Витражи в спб доклад

Обновлено: 18.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель : изучение искусства витража, истории и технологии изготовления витражных панно для интерьера.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: изучить особенности витражного искусства в историческом аспекте; рассмотреть современные направления и виды в технике витраж; ознакомиться с вариантами использования техники витража в современном интерьере.

Используемые материалы:

· Набор красок для витража

· Контуры (золотой и серебристый) для росписи по стеклу

· Стекло с рамкой

2.1. История витража в Европе

Предыстортия витража (до XI в.) Исторически, благодаря уникальному механизму эстетического воздействия полупрозрачного, лучистого материала, искусство витража занимает особое место. Фрески, картины и иллюстрации к манускриптам глаз воспринимает в отраженном от их поверхности свете. С витражами все по-другому. Проходя сквозь цветное стекло, луч света, разбиваясь на спектральные оттенки, окрашивается в яркие тона. Зрителю предстают насыщенные цвета, созданные с помощью одних только проникающих свойств стекла. История цветного стекла уходит в глубь веков. Помимо открытия бронзы, те же ранние культуры, смешав несколько компонентов, нашли способ получать совершенно новую субстанцию: стекло. Шумеры применяли стекловидную глазурь для расцвечивания конической черепицы своих огромных храмов, а ко второму тысячелетию до н.э. древние египтяне Нового царства научились изготавливать сосуды из намотанного спиралью цветного стекла. Древние греки и римляне разработали технологию не менее оригинальных изделий из цветного катанного стекла, например, ваз миллефьоре и затейливых резных цилиндрических кубиков. Примерно в I в. до н.э., предположительно в Сирии, была изобретена техника выдувания стекла. Стеклодувная трубка открыла в стекольном производстве новую эру. Римляне вставляли пластинки прозрачного выдувного стекла в окна наиболее роскошных зданий. То, что в настоящее время называется витражами, появилось лишь в эпоху христианства. По некоторым литературным источникам можно предположить, что прототип витража в эпоху раннего христианства представлял набор из разноцветных кусочков стекла разной величины, куски стекла укреплялись с помощью замазки в прорези деревянных или каменных досок, вставлявшихся в оконные проемы. В V-VІ вв. прототипы средневековых витражей украшали окна храмов в городах Галии, затем они появились в Германии и Англии. Лучезарность ранних витражей соответствовала метафизическим концепциям связи света и духа, разработанным теоретиками раннего христианства. Витраж воспринимался как посредник между земными и божественными сферами. Таинственная эманация спектральных лучей легко интерпретировалась как метафорическое выражение божественной силы и любви. Практически ни одного целого экземпляра, созданного в период раннего христианства, не сохранилось (до XI века).

2.2.История витража в России

2.3. Современные направления и приёмы работы в технике витража

Разновидности витража:

Узорчатые витражи — собираются из кусков прозрачного бесцветного стекла с фактурной узорчатой поверхностью. Сборка в виде узора или геометрического орнамента производится по заранее подготовленному рисунку. С помощью подбора стекол с различной фактурой удается создать очень привлекательные узоры. В случаях применения стекла с одинаковой фактурой рисунок или орнамент может быть получен различным расположением стеклянных деталей.

В формировании узора витража большую роль играют контуры свинцового обрамления и размеры отдельных стекол.

Контурные (силуэтные) витражи — собираются из стеклянных дисков, похожих на днища бутылок, одноцветного, но чаще зеленоватого или бесцветного стекла. Эти диски укладываются горизонтальными и вертикальными рядами, промежутки между ними заполняются кусками стекла другой конфигурации, а весь набор скрепляется свинцовой жилкой.

Витражи с декоративно обработанной поверхностью , выполненные:

Пескоструйным способом . При помощи специального аппарата и набора трафаретов. Этим способом можно получить любые изображения, рисунки, надписи, силуэты, рельефы в соответствии с трафаретами: матовые на прозрачном фоне, прозрачные на матовом и, наконец, матированные фон и рисунок со штрихом различной интенсивности.

При помощи медных и абразивных дисков любых изображений, картин, рисунков и т.п. на прозрачном бесцветном стекле или же на накладном одно-, двух-, трехслойном стекле. Этим способом достигаются замечательные результаты.

Отливкой или прессованием витражей. Для сравнительно небольших размеров в виде рельефов и барельефов из цельного стекла или отдельных кусков стекла, армированных свинцовой или медной пайкой. Такие витражи идут в основном для заполнения дверных филенок.

Химическим травлением или цветным протравливанием . Травленый витраж — витраж представляет собой группу стекол (филенок), выполненных в одном техническом приеме, относящемся к технике травления и объединенных общей композиционной и смысловой идеей, а также расположением в секциях рам. Травление — техника, основанная на способности плавиковой кислоты взаимодействовать с диоксидом кремния (главным компонентом стекла). При таком взаимодействии с кислотой стекло разрушается.

Защитные трафареты дают возможность получать рисунок любой сложности и необходимой глубины. (Приложение 2)

Многослойное травление — травление специальными составами в несколько планов, достигаемое постепенным протравливанием стекла на разную глубину, поэтапным снятием защитного лака или постепенным его нанесением. Получается более объемный рисунок, даже ощутимый рельеф на стекле, а не просто матирование поверхности по трафарету. Матовый трафаретный рисунок, выполненный в один прием — наиболее простой способ травления, не требующий дополнительного снятия или нанесения лака, т.к. повторно стекло не травится.

Живописные витражи — собираются из цветных стекол с росписью керамическими красками и с последующим обжигом отдельных деталей. Живописные витражи могут быть орнаментальными или сюжетными, но преимущественно в виде сочетания данных видов. Полированное зеркальное стекло для этой цели малопригодно, так как краски плохо кроют его. После обжига стеклянной картины, краски спекаются со стеклом и представляют как бы одно целое. любая живопись на стекле спекающимися красками во многом уступает про чистоте и яркости цветов и светопроницаемости витражам, сделанным из цветных стекол, окрашенных во время их изготовления. При росписи стекла, несмотря на то, что после обжига оно представляет одно целое с расплавленными красками, остается тончайшая пленка вроде патины, образующейся на поверхности металлических изделий в результате их окисления.

Витражи диапозитивы — изготавливаются при помощи фотографической техники, фотопечати на стекле или фототравления. Они применяются для остекления небольших проемов выставочных павильонов, витрин по просвещению. Фотопечать на стекле и фототравление – способы относительно новые.

Комбинированные витражи — это сочетания витражей различных видов и стилей.

Для этого вида витражей могут применяться отдельные готовые детали, литые стеклянные розетки и многослойное стекло, обработанное травлением кислотами или иными способами.

Мозаичный витраж — наборный витраж, как правило, орнаментальный, имеющий геометрическое построение; может напоминать мозаику с примерно одинаковым по размеру модулем смальты. Мозаичный набор использовался как фон, но может применяться и самостоятельно, сплошным ковром перекрывая пространство окон. В качестве модулей при мозаичном наборе нередко используются отлитые в форму фигурные детали сложного рельефа, кабошоны, шлифованные вставки и др.

Наборный витраж — простейший вид витража, как правило, без росписи, который создается на наборном столе из кусочков сразу вырезаемых или заранее нарезанных стекол. Расписной витраж — витраж, в котором все (или почти все) стекла расписаны, независимо от того, на цельном стекле написана картина или она собрана в оправу из расписных фрагментов. Возможны незначительные вкрапления фацетных, граненных, прессованных стекол.

Свинцово-паечный (паечный) витраж — классическая техника витража, появившаяся в средние века и послужившая основой для всех других техник. Это витраж, собранный из кусочков стекол в свинцовую оправу, запаянную в стыках. Стекла могут быть цветными и расписанными краской из легкоплавкого стекла и окислов металлов, которая далее обжигается в специально устроенных печах. Краска накрепко вплавляется в стеклянную основу, составляя с ней единое целое.

Фацетный витраж — витраж, выполненный из стекол со снятой по периметру стекла фаской (фацетом, фасетом) или объемных, шлифованных и полированных стекол, имеющих огранку. Чтобы получить широкую фаску (это усиливает эффект от преломлений света) требуется более толстое стекло, что увеличивает вес витража. Поэтому готовые фацетированные детали собирают в более прочную (латунную или медную) оправу.

Подобный витраж лучше размещать в межкомнатных дверях, дверцах мебели, т.к. такая оправа в состоянии выдержать нагрузки открывания/закрывания, а свинец в этом случае провисает.

Золотистый оттенок медной или латунной оправы придает вещам драгоценный вид, будучи видимым, не только на просвет, но и в отраженном свете, что особенно важно для мебельных витражей.

Назначение витражей разнообразно: они являются декоративным украшением зданий и помещений, заменяют оконные стекла и дверные филенки, пропускают свет и дают возможность спрятать помещения первых этажей от посторонних глаз.

2.4.Техники работы с витражами

Техника Тиффани . Применение в качестве основы для витража листового стекла делает возможным использование его в стеклопакетах с соблюдением всех технологических норм. Согласитесь, иногда просто необходимо закрыть неприглядный вид из окна или обыграть его с помощью полупрозрачного рисунка. Основой для витража может быть не только силикатное, но и акриловое стекло, что значительно снижает вес. Поэтому, такие витражи часто используют для оформления подвесных потолков. В-третьих, этот способ, позволяет создавать любую пластику линий в рисунке. И, наконец, такой витраж в два раза дешевле классического.

Следующая современная техника изготовления витражей называется Фьюзинг (спекание). Суть этого метода заключается в том, что на цельном пласте стекла собирается рисунок будущего витража из кусочков цветного стекла, стеклянных гранул, шихты, дротов и т.п. Затем, стекло разогревается в специальной печи до температуры 850 градусов и спекается в цельный пласт.

Не смотря на трудоемкость изготовления, витражи, выполненные по технологии фьюзинг, могут иметь различную форму, толщину и фактуру. Это позволяет использовать их в качестве различных эффектных элементов интерьера: в виде перегородок, вставок в стене, в качестве столешницы.

Выглядят такие витражи современно и эстетично, и пользуются заслуженной популярностью. Особенно нужно обратить на них свое внимание почитателям в интерьере постмодернизма и хай-тека.

Существует также техника Кастинг , известная у нас как “муранское стекло ”. Для отливки витражей из него используются металлические формы, в нижней части которых есть рельефные углубления.

В эти углубления заливается расплавленное цветное стекло, которое затем покрывается слоем прозрачного стекла. Но в отличие от стекла в технике “спекания” рисунок на “муранском стекле ” ограничен той металлической формой, с помощью которой оно было изготовлено.

Витраж в технике Пескоструйной гравировки на стекле и зеркале представляет собой стекло толщиной не менее 5 мм, на которое в несколько слоев нанесен рисунок. С помощью этого метода можно создать матированный рисунок или придать стеклу глубокорельефную структуру. Это позволяет делать на стекле всевозможные рисунки, надписи. В основном работы, выполненные этим методом, ассоциируются с композициями на “цветочно-виноградную тему”, также можно изображать и абстрактные фигуры. Такой витраж идеально подходит для интерьера в классическом стиле.

Рядом со сложными технологиями настоящих витражей сегодня можно встретить технику Пленочного псевдовитража или Лаковый псевдовитраж . Такие витражи не долговечны и не доставят радости в интерьере.

3.Заключение

Новейшие технологии производства стекла значительно расширили возможности функционального использования витража. Наряду с привычным использованием витража как заполнения проема, все чаще стали встречаться приемы, где стекло используется в самых непредсказуемых вариантах: как декор подвесных потолков;

Kак разграничивающие пространство перегородки, ширмы. Как оформление плафонов, бра; как вставки в мебель (буфеты, шкафы) или столешницы; или как декоративное оформление помещений, в виде панно или вообще сплошных плоскостей.

Современный витраж рассчитан на электрическое освещение, что значительно расширило возможности его применения в архитектуре – не только в окнах, но и в интерьерных перегородках и подвесных потолках.

Широкое применение стеклопакетов в современном строительстве потребовало внедрения новейшей витражной технологии на основе цельного стекла, специального цветного ламината и свинцового профиля различного сечения. Витражи, собранные по этой технологии, внешне ничем не отличаются от классических, и позволяют не только использоваться в реставрации, но и для создания эффекта старины. Благодаря своей светопропускной способности, плоскость витража может служить прекрасным приемом зонирования, не нарушающим целостности восприятия пространства.

Стоит особенно отметить, что только витраж способен создавать в интерьере особую световоздушную среду, изменчивую и непредсказуемую игру цвета. Витраж немыслим без света, поэтому способность стекла рассеивать свет, но не поглощать его, позволяет создавать в интерьере с помощью витража необычные цветовые решения.

Таким образом, стоит отметить, возрождение витража в наше время ознаменовалось появлением новых его форм, разновидностей таких как: Свинцово-паечный (паечный) витраж, Фацетный витраж, Наборный витраж, Мозаичный витраж, Комбинированные витражи, Витражи диапозитивы, Живописные витражи, Витражи с декоративно обработанной поверхностью, Мозаичные витражи, Контурные (силуэтные) витражи, Узорчатые витражи. И появление новых различных техник выполнения росписи по стеклу, это: Техника Пленочного псевдовитража или Лаковый псевдовитраж, техника Пескоструйной гравировки, техника Кастинг, известная у нас как “муранское стекло”, техника Фьюзинг (спекание), Техника Тиффани.

4.Список используемой литературы

1. Виггинтон Майкл. “Пять возрастов стекла”. Журнал Architecture d’aujourd’hui.

11. Саламатов Ю.П. Как стать изобретателем: Книга для учителя: 50часов творчества. — М.: Просвещение, 1990


ул. Херсонская, 10

Феномен петербургских витражей – как он возник?

На рубеже XIX и ХХ века в Петербурге за несколько десятилетий было создано огромное число витражей для жилых и общественных зданий, их количество не в десятки, а в сотни раз превосходило все, что было создано в столице на протяжении предшествующего XIX столетия. Причина этого – успехи в промышленном стеклоделии, строительный бум и ставший модным стиль модерн, в котором витражи были неотъемлемой частью убранства интерьера. Эти три обстоятельства стали причиной стремительного взлета этого вида искусства и создания сотен витражных окон, остатки которых до сих пор сохраняются в исторических зданиях города.

Так в Петербурге появился самый большой по количеству и по разнообразию корпус витражей в России — на наш город приходится более половины всех произведений витражного искусства страны. К 1917 году в Петербурге существовало около 20 витражных мастерских. Много это или мало? Для сравнения: в 2015 году их было около 50.


Сколько в Петербурге старинных витражей?

Ответ на этот вопрос имеет как минимум две привязки ко времени: сколько было создано и сколько сохранилось к 2020 году. В конце XIX – начале ХХ века в Петербурге был строительный бум. В это время в центре города возводилось огромное число доходных домов – это многоквартирные здания, где в аренду сдавались не только квартиры, но и комнаты и даже углы. Лестницы в этих домах были важной коммуникационной зоной, которая соединяла жильцов с местами общественного пользования: дровником и ледником во дворе, прачечной в подвале, сушильней на чердаке. Парадная лестница была визитной карточкой дома, владельцы стремились украсить ее всеми доступными способами. Лифты с узорными решетками, фонари у подножия лестницы, камины с цветными изразцами, полы из метлахской плитки, штукатурные и лепные узоры на стенах, витражи в окнах, медная и латунная фурнитура, деревянные двери с резьбой и декоративным остеклением. Все это говорило не только об удобстве и комфорте жилья, но и создавало индивидуальность среды обитания людей. Ни один дом не был похож на другой за счет оригинального планировочного решения и отделки фасадов и интерьеров.


Витражи в то время были на пике популярности, во многих доходных домах лестничные пространства украшались витражами с цветочными, геометрическими узорами из различных видов стекол, иногда с росписью, или, в домах попроще – декоративным и цветным стеклом, вставленным прямо в оконные рамы. Такое решение добавляло цвет в интерьер, скрывало при необходимости вид за окном, разнообразило среду, повышало градус настроения и удовольствия для жильцов и их гостей.

Сколько было витражей на 1917 год в Петербурге – неизвестно. Первые попытки произвести их учет были предприняты в 1990-е энтузиастами-краеведами Евгением Ивановым и Константином Севастьяновым при участии Александра Филипова. По опубликованным данным можно говорить, что от 300 до 600 зданий в городе в конце ХХ века имели витражи. Витражных окон было больше в разы, потому что в доходных домах разноцветные стекла украшали окна на каждом этаже парадной.


Как только завершится режим самоизоляции, инвентаризация витражей города продолжится в Петроградском районе. Там сохранность витражей выше, чем в Василеостровском, а значит их число будет больше.


пр. Римского-Корсакова, 1

Возможно ли подсчитать утраты?

К сожалению, подсчет утрат в масштабах всего города невозможен. Нет опорных данных за прошедшие годы, с которыми можно было бы сравнить сегодняшнее состояние. Инвентаризация витражей 2019-2020 года должна предоставить первую исчерпывающую базу данных по всем петербургским витражам. Но по некоторым объектам есть информация о том, что было в 1990-е, и как стало сейчас. Только точечно, по конкретным адресам, можно проследить, как менялась ситуация на протяжении многих лет. В 90% случаев она меняется не в лучшую сторону. Утраты происходят каждый год.


В каком состоянии находятся витражи сегодня?

Во многих случаях витражное остекление сохраняется в одной-двух ячейках оконной рамы. И по такому крошечном фрагменту сегодня совершенно невозможно составить представление о красоте всей композиции. Те окна, которым посчастливилось уцелеть полностью (они обычно находятся в бывших особняках, занимаемых различными учреждениями), свидетельствуют, что витражи начала ХХ века – настоящие произведения искусства. Сегодня увидеть целое витражное окно в исторической застройке – большая редкость.

Так, по результатам учета витражей на Васильевском острове, целых окон зафиксировано всего два: одно в церкви на Смоленском кладбище, второе – в особняке П.Я. Бекеля, занимаемым научным институтом.


Камская, 24. Смоленское кладбище

Но даже фрамуга с витражным стеклом – это все еще украшение парадной. Надо сказать, что в большинстве случаев на Васильевском острове фрагменты витражей находятся в удовлетворительном состоянии: стекла в большинстве своем целые и чистые, нет висящих без опоры осколков, иногда они прикрыты защитным стеклом.


Возможно ли восстановить утраченное?

В том случае, когда иконография несохранившихся витражей известна: по архивным фотографиям, редким публикациям в периодике рубежа XIX-ХХ века. Большая часть исторического художественного остекления создана в классической технике свинцово-паечного витража, иногда с росписью или травлением. Современные художники могут с большой точностью повторить исторический витраж, подобрать необходимую палитру стекла. Вопрос упирается обычно в желание собственников жилья и финансирование. Забота о витражах – дело дорогостоящее. Именно поэтому жители или управляющие компании часто предпочитают избавиться от старых витражей, заменить их надежным и удобным в эксплуатации пластиковым стеклопакетом.


ул. Введенская, 19

Как охраняются витражи?

Витражи как часть декоративно-художественной отделки интерьеров домов могут охраняться разными законами в зависимости от охранного статуса здания, где они находятся.

Отсутствие в предметах охраны информации о витражах, находящихся в доме-памятнике, не означает, что их можно демонтировать или заменить на стеклопакеты.

Законодательная основа для сохранения витражей существует, но не всегда законы соблюдаются. Управляющие компании и ТСЖ часто нарушают их, самовольно демонтируя старые витражи и заменяя их на стеклопакеты.


Как сохранить то, что осталось?

Что делать, если вы видите аварийный витраж или знаете, что в доме, где вы живете, готовится замена витражей на пластиковые рамы? Или кто-то увозит элемент декора в неизвестном направлении?


2-я линия ВО, дом 23

Есть ли положительные примеры в борьбе за витражи?

Самый яркий пример – сообщество жильцов Дома Бака (Кирочная, 24), которые от задачи сохранения деталей своего дома пришли к значимому социально-культурному проекту, создав открытую информационную площадку, где можно обсуждать и решать серьезные общегородские проблемы. В доме Бака, кроме всего прочего, нашли возможность отреставрировать и воссоздать исторические витражи, которые фрагментарно сохранились во многих лестничных окнах. Привлекли спонсоров, студентов, провели историческую экспертизу. Это огромная работа, которая не под силу одному человеку. Реализовать такой проект можно только в сообществе единомышленников.

Иногда сами жители предпринимают попытки спасения и даже доморощенной реставрации витражей. В доме на Мытнинской, 11 витражи были сохранены по инициативе жильца. Когда окна меняли на стеклопакеты, он попросил не выбрасывать верхние фрамуги с витражами, а после вместе с женой подлатал их, дорисовав не сохранившиеся фрагменты. Теперь они установлены перед стеклопакетами.


Еще одна инициатива – когда в феврале 2020 года аварийный витраж по адресу Малодетскосельский пр., 25 / Батайский пер., 12, был внесен в список предметов охраны после того, как КГИОП был оповещен о его бедственном состоянии. Это, конечно, не гарантирует, что он будет отреставрирован, но, возможно, защитит от выноса на помойку.

Изучение произведений искусства по территориальному признаку имеет смысл тогда, когда они обладают определенными особенностями, свойственными региону или населенному пункту, но не району большого города, который представляет собой единый организм. Эта книга, включающая в себя подборку иллюстрированных фактов о прошлом и настоящем витражей в исторических зданиях Василеостровского района Санкт-Петербурга, отражает общие тенденции развития художественного стеклоделия не только в нашем городе, но и шире — в России. И гораздо большее значение, чем для истории витражного искусства, она имеет для жителей Васильевского острова, а также, для петербуржцев, которые здесь работают, учатся или проводят свой досуг.

Среда обитания, наполненная артефактами прошлого, связанного с конкретным местом, определяет качество жизни человека, наполняет его эмоциональными переживаниями. Историческая застройка Петербурга XIX – начала ХХ века за период с 1917 года лишилась многого: от элементов отделки фасадов и интерьеров до полной, в некоторых случаях, объемно-пространственной перепланировки. Эти утраты могут порождать чувство отчужденности человека от места его проживания, лишать укорененности в жизни, и, как следствие, заставят думать о бессмысленности существования. Не чувствуя опоры в виде прошлого, человек не имеет психологического фундамента для жизни в настоящем, так как проецирует на себя обесценивание результатов своей собственной жизни будущими поколениями.

Историческая архитектура со всем, что есть в ней внутри и снаружи, — это всегда часть живой традиции места, которая связана с произведениями коллективного человеческого труда прошлого времени. Эта культурная традиция признается сегодня в научной литературе как нематериальное наследие и вместе с материальным определяет атмосферу среды обитания. Именно ее и называют духом места — genius loci, а самым важным условием его сохранения является наследование.

Витражи Санкт-Петербурга — наследие, которое не должно исчезнуть.

Васильевский остров — самый крупный в дельте Невы. На протяжении всей истории Петербурга здесь находились важнейшие для города и страны учреждения: Академия наук, Академия художеств, университет и другие вузы, музеи, научные организации, фабрики и заводы… В конце XIX – начале ХХ века здесь, как и в других районах города, началось активное строительство доходных домов для сдачи квартир в наём. Их архитектурное убранство до сих пор является предметом интереса для краеведов, историков и искусствоведов. Учет витражей в этих зданиях, и ныне являющихся жилым фондом города, стало главной задачей нашего проекта. Однако рассказ об этой части города в рамках данной темы был бы неполным без упоминания тех произведений искусства, которые были перенесены с их исторического места в музеи или уже утрачены.

Гравюра с изображением витражей в конференц-зале Академии художеств

В собрании Научно-исследовательского музея при Российской академии художеств находится несколько витражей — настоящих шедевров монументально-декоративного искусства, имеющих значение не только для Петербурга, но и для всей России.

Фрагмент витража В. Д. Сверчкова из окон Академии художеств. НИИМ РАХ. Фото В. Н. Лебедева. 2000-е

Фрагмент витража В. Д. Сверчкова из окон Академии художеств. НИИМ РАХ. Фото В. Н. Лебедева. 2000-е

В 1870-е годы конференц-зал академии украсили шесть разноцветных окон, созданных в Германии в мастерской русско-финского художника Владимира Дмитриевича Сверчкова (1821–1888). Они могут считаться самыми старыми витражами на территории Васильевского острова и ожидают сейчас реставрации в фондах музея.

Фрагмент витража В. Д. Сверчкова из окон Академии художеств. НИИМ РАХ. Фото В. Н. Лебедева. 2000-е

Фрагмент витража В. Д. Сверчкова из окон Академии художеств. НИИМ РАХ. Фото В. Н. Лебедева. 2000-е

В трех больших окнах — аллегории искусств: живописи, скульптуры и архитектуры. На трех малых витражах, когда-то расположенных над большими, в окнах второго света конференц-зала были изображения вензелей императриц — Елизаветы Петровны, основательницы академии, и Екатерины II, давшей первый устав академии, а также изображен герб академии с атрибутами. Все три витража сильно пострадали от времени.

Малый витраж из Академии художеств. 1870-е. Мастерская В. Д. Сверчкова, Германия. Частное собрание. Фото Т. В. Княжицкой, 2000-е

Малый витраж из Академии художеств. 1870-е. Мастерская В. Д. Сверчкова, Германия.

Частное собрание. Фото Т. В. Княжицкой, 2000-е

Фрагмент одного из них восстановлен и находится в частной коллекции. Выполненные в комбинированной технике в традициях немецкого витражного искусства, они находились на своих местах до 1940 года. Во время войны их демонтировали.

Травленое стекло с монограммой из особняка М. П. Боткина. Фото С. В. Васильева, 2017

Травленое стекло с монограммой из особняка М. П. Боткина. Фото С. В. Васильева, 2017

Изделия завода М. Эрленбаха на выставке 1882 г. в Москве

Изделия завода М. Эрленбаха на выставке 1882 г. в Москве.
Иллюстрированное описание Всероссийской художественно-промышленной выставки в Москве.
С.-Петербург; Москва, 1882. C. 188.

До революции на Васильевском острове находилась одна из крупнейших в России витражных мастерских, которая была частью обширного производственного и торгового комплекса предпринимателей прусского подданства — семьи Франк. Еще в 1888 году на участке № 3 по 22-й линии была основана стекольная фабрика с отделочными мастерскими. Она принадлежала прусскому подданному Максимилиану Эрленбаху и уже в первые годы существования заявила о себе прекрасными художественными изделиями. Впоследствии дело Эрленбахов было выкуплено семьей Франк.

Групповой портрет семьи стеклопромышллеников Франк. Фото ЦГАКФФД, начало ХХ в.

Групповой портрет семьи стеклопромышллеников Франк. Фото ЦГАКФФД, начало ХХ в.

Витраж в кабинете особняка П. Г. Франк. Не сохранился. Фото ЦГАКФФД, начало ХХ в.

Витраж в кабинете особняка П. Г. Франк. Не сохранился. Фото ЦГАКФФД, начало ХХ в.

Витраж в гостиной особняка П. Г. Франк. Не сохранился. Фрагмент фото ЦГАКФФД, начало ХХ в.

Витраж в гостиной особняка П. Г. Франк. Не сохранился. Фрагмент фото ЦГАКФФД, начало ХХ в.

В особняке семьи Франк по адресу 21-я линия, 8а, конечно, тоже были витражи. Они украшали гостиную, кабинет и даже ванную комнату. Они не сохранились, их изображения известны нам по старым фотографиям.

Витраж из гимназии Э. П. Шаффе. Начало ХХ в. Не сохранился

Витраж из гимназии Э. П. Шаффе. Начало ХХ в. Не сохранился.
Ежегодник Общества архитекторов-художников. 1910 г. Вып. 5. СПб. С. 149.

В женской гимназии Э. П. Шаффе (5-я линия, 16) в окнах напротив входа до 1960-х годов находилась трехчастная композиция с изображением хоровода гимназисток. Школа № 21 Василеостровского района, которая сейчас занимает здание, 25 мая 2017 года — ко Дню последнего звонка, инициировала установку композиции в имитационной технике с искусственной подсветкой, напоминающей старый витраж.

Витраж из Александровского женского приюта. Начало ХХ в. Мастерская Ф. К. Цеттлер, Германия. Не сохранился. Фото ЦГАКФФД, начало ХХ в.

Витраж из Александровского женского приюта. Начало ХХ в.
Мастерская Ф. К. Цеттлер, Германия. Не сохранился. Фото ЦГАКФФД, начало ХХ в.

В здании Александровского женского приюта (Большой пр., 49–51/14-я линия, 15–17, правая часть) находилось несколько витражей, один из них — с изображением женщины, купающей младенца. Эта работа, выполненная мюнхенской мастерской Ф. К. Цеттлера — одной из самых известных в Германии в конце XIX – начале XX века, является редким образцом жанровой сцены в витражном искусстве этого времени.

Большинство витражей в старом петербургском фонде имеют более скромный геометрический или растительный рисунок. Они находятся на лестницах бывших доходных домов. Витражи, как и другие элементы внутреннего оформления этой общественной зоны, играли роль своего рода визитной карточки дома, демонстрируя съемщикам квартир качество жилья и заботы домовладельцев.

Сколько было витражей на Васильевском Острове, и в целом в Петербурге к 1917 году, никто уже никогда не подсчитает. Первая волна утрат пришлась на советское время. За 1917–1990-е гг. исчезло более 50 % исторического декоративного остекления в зданиях старого фонда. К настоящему времени сохранившиеся фрагменты витражного полотна имеются в основном только во фрамугах, верхних частях оконных рам. Сегодня трудно представить, что изначально эти окна целиком были заполнены разноцветными узорами из стекла и металла.

Еще в 2001 году сохранялись изящные витражи с барочным рисунком на лестнице дома по адресу 6-я линия, 45. Ныне их нет.

Витражи из гостиницы Ф.Ф. Теодориди. Начало ХХ в. Утрачены. Фото К. К. Севастьянова, 1990-е

Витражи из гостиницы Ф.Ф. Теодориди. Начало ХХ в. Утрачены. Фото К. К. Севастьянова, 1990-е

Витражи из гостиницы Ф.Ф. Теодориди. Начало ХХ в. Утрачены. Фото К. К. Севастьянова, 1990-е

В 1990-е исчез огромный комплекс витражей из лестничных окон в бывшей гостинице Ф. Ф. Теодориди на Малом пр. В. О., 38–40/14-я линия, 73. Теперь их можно увидеть только на фотографиях.

Интерьер в особняке М. Э. Бонштедта. Фото ЦГАКФФД, начало ХХ в.

Интерьер в особняке М. Э. Бонштедта. Фото ЦГАКФФД, начало ХХ в.

Утрачено как минимум одно витражное окно в бывшем особняке М. Э. Бонштедта на 3-й линии, 32.

В корпусе петербургских витражей очень много утрат. Но сегодня, в начале третьего десятилетия XXI века, мы наблюдаем не только отрицательные, но и положительные тенденции в сохранении культурно-исторической среды нашего обитания. Публикуются всё новые исследования, энтузиасты расчищают вековые загрязнения с печей и витражей на лестницах доходных домов, случаи уничтожения или воровства элементов декора быстро становятся известны общественности. Люди перестают быть равнодушными к месту, где проходит их жизнь. В некоторых случаях парадные приводятся в порядок с реставрацией или воссозданием архитектурного декора.

Все натурные фотографии сделаны волонтерами проекта "Петербургские витражи: инвентаризация 2019-2020", во всех остальных указано авторство или источник происхождения.

В эпоху барокко, классицизма, рококо и ампира витражное искусство практически не нашло себе применения. В XIX веке в связи с возросшим интересом к готике, продемонстрировавшей возможности витража как декоративного компонента и архитектурного элемента интерьера, оно вновь становится востребованным.

На рубеже XIX—XX веков это искусство шло по пути все большего выявления декоративных качеств самого материала, чему во многом способствовало применение новых технологий. Возникнув в момент увлечения неоготикой и продолжив свое новое движение в эклектике, витраж достиг расцвета в искусстве модерна.

Наличие витражей в древнерусской архитектуре подтверждено археологическими находками. Фрагменты цветного расписного стекла были найдены в Гродно, Галиче, Новгороде, Чернигове. Большинство витражных вставок было круглой формы. Но их по размеру дополняли прямоугольными, квадратными, треугольными, ромбическими и другими вставками. Цвет стекол был самым разнообразным — от светлых до темных интенсивных тонов. Все найденные фрагменты представляли собой орнаментальные композиции.

В петербургский период развития русской культуры эта традиция оказалась прочно забытой (как, впрочем, и в Европе — на определенное время). Барокко и классицизм не знали витражного искусства. Его история началась заново в первой трети XIX века, на заре эпохи романтизма, пробудившего обостренный интерес к культуре Средневековья, прежде всего — к готике. В это время витражи стали одним из самых модных элементов интерьера.

Восточные мотивы не получили большого распространения в Петербурге, однако подобные витражи экзотического декоративного характера, сохранились в домах столичной аристократии вплоть до начала XX столетия.

Как ни скудны сведения об архитектурных витражах первой половины XIX века, можно все же утверждать, что они представляли собой репродуцирование станковых картин и эклектических орнаментальных композиций. Здесь часто можно было заметить разобщенность сюжета и витражной поверхности стекла, нарушения декоративных и конструктивных правил витражного искусства.

Во второй половине XIX века витражами стали украшать уже существующие здания — Академию художеств, Оружейную палату и др. Использовали витраж и в культовой архитектуре, например в интерьере церкви Воскресения в Троице-Сергиевой лавре.

Русская культура, не опиравшаяся, в отличие от европейской, на глубокие традиции витражного искусства, в короткий срок смогла максимально выявить его художественные возможности в интерьерах петербургских и московских особняков и общественных зданий.

Выполняя новую функцию в интерьере, витражи модерна формируют и новые композиционные приемы. Так, они позволяют воспринимать оконные проемы как вход в некое фантастическое пространство или как богато декорированный театральный занавес, раздвигающийся перед зрителем. Витраж возводит мосты между фантазией и реальностью. В орнаментике таких витражей элементы реального природного окружения трактуются в широком диапазоне: от монументализации (через сохранение основных качеств реальной формы) до эстетической редукции к орнаментальному мотиву с легко просматриваемой геометрической структурой.

Неразрывная связь пластики и геометризма, декоративности и функциональности, рафинированности деталей и сдержанности общего декоративного решения отличает многие витражи модерна. В петербургских витражах это проявляется через декоративные панно со стилизованными растительными мотивами, в пейзажах, геральдических композициях, фигуративных изображениях.

Витраж на лестничной клетке доходного дома на Большой Морской улице, выполненный в мозаичной технике, содержит стилизованные народные мотивы. Сюжет включает изображение жар-птиц на деревьях, фиолетовые плоды граната и т.д., но при этом он предельно обобщен, отличается лаконичной трактовкой деталей и форм. В этом же здании, на лестничной клетке первого этажа, мозаичный сюжетный витраж выполнен в жанре пейзажа, но и здесь обобщенность, графичность, плоскостность разрушают впечатление реальности изображенного, внося ирреальное и в то же время конструктивное начало.

Среди сохранившихся петербургских витражей того периода, пожалуй, только витражи Витебского вокзала составлены из беспредметных орнаментов (арх. Бржозовский, В.С.Персон, Н.С.Островский, 1902—1904 гг.).

В мистерию светоцвета вписывается искусственное освещение: в темное время суток оно позволяет внутреннему пространству проецировать себя во внешний мир. Светильники с искусственным светом становятся в тот период важнейшей деталью декора практически любого архитектурного пространства. Как декоративный акцент они приобретают даже большую роль, чем мебель, обои и т.д. В светильниках широко используются возможности витражного искусства, через них витраж входит в область декоративно-прикладного искусства.

Люстры с подвесами из цветного и бесцветного стекла, плафоны, бра, люстры-фонари, создающие приглушенное интимное пространство; скульптурные элементы, выступающие в роли осветительных приборов, — все это предметное наполнение стремится войти в единство с пространственно-пластическими принципами архитектуры модерна. В светильниках петербургских интерьеров модерна два главных начала: конструктивная логика и утонченная декоративность.

Искусственный свет вносит в интерьер новые акценты и тем самым создает новую возможность для раскрытия художественного потенциала витража. Витраж становится более мобильным. Появляются витражи-плафоны, витражи-перегородки, витражи-светильники, витражные вставки в предметах мебели.

Усиливающиеся предпочтения модерна в сторону лаконичности архитектурного и декоративного языка вели к тому, что русские зодчие и художники в поисках чисто конструктивной выразительности нередко стали отказываться от стилизованных декоративных элементов, столь свойственных раннему модерну.

В целом же модерн заново открыл художественную и эмоциональную ценность витража, а конструктивные и декоративные идеи модерна стали тем отправным моментом, с которого начался отсчет многочисленных художественных направлений XX века, вписавшихся в современную судьбу витража.

Читайте также: