Влияние буллинга на эмоциональное состояние подростка доклад

Обновлено: 17.05.2024

Подростковая жестокость – это тема, которая становится все актуальнее в России. С каждым годом фиксируется все больше случаев проявления жестокости среди подростков. Часто действия юношей и девушек просто непонятны, настолько они выходят за рамки разумного.

Определение буллинга:

3. Признаки буллинга

Признаки буллинга:

  1. это агрессивное и негативное поведение;
  2. оно осуществляется регулярно;
  3. оно происходит в отношениях, участники которых обладают неодинаковой властью;
  4. это поведение является умышленным.

4. Виды буллинга

Физическая агрессия: Включает в себя толкание, пихание, пинки и удары – может также приобретать форму жестокого физического насилия. В крайних случаях может применяться оружие, например ножи. Такое поведение чаще встречается среди мальчиков, чем среди девочек.

Словесный буллинг: В этом случае оружием служит голос. Может существовать в форме обидного имени (клички), с которым постоянно обращаются к одному человеку, тем самым раня, оскорбляя и унижая его. Этот вид буллинга зачастую направлен на те жертвы, которые имеют заметные отличия в физической внешности, акценте или особенностях голоса и высокую или низкую академическую успеваемость. Обзывания могут также принимать форму намеков по поводу предполагаемой половой ориентации ученика. (Использование анонимных телефонных звонков – очень распространённая форма словесного буллинга, при котором жертвами могут стать не только ученики, но даже учителя).

Запугивание: Основывается на использовании очень агрессивного языка тела и интонации голоса, чтобы заставить жертву делать то, что он/она не желает делать. Мимика или "взгляд" хулигана может выражать агрессию и/или неприязнь. Угрозы также используются для того, чтобы подорвать уверенность жертвы.

Изоляция: Инициатором использования этого метода, как правило, является хулиган. Жертва намеренно изолируется, изгоняется либо игнорируется частью класса или всем классом. Это может сопровождаться распространением записок, нашёптыванием оскорблений, которые могут быть услышаны жертвой, либо унизительными надписями на доске или в общественных местах.

Вымогательство: В этом случае от жертвы требуют деньги и угрожают, если он/она не отдаёт их немедленно. Могут вымогаться также завтраки, талоны или деньги на обед. Жертву также могут принуждать воровать имущество для хулигана. Такая тактика используется исключительно для возложения вины на жертву.

Повреждение имущества: Хулиган может сосредоточить внимание на имуществе жертвы. В результате могут быть повреждены, украдены или спрятаны одежда, учебники или другие личные вещи.

5. Психология участников буллинга

Психология участников буллинга: зачинщики, преследователи, жертвы и наблюдатели.

Каждая драма предполагает четкое распределение ролей. В ситуации травли всегда есть зачинщики, жертвы и, конечно, преследователи — основная масса детей, которая под руководством зачинщиков осуществляет травлю. Иногда в классе присутствуют и нейтральные наблюдатели, которые не отличаются от преследователей, так как своим молчанием они поощряют травлю, никак ей не препятствуя.

Бывает, что среди одноклассников находятся и защитники жертвы. Иногда появление защитника способно в корне изменить ситуацию (особенно если защитников несколько или с их мнением в классе считаются) — большинство преследователей оставляют изгоя в покое, конфликт сходит на нет в самом начале.

Но довольно часто защитник изгоя и сам становится изгоем. Например, если, подчиняясь воле учителя, ребенок вынужден сидеть за одной партой с изгоем, то он может постепенно стать объектом насмешек, если только не начнет активно принимать участие в травле соседа по парте.

Зачинщики. Обычно один-два человека в классе становятся инициаторами травли. Им по каким-то причинам не понравился кто-то из одноклассников и они начинают его дразнить, задирать, осмеивать, демонстративно избегать, не принимать в игры.

Процесс отвержения начинается очень рано: уже во второй или третьей четверти в первом классе становится ясно, кто стал изгоем, а кто является инициатором его травли. Мальчики бывают инициаторами травли как мальчиков, так и девочек, а девочки чаще всего нападают на девочек (в случае травли мальчика либо просто разделяют общую точку зрения, либо даже начинают защищать изгоя).

Чаще всего в основе преследования лежит стремление самоутвердиться, выделиться. Очень редко травля — это результат личной мести.

Знаменитый норвежский психолог Дэн Олвеус, отметил их следующие типичные черты, несмотря на то, что подобные черты характера могут встретиться и у детей, не являющихся инициаторами школьного буллинга. Что же это за дети?

Итак, инициаторами травли могут стать:

Преследователи. Как уже говорилось, зачинщиками травли становятся несколько человек, все остальные являются их последователями. Они с удовольствием смеются над неудачами изгоя, прячут его вещи в туалете, подхватывают обидные прозвища, не упускают случая его толкнуть, оскорбить или демонстративно игнорируют и не желают принимать его в свои игры. Почему же добрые и отзывчивые по отношению к своим близким дети становятся тиранами для не сделавшего ничего плохого лично им сверстника?

Во-вторых, некоторые делают это в надежде заслужить лидера класса.

В-третьих, кое-кто принимает участие в травле от скуки, ради развлечения (они с тем же восторгом будут пинать мяч или играть в салки).

В-четвертых, часть детей активно травят изгоя из страха оказаться в таком же положении или просто не решаются пойти против большинства.

Можно выделить следующие психологические характеристики детей, становящихся преследователями:

Ещё один аспект подростковой жестокости, который имеет связь с естественными законами возрастной психологии – это жестокость, проявляющаяся в группе. Даже взрослый в толпе начинает вести себя несвойственным для него образом, подчас вопреки своим собственным нравственным принципам. В определенных условиях человек, не склонный к насилию, может неожиданно продемонстрировать жестокость. По закону толпы происходит общее снижение интеллекта, снимается личная ответственность за содеянное. При этом мы знаем, что подростку чрезвычайно важно принадлежать группе сверстников, а страх оказаться вне группы, самому стать объектом насмешек сверстников может ситуативно толкать подростка на соучастие в действиях группы. При последующем разбирательстве один на один в кабинете психолога участники таких инцидентов зачастую выглядят достаточно растерянно, некоторые действительно не могут понять, как смогли оказаться участниками коллективных жестоких выходок.

Жертвы. Жертвами буллинга, как правило, но не всегда, становятся дети чувствительные и не способные постоять за себя. Не те дети, которым не свойственно агрессивное поведение, как часто думают, а дети, которые лишены настойчивости, не умеют демонстрировать уверенность и отстаивать ее. Самая вероятная жертва – ученик, который старается сделать вид, что его не задевает оскорбление или жестокая шутка, но лицо выдает его (оно краснеет или становится очень напряженным, на глазах могут появиться слезы). Дети, которые не могут спрятать своей незащищенности, могут спровоцировать повторение инцидента со стороны агрессора-властолюбца.

Исследования Дэна Олвеуса позволяют выделить два типа жертв: Первая: не могущие скрыть слабости (дети, физически слабые, неуверенные, эмоционально реагирующие дети, тревожные, а также такие, которые предпочитают общество учителей обществу сверстников). Вторая: дети, невольно провоцирующие негативное к себе отношение. Ко второй категории относятся неадекватно (слишком бурно) реагирующие на провокации (так, что их поведение вызывает насмешки у зрителей), неприятные в общении дети из-за дурных привычек (например, неряшливые), а также дети, вызывающие активную неприязнь взрослых. Бывает и так, что учитель сам выделяет в коллективе неугодного ученика и, унижая его публично, задает нормы допустимого поведения для школьников.

Рассмотрим типы отвергаемых детей, которые чаще всего подвергаются нападкам.

Такой ребёнок легковозбудимый, вспыльчивый и очень неуверенный в себе. Может часто драться с одноклассниками, потому что очень навязчиво и эмоционально стремится включиться в их игры. Отчаявшись привлечь к себе внимание, выбирает тактику классного шута. На уроках он выкрикивает разные шутки, ребята смеются. Постепенно любое его слово вызывает смех в классе. Со временем такой ребёнок становится чем-то вроде козла отпущения: его обвиняют во всех неудачах класса, сваливают на него все проделки.

Есть еще два типа детей, которых никто специально не обижает, не дразнит, над ними не издеваются, но их отвергают, они одиноки в своем классе.

Озлобленные

Некоторые дети, не сумев установить контакт с одноклассниками, начинают вести себя так, будто мстят окружающим за свои неудачи.

Непопулярные

6. Мифы о буллинге

Десять мифов о буллинге

Миф 1. Насилие в школе в таких масштабах появилось только в последние годы. Еще в 1910 г. Фрейд и Адлер провели в Вене первый конгресс на тему суицида среди учащихся средней школы. Фред писал, что в школе были и будут проблемы насилия именно потому, что школа собирает незрелых личностей – детей и подростков. Школа и учитель не несут ответственность за то, чтобы актов насилия не было (это было бы нереалистично), но они несут ответственность за то, чтобы учить детей твердо и с достоинством противостоять насилию.

Миф 2. Буллинг, как и другие формы нарушений дисциплины, возможны только у слабого педагоги. Исследования подтверждают: в любой школе и у любого педагоги, особенно у хорошего (потому что дети его меньше боятся) могут обнаружиться факты травли, провокаций, физического или эмоционального давления как среди сверстников, так и в отношениях ученика с учителем.

Миф 3. Насилия не так уж много (в нашей школе его вообще нет!), оно касается не более 10% учеников. По данным исследований примерно 16% девочек и 17,5% мальчиков во всех развитых странах мира (за исключением Японии) 2-3 раза в месяц становятся жертвами буллинга независимо от того, в какой школе они учатся: дорогой элитной или бюджетной в социально неблагополучном районе. 7% девочек и 12% мальчиков сами являются инициаторами травли.

Миф 4. Буллинг характерен для подростковой среды, в начальной школе его нет. Вот статистика частоты встречаемости феномена буллинга по классам (по данным Д.Олвеуса).


Миф 5. Вызывать беспокойство у взрослых должны только случаи физического насилия. Дети гораздо реже страдают из-за физических воздействий агрессивного характера, чаще – из-за других видов агрессии. В разных странах по статистике на первом месте по частоте встречаемости словесная травля – (оскорбления, злые шутки и т.д.). На втором месте бойкот, на третьем – физическая расправа. На четвертом – распространение слухов и сплетен, на пятом – воровство. Причиной суицидов чаще является не физическое насилие, а изоляция, бойкот.

Организационная культура школы, не обращающая внимания на вопросы насилия - это не жизнеспособная культура. Секрет в том, что все до единого взрослые люди, но прежде всего, профессионалы – педагоги, должны уметь и быть готовым конфронтировать с властолюбцем.

7. Действия участников образовательного процесса, в случае буллинга

Почему нужно заниматься буллингом?

  • Описаны негативные последствия как непосредственные, так и отсроченные, для буллеров и жертв.
  • Меняет климат группы (ОУ).
  • Негативно влияет на тех учеников, которые являются наблюдателями.
  • Жертвы буллинга могут совершить суицид.

Факторы, способствующие буллингу в образовательном учреждении -

- Позиция безразличия в отношении насилия со стороны сверстников, они не знают, что делать и не верят, что можно помочь.

- Равнодушие как установка педагогов.

Что делать? (3 уровня работы)

1. Изменить правила ОУ в отношении случаев буллинга и неуклонно выполнять принятые правила.

Принцип: Ни один случай буллинга не остается безнаказанным.

2. Научить педагогов, прежде всего, классных руководителей, программам работы со случаями буллинга в классе.

Принцип: Раннее вмешательство предпочтительно.

3. Включить в план работы психолога систематическую работу с жертвами буллинга и их родителями.

Принцип: Ученик не должен остаться один на один с насилием.

Что не считается эффективным? (Чего не делать)

  1. Переложить всю ответственность на психолога.
  2. Переадресовать проблему родителям.
  3. Провести мероприятие, акцию – вообще что-либо единовременное и краткосрочное.
  4. Отправлять участников (жертву и буллера) к директору, требовать от буллера извинений.
  5. Рекомендовать жертве не обращать внимания.

Что делать психологу?

  1. Рассказать о буллинге администрации и педагогическому коллективу.
  2. Выслушать мнение каждого педагога и занять согласованную позицию в отношении противостояния буллингу.
  3. Помочь педагогам оформить позицию в конкретные правила и санкции.
  4. Помочь администрации в создании специального органа: антибуллингового комитета или совета справедливости.

Как правильно работать с родителями?

Как правильно работать с педагогами?

  1. Рассказать о буллинге, научить распознавать маркеры буллинга.
  2. Побудить каждого занять личную позицию.
  3. Рассказать о действиях учителей, которые невольно могут спровоцировать буллинг.
  4. Рассказать, что им делать.
  5. Практиковать, вести регулярную супервизионную группу по данной проблеме.

Действия педагогов

Не игнорировать, не преуменьшать значение

Если в ОУ пришли к общему пониманию и соглашению о том, что буллинг является проявлением насилия, то тогда даже у тех, кто не является прямыми участниками, повышается восприимчивость к ситуациям буллинга и появляется способность адекватно реагировать.

Занять позицию

Разговор с группой

Проинформировать педагогический коллектив

Педагогический коллектив должен знать о случае буллинга и взять ситуацию под контроль. В особо трудных случаях необходимо обратиться за помощью извне, например, в комиссию по делам несовершеннолетних, центр психологического консультирования, в Совет отцов и т.д.

Пригласить родителей для беседы

Важно как можно раньше привлечь родителей, обсудить с ним, какие есть (или могут быть) тревожные сигналы, свидетельствующие о буллинге, и какими могут и должны быть стратегии реагирования.

Распознавать буллинг по первым же признакам

Действия на уровне образовательного учреждения

I. Повышение уровня коммуникативной культуры в ОУ: учить всех, как обходиться с буллингом (улучшать взаимодействие между детьми и взрослыми в ОУ)

Повышение квалификации администрации ОУ по вопросу предотвращения буллинга. В ОУ должны быть разработаны правила поведения для всех учащихся, столкнувшихся с буллингом: что делать, куда идти, кому и в какой форме заявить. Заявление о факте провокации, оскорбления, физического насилия, вымогательства, угроз и т.д. должно быть сделано обязательно. В ОУ также создается Антибуллинговый комитет/Этический комитет, Совет Отцов, Совет справедливости и т.п.

Повышение квалификации администрации по созданию позитивной атмосферы ОУ.

II. Совершенствование компетенций противодействия властолюбивому поведению у педагогического и технического персонала ОУ

Педагоги должны уметь распознавать потенциальных жертв буллинга и быть бдительными.

Учащиеся, которые подвергаются агрессии, должны иметь право рассчитывать на поддержку со стороны учителей, когда речь идет о буллинге.

Педагоги должны научиться распознавать властолюбцев и отличать степень выраженности агрессивного поведения (злостный ли агрессор этот ученик).

Педагоги должны научиться конструктивно конфронтировать с агрессией.

III. Формирование у учащихся конструктивного поведения на случай буллинга в их адрес


В данном исследовательском проекте по психологии на тему "Влияние буллинга на эмоциональное состояние подростка" рассматривается теория о буллинге с точки зрения подростковой психологии, раскрывается понятие буллинга, исследуются его статистические данные, изучаются особенности общения подростков.

Подробнее о проекте:


В представленной исследовательской работе по психологии о подростках "Влияние буллинга на эмоциональное состояние подростка" была поставлена цель выявить влияние буллинга на эмоциональное состояние подростка, в ходе тестирования определить эмоциональное состояние подростков, наличие или отсутствие влияния на него буллинга со стороны сверсников.

В проекте о психическом здоровье подростков проведено эмпирическое исследование, представленное в виде методики "Рисунок человека", анализ результатов которого позволил автору сделать выводы об эмоциональном состоянии подростков, оценить уровень умственного развития детей, определить побуждения ребёнка, его компенсации, тревоги и конфликты.

Оглавление

Введение
1. Что такое буллинг?
1.1 Понятие буллинга.
1.2 Статистические данные по буллингу.
1.3 Особенности общения подростков.
1.4 Влияние сверстников.
2. Эмпирические исследования.
2.1 Методика “Рисунок человека”.
2.2 Анализ полученных данных.
Заключение
Литература
Приложение


"В школе меня не любят, каждый день один из учителей и мои одноклассники издеваются надо мной. Я чувствую себя полным ничтожеством". (Написав это письмо, Роберто 15 лет из Казер-та, Италия, взял отцовское ружье и застрелился: Вasaliscо, 1989)

Впервые буллинг заметили в 1905 году, хотя нельзя сказать, что травля детей и подростков не существовала до этого времени. С тех пор разговоры о буллинге не утихают до сих пор. Скандинавские учёные (Д. Олвеус, П.П. Хайнеманн, А. Пикас, Е. Роланд) были первыми, кто стал заниматься изучением школьной травли. В последнее время проблема буллинга становится все более актуальной.

С каждым годом под влияние буллинга попадают всё больше детей, и это очень серьёзная проблема, ведь она может привести к плачевным последствиям. Сегодня эта проблема приобрела социальный и психологический характер, и стала международным термином. Зачастую с проблемой буллинга сталкиваются в школе или детском садике.

Я считаю, что травля и насилие в школе требует самого пристального внимания, так как именно ситуация в школе во многом определяет дальнейшее формирование личности подростка. Но иногда с этой проблемой сталкиваются уже взрослые люди. Как правило, люди, которые подвергались травле один раз, то в последствии подвергаются ей неоднократно. Здесь можно говорить о создании стабильных отношений между жертвой буллинга и булли (тем, кто выражает агрессию), когда такое поведение всегда направлено против одних и тех же людей.

Проблеме школьной травли посвящено несколько международных серверов, также существуют национальные организации, которые занимаются борьбой с буллингом.

Гипотеза: Мы предположили, что эмоциональное состояние подростков может привести к суицидальному поведению.

Цель: Выявление влияния буллинга на эмоциональное состояние подростка.

Задачи:

  1. Сформулировать понятие буллинга.
  2. Исследовать особенности буллинга в подростковом возрасте.
  3. Выявить подростков с нестабильным эмоциональным состоянием.
  4. Изучить литературу по данной теме.

Буллинг – это запугивание, травля, унижения, физический и психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у других страх и тем самым подчинить его себе. (Кон И.С., 2006 год)

На сегодняшний день это явление носит массовый характер, много детей во всех странах мира подвергаются школьной травли.

непосредственный и косвенный.

  • Физический. Он может проявляться как побоями, так и членовредительством.
  • Поведенческий. Это бойкот, сплетни, игнорирование, изоляция в коллективе, интриги, шантаж, вымогательства, создание неприятностей.
  • Вербальная агрессия. Может выражаться в насмешках, оскорблениях, окриках.
  • Кибербуллинг - это отдельное направление травли, определяемое как преднамеренные агрессивные действия, систематически на протяжении определенного времени осуществляемые группой или индивидом с использованием электронных форм взаимодействия и направленные против жертвы, которая не может себя легко защитить. Он осуществляется через: электронную почту, онлайн чаты, социальные сети, посредством мобильной связи и т.д.

Низамова Лейла Римовна

Последнее время увеличивается количество проявлений жестокости и агрессивности в детской среде. Рост агрессии в подростковой среде – одна из острейших социальных проблем нашего общества. Явление буллинга в образовательной среде все больше становится международной проблемой. Буллинг - явление социальное, в него включены не только жертвы и агрессоры, но и все остальные участники, наблюдающие за процессом. Очевидны негативные последствия буллинга на эмоциональное состояние подростка. Актуальность

Цель моей работы: Получить представление о влиянии школьного буллинга на эмоциональное состояние.

Объект исследования: Влияние буллинга на эмоциональное состояние подростка. Предмет исследования: Изучение эмоционального состояния подростков при воздействии буллинга .

Гипотеза: ● Я предположила, что буллинг в школьной среде негативно влияет на эмоциональное состояние подростков. Задачи: ● Сформулировать понятие буллинга . ● Исследовать особенности буллинга в подростковом возрасте. ● Выявить подростков с нестабильным эмоциональным состоянием. ● Изучить литературу по данной теме.

Основные понятия: Буллинг или школьная травля - от англ. bullying – запугивание. Это физический или психологический террор, агрессивные действия со стороны одного или нескольких лиц, в отношении ребенка – жертвы. От других форм агрессивного поведения буллинг отличается тем, что осуществляется более сильной группой или отдельными одноклассниками, против одноклассника, который заведомо слабее психически или физически, имеет разнообразные формы проявления. Жертва остро переживает действие буллинга, но по разным причинам не может ответить на агрессию. Таким образом, существенными признаками буллинга являются: неравенство сил, повторяемость, неадекватно высокая чувствительность жертвы.

Виды буллинга Прямой буллинг Этот вид буллинга включает в себя прямое физическое или психологическое насилие. Формы прямого буллинга: Вербальный буллинг (орудием служит речь: прозвища, обзывания). Жесты и действия (плевки, неприличные знаки и т.д.) Запугивание (интонации, резкие движения, слова, после использования которых агрессором, жертва вынуждена совершать определенные действия. Вымогательство (агрессор может вымогать что угодно: еду, деньги, вещи, выполнение дела за агрессора). Действия с имуществом (повреждения, воровство, прятанье вещей и т.д.).

Виды буллинга Скрытый буллинг. Игнорирование. Бойкот. Намеренное создание и распространение слухов. Клевета.

Роли в процессе буллинга Основной агрессор (лидирующий нападающий, тот, кто является инициатором буллинга) Дети , участвующие в травле (присоединившиеся к лидеру). Дети – свидетели , подкрепляющие травлю (занимают пассивную позицию, но находятся на стороне агрессора, смеются, подбадривают). Дети-наблюдатели (внешне проявляющие нейтральность, не вмешивающиеся в сам процесс буллинга). Жертва (объект агрессивных действий. Защитники (дети, которые занимают открытую позицию против процесса травли , они противодействуют агрессору, присоединяясь к жертве, поддерживая жертву эмоционально). Жертвой, обидчиком или свидетелем насилия потенциально может стать каждый учащийся.

Личностные особенности участников буллинга уверенный в себе, обладает высокой самооценкой, склонен к лидерству и доминированию в группе, обладает импульсивностью эмоциональных реакций и поведений , нарушены система ценностных ориентаций, уважение к личности , могут иметь повышенную тревожность, формирующуюся вследствие семейного неблагополучия. низкая самооценка, негативное представление о себе, тревожность , чувствительность , эмоциональность , предпочитают избегать прямой конфронтации со сверстниками, имеют проблемы с налаживанием взаимоотношений со сверстниками в группе, часто такие дети физически слабые, могут иметь какую-нибудь особенность внешности, выделяющую его из общей массы. Агрессор Жертва

Проведение эксперимента: В начале нашего исследования мы предположили, что буллинг в школе негативно влияет на эмоциональное состояние подростков. Для подтверждения этой гипотезы мы провели эксперимент, в котором участвовали 42 человека, ученики 5А и 6Б классов. Для исследования мы подобрали несколько методик и провели диагностику детей в обоих классах.

В январе 2020 г. была проведена повторная диагностика с целью проверки изменений, происходящих в классах. Проанализировав результаты анкетирования, я могу сделать такие выводы: В обоих классах у детей повысилась самооценка, понизилась замкнутость, атмосфера в классе стала более дружественной, и благодаря классным руководителям классы стал более дисциплинированными. Но самым значительным результатом моей работы , я считаю снижение количества детей, которые считали ,что буллинг -это нормально е явление.

Как организовать в своей образовательной организации атмосферу, исключающую буллинг Для предотвращения буллинга нужно повышать культуру населения. Сейчас не очень большое внимание уделяется нравственному воспитанию. Учителя должны больше внимания уделять своим ученикам и актуальным темам. Да и дети нуждаются просто во внимании. Им необходимо иногда просто поговорить и рассказать о наболевшем. Учителя должны знать, что происходит в семье ребенка. Ведь многие из детей переносят негатив в семье на учебу. Если дома на ребенка идет негативное воздействие, то в школе он может снять его, но и способ будет соответствующий.

Выводы: В ходе проведенной мной исследовательской работы я смогла подтвердить свою гипотезу: буллинг в школьной среде негативно влияет на эмоциональное состояние подростка. Актуальность данной темы также не вызывает сомнения, так как появляются новые виды буллинга, как например, кибербуллинг . Явление буллинга широко распространено в школьной среде.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Центр внешкольной работы

Буллинг в подростковой среде

Буллинг в подростковой среде

Цель и задачи : дать рекомендации педагогам по профилактике буллинга в подростковой среде.

Подростковая среда не всегда комфортна, в ней присутствуют факторы, оказывающие негативное влияние на психическое развитие подростков. Одним из таких факторов является буллинг.

В подростковой среде буллинг зачастую является результатом незанятости подростков.

Предпосылки:

зависть, желание унизить жертву ради удовлетворения своих амбиций, для развлечения, самоутверждения;

желание подчинить, контролировать кого-то;

Виктимность – особенности личности и поведения индивида, навлекающие на него агрессию со стороны других людей, такие как покорность, внушаемость, неумение постоять за себя, неосторожность, доверчивость, легкомыслие, недифференцированная общительность, а также психические расстройства.

Последствия травли в подростковом коллективе могут быть самыми плачевными. Ребенок привыкает считать себя неудачником и, как правило, не достигает успеха в жизни. Отсутствие навыка общения в коллективе делает его нелюдимым и замкнутым. Такие люди эмоционально неустойчивы, порой психически нестабильны.

Буллинг – скрытый процесс. Всем известно о его существовании, при столкновении с ним каждый пытается что-то предпринять. Однако никто не знает, сколько связанных с травлей страданий ежедневно испытывают ребята. Жертвами издевательств становятся воспитанники с умственными и физическими недостатками. Нередки случаи самоубийств и даже убийств.

Травля в подростковой среде– явление распространенное. Для его предотвращения, разрешения конфликта и устранения последствий необходимо слаженное взаимодействие окружения ребенка .

Психолого-педагогические аспекты профилактики буллинга.

Для определения ситуации буллинга и его последствий необходимо собрать информацию. Опрашиваются пострадавший, возможные участники издевательств над жертвой и свидетели. Тщательным образом проводится анализ полученной информации. В результате анализа проясняются следующие аспекты:

Типы агрессоров:

Нигилист – чаще мальчик, чем девочка. Это логик по типу мышления. Патологическая безэмоциональность – его отличительная черта. Слышит только себя и считается только с собственным мнением. Придумывает для других язвительные и унизительные прозвища

Компенсатор – недостаток знаний и способностей к учению восполняет проявлением власти, ложью, грубостью. Любит измываться над слабыми и беззащитными. Нанесенные ему обиды помнит долго, всегда пытается взять реванш. Единственная возможность борьбы с таким буллером – завоевать поддержку коллектива. Как только он понимает, что жертву поддерживают другие, накал его агрессии снижается.

Комбинатор – жестокий подросток с развитым интеллектом. Ему нравится манипулировать другими, цинично сталкивая одноклассников между собой, оставаясь при этом в стороне. Искреннее общение с таким буллером в любой момент может обернуться внезапным и очень болезненным ударом.

характер (физический, психологический, смешанный);

участники (инициаторы и исполнители);

свидетели и их отношение к происходящему;

поведение жертвы (пострадавшего);

прочие важные для диагностики обстоятельства.

Первичная профилактика реализуется по трем направлениям:

Создание условий недопущения буллинга.

Скорейшее и грамотное разобщение ребенка со стрессовыми воздействиями.

Укрепление защитных сил организма в противостоянии травле как для условно здоровых детей, так и для уже имеющих соматическую или психическую патологию.

На первом этапе следует признать наличие проблемы и осознать ее масштаб.

На втором – определить проблему (ее суть, серьезность, частоту возникновения, длительность, состояние жертвы, участников, свидетелей). Контролируются агрессивные намерения обидчиков и состояние жертвы. Вырабатывается план действий.

На третьем – реализуется выработанный план.

Вторичная профилактика сводится к своевременному выявлению у подростков патологических последствий буллинга и оказанию квалифицированной комплексной помощи.

Третичная профилактика предполагает реабилитацию детей и подростков с тяжелыми формами последствий травли. Острый психоз и суицидальное поведение – поводы для экстренной госпитализации. При выявлении признаков тяжелого душевного расстройства необходимо экстренно убеждать родителей проконсультировать ребенка у психиатра.

Кто становится буллером?

Буллерами зачастую становятся дети, растущие без запретов, не знающие, что такое авторитет родителей. В то же время им очень не хватает внимания и уважения взрослых. Тоска по этим чувствам вызывает агрессию, которая какое-то время подавляется: ребенок не может выплеснуть ее на родителей. Тогда он начинает искать подходящую мишень. В школе со строгими правилами, в атмосфере взаимного уважения такой обучающийся обычно контролирует поведение. Но при возможности безнаказанно проявлять свою власть и силу у него загораются глаза. Большинство буллеров – это дети с ярко выраженными нарциссическими чертами характера. Они растут без внутреннего ощущения собственного достоинства, и поэтому им все время приходится самоутверждаться за счет других людей.

Как распознать нарциссические черты в своем ребенке?

Эгоизм, стремление в любой ситуации получить лучшее, как правило, заметны уже в 5 лет. Например, ребенок хватает лучший кусок со стола, причем делает это спокойно и уверенно. К сожалению, в обществе, нацеленном на внешний успех и потребление, желание ребенка быть во всем первым для многих родителей становится поводом для гордости. Кроме того, родители буллера нередко столь же нарциссичны, как и их ребенок. Они могут жестоко его наказать, но тот сорвет зло на очередной жертве. Примерно 50% агрессоров одновременно сами являются жертвой – в своей семье или в другом коллективе.

Если проявления буллинга вовремя не пресекаются, то со временем они становятся все более опасными. Реакция сообщества на случаи насилия – важный аспект в решении проблемы.

Одномоментно и навсегда искоренить проблему буллинга невозможно. Однако если ею будут вплотную и серьезно заниматься все участники образовательного процесса, то высока вероятность избежать многих конфликтов.

Ключевые слова, раскрывающие сущность профилактики буллинга: предохранение, предупреждение, предостережение, устранение и контроль. Профилактическая работа предполагает изменение социальной, семейной, личностной ситуации обучающегося путем применения специальных педагогических и воспитательных мер, способствующих улучшению качества его жизни и поведения.

Рекомендации:

-необходимо организовывать мероприятия, основными идеями которых будут темы об уважительном и толерантном отношении к окружающим людям;

-социально-психологичесая служба должна проводить с воспитанниками тренинги на сплочение ребят, развитие терпимости, эмпатийного мышления по отношению к окружающим.

Основная цель профилактических мероприятий направлена на то, чтобы, помочь ребенку совладать со стрессовой ситуацией и агрессией.

Задачи профилактики буллинга:

подготовка преподавателей для работы с трудными детьми;

содействие улучшению социального самочувствия;

психолого-педагогическое просвещение родителей;

устранение психотравмирующей и социально опасной ситуации;

снижение риска злоупотребления токсическими веществами, наркотиками и алкоголем;

развитие и формирование самостоятельности и социальной компетентности;

изменение представлений о самом себе и об отношениях с окружающими.

Объединение профилактических мероприятий в единую систему позволит создать в образовательной организации безопасное психологическое пространство. В основном меры сводятся к формированию определенных установок у каждого отдельного воспитанника, а также введению правил и норм, направленных против буллинга.

Проблема буллинга – современная, остросоциальная. На неё нельзя закрывать глаза, ведь детская жестокость порой переходит все допустимые границы.

Это статья – для родителей, детей, педагогов, для тех, кому пришлось столкнуть с травлей и издевательствами в школе и для тех, кто хочет оградить своего ребёнка от этого ужасающего явления современности.

Буллинг как один из видов насилия

Что такое буллинг

Буллинг – это один из видов насилия, предполагающий агрессивное преследование одного из членов коллектива со стороны другого или группой лиц.

То же самое психологическое насилие в виде травли, бойкота, доносительства, но уже во взрослом коллективе, носит название моббинг. Исследования в этой области показывают, что 135 из 180 работников российских компаний подвергались моббингу неоднократно в течение своей рабочей деятельности.

Разновидности травли

Какие существуют виды буллинга?

Школьный буллинг сегодня

В чем особенности современного буллинга? В первую очередь в том, что травля происходит в основном в интернете. Сейчас популярны и социальные сети, и различные мессенджеры, где под фальшивым профилем или ником можно написать любому человеку всё, что угодно. Этим пользуются многие подростки, уверенные в собственной безнаказанности – что они не понесут ответственность за свои деяния. Школьники отправляют агрессивные или неприличные видео и фото, пишут оскорбительные комментарии.

И ещё более страшный факт, что буллингу и издевательствам в современной школе может подвергнуться и учитель. Если раньше ученики могли просто намазать стул педагога клеем или подложить кнопки, то сегодня подростки могут оскорблять, унижать учителя прямо во время урока, плюнуть в лицо и даже ударить.

Скулшутинг как итог буллинга

Случаи страшные, случаи вопиющие. Но еще страшнее тот факт, что почти все те, кто совершал эти убийства, являлись жертвами травли, буллинга со стороны одноклассников. Доведённые до отчаяния подростки брались за оружие и расстреливали своих обидчиков.

Причины и мотивы буллинга

Теперь давайте попробуем разобраться в причинах и мотивах буллинга. Что заставляет детей быть такими жестокими и агрессивными по отношению к своим сверстникам?

Причин на самом деле много. Разделим их на группы:

  • педагогические (микроклимат класса, школы). Не последнюю роль здесь играет позиция учителя. Ребенок с большей вероятностью подвергнется травле в той обстановке, где и сами педагоги позволяют себе насмешки и унижения в адрес учеников. Кроме того, учитель может занимать в ситуации буллинга стороннюю позицию, зная о проблеме, но не вмешиваясь в неё;
  • психологические (личность агрессора, так называемого буллера, и жертвы);
  • социальные (пропаганда и поощрение доминирующего агрессивного поведения в обществе: на телевидении, в интернете, компьютерных играх);
  • семейные (недостаток родительской любви и внимания, физическая и вербальная агрессия со стороны родителей, чрезмерный контроль).

К мотивам буллинга можно отнести:

Как определить, что Ваш ребёнок стал жертвой травли?

Дети не всегда могут рассказать взрослым о своих проблемах в школе. Поэтому родителям важно вовремя распознать, что ребенок стал жертвой травли. Об этом могут свидетельствовать следующие признаки:

  • ребёнок негативно относится к школе, использует любую возможность, чтобы туда не ходить;
  • возвращается из школы подавленный;
  • часто плачет без очевидной причины;
  • ничего не рассказывает об одноклассниках и школьной жизни;
  • нарушение сна и аппетита;
  • синяки и ссадины на лице или теле, порванная одежда.

Кто участвует в травле?

В ситуации буллинга обычно принимают участие жертва, агрессор и наблюдатели, т.е. участники буллинга. Поговорим о каждой из этих ролей.

Повод для травли может быть совершенно любой. Чаще всего жертвами становятся дети:

Что объединяет всех жертв, так это невозможность противостоять обидчику, защитить себя, дать отпор.

Потенциальный буллер – это человек:

  • с низкой самооценкой, которую он стремится поднять за счёт унижения других;
  • стремящийся быть в центре внимания любой ценой;
  • агрессивный, жестокий, склонный к доминированию и манипулированию;
  • чаще с проблемами в семейных и детско-родительских отношениях.

Агрессорами могут быть дети как из неблагополучных семей, так и из семей с высоким материальным положением.

Наблюдатели

Это самая большая категория участников школьного буллинга. Наблюдатели – это те люди, которые оказываются вовлечены в ситуацию травли. Здесь, как правило, три варианта развития событий.

Влияние буллинга на его участников и последствия

Теперь давайте проследим влияние школьного буллинга на каждого из его участников.

Что получают наблюдатели буллинга? Стыд и чувство вины за то, что не помогли жертве, проявили слабость.

И, конечно, самая тяжелая психологическая травма наносится жертве буллинга. Даже через много лет, будучи уже взрослыми, жертвы помнят все свои болезненные переживания, связанные с травлей.

Психологи отмечают, что школьный буллинг сравним по тяжести последствий для психики с семейным насилием.

  1. У жертвы травли начинают проявляться психосоматические расстройства: частые головные боли, проблемы со сном и аппетитом, могут обостриться хронические заболевания.
  2. Плюс к этому – депрессивные расстройства, повышенная тревожность, невротические проявления.
  3. И самые серьёзные реакции на буллинг – это попытки суицида или скулшутинг, когда ребёнок больше не может терпеть насмешки и издевательства и решает отомстить обидчикам с применением взрывчатки или холодного оружия.

Как бороться с буллингом в школе?

Что делать ребёнку – жертве травли?

Теперь хочется обратиться к детям:

Как вести себя родителям?

А теперь советы специально для родителей, чей ребёнок подвергается травле в школе.

Первый и самый главный пункт – снять с ребенка чувство вины!

Объяснить, что он не виноват в том, что подвергся травле. Ребёнок ни в коем случае не хуже других, просто он попал в непростую для себя ситуацию, из которой родители и педагоги помогут ему найти выход.

Профилактика школьного буллинга

Любое явление лучше предотвратить, чем устранять его последствия, и школьная травля – не исключение. Профилактика насилия в школе заключается в правильном отношении взрослых к этим проблемам.

Дорогие родители! Расскажите своим детям о явлении буллинга и как можно от него защититься. Объясните, что рассказать взрослому о своей проблеме – это не слабость, а мудрое решение.

Теперь вы знаете всё или почти всё о буллинге в школе. Да, современный мир действительно жесток и опасен. И главная опасность заключается в нас самих. Поэтому нельзя закрывать глаза на происходящее. При малейших признаках буллинга – бейте тревогу, ищите пути помощи и разрешения ситуации.

И в заключении – видеоролик о том, как важно вовремя помочь ребёнку, оказавшемуся жертвой травли, вовремя защитить, не опоздать….

Читайте также: