Верования древней мордвы доклад
Обновлено: 05.07.2024
Далеко не все знают, что Мордовия — это родина святого праведного воина контр-адмирала Ушакова. Так жемчужиной религиозной архитектуры Мордовии является самый большой православный храм в Поволжье, освещенный в его честь.
Это кафедральный собор, находящийся в Саранске. Он способен принять до 3000 человек и здесь хранятся его мощи. Всего же в наше время на территории республики насчитывается 42 православных монастыря и около 650 храмов.
Эти сведения позволяют легко ответить на вопрос: к какой религии относиться мордва? В наше время это православие.
Мордва делится на два субэтноса: мокша и эрзя
Мордва (мордвины, мордовцы) — это финно-угорский народ. Две составные части мордовского народа — мокша и эрзя. Говорят представители этих субъэтносов на мокшанском и эрзянском языках, относящихся к мордовской подгруппе финно-угорских языков. Таким образом, мордовский язык имеет два диалекта.
Оба мордовских субъэтноса имеют свои этнографические группы: эрзян — шокша и терюхане, мокшан —каратаи. Проживают, в основном, в Российской Федерации: около трети — в Мордовии, а также в сопредельных областях — Нижегородской, Пензенской, Тамбовской, Рязанской, Самарской, Московской.
В Мордовии много сел со смешанным населением, но есть населенные пункты, где проживают исключительно мордва, русские и татары. Есть несколько украинских хуторов. Эта информация позволяет понять: какая религия у мордвы главенствует.
На сегодняшний день это православие, кроме того в республике также проживают приверженцы народной эрзянской веры, ислама, лютеране и молокане. Кроме того, в татарских сёлам имеются общин приверженцев ислама.
Это мешает однозначно сказать: какая вера у мордвы доминирует. Так, например, в Мордовии распространен культ предков, остатки которого можно видеть в подробностях погребальных обычаев, поминок.
Вплоть до XX века здесь сохранился обычай при основании нового кладбища первого покойника хоронить стоя и с посохом в руках.
В эрзянских селениях особо было развито черничество. Чернички — это молодые девушки с некоторым прошлым, покрывшиеся чёрным платком и навсегда отказавшиеся от замужества; они запираются в кельях, чтобы молиться и читать богоугодные книги.
Однако у мордвы черники не пользуются лестной репутацией. Среди них имеются проповедники новых учений, поскольку сектантство очень было распространено среди мордвы. Так, например, здесь нашли свое пристанище «духовные христиане: молокане и духоборы.
Мордва, в большинстве своем, двоеверы
Это этническая религия народа эрзя, одного из субэтносов мордвы, в которой главенствуют дохристианские семейно-родовые и общинные аграрные культы. При этом большинство мордвы (субэтнос мокшане) уже в основном утратили прежние верования, исповедуя православие.
Эрзяне же остаются двоеверами — во время Пасхи, Троицы, Рождества, Крещения, а также в дни престольных праздников проходят моления языческим покровителям. Исключительно национальную веру, по некоторым оценкам, исповедуют менее 2% эрзян.
Какую религию исповедуют мордва в наше время можно понять, узнав, что христианизация мордвы Русской церковью была в целом завершена в XVIII веке.
Шёл этот процесс нередко насильственным образом. Последнее общенациональное моление (озкс) было разогано русскими войсками в селе Чукалы (ныне Большеигнатовский район Мордовии) 23 сентября 1629 года. Кроме того по указанию православных священников вырубались священные рощи (керемети) как места поклонения.
Из-за этого многие язычники бежали на Урал и в Заволжье (Нижегородская, Самарская и Ульяновскаяобласти), поэтому в диаспоре верования сохранились лучше, чем в самой Мордовии.
Современные эрзяне наряду с христианскими сохраняют представления о подземных, земных и небесных божествах (паз) и духах (азор): бог-творец Нишке, боги солнца (Чи паз), грома (Пурьгине-паз) и молнии (Ендол паз).
Выделяются образы праматерей (ава): матери жилища, двора, хозяйственных построек, леса, воды, ветра (Вармава), огня, покровительницы полей (Норовава), плодородия и т. д. (таковы ведявы — богини вод, любви и плодородия).
Власти Мордовии поддерживают возрождение древней мордовской религии
Сельской общине в Мордовии покровительствует дух-велень кирди азорава. Известен образ избранного богом человека (эрзян кирди) в качестве посредника между народом и богами. Почитаются предки (покштят бабай) и полулегендарные мордовские цари-инязоры.
Профессиональных жрецов-озатя у мордвы не было уже к XVIII веку, молениями в поле или в периодически назначаемом общиной доме руководили выборные мужчины и женщины.
После долгого перерыва, первое общественное моление с жертвой быка и птицы верховному богу Нишке (Инешкипазу) состоялось в 1991 году в лесу у деревни Тавла.
Около 80% мордвы считает себя православными
Какая вера у мордовского народа главная невозможно понять, не изучив историю православия, которое доминирует в республике. Так первый православный храм в Мордовии был возведен в 1591 году в Пурдошевском Рождество-Богородичном монастыре, при этом православные приходы здесь существовали и ранее.
С 1628 по 1710-е гг. в Православие чаще всего переходили татарские и мордовские мурзы, приобретавшие таким образом титулы русских князей и крупные имения с многочисленным крестьянством.
В XVIII в. крестились уже целые деревни. В конце XVII в. распространение христианства среди мордвы приняло массовый характер. В эпоху владычества ордынцев мордовская земля входила в состав Сарской епархии, затем в Крутицкую, а с 1593 г.
Понизовье, в том числе междуречье Суры и Мокши, вошли в состав Патриаршей, позднее Синодальной области
В начале XX века на территории современной Мордовии насчитывалось около 5 тысяч священно- и церковно-служителей (вместе с семьями) и около полутора тысяч монахов и монахинь, не считая лиц, живших в монастырях на испытании.
В XX в. Православие в Мордовии пережило самые тяжелые времена, сравнимые с эпохой римских гонений. Массовое преследование верующих и священнослужителей началось с 1924 г.
Первыми были закрыты Кимляйский и Знаменский монастыри, в обоих случаях — в результате карательных экспедиций ЧК. К началу Великой Отечественной войны на территории республики не осталось ни одного православного прихода.
Процесс духовного возрождения в республике начался с введением в СССР перестройки. 8 июня 1990 года была создана Саранская епархия.
В наше время в составе епархии числиться 6 монастырей; 150 приходов, домовых церквей и часовен при министерствах, ведомствах и организациях; 148 клириков.
Более 80% населения Мордовии считает себя православными.
Далеко не многие знают, что такие выдающиеся представители русского православия как патриарх Никон и протопоп Аввакум. Именно поэтому ещё с самого начала раскола в Русской церкви на территорию Мордовии стали прибывать группы староверов.
Кроме того, двоеверие мордвы способствовало тому, что здесь получили большое влияние различные христианские секты.
Начиная с первой половины XIX века, среди мордвы начинают распространяться молоканство и духоборчество. В начале XX века Мордовские молокане, ожидавшие конца света, во множестве уходили на Кавказ к горе Арарат.
На территории Мордовии в селе Шоржи мордва до сих пор сохранила свои обычаи и язык, уже будучи молоканами-прыгунами и молоканами-субботниками, которые даже сменили свои прежние имена на ветхозаветные.
В наши дни протестантизм в республике исповедуют считанные единицы, несмотря на активную миссионерскую деятельность его представителей. Этим Мордовия отличается от других российских регионов, где в последнее время протестанты активно работают.
В Мордовии ислам исповедуют, в основном татары
Около 5% населения Мордовии — приблизительно 46 тысячи человек — исповедуют ислам. В Мордовии в каждом из 58 татарских сел действуют мечети. Обычно ислам в республике исповедуют татары (субэтнос мишарей), этические мокша и эзря считают себя православными. Мусульманские поселения разбросаны по всей территории Республики Мордовия, а наиболее компактно живут в Темниковском и смежных с ним Пурдошанском, Ельниковском районах.
В исторических документах XIV–XV веков эта территория называется Мещерская земля, или просто Мещера. Другим районом компактного проживания татар Мордовии, и на сегодня более многочисленным, является Лямбирский и смежные с ним Ромадановский, Инсарский, Рузаевский районы.
Приверженность части мордвы к Исламу отмечалась путешественниками средневековья. Так, фламандец Г. Рубрук, совершив путешествие в Монголию в 1253 — 1255 гг., писал, что мордва, под которой он понимал мордву-эрзю, являются мусульманами.
В период существования Казанского ханства Ислам восприняли многие представители мордовской феодальной знати. С конца XVII века царское правительство активизирует политику крещения татар; не крестившиеся служилые князья и мурзы лишались своих поместий и крепостных.
В начале ХХ века на территории Мордовии появились последователи нового исламского течения — джидизма.
В рамках борьбы с религией, которая была развернута в 1920 — 1930 е гг. советской властью в Мордовии, практически полностью были уничтожены не только все мечети и медресе Мордовии, но репрессированы, расстреляны или сосланы все имамы и другие служители мусульманского культа.
До второй половины 1980 х гг. мусульманская община республики находилась на нелегальном положении. Возрождение ислама в Мордовии началось только после развала СССР.
Необходимо отметить, что в целом для Мордовии характерен межконфессиональны мир. Здесь многие столетия не возникали конфликты на религиозной почве. Связанно это как с удаленность.
Мордовии от мировых религиозных центров, так и от присущего мордве двоеверия, которое позволяет использовать в быту элементы разных религий. В наши дни в республике доминирует православие, и другие религии занимают в ней положение религиозного меньшинств.
Мордва – это коренной народ Поволжья, его численность составляет более миллиона человек. Интересно, что лишь одна треть мордвы проживает в республике Мордовия. Остальные же распространились по Татарстану, Башкирии, Чувашии, Пензенской, Саратовской и других областях нашей необъятной страны. Мордовский народ состоит из двух субэтносов. Это мокша (составляет три четвертых) и эрзя. Говорят они на сходных языках.
До прихода христианства на Русь религией мордовского народа было язычество. Согласно некоторым источникам, мордва приняла православное христианство лишь в восемнадцатом веке. Однако этому народу удалось сохранить самобытные и неповторимые черты язычества.
Особенности мордовского язычества
Бросается в глаза то, что богов у мордвы было очень-очень много, около сотни. Не было, наверное, ни одного объекта природы или жизни, который бы не имел представительства в божественном обличии.
Языческий пантеон у мордвы отличался изобилием женских богов:
- Вирява – богиня леса.
- Модава – богиня земли.
- Ведява – богиня воды. Может и помочь человеку, и утянуть его на дно.
- Вармава – богиня ветра. К ней обращались во время посевных работ.
- Толава – богиня огня, причем и дикого, и домашнего (печного).
- Чиава – богиня солнца.
- Ковава – богиня луны.
- Кудава – богиня дома. Подобие нашего домового.
- Норовава – богиня полей.
- Калмоава – богиня могил. Провожает души мертвых а загробный мир.
У каждой из богинь были мужья, покровители тех же стихий, природных объектов или явлений. Но их роль была гораздо менее важной по сравнению с женскими божествами. Последние чаще фигурируют и в мифах, сказках, легендах. Вообще для культуры мордвы был характерен матриархат. Богини могут даже наслать на людей болезнь, а также исцелить.
Был в мордовском язычестве и главный бог – Шкай. Его имя переводится как создатель. А воплощением зла у мордвы был шайтан, или черт.
Представление о мире в мордовском язычестве
Изначально мир представлял собой огромный океан. А бог, который имел облик утки, нырнул в этот океан и достал из него землю. Согласно представлениям мордвы, есть три мира (скорее всего, они эквиваленты Нави, Яви и Прави). А предками человека были полуживотные-полулюди, полуптицы-полулюди, полурыбы-полулюди. Непосредственно сам человек был создан из дерева (у субэтноса мокши) или из глины (у эрзя).
После смерти душа попадает в загробный мир, находящийся под землей. Но в нем нет рая и ада.
Сегодня у мордвы остаются так называемые национальные меньшинства, проповедующие язычество. В основном это пожилые женщины, истинные хранительницы религии предков. Они не испытывают никакой неприязни к христианству. Представители мордовского язычества и сегодня проводят моления своим богам на открытом воздухе.
Удача улыбнется вам!
Мордва – это коренной народ Поволжья, его численность составляет более миллиона человек. Интересно, что лишь одна треть мордвы проживает в республике Мордовия. Остальные же распространились по Татарстану, Башкирии, Чувашии, Пензенской, Саратовской и других областях нашей необъятной страны. Мордовский народ состоит из двух субэтносов. Это мокша (составляет три четвертых) и эрзя. Говорят они на сходных языках.
До прихода христианства на Русь религией мордовского народа было язычество. Согласно некоторым источникам, мордва приняла православное христианство лишь в восемнадцатом веке. Однако этому народу удалось сохранить самобытные и неповторимые черты язычества.
Особенности мордовского язычества
Бросается в глаза то, что богов у мордвы было очень-очень много, около сотни. Не было, наверное, ни одного объекта природы или жизни, который бы не имел представительства в божественном обличии.
Языческий пантеон у мордвы отличался изобилием женских богов:
- Вирява – богиня леса.
- Модава – богиня земли.
- Ведява – богиня воды. Может и помочь человеку, и утянуть его на дно.
- Вармава – богиня ветра. К ней обращались во время посевных работ.
- Толава – богиня огня, причем и дикого, и домашнего (печного).
- Чиава – богиня солнца.
У каждой из богинь были мужья, покровители тех же стихий, природных объектов или явлений. Но их роль была гораздо менее важной по сравнению с женскими божествами. Последние чаще фигурируют и в мифах, сказках, легендах. Вообще для культуры мордвы был характерен матриархат. Богини могут даже наслать на людей болезнь, а также исцелить.
Был в мордовском язычестве и главный бог – Шкай. Его имя переводится как создатель. А воплощением зла у мордвы был шайтан, или черт.
Представление о мире в мордовском язычестве
Изначально мир представлял собой огромный океан. А бог, который имел облик утки, нырнул в этот океан и достал из него землю. Согласно представлениям мордвы, есть три мира (скорее всего, они эквиваленты Нави, Яви и Прави). А предками человека были полуживотные-полулюди, полуптицы-полулюди, полурыбы-полулюди. Непосредственно сам человек был создан из дерева (у субэтноса мокши) или из глины (у эрзя).
После смерти душа попадает в загробный мир, находящийся под землей. Но в нем нет рая и ада.
Сегодня у мордвы остаются так называемые национальные меньшинства, проповедующие язычество. В основном это пожилые женщины, истинные хранительницы религии предков. Они не испытывают никакой неприязни к христианству. Представители мордовского язычества и сегодня проводят моления своим богам на открытом воздухе.
РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДРЕВНЕЙ МОРДВЫ
В основе любой религии лежит вера в сверхъестественные силы. Первобытный человек, не умея объяснить внушающие ему страх грозные явления природы, обо-жествлял их. Он одушествлял также всё, что его окружало : деревья, камни, реки, озера и т. п. По мере осознания себя не только частью природы, но и — ра з ум - нейшим существом на земле, творцом орудий труда, жилищ, предметов обихо-да, человек стал искать и творцов окру-жающего мира; придумал богов, похожих, разумеется, на людей. Усложнение обще-ственной жизни вело за собой увеличе-ние количества богов и разделение их функций.
языческих религий. Но названия некоторых богов всё же сохранились :
небом и временем управлял бог Шкай ;
его супругой была Анге — богиня жизни, добра и любви ;
Чи-паз был богом солнца ;
Мастер-паз — богом земли (земной тверди) ;
Ков-паз — богом луны ;
Пургине-паз — богом грома ;
Богиня Шобдава являлась в виде зари ;
Толава в виде огня ;
землей (почвой) ведала Модава ;
водой — Ведява ;
лесом — Вирява и т. д.
Богов поменьше рангом имели каждая река, каждая гора или озеро, да и все, что окружало предков мордвы. Эти боги ничем не отличались от людей : так же огорчались и радовались, ссорились и мирились, воевали и пировали. Они мог-ли гневаться на свой народ, наказывать за грехи, но при этом любили его и желали ему добра. И только презренный бог зла, мрака и холода Анамаз делал все, чтобы погубить мордву.
С формированием знати на земле менялась иерар-хия и на небе. Постепенно повелителем всех богов и людей, творцом всего сущего стал Ине Шкай-паз — великий бог Времени, называемый также Ме-нель-пазом, то есть небесным богом или Вере-пазом — всевышним богом.
Предки мордвы считали, что боги могут наделать много бед и неприятностей, если вовремя не уми-лостивить, не задобрить их. Люди, естественно, хо-тели, чтобы божества были добрыми и всячески со-действовали им в хозяйственной деятельности и в целом в жизни. Именно по этой причине в честь божеств на предполагаемых местах их обитания, т. е. в лесах, на полях, у рек, в жилищах, хозяйствен-ных постройках, устраивались моленья (озкст), на которых произносились молитвы (озномат) и со-вершались жертвоприношения.
Как показывают археологические материалы, в конце I — начале II тысячелетия н. э. мордва переживала процесс распада первобытно-общинного строя и стано - вления классовых отношений. Возникавшие понятия о собственности, неравен - стве, господстве и подчинении переносятся людьми в воображаемый мир их бо-гов.
Как показало сравнительное изучение дохристианских верований мордвы и дру - гого соседнего с ней народа — марийцев, в ранних формах религий этих народов много общего. Это тождество или сходство теонимов многих мордовских и ма-рийских богинь — свидетельство тому, что в тот отдаленный период предки мордвы и марийцев четко еще не обособились в отдельные, самостоятельные эт - нические общности, составляли единую этническую общность или по меньшей мере были близкородственными.
ТЕОНИМ ВЕРХОВНОГО БОГА МОРДВЫ
Своего дохристианского верховного бога мор-два именовала Шкай, Нишке. Думается, этот образ был создан мордвой по типу слов иня-зор — у эрзи и оцязор — у мокши. Словами инязор (ине 'великий', азор ‘хозяин’, владе-тель'), оцязор (оцю 'большой, великий', азор 'хозяин, владетель') она до присоединения к России называла своих владык, а после — русских царей.
Разница в словах Шкай и Нишке, несмотря на общность их происхождения и обозначае-мого понятия, объясняется субэтническими различиями между мордвой-эрзей и мордвой-мокшей. Теоним Нишке образован из двух слов : ине 'великий'; шкай 'создатель, корми-лец, воспитатель'. В мордовском фольклоре встречаются выражения шкамстрямс 'соз-дать, вскормить; воспитать'; шкинекай-три-некай 'создатель, кормилец, воспитатель'.
К этому времени относится происхождение различных мифов мордвы о созда - нии верховным богом Нишке земли, людей, обычаев. Они дошли до нас глав - ным образом в песенной форме.
Далее в песне повествуется о том, как эрзяне избирали себе инязора-владыку, который и поделил между ними леса и луга.
«Вере-Нишке, свет кормилец !
Вот пришли к тебе с моленьем-приготовленьем, с хлебом-солью, с поклоном.
Кланяемся тебе, обращаемся к тебе, кланяемся с чистым сердцем, обращаемся к тебе с мягким сердцем.
Дай на землю-матушку растущий урожай, с толстой соломой, с крупным колосом.
Вот тебе яйца, пусть наполняются зерна, точно желток в яйце !
Дай, Нишкепаз, кормилец, на землю-матушку спокойного хорошего дождя, прохладу корням зерновых, зерно на голову их.
Береги от сильного дождя, от опасной грозы, дай, Нишкепаз, кормилец, пашущим-боронующим, работающим-трудящимся здоровья.
Да посмотри на наши поклоны, услышь моленье.
Со старым молимся, новое дай !
Не оставь нас без присмотра !
Сколько в блюдце соли, столько дай нам добра.
Сверху пусть дождем льется, снизу родником выходит.
Что тратим, на это место дай нового.
Верьде Вере-Нишке, свет кормилец, дай скотине здоровья !
С присоединением мордвы к России началась её христианизация, в ходе кото - рой дохристианские верования и обряды не столько вытеснялись, сколько сме - шивались, синкретизировались с христианскими. Христианский бог получил те-оним Нишке, Шкай, т. е. стал называться именем мордовского дохристианского бога. Теоним этот он носит до сих пор.
Но постепенно христианские ценности, понятия и обряды вошли в мировоззре-ние мордовского народа, которые он сейчас воспринимает как свои исконные. Хотя и в некоторых христианских обрядах, практикуемых, например, в Зубово-Полянском районе, явно прослеживаются заимствования из мордовской куль-туры, что делает их слегка отличающимися от общепринятых.
Читайте также: