Виртуальный методический кабинет доклад

Обновлено: 18.05.2024

Виртуальный методический кабинет – фактор повышения профессиональной компетентности педагогов в условиях ФГОС

Процесс обновления образования требует не только реконструкции содержания обучения и воспитания, но и создания условий для этого в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Важнейшим из этих условий является непрерывное повышение профессиональной компетентности педагогов, выполнение которого рассматривается как движущая сила реформирования образования.

В дошкольных образовательных учреждениях повышение квалификации происходит в большей степени в рамках методической работы.

Методическая работа – это непрерывная деятельность по обучению и развитию педагогических кадров, выявлению, обобщению и распространению передового опыта, стимулированию творческого поиска педагогов, созданию собственных методических разработок для обеспечения образовательного процесса. Главное в методической работе - оказание реальной, действенной помощи педагогу. В настоящее время, в условиях перехода на ФГОС, эта помощь как никогда актуальна. Непрерывное повышение профессиональной компетентности педагогов требует расширения арсенала форм методической работы.

Условием непрерывного повышения квалификации является создание информационной образовательной среды. Под образовательной средой педагога понимается его естественное и искусственно создаваемое социокультурное окружение, включающее различные виды средств и содержания повышения квалификации, способные обеспечивать продуктивную профессиональную деятельность педагога. Максимально информационной она станет при крепкой опоре на информационно-коммуникативные технологии.

Множество возможностей для повышения квалификации педагогов предоставляет Интернет. Однако в условиях перехода на ФГОС педагогам требуются разъяснения, консультирование по инновациям в образовании, рекомендации. Возникает необходимость создания такого пространства в сети, которое бы дало возможность педагогам найти ответы на многие волнующие их вопросы, повысить профессиональную подготовку, проявить свою активность, взаимодействовать с другими педагогами.

Фактором повышения профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС может стать виртуальный методический кабинет. Фактор (от лат. factor — делающий, производящий) - причина, движущая сила какого-либо процесса, источник воздействия на систему, посредник. Такая форма методической помощи как виртуальный кабинет актуальна и своевременна в условиях повсеместного внедрения информационно-коммуникативных технологий.

В рамках работы методической службы дошкольного учреждения виртуальный методический кабинет может быть составной частью официального сайта. Однако эффективнее будет работа отдельного методического интернет-ресурса. Для самостоятельного его создания не надо изучать программирование, просто нужно выбрать подходящий сервис - SaaS платформу, которая позволит получить конструктор для создания сайта и хостинг для него. SaaS это аббревиатура английского Site as a Service (Сайт в виде Сервиса). Сделать web-sait можно с помощью таких проектов, как: Wiki-Wiki, Google sites, Nethouse, uCoz, General-CMS, 4 site CMS.

При выстраивании его структуры были учтены принципы организации методического кабинета детского сада. При создании разделов и наполнения их материалами мне было важно, чтобы всё было доступно для восприятия, читаемо, интересно педагогам.

В зависимости от характера взаимодействия педагога с виртуальной средой кабинета выделяются три ее вида: консультативная, коммуникативная и активная. В консультативной среде педагог является учеником: он получает информацию. Коммуникативная виртуальная среда позволяет взаимодействовать с другими членами среды, высказывать свое мнение по разным вопросам. Активная среда дает возможность представлять свой опыт, заявлять о себе.


Функции виртуального методического кабинета:

  • обеспечение оперативного информирования педагогов о новом содержании образования, инновационных образовательных и воспитательных технологиях, передовом отечественном и зарубежном опыте, достижениях психологии и педагогики с целью внедрения в практику своей работы;
  • обеспечение реализации образовательной программы дошкольного образования методическим и дидактическим материалом;
  • способствование овладению педагогами передовым педагогическим опытом, новаторскими методами обучения и воспитания, новыми педагогическими технологиями;
  • оказание методической помощи при решении профессиональных проблем педагогов в их практической деятельности, в обобщении и распространении передового педагогического опыта.

Детский сад характеризуется наличием игр, игрушек, сказочных персонажей. Эту традицию сохранил и виртуальный кабинет педагогов. Путеводителями в материалы ресурса стали: Карандаш Крыж, Скрепка Самоделка и Телефон Говорун.


Путеводители в материалы виртуального методического кабинета

Сайт создан с целью помочь формированию ИКТ-компетентности педагогов Нижегородского региона, развитию сетевых сообществ учителей, созданию системы виртуальной методической службы, повышению общей педагогической и информационной культуры в условиях информационно-образовательной среды современной школы.

Ресурс регионального сетевого проект а "Проектирование информационно-образовательной среды ОУ" (приказ Министерства образования Нижегородской области №609 от 01.09.08) кафедры ИТ НИРО

В условиях активного внедрения ИКТ в образование основной особенностью, определяющей качество информатизации ОУ, является качество использования ИКТ в образовательном процессе школы, которое характеризуется не столько наличием принтеров, компьютеров, сканеров в школе, сколько их реальным системным использованием на всех ступенях учебновоспитательного процесса.

ВМК - это одно из важнейших звеньев информационно-образовательной среды, способное обеспечить необходимое качество образования и предоставить необходимые условия для развития всех субъектов образовательного процесса.

Овладение компьютерными навыками, умение использовать средства Интернет позволяет современному учителю расширять свое информационно-образовательное пространство, создает условия для профессионального роста и самообразования, позволяет использовать информационные ресурсы общества в своей педагогической деятельности, общаться с коллегами, принимать участие в обсуждении актуальных вопросов, участвовать в различных сетевых мероприятиях и т.д. К традиционным формам профессионального общения (газеты, журналы, вестники) современные средства коммуникаций добавляют новые формы сотрудничества (электронная почта, телеконференции, чаты, форумы). В этих условиях очень важным направлением является развитие сетевых сообществ учителей, создание системы виртуальной методической службы.

Такая форма методической помощи актуальна и своевременна в условиях повсеместного внедрения компьютерной техники и телекоммуникаций в школы города и области.

Практика показывает, что реализация таких современных форм компьютерных технологий в системе образования должна быть частью целостной системы и комплекса мероприятий по развитию единого информационно- образовательного пространства.

Виртуальный методический кабинет — это целостная многофункциональная информационно-образовательная среда, ориентированная на активную и немедленную методическую поддержку образовательного процесса. Виртуальный методический кабинет позволяет организовать методическое пространство для всех его участников, создает оптимальный доступ к необходимой информации, обеспечивает оперативную методическую помощь, дает возможность поделиться опытом работы.

Виртуальный методический кабинет это:

  • форма интерактивного общения, где можно обменяться информацией, высказать свою точку зрения, получить консультацию по интересующему вопросу;
  • возможность организовать методическое пространство, которое создает оптимальный доступ к необходимой информации в любое время суток;
  • оперативная методическая помощь;
  • возможность принять активное участие в виртуальных педагогических и методических мероприятиях.

Виртуальный методический кабинет позволяет создавать педагогические сообщества для:

  • организации совместной работы преподавателей по разработке образовательных ресурсов,
  • организации обсуждения важных вопросов,
  • коллективного поиска решения актуальных проблем,
  • написания коллективных методических материалов,
  • проведения сетевых мероприятий (конференций, конкурсов и пр.).

В настоящее время виртуальные методические кабинеты создаются как отдельными педагогами, так и педагогическими коллективами. Как правило, виртуальный методический кабинет включает:

  • нормативные документы системы образования всех уровней;
  • тексты локальных актов, созданных в данном образовательном учреждении и регламентирующих образовательный процесс;
  • официальные программные материалы (образовательные стандарты, программы учебных курсов, тематические планирования и пр.);
  • авторские программные материалы (рабочие программы по учебным предметам, авторские тематические планирования, поурочные разработки и сценарии и пр.);
  • программы и планы текущих мероприятий;
  • отчеты (текстовые и фотоотчеты) по прошедшим мероприятиям;
  • блоки методической помощи:
    • учащимся и воспитанникам;
    • родителям;
    • молодым специалистам;

    Необходимо напомнить, что виртуальное общение, как бы насыщено оно не было, никогда не заменит живого общения. Любое виртуальное общение лишь активизирует реальное общение, готовит его, снабжает собеседников информацией, позволяет предварительно обменяться мнениями.

    Методическая продукция (виды, содержание, оформление)

    Создание методической продукции обусловлено функциональными обязанностями методиста и является одним из направлений его деятельности. Но и учитель, владеющий навыками создания методической продукции, быстро становится проводником передовых педагогических идей, лидером методико-педагогического процесса в образовательном учреждении.

    Виды методической продукции могут быть классифицированы:

    • По периодичности: периодическая и непериодическая.
    • По адресату: для взрослых (преподавателей) и для детей (учащихся, воспитанников).
    • По характеру информации: текстовая, схематическая, плакатная или графическая.
    • По содержанию (в зависимости от специализации учителя, методиста):
    • По функциональному назначению:
      • информационная (методическое описание, комментарий, аннотация, листовка, бюллетень, рецензия, газета, реферат, справочник, справка, информация, анализ, положение);
      • организационно-методическая (программа, инструктивно-методическое письмо, методическая записка, памятка, инструкция, методическая рекомендация, методическая разработка, тематическая папка);
      • прикладная (сценарий, картотека, каталог, график, наглядные пособия, тематическая подборка материалов, задачник, сборник упражнений).

      Любой из видов методической продукции может быть представлен как типографское издание, публикация в периодическом издании, буклет, электронное издание (CD, DVD, публикация в сети Интернет) или печатный вариант рукописи методист, набранный на компьютере.

      К методическим продуктам предъявляются определенные требования:

      • Методический продукт должен быть актуальным, учитывать запросы и профессиональные потребности педагогов-практиков.
      • Издание должно иметь конкретный адрес, точную нацеленность на определенную категорию взрослых или детей.
      • Издание должно быть результатом глубокого всестороннего изучения какого-либо вопроса по научно-педагогической, методической литературе, либо специального педагогического эксперимента,либо оправдавшегосебя опыта работы коллектива, отдельного педагога.
      • Название должно прямо указывать на его тему и основное содержание.
      • Содержание издания должно раскрывать педагогическую сущность рассматриваемого явления, описывать методику действий педагога, коллектива.
      • Если в издании использованы печатные источники, идеи и материалы других авторов, то обязательно нужно указывать источник.

      Необходимо обратить внимание на культуру оформления издания, лаконичность изложения, целостность и логичность структуры.

      Методическая продукция обязательно утверждается на Методическом совете (Педагогическом совете) образовательного учреждения.

      Типовая структура методического издания

      · название учреждения, которое издает методическое пособие;

      · вид и название методической продукции;

      · составитель или автор;

      · город и дата издания.

      Оборот титульного листа (либо 2-я страница).

      Для издания пишется краткая аннотация (1-2 абзаца), в которой указывается, для кого предназначена продукция, что она содержит.

      Содержание должно включать:

      • вступление (с какой целью подготовлено издание и о чем будет идти речь);
      • основная часть (текст, разбитый на соотносимые друг с другом разделы);
      • заключение (выводы, предложения);
      • литература.

      В зависимости от вида методической продукции издание может включать приложения (сценарии, планы, программы, схемы, рекомендуемая литература).

      Виртуальный методический кабинет — это целостная многофункциональная информационно-образовательная среда, ориентированная на активную и немедленную методическую поддержку образовательного процесса. Виртуальный методический кабинет позволяет организовать методическое пространство для всех его участников, создает оптимальный доступ к необходимой информации, обеспечивает оперативную методическую помощь, дает возможность поделиться опытом работы.

      Виртуальный методический кабинет это:

      • форма интерактивного общения, где можно обменяться информацией, высказать свою точку зрения, получить консультацию по интересующему вопросу;
      • возможность организовать методическое пространство, которое создает оптимальный доступ к необходимой информации в любое время суток;
      • оперативная методическая помощь;
      • возможность принять активное участие в виртуальных педагогических и методических мероприятиях.

      Виртуальный методический кабинет позволяет создавать педагогические сообщества для:

      • организации совместной работы преподавателей по разработке образовательных ресурсов,
      • организации обсуждения важных вопросов,
      • коллективного поиска решения актуальных проблем,
      • написания коллективных методических материалов,
      • проведения сетевых мероприятий (конференций, конкурсов и пр.).

      В настоящее время виртуальные методические кабинеты создаются как отдельными педагогами, так и педагогическими коллективами. Как правило, виртуальный методический кабинет включает:

      • нормативные документы системы образования всех уровней;
      • тексты локальных актов, созданных в данном образовательном учреждении и регламентирующих образовательный процесс;
      • официальные программные материалы (образовательные стандарты, программы учебных курсов, тематические планирования и пр.);
      • авторские программные материалы (рабочие программы по учебным предметам, авторские тематические планирования, поурочные разработки и сценарии и пр.);
      • программы и планы текущих мероприятий;
      • отчеты (текстовые и фотоотчеты) по прошедшим мероприятиям;
      • блоки методической помощи:
        • учащимся и воспитанникам;
        • родителям;
        • молодым специалистам;

        Необходимо напомнить, что виртуальное общение, как бы насыщено оно не было, никогда не заменит живого общения. Любое виртуальное общение лишь активизирует реальное общение, готовит его, снабжает собеседников информацией, позволяет предварительно обменяться мнениями.

        Методическая продукция (виды, содержание, оформление)

        Создание методической продукции обусловлено функциональными обязанностями методиста и является одним из направлений его деятельности. Но и учитель, владеющий навыками создания методической продукции, быстро становится проводником передовых педагогических идей, лидером методико-педагогического процесса в образовательном учреждении.

        Виды методической продукции могут быть классифицированы:

        • По периодичности: периодическая и непериодическая.
        • По адресату: для взрослых (преподавателей) и для детей (учащихся, воспитанников).
        • По характеру информации: текстовая, схематическая, плакатная или графическая.
        • По содержанию (в зависимости от специализации учителя, методиста):
        • По функциональному назначению:
          • информационная (методическое описание, комментарий, аннотация, листовка, бюллетень, рецензия, газета, реферат, справочник, справка, информация, анализ, положение);
          • организационно-методическая (программа, инструктивно-методическое письмо, методическая записка, памятка, инструкция, методическая рекомендация, методическая разработка, тематическая папка);
          • прикладная (сценарий, картотека, каталог, график, наглядные пособия, тематическая подборка материалов, задачник, сборник упражнений).

          Любой из видов методической продукции может быть представлен как типографское издание, публикация в периодическом издании, буклет, электронное издание (CD, DVD, публикация в сети Интернет) или печатный вариант рукописи методист, набранный на компьютере.

          К методическим продуктам предъявляются определенные требования:

          • Методический продукт должен быть актуальным, учитывать запросы и профессиональные потребности педагогов-практиков.
          • Издание должно иметь конкретный адрес, точную нацеленность на определенную категорию взрослых или детей.
          • Издание должно быть результатом глубокого всестороннего изучения какого-либо вопроса по научно-педагогической, методической литературе, либо специального педагогического эксперимента,либо оправдавшегосебя опыта работы коллектива, отдельного педагога.
          • Название должно прямо указывать на его тему и основное содержание.
          • Содержание издания должно раскрывать педагогическую сущность рассматриваемого явления, описывать методику действий педагога, коллектива.
          • Если в издании использованы печатные источники, идеи и материалы других авторов, то обязательно нужно указывать источник.

          Необходимо обратить внимание на культуру оформления издания, лаконичность изложения, целостность и логичность структуры.

          Методическая продукция обязательно утверждается на Методическом совете (Педагогическом совете) образовательного учреждения.

          Типовая структура методического издания

          · название учреждения, которое издает методическое пособие;

          · вид и название методической продукции;

          · составитель или автор;

          · город и дата издания.

          Оборот титульного листа (либо 2-я страница).

          Для издания пишется краткая аннотация (1-2 абзаца), в которой указывается, для кого предназначена продукция, что она содержит.

          Содержание должно включать:

          • вступление (с какой целью подготовлено издание и о чем будет идти речь);
          • основная часть (текст, разбитый на соотносимые друг с другом разделы);
          • заключение (выводы, предложения);
          • литература.

          В зависимости от вида методической продукции издание может включать приложения (сценарии, планы, программы, схемы, рекомендуемая литература).

          Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

          Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


          Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


          Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

          Работа над созданием ВМК, который размещается на платформе школьного сайта, была начата в 2018/2019 учебном году.

          Целью деятельности виртуального методического кабинета является создание информационно-методической базы для повышения творческого потенциала и профессиональной компетентности педагогических работников в области дальнейшего освоения и внедрения новейших информационно-коммуникационных технологий.

          - содействовать организации методической работы с педкадрами в районе;

          - способствовать росту профессионального мастерства педагогических работников;

          - способствовать формированию информационно-компьютерной компетенции у педагогических работников;

          - обеспечить распространение передового педагогического опыта;

          - создать условия для личностного роста и самообразования педагогов.

          При реализации проекта наша творческая группа педагогов изучила опыт создания виртуальных методических кабинетов различных учреждений образования, что в дальнейшем позволило выработать единые подходы к созданию и наполнению ВМК.

          Структура нашего виртуального методического кабинета проста и понятна, имеет доступную навигацию, что позволяет без труда ориентироваться во множестве представленных информационно-методических материалов, подобранных и размещенных на школьном сайте.

          Имеющиеся материалы будут полезны учителям-предметникам, педагогам дополнительного образования, классным руководителям, воспитателям, педагогам СППС, руководителям школьных методических объединений и формирований. Надеюсь, что и молодые педагоги, и опытные наставники смогут найти на нашем сайте что-то интересное и полезное для своей педагогической деятельности.

          Информационно-методические материалы ВМК структурированы по учебным предметам и содержат следующие разделы.

          1. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса по учебному предмету, включающее в себя

          - нормативные правовые документы (образовательный стандарт, концепция учебного предмета, учебные программы, ИМП, примерное календарно-тематическое планирование и другие);

          - нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся по предмету;

          - перечень УМК и пособий для учителей и учащихся;

          - контрольно-измерительные материалы (КИМ) по предмету;

          - перечень ЭСО и ЭОР (справочно-информационных, научно-популярных и других);

          - перечень статей по предмету, опубликованных в профессиональных периодических изданиях.

          2. Материалы, которые будут полезны педагогам при организации факультативных занятий :

          - перечень УМК и пособий для учителей и учащихся;

          - программы факультативных занятий;

          - электронные версии учебников.

          Основные задачи данного раздела:

          - совершенствование профессионального мастерства педработников;

          - обмен опытом педагогической деятельности;

          - выявление, пропаганда и внедрение новых подходов к организации обучения и воспитания;

          - реализация творческого потенциала педагогов.

          Раздел содержит разработки уроков и воспитательных мероприятий, статьи, перечень ЭОР, мультимедийные презентации, опорные конспекты, видеоресурсы и другие материалы, которые можно использовать на уроках и во внеурочной деятельности.

          В заключение хочу высказать слова благодарности учителю информатики Сергеевой Д.П., которая обеспечила техническую поддержку данного проекта, а также отметить всех педагогов школы-интерната, принявших активное участие в практической реализации проекта и пополнении базы данных ВМК.

          Читайте также: