нольде. Пророк. 1912 г.

Для неопримитивизма характерен интерес к Востоку, детскому творчеству, искусству самоучек, древней наскальной живописи. Мастера этого направления — профессиональные художники, сознательно обратившиеся к примитивным формам искусства. Среди них особое место занимают А. Руссо (Франция), Н. Пиросманашвили (Грузия), М. Ф. Ларионов, Н. С. Гончарова (Россия), Э. Карр (Канада).


Рис. Я. Чернихов. Архитектурная фантазия. 1930 г.

Абстрактный экспрессионизм — своеобразный вклад русского искусства в мировой авангардизм. Основоположник — В. В. Кандинский. Для этого направления характерен отказ (абстрагирование) от изображения реальных предметов и создание образа на основе самодостаточной выразительности цвета, линий, форм.

Дадаизм — крайнее авангардное направление европейского искусства, возникшее в середине 1910-х гг. Ему свойственно отрицание классической традиции и всех существующих форм искусства, использование техники коллажа, создание абсурдных произведений из случайных предметов (М. Дюшан). Сюрреализм (от французского surrealisme — сверхреализм) — авангардное направление в искусстве XX в. Развивая традиции символизма и дадаизма, сюрреалисты обращались к сновидениям, автоматическому сознанию, подсознательному. Они придавали абсурдным предметам иллюзию реальности, соединяли живое и неживое, реальное и нереальное. Крупнейшие представители в поэзии — П. Элюар, Г. Аполлинер, художники С. Дали, Ж. Миро, И. Танги и др.


Рис. М. Эшер. Звёзды (хаос и миропорядок)

В 1920—1930-е гг. искусство в ряде стран Азии, Африки и Латинской Америки сближается с европейским. Особенно это было заметно в Китае, Японии, Индонезии. В странах Латинской Америки уже в начале XX в. упрочилось так называемое испанское течение в изобразительном искусстве (Мексика, Куба, Чили), а также сказалось влияние французских художественных школ (Венесуэла, Уругвай).

Деятелей искусства и литературы начала века интересовали не только творческие проблемы и поиски.

Предчувствия кануна социальных потрясении у многих литераторов порождали настроения пессимизма и тоски. В той или иной форме это находило отражение в творчестве.

Писатели обращались к темам несправедливости в обществе, судьбе творческой личности. Перу Р. Роллана принадлежит серия биографических произведений о выдающихся художниках и музыкантах. А. Франс издал ряд антибуржуазных романов. Американские писатели Ф. Норрис, Т. Драйзер, Э. Синклер создали крупные произведения критического реализма.

Реальная жизнь не давала оснований для оптимизма, расцветает жанр антиутопии (романы Е. И. Замятина, А. П. Платонова, О. Хаксли, Дж. Оруэлла).

В 1930-е гг. мировой экономический кризис, наступление фашизма, распространение тоталитарных режимов и надвигающаяся Вторая мировая война не могли не сказаться самым трагическим образом на судьбе и творчестве литераторов и художников. Эмиграция писателей и художников из Европы, из стран, где утвердились фашистские тоталитарные режимы, перенесла центр художественной культуры в США, в Нью-Йорк.

В творчестве литераторов и художников в 1920—1930-х гг. особую значимость приобрели социально-политические мотивы. Социальные движения в ряде стран вызвали к жизни революционные течения в искусстве. В то же время в тоталитарных государствах искусство стало обслуживать эти режимы. В таких странах наука оказалась на службе у войны, а искусство — на службе у пропаганды.

Проверьте себя

Подумайте

* Иррациональное (от латинского irrationalis — недоступный разуму) — находящееся за пределами разума, несоизмеримое с рациональным мышлением или противоречащее ему.

Читайте также: