Виды и жанры народной художественной культуры доклад

Обновлено: 18.05.2024

Основными видами народного художественного искусства являются:

Народная песня (фольклор) - сочетание двух видов искусств: музыки и поэзии созданной народом. Разнообразны жанры народных песен:

  • любовные
  • семейно-бытовые
  • трудовые
  • казацкие
  • солдатские
  • рекрутские
  • тюремные
  • шуточные
  • обрядовые - календарные и свадебные.
  • Народный танец.

Народный танец на многих этапах исторического развития начиная с древних времен был основою хореографической культуры общества.

Основными жанрами русских народных танцев являются:

  • хороводы
  • кадрили
  • переплясы.
  • Народный театр.

Жанрами народного или фольклорного театра являются:

  • представления скоморохов
  • кукольный театр Петрушки
  • балаганы
  • раек
  • вертеп
  • народная драма.
  • Инструментально-музыкальное творчество .

Русский народные музыкальные инструменты являются важной составной частью и достоянием национальной культуры. Арсенал музыкальных инструментов весьма велик и разнообразен.

Флейтовые: свирель, сопель, кувиклы;

Язычковые: жалейка, брелка, волынка;

Мундштучные: рог, рожок

Щипковые: гусли, домра, балалайка, струнная гитара;

Фрикционные: лира, колесная;

Мембранные: бубен, барабан, накры, тулумбас;

Самозвучащие: ложки, трещотки, косточки, ухваты, коса, роган, колокол.

Синкретизм или иначе слитность, нерасчлененность — это самое основное в народном искусстве, оно органично вплетается в жизненную канву человека. Синкретизм народного искусства толкуется как нерасторжимое единство всех искусств в художественном действии народа, например в крестьянском искусстве и народных обрядах где танец, песню, драматическое построение, наговоры трудно отделить друг от друга в едином праздничном или магическом ритуале. Таким образом , синкретизм соединяет материальную и духовную сферы деятельности народа. Различные виды и жанры народного творчество существуют в художественной культуре взаимосвязано, они взаимопроникают, взаимодополняют друг друга, что является вечным двигателем художественной культуры народа.

Любой народ не должен забывать свои национальные традиции, иначе он обречен на гибель. Народные традиции являются важнейшим фактором, обеспечивающим чувство единения на уровне нации, общины, семьи, позволяют осознать свою этническую принадлежность, сохраняют вековые ценностные ориентации.

Народное художественное творчество - это совокупность художественных произведений различных видов и жанров, созданных народом на основе его самобытных традиций, а также своеобразные формы и способы художественно-творческой деятельности.

Классификация и систематизация различных видов народного художественного творчества может осуществляться по различным критериям:

• по направленности (виду) творчества (музыкальное, хореографическое, театральное, декоративно-прикладное. ),

• по характеру освоения художественной культуры (утилитарное и эстетическое),

• по преобладающим функциям 4 (религиозно-мифологические, обрядовые, ритуальные, художественно-эстетические, педагогические, коммуникативно-информационные, социально-психологические и др.),

• по времени формирования и функционирования (раннефольклорные, позднефольклорные или раннетрадиционные и позднетрадиционные; архаические и современные);

• по форме организации совместной деятельности (индивидуальные или коллективные),

• по социальной, половозрастной структуре (творчество крестьян, рабочих; творчество детей, молодежи. );

• по отношению к обряду (обрядовые и необрядовые).

Народное художественное творчество несет на себе ярко выраженные приметы национальной принадлежности: отражает национальный характер и темперамент, богатство языка нации, особенности мышления. Оно является своеобразным хранителем национальных традиций, опыта, эстетических, нравственных, философских воззрений народа.

потешки, загадки, считалки, дразнилки, приговорки или пустоговорки, поговорки, присловья скороговорки, чистоговорки, прибаутки и пустобайки.

Важнейшим жанром устного народного творчества является сказка. По происхождению он; связана с мифологической культурой. В свою очередь народные сказки можно подразделить на сказки ( животных, волшебные, бытовые, анекдотические (это условная классификация). Самые древние из них -сказки о животных.

В русской народной балладе воспеваются трагические истории любовных и семейных отношений На периферии былинного творчества находятся былины-скоморошины, которые объединяет с другим] эпическими песнями общность некоторых поэтических приемов. Еще одним жанром являются духовны стихи, которые обычно определяются как эпические или лирические произведения религиозной характера или народные произведения на религиозные темы.

Народное зодчество также является особым видом народного художественного творчества. Этс прежде всего, деревянное зодчество, тесно связанное с эстетическими представлениями народ относительно архитектуры и строительства. Существует несколько типов построек: крестьянско жилище имело несколько типов, характерных для того или иного региона России. Русское жилище ; зависимости от региона имело особенности планировки, декора и его семантики. Особенный тш русской архитектуры - это хоромное зодчество. Особые планировку и назначения имели хоромы i различные их помещения. Среди них важную функциональную нагрузку имели крыльцо, повалуша сени, горница, светлица и др. Особую архитектурную структуру имели каменные палаты. Свои закон* зодчества использовались при строительстве крепостей. Наиболее изысканными в эстетическо! отношении были храмовые постройки, среди которых выделялись часовни, церкви и отдельно стоящи колокольни.

К фольклорному театру относят представления скоморохов, кукольный театр Петрушки балаганы, раек, вертеп и народную драму. Последний жанр был особым явлением в истори) отечественной культуры. Наиболее распространенными и дошедшими до нас текстами являются драм! "Лодка", "Царь Максимилиан", оставлявшие широкий простор для импровизации и сатиры. I народному театру примыкают также литургические действа - "Хождение на - ослята", "Действ! цветоносия"и др.

Народный танец является основой хореографической культуры общества. Танцы различаются п 5 .

Народное творчество очень многообразно. Рассмотрим многообразие форм народного творчества на примере фольклора.

Существует традиционный и современный фольклор; крестьянский и городской фольклор.

Традиционный фольклор - это те формы и механизмы художественной культуры, которые сохраняются, фиксируются и передаются от поколения к поколению. В них запечатлены универсальные эстетические ценности, которые сохраняют свою значимость вне конкретно-исторических социальных изменений.

Современный фольклор отражает сегодняшний этап развития народного художественного творчества. Он вбирает в себя современные эстетику, проблематику и художественные образы. Это также бесписьменная культура, носителями которой часто становятся маргинальные слои общества. В структуре современного фольклора можно выделить так называемый неофольклор. Это бытовое художественное творчество неформализованного досугового характера, включающее одновременно формы фольклора, массового и профессионального искусства, художественной самодеятельности, отличающееся эстетическим многообразием, стилевой и жанровой неустойчивостью, и выступающее "второй" волной в современной фольклорной культуре.

Крестьянский фольклор принадлежит крестьянской субкультуре. Это достаточно стабильная художественная система. В ней присутствуют трудовые, этические, семейно-брачные и эстетические ценности земледельцев. Дошедшие до нас архаичные ее слои представляют по духу и смыслу ценностную систему земледельческого календаря и культуру крестьянства, соединившую в себе черты язычества и христианства.

Городской фольклор появился в более поздний период, его широкое распространение относится к XVIII в. Он развивался в постоянном взаимодействии, с одной стороны, с авторским искусством в его письменных (печатных) формах, а с другой - с крестьянским фольклором. Очень характерными были процессы заимствований от одного пласта культуры к другому. Они происходили посредством мещанского фольклора, идеи, образы и художественные приемы которого являлись определяющими для городского фольклора.

Фольклор может быть аутентичным, сценическим и стилизованным.

Аутентичный, или подлинный, фольклор - это народное искусство, не вычлененное из его исконного бытования. Он тесно связан с традиционной культурой, дошедшей до нас от поколения к поколению.

Сценический вариант фольклора называется фольклоризмом. Он представляет собой точное воспроизведение аутентичного образца на сцене исполнителями-профессионалами или любителями. Здесь фольклор вычленяется из среды своего бытования и приобретает особые оттенки, связанные с особенностями его воплощения на сценической площадке. То есть фольклоризм, или вторичный фольклор, - это сценическая форма фольклора, подготовленная и осмысленная с учетом закономерностей демонстрации зрителям, слушателям как художественного явления.

Существуют несколько форм фольклоризма, характерные для сценического воспроизведения народных традиций в условиях любительского и профессионального творчества.

1. Выступления хранителей живой фольклорной традиции: народных певцов, музыкантов,
танцоров, рассказчиков, певческих и танцевальных коллективов (так называемые аутентичные, то есть
подлинные этнографические ансамбли).

2. Реставрация жанров традиционного фольклора, в том числе уже не бытующих в народной среде и не исполняемых в массовом художественном творчестве (так называемые экспериментальные фольклорные ансамбли).

3. Исполнение произведений фольклора в обработке руководителей музыкальных, драматических или хореографических коллективов или в обработке профессиональных композиторов, балетмейстеров, режиссеров (так называемые стилизаторские фольклорные ансамбли).

Фольклоризм - явление, ориентирующееся на "рынок", на запросы определенных слоев в создании имиджа приобщения к национальным истокам культуры. Спрос на фольклор породил мощную индустрию многочисленных шоу, концертов, фестивалей, праздников, в которых принимают участие фольклорные коллективы, ансамбли. Деятельность их несет в себе более или менее искусную имитацию фольклора.

Интерес публики и спрос на произведения фольклора стимулировали развитие стилизованных произведений, основанных на фольклорном материале или созданных на основе художественных принципов и приемов фольклора. Это авторские произведения, очень схожие с традиционными фольклорными образцами по стилистике, форме, художественному языку и характеру образов.

В современных условиях функционирования фольклора играет его функциональность.

К основным функциям фольклора относят: религиозно-мифологические, обрядовые, ритуальные, художественно-эстетические, педагогические, коммуникативно-информационные, социально-психологические и другие функции.

Все вышеперечисленные художественные и внехудожественные функции фольклора находятся в постоянном развитии и диалектическом взаимодействии.

Изучением и систематизацией жанров, видов и форм бытования народного творчества занимаются представители различных областей знания. Филологи проводят морфологическое и синтаксическое исследование материалов устного народного творчества (народных песен, сказок и т.д.), выявляют механизм формирования их сюжета, определяют фольклорные жанры; искусствоведы рассматривают художественно-эстетическую сторону народного творчества; этнографы обращаются к народной культуре и к фольклору в исследованиях семейно-бытовых традиций и укладов жизни, характерных для представителей той или иной национально-этнической группы и т.д.

Однако, устное народное поэтическое творчество тесно взаимосвязано со многими элементами народной художественной деятельности. Так, народный танец и пляска исполняются не только в инструментальном, но и в песенном сопровождении, а фольклорный театр сам по себе представляет народную драматургию. Всех их объединяет устный способ передачи художественных ценностей.

Таким образом, народное художественное творчество включает в себя фольклорную
инструментальную музыку, песню, народную словесность, пляску, танец и театр. Народное
декоративно-прикладное искусство, которое в научных кругах не принято называть фольклором, так как
оно не является устным творчеством, имеет овеществленную форму выражения в крестьянском
зодчестве, в национальном костюме и вовсевозможных иных изделиях, имеющих вполне определенное
бытовое предназначение. Народное художественное творчество как духовная деятельность имело, а во
многом и сейчас сохранило связь с повседневным трудом и бытом человека. Элементы различных видов
искусства, органически соединяясь и переплетаясь, входят в празднично-обрядовые формы, дополняя
жизнь и быт человека труда.
/ В системе современного народного художественного творчества - центральный элемент или

институт художественной самодеятельности - жанровое обособление, письменная форма создания -'->' передача, хранение и организованность (управляемость).

) Ученые выделяют две основные тенденции развития народного художественного творчества:

Z? 1) возрождение традиционных форм в современных (городских) условиях,

^ 2) тенденция к профессионализации (народные хоры, ансамбли народного танца).

Современный фольклор - это явление сложное ив отдельных аспектах противоречивое. Оно находится в постоянном движении и развитии: одни формы и жанры активно бытуют, на их основе возникают новые формы и произведения (песенный фольклор), другие сохраняются лишь частично. В каких-то отдельных группах населения трансформируются и переосмысляются; некоторые же забываются и отмирают (заговоры, некоторые художественные промыслы, ритуалы, некоторые жанры фольклорного театра).

Остановимся на малых жанрах устного народного творчества. Это пословицы, поговорки, скороговорки, загадки. Их рождение связано с практической деятельностью людей, главным образом - с познанием окружающего мира.

Добро - милость - зло

С добрым жить хорошо. В добре жить хорошо. Делать добро спеши (или: поспешай).

Торопись на доброе дело, а худое само приспеет. Доброе дело и в воде не тает (или: не тонет).

На свете не без добрых людей.

Доброму добрая память.

Ласковое слово - что весенний день.

Радость - горе

От радости кудри вьются, в печали секутся. Время красит, а безвремянье чернит.

День меркнет ночью, а человек печалью

Злой плачет от зависти, добрый от радости.

Правда - кривда

Неправдой нажитое впрок не пойдет.

Кто правдой живет, тот добро наживет.

Молвя правду, правду и чини.

Какова работа, такова и плата (и наоборот).

Не всяк судит по праву, иной и по криву.

Приговорка или пустоговорка, которую также иногда зовут поговоркой, — это изречение, иногда одно слово, часто повторяемое, приговариваемое без большого толка и значения, а по местной или личной привычке

Присловье - весьма близко к прозвищу, но относится не к лицу, а к целой местности, в которой жителей дразнят, бранят или чествуют приложенным к ним присловьем. Оно иногда состоит из одного слова.

Скороговорка, чистоговорка — слагается для упражнения в скором и чистом произношении, в ней сталкиваются звуки, затрудняющие быстрый говор. Она служит для развития речи, устранения его дефектов (народная логопедия). Не меньшее значение в воспитании имеют загадки, развивающие сообразительность, смекалку, образное мышление через уподобление, метафорическое описание предмета.

Прибаутка, пустобайка, не совсем ясно определяется; самое название - пустобайка - показывает, что она может быть иногда пустоговоркой, а об остряке говорят, что он знает много прибауток.

Постигая законы жизни с помощью малых жанров устного народного творчества, человек узнавал о мире не только серьезную, но и веселую правду, учился думать, радоваться и шутить. Народная педагогика - это живое и яркое наставление.

По происхождению сказка связана с мифологической стадией мышления; в ней одушевляются силы природы; животные и растения наделяются человеческими свойствами. Сказка не претендует на достоверность, ее рассказывают не с познавательной, а с развлекательной целью; она не связана с ритуалом. В сказке обязательно есть фантастический элемент - несбыточность.

Народные сказки можно подразделить на сказки о животных, волшебные, бытовые, анекдотические (это условная классификация). Самые древние из них — сказки о животных.

Сказки доступно рассказывают о самых существенных, вечных, волнующих каждого человека во все времена проблемах: о жизни и смерти, о любви и ненависти, о благородстве и подлости, о непрекращающейся борьбе добра со злом.

Сказочные образы - яркие и запоминающиеся; но довольно однозначны. Богатырь непобедим, царевна - краше всех на свете, злодей отвратительно уродлив. Мотивы поступков элементарно просты: герои не ведают сомнений, решительно идут к цели и побеждают. Возникает своего рода упрощенная модель мира, и по ней удобно изучать свойства характера (смелость - трусость, лень - трудолюбие и т.д.). Сказка - это забавная поучительная история. Воспитательные возможности сказки достаточно велики. Сказка учит оптимизму, вере в будущее; счастливый конец почти обязателен.

Не сразу общественное мнение склонилось к необходимости собирания народных сказок. Это можно объяснить тем, что сказка, как воздух, казалась обычным, обыденным явлением.

Народное искусство — собирательное название для разнообразных видов творческой деятельности человека в рамках определенной исторической культуры. Народное искусство служит ярким отражением жизни людей, их восприятия окружающего мира и основано на древних культурных традициях, которые бережно передаются из поколения в поколение.

Народное искусство. Ансамбль русской народной песни, XXI век

Народное искусство предоставляет человеку широкие возможности для творческой самореализации и приобщения к древним знаниям предков. Оно также служит основой для формирования и развития мировой художественной культуры во всех ее проявлениях.

Народное искусство. Азербайджанский ковер, XIX век

Виды народного искусства

Народное искусство играет важнейшую роль в жизни человеческого общества, так как помогает людям сохранить национальную идентичность и духовные ценности предков. Оно включает в себя огромное количество разнообразных форм творчества.

Народное искусство. Африканские маски, XXI век

Народное искусство можно разделить на две основные составляющие:

  • фольклор или устное народное творчество;
  • материальное или декоративно-прикладное искусство.

Основными формами фольклора являются:

  • песни;
  • танцы;
  • сказки;
  • легенды;
  • мифы;
  • былины;
  • эпос;
  • частушки;
  • анекдоты;
  • стихи.

Народное искусство. Голландские деревянные башмаки, XVII век

Декоративно-прикладное искусство объединяет множество видов творческой деятельности человека, основанных на определенной технике обработки материалов с целью создания художественных объектов. Изготовленные народными мастерами предметы обычно сочетают в себе и декоративные, и утилитарные функции.

Народное искусство. Китайская резьба по кости, XXI век

К наиболее распространенным видам материального народного искусства относятся:

  • плетение; ;
  • резьба; ;
  • вышивание; .

Народное искусство. Майоликовская керамика, XXI век

История народного искусства

История народного искусства, по самым скромным оценкам специалистов, насчитывает несколько десятков тысячелетий. Еще в каменном веке наши предки умели создавать из подручных материалов всевозможные украшения и предметы быта. Кроме того, в течение многих поколений из уст в уста люди передавали своим потомкам легенды и мифы, которые постепенно обрастали новыми подробностями.

Народное искусство. Молдавский народный танец, XXI век

В разных уголках Земли на протяжении многих лет формировались уникальные народные промыслы, основанные на местных культурных, религиозных и прочих традициях. Часть из них сохранились до наших дней, другие были навсегда утрачены для потомков. Но с момента возникновения первых цивилизаций искусство перестало быть истинно народным. Часть людей смогла полностью посвятить себя творчеству, появились первые профессиональные художники.

Народное искусство. Поделки, сплетенные из бересты, XXI век

В цивилизованном обществе народные ремесла не могли на равных конкурировать с высоким искусством, зато открылись огромные возможности для развития живописи, зодчества и скульптуры. Народное искусство постепенно перестало играть значимую роль в культурной жизни людей и оказалось на ее задворках.

Народное искусство. Узбекская ручная чеканка, XXI век

Народное искусство. Украинская вышитая сорочка, XXI век

Несмотря на предвзятое отношение, народное искусство сохранилось до наших дней благодаря усилиям огромного количества неизвестных мастеров, влюбленных в свое дело. Только в ХХ веке оно, наконец-то, получило поддержку со стороны властей в большинстве цивилизованных стран мира.

Народное искусство. Хохломская роспись, XXI век

Более того, международным сообществом в 1945 году было принято решение о создании специального учреждения ООН по вопросам образования, науки и культуры — ЮНЕСКО. Одной из основных задач этой влиятельной организации является содействие сохранения культурного разнообразия человечества. В 2013 году ЮНЕСКО приняла концепцию защиты нематериального культурного наследия, согласно которой значительные средства ежегодно выделяются на сохранение шедевров народного творчества, в том числе танцев, музыки и древних ремесел.

Народное искусство. Голландские деревянные башмаки, XVII век

Народное искусство за долгие годы своего существования было источником вдохновения для многих поколений художников и подарило миру бесчисленное количество прекрасных шедевров. А сегодня оно продолжает развиваться и радовать обычных людей благодаря усилиям миллионов энтузиастов, посвятивших свою жизнь благородной цели сохранения культурного наследия своего народа.

Читайте также: