Входит ли в доклад синоптика информация о направлении скорости ветра атмосферного давления

Обновлено: 05.07.2024

Атмосферное давление – сила, с которой воздух давит на земную поверхность и находящиеся на ней предметы.

Ветер – горизонтальное движение воздуха в приземном слое, направленное из области высокого давления в область низкого давления.

Бриз – ветер, возникающий на берегу водоёмов, дважды в сутки меняющий своё направление на противоположное. Дневной бриз дует с водоёма на берег, ночной – с берега на водоём.

Муссон – ветер, резко меняющий своё направление по сезонам.

Изобара – линия на географической карте, соединяющая точки на земной поверхности одинакового атмосферного давления.

Барометр – прибор для измерения атмосферного давления.

Обязательная и дополнительная литература по теме

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Воздух в атмосфере невесомый. Но он оказывает давление на земную поверхность. В среднем на площадь в 1 см² воздух давит с силой 1 кг 33 г. На человеческое тело, в среднем давит столб воздуха с давлением 12 т, но почему мы его не ощущаем? Вспомните, как по поверхности Земли распределены тепловые пояса? Различия в нагреве земной поверхности влияют на размещение областей давления. А вот загадка: летит, а не птица; воет, а не зверь; тучи нагоняет; воет завывает; по свету рыщет; поёт да свищет.

Давление – одна из важных характеристик атмосферы. Резкие перепады давления влияют на здоровье людей. Атмосферное давление зависит от температуры воздуха и высоты местности над уровнем моря.

Ветер – это горизонтальное движение воздуха в приземном слое, направленное из области высокого давления в область низкого давления. Ветер возникает из-за разности в атмосферном давлении на разных участках поверхности Земли. Чем больше разница в атмосферном давлении над разными участками поверхности, тем сильнее ветер. Ветер имеет две главные характеристики: скорость и направление. Направление ветра определяют по той стороне горизонта, откуда дует ветер.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Установите соответствие между ветром и его определением

Сильный порывистый ветер в приморских районах, дующий преимущественно в холодное время года со склонов гор

Тёплый ветер, спускающийся с гор в межгорные долины и предгорья

Устойчивые ветры, меняющие своё направление два раза в год

Местные ветры, возникающие на берегах морей и крупных озёр

Правильный вариант ответа:

Устойчивые ветры, меняющие своё направление два раза в год

Тёплый ветер, спускающийся с гор в межгорные долины и предгорья

Сильный порывистый ветер в приморских районах, дующий преимущественно в холодное время года со склонов гор

Местные ветры, возникающие на берегах морей и крупных озёр

Задание 2. Заполните пропуски в тексте.

За счёт движения Земли ветры отклоняются от своего направления в северном полушарии ____________, а в южном – _________.

Правильный вариант:

За счёт движения Земли ветры отклоняются от своего направления в северном полушарии влево, а в южном – вправо.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Используемые технологии : поэтапного формирования умственных действий, информационно-коммуникационнные, продуктивного чтения, проблемного обучения, развития аналитических навыков.

Цели урока: сформировать представление об атмосферном давлении и его изменении с высотой и температурой воздуха; научить строить розу ветров.

Формируемые УУД:

Предметные: объяснять значение понятий: атмосферное давление, ветер; объяснять причину возникновения ветра; измерять атмосферное давление и направление ветра;

Метапредметные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы; работать в соответствии с поставленной учебной задачей; работать с текстовым компонентом и приборами; устанавливать причинно-слественные связи;

Личностные: формирование познавательного интереса к предмету.

Ход урока

-учащиеся отвечают на вопросы географического диктанта на отдельных листочках с последующей взаимопроверкой

Географический диктант:

  1. Воздушная оболочка Земли (Атмосфера)
  2. Нижний слой атмосферы (Тропосфера)
  3. Разность между самой высокой и самой низкой температурами воздуха в течение суток(Суточная амплитуда )
  4. Температура воздуха при подъёме на каждый километр понижается на ( - 6 градусов)
  5. Температура воздуха зависит от…. (Угла падения солнечных лучей)
  6. Воздух нагревается от..(Поверхности Земли)
  7. Прибор для измерения температуры воздуха (Термометр)
  8. Если температура воздуха у поверхности Земли равна +12 , а за бортом самолёта – 12 , то самолёт летит на высоте …(4 км.)

-Что нагревается быстрее - суша или вода, а что остывает быстрее? ( Суша быстрее нагревается и быстрее остывает, а вода долго нагревается и долго остывает) Эту закономерность нужно запомнить для успешного усвоения нового материала.

-Сегодня мы продолжим изучение атмосферы. Чтобы вы сами смогли определить тему нашего урока, я хочу показать два эксперимента (создание проблемной ситуации)

-демонстрация опыта со стаканом с водой и листком бумаги.

- Почему вода не выливается из стакана. С чем это связано? (это связано с атмосферным давлением)

-демонстрация опыта со свечкой у открытой двери.

- Почему меняется направление пламени свечи. С чем это связано? (это связано с движением воздуха, т.е. с ветром.)

- Теперь попробуйте определить тему нашего урока.( Атмосферное давление. Ветер.)

-Ребята, чтобы вы хотели узнать об атмосферном давлении и о ветре? (ответы учащихся)

Знакомство с планом урока.

  1. Понятие об атмосферном давлении.
  2. Измерение атмосферного давления.
  3. Изменение атмосферного давления.
  4. Что такое ветер и как он возникает.
  5. Виды ветров.
  6. Определение направления и силы ветра.

2. Понятие об атмосферном давлении.

-проводим эксперимент: давление какого-либо предмета на ладонь руки

Вывод: любой предмет имеющий вес давит на поверхность, на котором он лежит.

-Ребята, а воздух имеет вес? (ответы учащихся)

- демонстрация опыта с двумя одинаковыми колбами на весах. При нагревании одной колбы равновесие нарушается.

-Почему? (ответы учащихся.)

Вывод: Воздух имеет вес ( 1 м³ воздуха весит 1кг. 300 гр.) поэтому, воздух тоже давит на разные предметы.

-учащиеся знакомятся с текстом абзаца №1 на странице 112.

-Что такое атмосферное давление? (Атмосферное давление – это сила, с которой воздух давит на земную поверхность и все находящиеся на ней предметы.) Записывают в тетрадь.

- С какой силой давит? ( на каждый квадратный сантиметр поверхности силой 1 кг 33 гр.)

-А на нас с большой силой давит? (да.) Почему тогда человек не замечает давления воздуха?

(потому ,что оно уравновешивается с внутренним давлением человеческого организма)

3. Измерение атмосферного давления.

-Ребята, можно ли измерить атмосферное давление? (да)

-С помощью какого прибора ? В каких единицах измеряют?

Барометр-прибор для измерения а\д (измеряется в мм рт. ст.)

-учащиеся знакомятся с текстом абзаца№2 на странице112-113.

-Какие бывают барометры? (ртутный и анероид)

-демонстрация слайда ртутного барометра Торичелли. Краткая характеристика ртутного барометра и составление рисунка на доске.

-демонстрация слайда барометра-анероида. Демонстрация прибора барометра –анероида. Краткая характеристика работы этого прибора.

4. Изменение атмосферного давления.

Ребята, вы больше месяца ведёте наблюдение за погодой, в том числе за атмосферным давлением. Что вы заметили? (Оно меняется)

-Атмосферное давление зависит:

- Анализ рисунка №73 на стр. 113 и ответы на вопросы к рисунку.

Вывод: С высотой а\д понижается. На каждые 10.5 м. на 1 мм рт. столба. Нарисовать схему.

-Какое атмосферное давление принято считать нормальным? (На уровне моря на 45 параллели при температуре воздуха 0 градусов а\д составляет 760 мм рт. ст. Его принято называть нормальным атмосферным давлением.)

- Для нашей местности 760 мм рт. ст.- это нормальное давление? (Нет.Это повышенное)

-Почему? (потому что мы живём выше уровня моря)

-Определите на какой высоте над уровнем мы с вами живём? На какой карте можно это определить? (На физической карте России. Примерно на высоте 200 метров над уровнем моря.)

Если с высотой а\д понижается, то для нашей местности должно быть своё нормальное а\д.

Чему оно равно? (760- 200:10.5 ₌760-19₌ 741мм рт. ст.)

-Как а\д зависит от температуры воздуха?( Тёплый воздух легче холодного , поэтому он поднимается вверх, следовательно давление воздуха уменьшается. А холодный воздух прижимается к земле, следовательно давление воздуха повышается)

Вывод: При повышении температуры воздуха а\д понижается, а при понижении температуры воздуха оно повышается.

5. Ветер .Как он возникает.

Воздух – это смесь газов .Воздух невидим.

- Когда мы его ощущаем? ( Когда он движется)

-Что такое ветер? ( Ветер- это движение воздуха в горизонтальном направлении)

- Как возникает ветер?

-Что является главной причиной возникновения ветра? Кто сформулирует вывод.

Вывод: Главной причиной образования ветра является разница в атмосферном давлении над разными участками земной поверхности. Ветер всегда дует из областей с высоким а\д к областям с низким а\д.

Чем больше разница в атмосферном давлении, тем сильнее ветер.

- выполнение задания № 5(1 вариант- а,б; 2-вариант-в,г)

6.Виды ветров.

- О каких ветрах вы узнали? (о бризах и муссонах)

-Какие ветры называются бризом? ( Прибрежные ветры, меняющие своё направление 2 раза в течение суток.)

-Какие бризы бывают? (Дневной и ночной)

Вывод: ( Днем суша и вода нагреваются неравномерно, в результате образуется разница в а\д и воздух начинает двигаться с воды на сушу)

(меняют своё направление 2 раза (меняют своё направление дважды в год)

в течение суток)

Дневной Ночной Летний Зимний

Суша Вода Суша Вода Суша ← Океан Суша → Океан

7.Определение направления и силы ветра.

- Чем отличаются ветры? (Отличаются направлением и силой ветра)

-Как определить направление ветра? ( Анализ форзаца учебника)

Вывод: направление ветра определяется по той стороне горизонта, откуда дует.

-С помощью какого прибора определяется направление ветра? (Флюгера) Демонстрация слайда

-Что такое роза ветров? ( График, показывающий направления ветров в течение определённого периода времени.)

-Рассмотрим последовательность построения розы ветров на слайде.

Ветры отличаются не только направлением но и силой.

-В чём измеряют силу ветра? (в м\с или в баллах)

Сила ветра определяется по 12-бальной шкале Бофорта.( показать слайд)

- Анализ форзаца учебника.

Силу ветра измеряют в м\с с помощью прибора –анемометра, а потом переводят в баллы.

8.Закрпление изученного материала. (учащиеся устно отвечают на вопросы учителя)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Атмосферное давление и ветер Подготовила учитель географии МОУ «Бессоновская.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Атмосферное давление и ветер Подготовила учитель географии МОУ «Бессоновская.

 Учебная задача урока?! Почему нагретая колба легче?

Учебная задача урока?! Почему нагретая колба легче?

Атмосферное давление – это…

Атмосферное давление – это…

 Единицы измерения: мм ртутного столба и паскаль Части прибора барометр

Единицы измерения: мм ртутного столба и паскаль Части прибора барометр

Как меняется атмосферное давление? Решите задачу: какое атмосферное давление.

Как меняется атмосферное давление? Решите задачу: какое атмосферное давление будет на шпиле Останкинской телебашни в Москве, если её высота равна примерно 530 м ,а атмосферное давление у подножья составляет 740 мм рт. ст., или 980 гПа?

Какое бывает атмосферное давление? Атмосферное давление Повышенное Нормальное.

Какое бывает атмосферное давление? Атмосферное давление Повышенное Нормальное Пониженное Распределите цифры по группам: 785; 750; 760; 770; 745

Его нельзя увидеть, его можно только ощутить. Он может убить, а может спасти.

Его нельзя увидеть, его можно только ощутить. Он может убить, а может спасти от смерти. Ему поклонялись, его уважали, ему приносили жертвы, его обожествляли. Самостоятельно сформулируйте понятие ВЕТЕР

Главная причина образования ветра – это разница в атмосферном давлении над ра.

Главная причина образования ветра – это разница в атмосферном давлении над разными участками земной поверхности. Ветер всегда дует из областей Земли с высоким атмосферным давлением к областям, где атмосферное давление ниже. 760 мм 752 мм 745 мм 755 мм Чем больше разница в атмосферном давлении, тем сильнее ветер.

758 мм 761 мм 749 мм 747 мм 760 мм 720 мм 735 мм 750 мм

758 мм 761 мм 749 мм 747 мм 760 мм 720 мм 735 мм 750 мм

? Что нагревается быстрее – суша или вода? 756 мм +20 С 758 мм +15 С

? Что нагревается быстрее – суша или вода? 756 мм +20 С 758 мм +15 С

Как образуется ветер бриз? водоём Н в суша бриз

Как образуется ветер бриз? водоём Н в суша бриз

суша водоём в н Ночной бриз

суша водоём в н Ночной бриз

Ветер - движение воздуха в горизонтальном направлении. Направление определяет.

Ветер - движение воздуха в горизонтальном направлении. Направление определяется сторонами горизонта, откуда он дует. Повелитель ветров – Бог Эол ВетерНаправление Борейсевер Кайкийсеверо-восток Афелийвосток Эврюго-восток Нотюг Липсюго-запад Зефирзапад Скиронсеверо-запад

ТРЕНАЖЕР Как будет называться ветер в прогнозе погоды? 1 2 3 4 5 6 7 8

ТРЕНАЖЕР Как будет называться ветер в прогнозе погоды? 1 2 3 4 5 6 7 8

Муссоны - ветры, возникающие на побережье океанов и морей и меняющие свое нап.

Муссоны - ветры, возникающие на побережье океанов и морей и меняющие свое направление два раза в год Летом муссоны дуют с моря на сушу, а зимой с суши на море ПОЧЕМУ?

Самум – песчаная буря Смерч, торнадо Суховей - горячий сухой ветер Ураган

Самум – песчаная буря Смерч, торнадо Суховей - горячий сухой ветер Ураган

Сила ветра определяется по 12-балльной шкале

Сила ветра определяется по 12-балльной шкале

Направление ветра определяют с помощью флюгера

Направление ветра определяют с помощью флюгера

РОЗА ВЕТРОВ с сз св з юз ю юв в В течение рассмотренного периода преобладал с.

РОЗА ВЕТРОВ с сз св з юз ю юв в В течение рассмотренного периода преобладал северо-западный ветер. С Ю В ЗСВСЗЮЗЮВ 2 4 3 5 1 7 4 3

Значение воздуха в жизни человека Ветер воет, завывает, Гнет деревья до травы.

Значение воздуха в жизни человека Ветер воет, завывает, Гнет деревья до травы. С веток яблоки срывает, Тащит шапку с головы. Растрепал зеленый ельник, В щели узкие проник. Что он делает, бездельник, Ошалелый озорник? Ветер, ветер, где ты был? В поле мельницу крутил, Перенес пыльцу с цветов, Поиграл меж облаков. С ребятишками я в парке Наигрался в догонялки. В море паруса поднял, В город дождик я пригнал. Много за день я успел. Отдохнуть хочу от дел

ветер – великий работник в природе (перегоняет тучи, облака) очищает воздух (.

Закрепление материала: Тест 1. Выбрать правильный ответ: Атмосферное давлени.

Закрепление материала: Тест 1. Выбрать правильный ответ: Атмосферное давление это- а) Самая верхняя оболочка Земли. б) Воздушная оболочка Земли. в) Сила, с которой воздух давит на земную поверхность и все находящиеся на ней предметы. 2. Атмосферное давление измеряют с помощью: а)Термометра б) Флюгера в) Барометра 3. Единицы измерения атмосферного давления: а) в мм. рт. столба б) в сантиметрах в) в баллах 4.Определите нормальное атмосферное давление: а) 780мм. рт. ст. б) 700мм. рт. ст. в) 755мм. рт. ст 5. Выбрать причины изменения атм. давления: а) атмосферное давление изменяется в результате с нагреванием воды. б) атмосферное давление изменяется в результате изменения температуры воздуха. в) атмосферное давление изменяется в результате землетрясений. г) атмосферное давление изменяется с высотой.

 Домашнее задание: §28, 29 Спасибо за работу…

Домашнее задание: §28, 29 Спасибо за работу…

Глоссарий: Атмосферное давление – это сила с которой воздух давит на поверхно.

Глоссарий: Атмосферное давление – это сила с которой воздух давит на поверхность земли и все предметы находящиеся на ней. Ветер это движение воздуха в горизонтальном направлении из области высокого давления в область низкого давления АНЕМОМЕТР – прибор для определения скорости ветра ФЛЮГЕР – прибор для определения направлений и скорости ветра БАРОМЕТР прибор для определения атмосферного давления

Ветер: что это такое, как образуется, виды, сила ветра, фото и видео

Атмосфера и погода

Ветер – это поток воздуха, который перемещается, как правило, в горизонтальном направлении из зоны высокого атмосферного давления в зону низкого. Существует несколько классификаций ветров. Главные его свойства – направление, сила и продолжительность.

Как образуется ветер?

Основная причина образования ветра – неравномерное распределение атмосферного давления. Солнечные лучи, достигая поверхности Земли, нагревают океан и сушу. При этом температура в разных уголках нашей планеты возрастает неравномерно.

Образование ветра

Образование ветра

Например, сильнее всего нагревается зона экватора и соответствующие пояса. Температура океанических вод повышается менее интенсивно, чем температура суши, однако водные массивы дольше удерживают тепло.

Таким образом, воздушные массы тоже нагреваются неравномерно. Образуются зоны с разным давлением, вследствие чего происходит воздушная циркуляция. Так, нагретые потоки (восходящие) из зоны низкого давления устремляются вверх. Тем временем, остывший воздух (нисходящие потоки) опускается вниз и устремляется в область низкого давления.

Атмосфера Земли не останавливается ни на секунду. Процесс воздушной циркуляции носит глобальный характер. Когда массивные потоки теплого и холодного воздуха сталкиваются, возникают различные по интенсивности ветры.

Классификация скорости ветра в баллах по шкале Бофорта

В мире принято различать ветер по скорости и силе в баллах от 0 до 12. Для этого используется шкала Бофорта, разработанная ирландским моряком, картографом и военным адмиралом – Фрэнсисом Бофортом.

У Бофорта было немало заслуг и талантов, однако всемирную известность он обрел именно благодаря этой шкале. Во время службы на флоте Фрэнсис вел регулярные наблюдения за ветром. Полученные данные он записывал в дневник. В будущем наблюдательность помогла ему в разработке шкалы, которую официально утвердили в 1838 году.

Скорость ветра по шкале Бофорта

Скорость ветра по шкале Бофорта

Интересный факт: чтобы отдать дань выдающимся заслугам Фрэнсиса Бофорта, в честь него назвали море, антарктический остров и мыс в северной части Канады.

В 20-м веке шкала Бофорта была доработана: систему из 12 баллов расширили до 17, чтобы можно было классифицировать особенно сильные ветры, например, тайфуны. Но расширенная версия используется лишь в тех зонах, где такие тайфуны происходят достаточно часто (Китай, Тайвань и т.п.).

Согласно шкале Бофорта, сила ветра определяется по 2-м критериям:

  • волнение открытого моря;
  • влияние ветра на сухопутные объекты.

Соответственно имеется и 2 таблицы: одна для суши, другая – для открытого океана. В таблице для суши показана сила ветра и скорость в метрах за секунду. Во втором варианте скорость ветра дается в узлах. В обеих шкалах указаны общие черты, по которым можно определить силу воздушных потоков.

Волнение океана по шкале Бофорта

Волнение океана по шкале Бофорта

Направление ветра

Направление ветра зависит преимущественно от разницы атмосферного давления и вращения Земли. Замечено, что на полюсах планеты преобладают восточные ветры. В умеренном поясе обоих полушарий ветры дуют в западном направлении.

В области тропического пояса наблюдаются воздушные потоки восточного направления. Также есть большие зоны, в которых ветер движется по вертикали, соблюдая правило низкого и высокого атмосферного давления. Это субтропические и приполярные пояса.

В климатологии и метеорологии существует понятие розы ветров. Это диаграмма векторного типа, которая отображает режим ветра в заданной местности, основанный на продолжительном наблюдении.

Интересный факт: настоящая роза ветров обязательно имеет разные лучи. Если на изображении все лучи распределены равномерно, это просто графическое отображение сторон света.

Графическое отображение сторон света

Графическое отображение сторон света

Виды ветров

По основной классификации ветры делятся на постоянные (или преимущественные) и сезонные.

Постоянными называются ветры, которые не меняют своего направления. Они образуются благодаря соприкосновению зон высокого и низкого давления. Сезонные ветры, соответственно, меняют свое направление в зависимости от текущего времени года.

Также отдельную категорию составляют местные ветры. Это воздушные массы, которые циркулируют только на определенных территориях планеты. При этом они определяют климатические условия данной зоны.

Постоянные

Разновидности преимущественных ветров:

Пассаты – ветры, дующие с востока между тропиками и устремляющиеся к экватору. Они разделены безветренной полосой. Именно пассаты направляют тропические циклоны в западном направлении.

Западные ветры умеренного пояса представляют потоки воздуха, которые преобладают на умеренной широте – в зоне между 35 и 65 градусами северной и южной широты. Движутся они с запада на восток.

Восточные ветры полярных районов направляются из зон высокого давления в зоны низкого давления.

Сезонные

Сезонные ветры представлены одной категорией – муссонами. Они дуют в области тропиков на протяжении нескольких месяцев. При этом дважды в год муссоны резко меняют свое направление.

В летний период воздушные потоки движутся с океана на сушу, а зимой, наоборот – с материковой части в сторону океана. Муссоны приносят с собой большое количество осадков в теплое время года. Формирование ветров происходит на востоке и юго-востоке Азии.

Местные

Наибольшим разнообразием отличаются местные ветры. Среди них можно выделить следующие виды:

  1. Бриз – теплый поток воздуха на стыке морских водоемов и береговой линии. Меняет направление два раза в сутки. Днем бриз дует с моря на сушу, ночью – с побережья в сторону моря.
  2. Самум – сухой ветер пустынного типа, который переносит огромные песчаные массы. Встречается в африканских пустынях и на Аравийском полуострове.
  3. Сирокко – воздушные потоки над Северной Африкой и Средиземноморьем, которые имеют юго-западное и южное направление.
  4. Бора – ветры, формируемые на территориях, где горы граничат с морями. Температура потоков зависит от времени года. Направление – с гор к морю.
  5. Фён – ветер, дующий порывами с гор в направлении долин. Отличается сухостью и возникает из-за перепада высоты на небольшой территории. Распространен в горных районах Северной Америки, Евразии.
  6. Суховей – возникает в умеренном поясе над степями и пустынями. Воздух сухой и горячий.
  7. Нордер – ветер, наблюдаемый в Мексиканском заливе и дующий с севера.
  8. Зюйд – название обозначает южный ветер, встречающийся на северном полюсе.
  9. Зефир – воздушный поток в восточной части Средиземноморья, возникающий в теплое время года.

Также бывают необычные виды ветров, такие как торнадо (ураган, встречающийся в Северной Америке), хабуб (африканские песчаные бури), близзард (канадский буран наподобие сибирской пурги), хамсин (горячий штормовой ветер в Саудовской Аравии, длящийся около 50 дней) и другие.

Песчаная буря - хабуб

Песчаная буря – хабуб

Как измеряют скорость ветра?

Для измерения скорости ветра изобрели специальные приборы, которые называются анемометрами. Они бывают механическими, ультразвуковыми и тепловыми. Механические делятся на чашечные и крыльчатые.

Механический чашечный анемометр

Механический чашечный анемометр

Чашечный анемометр считается наиболее распространенным. Такой прибор состоит из полусферических чаш и ротора. При этом чаши насажены на ротор и при дуновении ветра начинают вращаться.

В основе данного способа измерения содержится разница давления, которую создает ветер на выпуклые и вогнутые стороны чаш. Скорость вращения ротора соответствует скорости ветра.

Интересно: Торнадо, смерч: что это, как образуется, чем отличаются, классификация, как спастись, фото и видео

От чего зависит скорость и сила ветра?

Скорость ветра зависит от того, насколько велика разница атмосферного давления между территориями. Таким образом, чем быстрее движется ветер, тем больше показатель его силы, с которой поток воздействует на окружающие предметы.

Циркуляция ветров

Циркуляция ветров

Для примера можно взять три территории: на одной барометр показывает 765 мм ртутного столбика, на другой – 760, на третьей – 750. Ветер, дующий с первой территории, на третьей будет сильнее и быстрее, чем на второй из-за большей разницы в давлении.

Какие ветры вызывают образование различных течений?

Морские течения – это мощные потоки воды, которые движутся постоянно либо возникают периодически в морях и океанах. Течения возникают по разным причинам, одной из которых является ветер.

Вызванные ветром, течения делятся на два типа:

  1. Дрейфовые – образуются только под действием ветра.
  2. Ветровые (комбинированные) – возникают не только из-за силы ветра, а в совокупности с разной плотностью воды, наклоном уровня моря.

Направление течения зависит от того, в какую сторону движется поток воздуха. Ветровые течения всегда только поверхностные. Наиболее сильными среди них считаются течение Западных Ветров, протяженность которого составляет около 30 000 км, а также Южное Пассатное течения.

Ветровые течения

Ветровые течения

Интересный факт: течение Западных ветров или антарктическое циркумполярное – это единственный водный поток, который проходит через все меридианы.

Таким образом, морские течения вызывают муссоны, пассаты и западные ветры.

Почему зимой над сушей более высокое давление, чем над океаном, а летом — наоборот?

В зимний период материковая часть Земли остывает быстрее, чем океанические воды. Таким образом, над материком воздух охлаждается, а уровень давления возрастает. Над толщей воды воздух теплее, а давление – ниже.

Летом наблюдается обратная ситуация. Поверхность земли нагревается быстрее, поэтому над ней формируется область низкого давления. Над холодным океаном – высокое давление.

Воздушные массы

Воздушные массы

Этим обусловлено и направление муссонов в разное время года. Летний муссон дует в сторону материка, а зимний – в направлении океана.

Использование ветра человеком

Ветер – элементарный источник энергии, который, к тому же, является экологически безопасным. А сохранение экологии – одна из основных текущих задач человечества. Интересно, что сила ветра служит людям с давних пор.

Раньше это были простейшие устройства вроде мельниц. Сейчас строятся комплексные ветроэнергетические установки, при помощи которых сила ветра преобразовывается в электричество.

Ветроэнергетика

Ветроэнергетика

По потенциалу энергия ветра находится на шестом месте в списке возможных источников после солнечного излучения, угля, урана, нефти и природного газа. Так, возможный объем электроэнергии, который можно получить за счет ветроэнергетических установок, составляет около 25-700 ТВт в год.

Интересный факт: согласно расчетам организации Global Wind Energy Council, активное развитие ветроэнергетики позволит снизить объем выбрасываемого в атмосферу углекислого газа на 1,5 миллиарда тонн в год.

Страны-лидеры в ветроэнергетике (2015 г.):

  1. Китай – 115 000 МВт.
  2. США – 65 000 МВт.
  3. Германия – 39 000 МВт.
  4. Испания – 22 000 МВт.
  5. Индия – 22 000 МВт.
  6. Великобритания – 12 000 МВт.
  7. Канада – 10 000 МВт.
  8. Франция – 9 000 МВт.
  9. Италия – 8 000 МВт.
  10. Бразилия – 6 000 МВт.

В России ветроэнергетика развита слабо и на это есть несколько причин. Во-первых, средняя скорость ветра по всей территории – около 5 м/с (годовые расчеты). Это недостаточный показатель для стандартных установок, поэтому добавляются расходы на дополнительное оборудование.

Чукотская ВЭС №1

Чукотская ВЭС №1

Во-вторых, предпочтительнее выбирать стабильные источники энергии, независящие от различных факторов (в частности природных). Ветроэнергетика в нашей стране связана и с множеством других недостатков, особенно если речь идет о малых объемах. Например, высокая стоимость оборудования, проблемная эксплуатация, обслуживание систем и т.п.

Значение в природе

Ветер является важнейшим природным фактором, который воздействует на составляющие природы: климатические условия, геологические процессы, растения, животные и др.

Ветровая эрозия почвы

Ветровая эрозия почвы

Основные последствия влияния ветров:

  1. Возникновение сильных океанических течений, которые определяют климат прилегающих зон.
  2. Эрозия почвы из-за выдувания мелких частиц.
  3. Образование новых форм рельефа. Например, перенос и откладывание песка ветром приводит к появлению песчаных дюн.
  4. Перенос пыли из пустынь и загрязнение воздуха. Например, летом дуют пассаты в Северном полушарии. При этом они постепенно приближаются к областям субтропических пустынь. В результате пыль из Сахары на протяжении сезона достигает южно-восточной части Северной Америки.
  5. Распространение пожаров. Ветер – один из основных факторов, который влияет на быстрое распространение пожаров, в особенности лесных.
  6. Влияние на растения. Воздушные потоки распространяют семена некоторых растений, ограничивают рост деревьев, а также могут наносить механические повреждения переносимыми твердыми частицами.
  7. Влияние на животных. Ветер усиливает холод в совокупности с низкими температурами – это основной аспект его влияния на животный мир. К влиянию ветра вынуждены приспосабливаться, например, пингвины, птицы, насекомые. Некоторым видам движение воздушных масс приносит пользу – олени распознают издали хищников за счет острого обоняния.

Интересный факт: наиболее известные растения, которые распространяются благодаря ветру – одуванчики, клен, перекати-поле. Опыление многих растений происходит за счет переноса пыльцы.

Почему днем ветер дует с моря на сушу, а ночью – наоборот?

Основополагающим фактором является температура и соответствующее ей атмосферное давление, как и в случае с зимними/летними муссонами. Но ветер, который образовывается на границе суши и морского водоема, имеет собственное название – бриз.

Днем суша быстрее нагревается, чем вода, поэтому ветер дует в зону низкого давления. Ночью земная поверхность быстрее остывает, а вода остается теплой, поэтому бриз меняет направление и дует в сторону моря.

Ветер за пределами Земли

За пределами нашей планеты выделяют несколько видов ветров:

  • солнечный;
  • планетарный;
  • инопланетный.

Солнечный ветер представляет собой перемещение не воздушных потоков, а плазмы, которую выбрасывает солнечная атмосфера. Это явление происходит на скорости около 400 км/с. Гелиосфера – большой участок межзвездного пространства, который окружает Солнечную систему и образован солнечным ветром.

Северное сияние - влияние солнечного ветра

Северное сияние – влияние солнечного ветра

Интересный факт: магнитное поле Земли не дает ветру проникать в атмосферу. Но иногда вспышки на Солнце бывают настолько сильными, что солнечный ветер все же пробивается сквозь эту защиту и вызывает полярное сияние, магнитные бури.

Планетарный ветер – это перемещение газов в верхних слоях атмосферы планеты. Из-за этого планета теряет возможность взаимодействовать с прочими частицами газа. Если подобные процессы продолжаются множество лет, планета может потерять свою атмосферу, запасы воды и т.д.

Интересный факт: известно, что на Марсе есть несколько типов ветров. Например, пылевые смерчи и ветры, дующие с полюсов на скорости около 110 м/с.

Ураган, смерч, циклон – в чем разница – интересное видео

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте также: